Решение Арбитражного суда Тюменской области от 6 июля 2004 г. N А-70-5545/8-04
(извлечение)
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 25 января 2005 г. N A-70-5545/8-03 производство по данному делу прекращено
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 сентября 2004 г. N Ф04-6591/2004(4726-А70-27) настоящее решение отменено, дело передано на рассмотрение в первую инстанцию того же суда
Арбитражный суд Тюменской области, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
к Тюменской областной Думе
Губернатору Тюменской области
Департаменту здравоохранения администрации Тюменской области
Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Тюменской области
о признании недействующим п. "е" ст. 3 Закона Тюменской области "О территориальном фонде обязательного медицинского страхования Тюменской области", установил:
Тюменское территориальное управление МАП России обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим п. "е" ст. 3 Закона Тюменской области от 3 мая 2002 г. N 16 "О территориальном фонде обязательного медицинского страхования Тюменской области" (опубликован в газете "Тюменские известия" от 8 мая 2002 г. N 86-87).
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 189 "Вопросы Федеральной антимонопольной службы", приказом МАП России от 9 апреля 2004 г. N 4-ЛК "О передаче территориальных управлений МАП России в ведение Федеральной антимонопольной службы" и приказом Федеральной антимонопольной службы от 18 мая 2004 г. N 12 "О приеме в ведение Федеральной антимонопольной службы территориальных управлений МАП России и их переименовании" и на основании свидетельства (серия 72 N 001320733) о внесении 3 июня 2004 года записи в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, за номером 2047200592855, арбитражным судом установлено, что на момент рассмотрения настоящего дела в судебном разбирательстве наименованием заявителя является Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области.
В порядке ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей заявителя и Департамента здравоохранения администрации Тюменской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
До рассмотрения дела по существу арбитражным судом в судебном заседании рассмотрены ходатайства Тюменской областной Думы и Губернатора Тюменской области о прекращении производства по делу на основании п. 5 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области о приостановлении производства по делу на основании п. 2 ст. 144 Арбитражного процессуального кодекса РФ, которые обоснованы ликвидацией и реорганизацией заявителя со ссылкой на вышеназванные Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 189 "Вопросы Федеральной антимонопольной службы".
По результатам рассмотрения указанных ходатайств арбитражным судом определено в их удовлетворении отказать в связи с отсутствием в данном случае оснований для прекращения и приостановления производства по делу по основаниям, предусмотренным п. 5 ч. 1 ст. 150 и п. 2 ст. 144 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
По существу заявленных требований представители Тюменской областной Думы, Губернатора Тюменской области и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области в судебном заседании требования заявителя о признании недействующим п. "е" ст. 3 Закона Тюменской области "О территориальном фонде обязательного медицинского страхования Тюменской области" не признали по основаниям, изложенным в отзывах.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Оспариваемым пунктом "е" ст. 3 Закона Тюменской области "О территориальном фонде обязательного медицинского страхования Тюменской области" определено, что территориальный фонд осуществляет функции страховщика в соответствии с действующим законодательством.
Требования заявителя о признании данного пункта недействующим обоснованы несоответствием его положений статьям 8, 34, 71 и 74 Конституции РФ, статье 12 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", статьям 2, 14 и 16 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", статье 938 Гражданского кодекса РФ и статье 143 Бюджетного кодекса РФ; нарушением прав и законных интересов страховых медицинских организаций, лишенных возможности осуществлять функции страховщика в сфере обязательного медицинского страхования; нарушением прав и законных интересов страхователей (органы местного самоуправления и работодатели) и граждан, лишенных в свою очередь права выбора страховщика.
Производство по делу в части установления несоответствия оспариваемого пункта статьям 8, 34, 71 и 74 Конституции РФ подлежит прекращению на основании п. 1 части 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ как не подлежащее рассмотрению в арбитражном суде, поскольку в соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" разрешение дел о соответствии Конституции РФ, в том числе, законов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящихся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, относится к полномочиям Конституционного Суда РФ.
Несоответствие оспариваемого пункта статье 12 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" обоснованно заявителем с указанием на то, что данная норма закона содержит прямой запрет на принятие актов, ограничивающих конкуренцию на рынке финансовых услуг, направленных на создание необоснованно благоприятных условий отдельным организациям и ущемляющих интересы других организаций, и оспариваемым пунктом территориальный фонд поставлен в преимущественное положение по отношению к страховым медицинским организациям.
Статьей 12 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" запрет на принятие вышеназванных актов установлен для федеральных органов исполнительной власти, Центрального банка РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, к которым Тюменская областная Дума, принявшая Закон Тюменской области "О территориальном фонде обязательного медицинского страхования Тюменской области", не относится.
В любом случае, оспариваемый пункт, предусматривающий возможность осуществления территориальным фондом функций страховщика, не содержит положений, которые в каком либо виде ограничивали конкуренцию, создавали необоснованно благоприятные условия фонду и ущемляли интересы других страховщиков, поскольку оспариваемым пунктом определено осуществление фондом данной функций в рамках действующего законодательства.
Не принимается арбитражным судом и довод заявителя о несоответствии оспариваемого пункта статьям 2, 14 и 16 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", который заявитель обосновывает тем, что функции страховщика могут осуществляться только страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующую лицензию.
Действительно, в соответствии со ст.ст. 2 и 16 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" в качестве субъектов медицинского страхования выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение. При этом страховыми медицинскими организациями определены юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием.
Вместе с тем, статьями 14 и 15 данного же закона определено, что страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами, с любыми, предусмотренными законодательством РФ формами собственности, обладающие необходимым для осуществления медицинского страхования уставным фондом и организующие свою деятельность в соответствии с законодательством, действующим на территории РФ. Страховая медицинская организация обязана осуществлять деятельность по обязательному медицинскому страхованию на некоммерческой основе.
Согласно Федеральному закону "Об основах обязательного социального страхования", регулирующему отношения по обязательному социальному страхованию, частью которого является медицинское страхование граждан, и принятому после Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", страховщиками являются некоммерческие организации.
В соответствии с п. 1 "Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования" (утв. постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. N 4543-1) территориальный фонд является юридическим лицом, созданным в форме государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения.
Статьей 1 Закона Тюменской области "О территориальном фонде обязательного медицинского страхования Тюменской области" установлено, что территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тюменской области является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, в целях реализации возложенной вышеуказанным "Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования" (утв. постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. N 4543-1) на указанные фонды задачи по обеспечению прав граждан в системе обязательного медицинского страхования и в условиях становления данной системы на практике, федеральными органами, координирующими функционирование системы обязательного медицинского страхования (Федеральный ФОМС, Министерство здравоохранения РФ и Минфин РФ), допускается практическая возможность осуществления обязательного медицинского страхования непосредственно территориальными фондами (п. 8 Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, зарегистрирован в Минюсте РФ 20 июня 2001 г. N 2756).
На основании изложенного, арбитражный суд считает, что предусмотренная оспариваемым пунктом возможность осуществления Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Тюменской области функций страховщика в соответствии с действующим законодательством не противоречит положениям перечисленных выше нормативных правовых актов, регулирующих отношения в системе обязательного медицинского страхования.
Не противоречит оспариваемый пункт и статье 938 Гражданского кодекса РФ, которой определено, что в качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида, поскольку его текст не содержит положений, предоставляющих фонду право осуществлять функции страховщика без лицензии.
Несостоятельна ссылка заявителя на нарушение оспариваемым пунктом статьи 143 Бюджетного кодекса РФ, которой заявитель обосновывает отсутствие законодательного наделения фондов функциями страховщика, поскольку названной нормой бюджетного законодательства данные вопросы не регулируются.
Не принимается арбитражным судом довод заявителя о том, что оспариваемый пункт нарушает права и законные интересы страховых медицинских организаций, лишенных возможности осуществлять функции страховщика в сфере обязательного медицинского страхования, а также страхователей (органы местного самоуправления и работодатели) и граждан, лишенных в свою очередь права выбора страховщика.
Предусмотренная текстом оспариваемого пункта сама по себе возможность территориального фонда осуществлять функции страховщика в соответствии с действующим законодательством не лишает иных юридических лиц, отвечающих соответствующим требованиям, осуществлять те же функции на равных с ним условиях, а страхователей и граждан, в свою очередь, реализовывать право выбора конкретного страховщика.
На основании изложенного, арбитражным судом установлено, что п. "е" ст. 3 Закона Тюменской области "О территориальном фонде обязательного медицинского страхования Тюменской области" соответствует Федеральному закону "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", Закону РФ "О медицинском страховании граждан в РФ", Гражданскому кодексу РФ и Бюджетному кодексу РФ, прав и законных интересов граждан и организаций в сфере обязательного медицинского страхования не нарушает, в связи с чем заявленные требования о признании его недействующим удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 151, 167 - 170, 176 и 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Признать п. "е" ст. 3 Закона Тюменской области "О территориальном фонде обязательного медицинского страхования Тюменской области" от 3 мая 2002 г. N 16 соответствующим Федеральному закону "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", Закону РФ "О медицинском страховании граждан в РФ", Гражданскому кодексу РФ и Бюджетному кодексу РФ.
Производство по делу в части несоответствия п. "е" ст. 3 Закона Тюменской области "О территориальном фонде обязательного медицинского страхования Тюменской области" от 3 мая 2002 г. N 16 статьям 8, 34, 71 и 74 Конституции РФ прекратить.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Копии решения в течение десяти дней со дня его принятия направить Прокурору Тюменской области, в администрацию Тюменской области, в арбитражные суды в Российской Федерации, Конституционный суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, в Министерство юстиции Российской Федерации.
Вступившее в законную силу решение направить для опубликования в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", а также в официальные издания, в которых был опубликован закон, для его незамедлительного опубликования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 6 июля 2004 г. N А-70-5545/8-04 (извлечение)
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 сентября 2004 г. N Ф04-6591/2004(4726-А70-27) настоящее решение отменено