Решение Думы Тюменского муниципального района от 4 ноября 2005 г. N 2
"Об утверждении регламента Думы Тюменского муниципального района"
9 декабря 2005 г., 27 февраля 2006 г.
Решением Думы Тюменского муниципального района от 30 мая 2007 г. N 328 настоящее решение признано утратившим силу
В целях организации деятельности Думы Тюменского муниципального района 1 созыва, в соответствии со ст. 35 ФЗ N 131 от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Дума Тюменского муниципального района решила:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Федерального закона следует читать: "N 131-ФЗ"
1. Утвердить Регламент Думы Тюменского муниципального района;
2. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на председателя Думы Тюменского муниципального района.
Председатель Думы |
А.В. Крупин |
Регламент
Думы Тюменского муниципального района
(утв. решением Думы Тюменского муниципального
района от 4 ноября 2005 г. N 2)
9 декабря 2005 г., 27 февраля 2006 г.
1. Общие положения
1. Основы организации и деятельности Думы Тюменского
муниципального района
1. Дума Тюменского муниципального района (далее по тексту - районная Дума) является выборным органом местного самоуправления Тюменского муниципального района и осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, законодательства Тюменской области, Устава Тюменского муниципального района и настоящего Регламента.
2. Деятельность районной Думы строится на основе принципов общего блага, законности, справедливости, целесообразности и открытости.
3. Решения районной Думы, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления, а также организациями и гражданами, находящимися на территории Тюменского муниципального района.
4. Районная Дума обладает правами юридического лица, имеет смету, расчетные и иные счета в соответствии с законодательством, бланки, печати и штампы установленного образца.
2. Регламент районной Думы
Настоящий Регламент определяет процедуру подготовки, внесения и рассмотрения вопросов на заседаниях районной Думы, порядок образования и избрания ее органов, заслушивания отчетов об их работе, процедуру голосования и другие вопросы организации деятельности районной Думы и ее рабочих органов.
2. Структурная организация районной Думы
3. Структура районной Думы
1. Районная Дума состоит из 15 депутатов, избранных в соответствии с действующими федеральными законами, законами Тюменской области, и Уставом Тюменского муниципального района.
Решением Думы Тюменского муниципального района от 27 февраля 2006 г. N 58 в подпункт 2 пункта 3 настоящего Регламента внесены изменения
2. Рабочими органами районной Думы являются председатель Думы, заместитель председателя Думы, комиссии Думы, рабочие группы, Совет Думы.
4. Председатель районной Думы
1. Председатель районной Думы избирается на срок полномочий районной Думы на первом заседании после избрания нового состава депутатов или досрочного прекращения полномочий председателя.
2. Председатель районной Думы избирается открытым голосованием из числа депутатов районной Думы. Кандидатов на должность председателя районной Думы вправе выдвигать отдельные депутаты, группа депутатов, Глава Тюменского муниципального района.
Кандидат является избранным, если в результате голосования он получил не менее 1/2 голосов от установленного числа депутатов районной Думы.
3. Если на должность председателя районной Думы выдвинуто более двух кандидатур и ни одна из них не набрала требуемого числа голосов, проводится второй тур по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов. В случае неизбрания председателя районной Думы по итогам второго тура голосования вся процедура избрания повторяется вновь до избрания председателя районной Думы.
4. Решение об избрании председателя районной Думы принимается в форме решения районной Думы.
5. Председатель районной Думы:
5.1. руководит работой районной Думы, организует процесс подготовки и принятия решений, представляет ее в отношениях с жителями Тюменского муниципального района, органами и должностными лицами государственной власти и местного самоуправления, иными организациями и гражданами;
5.2. созывает заседания районной Думы, доводит до сведения депутатов районной Думы время и место их проведения, а также проект повестки дня;
5.3. ведет заседания районной Думы;
5.4. оказывает содействие депутатам и комиссиям районной Думы в осуществлении ими своих полномочий, организует обеспечение их необходимой информацией;
5.5. принимает меры по обеспечению гласности и учета общественного мнения в работе районной Думы;
5.6. подписывает протоколы заседаний и другие документы районной Думы;
5.7. руководит работой аппарата районной Думы;
5.8. организует работу по приему граждан Тюменского муниципального района, рассмотрению их обращений, заявлений и жалоб;
5.9. координирует деятельность комиссий, создаваемых районной Думой;
5.10. распоряжается кредитами по расходам, предусмотренным местным бюджетом на деятельность районной Думы.
6. Председатель районной Думы вступает в должность после его избрания и прекращает свои полномочия в случаи прекращения своих депутатских полномочий либо досрочно, в случае смещения или отставки.
7. Председатель районной Думы может быть освобожден от своей должности в результате выраженного ему районной Думой недоверия путем тайного голосования. Вопрос о выражении недоверия председателю районной Думы вносится на рассмотрение заседания районной Думы по инициативе не менее 1/3 депутатов районной Думы от установленного числа депутатов районной Думы. Решение о выражении недоверия председателю районной Думы считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов районной Думы.
8. В случае добровольной отставки председателя районной Думы решение принимается на основании его письменного заявления открытым голосованием простым большинством голосов от установленного числа депутатов районной Думы.
В случае непринятия отставки председатель районной Думы вправе сложить свои полномочия по истечении двух недель после подачи заявления. При этом на очередном заседании районной Думы принимается постановление об удовлетворении заявления о сложении председателем районной Думы своих полномочий, а также избирается новый председатель районной Думы в порядке, предусмотренном п. п. 1 - 4 статьи 4 настоящего Регламента.
9. По вопросам своей компетенции председатель районной Думы издает постановления и распоряжения.
10. Председатель осуществляет свои полномочия в районной Думе на постоянной основе.
11. Председатель подотчетен и подконтролен районной Думе в своей работе.
5. Заместитель председателя районной Думы
1. Заместитель председателя районной Думы избирается из числа депутатов в соответствии с процедурой, установленной для избрания председателя районной Думы.
2. Заместитель председателя вступает в должность после его избрания путем открытого поименного голосования.
3. Заместитель председателя выполняет по поручению председателя отдельные его функции и замещает председателя в случае его временного отсутствия или невозможности осуществления им своих полномочий, либо выполняет его функции в случае досрочного прекращения полномочий председателя до вступления в должность нового председателя.
4. Заместитель председателя осуществляет свои полномочия на не постоянной основе.
5. Полномочия заместителя председателя начинаются с момента избрания и прекращаются по истечении срока полномочий соответствующего созыва либо досрочно в случае его отзыва или отставки.
6. Заместитель председателя районной Думы подотчетен и подконтролен председателю районной Думы и районной Думе в своей работе.
6. Постоянные комиссии районной Думы
1. Районная Дума из числа депутатов избирает постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, рассматриваемых на заседании районной Думы.
2. Перечень и поименный состав комиссий утверждаются по предложению председателя на заседании районной Думы после соответствующей процедуры обсуждения.
3. Вопрос о создании комиссии включается в повестку дня на общих основаниях.
4. При обсуждении вопроса о создании комиссии сначала рассматривается вопрос о целесообразности ее создания с указанием предполагаемой численности комиссии, который решается большинством голосов от числа присутствующих депутатов.
После принятия решения о создании комиссии председатель районной Думы оглашает список депутатов, предлагаемых в качестве кандидатов в члены созданной комиссии. Председатель районной Думы включает депутатов в список кандидатов в члены комиссии только после получения их письменного согласия.
На заседании районной Думы не может быть предложен в члены комиссии депутат, который отсутствует на заседании или не дал письменного согласия на включение его в комиссию. Выдвинутые кандидаты могут взять самоотвод.
После предварительного обсуждения кандидатур в члены созданной комиссии районная Дума принимает решение о том, каким образом проводить голосование: списком (только в том случае, когда число предложенных кандидатур, за исключением самоотводов, не превышает общей численности созданной комиссии) или по каждой кандидатуре в отдельности (дополнительно решается вопрос о форме голосования). Решение принимается большинством голосов от общего числа депутатов.
5. Депутат может добровольно выйти из состава комиссии, подав заявление на имя председателя районной Думы.
6. Комиссия на своем первом заседании избирает из своего состава председателя.
7. Председатель комиссии, заместитель председателя утверждается районной Думой. Если кандидатура председателя комиссии будет отклонена на заседании районной Думы большинством голосов от числа избранных депутатов, то до избрания нового председателя его обязанности на заседаниях комиссии исполняет по поручению председателя районной Думы заместитель председателя комиссии.
8. Районная Дума образует постоянные комиссии по направлениям своей деятельности:
по бюджету, налогам и финансам; по местному самоуправлению и нормотворчеству; по социальной политике; по экономической политике и природопользованию.
9. Председатель и заместитель председателя районной Думы участвуют в работе не более двух постоянных комиссий с правом решающего голоса.
10. Комиссия по поручению районной Думы или его председателя, либо по собственной инициативе осуществляет:
10.1. организацию работы в районной Думе по своим направлениям деятельности;
10.2. предварительное обсуждение проектов, документов, внесенных на рассмотрение районной Думы, подготовку заключений по ним, рассмотрение и внесение поправок к проектам документов, принятым за основу;
10.3. инициативную разработку проектов документов и предложений, внесение подготовленных документов на рассмотрение районной Думы;
10.4. взаимодействие с председателем районной Думы, заместителем председателя районной Думы, иными органами и должностными лицами Тюменского муниципального района при подготовке решений районной Думы, относящихся к ведению комиссии;
10.5. направление своих представителей в качестве докладчиков, содокладчиков, экспертов на заседания районной Думы, внесение согласованных комиссией поправок, распространение подготовленных заключений и других материалов;
10.6. подготовку предложений и осуществление по поручению районной Думы контрольных функций за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе по выполнению ими принятых районной Думой решений;
10.7. обсуждение кандидатур должностных лиц, представляемых районной Думе для назначения или согласования;
10.8. сбор и анализ информации по местным проблемам, находящимся в ведении комиссии;
10.9. планирование деятельности комиссии;
10.10. документирование деятельности комиссии, предоставление материалов о работе комиссии депутатам районной Думы.
Комиссия вправе принять для предварительного изучения или рассмотрения другие отнесенные к ее компетенции вопросы с целью подготовки по ним предложений.
11. Комиссии районной Думы избираются на срок полномочий районной Думы и подотчетны ей.
12. Деятельность комиссий осуществляется в соответствии с утверждаемым районной Думой Положением о постоянных комиссиях районной Думы и обеспечивается аппаратом районной Думы.
7. Рабочие группы
1. Для рассмотрения отдельных вопросов, относящихся к компетенции районной Думы, районная Дума может создавать рабочие группы. Предложение об образовании и составе рабочей группы вносится председателем, депутатами районной Думы и утверждается в том же порядке, что и образование комиссии. В решении районной Думы о создании рабочей группы должно содержаться следующее:
- цель, с которой создана группа;
- численность и состав группы, ее руководитель;
- предметы ведения группы;
- срок полномочий группы;
- время предоставления отчета с необходимым письменным обоснованием сделанных выводов, предложениями или заключением.
2. Рабочая группа осуществляет свою деятельность по предметам ведения в соответствии с целями, установленными при ее образовании.
3. Рабочие группы районной Думы формируются из числа депутатов в составе руководителя и членов группы открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов.
4. В случае необходимости рабочая группа привлекает к работе специалистов и экспертов.
8. Порядок работы комиссий и рабочих групп
1. Специалисты и эксперты могут привлекаться к работе в комиссии, рабочей группе на условиях оплаты за счет средств бюджета муниципального образования в соответствии со сметой, утвержденной районной Думой. В том же порядке может оплачиваться подготовка необходимых сведений, материалов и документов по требованию комиссии, рабочей группы.
2. Заседание комиссии, рабочей группы правомочно, если в его работе принимает участие не менее половины от общего числа членов соответствующей комиссии, рабочей группы.
3. При невозможности принять участие в заседании член комиссии, рабочей группы сообщает об этом председателю соответствующей комиссии, руководителю рабочей группы.
4. Заседания комиссии, рабочей группы, как правило, открытые.
5. Закрытые заседания комиссии, рабочей группы проводятся по мотивированному решению соответствующей комиссии, рабочей группы, принятому двумя третями голосов от общего числа членов комиссии, рабочей группы.
6. Заседание комиссии, рабочей группы проводит председатель или его заместитель, а при их отсутствии - один из членов по поручению председателя комиссии, руководителя рабочей группы.
Порядок рассмотрения вопросов на заседании определяется председательствующим.
7. По рассматриваемым вопросам комиссия, рабочая группа принимает решения, предложения и заключения большинством голосов членов комиссии, рабочей группы, присутствующих на заседании.
8. Все члены комиссии, рабочей группы при рассмотрении вопросов и принятии решений пользуются равными правами.
9. На заседании комиссии, рабочей группы ведется протокол, который подписывается председательствующим.
10. При рассмотрении вопроса в нескольких комиссиях председатель районной Думы определяет головную комиссию для координации их работы, обобщения ее итогов и подготовки обобщенных предложений и заключений.
Решения головной комиссии, связанные с координацией работы и обобщением ее итогов, обязательны для других комиссий.
11. По вопросам, относящимся к ведению нескольких комиссий, могут проводиться совместные заседания. Решение о проведении совместного заседания принимается председателем районной Думы по предложению одного из председателей комиссии, к ведению которой относится вынесенный на обсуждение вопрос. Повестка дня совместного заседания и председательствующий на нем определяются председателем районной Думы.
Порядок проведения совместных заседаний определяется этими комиссиями самостоятельно.
12. Председатель комиссии, руководитель рабочей группы:
- организует работу комиссии, рабочей группы;
- созывает заседания и председательствует на них;
- обеспечивает членов комиссии, рабочей группы материалами и документами по вопросам, связанным с их деятельностью;
- дает поручения членам комиссии в пределах своих полномочий по вопросам, входящим в компетенцию комиссии;
- приглашает для участия в заседании представителей населения, государственных органов, должностных лиц местного самоуправления, руководителей муниципальных предприятий, учреждений и организаций, специалистов и экспертов;
- организует контроль за исполнением решений районной Думы по вопросам, входящим в компетенцию комиссии.
Решением Думы Тюменского муниципального района от 27 февраля 2006 г. N 58 настоящий Регламент дополнен пунктом 8-1
8-1. Совет Думы Тюменского муниципального района.
1. Совет Думы Тюменского муниципального района (далее - Совет) является консультативно-совещательным органом Думы, который создается в целях
- организации планирования и координации деятельности Думы и ее постоянных комиссий, внесения на рассмотрение Думы нормативных и ненормативных правовых актов;
- предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности Думы.
2. Совет нацелен на повышение качества законотворческой деятельности депутатов, расширение информирования населения и общественности о деятельности Думы Тюменского муниципального района.
3. В состав Совета Думы входят председатель Думы, заместитель председателя Думы, председатели постоянных комиссий Думы или по поручению председателя постоянной комиссии - его заместитель или иной член постоянной комиссии. В случае отсутствия председателя Думы по его поручению председательствует на заседании Совета Думы его заместитель, на которого возложено исполнение обязанностей председателя.
4. В заседаниях Совета Думы вправе участвовать с правом совещательного голоса:
а) Глава Тюменского муниципального района или его полномочный представитель в Думе;
б) прокурор района;
в) представители субъектов права нормотворческой инициативы, если на заседании Совета Думы рассматривается вопрос о проектах нормативных актов, внесенных данными субъектами права нормотворческой инициативы;
г) депутаты Думы, не входящие в состав Совета Думы, служащие аппарата Думы;
д) представители Счетной палаты и иных органов и организаций, специалисты, эксперты по приглашению Совета Думы.
5. Совет Думы вносит предложения Думе по:
а) перечню вопросов, рекомендуемых для включения в проект повестки дня очередного заседания Думы;
б) проектам планов работы Думы;
в) определению ответственной постоянной комиссии Думы за подготовку проекта решения, внесенного в Думу после принятия плана нормотворческой деятельности;
г) включению нормативного правового акта в план нормотворческой работы Думы;
д) направлению проекта нормативного правового акта кроме ответственной постоянной комиссии также для рассмотрения в другие постоянные комиссии и отделы Думы, заинтересованным субъектам права нормотворческой инициативы, лицам, организациям, экспертам;
е) определению срока подготовки отзывов, предложений и замечаний к проектам решений Думы;
ж) согласованию с администрацией Тюменского муниципального района вопроса о сроках подготовки заключения на проект нормативных актов в случае невозможности подготовки такого заключения в установленный Регламентом Думы срок по не зависящим от исполнительных органов муниципальной власти обстоятельствам;
з) направлению замечаний и предложений на областные законопроекты в Думу Тюменской области или внесению их на рассмотрение очередного заседания Думы Тюменского муниципального района;
и) иным вопросам работы Думы.
6. Основной формой работы Совета является его заседание, которое созывается и проводится Председателем Думы не реже одного раза в месяц.
7. Инициатива созыва заседания Совета принадлежит лицам, указанным в п. 3.
8. Материалы для рассмотрения на очередном заседании Совета Думы и проекты решений Совета Думы предоставляются членам Совета Думы не позже 18 часов дня, предшествующего дню заседания Совета Думы.
9. Информация о повестке дня, месте и времени проведения заседания Совета Думы доводится до депутатов Думы за день до заседания Совета Думы.
10. Совет Думы при проведении заседаний руководствуется ст. ст. 15 - 18 Регламента Думы.
11. Решения Совета Думы имеют рекомендательный характер, принимаются большинством голосов членов Совета Думы, оформляются в виде выписок из протокола заседания Совета Думы, который подписывается председательствующим на заседании Совета Думы.
12. Совет Думы через отдел организационной работы и делопроизводства Думы направляет депутатам и в постоянные комиссии Думы свои решения, документы, материалы и иную информацию, которые оформляются отделом организационной работы и делопроизводства Думы.
13. Дума и ее постоянные комиссии вправе согласиться или не согласиться с рекомендациями Совета Думы.
14. Совет Думы осуществляет свои полномочия в течение срока полномочий депутатов районной Думы.
Глава 3. Организационные формы работы районной Думы
9. Заседания районной Думы
1. Основной формой работы районной Думы является его заседание, которое проводится не реже одного раза в месяц.
2. Заседание районной Думы правомочно, если на нем присутствует не менее 2/3 от общего числа депутатов районной Думы.
Если на заседании присутствует менее 2/3 от общего числа депутатов районной Думы, то заседание переносится на другое время, а отсутствующим депутатам в письменном виде (либо телефонограммой) сообщается о месте и времени проведения заседания, которые определяются председателем районной Думы с учетом времени для доставки указанного сообщения.
Если и на повторно созванном заседании в его работе примет участие менее 2/3 от общего числа депутатов районной Думы, то заседание считается несостоявшимся, повестка дня не рассматривается, а председателям постоянных комиссий районной Думы поручается выяснение причин неявки депутатов на повторное заседание районной Думы. Депутаты, не явившиеся на повторное заседание без уважительных причин, привлекаются к ответственности за неявку на заседание районной Думы в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом.
Повестка дня несостоявшегося повторного заседания районной Думы не может быть внесена на другое заседание районной Думы в том же виде (без изменений), в котором она была представлена на несостоявшемся повторном заседании.
3. Заседания районной Думы носят открытый характер. В случаях, предусмотренных законодательством, районная Дума вправе принять решение о проведении закрытого заседания. Заявление о проведении закрытого заседания может быть представлено депутатом, комиссией, председателем районной Думы в письменной форме с обязательным указанием вопроса повестки дня и причин, по которым целесообразно рассматривать указанный вопрос в закрытом заседании. Все полученные заявления о проведении закрытого заседания оглашаются председателем районной Думы и ставятся на голосование: в первую очередь - если вопрос, по которому сделано заявление о рассмотрении его в закрытом заседании, относится к повестке дня заседания, на котором это заявление было сделано; в порядке очередности, установленном настоящим Регламентом - если заявление касается вопроса, который подлежит рассмотрению на следующих заседаниях районной Думы.
Решение о проведении закрытого заседания принимается абсолютным большинством голосов от общего числа депутатов. Закрытая форма заседаний районной Думы не отменяет других принципов его работы. Информация о закрытом заседании районной Думы может быть опубликована без ограничений и в том же порядке, что и информация об открытом заседании.
4. Районная Дума созывается на свое первое заседание Главой Тюменского муниципального района не позднее чем через три недели после официального опубликования итогов выборов не менее чем двух третей депутатов районной Думы нового созыва.
Если районная Дума не созвана на свое первое заседание в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта, депутаты собираются на заседание в здании, в котором осуществляет работу районная Дума, через четыре недели после официального опубликования итогов выборов.
До избрания председателя районной Думы первое заседание ведет старейший по возрасту депутат.
5. Очередные заседания районной Думы созываются председателем районной Думы по мере необходимости, но не реже 1-го раза в месяц. Время, место, повестка дня очередного заседания определяются и оглашаются председателем районной Думы в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом.
6. Районная Дума может быть созвано на внеочередное заседание.
Внеочередные заседания районной Думы могут проводиться по письменному требованию Главы Тюменского муниципального района, или не менее одной трети от общего числа депутатов районной Думы, или контрольного органа Тюменского муниципального района - Счетной палаты. В письменном требовании о созыве районной Думы на внеочередное заседание указываются причины созыва и вопросы, вносимые на рассмотрение районной Думой. Требование о созыве подписывается, соответственно, Главой Тюменского муниципального района или депутатами, требующими созыва внеочередного заседания, руководителем контрольного органа Тюменского муниципального района.
Внеочередное заседание (место и дата его проведения, повестка дня) назначается председателем районной Думы в срок, не позднее 5 дней после вручения ему письменного уведомления с требованием о созыве внеочередного заседания.
Внеочередное заседание районной Думы проводится исключительно в соответствии с той повесткой дня, которая была указана в требовании о его созыве.
10. Порядок посещения заседаний лицами, не являющимися
депутатами районной Думы
1. Глава Тюменского муниципального района, а также иные должностные лица, уполномоченные законодательством или Уставом Тюменского муниципального района, вправе присутствовать на открытых и закрытых заседаниях районной Думы и ее органов, без специального разрешения.
2. На открытых заседаниях районной Думы могут присутствовать жители Тюменского муниципального района и представители средств массовой информации.
3. Работники администрации Тюменского муниципального района при рассмотрении районной Думой вопросов, относящихся к их ведению, вправе присутствовать на открытых заседаниях без предварительного согласования своего участия с председателем районной Думы.
4. Районная Дума вправе потребовать присутствия на заседании должностных лиц местного самоуправления, если это предложение будет принято абсолютным большинством от общего числа депутатов.
Требование о присутствии своевременно (не позднее чем за три дня до заседания) доводится председателем районной Думы до сведения вызванного должностного лица с указанием времени, места проведения заседания, а также вопроса, по которому указанное должностное лицо вызывается на заседание районной Думы.
Неявка должностного лица местного самоуправления в установленное время на заседание районной Думы по требованию последней без уважительной причины влечет за собой ответственность, установленную действующим законодательством.
5. Председатель районной Думы перед открытием заседания сообщает о присутствующих на заседании лицах, не являющихся депутатами районной Думы.
6. Для лиц, приглашенных на заседание районной Думы, отводятся отдельные места в зале заседания.
7. Приглашенные и присутствующие на заседании лица не имеют права вмешиваться в работу районной Думы (выступать, делать заявления, выражать одобрение или недовольство).
8. По решению районной Думы приглашенным может быть предоставлено слово для выступления в рамках настоящего Регламента.
Слово для выступления предоставляется без специального решения районной Думы должностным лицам местного самоуправления, явившимся на заседание районной Думы по требованию последнего.
9. Лицо, не являющееся депутатом районной Думы, в случае нарушения им порядка может быть удалено из зала заседания по решению председателя районной Думы после однократного предупреждения.
10. Население извещается о работе районной Думы, о времени и месте его предстоящих заседаний и о принятых им решениях через средства массовой информации.
11. Порядок подготовки к проведению заседания
1. В порядке подготовки заседания районной Думы председатель районной Думы проводит работу по формированию повестки дня в соответствии с настоящим Регламентом.
2. Не позднее чем за 7 дней до заседания председатель районной Думы извещает депутатов о месте и времени проведения заседания, вопросах повестки дня, вынесенных на рассмотрение заседания районной Думы.
3. Председатель районной Думы организует вручение депутатам районной Думы и Главе Тюменского муниципального района всех предложений по вопросам, предложенным для внесения в повестку заседания, и сопутствующих материалов, включая заключения комиссий и проекты решений, не позднее чем за 7 дней до начала заседания районной Думы.
12. Порядок формирования повестки заседания районной Думой
1. Повестка дня заседания районной Думы формируется из:
- проектов решений районной Думы;
- предложений по организации работы районной Думы;
- ответов на письменные запросы депутатов;
- обращений граждан, общественных объединений по вопросам ведения районной Думы;
- предложений и заключений комиссий и рабочих групп по вопросам, отнесенным к их ведению;
- сообщений Контрольного органа Тюменского муниципального района;
- сообщений информационного характера.
2. Проекты решений районной Думы в повестку вносят председатель районной Думы, Глава Тюменского муниципального района, депутаты, депутатские комиссии и рабочие группы.
3. Проекты направляются председателю районной Думы в письменном виде не позднее чем за две недели до заседания районной Думы.
4. Председатель районной Думы организует регистрацию поступающих проектов и в течение суток направляет их в депутатскую комиссию, к ведению которой относится предлагаемый к рассмотрению вопрос. Перечень направленных на рассмотрение комиссий проектов председатель районной Думы доводит до сведения всех депутатов.
Комиссия не позднее чем в 2-недельный срок представляет председателю районной Думы свое заключение о целесообразности включения вопроса в повестку очередного или последующего заседаний и свои предложения по проекту решения районной Думы. В случае поступления в комиссию нескольких проектов решений по одному вопросу, комиссия выносит заключение по всем проектам и все их представляет председателю районной Думы.
Проект решения районной Думы должен иметь заключение соответствующей депутатской комиссии.
В необходимых случаях проект решения районной Думы должен иметь заключение Главы Тюменского муниципального района.
При необходимости проекты могут быть направлены председателем районной Думы или по решению депутатской комиссии, к ведению которой относится предлагаемый проект, на экспертизу.
О передаче проекта на экспертизу сообщается лицу, предъявившему проект (предложение), с указанием причин, по которым проект отправлен на экспертизу.
5. Предложения по организации работы районной Думы (вопросы организации комиссий и рабочих групп, принятие добровольной отставки председателя районной Думы и т.п.) выносятся на рассмотрение районной Думы в соответствии с процедурой, установленной настоящим Регламентом.
6. Проекты правовых нормативных актов выносятся на заседание районной Думы после их предварительного рассмотрения комиссией, рабочей группой или при наличии их заключения в порядке, установленном настоящим Регламентом, положениями о комиссиях и решениями о создании рабочих групп.
7. Ответы на письменные запросы включаются в повестку дня ближайшего заседания районной Думы по мере их поступления в распоряжение председателя районной Думы.
8. Предложения и заключения комиссий и рабочих групп по вопросам, отнесенным к их ведению, а также предложения комиссий, рабочих групп по результатам рассмотрения ими в порядке контроля хода выполнения принятых ранее решений районной Думы вносятся председателем районной Думы в повестку дня по мере их поступления, но не позднее 3-х дней до заседания.
При установлении очередности рассмотрения вопросов повестки дня преимущество отдается проектам правовых нормативных актов и предложениям по совершенствованию правового регулирования на территории Тюменского муниципального района.
9. Повестка дня, сформированная в соответствии с положениями настоящей статьи, выносится председателем для утверждения на заседании районной Думы.
13. Утверждение повестки дня
1. В начале каждого заседания районной Думы после объявления председательствующим о наличии кворума обсуждается и утверждается повестка дня.
2. Предложения и замечания по предложенному проекту повестки дня излагаются депутатами или председательствующим в выступлениях.
3. Председатель районной Думы, комиссия или группа депутатов (численностью не менее 1/3 от числа депутатов, присутствующих на заседании) до проведения голосования по вопросу утверждения повестки дня могут вносить предложения по включению в повестку дня дополнительных вопросов. При этом депутатская группа (председатель районной Думы) обязана предоставить в распоряжение других депутатов, присутствующих на заседании, материалы, необходимые для рассмотрения вопроса, предлагаемого к включению в повестку дня.
4. В случае если на включении дополнительного вопроса в повестку дня настаивает не менее 1/3 от числа депутатов, присутствующих на заседании, слово для обоснования предоставляется одному депутату.
В случае если включить дополнительный вопрос в повестку дня предлагает председатель районной Думы, то он обосновывает свое предложение в общем порядке выступления. Предложения оглашаются в порядке их поступления. При этом преимущество перед всеми остальными вопросами по включению в повестку дня имеют актуальные проекты правовых нормативных актов муниципального образования, а иные письменные проекты - перед устными предложениями.
Повестка заседания районной Думы утверждается районной Думой на заседании по представлению председательствующего большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании.
5. По предложению председателя районной Думы или одной трети от числа депутатов, присутствующих на заседании, может быть изменен порядок рассмотрения вопросов повестки дня: объединены несколько вопросов или сняты определенные вопросы с повестки дня с ограничениями, установленными настоящим Регламентом.
6. При обсуждении порядка работы заседания, включения дополнительных пунктов в повестку дня, объединения или снятия с повестки дня определенных вопросов прения ограничиваются выступлениями трех депутатов "за" включение и трех - "против" включения.
7. Вопрос о включении в повестку дня поступивших предложений и утверждение повестки в целом решаются путем открытого голосования по каждому предложению отдельно большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов районной Думы.
8. Районная Дума обязана рассмотреть на заседании все вопросы утвержденной повестки (по решению районной Думы депутаты имеют право объединить и рассмотреть вместе различные вопросы повестки дня) либо принять решение о переносе нерассмотренных вопросов на следующее заседание или исключении этих вопросов из повестки. Перенесенные вопросы имеют приоритет в повестке следующего заседания по очередности их рассмотрения.
9. По решению районной Думы из повестки дня не могут быть окончательно исключены вопросы по проектам правовых актов, внесенным в порядке правотворческой инициативы населения, а также органов и должностных лиц местного самоуправления.
Указанные вопросы могут быть оставлены без рассмотрения на заседании районной Думы, в повестку дня которого они были включены, только с условием обязательного рассмотрения их на последующих заседаниях районной Думы. При этом в решении о переносе указанных вопросов указывается причина, по которой вопрос оставлен без рассмотрения, а также дата заседания, в котором его предполагается рассмотреть.
Повторное перенесение указанных в настоящем пункте вопросов повестки возможно только по причине неявки представителей населения, органов местного самоуправления и должностных лиц, по инициативе которых проект правового акта был представлен на рассмотрение районной Думы.
10. Об утверждении повестки принимается решение.
11. Изменения утвержденной повестки дня принимаются двумя третями голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании.
14. Председательствующий на заседании районной Думы
1. После избрания председателя районной Думы последующие заседания районной Думы ведет председатель районной Думы, а в его отсутствие - его заместитель. Если председатель районной Думы или его заместитель отсутствуют на заседании районной Думы, районная Дума вправе назначить временно председательствующего на заседании депутата из своего состава.
Назначение временно председательствующего на заседании депутата проводится путем тайного голосования большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов.
2. До избрания председателя районной Думы в соответствии с настоящим Регламентом обязанности председательствующего на заседании районной Думы исполняет старейший по возрасту депутат.
3. Председательствующий на заседании районной Думы:
- объявляет об открытии и закрытии заседания;
- информирует депутатов о составе приглашенных на заседание;
- предоставляет слово для доклада, содоклада и выступлений;
- объявляет о начале и прекращении прений;
- руководит работой заседания, обеспечивает соблюдение настоящего Регламента и утвержденного распорядка работы заседания;
- контролирует наличие кворума заседания;
- ставит на голосование проекты решений районной Думы, предложения депутатов по рассматриваемым на заседании вопросам, объявляет последовательность их постановки на голосование и результаты открытых голосований;
- обеспечивает порядок в зале заседания;
- при необходимости проводит консультации с депутатами, депутатскими группами и комиссиями, организует работу временных согласительных комиссий с целью преодоления разногласий;
- организует работу аппарата районной Думы на заседании;
- подписывает протоколы заседаний;
- председательствующий не вправе выступать по существу обсуждаемых вопросов более того времени, которое установлено настоящим Регламентом для других депутатов, прерывать и комментировать выступления депутатов, если они не противоречат требованиям настоящего Регламента.
4. Ведение протокола, организационно-техническое обеспечение заседаний осуществляет аппарат районной Думы.
15. Порядок проведения заседания
1. Утренние заседания районной Думы начинаются в 11 часов и заканчиваются в 13 часов. Вечерние заседания начинаются в 14 часов и заканчиваются не позднее 18 часов.
Перерыв объявляется через каждые 50 минут работы продолжительностью 10 минут.
2. Изменение указанного в п. 1 настоящей статьи порядка принимается большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании.
3. Время для докладов устанавливается до 20 минут, содокладов - до 15 минут. Выступления в прениях:
- для обсуждения повестки дня - до 5 минут,
- для обсуждения докладов и содокладов - до 10 минут;
- для постатейного обсуждения проектов решения - до 5 минут;
- для внесения депутатского запроса - до 5 минут;
- по порядку ведения заседания - до 3 минут;
- по кандидатурам - до 5 минут;
- по процедуре голосования - до 3 минут;
- для сообщений, заявлений, предложений, вопросов и справок - до 3 минут;
- для ответа - до 3 минут;
- для повторных выступлений - до 3 минут.
С согласия большинства присутствующих депутатов председательствующий вправе продлить время для выступлений.
4. Председательствующий может лишить выступающего слова после однократного напоминания о превышении выступающим отведенного для выступления времени. Повторно слово по обсуждаемому вопросу депутату, лишенному слова при выступлении по этому вопросу, не предоставляется.
5. В начале каждого утреннего заседания или в конце вечернего заседания отводится время продолжительностью не более 30 минут для выступления депутатов с заявлениями и обращениями. Прения по этим выступлениям не открываются.
6. Районная Дума вправе принять решение об объявлении перерыва для проведения заседаний комиссий. Решение об этом принимается большинством голосов от числа присутствующих депутатов.
7. Слово по порядку ведения заседания, по мотивам голосования, для справки, ответа на вопрос и дачи разъяснения предоставляется председательствующим вне очереди.
8. Слово по порядку ведения заседания предоставляется в любое время (в том числе и после окончания обсуждения повестки дня, при этом запрещается прерывать докладчика, содокладчика или выступающего в прениях) в следующих случаях:
- для выражения претензии к председательствующему;
- для уточнения формулировки решения, поставленного на голосование.
9. Каждый депутат имеет право на ответ. Слово для ответа предоставляется ему председательствующим в конце заседания, на котором запрашивается это право.
16. Порядок предоставления слова в прениях
1. После доклада и содоклада депутатам предоставляется возможность задать вопросы докладчикам. При необходимости районная Дума большинством голосов от числа присутствующих депутатов принимает решение о прекращении вопросов и переходе к прениям по докладу или проекту решения.
2. Председательствующий на заседании предоставляет слово для участия в прениях в порядке поступления заявлений. Для выступления депутату предоставляется трибуна. В необходимых случаях с согласия районной Думы председательствующий может изменить очередность выступлений с объявлением мотивов такого решения.
Депутат может выступить в прениях не более 2 раз по каждому обсуждаемому вопросу. Право на дополнительное выступление может быть предоставлено только отдельным решением районной Думы.
Передача права на выступление другому лицу не допускается.
3. При выступлении депутат обязан соблюдать Регламент, не уклоняться от существа рассматриваемого вопроса, не должен использовать в своей речи грубые и некорректные выражения, призывать к незаконным и насильственным действиям. Председательствующий вправе сделать предупреждение о недопустимости таких высказываний и призывов; после второго предупреждения выступающий лишается слова.
Лицам, лишенным слова, право для повторного выступления по обсуждаемому вопросу не предоставляется.
17. Прекращение прений
1. Прекращение прений производится по решению районной Думы, принимаемому открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов, присутствующих на заседании.
2. При постановке вопроса о прекращении прений председательствующий информирует депутатов о числе заявивших о выступлении и выступивших депутатов, выясняет, кто настаивает на предоставлении слова.
3. При решении вопроса о прекращении прений депутаты, представляющие комиссию либо группу депутатов в количестве не менее 4 человек, вправе настаивать на предоставлении слова одному своему представителю. Если такое требование поддержано большинством членов комиссии или не менее чем двумя третями состава соответствующей группы депутатов, председательствующий предоставляет слово для выступления представителю этой комиссии или группы.
4. После прекращения прений докладчик и содокладчик имеют право выступить с заключительным словом.
5. Если депутаты не имели возможности выступить в связи с прекращением прений, то по просьбе депутатов тексты их выступлений включаются в стенограмму заседания.
6. В случае, когда вопросы повестки дня заседания полностью не рассмотрены в связи с истечением отведенного по Регламенту времени, районная Дума принимает решение о дне продолжения заседания или о переносе нерассмотренных вопросов на следующее заседание, при этом перенесенные вопросы имеют приоритет при составлении проекта повестки следующего заседания по времени их рассмотрения.
18. Процедура открытого голосования
1. При проведении открытого голосования подсчет голосов на заседании производится председательствующим на заседании.
2. Перед началом открытого голосования председательствующий уточняет количество предложений, ставящихся на голосование, уточняет формулировки, напоминает, каким количеством голосов может быть принято данное решение.
3. При голосовании каждый депутат имеет один голос и подает его за предложение, против него либо воздерживается.
4. После окончательного подсчета голосов председательствующий объявляет результаты голосования: общее число проголосовавших, число проголосовавших "за" и "против" предложения, принято предложение или отклонено.
19. Процедура тайного голосования
1. Для проведения тайного голосования и определения его результатов районная Дума избирает из числа депутатов открытым голосованием счетную комиссию.
Решения счетной комиссии утверждаются районной Думой большинством голосов от числа присутствующих депутатов. Бюллетени для тайного голосования изготавливаются под контролем счетной комиссии по установленной ею форме и в определенном количестве; при этом бюллетени должны содержать необходимую для голосования информацию, а также обеспечивать обязательное исключение альтернативных вариантов.
2. Время и место голосования, порядок его проведения устанавливаются счетной комиссией и объявляются председателем счетной комиссии.
3. Каждому депутату выдается один бюллетень по решаемому вопросу.
4. Бюллетени для тайного голосования выдаются депутатам членами счетной комиссии в соответствии со списком депутатов по предъявлению ими депутатского удостоверения.
5. Заполнение бюллетеней производится депутатами во время перерыва, специально объявленного в заседании районной Думы для проведения тайного голосования, путем зачеркивания в бюллетене фамилии кандидата, против которого он голосует, а в бюллетене по проекту решения - варианта решения; в случае, если голосование осуществляется по единственной кандидатуре - слова "за" либо "против" возле вариантов предлагаемых решений или кандидатуры.
6. Недействительными считаются бюллетени не установленной формы, а при избрании должностных лиц - бюллетени, в которых оставлены две и более кандидатуры на одну должность, при голосовании по решению - бюллетени, где оставлены два и более вариантов ответа.
7. Результаты тайного голосования отражаются в протоколе счетной комиссии, который подписывается всеми ее членами. По докладу счетной комиссии районная Дума принимает решение об утверждении результатов тайного голосования.
20. Процедура поименного голосования
1. Поименное голосование проводится по решению районной Думы, принятому большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов.
2. Результаты поименного голосования оглашаются на заседании и включаются в протокол заседания.
21. Протокол заседаний
Протокол заседания районной Думы составляется на основе магнитофонной записи заседания, подписывается председательствующим на заседании районной Думы. Составление протоколов, их копирование, хранение возлагаются на аппарат районной Думы, который обеспечивает хранение протоколов в течение двух лет, после чего передает их в установленном порядке в архив.
4. Рассмотрение проектов решений и их принятие
22. Решение районной Думы, их порядок принятия и вступления в силу.
Порядок преодоления отлагательного вето Главы Тюменского
муниципального района
1. Районная Дума в пределах компетенции, установленной федеральными законами, законами Тюменской области, Уставом Тюменского муниципального района, принимает муниципальные правовые акты - решения Думы Тюменского муниципального района:
1) по вопросам местного значения, отнесенным к его компетенции действующим законодательством и Уставом Тюменского муниципального района;
2) по вопросам формирования рабочих органов районной Думы, признания полномочий депутатов, одобрения проектов решений, кадровым вопросам районной Думы (выборы председателя районной Думы и его заместителя, утверждение председателей комиссий и рабочих групп, освобождение их от должности) и иным вопросам внутренней организации его деятельности;
3) решения районной Думы по вопросам утверждения и изменения повестки заседания, установления рабочего распорядка заседаний, прекращения прений, продления времени для выступлений, изменения очередности выступлений, проведения тайного и поименного голосования и другим вопросам организации работы заседания (процедурным вопросам) отражаются в протоколе заседания районной Думы и при необходимости оформляются выписками из протокола, подписываемыми председателем районной Думы.
2. Решение принимается на заседаниях районной Думы большинством голосов от общего числа депутатов, присутствующих на заседании районной Думы, если иное не установлено законодательством, Уставом Тюменского муниципального района, настоящим Регламентом.
3. Решения районной Думы вступают в силу с момента подписания, а подлежащие опубликованию - с момента официального опубликования, если иное не установлено законодательством, Уставом Тюменского муниципального района или самим решением.
4. Решение, принятое районной Думой и подписанное председателем районной Думы, в течение трех рабочих дней направляется Главе Тюменского муниципального района для подписания и опубликования.
5. Глава Тюменского муниципального района в течение десяти календарных дней со дня поступления решения, принятого районной Думой, подписывает данное решение либо отклоняет его. В последнем случае отклоненное решение и свое мотивированное заключение Глава Тюменского муниципального района направляет в районную Думу на повторное рассмотрение. Глава Тюменского муниципального района вправе представить районной Думе свою редакцию решения (отдельных его пунктов).
6. Повторное рассмотрение решения, отклоненного Главой Тюменского муниципального района, начинается с заслушивания заключения согласительной комиссии, созданной на паритетных началах - из представителей администрации Тюменского муниципального района и районной Думы. Руководителем согласительной комиссии является заместитель председателя районной Думы.
Решение согласительной комиссии считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов районной Думы.
В этом случае Глава Тюменского муниципального района обязан подписать принятое решение в течение 7 календарных дней.
23. Рассмотрение проектов решений районной Думы
1. Рассмотрение проектов решений осуществляется в двух чтениях.
Первое чтение - обсуждение основных концептуальных положений проекта решения, решение вопроса о необходимости его принятия. Проект решения, принятый в первом чтении, может быть изменен или дополнен в процессе подготовки его ко второму чтению методом внесения письменных предложений, замечаний и поправок в срок, установленный районной Думой.
Второе чтение - обсуждение поступивших к проекту решения поправок, решение вопроса о его окончательном принятии.
При первом чтении проекта решения слово для доклада предоставляется его автору или представителю группы авторов и для содоклада - председателю или члену депутатской комиссии, к ведению которой относится рассматриваемый вопрос. После прений по проекту районная Дума принимает одно из нижеследующих решений:
1) принять проект в первом чтении;
2) направить проект на доработку;
3) отклонить проект.
В случае отклонения проекта, он считается исключенным из повестки заседания районной Думы и может быть повторно вынесен на рассмотрение районной Думы только после его повторного включения в повестку.
2. После рассмотрения проекта решения в первом чтении создается рабочая группа. Рабочая группа на своем первом заседании из числа депутатов избирает председателя рабочей группы. Рабочая группа устанавливает предельный срок внесения поправок и дополнений к проекту решения и сроки представления проекта для второго чтения. Поправки и дополнения к проекту вносятся в письменном виде на имя председателя районной Думы, который после регистрации передает их в рабочую группу и авторам проекта решения. Поправки и дополнения должны содержать полные тексты, предлагаемые взамен или в дополнение к существующим в проекте наименованиям глав, разделов, статей и их содержанию. Рабочая группа готовит сводную таблицу поправок, дает заключение по каждой из них в отдельности и по обсуждаемому проекту решения в целом.
Проект, одобренный в первом чтении, после доработки рабочей группой вносится на второе чтение с приложением сводной таблицы поправок, текстов поправок и заключения рабочей группы.
3. Второе чтение начинается с доклада председателя рабочей группы. Второе чтение, как правило, проводится по статьям, главам и разделам проекта. Постатейное обсуждение состоит из доклада автора (представителя автора) и содоклада, а также выступлений депутатов в прениях по тексту статей и поправок к ним.
При постатейном обсуждении каждая поправка обсуждается и голосуется отдельно. Если внесено несколько поправок к одной статье, то голосование проводится в порядке поступления либо сначала обсуждаются и голосуются те из них, принятие или отклонение которых позволит решить вопрос о других поправках.
Если с разрешения районной Думы поправки будут внесены в ходе второго чтения, председательствующий вправе объявить перерыв в заседании для подготовки рабочей группой заключения по данной поправке. Районная Дума заслушивает заключение рабочей группы по поправкам. При этом слово для обоснования поправки предоставляется внесшему ее депутату, если он не согласен с заключением рабочей группы по данной поправке. Прения по поправке в этом случае не открываются, но поправка ставится на голосование.
При постатейном обсуждении проекта во втором чтении на голосование сначала ставятся предложения о внесении в статью или другие части проекта поправок, затем - о принятии решения в целом. До принятия решения в целом, возможно возвращение отдельных статей, глав и разделов проекта на доработку автору или в соответствующую рабочую группу.
4. По решению районной Думы два чтения проекта решения могут быть проведены в ходе одного заседания, при условии отсутствия существенных замечаний по проекту решения. Процедура принятия решения в двух чтениях на одном и том же заседании следующая: проект решения принимается в первом чтении, и при условии отсутствия существенных поправок ставится вопрос о возможности рассмотрения проекта решения во втором чтении.
24. Особенности порядка рассмотрения и утверждения местного бюджета
и отчета о его исполнении
Порядок рассмотрения и утверждения бюджета Тюменского муниципального района, а также отчета о его исполнении устанавливается действующим бюджетным законодательством и принимаемым в соответствии с ним Положением о бюджетном процессе и бюджетном устройстве в Тюменском муниципальном районе.
5. Организация депутатской деятельности в районной Думе
25. Формы депутатской деятельности в районной Думе
Решением Думы тюменского муниципального района от 27 февраля 2006 г. N 58 в часть 1 пункта 25 настоящего Регламента внесены изменения
1. Деятельность депутата в районной Думе осуществляется в следующих формах:
а) участие в заседаниях районной Думы;
б) участие в работе комиссий и рабочих групп;
в) исполнение поручений районной Думы, его комиссий и рабочих групп;
г) участие в работе Совета Думы.
2. Депутатская деятельность может осуществляться также в иных формах, допускаемых Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Тюменской области, Уставом Тюменского муниципального района.
Решением Думы Тюменского муниципального района от 9 декабря 2005 г. N 30 в пункт 26 настоящего Регламента внесены изменения
26. Права депутата при осуществлении депутатской деятельности
в районной Думе
В связи с осуществлением своих полномочий депутат районной Думы имеет право:
- обращаться с письменными (устными) вопросами (запросами) к Главе Тюменского муниципального района, иным находящимся на территории образования должностным лицам и органам местного самоуправления, а также руководителям иных организаций, расположенных на территории Тюменского муниципального района;
- избирать и быть избранным в комиссию, рабочую группу;
- высказывать мнение по персональному составу образуемых на заседаниях районной Думы комиссий, рабочих групп, а также по кандидатурам должностных лиц местного самоуправления, назначаемым по согласованию с районной Думой;
- вносить предложения по повестке дня, порядку обсуждения и по существу рассматриваемых районной Думой вопросов;
- вносить проекты решений районной Думы, изменения, дополнения и поправки к ним, об изменении, дополнении, поправках или отмене ранее принятых районной Думой решений, а также о необходимости проведения контроля за исполнением решений районной Думы;
- участвовать в прениях, обращаться с письменными и устными запросами, задавать вопросы и получать на них ответы, выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки;
- оглашать имеющие местное значение обращения населения Тюменского муниципального района, общественных объединений;
- знакомиться с протокольной записью своего выступления, передавать текст выступления, с которым не выступил в связи с прекращением прений, для включения в протокол заседания районной Думы;
- для осуществления своих полномочий по решению районной Думы иметь до 5-ти помощников, осуществляющих свою деятельность на общественных началах.
27. Участие депутата в заседаниях районной Думы и ее рабочих органов
1. Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым районной Думой, комиссиями и рабочими группами, членом которых он является.
2. Депутат реализует на заседаниях районной Думы и его рабочих органов предоставленные ему права в соответствии с настоящим Регламентом.
3. Депутат обязан присутствовать на всех заседаниях районной Думы и его рабочих органов, членом которых он является.
При невозможности присутствовать на заседаниях районной Думы, комиссии либо рабочей группы депутат заблаговременно информирует об этом соответственно председательствующего, либо председателя комиссии, руководителя рабочей группы.
4. Депутат имеет право присутствовать с правом совещательного голоса на заседании комиссии, рабочей группы, членом которых он не является.
5. Депутат, не выступивший на заседании районной Думы в связи с прекращением прений, вправе передать председательствующему текст своего выступления, а также изложенные в письменной форме предложения и замечания по обсуждаемому вопросу.
6. Предложения и замечания, внесенные депутатом на заседании районной Думы, рассматриваются и учитываются соответствующей постоянной комиссией при доработке проекта решения районной Думы.
28. Особое мнение депутата
Депутат, не согласный с принятым в соответствии с настоящим Регламентом решением районной Думы и заявивший об этом в ходе заседания районной Думы, может изложить свое особое мнение и в письменной форме представить председательствующему для включения в протокол заседания.
Глава 6. Осуществление районной думы контрольных функций
29. Организация контроля
1. Районная Дума осуществляет контроль за исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, исполнением принимаемых районной Думой решений, исполнением бюджета, распоряжением муниципальной собственностью, реализацией планов и программ развития муниципального образования.
2. Контрольная деятельность районной Думы осуществляется районной Думой непосредственно, а также через комиссии районной Думы.
3. Контрольная деятельность осуществляется путем рассмотрения на заседаниях районной Думы либо ее комиссий вопросов, относящихся к сфере ведения районной Думы, а также посредством депутатских запросов и вопросов.
30. Права районной Думы и ее комиссий при осуществлении
контрольной деятельности
При осуществлении контрольных полномочий районная Дума и ее комиссии имеют право:
- запрашивать у Главы Тюменского муниципального района, руководителей структурных подразделений администрации Тюменского муниципального района, муниципальных предприятий, учреждений, организаций соответствующие документы, справочные материалы, необходимые для осуществления контроля;
- вносить на заседания районной Думы и ее комиссий предложения по результатам осуществления контроля;
- информировать Главу Тюменского муниципального района и иных должностных лиц Тюменского муниципального района о выявленных нарушениях;
- вносить Главе Тюменского муниципального района и иным должностным лицам Тюменского муниципального района рекомендации по совершенствованию работы;
- требовать у проверяемых структурных подразделений администрации Тюменского муниципального района, муниципальных предприятий, учреждений и организаций устранения выявленных нарушений.
31. Запрос.
1. Депутат, группа депутатов районной Думы вправе обращаться с запросом к Главе Тюменского муниципального района и иным должностным лицам Тюменского муниципального района, а также к руководителям предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории Тюменского муниципального района, по вопросам, входящим в компетенцию районной Думы.
2. Депутатский запрос вносится на заседание районной Думы в письменной форме, соглашается на заседании и по нему принимается решение.
3. Ответ на депутатский запрос должен быть дан в устной форме на заседании районной Думы или письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения.
4. Письменный ответ на депутатский запрос оглашается председательствующим на заседании районной Думы или доводится до сведения депутатов иным путем.
32. Вопрос.
1. Депутат, группа депутатов вправе обращаться на заседании районной Думы с вопросом к любому должностному лицу местного самоуправления.
2. В повестке дня предусматривается время для обращения депутатов районной Думы с вопросами и ответов на них.
3. Вопрос в письменной форме заблаговременно передается депутатом, группой депутатов Председателю районной Думы, что является основанием для приглашения на заседание районной Думы соответствующего должностного лица.
4. В случае если приглашенное должностное лицо не имеет возможности прибыть на заседание районной Думы, оно в обязательном порядке дает письменный ответ на предварительно заданный вопрос. В этом случае ответ доводится до сведения депутатов председательствующим на заседании районной Думы.
33. Отчет
1. Глава Тюменского муниципального района и иные должностные лица, в назначении или согласовании назначения которых принимает участие районная Дума, один раз в год предоставляют районной Думе отчет о своей деятельности, который может быть совмещен с отчетом об исполнении бюджета или представлен самостоятельно.
2. Комиссия или группа депутатов районной Думы в количестве не менее 3 человек может предложить районной Думе принять решение о заслушивании внеочередного отчета лиц указанных в предыдущем абзаце.
3. По итогам очередного или внеочередного отчета районная Дума принимает решение.
34. Контроль за исполнением решений, принимаемых районной Думой
1. Решения, принимаемые районной Думой, подлежат контролю.
2. Срок отчетности по контролю и уполномоченный на осуществление контроля орган или лицо, определяется либо в самом подлежащим контролю решении, либо в ином решении районной Думы.
3. После заслушивания сообщения о ходе выполнения решения районная Дума вправе:
- снять решение с контроля как выполненное;
- снять с контроля отдельные пункты решения как выполненные;
- продлить контрольные полномочия; возложить контрольные полномочия на иное лицо либо орган;
- отменить решение;
- изменить решение или дополнить его;
- принять дополнительное решение.
35. Контроль за исполнением бюджета.
Порядок контроля за исполнением бюджета определяется принимаемым районной Думой Положением о бюджетном процессе и бюджетном устройстве в Тюменском муниципальном районе.
36. Контроль за распоряжением муниципальной собственностью,
реализацией планов и программ развития Тюменского муниципального района.
Контроль за распоряжением муниципальной собственностью, реализацией планов и программ развития Тюменского муниципального района осуществляется в порядке, предусмотренном муниципальными правовыми актами по вопросам управления муниципальной собственностью, а также планами и программами развития Тюменского муниципального района.
37. Контроль за соблюдением Регламента районной Думы
и ответственность за его нарушение
1. Контроль за соблюдением Регламента районной Думы и определение меры ответственности за его нарушение возлагается на председателя районной Думы и постоянные комиссии районной Думы, которые представляют предложения по соблюдению и обеспечению Регламента.
2. При нарушении депутатом районной Думы порядка на заседании районной Думы или заседании комиссии к нему применяются следующие меры воздействия:
- призыв к порядку,
- призыв к порядку с занесением в протокол,
- порицание.
3. Призвать к порядку вправе только председатель районной Думы либо председатель комиссии или рабочей группы.
Депутат призывается к порядку, если он:
- выступает без разрешения председателя районной Думы либо председателя комиссии,
- допускает в речи оскорбительные выражения,
- перемещается по залу в момент подсчета голосов.
4. Призывается к порядку с занесением в протокол депутат, который на том же заседании был однажды призван к порядку.
5. Порицание выносится районной Думой большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов по предложению председателя районной Думой и без дебатов.
Порицание выносится депутату, который:
- после призвания к порядку с занесением в протокол не выполняет требования председателя районной Думы;
- на заседании организовал беспорядок и шумные сцены, предпринял попытку парализовать свободу обсуждения и голосования;
- оскорбил районную Думу или его председателя.
6. Депутат освобождается от взыскания, если он немедленно принес публичные извинения.
7. Отсутствие депутата на заседаниях районной Думы или комиссии без уважительных причин более трех раз подряд может повлечь применение к нему следующих мер воздействия:
7.1. вынесение публичного порицания в адрес депутата;
7.2. доведение через средства массовой информации до избирателей соответствующего избирательного округа сведений об отсутствии депутата на заседаниях районной Думы или его комиссии;
Решение о привлечении депутата к ответственности принимается на заседании районной Думы по представлению председателя районной Думы или председателя комиссии.
7. Заключительные положения
38. Аппарат районной Думы
1. Аппарат районной Думы осуществляет организационное, правовое, информационно-аналитическое, материально-финансовое и кадровое обеспечение деятельности районной Думы.
2. Основными задачами Аппарата являются создание необходимых условий для эффективной работы районной Думы, ее структурных подразделений, оказание практической помощи депутатам в осуществлении их полномочий.
3. В своей деятельности Аппарат руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Тюменской области, Уставом Тюменского муниципального района, настоящим Регламентом Думы, Положением об Аппарате районной Думы и принимаемыми решениями районной Думы.
4. Аппарат возглавляет руководитель Аппарата, назначаемый на должность и освобождаемый от должности решением районной Думы по предложению Председателя районной Думы.
5. В состав Аппарата входят:
6.1 Организационный отдел;
6.2 Правовой отдел;
6.3. Отдел по делопроизводству;
6.4. Помощник председателя;
6.5. Секретарь-референт;
6.6. Хозяйственная служба.
7. Сотрудники Аппарата, замещающие муниципальные должности муниципальной службы, являются муниципальными служащими. В целях технического обеспечения деятельности Органа в штатное расписание Аппарата, утверждаемое решением районной Думы по предложению Председателя районной Думы, включаются должности, не относящиеся к муниципальным должностям государственной службы.
39. Порядок внесения изменений и дополнений в настоящий Регламент
1. Изменения настоящего Регламента осуществляются по истечении не менее чем трех месяцев работы районной Думы очередного созыва большинством голосов от общего числа депутатов. Последующие изменения могут осуществляться числом голосов не менее 2/3 от общего числа депутатов районной Думы в случае необходимости приведения настоящего Регламента в соответствие с законодательством Российской Федерации.
2. Очередной созыв районной Думы вправе принять большинством голосов от общего числа депутатов новую редакцию Регламента.
40. Вступление настоящего регламента в силу.
Настоящий регламент вступает в силу со дня заседания районной Думы, следующего после заседания, на котором был принят настоящий Регламент.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Думы Тюменского муниципального района от 4 ноября 2005 г. N 2 "Об утверждении регламента Думы Тюменского муниципального района"
Текст решения размещен на официальном сайте Администрации Тюменского муниципального района http://www.atmr.ru
Решением Думы Тюменского муниципального района от 30 мая 2007 г. N 328 настоящее решение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Думы Тюменского муниципального района от 27 февраля 2006 г. N 58
Решение Думы Тюменского муниципального района от 9 декабря 2005 г. N 30