Постановление администрации Тюменской области от 22 декабря 1998 г. N 210
"О миграционной программе области на 1998-2000 годы"
Постановлением Правительства Тюменской области от 11 июня 2015 г. N 243-п настоящее постановление признано утратившим силу
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1997 г. N 1414 "О Федеральной миграционной программе на 1998-2000 годы" и обеспечения единой государственной миграционной политики на территории области:
1. Утвердить прилагаемую миграционную программу Тюменской области на 1998-2000 годы.
2. Принять, что основные мероприятия по реализации Федеральной миграционной программы разрабатываются каждым субъектом федерации области самостоятельно с учетом своих особенностей, основываясь на общих подходах и задачах миграционной политики.
Считать целесообразным, что в ходе реализации миграционной программы отдельные мероприятия могут уточняться в связи с особенностями миграционных процессов на территории области и объемов финансирования из федерального бюджета, а также поступлением средств из других источников.
3. Установить, что порядок взаимодействия и координации работы по осуществлению единой политики в сфере миграции, занятости и социально-трудовых отношений определяется ежегодными соглашениями между органами управления трудом, занятостью и миграции Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа.
4. Контроль за реализацией программы возложить на комитет по труду, занятости и миграции населения администрации области (Кадочников Ю.И.).
Вице-Губернатор области |
В.П.Первушин |
Миграционная программа
Тюменской области на 1998 - 2000 годы
Областная миграционная программа на 1998-2000 годы разработана в соответствии с Федеральной миграционной программой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1997 г. N 1414, и с учетом складывающихся миграционных процессов и социально-экономической ситуации в области.
Миграционная программа основана на Законах Российской Федерации "О беженцах", "О вынужденных переселенцах", Указах Президента Российской Федерации "О мерах по введению иммиграционного контроля" и "О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы" от 16 декабря 1993 N 2145, 2146, определивших основы правового регулирования вынужденной миграции, меры по предупреждению и сокращению неконтролируемой внешней миграции, а также новые подходы по предоставлению иностранным гражданам и лицам без гражданства убежища в России.
Основные цели и задачи
Основной целью государственной миграционной политики является регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий, стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, а также обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища на территории области.
Основными задачами государственной миграционной политики являются:
- защита прав и интересов мигрантов;
- развитие системы иммиграционного контроля;
- соблюдение государственных интересов при разработке и реализации миграционных программ и мероприятий;
- регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономического развития и экологической обстановки в области, национальной совместимости и климатических особенностей мест расселения;
- создание условий для приема и размещения мигрантов, стимулирующих их активное участие в процессе адаптации к существующему социально-экономическому положению.
Исходя из поставленных задач государственная миграционная политика в настоящее время должна осуществляться в соответствии со следующими принципами:
- стимулирование рационального территориального распределения потоков вынужденных мигрантов;
- недопустимость дискриминации мигрантов по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям;
- личное участие вынужденных переселенцев в обустройстве на новом месте жительства, осуществляемом при государственной поддержке;
- квотирование ежегодного приема беженцев и предоставления временного убежища;
- запрещение высылки или принудительного возвращения беженцев в страны, откуда они прибыли, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами или международными договорами Российской Федерации.
Реализация единой государственной миграционной политики в области и обеспечение целенаправленного взаимодействия и координации действий органов по труду, занятости и миграции Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов осуществляется на основе соглашений между ними.
Характеристика миграционных процессов
Анализ динамики миграционных потоков в области за последние годы свидетельствует об усиливающихся миграционных процессах.
Так за 1997 год численность зарегистрированных вынужденных переселенцев в целом по области составила 4240 человек, что больше уровня всех предыдущих лет, начиная с 1993 года, в том числе: 1995 года - на 7%, 1996 года - на 41%. Внешняя миграция явилась следствием роста численности населения области за 1997 год.
По Ямало-Ненецкому автономному округу просматривается тенденция к снижению потока мигрантов. По количеству зарегистрированных вынужденных переселенцев Ханты-Мансийский автономный округ в 1997 году вышел на уровень 1995 года. Это прежде всего объясняется перенаселенностью этих территорий, финансовым и экономическим кризисом, дороговизной обустройства и рядом других причин.
Несовершенство законодательства в бывших республиках Союза ССР в области защиты прав и свобод граждан создают возможности проявления дискриминации лиц некоренной национальности по признаку расы, вероисповедания, языка, все это способствует обострению проблемы вынужденной миграции на их территориях.
Функционирование Западно-Сибирского топливно-энергетического комплекса, развитие рыночных отношений создали условия для выхода области на международный рынок труда. На основе международных контрактов, договоров в область привлекаются значительные иностранные инвестиции, внедряются новые технологии, создаются новые производства. Для выполнения строительных, монтажных и других работ область вынуждена привлекать иностранную рабочую силу. В 1997 году в области работало более 48 тысяч иностранных граждан, что составляет более 70% от всего Западно-Сибирского региона.
Проводимые рейды по проверке предприятий по соблюдению требований Указа Президента Российской Федерации "О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы" выявляют большое количество фактов нелегального пребывания иностранных граждан. Внешняя незаконная трудовая миграция отрицательно сказывается на социальной и криминогенной обстановке.
На общую миграционную ситуацию в области сказывается внутренняя социально-экономическая миграция. Перенаселенность районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий области, обострение ситуации трудозанятости местного населения требуют кардинальных мер по переселению десятков тысяч семей северян в места их первоначального проживания или в города и районы юга области. Наряду со строительством жилья необходимо создавать и соответствующую инфраструктуру.
Выезд граждан Российской Федерации с территории области на постоянное проживание в страны дальнего зарубежья колеблется в пределах 1500-2000 человек в год. Данный поток эмигрантов не вызывает острой проблемы. По данным девяти месяцев текущего года из области выехало 1129 человек, из них: 75% - в Германию, 12% - в Израиль, 5% - в США, 2% - в Канаду и т.д.
Прогнозные оценки позволяют предположить, что миграционный поток в целом на территорию области сохранится на прежнем уровне, хотя возможно, некоторое уменьшение его на территории автономных округов. Учитывая складывающуюся национальную политику и социально-экономическую ситуацию в бывших республиках Союза ССР на ближайшее будущее, поток будет состоять главным образом из выходцев Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и заметно сократится с прибалтийских республик, Украины, Армении, Грузии.
Основные направления реализации Программы
Решение миграционных проблем, включающих вопросы строительства, социального и медицинского обеспечения, финансирования, государственной безопасности, санитарно-эпидемиологического надзора, трудоустройства и правового регулирования будет осуществляться через сотрудничество областной и окружных миграционных служб с органами исполнительной власти области, автономных округов, общественных объединений, благотворительных фондов и других организаций, независимо от форм собственности.
Основными направлениями и механизмами реализации Программы являются:
1. Разработка и принятие Законов Тюменской области, определяющих правовое положение иностранных граждан на территории области, порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы, механизм депортации;
2. Защита прав мигрантов в соответствии с действующим законодательством и нормами международного права;
3. Усиление иммиграционного контроля, организация дополнительных постов иммиграционного контроля на границе области с Казахстаном;
4. Прием, временное размещение вынужденных переселенцев, оказание помощи в обустройстве на новом месте жительства. Реализация задач по приему и обустройству беженцев и вынужденных переселенцев будет осуществляться в тесном взаимодействии миграционной службы с соответствующими органами исполнительной власти по вопросам, касающихся выделения земельных участков, жилищного обустройства, создания пункта первичного приема, выплат компенсаций пострадавшим гражданам за утраченное жилье и имущество;
5. Прогнозирование миграционных процессов и формирование миграционной политики с учетом изменения социальной и экономической ситуации в области;
6. Разработка областных программ и организация их выполнения;
7. Целевое использование средств, выделяемых на реализацию программы и контроль за их использованием;
8. Обеспечение необходимых санитарно-эпидемиологических условий и медицинского обслуживания мигрантов. Организация по направлениям миграционной службы прохождения вынужденными переселенцами медицинского освидетельствования по месту жительства с получением медицинского сертификата.
Оказание содействия особо нуждающимся в психологической или медицинской помощи в размещении в специальных медико-реабилитационных центрах;
9. Оказание помощи органам исполнительной власти и органами местного самоуправления в решении задач по реализации миграционной программы, законов Российской Федерации и Тюменской области, затрагивающих интересы мигрантов;
10. Осуществление координации деятельности областной и окружных миграционных служб в реализации единой государственной миграционной политики.
Прием лиц, ищущих убежища, и предоставление статуса беженца должны осуществляться в соответствии с интересами безопасности государства и по общепринятым международным нормам.
Регулирование миграционных потоков беженцев и вынужденных переселенцев должно производиться с учетом региональных программ по таким категориям мигрантов, как:
- семьи военнослужащих, выполняющих задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и в случаях вооруженных конфликтов, а также граждан из числа вольнонаемных, высвобождаемых в связи с передислокацией и расформированием воинских частей;
- население зон экологических бедствий, в том числе граждане, пострадавшие от последствий чернобыльской катастрофы, и ряд других граждан, переселение и обустройство которых осуществляется в рамках других региональных и отраслевых программ.
В области внешней трудовой миграции ставится задача обеспечить надежную защиту местного рынка труда от незаконного притока иностранной рабочей силы, повысить ответственность работодателей за выполнение Положения по привлечению и использованию в Российской Федерации иностранной рабочей силы.
Система иммиграционного контроля будет являться составной частью проводимой государственной политики, обеспечивающей защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в решении вопросов, касающихся въезда в Российскую Федерацию, определение их статуса и выезда из Российской Федерации. Возникает необходимость обеспечения иммиграционного контроля на границе с Казахстаном, как наиболее уязвимом участке границы, через который идет большой неконтролируемый поток мигрантов.
Правовое обеспечение Программы
Новые социально-экономические отношения требуют кардинального совершенствования законодательства, регулирующего проблемы миграции населения. Законы Российской Федерации "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах" не охватывают все существующие виды миграционных потоков. Процесс привлечения и использования иностранной рабочей силы становится трудно контролируемым. Возникает необходимость принятия областных законов, определяющих условия пребывания иностранных граждан на территории области, порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы.
Правовое регулирование проблем миграции должно быть направлено на достижение управления миграционными процессами, защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, содействия социально-экономической адаптации мигрантов.
Финансово-экономическое обеспечение миграционной программы
Основным источником финансово-экономического обеспечения Программы являются целевые ассигнования из федерального бюджета. Кроме того, на реализацию мероприятий Программы могут быть привлечены:
- ассигнования из бюджетов области, местных бюджетов, выделяемые на реализацию Программы;
- средства внебюджетных фондов;
- средства предприятий и организаций, привлекающих на работу вынужденных переселенцев;
- целевые инвестиции российских, международных и зарубежных организаций.
Приоритетными направлениями финансирования программы являются:
- оказание первичной помощи лицам, относящимся к категории социально слабо защищенных вынужденных мигрантов в виде выплаты единовременного денежного пособия, оказания материальной помощи,
- оплаты проезда и провоза багажа от места регистрации до места жительства; создание фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;
- обустройство вынужденных переселенцев на постоянном месте жительства, включающее в себя предоставление долговременных беспроцентных возвратных ссуд на строительство или приобретение жилья, строительство, приобретение жилья, а также строительство объектов инфраструктуры в местах компактного поселения вынужденных переселенцев;
- прием и содержание лиц, подавших ходатайства о признании их вынужденными переселенцами в пункте первичного приема;
- проведение мероприятий в области внешней миграции и мер по пресечению незаконной миграции.
Приложение N 1
к миграционной Программе
Тюменской области на 1998 - 2000 г.
Мероприятия по реализации миграционной Программы по
Тюменской области на 1998 - 2000 годы
/-----------------------------------------------------------------------\
| N | Наименование мероприятий | Сроки | Исполнители |
| | |исполнения| |
|----+------------------------------------+----------+------------------|
| |1. Прием и обустройство вынужденных | | |
| |мигрантов | | |
| | | | |
|1.1 |Организация приема и регистрация | |Миграционная |
| |лиц, ходатайствующих о признании их | |служба области |
| |беженцами и вынужденными переселен- | | |
| |цами в соответствии с Законами | | |
| |Российской Федерации "О беженцах" и | | |
| |"О вынужденных переселенцах" |постоянно | |
| | | | |
|1.2 |Организовать в г.Тюмени пункт пер- |1999- |Миграционная |
| |вичного приема лиц, ходатайствующих |2000гг. |служба области, за|
| |о признании их вынужденными пересе- | |счет средств феде-|
| |ленцами | |рального бюджета |
| | | | |
|1.3 |Оказывать содействие лицам, прибыв- |по |Миграционная |
| |шим на территорию юга области и |заявления |служба области, |
| |ходатайствующих о признании вынуж- | |по согласованию |
| |денными переселенцами, не имеющих | |с ФМС России |
| |собственной жилплощади или близких | | |
| |родственников, которые согласны | | |
| |принять на совместное проживание, | | |
| |в направлении их в центры временного| | |
| |размещения | | |
| | | | |
|1.4 |Оказание помощи вынужденным пересе- | |Миграционная служ-|
| |ленцам по выплате: | |ба области |
| |- единовременных пособий; |при регист| |
| | |рации | |
| |- материальной помощи; |по заяв- | |
| | |лению | |
| |- компенсаций за проезд и провоз |по заяв- | |
| |багажа с места регистрации до места |лению | |
| |проживания слабо обеспеченных | | |
| |категорий вынужденных переселенцев; | | |
| |- долговременных беспроцентных |по заяв- | |
| |возвратных ссуд на строительство, |лению | |
| |покупку и ремонт жилья; | | |
| |- единовременной адресной материаль-|по заяв- | |
| |ной помощи малообеспеченным |лению на | |
| |семьям на летний отдых детей; |летний | |
| | |период | |
| |- единовременной адресной материаль-|в течение | |
| |ной помощи малообеспеченным семьям |года по | |
| |для приобретения для школьников |заявлению | |
| |зимней одежды, обуви, продуктов | | |
| |питания; | | |
| |- компенсаций за утраченное жилье и |по заяв- |Временная комиссия|
| |имущество гражданам, пострадавшим в |лению |администрации |
| |результате разрешения кризиса в | |Тюменской области |
| |Чеченской Республике в соответствии | | |
| |с Постановлением Правительства РФ | | |
| |от 30.04.97 N 510. | | |
| | | | |
|1.5 |Содействовать в устройстве детей в |постоянно |Миграционная |
| |дошкольные, общеобразовательные | |служба области, |
| |учреждения, а также переводе | |Департамент обра- |
| |учащихся и студентов в соответствую-| |зования и науки, |
| |щие учреждения среднего и высшего | |администрации |
| |профессионального образования | |городов, районов |
| | | | |
|1.6 |Предоставлять одиноким вынужденным |в перво- |Комитет социальной|
| |переселенцам - престарелым инвали- |очередном |защиты населения |
| |дам, нуждающимся в постоянном |порядке |области, |
| |уходе, места в учреждениях | |Миграционная |
| |социальной защиты населения, при | |служба области |
| |наличии свободных мест | | |
|1.7 |Оказание помощи вынужденным пересе- |постоянно |Областной центр |
| |ленцам в трудоустройстве в | |занятости |
| |соответствии с их профессией, | | |
| |квалификацией, при необходимости | | |
| |обеспечить им возможность получения | | |
| |профессиональной подготовки и | | |
| |повышения квалификации с выплатой | | |
| |им стипендии в размере, определяемом| | |
| |Законом РФ "О занятости населения в | | |
| |Российской Федерации" | | |
|1.8 |Создание новых рабочих мест в |по мере |Миграционная служ-|
| |компактных поселениях за счет |необходи- |ба области, мест- |
| |средств Федерального бюджета и |мости |ные органы само- |
| |организация самозанятости мигрантов | |управления |
| |в предпринимательской сфере, малом | | |
| |бизнесе, фермерской деятельности, | | |
| |бытовом обслуживании и т.д. | | |
|1.9.|Предоставлять временное жилье |согласно |Миграционная |
| |одиноким пенсионерам и инвалидам, |очеред- |служба области, |
| |семьям, состоящим только из |ности |администрации |
| |пенсионеров и инвалидов, одиноким | |городов, районов |
| |родителям с ребенком или детьми в | | |
| |возрасте до 18 лет, многодетным | | |
| |семьям | | |
|1.10|Изыскивать возможность представления|по заявле-|Федеральные органы|
| |вынужденным переселенцам безвозмезд-|нию |органы исполни- |
| |ных субсидий на строительство или | |тельной власти |
| |приобретение жилья, нуждающимся в | |области, местного |
| |улучшении жилищных условий и | |самоуправления, |
| |состоящим в соответствии с | |предприятия, |
| |законодательством Российской | |организации |
| |Федерации на учете по предоставлению| | |
| |жилой площади в органах | | |
| |самоуправления | | |
|1.11|Приобретать для слабо защищенных |ежегодно |Миграционная |
| |семей вынужденных переселенцев до | |служба области, |
| |50 квартир в год за счет средств | |администрации |
| |федерального бюджета | |городов, районов |
|1.12|Обеспечить органам местного |постоянно |Администрации |
| |самоуправления прием жилья, | |городов, районов, |
| |приобретаемого для вынужденных | |комитет по управ- |
| |переселенцев, федеральной собствен- | |лению государст- |
| |ности в муниципальную собственность | |венным имуществом |
| |с сохранением за миграционной | |области, миграци- |
| |службой права заселения его данной | |онная служба |
| |категорией граждан | |области |
|1.13|Организация санэпидмероприятий |постоянно |Центр госсанэпид- |
| | | |надзора области, |
| | | |миграционная |
| | | |служба области |
|-----------------------------------------------------------------------|
| 2. Оказание помощи лицам, ходатайствующим о признании их |
| беженцами, и беженцам |
|-----------------------------------------------------------------------|
|2.1.|При оказании помощи беженцам |постоянно |Миграционная |
| |учитывать следующие условия: | |служба области |
| |- цель миграции (репатриации, выезд | | |
| |в третью страну, получение вида | | |
| |жительства); | | |
| |- наличие заболеваний, представля- | | |
| |ющих эпидемиологическую опасность; | | |
| |- представление, в зависимости от | | |
| |конечной цели приезда, | | |
| |кратковременного или долговремен- | | |
| |ного режима пребывания | | |
|2.2.|Предоставление беженцам жилых |в течение |Миграционная |
| |помещений из фонда жилья для |1999 - |служба области |
| |временного поселения и оказания |2000 гг. | |
| |им содействия при самостоятельном | | |
| |обустройстве без оказания | | |
| |финансовой помощи из бюджетных | | |
| |средств | | |
|-----------------------------------------------------------------------|
| 3. Система иммиграционного контроля и |
| предупреждение незаконной миграции |
|-----------------------------------------------------------------------|
|3.1.|В соответствии с Постановлением |постоянно |Миграционная |
| |Совета Министров Правительства | |служба области |
| |Российской Федерации от 08.06.93 | | |
| |N 539 "Об упорядочении деятельности,| | |
| |связанной с трудоустройством | | |
| |граждан Российской Федерации за | | |
| |границей" и международными | | |
| |договорами оказывать содействие | | |
| |гражданам Российской Федерации в | | |
| |свободном выборе страны и места | | |
| |работы | | |
|3.2.|Рассматривать заявления предприятий,|в течение |ФМС России, |
| |организаций, независимо от форм |30 дней |миграционная |
| |собственности, на выдачу лицензии на|после |служба области |
| |право заниматься деятельностью по |поступле- | |
| |трудоустройству граждан Российской |ния заяв- | |
| |Федерации за границей |ления | |
|3.3.|Осуществление контроля за деятель- |периоди- |Миграционная |
| |ностью предприятий, организаций, |чески |служба области |
| |получивших лицензию, по соблюдению | | |
| |требований Положения "О порядке и | | |
| |условиях лицензирования деятель- | | |
| |ности, связанной с трудоустройством | | |
| |граждан Российской Федерации за | | |
| |границей". Приостанавливать действие| | |
| |лицензии в случае выявления фактов | | |
| |нелегального трудоустройства, | | |
| |распространения через средства | | |
| |массовой информации заведомо | | |
| |недостоверных данных | | |
| | | | |
|3.4.|Создать действующую систему контроля| | |
| |и противодействия нелегальной | | |
| |трудовой миграции: | | |
| |- обеспечить функционирование поста |кругло- |Миграционная |
| |иммиграционного контроля в аэропорту|суточно |служба области |
| |"Рощино" г.Тюмени; | | |
| |- организовать в Казанском и |1 полуго- |ФМС России, мигра-|
| |Сладковском районах на границе с |дие 1999г.|ционная служба |
| |Казахстаном два поста иммиграцион- | |области, админис- |
| |ного контроля; | |трация Казанского,|
| | | |Сладковского |
| | | |районов |
| |- проведение проверок предприятий, |системати-|Миграционная |
| |привлекающих иностранную рабочую |чески |служба области, |
| |силу; | |паспортно-визовая |
| | | |служба УВД области|
| |Организовать места временного |в течение |ФМС России, ми- |
| |содержания лиц для проведения |1999 - |грационная |
| |предварительного рассмотрения их |2000 гг. |служба области |
| |ходатайств о признании беженцами | | |
|-----------------------------------------------------------------------|
| 4. Правовое обеспечение Программы |
|-----------------------------------------------------------------------|
|4.1.|Разработка областных законов: | | |
| |"О порядке привлечения и использова-| |Миграционная |
| |ния в Тюменской области иностранной | |служба России |
| |рабочей силы"; | 1999 год | |
| |"О пребывании иностранных граждан | | |
| |и лиц без гражданства на территории | | |
| |Тюменской области"; | | |
| |"Об административном выдворении с | |Паспортно-визовая |
| |территории Тюменской области" | 1999 год |служба УВД |
| | | |области |
|-----------------------------------------------------------------------|
| 5. Финансовое обеспечение Программы |
|-----------------------------------------------------------------------|
|5.1.|Представить заявку на потребность |ежегодно |Миграционная |
| |средств из федерального бюджета на | |служба области |
| |реализацию Программы | | |
| | | | |
|5.2.|Обеспечить целевое использование | | |
| |средств по направлениям |постоянно |Миграционная |
| | | |служба области |
\-----------------------------------------------------------------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Тюменской области от 22 декабря 1998 N 210
"О миграционной программе области на 1998-2000 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Тюменской области от 11 июня 2015 г. N 243-п настоящее постановление признано утратившим силу