Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Администрации
Тюменской области
от 23 ноября 1995 г. N 69
Положение
о порядке отбора проблем, разработке, утверждении, механизме
реализации и финансирования областных целевых программ
I. Введение
1. Настоящее Положение разработано на основании Устава Тюменской области и методических рекомендаций Минэкономики по составлению региональных программ.
Положение устанавливает:
- порядок внесения и отбора проблем для решения методом областных программ;
- порядок разработки и утверждения областных программ;
- полномочия, обязанности и последовательность действий инициаторов решения проблем методом областных программ, органов власти и управления, генеральных заказчиков программ в процессе отбора проблем и утверждения программ;
- единые требования к структуре и формам программных документов;
- механизмы финансирования и управления областными целевыми программами;
- ответственность органов управления и других участников программного процесса за реализацию программ и выполнение требований Положения.
2. Программа - это пакет документов содержащий мероприятия, связанные с решением наиболее важных приоритетных задач.
К областным программам относятся программы, финансируемые из областного бюджета, направленные на решение общих для всех административных территорий области проблем в части создания налогоемких производств, комплексного использования природных ресурсов, образования экономических зон, развития отдельных отраслей народного хозяйства и социальной сферы и других, требующих согласованного взаимодействия органов власти и управления территорий, хозяйствующих субъектов;
Частичное финансирование из средств органов власти области программ, направленных на решение проблем, затрагивающих преимущественно интересы одного города или одного района, не является основанием для придания такой программе статуса областной.
3. Финансирование областных программ осуществляется, как правило - в виде долевого участия, органами власти области, городов, районов, хозяйствующими субъектами.
4. Областными целевыми программами не являются:
- краткосрочные, до 1 года, целевые мероприятия;
- соглашения о совместном финансировании действующих учреждений социальной сферы;
- долевое участие органов власти области в строительстве, реконструкции одного предприятия, разовая финансовая поддержка предприятий, учреждений;
- дотация на производство отдельного вида продукции. Дотации могут предусматриваться в виде мероприятий в составе целевой программы развития той или иной отрасли или в социальной программе.
II. Внесение и отбор проблем для решения методом областных программ
1. Предложение по проблеме, предлагаемой для решения методом областной программы, является, по своей сути, предпроектным соображением, разрабатываемым на основании общей оценки проблемной ситуации, путей ее решения и ожидаемого эффекта.
2. Инициаторами внесения проблем могут выступать:
- органы администраций области;
- областная Дума;
- исполнительные и представительные органы районов и городов;
- территориальные федеральные исполнительные органы;
- хозяйствующие субъекты:
- общественные организации.
3. Предложения о разработке областной программы для решения проблемы (в дальнейшем - Предложения) готовят органы администрации - инициаторы по единой структурной форме, согласовывают их с заместителем главы администрации области и представляют в комитет по экономике и прогнозированию администрации области.
Если инициатором разработки программы выступает хозяйствующий субъект (группа субъектов), то Предложения представляются по согласованию с соответствующим отраслевым органом администрации области.
4. Предложения должны иметь титульный лист по форме приложения N 1 и включать следующие разделы.
4.1. Анализ исходного состояния проблемы.
4.2. Цели и задачи программы.
4.3. Основные мероприятия.
4.4. Ресурсное обеспечение.
4.5. Социально-экономический эффект, ожидаемый от решения проблемы.
4.6. Разработка программы.
4.7. Механизм управления программой.
Перечень основных мероприятий, цифровые данные о потребности финансовых ресурсов для решения проблемы и источники их получения сводятся в таблицу N 1 приложения N 2.
В соответствующих разделах Предложений дается обоснование указанных в таблице мероприятий, затрат, форм и источников финансирования.
5. Разделы Предложений должны содержать сведения и показатели соответствующие указанным в пункте 4 части III настоящего Положения.
На стадии внесения проблем:
5.1. допускается изложение необходимых мероприятий без детализации;
5.2. затраты на осуществление мероприятий могут определяться по укрупненным нормативам, на основе данных госстатистики и научно-исследовательских отчетов, а так же ранее выполненных аналогичных мероприятий с обязательной ссылкой на источник, на основании которого они определены;
5.3. ожидаемый от решения проблемы социально-экономический эффект определяется так же по укрупненным нормативам и показателям аналогов;
5.4. участие в финансировании программы хозяйствующих субъектов, как собственными ресурсами, так и получаемыми в виде банковских кредитов, предварительно согласовывается с ними и отражается в тексте раздела;
5.5. особое внимание уделяется разделу "Анализ исходного состояния проблемы". В этом разделе необходимо:
- описать проблему и причины ее возникновения;
- показать ее влияние на социально-демографические условия жизни и экономику области в целом и каждого из регионов;
- обосновать необходимость решения проблемы методом областной программы;
- указать административные территории области, категории населения, предприятия и организации, которые будут пользоваться результатами программы;
- оценить изменения, ожидаемые в результате решения проблемы;
5.6. в разделе "Разработка программы" указываются организации, которым целесообразно поручить разработку программы, обосновывается выбор одной из них или предлагается сделать выбор по конкурсу, обосновываются затраты на разработку.
6. Комитет по экономике и прогнозированию области:
- проверяет соответствие поступивших к ним Предложений настоящему Положению;
- вправе отклонить Предложение, если оно не соответствует статусу областных программ, или возвратить на доработку при несоблюдении требований настоящего Положения;
- согласовывает поступившие Предложения с заинтересованными органами администрации области;
- вносит итоговое Предложение Главе Администрации области.
7. Решение о разработке областной программы по внесенному Предложению (проблеме) принимает Глава Администрации области.
Его постановлением утверждаются:
- наименование программы;
- генеральный заказчик;
- организация-разработчик программы или решение о проведении конкурса на право разработки;
- срок составления программы;
- предельная стоимость и источники финансирования разработки программы.
8. Генеральный заказчик программы на основании постановления главы Администрации области:
8.1. Готовит с участием инициатора постановки проблемы и утверждает техническое задание на проектирование программы. Техническое задание является основным документом для разработки программы, поэтому рекомендуется предварительно согласовать техническое задание с комитетом по экономике и прогнозированию администрации области;
8.2. Проводит, если это определено главой Администрации области, конкурс на право разработки программы по общим для такой формы выбора исполнителей правилам;
8.3. Заключает с разработчиком договор на проектирование программы руководствуясь типовыми формами и общепринятой процедурой.
III. Разработка областных программ
Программа является планом действий всех участвующих в решении проблемы органов, организаций и хозяйственных структур.
1. Основанием для разработки программы являются: постановление (распоряжение) главы Администрации области, техническое задание и договор между генеральным заказчиком и организацией - разработчиком программы.
2. Разработку областных программ осуществляет организация, утвержденная постановлением Главы Администрации области или выбранная по конкурсу.
3. Программа состоит из описательной части и приложений в виде цифровых таблиц и расчетов.
4. Структура и система показателей областных программ;
Раздел 1. "Анализ исходного состояния проблемы, подлежащей решению".
С учетом дополнительною изучения описывается проблема и причины ее возникновения. Подтверждается соответствие областной программы критериям "Положения о статусе, отборе и порядке финансирования общеобластных программ", утвержденного Административным советом области. Указываются группы населения, регионы и предприятия (учреждения), заинтересованные в реализации программы.
Раздел 2. "Цели и задачи".
Формируется конечная общая цель программы, вытекающая из проблемной ситуации. Перечисляются задачи, которые должны быть решены для достижения конечной цели. Указывается период реализации программы, дается его обоснование.
Если программа преследует достижение нескольких взаимосвязанных целей - они выделяются в виде подпрограмм.
Раздел 3. "Перечень мероприятий и работ".
Мероприятия могут быть организационного, правового, инвестиционного, научного и инновационного характера, носить вид финансовой поддержки.
Полный перечень мероприятий указывается в таблице N 1 приложения N 2.
В разделе обосновывается необходимость мероприятий, даются к ним пояснения.
Мероприятия по строительству новых предприятий предусматриваются при отсутствии или недостатке мощностей на действующих в области, экономической или технической нецелесообразности их реконструкции и перепрофилирования, или значительном эффекте от сокращения за счет этого ввоза продукции из других регионов.
Мероприятия обосновываются анализом рынков сбыта продукции, конкурентоспособностью по качеству и цене, другим ожидаемым эффектом.
Если предусматривается использование имеющихся или начатых строительством предприятий, зданий, сооружений, завершение начатых работ - описывается их состояние
Приводятся сведения о наличии проектно-сметной документации и бизнес-планов.
Раздел 4. "Механизм осуществления программы".
Предлагается система управления реализацией программы и взаимоотношений органов управления программой с инвесторами и исполнителями программных мероприятий, разрабатываемая с учетом утвержденного механизма управления областными программами и порядка их финансирования.
Обосновывается выбор исполнителей программных мероприятий, которые приводятся в графе 9 таблицы N 1 приложения N 2. Указываются и обосновываются экономические и финансовые рычаги, обеспечивающие реализацию программы (налоговые льготы, авансирование и т.д.).
Раздел 5. "Ресурсное обеспечение программы".
а). При разработке раздела необходимо исходить из следующих условий:
- финансирование мероприятий по развитию производства осуществляется на возвратной основе;
- безвозвратные ссуды из бюджетов могут предусматриваться только по мероприятиям социального, экологического и инновационного характера;
- кредиты и субвенции из бюджетов предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ и администрацией области;
- экономическая эффективность подтверждается расчетами или бизнес-планом;
- приобретение оборудования, технологий, лицензий и т.п. за рубежом может предусматриваться в исключительных случаях, если они не производятся в России или дешевле отечественных.
б). Источниками финансирования областных программ могут быть:
- областной бюджет;
- областные внебюджетные фонды;
- средства административных территорий области;
- средства хозяйствующих субъектов;
- средства федеральных органов власти и управления, в том числе выделяемые в рамках Федеральных программ;
- кредиты банков.
в). Финансирование может осуществляться в форме:
- кредита;
- безвозвратной целевой ссуды (субвенции);
- в порядке создания совместной стоимости;
- дотации.
г). Финансовые затраты по программе рассчитываются в ценах составления программы, а по мероприятиям (объектам) капитального строительства - дополнительно в ценах 1991 года. Расчеты и обоснования прилагаются к программе с указанием нормативных документов, на основании которых они произведены.
Итоги расчетов финансовых затрат в разрезе каждого источника финансирования и мероприятия приводятся в таблице N 1 приложения N 2.
д). Раздел 5 должен содержать:
- изложение принципов, по которым определены источники финансирования и распределен между ними объем финансовых ресурсов или имущественный вклад;
- обоснование форм инвестирования (кредитов, субвенций и т.д.);
- сроки и условия возврата кредитов, процент платы за пользование кредитом или другие способы компенсации затрат инвесторов при иных формах финансирования программ с их обоснованием;
- оценку затрат на эксплуатацию предлагаемых к строительству объектов социального и экологического назначения с указанием источников финансирования этих затрат (расчет затрат по статьям прилагается к программе);
- расчет окупаемости затрат на строительство (реконструкцию, перепрофилирование) предприятия по форме таблицы N 2 приложения N 3;
- расчет-обоснование необходимости приобретения оборудования, технологий, комплектующих изделий и т.д. за рубежом, если это предусматривается программой. Затраты на указаннные цели с указанием инвесторов приводятся в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу года составления программы, суммируются рублевыми затратами на эти цели и заносятся в соответствующие строки и графы таблицы N 1 приложения N 2;
- к проекту программы прилагаются соглашения (договор) о намерениях между генеральным заказчиком и предприятиями, организациями, муниципальными органами, подтверждающие финансирование из средств помимо областного бюджета, а также обоснование получения средств из федеральные источников.
Раздел 6. "Эффект, ожидаемый от реализации программы".
Приводятся физические показатели роста социальной обеспеченности, уровня жизни населения; увеличения производства социально-значимой продукции, замещения импорта товаров и изделий; повышения экономической, социальной и экологической безопасности области; прироста числа рабочих мест; снижения стоимости и повышения конкурентоспособности продукции, услуг, работ и другие.
Указываются категории населения, территории, предприятия и отрасли, преимущественно использующие результаты программы.
В денежном выражении показывается увеличение поступлений в бюджеты органов власти и (или) сокращение их расходной части, рост доходов населения - и другие показатели, исходя из особенностей программы.
Ожидаемый эффект приводится по годам периода реализации программы.
5. Программа оформляется в виде:
- титульного листа (по форме приложения N 4);
- текста;
- таблиц N 1 и N 2, заполняемых по форме приложений N 2 и N 3 к Положению;
- расчетов, необходимых для обоснования показателей программы в виде отдельных приложений;
- паспорта программы по форме приложения N 5 в виде отдельного документа.
6. Генеральный заказчик областной программы:
- несет ответственность за своевременную разработку программы и ее соответствие требованиям, установленным настоящим Положением;
- осуществляет приемку программы и производит, в соответствии с договором, оплату этапов проектирования и выполненных работ;
- согласовывает ее с хозяйствующими субъектами - участниками программы и представляет в комитет по экономике и прогнозированию администрации области.
7. Комитет по экономике и прогнозированию администрации области:
- проверяет соответствие проекта программы требованиям настоящего Положения, при отступлении от требований Положения - возвращает генеральному заказчику на доработку. Доработанный генеральным заказчиком проект повторно направляется в комитет по экономике и прогнозированию;
- направляет проект программы на согласование в комитет финансов и другим заинтересованным органам администрации области, государственного и хозяйственного управления, которые в течение 2-х недель рассматривают проект и сообщает комитету по экономике и прогнозированию свои замечания и заключение;
- организует, при необходимости независимую экспертизу и обсуждение программы;
- обобщает заключения заинтересованных органов в течение 3 недель после их получения и представляет проект программы с необходимыми документами Главе администрации области,
8. Финансирование разработки программ по проблемам и реализация программ, утвержденных Главой администрации области до 1 октября текущего года, начинается со следующего года. Финансирование программ, утвержденных после 1 октября текущего года - на один год позднее.
IV. Управление реализацией областных целевых программ
1. Управление областной целевой программой осуществляет генеральный заказчик, назначаемый Главой администрации области при утверждении программы. Генеральным заказчиком, как правило, назначается комитет, департамент, отдел администрации области к ведению которого относится целевое направление программы.
В отдельных случаях, в зависимости от характера и особенностей решаемой проблемы, генеральным заказчиком может быть определен специальный орган управления - Дирекция программы. Состав Дирекции утверждается Главой администрации области.
2. Генеральный заказчик областной программы выполняет следующие обязанности.
2.1. Концентрирует на своем специальном (отдельном) счете перечисляемые инвесторами на реализацию программы средства и обеспечивает их своевременное поступление.
2.2. Организует выполнение программы.
2.3. Определяет исполнителей мероприятий и работ, заключает с ними договора.
При выборе исполнителей программных мероприятий обязательно проверяется их квалификация, финансовое и имущественное состояние с целью гарантии материальной ответственности в случае неисполнения ими условий договора.
2.4. Систематически контролирует работу исполнителей, принимает по акту законченные этапы работ и мероприятия.
2.5. Осуществляет расчеты с исполнителями.
2.6. Предъявляет санкции за неисполнение договорных обязательств и компенсирует исполнителям убытки, возникшие по вине генерального заказчика.
2.7. Заключает с предприятиями, организациями, учреждениями, являющимися субъектами программных инвестиций и иных форм поддержки, договоры, определяющие их ответственность за возврат кредитов, целевое использование субвенций и дотаций, достижение предусмотренного социального эффекта.
2.8. Заключает договора с инвесторами программы о сроках возврата получаемых в виде кредитов средств и других формах компенсаций затрат инвесторов, в том числе - в виде социального эффекта.
2.9. Ежеквартально, до 15 числа следующего за кварталом месяца, отчитывается перед Главой администрации области (или указанными им органами) и другими инвесторами о ходе выполнения программы.
2.10. Вносит Главе администрации области предложения по привлечению дополнительных источников инвестиций для ускорения реализации программ.
2.11. Разрабатывает и представляет в администрацию области в установленные сроки согласованные с другими инвесторами ежегодные планы реализации программ и заявки на их финансирование с обоснованием затрат.
3. Генеральные заказчики областной целевой программы имеют следующие права.
3.1. Заключать с инвесторами ежегодные договора-графики перечисления средств на финансирование программы.
3.2. Привлекать к приемке от исполнителей законченных работ или этапов и мероприятий структурные подразделения администрации области и администрации городов, районов.
3.3. Вносить предложения о перераспределении финансовых ресурсов между программными мероприятиями, изменению сроков выполнения мероприятий и корректировке их перечня, участвовать в обсуждении органами администрации области вопросов, связанных с реализацией и финансированием программы.
3.4. Требовать от органов администрации области принятия решений по вопросам, отнесенным к их полномочиям и компетенции в части общеобластных программ.
3.5. Обращаться к Главе администрации области по вопросам финансирования и реализации программ.
4. Руководитель комитета, департамента, отдела администрации области утвержденного генеральным заказчиком программы, своим приказом:
возлагает ответственность за управление программой на одного из работников;
определяет его обязанности и полномочия по взаимодействию с другими структурами комитета, департамента;
устанавливает систему выполнения комитетом, департаментом обязанностей и полномочий генерального заказчика программы.
Опыт показал, что действенное управление программой требует постоянного контроля за поступлением и расходованием средств, за ходом выполнения мероприятий на месте, кропотливой работы по подготовке договоров с инвесторами, исполнителями мероприятий, контроля за их исполнением и достижением предусмотренного эффекта. Поэтому организация управления является первоочередной задачей органа, являющегося генеральным заказчиком целевой программы.
V. Финансирование областных целевых программ
1. Общими основаниями для финансирования областных программ являются:
- распоряжение главы администрации области об утверждении программы;
- указанные в программе формы финансирования;
- договора генеральных заказчиков с инвесторами о формах и сроках компенсации за вкладываемые ими в реализацию программы средства;
2. Объемы финансирования программ ежегодно уточняются исходя из ресурсных возможностей администрации и других инвесторов, хода реализации программ, изменений социально-экономической ситуации в области. Основанием для перечисления средств на реализацию программ в каждом финансовом году являются:
- областной Закон об областном бюджете на очередной финансовый год;
- распоряжение Главы администрации области о финансировании областных программ на основании указанного Закона;
- календарные графики перечисления средств, ежегодно согласовываемые генеральными заказчиками программ с инвесторами.
3. В соответствии с этим:
3.1. Генеральные заказчики программ:
- разрабатывают, если это не сделано в процессе составления программ, проекты на строительство (реконструкцию) предприятий и учреждений, сметы на осуществление мероприятий, не требующих капитальных затрат и утверждают их в установленном порядке;
- готовят годовые заявки на финансирование программы в целом и конкретных мероприятий на основании смет и проектов, согласовывают объемы финансирования с внебюджетными инвесторами и направляют заявки в установленные сроки комитетом экономики и финансов администрации области;
3.2. Комитет экономики администрации области:
- проверяет соответствие предлагаемых к финансированию мероприятий программе, обоснованность ожидаемого эффекта и затрат;
- обобщает заявки, увязывая объемы финансирования с располагаемыми администрацией средствами и передает со своими предложениями в комитет финансов.
3.3. Согласованные с комитетом финансов ассигнования на реализацию программ включаются в проект областного бюджета, представляемого Областной Думе для утверждения в составе областного бюджета целевым назначением генеральным заказчикам ассигнований:
- на финансирование капвложений;
- затрат на НИОКР;
- прочие текущие расходы.
3.4. Генеральные заказчики программ на основании Закона об областном бюджете на очередной год:
- корректируют первоначально намеченный план реализации программ в соответствии с выделенными средствами, согласовывают его с комитетом экономики и прогнозирования;
- после этого утверждают в комитете финансов договор-график перечисления средств в течение года;
- согласовывают аналогичный договор-график с другими инвесторами программы.
3.5. Финансирование генеральным заказчикам открывает комитет финансов после заключения генеральным заказчиком годовых договоров с участниками реализации программы,
VI. Ответственность за соблюдение Порядка отбора проблем, формирования,
утверждения и реализации областных целевых программ
1. Всю полноту ответственности за разработку и реализацию программы, достижение программных целей, получение предусмотренного эффекта, целевое использование выделенных для этого материальных и финансовых ресурсов, соблюдение установленного программой предельного объема затрат на ее реализацию несет генеральный заказчик областной целевой программы.
2. Ответственность участников процесса разработки и реализации областных программ определяется договорами и соглашениями, заключаемыми с ними генеральными заказчиками.
Невыполнение участниками программы обязательств, установленных договором, не снимает с генерального заказчика ответственности за реализацию программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.