Постановление Тюменской областной Думы от 21 мая 1999 N 609
"Об информации об использовании средств Государственного фонда занятости населения Тюменской области и деятельности областного центра занятости населения за 1998 год"
Постановлением Тюменской областной Думы N 902 от 24 декабря 1999 года настоящее постановление снято с контроля
Рассмотрев информацию об использовании средств Государственного фонда занятости населения Тюменской области и деятельности областного центра занятости населения за 1998 год, а также решение постоянной комиссии областной Думы по бюджету, налогам и финансам, в соответствии со статьями 31 и 33 Устава Тюменской области областная Дума постановила:
1. Информацию об использовании средств Государственного фонда занятости населения Тюменской области и деятельности областного центра занятости населения за 1998 год принять к сведению (прилагается).
2. Предложить администрации области:
- рассмотреть результаты проверки Счетной палатой Тюменской области использования средств Государственного фонда занятости населения Тюменской области за 1997 год и первое полугодие 1998 года, а также вопрос о привлечении к ответственности лиц, виновных в нецелевом и незаконном использовании указанных средств;
- внести на рассмотрение очередного заседания областной Думы проект Положения "О Государственном фонде занятости населения Тюменской области".
3. Предложить областному центру занятости населения (Епанчинцев С.П.) внести на утверждение областной Думы в июне текущего года проект бюджета Государственного фонда занятости населения Тюменской области на 1999 год.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянную комиссию областной Думы по бюджету, налогам и финансам (Асеев В.М.).
Председатель областной Думы |
С.Е.Корепанов |
Приложение
к постановлению областной
Думы от 21 мая 1999 N 609
Информация
об использовании средств Государственного
фонда занятости населения Тюменской области
и деятельности областного центра занятости
населения за 1998 год
(Представлена в областную Думу руководством
областного центра занятости 6 апреля 1999 и 22 апреля 1999)
Использование средств Государственного фонда
занятости населения Тюменской области за 1998 год
В соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" фонд занятости является государственным внебюджетным фондом РФ и федеральной государственной собственностью, используется на финансирование мероприятий по содействию занятости населения.
Фонд не является юридическим лицом, находится в оперативном управлении и распоряжении органов службы занятости.
Исполнение бюджета фонда по доходам и расходам, отчет о его исполнении утверждаются федеральными законами по представлению Правительства РФ.
Сведения о формировании и расходовании средств государственного фонда занятости населения каждый год ежеквартально с нарастающим итогом представляются в Министерство труда и социального развития РФ по форме N 1-ФЗ, которая утверждена постановлением Госкомстата России от 5 декабря 1997 г. N 83 (ранее - постановлением Госкомстата России от 14 июля 1995 г. N 98).
После утверждения квартальных отчетов в Министерстве труда и социального развития РФ Тюменский областной центр представлял ежеквартально сведения по такой же форме в областную Думу.
По 1996 год включительно сбор средств был предметом совместного ведения службы занятости и налоговых органов.
С 1 января 1997 года Указом Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1211 контроль за своевременностью и полнотой сбора средств был возложен на налоговые органы.
Усложнившаяся экономическая ситуация, передача функции контроля за отчислением средств в налоговые органы отрицательно повлияла на формирование фонда.
Собираемость средств в фонд занятости от плановой в 1997, 1998 годах составила соответственно 90 и 85 процентов.
В 1998 году в фонд занятости поступило обязательных отчислений от предприятий, учреждений, организаций на сумму 89,3 млн. неденоминированных рублей, в то время как в 1997 году - 94,8 млн. рублей.
Кроме страховых взносов были другие источники формирования фонда:
- остатки средств на начало года;
- поступления от штрафов, пеней, других санкций;
- средства от кредитов, иные поступления.
Формирование фонда идет в основном за счет страховых взносов работодателей городов, на сельскую местность приходится лишь 30 процентов собираемых средств.
Распределение средств по территориям идет следующим образом.
Перечисляют средства областному центру лишь 3 центра занятости: городов Тобольска, Тюмени и Исетского района.
В остальных территориях все собираемые средства остаются на месте.
Из общей суммы средств, израсходованных в 1998 году, 56 процентов составили первоочередные выплаты - поддержание доходов безработных. На активную политику (общественные работы, профобучение, создание рабочих мест) израсходовано лишь 14 процентов всех затрат.
В 1998 году затраты на общественные работы составили на 1,4 млн. рублей больше, чем в 1997 году, а на профобучение безработных граждан - на 2 млн. рублей.
Одновременно затраты на финансовую поддержку работодателей снизились на 2,6 млн. рублей, а на поддержание доходов безработных - на 3,4 млн. рублей.
На содержание службы занятости было израсходовано 20 процентов, из них 16,4 процента - на оплату труда и на начисления на оплату труда.
Общая сумма затрат в 1998 году на содержание службы занятости уменьшилась на 1,8 млн. рублей.
На 1 января 1998 долг по выплате пособий по безработице составил 72,7 млн. рублей, при этом задолженность предприятий в фонд занятости с учетом пеней и штрафов составила 132,5 млн. рублей.
В условиях дефицита денежных средств органы службы занятости вынуждены заниматься взаимозачетами, т.е. расчетами продукцией, векселями, ценными бумагами. Если в 1997 году взаимозачеты в общем объеме составляли 18,4 процента, то в 1998 году - 30 процентов.
Дефицит средств обостряется несовершенством законодательства. Действующий Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" не стимулирует значительную часть граждан к поиску работы. Если на две трети безработных, получающих пособие в размере от минимальной оплаты до прожиточного минимума, приходится 24 процента выплат пособий, то на 8 процентов безработных, получающих пособие от 1,5 тыс. рублей и выше, приходится 30 процентов выплат.
В 1997 году деятельность областного центра занятости проверялась контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов Российской Федерации, в 1998 году - Счетной палатой Тюменской области.
За это же время контрольно-ревизионным отделом областного центра занятости было осуществлено 17 проверок использования средств фонда занятости городскими и районными центрами занятости.
Ежегодно вопрос расходования средств обсуждается на совместных совещаниях директоров и бухгалтеров центров занятости.
Основными недостатками в расходовании средств являются:
- ошибки и упущения при заключении договоров на оказание финансовой помощи, а также слабый контроль со стороны отдельных органов службы занятости за целевым использованием выданных средств и созданием рабочих мест;
- недостаточный контроль за подведомственными органами службы занятости, предоставляющими товарный кредит;
- несоответствие сумм по утвержденной статье бюджета "содержание службы занятости" ежеквартальной смете расходов на содержание службы занятости;
- невозможность погашения дебиторской задолженности по договорам финансовой помощи о создании рабочих мест с истекшим сроком исковой давности ввиду несостоятельности и банкротства предприятий.
По представлению Счетной палаты Тюменской области областным центром занятости был издан приказ, предусматривающий меры по экономии средств и ужесточению контроля за их расходованием.
По итогам обсуждения вопроса использования средств фонда занятости в областной Думе будет проведено совещание с руководителями городских и районных центров занятости населения.
Расходование средств ГФЗ населения
по службе занятости Тюменской области
Номер Наименование 1997 год, Удельный вес от 1998 год, Удельный строки показателей тыс. руб. общих расходов тыс. руб. вес от общих расходов |
2 Поступление средств в фонд на начало отчетного периода - всего 95526,7 - 95449,1 - 3 В том числе обязательные отчисления предприятий, организаций 94784,1 - 89257,5 - 12 Расходование средств фонда за отчетный период 96515,7 - 95804,6 - 13 На профессиональную подготовку, переподготовку, профориентацию 7342,7 7,6 9335 9,7 18 На финансирование общественных работ 552,1 0,6 493,8 0,5 19 На временную занятость подростков 1253,6 1,3 2750,3 2,9 20 На финансовую поддержку 3692,1 3,8 1076,4 1,1 27 На поддержание доходов 57181,7 59,2 53826,9 56,2 31 На информационную поддержку программ занятости 2102,1 2,2 1766,7 1,8 36 На капитальные вложения - - - - 37 Перечисление федеральной части - - 154 0,2 40 На содержание службы занятости 21301,4 22,1 19510,6 20,4 |
Поступление и расходование средств ГФЗ населения
Тюменской области за 1998 год (без учета автономных округов)
тыс. руб.
Остаток средств на 01.01.98 961,1 Поступление средств, 95449,1 в том числе обязательные отчисления страховых взносов 89257,5 - иные поступления 6191,6 Расходование средств, всего 95804,6 в том числе: - профессиональное обучение 9335,0 - финансирование общественных работ 3244,1 - финансовая поддержка 1076,4 из них: - на организацию занятости молодежи 1,2 - на создание рабочих мест 873,6 - на субсидии для организации собственного дела 201,6 Социальная адаптация 726,3 Поддержка доходов, 53826,9 в том числе: - на выплату пособий 51870,1 - на выплату материальной помощи 193,7 - на выплату досрочных пенсий 1763,1 Информационная поддержка программ занятости 1766,8 Перечисление федеральной части 154,0 Капитальные вложения - Размещение средств в ценных бумагах - Прочие расходы 6164,5 Содержание службы занятости 19510,6 Остаток средств фонда 605,6 |
Деятельность службы занятости населения
Тюменской области за 1998 год
Деятельность службы занятости населения Тюменской области осуществлялась в свете решения задач, поставленных Федеральной целевой программой содействия занятости населения Российской Федерации на 1998-2000 годы, а также программой содействия занятости населения Тюменской области на 1999-2000 годы.
Трудоустройство в центрах занятости велось путем подбора кадров по индивидуальным заявкам работодателей. Работа центров занятости основывалась на активных контактах с работодателями и органами местного самоуправления. За 1998 год службами занятости трудоустроено 20757 человек (60%).
Особое внимание уделялось вопросам социальной и трудовой адаптации длительно неработающих граждан, формирования у них навыков самостоятельного поиска работы, повышения мотивации к трудовой деятельности.
Одним из направлений деятельности службы занятости являлось развитие и совершенствование сотрудничества с учебными заведениями и обучающими организациями. Большинство центров занятости районов работали в тесном взаимодействии с профессиональными учебными заведениями своих районов.
Проводилась работа по организации обучения новым профессиям, которые согласно прогнозам будут востребованы на рынке труда, сокращению обучения по невостребованным специальностям.
Тюменским областным центром занятости населения проводился отбор образовательных учреждений для профессионального обучения безработных граждан в 1998 году. Он осуществлялся на конкурсной основе.
В 1998 году была продолжена работа по корректировке объемов и профилей профессиональной подготовки в учебных заведениях юга области. Выдано 11 заключений для открытия новых направлений профессиональной подготовки в 4 учебных заведениях. Согласованы контрольные цифры профессиональной подготовки за счет средств бюджета 8 учебным заведениям. Это позволило привести направления профессиональной подготовки в учебных заведениях области в соответствие с изменяющимися требованиями рынка труда. В 1998 году велось обучение безработных граждан по 62 профессиям и специальностям, всего на профессиональное обучение было направлено 2,4 тысячи человек.
Для снижения общей социальной напряженности, а также с целью обеспечения временной занятости населения, материальной поддержки граждан, сохранения мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе, постановлением Губернатора Тюменской области от 22 июня 1998 г. N 82 была утверждена областная программа "Содействие трудоустройству граждан на общественные работы в 1998 году", в которой приняли участие 496 человек.
В рамках выполнения постановления Губернатора области "О мерах по содействию занятости инвалидов" в течение 1998 года трудоустроены в счет квот 139 человек. Заявленная в органы службы занятости потребность для трудоустройства инвалидов составила 1007 человек.
Принимая во внимание сложное положение на рынке труда сельских районов юга Тюменской области, выполняя постановление Губернатора области от 30 сентября 1997 N 87 "О занятости сельского населения области" и Закон Тюменской области от 27 марта 1998 "О личном подсобном хозяйстве", в 1998 году продолжалась работа по поддержке граждан, решивших заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью. Практически каждому безработному, проживающему на селе и наделенному земельными, имущественными паями, было предложено перейти на сельскую самозанятость, заняться выращиванием скота и птицы, производством сельскохозяйственной продукции. Около 4,4 тысячи человек были задействованы в программе поддержки предпринимательства. Получили консультации 4153 безработных гражданина, 61 человек прошел обучение основам предпринимательской деятельности. Всего из фонда занятости населения на поддержку безработных граждан, решивших заниматься предпринимательской деятельностью, было израсходовано 391,1 тыс. рублей.
Программа содействия занятости населения ежегодно предусматривает создание и финансирование дополнительных временных рабочих мест для учащихся. Приоритетным правом при трудоустройстве на временную работу пользуются дети из числа сирот и лишенных попечения родителей, а равно лиц, их заменяющих, подростки из семей безработных граждан, неполных, многодетных и неблагополучных семей, семей беженцев и вынужденных переселенцев, а также подростки, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, освобожденные из воспитательно-трудовых колоний или закончившие специальные учебно-воспитательные учреждения. Организация труда несовершеннолетних граждан в возрасте 14-18 лет стала возможна при активном взаимодействии службы занятости, работодателей, глав сельских администраций, директоров школ. С участием комитета по делам молодежи и туризму, департамента образования и науки администрации области было проведено совещание с директорами городских и районных центров занятости "Об организации летней занятости подростков". Центры занятости активно вели подбор подходящей работы, устанавливали контакты с руководителями предприятий, организаций, средствами массовой информации. Опубликовано обращение к работодателям юга Тюменской области с приглашением их к сотрудничеству в трудоустройстве несовершеннолетних граждан в возрасте 14-18 лет на время летних каникул. За 1998 год было трудоустроено более 12 тысяч подростков.
В 1998 году у областного центра занятости в работе по этому направлению появились партнеры: областная "Молодежная биржа труда" и "Социально-деловой центр" г.Тюмени.
В 1998 году центрами занятости, включая "Молодежную биржу труда", заключено около 500 договоров с работодателями, организующими летнюю занятость подростков.
Вместе с тем многие проблемы, связанные с оказанием гражданам помощи в поиске работы, остаются нерешенными.
Основной проблемой является то, что в фонде занятости недостаточно средств на проведение мероприятий по активной политике занятости.
Существующее законодательство о занятости населения не стимулирует поиск безработными места работы.
Существуют проблемы с трудоустройством молодых специалистов после окончания высших и средних специальных учебных заведений. Работодатели отказывают им в приеме на работу из-за отсутствия у них опыта, а также по причине невозможности обеспечения их жильем и другими социальными услугами.
Кроме того, основную часть свободных рабочих мест в банке вакансий составляют экономически слабые предприятия, имеющие маломощную, разваливающуюся производственную базу, низкую зарплату, которая длительно задерживается. Трудоустраиваться на эти предприятия безработные отказываются.
Для снижения напряженности на рынке труда в 1998 году были проведены специализированные ярмарки вакансий: для женщин, подростков, инвалидов.
Более конструктивными и деловыми стали связи работников центров занятости с главами администраций районов, органами местного самоуправления, работодателями. В 1998 году было проведено совещание по взаимодействию с работодателями.
С 1997 года в Тюменской области действует координационный комитет по вопросам занятости в лице директора областного центра занятости и руководителей департаментов служб занятости по Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам. На заседаниях комитета обсуждаются вопросы, касающиеся порядка взаимодействия и координации работы по осуществлению единой государственной политики в сфере занятости на территории Тюменской области.
В целях повышения эффективности работы городских и районных центров занятости населения, при участии научно-внедренческой фирмы социальной технологии г.Кемерово разработана методика оценки деятельности центров занятости.
В целях развития всех форм занятости, установления партнерства службы занятости и работодателей в г.Тюмени создан "Клуб работодателей", на заседаниях которого рассматривались вопросы о совместной деятельности и оказании помощи.
Формировался банк данных о наличии свободных рабочих мест, который включает профессии высокой квалификации и неквалифицированные работы.
По состоянию на 1 января 1999 по югу области было 1908 вакантных мест, заявлено за 1998 год 25859 вакансий.
Служба занятости принимает участие в лицензировании деятельности негосударственных организаций, занимающихся вопросами оказания гражданам услуг в трудоустройстве на территории России. За 1998 год выданы заключения и лицензии 3 организациям:
- ЗАО "Новое агентство труда";
- ООО "Эксперт";
- ЗАО "Талион".
Создавая свой банк вакансий, эти организации способствуют снижению напряженности на рынке труда. За 1998 год ими трудоустроено 223 человека.
В целях создания необходимых условий для развития экономики, повышения роли и ответственности предприятий в социально-экономическом развитии региона, обеспечения социальной и правовой защиты трудящихся между администрацией Тюменской области, областным объединением профсоюзов и работодателями (предпринимателями) было заключено Соглашение на 1998-1999 годы о направлениях сотрудничества, взаимных обязательствах.
В соответствии с Соглашением, при наличии массового высвобождения, предпринимались согласованные меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению. При заключении коллективных договоров на предприятиях профсоюзы требуют и добиваются от администрации включения в них мер по обеспечению занятости, предотвращению массовой безработицы. Для разработки оперативных мер и подготовки предложений по социальной поддержке и содействию занятости граждан при возникновении критических ситуаций на рынке труда в отдельных территориях области создана комиссия по предотвращению подобных явлений и разработано положение о данной комиссии. Но пока ситуация находится под контролем. Работодателями своевременно представляется в органы службы занятости информация о возможных массовых увольнениях, сроках, численности и категориях работников, которых они могут коснуться.
В течение 1998 года 31 предприятие юга области сообщило сведения о высвобождении 2,5 тысячи своих работников. В большей степени массовое высвобождение коснулось городов Тюмени, Тобольска, Ишима. Однако своевременно принятые меры позволили не допустить критической ситуации на рынке труда. Пока фактическое высвобождение ниже предполагаемого.
Существующий поток миграции работоспособной части населения внутри области создает напряженную ситуацию на рынке труда. Решение проблемы состоит в организации переселения лишнего населения с Севера в южные районы области и другие регионы России.
Областным центром занятости сформирован банк вакансий для трудоустройства с переездом в другую местность, в том числе и в сельские районы. Центры занятости юга области имеют тесные контакты с работодателями и готовы организовать переселение граждан, желающих трудоустроиться в другой местности. Но проблема в том, что сельским предприятиям юга области рабочая сила не нужна.
На предприятиях северных регионов Тюменской области идет замена специалистов, работающих вахтовым методом из СНГ и дальних регионов России, на специалистов, постоянно проживающих в области. В результате с помощью службы занятости за 1998 год укомплектованы 270 рабочих мест вахтовым методом.
С переездом на работу в другую местность за 1998 год с помощью службы занятости трудоустроилось 349 человек, из них 296 - вахтовым методом, 26 - на сезонную, временную работу. Среди них 13 - из числа вынужденных переселенцев.
Областной центр занятости населения ведет работу по рассмотрению документов и выдаче заключений предприятиям, обратившимся за разрешением на право ввоза иностранной рабочей силы в г. Тюмень и на территорию юга области.
В соответствии с "Программой переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих, подлежащих увольнению в запас или отставку ..." с 1996 года в г. Тюмени работает РБТВ "Витязь". В 1998 году им удалось трудоустроить 365 офицеров запаса.
Органы службы занятости тесно взаимодействуют с налоговой службой, органами по борьбе с экономическими преступлениями, проводятся совместные проверки с прокуратурой, органами УВД. Большая часть средств, полученных незаконным путем, возвращена безработными добровольно или сторнирована. В настоящее время решается вопрос о взаимодействии с налоговой полицией по выявлению и установлению лиц, состоящих на учете в центре занятости, получающих пособие по безработице и одновременно получающих доход от занятия коммерческой деятельностью.
В течение 1998 года органами службы занятости рассмотрено 798 дел безработных граждан, выявлено 234 человека, скрывающих свою занятость.
Продолжалось сотрудничество службы занятости со средствами массовой информации. Почти все городские и районные центры занятости населения имеют долговременные договоры с редакциями газет, телевидением и радио.
Тюменский областной центр занятости населения сотрудничает с телерадиокомпанией "Регион - Тюмень", на канале "Ладья" ведется еженедельная передача "Телевизионная служба трудоустройства".
В ходе реализации мероприятий программы было достигнуто важнейшее условие политики занятости - снижение численности безработных на 3286 человек и обеспечение уровня безработицы ниже среднероссийского (1,9% при 2,6% по России).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Тюменской областной Думы от 21 мая 1999 г. N 609 "Об информации об использовании средств Государственного фонда занятости населения Тюменской области и деятельности областного центра занятости населения за 1998 год"
Текст постановления опубликован в "Вестнике Тюменской областной Думы" N 6 за 1999 г.
Настоящий документ снят с контроля