Решение Арбитражного суда Тюменской области от 6 июля 2004 г. N А-70-3320/8-04
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 сентября 2004 г. N Ф04-6917/2004(А70-4934-29) настоящее решение отменено, производство по данному делу прекращено
Арбитражный суд Тюменской области, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области к Тюменской областной Думе Губернатору Тюменской области Департаменту здравоохранения администрации Тюменской области Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Тюменской области о признании недействующими п.п. 1 и 3 постановления Губернатора Тюменской области от 15 февраля 2001 г. N 54 "О временном порядке финансового взаимодействия в системе обязательного медицинского страхования Тюменской области", установил:
Тюменское территориальное управление МАП России обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующими п. "е" ст. 3 Закона Тюменской области от 3 мая 2002 г. N 16 "О территориальном фонде обязательного медицинского страхования Тюменской области", п.п. 1 и 3 постановления Губернатора Тюменской области от 15 февраля 2001 г. N 54 "О временном порядке финансового взаимодействия в системе обязательного медицинского страхования Тюменской области" и приказа Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области и Департамента здравоохранения администрации Тюменской области от 27 февраля 2001 г. N 87/42 "О сроках действия полисов медицинского страхования".
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 189 "Вопросы Федеральной антимонопольной службы", приказом МАП России от 9 апреля 2004 г. N 4-ЛК "О передаче территориальных управлений МАП России в ведение Федеральной антимонопольной службы" и приказом Федеральной антимонопольной службы от 18 мая 2004 г. N 12 "О приеме в ведение Федеральной антимонопольной службы территориальных управлений МАП России и их переименовании" и на основании свидетельства (серия 72 N 001320733) о внесении 3 июня 2004 года записи в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, за номером 2047200592855, арбитражным судом установлено, что на момент рассмотрения настоящего дела в судебном разбирательстве наименованием заявителя является Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области.
В порядке ст. 130 Арбитражного процессуального кодекса РФ определением Арбитражного суда Тюменской области от 5 мая 2004 г. требование заявителя о признании недействующими п.п. 1 и 3 постановления Губернатора Тюменской области от 15 февраля 2001 г. N 54 "О временном порядке финансового взаимодействия в системе обязательного медицинского страхования Тюменской области" выделено в отдельное производство с присвоением делу номера А-70-3320/8-04.
В порядке ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей заявителя и Департамента здравоохранения администрации Тюменской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
До рассмотрения дела по существу, а именно при проведении 20 мая 2004 года предварительного судебного заседания, арбитражным судом рассмотрено и отказано в удовлетворении ходатайства заявителя об объединении настоящего дела с делами о признании недействующими п. "е" ст. 3 Закона Тюменской области от 3 мая 2002 г. N 16 "О территориальном фонде обязательного медицинского страхования Тюменской области" и приказа Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области и Департамента здравоохранения администрации Тюменской области от 27 февраля 2001 г. N 87/42 "О сроках действия полисов медицинского страхования".
Так же до рассмотрения дела по существу арбитражным судом в судебном заседании при судебном разбирательстве рассмотрены ходатайства Тюменской областной Думы и Губернатора Тюменской области о прекращении производства по делу на основании п. 5 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области о приостановлении производства по делу на основании п. 2 ст. 144 Арбитражного процессуального кодекса РФ, которые обоснованы ликвидацией и реорганизацией заявителя со ссылкой на вышеназванные Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 189 "Вопросы Федеральной антимонопольной службы".
По результатам рассмотрения указанных ходатайств арбитражным судом определено в их удовлетворении отказать в связи с отсутствием в данном случае оснований для прекращения и приостановления производства по делу по основаниям, предусмотренным п. 5 ч. 1 ст. 150 и п. 2 ст. 144 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
По существу заявленных требований представители Губернатора Тюменской области, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области и Тюменской областной Думы, в судебном заседании требования заявителя о признании недействующими п.п. 1 и 3 постановления Губернатора Тюменской области от 15 февраля 2001 г. N 54 "О временном порядке финансового взаимодействия в системе обязательного медицинского страхования Тюменской области" не признали по основаниям, изложенным в отзывах.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Оспариваемыми пунктами 1 и 3 постановления Губернатора Тюменской области от 15 февраля 2001 г. N 54 "О временном порядке финансового взаимодействия в системе обязательного медицинского страхования Тюменской области" определено, что в целях реализации Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и во исполнение Закона РФ "Об основах обязательного социального страхования" в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Тюменской области (Маханов С.Н.) осуществлять медицинское страхование жителей юга области до приведения федерального законодательства об обязательном медицинском страховании граждан в соответствие с Бюджетным кодексом РФ и Законом РФ "Об основах обязательного социального страхования" и рекомендовать Главам Администраций г. Тюмени - Киричуку С.М., г. Тобольска - Воробьеву Е.М., г. Ишима - Рейну В.А., Заводоуковского района - Иконникову В.И., Уватского района - Свяцкевичу Ю.О. заключить договоры страхования неработающих граждан на 2001 год с территориальным фондом обязательного медицинского страхования Тюменской области.
Текст оспариваемых пунктов свидетельствует о ненормативном характере их положений, поскольку ими не устанавливаются правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные данными пунктами.
В свою очередь, к ненормативным актам относятся акты, имеющие властный характер и порождающие правовые последствия, несущие индивидуальный характер и устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности конкретных лиц.
Таким образом, арбитражным судом установлено, что оспариваемые п.п. 1 и 3 постановления Губернатора "О временном порядке финансового взаимодействия в системе обязательного медицинского страхования Тюменской области" имеют ненормативный характер, и в целом названное постановление является ненормативным актом.
В соответствии с положениями Арбитражного процессуального кодекса РФ дела об оспаривании ненормативного правового акта рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ (ст.ст. 197 - 201), а именно, производство по делу возбуждается на основании заявления о признании ненормативного акта недействительным, который при судебном разбирательстве проверяется арбитражным судом на соответствие законодательству с принятием решения о признании ненормативного акта недействительным либо об отказе в удовлетворении заявленного требования о признании его недействительным.
Кроме того, частью 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлено, что заявление об оспаривании ненормативного правового акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из материалов дела усматривается, что заявителю стало известно о наличии постановления Губернатора Тюменской области "О временном порядке финансового взаимодействия в системе обязательного медицинского страхования Тюменской области", нарушающего, по мнению страховщика ОАО МСК "АСКО-САНА", права и законные интересы страховых медицинских организаций, 28 августа 2001 года (л.д. 56).
Следовательно, срок подачи заявления об оспаривании п.п. 1 и 3 постановления Губернатора Тюменской области от 15 февраля 2001 г. N 54 "О временном порядке финансового взаимодействия в системе обязательного медицинского страхования Тюменской области" истек 28 ноября 2001 года.
С учетом того, что заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании акта, имеющего ненормативный характер, недействующим в порядке главы 23 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а не недействительным в соответствии с требованиями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ходатайство в этой связи о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления об оспаривании ненормативного акта не заявил, у арбитражного суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требования о признании недействующими п.п. 1 и 3 постановления Губернатора Тюменской области от 15 февраля 2001 г. N 54 "О временном порядке финансового взаимодействия в системе обязательного медицинского страхования Тюменской области".
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 195 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Тюменской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 6 июля 2004 г. N А-70-3320/8-04 (извлечение)
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 сентября 2004 г. N Ф04-6917/2004(А70-4934-29) настоящее решение отменено