Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Думы
Тюменского
муниципального района
от 31 марта 2006 г. N 71
Порядок
рассмотрения обращений граждан органами и должностными лицами
Тюменского муниципального района
1. Общие положения
Настоящий Порядок призван обеспечить соблюдение и защиту конституционных прав граждан на беспрепятственное обращение в органы местного самоуправления Тюменского муниципального района и к их должностным лицам с предложениями, заявлениями, жалобами, за защитой своих прав, свобод и охраняемых законом интересов как устно, так и письменно, как индивидуально, так и коллективно, как лично, так и с помощью своего представителя, средств связи и массовой информации.
Правовую основу настоящего Порядка составляют Конституция Российской Федерации, Закон Тюменской области "О порядке рассмотрения обращений граждан", Устав Тюменского муниципального района и иные нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в данной сфере.
2. Основные понятия и термины, используемые в настоящем порядке
Обращение - индивидуальное или коллективное предложение, заявление, жалоба, изложенное в письменной или устной форме.
Жалоба - обращение гражданина по поводу нарушения его прав и охраняемых законом интересов, допущенного действием (бездействием) органов и (или) должностных лиц органов местного самоуправления Тюменского муниципального района.
Заявление - обращение гражданина, направленное на реализацию прав и охраняемых законом интересов заявителя или на устранение тех или иных недостатков в деятельности органов и (или) должностных лиц местного самоуправления Тюменского муниципального района, препятствующих реализации прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Предложение - обращение конкретного характера, не связанное с нарушением или реализацией прав и охраняемых законом интересов гражданина, направленное на улучшение организации деятельности органов и (или) должностных лиц местного самоуправления района, на решение вопросов экономической, политической, социально-экономической, культурной и других сфер района.
Коллективное обращение - обращение двух и более граждан, а также обращение, принятое на собрании или сходе и подписанное организаторами этого собрания или схода.
3. Письменная форма обращений граждан
Письменное обращение гражданина должно содержать наименование и адрес органа или должностного лица местного самоуправления района, которому направляется обращение, изложение существа обращения (с указанием для жалобы: какие права заявителя действием или бездействием каких органов или должностных лиц нарушены), фамилию, имя, отчество, данные о месте жительства (месте пребывания) или работы (учебы), дату и личную подпись.
К обращению могут быть приложены необходимые для рассмотрения документы или их копии. Гражданин вправе обратиться с просьбой направить ответ на имя уполномоченного им лица.
Резолюции собраний или сходов должны быть подписаны их организаторами с указанием адреса для ответа.
Обращение гражданина, не содержащее его фамилии и данных о месте его жительства (месте пребывания) или работы (учебы), личной подписи, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.
Анонимное обращение, содержащее сведения о готовящемся или совершенном преступлении, направляется для проверки в правоохранительные органы.
Не рассматриваются обращения, содержащие выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц и при этом не отвечающие признакам того или иного вида обращения, закрепленным в разделе 2 настоящего Порядка.
4. Устная форма обращений граждан
Устные обращения граждан к должностным лицам органов местного самоуправления района поступают от граждан во время личного приема.
Устные обращения также могут поступать по специально организованным "телефонам доверия", "горячим линиям", во время прямых эфиров по радио и телевидению.
Устные обращения граждан рассматриваются незамедлительно в тех случаях, когда изложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки. На устные обращения ответ, как правило, дается в устной форме, в том числе и по телефону.
В случае, если обстоятельства, изложенные в устном обращении, требуют дополнительной проверки, устное обращение оформляется справкой должностного лица, к которому поступило обращение, и в дальнейшем рассматривается в порядке, предусмотренном для письменных обращений граждан.
5. Подведомственность дел об обращениях граждан
Обращения граждан рассматриваются органами и должностными лицами местного самоуправления района в соответствии со своей компетенцией.
Органы и должностные лица местного самоуправления района, к ведению которых не относится решение вопросов, поставленных в обращениях граждан, направляют обращения не позднее чем в пятидневный срок со дня их поступления по подведомственности, извещая об этом граждан, подавших обращения, а на личном приеме должностные лица разъясняют, куда гражданину следует обратиться. Запрещается направлять на рассмотрение жалобы тем органам и должностным лицам местного самоуправления района, решение и (или) действие (бездействие) которых обжалуется.
6. Сроки рассмотрения обращений граждан
Все обращения граждан подлежат обязательной регистрации в день их поступления. Началом срока рассмотрения обращения считается день их регистрации уполномоченным осуществлять данную функцию должностным лицом. Окончанием срока рассмотрения обращения считается дата направления письменного ответа или устного сообщения лицу, подавшему обращение, с изложением принятого решения по обращению.
Все виды обращений рассматриваются должностными лицами органов местного самоуправления в следующие сроки:
До 5 дней - для направления по подведомственности;
До 15 дней - для принятия решения по существу, если не требуется дополнительная проверка;
До 30 дней - при проведении дополнительной проверки.
Обращения, не требующие дополнительного изучения или проверки - безотлагательно или не позднее пяти дней.
В тех случаях, когда для рассмотрения предложении, заявлений, жалоб необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки их рассмотрения могут быть, в порядке исключения, продлены уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления, но не более чем на один месяц с сообщением об этом лицу, подавшему обращение.
При этом общий срок рассмотрения обращений не может превышать двух месяцев, за исключением случаев, когда материалы, необходимые для принятия решения или ответа лицу, подавшему обращение, рассматриваются в суде. В таких случаях общий срок рассмотрения обращения продлевается на весь период судебного разбирательства.
О результатах рассмотрения обращения гражданину направляется сообщение в течение десяти дней с момента принятия по нему соответствующего решения.
В случае если окончание срока рассмотрения обращения приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается непосредственно следующий за ним рабочий день.
7. Обоснования обращений граждан
Гражданин, подавший обращение, в случае необходимости обосновывает свои требования.
Если данных обоснований недостаточно, орган или должностное лицо, рассматривающее обращение, предлагает заявителю представить дополнительные сведения, а также факты или собирает их по собственной инициативе.
Общеизвестные обстоятельства и факты, установленные вступившим в силу решением суда, не подлежат доказыванию.
Органы и должностные лица местного самоуправления по официальным запросам обязаны представлять для ознакомления акты, другие документы и материалы (или их копии), имеющие значение для рассмотрения обращений граждан в качестве обоснований, за исключением тех, которые содержат государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну или для которых установлен особый порядок представления.
Должностные лица органов местного самоуправления, виновные в умышленном непредставлении истребуемых обоснований, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
8. Прием граждан
Должностные лица местного самоуправления Тюменского муниципального района обязаны проводить личный прием граждан.
Прием должен проводиться в установленные и доведенные до сведения граждан дни и часы, в удобное для них время. При этом не менее двух часов ежемесячно личный прием граждан должен проводиться после 18 часов по местному времени.
В случае организации предварительной записи граждан на личный прием указанная предварительная запись должна проводиться открыто, в удобной для граждан форме, на основании устных обращений граждан к лицу, осуществляющему запись, переданных лично либо по телефонной связи, либо письменных обращений.
Гражданину, обратившемуся в установленное для приема время, не может быть отказано в личном приеме должностным лицом, если в его полномочия входит рассмотрение или принятие решения по соответствующему обращению. Если в полномочия должностного лица не входит рассмотрение обращения гражданина или принятие по нему решения, то гражданину должны быть разъяснены причины отказа в личном приеме с указанием органа или организации, должностного лица, правомочного рассмотреть соответствующее обращение или принять по нему решение. По требованию гражданина такие разъяснения должны быть даны ему в письменной форме в тот же день, в который он получил отказ в личном приеме.
В помещениях органов местного самоуправления должны быть размещены информационные указатели о расположении должностных лиц.
9. Виды обращений граждан и особенности их рассмотрения
9.1. Предложения граждан
Предложение гражданина рассматривается должностными лицами, уполномоченными принять решение по его реализации. При рассмотрении предложения должны быть проверены указанные в нем фактические обстоятельства и дана его объективная оценка. При необходимости должно быть организовано обсуждение предложения, его дополнительное изучение с привлечением специалистов, проведение необходимых экспертиз. Граждане, направившие предложения, вправе участвовать в их обсуждении.
По результатам рассмотрения предложения соответствующий орган, должностное лицо органа местного самоуправления района должны принять мотивированное решение, направить его лицу, подавшему предложение, а в случае принятия предложения - обеспечить его реализацию.
В случае отказа в принятии предложения решение должно содержать разъяснение причин или мотивов отказа, сведения об иных возможных путях достижения целей предложения, а также разъяснение возможного порядка обжалования решения.
9.2. Заявления граждан
Гражданин может обратиться в органы местного самоуправления района или к должностному лицу с заявлением от своего имени в защиту своих прав и охраняемых законом интересов, а также в интересах других лиц, если иное не следует из закона.
Заявление гражданина рассматривается в сроки, установленные настоящим Порядком. При рассмотрении заявления гражданина должны быть проверены наличие у него соответствующих прав, возможность их реализации в порядке, указанном в заявлении, фактические обстоятельства, от которых зависит принятие решения по заявлению.
Отказ в принятии заявления возможен только по основаниям, предусмотренным законом. При этом по требованию гражданина отказ в принятии заявления должен быть немедленно засвидетельствован лицом, принимающим или рассматривающим заявление, в форме резолюции или в иной письменной форме. Отказ в принятии заявления может быть обжалован гражданином в установленном законом порядке.
При приеме и рассмотрении заявлений не допускается возложение на гражданина не предусмотренных законом обязанностей или ограничение возможности реализации его прав, в частности не допускаются требования:
- представления документов, не предусмотренных нормативным правовым актом, предоставляющим гражданину право, на реализацию которого направлено заявление;
- исполнения гражданином обязанностей, не связанных с заявлением, если это не предусмотрено законом;
- уплаты сборов, не предусмотренных действующим законодательством и нормативными правовыми актами;
- снятия, копий с документов, если это не предусмотрено действующим законодательством;
- обязательного заключения договоров, связанных с рассмотрением заявления, если в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации подобные договоры заключаются в добровольном порядке.
По результатам рассмотрения заявления соответствующий орган либо должностное лицо обязаны принять обоснованное решение и обеспечить его выполнение. В случае неудовлетворения требований, изложенных в заявлении, до сведения гражданина, подавшего заявление, в письменной форме должны быть доведены мотивы отказа, а также должны быть указаны орган и (или) должностное лицо, которым можно обжаловать принятое по заявлению решение.
9.3. Жалобы граждан
Жалоба может быть подана гражданином от своего имени или от имени иного лица в порядке и в случаях, предусмотренных законом.
Жалоба гражданина рассматривается органами местного самоуправления района или должностными лицами, уполномоченными принимать решение по восстановлению нарушенных прав и охраняемых законом интересов граждан. При рассмотрении жалобы должны быть проверены указанные в ней фактические обстоятельства и сделан вывод о ее обоснованности. При необходимости должны быть истребованы соответствующие документы, проводиться экспертизы, опрашиваться должностные лица и граждане, осуществляться проверка изложенных в жалобе сведений с выездом на место. Решение по жалобе может быть принято только после проверки всех обстоятельств, являющихся причиной подачи жалобы. Лицо, подавшее жалобу, вправе знакомиться с материалами ее проверки.
По результатам рассмотрения жалобы соответствующий орган, должностное лицо органа местного самоуправления района должны принять решение, направить его лицу, подавшему жалобу, и обеспечить его исполнение. Меры по пресечению неправомерных действий, устранению нарушений прав и охраняемых законом интересов гражданина должны быть приняты соответствующим органом, должностным лицом незамедлительно после признания жалобы обоснованной.
Если по результатам рассмотрения жалобы сделан вывод о неоднократном или массовом нарушении прав и охраняемых законом интересов гражданина, то в решении по жалобе должны быть указаны:
- выявленные причины и условия, повлекшие нарушение, а также принятые меры по их устранению;
- лица, виновные в нарушении, и принятые по отношению к ним меры ответственности.
В случае отказа в удовлетворении жалобы решение должно содержать мотивы отказа, информацию о характере и полноте проверки указанных в жалобе обстоятельств, а также разъяснение возможного порядка обжалования решения. Причиной отказа в удовлетворении жалобы не может служить возможность ее удовлетворения в судебном порядке, если в соответствии с законодательством указанные в жалобе нарушения прав и охраняемых законом интересов гражданина могут быть устранены органом, должностным лицом, рассматривающим жалобу.
9.4. Коллективные обращения граждан
Коллективные обращения граждан рассматриваются в соответствии с требованиями настоящего Порядка так же, как индивидуальные обращения граждан.
Коллективные обращения граждан, принятые на собраниях (сходах), конференциях, митингах, оформленные в письменном виде и подписанные организаторами, подлежат рассмотрению так же, как и индивидуальные обращения, поданные в письменной форме.
В случае неудовлетворения требований, изложенных в коллективном обращении, до сведения лиц, его подписавших, в письменной форме должны быть доведены мотивы отказа, а также должны быть указаны орган и (или) должностное лицо, которым можно обжаловать принятое по обращению решение.
10. Ответственность за нарушение установленного Порядка рассмотрения
обращений граждан
Нарушение установленного Порядка рассмотрения обращений граждан, неправомерный отказ в их приеме, затягивание сроков рассмотрения обращений, их необъективное разбирательство, принятие необоснованных решений, нарушающих законодательства Российской Федерации и Тюменской области, правовые акты органов местного самоуправления Тюменского муниципального района, предоставление недостоверной информации, разглашение сведений о частной жизни гражданина влекут ответственность виновных должностных лиц в соответствии с действующим законодательством.
11. Контроль и надзор за осуществлением установленного Порядка
рассмотрения обращений граждан
Органы и должностные лица в порядке подчиненности обязаны проводить учет, анализ и обобщение вопросов, содержащихся в обращениях граждан, проверять состояние дел по рассмотрению обращений граждан и устранять причины и условия, порождающие нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.
Обращения граждан, в которых сообщается о конкретных нарушениях их прав и охраняемых законом интересов, содержащие вопросы, имеющие общественную значимость, ставятся на контроль. Контроль за соблюдением установленного Порядка рассмотрения обращений граждан осуществляют уполномоченные должностные лица органов местного самоуправления района.
Обращение гражданина считается разрешенным, если приняты исчерпывающие меры по всем поднятым в нем вопросам и даны по нему обоснованные ответ и разъяснения заявителю.
Рассмотрение обращения не может считаться законченным на основании документа, в котором сообщается о предполагаемых мерах по решению поставленных в обращении вопросов. В этом случае обращение ставится на дополнительный контроль до полного осуществления намеченных мер.
Решение о снятии с контроля обращения принимает должностное лицо, первоначально рассматривавшее его.
<< Назад |
||
Содержание Решение Думы Тюменского муниципального района от 31 марта 2006 г. N 71 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.