Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Тюменской
областной Думы
от 21 декабря 2006 г. N 3104
Информация
об эффективности реализации Закона Тюменской области "О межбюджетных
отношениях в Тюменской области" (по итогам выездного заседания
постоянной комиссии в Тюменском муниципальном районе)
(представлена в областную Думу Вице-губернатором Тюменской области
С.М. Сарычевым 01.12.2006)
Особенностью бюджетной политики последних лет стала практическая реализация масштабной реформы федеративных отношений и местного самоуправления.
Внесены изменения в законодательство по разграничению расходных обязательств между уровнями публичной власти.
Бюджетным и Налоговым кодексами Российской Федерации на долгосрочной основе закреплены доходные источники, необходимые для выполнения этих обязательств.
Проводимая реформа федеративных отношений и местного самоуправления предопределила необходимость существенных изменений и в региональном законодательстве.
Принят Закон Тюменской области от 06.12.2005 N 416 "О межбюджетных отношениях в Тюменской области".
Межбюджетные взаимоотношения с органами местного самоуправления в 2006 году реализуются в условиях принципиально новых структурных преобразований, обусловленных изменением бюджетной системы Тюменской области и формированием 319 местных бюджетов.
Основными целями при формировании межбюджетных отношений являются:
- обеспечение финансовых возможностей органов местного самоуправления по осуществлению полномочий в решении вопросов местного значения;
- выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
- финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных для исполнения органам местного самоуправления.
Финансовое обеспечение полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет:
- налоговых и неналоговых доходов, закрепленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- поступлений налога на доходы физических лиц по дополнительному нормативу отчислений;
- поступлений налога на прибыль по единым нормативам отчислений;
- дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.
В бюджет поселения поступают доходы от местных и федеральных налогов по нормативам, закрепленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Удельный вес федеральных налогов в общем объеме собственных доходов составляет 30%, это поступления:
- налога на доходы физических лиц по нормативу 10%;
- единого сельскохозяйственного налога по нормативу 30%.
Местные налоги составляют 11%, включая:
- земельный налог по нормативу 100%;
- налог на имущество физических лиц по нормативу 100%.
Дотации составляют 59%.
В муниципальных районах удельный вес налогов, закрепленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, в общем объеме собственных доходов составляет 22%, это поступления:
- налога на доходы физических лиц по нормативу 20%;
- единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (90%);
- госпошлины по месту регистрации (100%);
- платы за негативное воздействие на окружающую среду (40%);
- единого сельскохозяйственного налога (30%);
- земельного налога и налога на имущество физических лиц, взимаемых с межселенных территорий.
Доходы, передаваемые в порядке межбюджетного регулирования, составляют 32%, среди них:
- налог на доходы физических лиц по нормативу до 70%;
- налог на прибыль по единому нормативу отчислений в размере 66,7%.
Объем дотации составляет 46%.
В городских округах удельный вес налогов, закрепленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, в общем объеме собственных доходов составляет 48%, это поступления:
- налога на доходы физических лиц по нормативу 30%;
- единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (90%);
- госпошлины по месту регистрации (100%);
- платы за негативное воздействие на окружающую среду (40%);
- единого сельскохозяйственного налога (60%);
- земельного налога и налога на имущество физических лиц (100%).
Объем доходов, передаваемых в порядке межбюджетного регулирования, составляет 14%. Дотация из областного бюджета - 38%.
Низкий уровень собственной доходной базы наблюдается у всех типов муниципальных образований, при этом доля местных налогов в структуре доходов ничтожна: от 1% в муниципальных районах до 11% - в бюджетах поселений.
Обеспеченность расходных полномочий муниципальных образований собственными доходами (налоговые и неналоговые поступления) с учетом передачи налога на прибыль по единым нормативам в 2006 году составляет:
- по сельским поселениям - 41%;
- по муниципальным районам - 24%;
- по городским округам - 60%.
Вследствие этого значительно возрастает роль передачи из областного бюджета средств в порядке межбюджетного регулирования.
Политика Правительства области в вопросах построения межбюджетных отношений ориентирована на единые подходы к обеспечению сбалансированности местных бюджетов.
Распределение межбюджетных трансфертов между муниципальными образованиями проведено на формализованной основе в соответствии с методиками, утвержденными в областных законах "О межбюджетных отношениях" и "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями".
В соответствии с областным законом о бюджете, на основании Закона Тюменской области "О межбюджетных отношениях в Тюменской области" предусмотрено формирование трех региональных фондов:
- фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);
- фонда финансовой поддержки поселений;
- фонда компенсаций.
Первые два фонда используются в качестве инструмента выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований, фонд компенсаций обеспечивает муниципалитеты финансовым источником в целях реализации переданных на местный уровень государственных полномочий.
Кроме указанных фондов, на уровне муниципального района создается районный фонд финансовой поддержки поселений.
Основная задача межбюджетных трансфертов - безусловное обеспечение равенства гарантированных Конституцией Российской Федерации, федеральным и региональным законодательством прав граждан, проживающих в любом сельском поселении, на получение государственных услуг, вне зависимости от уровня развития его экономики.
Система выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов осуществляется в два этапа.
На первом этапе распределяется 65% средств фонда. За счет указанной доли производится выравнивание бюджетной обеспеченности районов до уровня 2500 - 3700 рублей на одного жителя.
На втором этапе оставшиеся 35% средств фонда распределяются между муниципальными районами исходя из фактических и прогнозных показателей бюджетов муниципальных образований как разница между расчетными доходами и расходами.
В результате выравнивания средняя бюджетная обеспеченность на одного жителя в муниципальных районах возросла в 2 - 3 раза и составила от 2600 до 6800 рублей.
Разный уровень бюджетной обеспеченности обусловлен особенностями территории: отдаленностью, повышенным коэффициентом к заработной плате, различными видами топлива, используемого в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Выравнивание бюджетной обеспеченности городских округов осуществляется в три этапа.
На первом этапе распределяется 69% средств фонда. За счет указанной доли обеспечивается выравнивание бюджетной обеспеченности до уровня 3300 - 7800 рублей на одного жителя.
На втором этапе распределяется 2% средств фонда исходя из численности жителей конкретного городского округа.
На третьем этапе 29% средств фонда распределяются как разница между расчетными доходами и расходами бюджетов городских округов.
В результате выравнивания средняя бюджетная обеспеченность на одного жителя в городском округе возросла более чем в 2 раза и составила суммы от 1500 - 4900 рублей до 3700 - 10300 рублей на одного жителя.
Полномочие по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений передано на уровень муниципальных районов. Источник финансирования данных полномочий - средства районного фонда финансовой поддержки поселений.
Средства фонда распределяются в три этапа, по аналогии с бюджетным выравниванием городских округов, в следующих размерах: 46, 9 и 45% соответственно, тем самым повышается уровень бюджетной обеспеченности поселений в 2 раза, с 200 - 800 рублей до 700 - 1400 рублей на одного жителя.
Объем средств на реализацию полномочий по вопросам местного значения в 2006 году составляет 16,5 млрд. рублей, что выше аналогичного показателя 2005 года на 5,2 млрд. рублей.
По итогам исполнения областного бюджета за 9 месяцев текущего года в местные бюджеты на исполнение полномочий по вопросам местного значения поступило 13,8 млрд. рублей, или 83% от утвержденного плана.
С помощью действующей схемы межбюджетных отношений реализуется новый принцип - принцип равенства бюджетных прав муниципальных образований на основе введения единой методологии распределения дотаций из фондов финансовой поддержки, тем самым обеспечивается сбалансированность местных бюджетов.
Правительство области в качестве основных подходов по наделению органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями определяет следующие:
- реализация полномочий на местном уровне, обеспечивающая максимальный социальный и экономический эффект;
- ежегодное принятие закона области о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;
- осуществление финансовой обеспеченности передаваемых полномочий по единой методике, установленной в областном законе;
- утверждение порядка расходования средств на исполнение полномочий (субвенций) органами местного самоуправления;
- контроль за исполнением переданных полномочий.
Динамика изменения количества передаваемых полномочий и объема выделяемых на их исполнение финансовых ресурсов складывается следующим образом:
2004-й год - 4 государственных полномочия - 15,6 млн. рублей;
2005-й год - 18 государственных полномочий - 1,7 млрд. рублей;
2006-й год - 28 государственных полномочий - 4,2 млрд. рублей.
В соответствии с Законом Тюменской области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями" исполнение полномочий осуществляется городскими округами, муниципальными районами и поселениями Тюменского района.
За 9 месяцев текущего года в бюджеты муниципальных образований на исполнение государственных полномочий (с учетом двух полномочий, переданных согласно Федеральному закону N 184-ФЗ - на выплату гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг и обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение образования) из регионального фонда компенсаций поступило субвенций в объеме 6,1 млрд. рублей, или 82% от объема запланированных на эти цели средств.
Таким образом, сформированная в соответствии с Законом Тюменской области "О межбюджетных отношениях в Тюменской области" система межбюджетного регулирования способствует созданию эффективных, устойчивых финансовых взаимоотношений между участниками бюджетного процесса при наиболее полном удовлетворении спроса граждан на бюджетные услуги с учетом объективных различий в потребностях населения и особенностей социально-экономического развития территорий.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 21 декабря 2006 г. N 3104 "Об информации Правительства Тюменской области об... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.