Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжением Правительства Тюменской области от 16 сентября 2013 г. N 1793-рп настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к распоряжению
Правительства
Тюменской области
от 1 июня 2009 г. N 700-рп
Порядок
разработки и реализации областных целевых программ Тюменской области
31 августа 2009 г., 5 апреля 2010 г., 30 августа 2011 г., 10 сентября 2012 г., 16 сентября 2013 г.
1. Общие положения
1.1. Порядок разработки и реализации областных целевых программ Тюменской области (далее - Порядок) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом Тюменской области, Законом Тюменской области "О формировании и финансировании областных программ".
1.2. Порядок определяет процедуру разработки, согласования, утверждения, реализации, мониторинга, изменения и дополнения областных целевых программ Тюменской области.
1.3. Государственная программа Тюменской области - это областная целевая программа, которая представляет собой совокупность взаимоувязанных мер, направленных на достижение конкретных целей, решение актуальных социальных и экономических проблем, развитие отраслей социально-культурной ориентации и материального производства, имеющих долгосрочный характер.
Государственная программа Тюменской области разрабатывается на основе принятых в установленном порядке Концепции долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области, Программы социально-экономического развития Тюменской области, отраслевых стратегий, схемы территориального планирования Тюменской области, иных документов и правовых актов по вопросам стратегического развития региона на долгосрочный период.
Государственная программа Тюменской области может включать в себя подпрограммы, направленные на решение отдельных конкретных целей и задач государственной программы, исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.
Требования к содержанию подпрограмм аналогичны требованиям к содержанию государственной программы в целом.
1.4. Срок реализации областной целевой программы определяется Правительством Тюменской области и составляет 3 и более лет.
1.5. Государственными заказчиками государственных программ Тюменской области являются исполнительные органы государственной власти Тюменской области, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие разработку и (или) реализацию программных мероприятий государственных программ, рациональное использование средств из бюджетных и внебюджетных источников, а также подготовку отчетности о реализации государственной программы.
Государственный заказчик-координатор государственной программы Тюменской области (далее - государственный заказчик-координатор) - государственный заказчик, координирующий деятельность государственных заказчиков государственной программы Тюменской области.
1.6. Исполнители программы - юридические лица, уполномоченные государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) осуществлять реализацию программных мероприятий.
1.7. Объект программы - предмет, деятельность, на которые будет направлена реализация областной целевой программы.
1.8. Субъекты программы - государственный заказчик-координатор, государственный заказчик, исполнители программы.
1.9. Настоящий Порядок не распространяется на иные программы.
К иным программам относятся программы, не подпадающие под определение государственных программ.
2. Разработка областных целевых программ
2.1. Разработка областной целевой программы включает следующие основные этапы:
- разработка проекта областной целевой программы;
- рассмотрение проекта областной целевой программы на очередной финансовый год и плановый период на заседании Комиссии по рассмотрению государственных программ Тюменской области (далее - Комиссия);
- согласование проекта распоряжения об утверждении областной целевой программы в установленном порядке;
- рассмотрение и утверждение проекта распоряжения об утверждении областной целевой программы на Президиуме Правительства Тюменской области.
2.2. Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор):
- координирует взаимодействие соисполнителей при разработке областной целевой программы;
- в случае привлечения для разработки проекта областной целевой программы сторонней организации готовит техническое задание на разработку проекта областной целевой программы;
- разрабатывает в пределах своих полномочий проекты нормативных правовых актов и правовых актов, необходимых для выполнения областной целевой программы;
- разрабатывает перечень показателей измерения поставленных задач и проведения мониторинга реализации программных мероприятий, включая описание социальных, экономических и экологических последствий реализации областной целевой программы; общую оценку ее вклада в достижение соответствующей стратегической цели; оценку рисков ее реализации; планирует объем бюджетных средств по годам и этапам в течение всего срока реализации областной целевой программы;
- представляет проект областной целевой программы в Комиссию;
- готовит проект распоряжения Правительства Тюменской области об утверждении областной целевой программы и согласовывает его с заинтересованными органами, в том числе с департаментом экономики, департаментом финансов, главным правовым управлением Тюменской области в установленном порядке;
- при необходимости вносит проектом распоряжения Правительства Тюменской области изменения и дополнения в утвержденную областную целевую программу и согласовывает проект областной целевой программы в установленном порядке;
- представляет согласованный проект распоряжения об утверждении областной целевой программы в Правительство Тюменской области для подготовки к рассмотрению на Президиуме Правительства;
- в случае проведения независимой экспертизы (по решению государственного заказчика) экспертное заключение прилагается к проекту областной целевой программы. Для разработки проекта областной целевой программы и проведения независимой экспертизы проекта областной целевой программы могут привлекаться в установленном порядке научно-исследовательские, консалтинговые и иные организации;
- размещает информацию об утвержденной областной целевой программе на Официальном портале органов государственной власти Тюменской области в установленном порядке.
2.3. Областная целевая программа разрабатывается в виде единого документа и содержит титульный лист, паспорт областной целевой программы и паспорта подпрограмм (приложение 7 к настоящему Порядку), основное содержание и приложения (приложения 1 - 6 к настоящему Порядку).
На титульном листе указываются полное наименование областной целевой программы, сроки ее реализации, наименование государственного заказчика (государственного заказчика-координатора).
В паспорте программы в строке "Ожидаемые конечные результаты реализации программы" отражаются показатели целей и их значения, которые будут достигнуты в результате реализации программы.
Основное содержание областной целевой программы состоит из разделов:
Раздел 1. Характеристика объекта, воздействие на который предполагается в рамках областной целевой программы.
Приводится развернутый анализ объекта, включая факторный анализ существующей ситуации, выявление проблем, сдерживающих развитие отрасли или препятствующих выполнению постоянных функций субъекта бюджетного планирования, обоснование связи с приоритетами социально-экономического развития области.
Раздел также должен содержать нормативно-правовое обоснование полномочий органов государственной власти данной сферы управления, имеющих отношение к объекту.
При анализе приводятся данные (по возможности) статистической и ведомственной отчетности за предшествующие годы, включая сравнение показателей Тюменской области с сопоставимыми средними показателями Уральского федерального округа и Российской Федерации в целом при наличии таких данных.
Если областная целевая программа разрабатывается на основании действующей областной целевой программы Тюменской области, приводится анализ реализации действующей областной целевой программы с указанием фактического уровня финансирования, степени реализации предусмотренных программой мероприятий, уровня достижения показателей целей и задач (в случае, когда плановые значения показателей не достигнуты, приводится анализ причин их недостижения).
Раздел 2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации областной целевой программы.
Формируется цель (цели) областной целевой программы. Перечисляются задачи областной целевой программы, которые должны быть решены для достижения цели (целей). Указываются сроки и этапы реализации областной целевой программы, дается их обоснование.
При определении целей программ, планируемых к утверждению, рекомендуется руководствоваться следующими требованиями:
- специфичность (цель должна соответствовать полномочиям органов исполнительной власти Тюменской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти);
- измеряемость (должна существовать возможность измерить достижение цели с помощью показателей);
- достижимость (цель должна быть реальной и потенциально достижимой);
- нетождественность с задачами, мероприятиями и конечными результатами программы;
- согласованность (цель должна соответствовать задачам, поставленным Президентом Российской Федерации, Губернатором Тюменской области, приоритетам и задачам долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области).
В данном разделе необходимо обозначить соответствие цели программы стратегической цели, приоритетам и задачам, обозначенным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области. При этом требуется указать конкретный приоритет и задачу (задачи).
Раздел 3. Система основных программных мероприятий.
Система программных мероприятий является совокупностью мер, выполнение которых обеспечивает достижение целей и решение задач областной целевой программы. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам.
Программные мероприятия должны быть сгруппированы в соответствии с целями и задачами областной целевой программы и оформлены в виде приложений к программе: "Перечень мероприятий областной целевой программы" (приложение 1 к настоящему Порядку), "Бюджетные инвестиции в рамках областной целевой программы" (приложение 1.1 к настоящему Порядку) и "Сетевой график областной целевой программы" (приложение 3 к настоящему Порядку).
Приложения 1, 1.1 и 2 представляются в департамент экономики области с визами департамента финансов области.
В систему основных программных мероприятий может входить информационное сопровождение реализации областной целевой программы (конференции, круглые столы, семинары с участием средств массовой информации (СМИ); пресс-конференции, брифинги; публикации, интервью и выступления в СМИ, выпуск целевых изданий (брошюры, листовки и т.д.), прямые линии на телевидении, радио, в печатных СМИ, размещение информации на Официальном портале органов государственной власти Тюменской области).
Мероприятия по информационному сопровождению областной целевой программы оформляются в виде отдельного приложения к областной целевой программе "План мероприятий по информационному сопровождению реализации областной целевой программы" (приложение 6 к настоящему Порядку).
Раздел 3.1. Требования, в соответствии с которыми объекты строительства и реконструкции подлежат к включению в областные целевые программы.
Приложение N 1.1. "Бюджетные инвестиции" областной целевой программы на очередной финансовый год и плановый период формируется государственным заказчиком (государственным заказчиком - координатором) в соответствии с перечнем объектов, строительство и реконструкцию которых планируется осуществлять за счет средств областного бюджета (далее - перечень).
При формировании проекта перечня объектов на очередной финансовый год и плановый период инвестиционные проекты, предусматривающие строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, подлежат проверке на предмет эффективности использования средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения, в соответствии с настоящими требованиями.
1. Критерии включения объектов в проект Перечня:
1.1. В приоритетном порядке средства направляются на исполнение принятых бюджетных обязательств и завершение начатых объектов.
1.2. Объекты нового строительства (реконструкции) включаются:
а) в пределах бюджетных ассигнований, доведенных главному распорядителю бюджетных средств;
б) объекты, по которым отраслевым исполнительным органом государственной власти Тюменской области в целях софинансирования обеспечивается привлечение средств федерального бюджета;
в) по которым имеется разработанная проектная документация по аналогичному объекту капитального строительства (реконструкции).
2. Предложения по объектам нового строительства (реконструкции) представляются государственным заказчиком для согласования в департамент экономики Тюменской области, главное управление строительства Тюменской области, департамент жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области в рамках предусмотренных полномочий по форме согласно приложению 12 "Оценка эффективности использования средств на строительство (реконструкцию) объекта" (далее - форма).
Дополнительно к форме прилагается проект технического задания на разработку проектной документации.
3. Департамент экономики Тюменской области рассматривает и согласовывает представленные государственным заказчиком материалы по оценке эффективности по следующим позициям:
- соответствие проекта приоритетам социально-экономического развития региона;
- потребность муниципального образования в предлагаемом к строительству (реконструкции) объекте (расчетный индекс обеспеченности муниципального образования соответствующими объектами);
- общественная значимость проекта;
- положительные социальные и экономические эффекты, связанные с реализацией проекта (учитывается динамика изменения демографической ситуации и уровень занятости населения муниципального образования).
4. Согласованная департаментом экономики Тюменской области форма направляется государственным заказчиком в главное управление строительства Тюменской области, департаментом жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области в рамках предусмотренных полномочий.
5. Главное управление строительства Тюменской области, департамент жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области в соответствии с предусмотренными полномочиями согласовывают представленные материалы по следующим позициям:
- вид капитальных вложений (новое строительство, реконструкция);
- информация о ПД (наличие, прохождение госэкзпертизы, возможность применения повторной ПД);
- мощность (в соответствующих единицах);
- расчетная стоимость объекта, в т.ч. ПД;
- прогнозируемая потребность в средствах по годам;
- нормативные сроки строительства (реконструкции).
6. Объекты, не прошедшие согласование, выносятся на рассмотрение Комиссии. Инициатором данной процедуры является государственный заказчик.
7. Главное управление строительства Тюменской области, департамент жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области в рамках своих полномочий формируют проект Перечня объектов на очередной финансовый год и плановый период, с учетом согласованной всеми сторонами оценки эффективности использования бюджетных средств.
8. Проект Перечня объектов, строительство и реконструкцию которых планируется осуществлять за счет средств областного бюджета направляется на рассмотрение и согласование в департамент финансов Тюменской области в сроки, установленные распоряжением Правительства Тюменской области о разработке прогноза социально-экономического развития области и проекта закона Тюменской области "Об областном бюджете на очередной финансовой год и плановый период".
Раздел 4. Финансовое обеспечение областной целевой программы.
Объем финансового обеспечения на стадии разработки проекта областной целевой программы определяется на весь период реализации областной целевой программы как прогнозный, с разбивкой по годам и мероприятиям. По областным целевым программам, реализация которых осуществляется несколькими государственными заказчиками, распределение объемов финансирования указывается в разрезе государственных заказчиков по годам реализации.
Расчет финансовых ресурсов производится в ценах года разработки областной целевой программы с учетом индекса-дефлятора.
В данном разделе необходимо также отразить:
- средства федерального бюджета, привлекаемые для реализации областной целевой программы;
- возможности привлечения внебюджетных средств для реализации программных мероприятий и механизм привлечения внебюджетных средств, а также источники формирования внебюджетных средств с указанием по каждому объему финансирования;
- предоставление субсидий местным бюджетам на реализацию мероприятий, включенных в утвержденные аналогичные муниципальные целевые программы, реализуемые за счет средств местных бюджетов.
В областные целевые программы (подпрограммы) включаются расходы на исполнение публичных нормативных обязательств Тюменской области.
Объем финансовых ресурсов утвержденной областной целевой программы может корректироваться в соответствии с главой 7 "Изменение и дополнение областной целевой программы" настоящего Порядка.
Распределение объемов и источников финансирования областной целевой программы оформляется приложением "Объемы и источники финансирования областной целевой программы" (приложение 2 к настоящему Порядку).
Раздел 5. Ожидаемые конечные результаты и показатели областной целевой программы.
Показатели должны оценивать результаты достижения целей и задач областной целевой программы, быть проверяемыми (т.е. иметь статистическую, бухгалтерскую или налоговую отчетность) и по возможности статистически наблюдаемыми, иметь конкретное количественное значение по годам реализации областной целевой программы.
При разработке системы показателей областной целевой программы рекомендуется руководствоваться принципом минимизации количества показателей при сохранении полноты информации о достижении целей и решении задач и своевременности ее представления.
По каждому показателю приводятся планируемые значения на период реализации областной целевой программы и целевые значения, являющиеся планируемым конечным результатом реализации областной целевой программы. По показателям, носящим заявительный характер, а также определяемым на основе социологических исследований, значения указываются по факту исполнения и не планируются.
В зависимости от направления динамики показателей отмечаются показатели прямого счета и показатели обратного счета.
Показатели прямого счета - это показатели, динамика значений которых направлена на рост и рассматривается как положительная тенденция.
Показатели обратного счета - это показатели, динамика значений которых направлена на снижение и рассматривается как положительная тенденция.
При установлении плановых и целевых значений показателей рекомендуется учитывать следующие требования:
- реалистичность - означает, что устанавливаемые плановые значения показателей должны быть достижимы в установленный период времени, исходя из имеющихся ресурсов;
- напряженность - требует, чтобы устанавливаемые плановые значения показателей стимулировали интенсивную работу государственных заказчиков областной целевой программы;
- ориентированность на результат - должны соответствовать целям и характеризовать их достижение;
- однозначность трактовки - определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг;
- достоверность - способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных прямым образом или посредством других показателей;
- надежность - означает, что информация является надежной, выдерживает возникающие из-за человеческого фактора ошибки, отказ систем и изменения в организации, в том числе сбои в электронных системах;
- полезность - информация должна быть полезна для анализа ситуации и принятия управленческих решений.
В областные целевые программы включаются показатели, утвержденные указами Президента Российской Федерации и показатели прогноза социально-экономического развития Тюменской области в пределах полномочий государственного заказчика (государственного заказчика-координатора), характеризующие достижение целей, решение задач и выполнение мероприятий соответствующих областных целевых программ.
Исполнители программы, ответственные за показатели, содержащиеся в одной или в нескольких областных целевых программах, государственными заказчиками-координаторами которых является другой исполнительный орган государственной власти области, должны письменно уведомлять государственного заказчика-координатора областной целевой программы об изменениях в части показателей и мероприятий областной целевой программы.
По областным целевым программам, имеющим несколько целей, государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) определяется весовое значение по каждой цели, отражающее вклад этой цели в достижение целей областной целевой программы. Сумма значений весовых коэффициентов по всем целям областной целевой программы должна составлять единицу.
Система показателей, позволяющих оценить степень достижения целей и решение задач областной целевой программы, приводится в приложении "Показатели областной целевой программы" (приложение 4 к настоящему Порядку).
Раздел 6. Оценка неблагоприятных факторов реализации областной целевой программы.
В разделе проводится анализ выполнения планируемых мероприятий с точки зрения возможности возникновения неблагоприятных правовых, финансовых, организационных и иных факторов в ходе реализации областной целевой программы, угрожающих надлежащему выполнению мероприятий и достижению целей областной целевой программы.
Рассматриваются меры, которые могут быть направлены на предотвращение и (или) уменьшение вероятности появления и воздействия рисков.
Раздел 7. Механизм реализации областной целевой программы.
Механизм реализации областной целевой программы включает организационные, экономические и правовые меры, необходимые для реализации областной целевой программы, и порядок корректировки этапов, объемов финансирования и сроков реализации мероприятий областной целевой программы, условия ее досрочного прекращения.
Механизм реализации областной целевой программы предусматривает описание последовательности выполнения программных мероприятий, их взаимосвязи.
Этапы выполнения программных мероприятий приводятся в приложении "Сетевой график областной целевой программы" (приложение 3 к настоящему Порядку).
Раздел 8. Мониторинг реализации областной целевой программы.
В разделе определяется схема взаимодействия между государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) областной целевой программы и иными субъектами программы по осуществлению внутреннего мониторинга реализации областной целевой программы, с указанием сроков, порядка предоставления и оформления сведений, необходимых для мониторинга. Внутренний мониторинг осуществляется государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) областной целевой программы.
Методика и алгоритм расчета значений показателей с указанием источника информации и периодичности ее представления, а также направленность показателя (показатель прямого/обратного счета) указываются в приложении к областной целевой программе "Мониторинг реализации областной целевой программы" (приложение 5 к настоящему Порядку).
3. Утверждение областной целевой программы
3.1. Областные целевые программы утверждаются распоряжением Правительства Тюменской области в установленном Регламентом Правительства Тюменской области порядке.
3.2. Государственные программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, должны быть утверждены не позднее срока, установленного правовым актом Тюменской области о разработке прогноза социально-экономического развития Тюменской области и проекта закона Тюменской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Распоряжение об утверждении областной целевой программы вступает в силу с 1 января очередного финансового
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.