Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 31 июля 2007 г. N 137-э/5 в настоящие Методические указания внесены изменения
Приложение
к приказу Федеральной службы по тарифам РФ
от 24 августа 2004 г. N 45-э/4
Методические указания
по расчету тарифов на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике
24 мая 2005 г., 31 июля 2007 г.
I. Общие положения
1. Настоящие "Методические указания по расчету тарифов на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике" (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 16, ст. 1316; 1999, N 7, ст. 880; 2003, N 2, ст. 158; N 13, ст. 1180; N 28, ст. 2894), Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1177), Федеральным законом "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1178), Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее - Правила регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 9, ст. 791).
2. Методические указания определяют основные положения расчета тарифов на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, оказываемые субъектами оперативно-диспетчерского управления, и предназначены для использования федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий (далее Служба) и Системным оператором и иными субъектами оперативно-диспетчерского управления.
3. Понятия, используемые в настоящих Методических указаниях, соответствуют определениям, данным в Федеральном законе от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003 г., N 13, ст. 1177) и в постановлении Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии" .
II. Основные методические положения по расчету тарифов на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике
4. Расчет тарифов на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (далее - услуги) осуществляется исходя из принципа обязательного раздельного учета доходов и расходов субъектов оперативно-диспетчерского управления по видам деятельности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1998 г. N 700 "О введении раздельного учета затрат по регулируемым видам деятельности в энергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 28, ст. 3357).
5. Экономически обоснованный размер тарифов на услуги рассчитывается исходя из необходимости компенсации субъекту оперативно-диспетчерского управления расходов, связанных с оказанием услуг, и обеспечения экономически обоснованной прибылью.
6. В случае, если субъект оперативно-диспетчерского управления, кроме деятельности по оказанию услуг, осуществляет иные виды деятельности, расходы на их осуществление и полученные доходы от этой деятельности не учитываются при расчете размера тарифов на указанные услуги.
7. Избыточные и непроизводительные расходы исключаются из тарифа на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике. Основания для исключения указанных расходов приведены в пункте 7 Основ ценообразования.
8. Выявленные по данным отчетности не использованные в течение базового периода регулирования средства по отдельным статьям расходов учитываются Службой при установлении тарифа на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике на следующий период регулирования в качестве источника покрытия расходов следующего периода регулирования.
9. В случае, если субъект оперативно-диспетчерского управления в течение расчетного периода регулирования понес экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифа на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике на расчетный период регулирования, в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, а также с оказанием услуг по оперативно-диспетчерскому управлению подлежащим обязательному обслуживанию собственникам или иным законным владельцам электростанций (энергоблоков), введенных в эксплуатацию в течение расчетного или предшествующего ему периода регулирования, эти расходы учитываются Службой при установлении тарифа на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).
В случае, если субъект оперативно-диспетчерского управления в течение расчетного периода регулирования получил дополнительные доходы, связанные с оказанием услуг по оперативно-диспетчерскому управлению подлежащим обязательному обслуживанию собственникам или иным законным владельцам электростанций (энергоблоков), введенных в эксплуатацию в течение расчетного или предшествующего ему периода регулирования, указанные суммы учитываются Службой при установлении тарифа на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике на последующий расчетный период регулирования.
В случае, если субъект оперативно-диспетчерского управления в течение расчетного периода регулирования недополучил доходы в связи с выводом электростанций (энергоблоков) из эксплуатации в течение расчетного или предшествующего ему периода регулирования, указанные суммы учитываются Службой при установлении тарифа на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике на последующий расчетный период регулирования.
10. Служба на основе предварительно согласованных с ней мероприятий по сокращению расходов субъекта оперативно-диспетчерского управления в соответствии с пунктом 8 Основ ценообразования обязана в течение 2 лет после окончания срока окупаемости затрат на проведение этих мероприятий сохранять расчетный уровень расходов, сложившихся в период, предшествующий сокращению расходов.
11. Необходимая валовая выручка (далее - НВВ) на период регулирования для покрытия обоснованных расходов, связанных с оказанием услуг с учетом корректировки по избытку (исключению необоснованных расходов) средств и возмещению недостатка средств рассчитывается по формуле:
НВВ = НВВ +/- Дельта НВВ +/- Дельта НВВ (1)
р 1 2
где:
НВВ - необходимый доход субъекта оперативно-диспетчерского
р управления в расчетном периоде, обеспечивающий компенсацию
экономически обоснованных расходов на оказание услуг и
получение прибыли, определяемой в соответствии с настоящими
Методическими указаниями (тыс. руб);
Дельта (дельта) HBB_1 - экономически обоснованные расходы субъекта оперативно-
диспетчерского управления, подлежащие возмещению (со
знаком "+") и исключению из НВВ_р (со знаком "-") в
соответствии с пунктами 7, 8, абзацем 1 пункта 9 и
пунктом 10 настоящих Методических указаний (тыс. руб.);
Дельта (дельта) НВВ_2 - дополнительно полученные доходы субъекта оперативно-
диспетчерского управления, подлежащие исключению из НВВ_р (со знаком "-"),
и его выпадающие в связи с выводом из эксплуатации электростанций
(энергоблоков)доходы, подлежащие возмещению (со знаком "+") в соответствии с
абзацами 2 и 3 пункта 9 настоящих Методических указаний (тыс. руб.).
III. Расчет расходов, относимых на услуги субъекта оперативно-диспетчерского управления
12. Определение состава расходов и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации, Основами ценообразования и настоящими Методическими указаниями.
13. Расчет расходов, связанных с оказанием услуг, производится по следующим составляющим:
- сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд - исходя из действующих норм и цен на сырье и материалы, определяемых в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования;
- покупная энергия всех видов, расходуемая на технологические цели, отопление зданий, - исходя из расчетных объемов потребления и тарифов, прогнозируемых на период регулирования;
- работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними организациями и (или) подразделениями самой организации, а также услуги по оперативно-диспетчерскому управлению, оказываемые субъектами оперативно-диспетчерского управления нижестоящего уровня субъектам оперативно-диспетчерского управления вышестоящего уровня, - исходя из необходимости проведения регламентных (ремонтных и других) работ и цен и тарифов на указанные работы и услуги, определяемых в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования;
- топливо всех видов для обслуживания производства, включая транспорт и т.п., - исходя из действующих норм и цен и тарифов, определяемых в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования;
- амортизационные отчисления на реновацию основных фондов и нематериальных активов - по нормам амортизационных отчислений, утвержденным в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке и в соответствии с принятым порядком начисления амортизации;
- расходы на оплату труда персонала - в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования;
- отчисления на социальные нужды (единый социальный налог и отчисления на страхование от несчастного случая на производстве, предусмотренные законодательством Российской Федерации) - в размерах, установленных законодательством Российской Федерации;
- расходы на ремонт основных средств - в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования;
- оплата работ и услуг сторонних организаций (расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунального хозяйства, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и др.) - исходя из необходимости проведения работ (оказания услуг) и цен и тарифов на указанные работы и услуги, определяемых в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования;
- арендные платежи - исходя из состава арендованного имущества и ставок арендной платы, определяемых в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования;
- расходы на служебные командировки, включая оформление виз и сборов - в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- расходы на обучение персонала - в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- расходы на страхование (имущества, ответственности и др.) - в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- расходы на оплату услуг по формированию перспективного технологического резерва мощностей по производству электрической энергии, а также расходы на возмещение исполнителям инвестиционных проектов платежей, вносимых ими в соответствии с договорами, необходимыми для осуществления деятельности в сфере электроэнергетики и участия в оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством об электроэнергетике, размер которых не зависит от объема производства (потребления) и (или) поставки (покупки) электрической энергии, определяемые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2005 г. N 738 "О порядке формирования источника средств на оплату услуг по формированию технологического резерва мощностей по производству электрической энергии и финансирования объектов по производству электрической энергии в целях предотвращения возникновения дефицита электрической мощности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 51, ст. 5526; 2007, N 26, ст. 3192);
- другие расходы - в соответствии с законодательством Российской Федерации.
14. Внереализационные расходы рассчитываются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
15. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов до их утверждения допускается в соответствии с главой 25 Налогового Кодекса Российской Федерации использовать в расчетах экспертные оценки на основе отчетных данных.
16. При расчете тарифа на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике за услуги учитывается величина прибыли (расходы, не перечисленные в пунктах 13 и 14 настоящих Методических указаний), необходимая для обеспечения субъекта оперативно-диспетчерского управления средствами на обслуживание привлеченного и заемного капитала, средствами на развитие, для выплаты дивидендов и финансирования за счет прибыли других обоснованных расходов по следующим составляющим:
- налоги и иные обязательные платежи и сборы, уплачиваемые за счет прибыли - в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;
- развитие производства, в том числе на инвестиции, - исходя из программы производственного развития, утвержденной в установленном порядке (программы развития, как правило, содержат перечень объектов, объем инвестиций, сроки их освоения, источник инвестиций (амортизация, прибыль, заемные средства и т.д.), расчет срока окупаемости инвестиций);
- расходы на социальные нужды - в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- дивиденды по акциям - в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- прибыль на прочие цели (с расшифровкой) - в соответствии с законодательством Российской Федерации.
17. Для расчета тарифа на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике за услуги используются следующие материалы:
- объем установленной мощности (таблица 1);
- расчет расходов на оплату труда (таблица 2);
- расчет амортизационных отчислений на восстановление основных производственных фондов (таблица 3;
- смета расходов, относимых на услуги субъекта оперативно-диспетчерского управления, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (таблица 4);
- расчет источников финансирования инвестиций (таблица 5);
- справка о финансировании и освоении инвестиций (таблица 6);
- расчет необходимой балансовой прибыли (таблица 7);
- расчет тарифа на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (таблица 8);
- инвестиционная программа производственного развития, согласованная в установленном порядке;
- расчет размера выпадающих доходов или дополнительно полученной выгоды в предшествующий период регулирования, выявленные на основании официальной отчетности или по результатам проверки хозяйственной деятельности;
- бухгалтерская отчетность на последнюю отчетную дату;
- другие обосновывающие материалы и расчеты, нормы и нормативы расчета отдельных статей расходов по перечню, установленному регулирующим органом в соответствии с пунктом 12 Правил регулирования.
18. При заполнении таблиц расчетные показатели базового периода определяются:
- по экономическим (стоимостным) показателям - по текущим показателям периода, предшествующего периоду регулирования;
- по показателям производственно-технического характера - по текущим показателям года, предшествующего периоду регулирования, и/или по показателям сводного прогнозного баланса электроэнергии (мощности) года, предшествующего периоду регулирования, утверждаемым в установленном порядке.
IV. Расчет размера тарифа за услуги субъектов оперативно-диспетчерского управления
19. Размер тарифа за услуги Системного оператора по оперативно-диспетчерскому управлению (Т_со) рассчитывается по формулам:
НВВ
Т = -------- (1)
СО Сумма N
i
где:
НВВ - необходимая валовая выручка Системного оператора;
N - установленная на 1 января года, предшествующего расчетному периоду,
i мощность (МВт) i-ой электростанции, входящей в единую
энергетическую систему России, принадлежащей на праве собственности
или ином законном основании юридическому лицу, осуществляющему
деятельность по произодству электрической энергии в отношении
которой Системный оператор осуществляет оперативное диспетчерское
управление.
В случаях, когда таким лицом является хозяйствующий субъект, участвующий в качестве поставщика электрической энергии (мощности) на оптовом или розничных рынках и осуществляющий деятельность по производству электрической энергии с использованием принадлежащей ему на праве собственности или ином законном основании электростанции, входящей в Единую энергетическую систему России, преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд, и определяемый в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2006 года N 355 "Об особенностях функционирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области электроэнергетики преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 24, ст. 2608) (далее - хозяйствующий субъект, производящий электрическую энергию преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд), в качестве N_i применяется средняя мощность поставки электрической энергии за двенадцать полных календарных месяцев начиная с 1 января года, предшествующего базовому периоду. При этом N_i определяется как отношение объема поставки электрической энергии (МВт х ч) по всем точкам поставки на оптовом и розничном рынках, относящимся к соответствующей электростанции, к количеству часов в указанном расчетном периоде.
Размер тарифа за услуги j-ого субъекта оперативно-диспетчерского управления, оказываемые в j-ой технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе (T(j)_CO) рассчитывается по формулам:
j
j НВВ
Т = -------- (2)
СО j
Сумма N
i
где:
j
HBB - необходимая валовая выручка j-ого субъекта оперативно-диспетчерского
управления, расположенного на территории технологически
изолированной электроэнергетической системы j-ого субъекта
Российской Федерации;
j
N - установленная на 1 января года, предшествующего расчетному периоду,
i мощность (МВт) i-ой электростанции, входящей в j-ю
технологически изолированную территориальную электроэнергетическую систему,
принадлежащей на праве собственности или ином законном основании юридическому лицу,
осуществляющему деятельность по производству электрической энергии.
В случаях, когда таким лицом является хозяйствующий субъект, участвующий в качестве поставщика электрической энергии (мощности) на розничном рынке и осуществляющий деятельность по производству электрической энергии с использованием принадлежащей ему на праве собственности или ином законном основании электростанции, входящей в j-ю технологически изолированную территориальную электроэнергетическую систему, преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд, в качестве N(j)_i применяется средняя мощность поставки электрической энергии за двенадцать полных календарных месяцев начиная с 1 января года, предшествующего базовому периоду. При этом N(j)_i определяется как отношение объема поставки электрической энергии (МВт х ч) по всем точкам поставки на розничном рынке, относящимся к соответствующей электростанции, к количеству часов в указанном расчетном периоде.
Размер тарифа на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике k-го субъекта оперативно-диспетчерского управления нижестоящего уровня, оказываемые Системному оператору (Т(k)_со), рассчитывается по формуле:
k
k НВВ
Т = --------- , (3)
со k
Сумма N
i
где:
k
НВВ - необходимая валовая выручка k-го субъекта оперативно-
диспетчерского управления нижестоящего уровня;
k
N - учтенная при установлении тарифа за услуги Системного
i оператора по оперативно-диспетчерскому управлению,
установленная на 1 января года, предшествующего расчетному
периоду регулирования, мощность (МВт) i-ой электростанции,
входящей в зону диспетчерской ответственности k-го субъекта
оперативно-диспетчерского управления нижестоящего уровня,
принадлежащей на праве собственности или ином законном
основании юридическому лицу, осуществляющему деятельность по
производству электрической энергии.
В случаях, когда таким лицом является хозяйствующий субъект, производящий электрическую энергию преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд и осуществляющий деятельность в зоне диспетчерской ответственности k-го субъекта оперативно-диспетчерского управления нижестоящего уровня, в качестве N(k)_i применяется учтенная при установлении тарифа за услуги Системного оператора по оперативно-диспетчерскому управлению средняя мощность поставки электрической энергии за двенадцать полных календарных месяцев начиная с 1 января года, предшествующего базовому периоду. При этом N(k)_i определяется как отношение объема поставки электрической энергии (МВт х ч) по всем точкам поставки на оптовом и розничном рынках, относящимся к соответствующей электростанции, к количеству часов в указанном расчетном периоде.
Таблица N 1
Объем установленной мощности
МВт
Таблица N 2
Расчет расходов на оплату труда
N п/п |
Наименование показателей |
Ед. измер. |
Базовый период |
Период регулирования |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Расчетная численность персонала |
чел. |
|
|
2. |
Среднемесячный должностной оклад с доплатами и надбавками по штатному расписанию на начало периода |
руб. |
|
|
3. |
Средний индекс роста потребительских цен |
% |
|
|
4. |
Среднемесячный должностной оклад с доплатами и надбавками с учетом индексов роста потребительских цен ((п. 2 х п. 3):100) |
руб. |
|
|
5. |
Процент выплат, связанный с режимом работы |
% |
|
|
6. |
Сумма выплат, связанная с режимом работы |
руб. |
|
|
7. |
Процент премирования за производственные результаты работы |
% |
|
|
8. |
Сумма выплат за производственные результаты работы |
руб. |
|
|
9. |
Процент выплат вознаграждения за выслугу лет |
% |
|
|
10. |
Сумма вознаграждения за выслугу лет |
руб. |
|
|
11. |
Процент выплат вознаграждения по итогам работы за год |
% |
|
|
12. |
Сумма вознаграждения по итогам работы за год |
руб. |
|
|
13. |
Процент выплат по районным коэффициентам и северным надбавкам |
% |
|
|
14. |
Сумма выплат по районным коэффициентам и северным надбавкам |
руб. |
|
|
15. |
Другие выплаты за производственные результаты работы |
руб. |
|
|
16. |
Среднемесячная заработная плата на одного работника |
руб. |
|
|
17. |
Период регулирования |
мес. |
|
|
18. |
Суммарные расходы на оплату труда |
тыс. руб. |
|
|
19. |
Расходы на оплату труда лиц, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера |
тыс. руб. |
|
|
20. |
тыс. руб. |
|
|
Таблица N 3
Расчет амортизационных отчислений на восстановление основных производственных фондов
млн. руб.
Таблица N 4
Расходы, относимые на услуги субъекта оперативно-диспетчерского управления, уменьшающие налогооблагаемую прибыль
млн. руб.
Таблица N 5
Расчет источников финансирования инвестиций
млн. руб.
N п/п |
Наименование |
Базовый период |
Период регулирования |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Объем капитальных вложений - всего |
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
- на производственное и научно-техническое развитие |
|
|
|
- на непроизводственное развитие |
|
|
2. |
Финансирование капитальных вложений за счет: |
|
|
2.1. |
Амортизационных отчислений |
|
|
2.2. |
Прибыли предприятия |
|
|
2.3. |
Бюджета |
|
|
|
- федерального |
|
|
|
- субъектов Российской Федерации |
|
|
2.4. |
Неиспользованных средств на начало года |
|
|
2.5. |
Прочих источников |
|
|
Таблица N 6
Справка о финансировании и освоении инвестиций
млн. руб.
Наименование строек |
Утверждено на базовый период |
В течение базового периода |
Остаток финансирования |
План на период регулирования |
Источник финансирования |
|
|
|
освоено фактически |
профинансировано |
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Всего |
|
|
|
|
|
|
в т.ч. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица N 7
Расчет необходимой балансовой прибыли
млн. руб.
Таблица N 8
Расчет тарифа на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике
N п.п. |
Показатели |
Ед. изм. |
Базовый период |
Период регулирования |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Расходы, относимые на услуги субъекта оперативно-диспетчерского управления, уменьшающие налогооблагаемую прибыль |
млн. руб. |
|
|
2. |
Необходимая балансовая прибыль |
млн. руб. |
|
|
3. |
Необходимая валовая выручка |
млн. руб. |
|
|
4. |
Рентабельность |
% |
|
|
5 |
Установленная мощность (Средняя мощность поставки*) |
МВт |
|
|
6 |
руб./МВт |
|
|
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федеральной службы по тарифам от 24 августа 2004 г. N 45-э/4 "Об утверждении Методических указаний по расчету... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.