Решение Арбитражного суда Тюменской области
от 11 октября 2005 г. N А-70-3108/25-2005
"О признании недействующим решения Региональной энергетической комиссии
Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа,
Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.11.04 N 170"
(извлечение)
Арбитражный суд Тюменской области, рассмотрев в судебном заседании дело, возбужденное по заявлению Открытого акционерного общества "Сургутнефтегаз" о признании недействующим решения Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.11.2004 N 170, заинтересованные лица: Региональная энергетическая комиссия Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие "Городские тепловые сети", Администрация муниципального образования город окружного значения Сургут, установил:
ОАО "Сургутнефтегаз" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.11.2004 N 170 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую Сургутским МУП "Городские тепловые сети" потребителям" незаконным.
До принятия решения по делу заявитель уточнил требования, просил признать оспариваемое решение Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа недействующим.
Требования обоснованны тем, что оспариваемым нормативным актом Региональная энергетическая комиссия Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа утвердила для СГМУП "Городские тепловые сети" с 01 января 2005 года тариф на отпускаемую потребителям тепловую энергию в размере 512 руб./Гкал. Заявитель полагает, что утверждение названного тарифа является неправомерным, поскольку по его мнению СГМУП "Городские тепловые сети" осуществляет два вида деятельности: производство тепловой энергии и передачу купленной тепловой энергии. Следовательно ответчик обязан был утвердить для СГМУП "Городские тепловые сети" два тарифа: на производство собственной тепловой энергии и на передачу покупной тепловой энергии. Установленный тариф не соответствует принципу установления тарифов - экономической обоснованности тарифов. Кроме того, тарифы на тепловую энергию могут рассчитываться на едином уровне только в том случае, если теплоснабжение потребителей производится в одной системе теплоснабжения (имеется в виду система теплоснабжения, в которой теплоснабжение осуществляется через общую тепловую сеть (СЦТ). Покупка тепловой энергии у ООО "СКиТС", ЗАО "НИКОМ", ЗАО "АСКТ" производится для промышленных предприятий, расположенных в различных районах г. Сургута, не связанных между собой общими тепловыми сетями, а также не имеющих общих тепловых сетей с потребителями, получающими тепловую энергию, купленную у ОАО "Тюменьэнерго" и произведенную собственными котельными СГМУП "Городские тепловые сети". Заявитель указал, что СГМУП "Городские тепловые сети" имеет на балансе магистральные и внутриквартальные тепловые сети. В силу этого СГМУП "Городские тепловые сети" осуществляет деятельность по передаче произведенной и купленной тепловой энергии по своим сетям. Такая деятельность является регулируемой для СГМУП "Городские тепловые сети", в связи с чем должен быть установлен тариф на передачу тепловой энергии. Также заявитель считает, что Региональная энергетическая комиссия Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа превысила среднеотпускные тарифы для предприятий коммунальной энергетики на 2005 год, установленные Правительством ХМАО в письме от 23.06.2004 N ВБ-П-7471 в размере 16%.
В связи с изложенным, оспариваемое решение, по мнению заявителя, не соответствует статьям 4, 6 Федерального закона от 19.07.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях"; абзацам 1, 3, 4 статьи 2, статье 3, абзацу 2 статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию"; статье 22, пункту 2 ст. 23 Федерального закона "Об электроэнергетике"; пунктам 5, 6, 57, 66 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109; пункту 2 постановления ФЭК РФ от 25.08.2003 N 66-э/1 "О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2004 год"; пункту 72, разделам VII, IX методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2; пункту 38 письма Федеральной службы по тарифам от 18.02.2005 N СН-570/14; письму Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 23.06.2004 N ВБ-П-7471; методике расчета регулируемых тарифов на тепловую энергию, производимую котельными, не входящими в систему ОАО "Тюменьэнерго", утвержденной решением Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.07.2000 N 45.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 147-ФЗ следует читать: 17.08.1995
Региональная энергетическая комиссия Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа требования не признала. Представила отзыв на заявленные требования и дополнения к отзыву в которых указала, что оспариваемый нормативный акт принят в пределах компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, установленной ст. 6 Федерального Закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" от 14.04.1995 N 41-ФЗ, а также Положением о региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - РЭК), утвержденным Постановлением Совета Губернаторов Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.04.2000 г. N 36, согласно которому РЭК Тюменской области, ХМАО, ЯНАО является региональным органом исполнительной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, уполномоченным осуществлять в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и Ямало-Ненецком автономном округе государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории Тюменской области, Ханты- Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа в соответствии с действующим законодательством. РЭК указала, что СГМУП "Городские тепловые сети" не оказывает услуги по передаче энергии, а поставляет (продает) свою собственную тепловую энергию - произведенную и купленную. Единые тарифы на тепловую энергию по муниципальному образованию г. Сургут установлены правомерно, поскольку тепловая энергия отпускается в горячей воде для всех потребителей г. Сургута в одной системе, в которой теплоснабжение потребителей осуществляется от источника (источников) тепла через общую тепловую сеть, то есть систему централизованного теплоснабжения. Считает, что тарифы рассчитаны в соответствии с нормативно-методическими документами. РЭК установила на 2005 год тариф на поставляемую тепловую энергию СГМУП "Городские тепловые сети" потребителям, в размере 512 руб./Гкал, с ростом к действующему тарифу 15,5%, что не превышает рост среднеотпускных тарифов для предприятий коммунальной энергетики на 2005 год в размере 16%, установленный Правительством ХМАО (письмо от 23.06.2004 N ВБ-П-7471)
СГМУП "Городские тепловые сети" (далее - СГМУП "ГТС") требования заявителя не признало, представило отзыв, согласно которому считает решение РЭК принято в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" от 14.04.1995 N 41-ФЗ с изменениями и дополнениями (далее ФЗ - 41), Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ (далее Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109, в рамках предоставленных ей полномочий. Также СГМУП "ГТС" указало, что оно является коммерческой организацией, которая осуществляет поставку тепловой энергии потребителям и является энергоснабжающей организацией. Поставка тепловой энергии в горячей воде для всех потребителей осуществляется СГМУП "ГТС" как от собственных источников (котельные СГМУП "ГТС") так и тепловой энергии, приобретенной от сторонних источников (ОАО "Тюменьэнерго", ООО "СКиТС", ЗАО "АСКТ", ЗАО "Ником") через общую тепловую сеть, в связи с чем Администрация МО город Сургут согласовала принятие тарифа на едином уровне (п. 29.5 Методических указаний). Также в соответствии со ст. 539 - 548 ГК РФ СГМУП "ГТС" является собственником всей тепловой энергии, приобретенной у ОАО "Тюменьэнерго" и других поставщиков. Тепловая энергия, являющаяся собственностью СГМУП "ГТС" и приобретаемая у ОАО "Тюменьэнерго" по договору с одними параметрами является не чем иным как сырьем для переработки и продажи готового товара с другими параметрами.
По ходатайству представителя Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация муниципального образования город окружного значения Сургут (далее - Администрация г. Сургут), в связи с тем, что на основании оспариваемого решения РЭК об утверждении тарифов Администрацией г. Сургут установлен размер платежей населения за электроэнергию, а также поскольку она является собственником тепловых сетей.
Администрация г. Сургут в представленном отзыве заявленные требования не признала, считает оспариваемое решение законным и обоснованным, просит в удовлетворении требований ОАО "Сургутнефтегаз" отказать.
Дело рассмотрено судом 19 сентября 2005 года. В судебном заседании оглашена резолютивная часть решения.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
СГМУП "Городские тепловые сети" является поставщиком тепловой энергии, тариф на которую подлежит государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ". Решением РЭК Тюменской области, ХМАО, ЯНАО от 25.11.2004 N 170 утвержден тариф для СГМУП "Городские тепловые сети" на 2005 год на тепловую энергию для потребителей в размере 512 руб./Гкал.
Решение РЭК от 25.11.2004 N 170 опубликовано в "Вестнике РЭК Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа" N 10 2004 - приложении к журналу "Энергетика тюменского региона".
Согласно статье 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Считая, что вышеуказанное решение РЭК не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы в области предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в суд с требованием о признании данного решения недействующим.
Согласно частям 4, 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
В соответствии со ст. 6 Федерального Закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" от 14.04.1995 N 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
Согласно Положению о региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа (далее РЭК Тюменской области, ХМАО, ЯНАО), утвержденному Постановлением Совета Губернаторов Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.04.2000 N 36, РЭК является региональным органом исполнительной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, уполномоченным осуществлять в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и Ямало-Ненецком автономном округе государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа в соответствии с действующим законодательством.
СГМУП "ГТС" обратилось 25.10.2004 в РЭК Тюменской области для открытия дела об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую СГМУП "ГТС" потребителям на очередной финансовый 2005 год. Материалы были представлены в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными Приказом ФСТ от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания). После проведенной экспертизы предложений об установлении тарифов на заседании правления РЭК принято решение от 25.11.2004 N 170 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую Сургутским городским МУП "Городские тепловые сети" потребителям".
Заявитель необоснованно указывает на нарушение п. 6 Основ ценообразования, в соответствии с которым организации, осуществляющие регулируемую деятельность, обязаны вести раздельный учет по регулируемым видам деятельности.
Согласно представленным документам (таблицы N 1.19, N 1.19.1, N 1.19.2, в соответствии с Методическими указаниями, статистическая отчетная форма 5-3, раздел 2) СГМУП "ГТС" ведет раздельный учет по следующим видам деятельности:
- производство тепловой энергии;
- передача тепловой энергии.
Однако оказание услуг по передаче тепловой энергии по сетям СГМУП "ГТС" не осуществляется как самостоятельный вид хозяйственной деятельности, а лишь является неотъемлемой частью процесса поставки энергии потребителям.
Договор, согласно которому энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии, согласно ст. 539 Гражданского кодекса РФ, является договором энергоснабжения. Из определения понятия договора энергоснабжения следует, что энергоснабжающая организация подает потребителю энергию, а потребитель принимает и оплачивает ее, то есть происходит возмездная передача энергии от продавца к покупателю, что характерно для договора купли-продажи. Согласно договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) (ст. 454 ГК РФ).
Предметом договора между СГМУП "ГТС" и ОАО "Тюменьэнерго" N 1 от 01.01.2002 (п. 1.1) является продажа энергоснабжающей организацией ОАО "Тюменьэнерго" и покупка абонентом - СГМУП "ГТС" тепловой энергии в горячей воде. Согласно п. 2.2 договора от 01.01.2002 N 5 энергоснабжающая организация - СГМУП "ГТС" обязуется отпустить, а Абонент - ОАО "Сургутнефтегаз" принять и оплатить в установленные договором сроки потребленное им количество тепловой энергии. Существенные условия в договоре определены согласно параграфа 6 ГК РФ, следовательно, данный договор является договором теплоснабжения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду: "параграф 6 главы 30 раздела 4 части 2 ГК РФ"
Установленная схема вышеуказанных договорных взаимоотношений не предусматривает выделения услуг по передаче тепловой энергии, как отдельного вида деятельности.
Таким образом, СГМУП "ГТС" не оказывает услуги по передаче, а поставляет (продает) свою собственную тепловую энергию - произведенную и купленную.
Заявитель ссылается на то, что в соответствии с п.п. 6, 57, 66 Основ ценообразования, п.п. 5.3.2., 6, 10, 13, 58, 60 Методических указаний энергоснабжающие организации обязаны утверждать экономически обоснованные тарифы на каждый осуществляемый вид регулируемой деятельности в отдельности.
Но согласно пунктам 5 и 13 Методических указаний стоимость электрической (тепловой) энергии и стоимость каждого вида услуг указываются отдельно при формировании единого тарифа (цен).
Заявитель, необоснованно ссылаясь на "Типовое положение об органе исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов", утвержденное Постановлением Правительства РФ от 04.03.2004 N 136, указывает, что РЭК обязана была потребовать материалы для открытия дела об установлении услуг по передаче тепловой энергии по сетям СГМУП "ГТС". Однако данное Положение не содержит обязанности органов исполнительной власти требовать материалы для открытия дел по установлению тарифов.
Заявитель ссылается на включение в тариф расходов, которые энергоснабжающая организация фактически не несет, в связи с чем считает утвержденный тариф экономически не обоснованным.
Согласно Федеральному закону 41-ФЗ установление экономически обоснованных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
При регулировании может применяться:
- метод экономически обоснованных расходов (затрат);
- метод экономически обоснованной доходности инвестированного капитала;
- метод индексации тарифов.
РЭК при расчете тарифа на тепловую энергию, поставляемую СГМУП "ГТС" потребителям, использовала метод экономически обоснованных расходов (затрат). При использовании данного метода тарифы рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки (НВВ) организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования (п. 16 Основ ценообразования)
В НВВ включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы. В расходы включаются группы расходов, определенные п.п. 19-37 Основ ценообразования, в том числе включаются расходы на покупаемую тепловую энергию.
Согласно п. 19 Основ ценообразования и п. 22.1 Методических указаний расходы, связанные с производством и реализацией продукции по регулируемым видам деятельности включают следующие группы расходов:
1. на топливо;
2. на покупаемую электрическую и тепловую энергию;
3. на оплату услуг, оказываемых организациями;
4. на сырье, материалы и др.
Также, согласно п. 18 Основ ценообразования и п. 22 Методических указаний в необходимую валовую выручку (НВВ) включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль (расходы, связанные с производством и реализацией продукции, и внереализационные расходы) и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль.
Расходы, включенные в НВВ СГМУП "ГТС" и принятые РЭК при расчете тарифа на тепловую энергию на 2005 год, представлены в приложении 9 к отзыву РЭК от 25.05.2005 N 29/390 - экспертное заключение по делу N 163-2004 об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую Сургутским городским МУП "Городские тепловые сети" потребителям.
Согласно экспертному заключению, в котором проведен анализ по каждой статье расходов в соответствии с таблицей 1.19 Методических указаний "калькуляция расходов, связанных с производством и передачей тепловой энергии - п. 10 покупная энергия".
Заявитель ссылается также на неправильном применении п. 11 Методических указаний при определении средневзвешенной стоимости единицы тепловой энергии, в противоречие п. 29.5 Методических указаний.
Пункт 11 определяет формирование стоимости единицы тепловой энергии. Пункт 29.5 Методических указаний прямо указывает, что тарифы на тепловую энергию, отпускаемую в горячей воде, для всех потребителей в одной системе, в которой теплоснабжение потребителей осуществляется от источника (источников) тепла через общую тепловую сеть (далее - система централизованного теплоснабжения (СЦТ), могут рассчитываться на едином уровне.
По решению регионального органа тарифы на тепловую энергию, отпускаемую в горячей воде для всех потребителей, расположенных на территории субъекта РФ, могут рассчитываться на едином уровне.
Также, тарифы на тепловую энергию могут дифференцироваться по муниципальным образованиям.
Заявитель утверждает, что поскольку СГМУП "ГТС" имеет на балансе магистральные и внутриквартальные тепловые сети, то оно осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии.
Суд считает, что схема теплоснабжения города Сургута является централизованной системой теплоснабжения. В соответствии со СНИП 41-02-2003 Система централизованного теплоснабжения - система, состоящая из одного или нескольких источников теплоты, тепловых сетей (независимо от диаметра, числа и протяженности наружных теплопроводов) и потребителей теплоты. Система теплоснабжения состоит из четырех элементов:
- источника тепла, вырабатывающего тепловую энергию;
- тепловых сетей, соединяющих источник тепла с тепловыми пунктами;
- тепловых пунктов, размещаемых внутри или вне зданий, связывающих технологически местные системы потребления тепла с тепловыми сетями и источником тепла;
- местных систем потребителей тепла, размещаемых в каждом обеспечиваемом теплом здании.
Согласно представленной схеме теплоснабжения г. Сургута видно, что в городе существует система централизованного теплоснабжения, которое осуществляется от нескольких источников тепловой энергии. Наиболее крупные из них - СГРЭС-1 - Пиковая котельная теплоснабжения, СГРЭС - 2, входящие в состав ОАО "Тюменьэнерго" и газовые котельные NN 1-15 в составе СГМУП "ГТС". СГМУП "ГТС" осуществляет эксплуатацию магистральных и внутриквартальных тепловых сетей г. Сургута, в том числе 106 ЦТП и подмешивающих станций (ПС), на которых теплоноситель, поступающий от различных теплоисточников, используется для приготовления горячей воды и транспортируется для подачи тепла через внутриквартальные тепловые сети потребителю. Основные магистральные сети связаны между собой перемычками трубопроводов для обеспечения подачи теплоносителя потребителям от различных источников в случае аварии на каком-либо теплоисточнике; прекращении подачи газа; плановых ремонтах и при других обстоятельствах, требующих осуществлять теплоснабжение объекта от иного теплоисточника.
Оперативным журналом СГМУП "ГТС", журналом переключений и актами о произведенных переключениях подтверждается, что практически происходит ежедневное переключение подачи теплоносителя от различных источников.
Также согласно решению протокола технического совещания у заместителя Мэра г. Сургута, подписанного Главным государственным инспектором по технологическому надзору Ростехнадзора и специалистами Департамента ЖКХ, существующая система теплоснабжения города Сургута является сложившейся единой централизованной системой теплоснабжения и тарифы на тепловую энергию, отпускаемую в горячей воде, для всех потребителей в данной системе рассчитываются на едином уровне.
На основании вышеизложенного суд считает, что тепловая энергия, отпускается в горячей воде для всех потребителей г. Сургута в одной системе, в которой теплоснабжение потребителей осуществляется от источников тепла через общую тепловую сеть, в связи с чем РЭК правомерно установила единые тарифы по муниципальному образованию г. Сургут.
Заявитель указал в дополнении к заявлению, что согласно п. 57 и п. 66 Основ ценообразования стоимость услуг по передаче тепловой энергии может входить в тариф на тепловую энергию или может определяться отдельным тарифом в соответствии с Методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные Приказом ФСТ от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания) также предусматривают стоимость услуг по передаче тепловой энергии как неотъемлемую часть процесса поставки энергии потребителям. Согласно п. 57 Основ ценообразования и п. 10 (раздел III) Методических указаний тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, включают следующие слагаемые:
1) стоимость единицы тепловой энергии;
2) стоимость услуг по передаче тепловой энергии и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки энергии потребителям.
Стоимость единицы тепловой энергии (мощности), в соответствии с п. 11 Методических указаний, представляет собой средневзвешенную стоимость единицы тепловой энергии (мощности), получаемой от ПЭ (цену покупки тепловой энергии (мощности) у производителей на оптовом и потребительском рынках и стоимость тепловой энергии (мощности) собственного производства).
Расчет стоимости производства тепловой энергии производится в соответствии с разделом VII - расчет экономически обоснованного уровня цены на тепловую энергию на коллекторах производителей (энергоснабжающей организации).
Стоимость услуг по передаче тепловой энергии рассчитывается в соответствии с разделом IX Методических указаний, который называется расчет размера платы за услуги по передаче тепловой энергии в системах централизованного теплоснабжения.
В соответствии с п. 29.5 Методических указаний, тарифы на тепловую энергию, отпускаемую в горячей воде, для всех потребителей в одной системе, в которой теплоснабжение потребителей осуществляется от источника (источников) тепла через общую тепловую сеть (далее - система централизованного теплоснабжения (СЦТ), могут рассчитываться на едином уровне.
Таким образом, в соответствии с Основами ценообразовании и Методическими указаниями РЭК был рассчитан экономически обоснованный тариф на тепловую энергию для всех потребителей СГМУП "ГТС" - Приложение 1 к дополнению к отзыву "Расчет тарифа по делу N 163-2004 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую Сургутским городским МУП "Городские тепловые сети" потребителям".
При установлении тарифа на тепловую энергию для СГМУП "ГТС" Решением РЭК от 25.11.2004 N 170 с учетом требований пунктов 57 Основ ценообразования, а также п.п. 5.3.2, 6, 10, 58, 60 Методических указаний, были определены следующие составляющие тарифа:
1) Цена покупки тепловой энергии в соответствии с заключенными договорами:
Поставщик | Тариф, руб/Гкал |
ОАО "Тюменьэнерго" | 187,40 |
ООО "СКиТС" | 605,85 |
ЗАО "АСКТ" | 420 |
ЗАО "НИКОМ" | 568 |
2) Стоимость тепловой энергии собственного производства составляет 403,76 руб/Гкал.
3) В соответствии с п. 11 Методических указаний стоимость единицы тепловой энергии (мощности) представляет собой средневзвешенную стоимость единицы тепловой энергии (мощности), получаемой от ПЭ (цену покупки тепловой энергии (мощности) у производителей на оптовом и потребительском рынках и стоимость тепловой энергии (мощности) собственного производства).
Средневзвешенная стоимость единицы тепловой энергии, получаемой от различных производителей энергии (в том числе ОАО "Тюменьэнерго") и стоимость тепловой энергии собственного производства, определена в размере 242,9 руб/Гкал.
4) стоимость услуг по передаче по сетям СГМУП, в размере 268,8 руб./Гкал.
В результате экономически обоснованный тариф на тепловую энергию, поставляемую Сургутским городским МУП "Городские тепловые сети" потребителям составил 512 руб./Гкал.
Согласно п. 72 Методических указаний потребитель тепловой энергии оплачивает расходы, связанные с производством и передачей тепловой энергии по тарифам, рассчитываемым в соответствии с разделами VII и IX настоящих Методических указаний.
Заявитель указывает на нарушение положений Методики расчета регулируемых тарифов на тепловую энергию, производимую котельными не входящими в систему ОАО "Тюменьэнерго".
Согласно статье 5 Федерального закона 41-ФЗ нормативно-методическую основу деятельности органов исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов утверждает Правительство РФ или федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с Основами ценообразования (Пункт 66) методические указания по расчету регулируемых тарифов на тепловую энергию на розничном (потребительском) рынке утверждаются Федеральной службой по тарифам.
СГ МУП "ГТС" представило документы в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными Федеральной службой по тарифам. (Приказ от 06.08.2004 г. N 20-Э/2).
Пункт 42 Методических указаний предусматривает, что при комплексном теплоснабжении, когда выработка тепловой энергии в отопительных и производственно-отопительных котельных, ее передача, распределение и реализация независимо от вида тепловых нагрузок производится одним юридическим лицом, не относящимся к электроэнергетике, расчеты тарифов на тепловую энергию и платы за ее передачу по решению регионального органа могут осуществляться по упрощенной методике с сокращением объема информационных и обосновывающих материалов и без представления данных раздельного учета расходов на производство, передачу, распределение и реализацию тепловой энергии.
Основной деятельностью СГМУП "ГТС" является производство и реализация тепловой энергии, поэтому данное предприятие имеет прямое отношение к электроэнергетике и является энергоснабжающей организацией. Следовательно, упрощенная методика к СГМУП "ГТС" не может применяться.
Заявитель указывает на необоснованное завышение тарифа на тепловую энергию для СГМУП "ГТС". С вступлением в действие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" от 26 марта 2003 года организации, находящихся в муниципальной собственности, для которых тарифы ранее устанавливались органами местного самоуправления, подлежат государственному регулированию органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, то есть РЭК.
Поэтому в 2004 году СГМУП "ГТС" впервые вышло на государственное регулирование тарифов. На 2004 год тариф на тепловую энергию, поставляемую потребителям, составлял 442 руб./Гкал. Тариф был рассчитан единый на отпуск производимой и покупной тепловой энергии.
Оспариваемым решением установлен тариф на тепловую энергию, поставляемую СГМУП "ГТС" потребителям с 1 января 2005 года до принятия Закона ХМАО-Югры о бюджете ХМАО-Югры в рамках предельных уровней, установленных Приказом ФСТ от 07.09.2004 N 69-э/4 "О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2005 - 2006 годы", согласно которому предельные минимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям в зонах централизованного и децентрализованного энергоснабжения, с учетом производимой электростанциями в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии на уровне, определяемом исходя из величины роста на 2005 год не менее 107,5% и тарифов, установленных органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов для указанных энергоснабжающих организаций на 2004 год в целом по субъекту РФ. Кроме того, Правительством ХМАО был определен и заложен в бюджет ХМАО рост среднеотпускных тарифов для предприятий коммунальной энергетики на 2005 год в размере 16%. (письмо от 23.06.2004 N ВБ-П-7471).
Согласно экспертному заключению по делу N 163-2004 "об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую СГМУП "ГТС" потребителям" рост по статьям затрат и в целом тарифа (15,5%) произошел в строгом соответствии с нормативными актами.
В заявлении ОАО "Сургутнефтегаз" произвел собственные расчеты, исходя из выбранных им тарифов, получил тариф в размере 672,56 руб./Гкал., в связи с чем, утверждает, что утвержденный РЭК тариф превысил уровень роста тарифов для предприятий коммунальной энергетики на 2005 год, установленный Правительством ХМАО.
Тарифы должны рассчитываться не произвольно, а в соответствии с нормативно-методическими документами. РЭК установила на 2005 год тариф на поставляемую тепловую энергию СГМУП "ГТС" потребителям, в размере 512 руб./Гкал, с ростом к действующему 15,5%, что не превышает рост среднеотпускных тарифов для предприятий коммунальной энергетики на 2005 год в размере 16%, установленный Правительством ХМАО (письмо от 23.06.2004 N ВБ-П-7471).
Принимать за основу тариф 2003 нельзя, так как при установлении тарифов на 2003 год (Постановление Администрации города Сургута от 05.03.2003 N 44 "Об утверждении тарифов на коммунальные услуги") осуществлялось перекрестное субсидирование по следующим группам потребителей:
1. Население, проживающее во всех видах жилищного фонда, и приравненные к нему категории потребителей;
2. Теплично-парниковые и сельскохозяйственные потребители;
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.1. Потребители, имеющие на балансе жилищный фонд (на нужды населения по отоплению и горячему водоснабжению)
3.2. Промышленные и приравненные к ним потребители (остальные потребители
Средневзвешенный тариф для группы 1 установлен с учетом уровня платежа граждан на отопление 75%, горячее водоснабжение - 90%.
Тепловая энергия собственного производства стоила для промышленной группы потребителей 491,71 руб. /Гкал на 2003 год.
Также неверно утверждение заявителя, что РЭК превысил предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, установленные Приказом Федеральной службы по тарифам от 07.09.2004 N 69-э/4, в соответствии с которым установлены предельные минимальные уровни тарифов на тепловую энергию исходя из величины роста на 2005 год не менее 107,5%. Утверждение, что предельные минимальные уровни тарифов одновременно являются предельными максимальными несостоятельно по следующим основаниям. По определению предельная минимальная величина не может быть одновременно и максимальной, если это специально не оговорено. Пункт 4 информационного письма Федеральной службы по тарифам от 18.11.2004 N СН-2177/12 "По вопросу применения тарифов, утвержденных приказом федеральной службы по тарифам от 07.09.2004 N 69-э/4 "О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2005 - 2006 годы" разъясняет следующее: "Пунктом 6 Приказа установлены предельные минимальные тарифы на тепловую энергию по субъектам Российской Федерации, рассчитанные исходя из средневзвешенного тарифа, сложившегося на период, предшествующий регулированию, по субъекту Российской Федерации, и уровня ИПЦ (индекс потребительских цен по прогнозу на 2005 год составляет 7,5 - 8,5%. (приложение 5) на соответствующий период регулирования. Данный тариф является средневзвешенным по всем потребителям иных энергоснабжающих организаций соответствующего субъекта Российской Федерации. Учитывая вышеизложенное, сообщаем, что только фиксированные тарифы, утвержденные органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в рамках вышеуказанных предельных уровней, могут быть использованы для целей формирования бюджетов организаций на 2005 - 2006 гг.".
Средневзвешенный тариф по Ханты-Мансийскому автономному округу, сложившийся в 2004 году равен 478,58 руб./Гкал - приложение 3, 4 (по запросу ФСТ РФ от 18.11.2004 N СН-2180/12 в Федеральную службу по тарифам РФ направлена информация о тарифах энергоснабжающих организаций, поставляющих тепловую энергию потребителям Ханты-Мансийского автономного округа от 17.01.2005 N 4/-15).
Правительством ХМАО определен и заложен в бюджет округа рост среднеотпускных тарифов для предприятий коммунальной энергетики на 2005 год в размере 16%. (письмо от 23.06.2004 N ВБ-П-7471).
Следовательно, в Ханты-Мансийском автономном округе на 2005 год средневзвешенный тариф допустим в размере 555,15 руб./Гкал.
Необоснован и довод заявителя о самостоятельном определении РЭК предельных уровней тарифов, так как на 2005 год установлены;
- предельный минимальный уровень тарифов - Приказом ФСТ от 07.09.2004 N 69-э/4 "О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2005 - 2006 годы" не менее 107,5%;
- максимальный уровень повышения тарифов органами исполнительной власти субъекта - Правительством Ханты-Мансийского автономного округа Правительством ХМАО не более 16% (письмо от 23.06.2004 N ВБ-П-7471).
Принципы государственного регулирования тарифов определены статьей 4 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ". Принцип "всеобщности и равенства государственного регулирования тарифов в энергетике" в данном законе отсутствует.
Поэтому применять предельные уровни тарифов, установленные для региональных акционерных обществ энергетики (ОАО "Тюменьэнерго") для всех иных энергоснабжающих организаций неправомерно.
Суд считает, что решение РЭК от 25.11.2004 N 170 соответствует целям и принципам государственного регулирования тарифов, изложенным в Федеральном законе "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ".
Заявитель утверждает, что тарифы на тепловую энергию регулируются законом об электроэнергетике, а тарифы на передачу тепловой энергии законом об естественных монополиях. Данное утверждение также несостоятельно по следующим основаниям.
Федеральный закон об электроэнергетике (согласно статье 1) устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.
Федеральный закон о естественных монополиях определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.
А тарифы на тепловую энергию регулируются в настоящее время Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ".
Статья 45 Федерального закона "Об электроэнергетике" прямо указывает, что отношения, связанные с теплоснабжением потребителей, регулируются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей оперативно-диспетчерского управления работой тепло-электростанций в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, особенностей участия субъектов оптового рынка, осуществляющих производство электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки, в оптовом рынке, а также устанавливаемых Правительством Российской Федерации особенностей государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию, вырабатываемую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
Статья 2 Федерального закона "О естественных монополиях" от 17.08.1995 N 147-ФЗ распространяется на отношения, которые возникают на товарных рынках Российской Федерации и в которых участвуют субъекты естественных монополий. На основании указанного закона о естественных монополиях, в соответствии с Временным Положением о Реестре субъектов естественных монополий ФСТ РФ формирует и ведет реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль (далее - Реестр).
СГМУП "ГТС" не является субъектом естественных монополий, так как не осуществляет деятельности на товарном рынке по передаче тепловой энергии и не зарегистрировано в реестре естественных монополий - приложение 7 (последняя публикация Реестра в Информационном бюллетене ФЭК РФ от 28.05.2001 N 10 (34), в последней редакции - на сайте ФСТ).
Кроме того, согласно п. 21 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ, утвержденных Постановлением Правительства от 26.02.2004 N 109, Постановление регулирующего органа принимается по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам.
Согласно договоров теплоснабжения, заключенных СГМУП "ГТС" с потребителями, в том числе и заявителем, СГМУП "ГТС" осуществляет поставку тепловой энергии потребителям. Потребителей, получающих тепловую энергию с коллекторов СГМУП "ГТС" не имеет, поэтому для него РЭК обоснованно был установлен единый тариф на отпускаемую тепловую энергию потребителям, включающий в себя стоимость производства (покупки) и передачу тепловой энергии.
На основании изложенного суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Признать решение Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую Сургутским городским МУП "Городские тепловые сети" потребителям" от 25.11.2004 N 170 соответствующим статьям 4, 6 Федерального закона от 19.07.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях"; абзацам 1, 3, 4 статьи 2, статье 3, абзацу 2 статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию"; статье 22, пункту 2 ст. 23 Федерального закона "Об электроэнергетике"; пунктам 5, 6, 57, 66 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109; пункту 2 постановления ФЭК РФ от 25.08.2003 N 66-э/1 "О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2004 год"; пункту 72, разделам VII, IX методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2; пункту 38 письма Федеральной службы по тарифам от 18.02.2005 N СН-570/14; письму Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 23.06.2004 N ВБ-П-7471; методике расчета регулируемых тарифов на тепловую энергию, производимую котельными, не входящими в систему ОАО "Тюменьэнерго", утвержденной решением Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.07.2000 N 45.
В удовлетворении заявленных требований о признании решения Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую Сургутским городским МУП "Городские тепловые сети" потребителям" от 25.11.2004 N 170 недействующим отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия (изготовления в полном объеме), может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа через Арбитражный суд Тюменской области.
Копии решения в течение десяти дней со дня его принятия направить в арбитражные суды в Российской Федерации, Конституционный суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, в Министерство юстиции Российской Федерации.
Вступившее в законную силу решение направить для опубликования в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", а также в "Вестнике РЭК Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа" - приложении к журналу "Энергетика тюменского региона".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 11 октября 2005 г. N А-70-3108/25-2005
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Тюменской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника