Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Тюменской
областной Думы
от 25 мая 2006 г. N 2759
О реализации Закона Тюменской области
"Об организации медицинской помощи населению Тюменской области"
(информация представлена Вице-губернатором Тюменской области
С.М. Сарычевым 14 апреля 2006 года)
Закон Тюменской области от 28.12.2004 N 333 "Об организации медицинской помощи населению Тюменской области" (далее - Закон) принят Тюменской областной Думой 23 декабря 2004 года и вступил в силу с 1 января 2005 года.
В соответствии со статьей 3 Закона государственная политика Тюменской области в сфере здравоохранения основывается на следующих принципах:
- обеспечение доступности и качества медицинской помощи, лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
- профилактическая направленность системы организации медицинской помощи;
- единство критериев и стандартов, преемственность в оказании медицинской помощи;
- эффективность использования ресурсов системы здравоохранения.
Исполнительные органы государственной власти Тюменской области осуществляют свою деятельность в рамках полномочий, определенных статьей 5 Закона.
1. Нормативно-правовое обеспечение
В целях нормативного обеспечения полномочий органов исполнительной власти Тюменской области в сфере организации медицинской помощи населению были приняты следующие нормативные правовые акты:
- постановление Правительства области от 30.05.2005 N 56-п "Об утверждении Положения о департаменте здравоохранения Тюменской области";
- постановление Администрации области от 27.12.2004 N 228-пк "Об утверждении Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования Тюменской области";
- постановление Администрации области от 20.12.2004 N 200-пк "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования граждан в Тюменской области";
- постановление Администрации области от 15.12.2004 N 178-пк "О мерах социальной поддержки, осуществляемых путем возмещения расходов на оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения";
- постановление Администрации области от 06.12.2004 N 158-пк "О мерах социальной поддержки, осуществляемых путем возмещения расходов на изготовление и ремонт зубных протезов";
- постановление Администрации области от 06.12.2004 N 157-пк "О мерах социальной поддержки, осуществляемых путем возмещения расходов на обеспечение детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания";
- распоряжение Администрации области от 15.12.2004 N 1186-рк "Об утверждении Методических рекомендаций по расчету тарифов на платные медицинские услуги, оказываемые государственными учреждениями здравоохранения Тюменской области".
Ежегодно утверждается территориальная программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в Тюменской области - правовой акт комплексного характера, определяющий виды, объемы и условия оказания медицинской помощи гражданам в Тюменской области: на 2005 год - постановлением Администрации области от 15.12.2004 N 175-пк, на 2006 год - постановлением Правительства области от 30.01.2006 N 17-п.
Распоряжением Правительства области от 11.10.2005 N 751-рп утверждена областная целевая программа "Основные направления развития здравоохранения Тюменской области на 2006 - 2008 годы", определяющая основные приоритеты государственной политики в сфере здравоохранения, а также предусматривающая конкретные мероприятия для их реализации. Тем самым заложены основы для эффективного расходования бюджетных средств.
2. Финансовое обеспечение
Финансирование расходов на здравоохранение обеспечивается в полном объеме в соответствии с утвержденными назначениями. Объем финансирования за счет всех источников в 2005 году составил 5531 млн. рублей, рост к уровню 2004 года - 18%.
Необходимо отметить, что в отрасли были проведены мероприятия по совершенствованию структуры финансового обеспечения государственных гарантий по оказанию медицинской помощи населению. Основными задачами данных мероприятий являлись:
- создание условий, обеспечивающих населению равный доступ к медицинским услугам, соответствующим стандартам медицинской помощи;
- формирование экономических механизмов, стимулирующих медицинские организации, их руководителей и работников к повышению доступности и качества медицинских услуг, рациональному использованию ресурсов системы здравоохранения, совершенствованию применяемых медицинских технологий;
- формирование механизма объективного контроля за объемом и качеством оказываемой медицинской помощи.
Решение поставленных задач было обеспечено следующими мероприятиями:
1. Введение системы "одноканального" финансирования медицинской помощи, предоставляемой в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, по "страховому" принципу, в том числе:
- размещение среди страховых медицинских организаций заказа на организацию медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию;
- централизация основной части финансовых ресурсов отрасли в системе обязательного медицинского страхования и финансирование всех расходов медицинских организаций (за исключением коммунальных платежей и капитального ремонта) из средств обязательного медицинского страхования;
- переход на оплату медицинской помощи по системе "законченный случай" (оплата медицинской организации оказанных медицинских услуг после проведения проверки их объема и качества);
- создание централизованного фонда стимулирования эффективно работающих медицинских организаций.
Вышеуказанные мероприятия способствовали созданию в отрасли конкурентной среды и реальному обеспечению гарантированного федеральным законодательством права пациента на выбор медицинской организации в рамках программы обязательного медицинского страхования. Система финансирования организаций здравоохранения за конкретные услуги, оказанные пациентам, обеспечила рациональность расходования финансовых средств.
2. Совершенствование тарифной политики в системе обязательного медицинского страхования (определение единой методики расчета и утверждения тарифов на медицинские услуги).
3. Целевое программное финансирование приоритетных направлений по охране здоровья населения.
4. Привлечение пациентов к оценке качества оказанной им медицинской помощи путем введения во всех медицинских организациях области, работающих в системе обязательного медицинского страхования, листов учета медицинской помощи, заполняемых пациентом при получении услуги, на основе которых проводится внутриведомственная экспертиза качества медицинской помощи.
5. Введение отраслевой системы оплаты и стимулирования труда.
В каждой медицинской организации утверждены согласованные с профсоюзными комитетами положения об оплате труда и положения о премировании. Отраслевая система оплаты труда ориентирована на зависимость величины заработной платы (включая стимулирующие выплаты) каждого медицинского работника от эффективности и результативности его труда (объема и качества оказанных медицинских услуг).
В течение 2005 года заработная плата в среднем возросла относительно уровня 2004 года:
у врачей на 40% (12800 рублей);
у среднего медицинского персонала на 44% (6900 рублей);
у младшего медицинского персонала на 65% (3900 рублей).
3. Материально-техническое обеспечение
Значительное внимание продолжает уделяться работе по приведению уровня материально-технического обеспечения объектов здравоохранения в нормативное состояние.
В течение 2005 года выполнены существенные объемы работ по капитальному ремонту лечебно-профилактических учреждений. Ремонтные работы проводились в следующих медицинских учреждениях:
- Тюменская областная клиническая больница (в том числе перинатальный центр);
- областная клиническая больница N 2;
- областные больницы N 3 (г. Тобольск), в том числе Абалакская, Байкаловская, Бизинская участковые больницы, и N 4 (г. Ишим);
- областная клиническая психиатрическая больница;
- областной госпиталь ветеранов войн;
- областная станция переливания крови;
- Тобольский специализированный дом ребенка;
- Тобольский дом сестринского ухода;
- противотуберкулезный санаторий "Градостроитель";
- областной противотуберкулезный диспансер;
- областной онкологический диспансер;
- детский противотуберкулезный санаторий "Верхний Бор" и Ишимский детский костно-туберкулезный санаторий;
- МСЧ "Нефтяник";
- областное бюро судебно-медицинской экспертизы;
- центральные районные больницы: Абатская, Аромашевская, Бердюжская, Вагайская, Викуловская, Исетская, Нижнетавдинская, Уватская, Упоровская, Ялуторовская.
Во всех лечебно-профилактических учреждениях области были проведены мероприятия, направленные на обеспечение пожарной безопасности.
За счет целевых средств областного бюджета был обновлен автопарк всех центральных районных больниц. Ежегодно на 10% обновляется автопарк служб скорой медицинской помощи: в течение 2004 - 2005 годов на сумму 16 млн. рублей (25 машин), а службы скорой медицинской помощи г. Тюмени и Тюменского района - на сумму 35 млн. рублей (60 машин, что обеспечивает 100% потребности).
Проводятся мероприятия по переоснащению и капитальному ремонту фельдшерско-акушерских пунктов, что позволяет значительно улучшить услуги, оказываемые учреждениями первичного звена здравоохранения в сельской местности. В 2004 - 2005 годах были переоснащены оборудованием и инструментами 280 ФАПов, что составило 40% от их общего количества. На 2006 год планируется переоснащение еще 124 ФАПов.
4. Организация оказания медицинской помощи населению
В настоящее время в Тюменской области сформирована структура организации медицинской помощи, включающая в себя организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
В рамках территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в Тюменской области медицинскую помощь населению оказывают 97 медицинских организаций, в том числе:
- 44 государственные организации областного подчинения;
- 29 муниципальных организаций;
- 9 государственных организаций федерального подчинения;
- 15 частных организаций.
В целях совершенствования организации медицинской помощи, приведения ее структуры в соответствие с имеющимися потребностями, уровнем развития медицинских и организационных технологий органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией проводятся мероприятия, направленные на следующие цели:
а) создание вертикально интегрированной системы организации первичной медицинской помощи в административно-территориальных единицах (районная больница, включая службу скорой медицинской помощи, - участковая больница (поликлиника) - фельдшерско-акушерский пункт), в том числе:
- создание единого имущественного комплекса, в том числе путем изменения формы собственности и (или) передачи имущества в безвозмездное пользование;
- создание единого юридического лица на базе районной больницы путем реорганизации (слияния, присоединения) действующих медицинских организаций с приданием им статуса филиалов;
б) создание интегрированной системы организации специализированной медицинской помощи, включая:
- областные центры по оказанию отдельных видов специализированной медицинской помощи, в том числе с филиальной сетью;
- межтерриториальные зональные специализированные медицинские центры для оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
С этой целью за последние два года на базе областных учреждений здравоохранения созданы центр для больных с термическими поражениями, ортопедо-травматологический центр, центр для лечения рассеянного склероза, центр охраны материнства и детства, продолжает совершенствоваться материально-техническая база специализированных медицинских организаций (противотуберкулезного, психоневрологического, наркологического, онкологического диспансеров). Проводимые мероприятия позволили централизовать материально-технические и кадровые ресурсы, более эффективно применять высокотехнологичные методы диагностики и лечения, в целом приблизить специализированную помощь к сельскому населению;
в) повышение профилактической направленности здравоохранения, в том числе путем усиления амбулаторно-поликлинического звена.
Так, в области проводится системная работа по решению вопросов сохранения и укрепления здоровья учащихся в образовательных организациях. Оценка состояния здоровья школьников осуществляется во время ежегодных профилактических осмотров, результаты которых доводятся до руководителей образовательных учреждений.
Например, в г. Тюмени внедрение оздоровительных технологий в образовательный процесс осуществляется в 68 образовательных учреждениях. Витаминотерапия проводится в 46% школ, использование витаминного напитка "Золотой шар" - в 42% школ, физиолечение - в 13% школ, физкультминутки во время уроков - в 91% школ.
Во всех образовательных учреждениях в период летних каникул работают лагеря дневного пребывания, где с учащимися проводятся оздоровительные мероприятия, включающие витаминотерапию, занятия физической культурой с элементами закаливания, а также работа по формированию у учащихся осознанного интереса к ведению здорового образа жизни и негативного отношения к поведению, наносящему вред собственному здоровью и здоровью окружающих.
Отработана система межведомственного взаимодействия при формировании единого банка персонифицированных данных по летнему отдыху и занятости учащихся, в котором содержится информация по оздоровлению каждого учащегося. Проведен семинар с преподавателями физической культуры образовательных учреждений области по профилактике школьного травматизма.
Проводятся необходимые мероприятия по иммунопрофилактике инфекционных болезней. В составе расходов областного бюджета ежегодно формируется фонд расходов в целях обеспечения эпидемиологического благополучия населения и снижения инфекционной заболеваемости.
В 2005 году приобретены вакцины против клещевого энцефалита, бешенства, туляремии, гепатита В, проведена проверка иммунитета населения к кори, эпидемическому паротиту, краснухе, полиомиелиту, дифтерии, столбняку, осуществляются меры по обеспечению новорожденных детей прививочными сертификатами.
Проведение профилактических мероприятий позволило уменьшить заболеваемость гепатитом В и клещевым энцефалитом. Стабилизировалась ситуация по ВИЧ-инфекции, показатель выявленных ВИЧ-инфицированных снизился: если в 2000 году он составил более 2000 человек, то в 2005 году - 600 человек.
Департаментом здравоохранения Тюменской области проводится работа по каждому конкретному случаю поступления жалоб граждан на несвоевременное либо некачественное оказание медицинской помощи.
5. Организация лекарственного обеспечения граждан
В области в полном объеме выполняются обязательства по лекарственному обеспечению граждан и медицинских организаций. Финансирование медицинских организаций по данной статье расходов осуществляется своевременно в объеме квартальной потребности.
В области сформирована база данных отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение как федерального, так и регионального уровня. Определены медицинские организации и аптеки, участвующие в системе отпуска лекарственных средств, решены вопросы их технического оснащения, обеспечения программным продуктом по учету предоставления соответствующей социальной поддержки.
В 2005 году право на социальную поддержку в части лекарственного обеспечения имели 215 тысяч человек (16,4% от числа жителей области), в том числе 126 тысяч человек - на основании Федерального закона "О государственной социальной помощи", 89 тысяч человек - на основании Закона Тюменской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области" и нормативных правовых актов Правительства Тюменской области. Всего в течение 2005 года выписано более 2 млн. рецептов для льготного получения лекарственных средств. В 2006 году 24% льготных категорий населения, определенных федеральным законодательством, по собственному желанию получают ежемесячную денежную компенсацию взамен льготного лекарственного обеспечения.
Расходы на оплату льготных лекарственных средств составили в прошедшем году 456,3 млн. рублей, что в 1,9 раза выше уровня 2004 года. Средние затраты из всех источников финансирования на льготное лекарственное обеспечение составили 3500 рублей в год на одного обратившегося за медицинской помощью, улучшилось лекарственное обеспечение хронических больных и инвалидов при онкологических заболеваниях, рассеянном склерозе, гемофилии и ряде других заболеваний (курсы лекарственной терапии).
В 2006 году помимо вышеуказанных мероприятий по исполнению Закона Тюменской области "Об организации медицинской помощи населению Тюменской области" проводятся дополнительные мероприятия в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье":
а) развитие первичного звена здравоохранения:
- денежные выплаты врачам общей (семейной) практики, участковым терапевтам, участковым педиатрам и медицинским сестрам;
- оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в рамках родового сертификата;
- подготовка и переподготовка специалистов первичного звена здравоохранения;
- оснащение амбулаторно-поликлинических учреждений диагностическим оборудованием;
- оснащение учреждений скорой медицинской помощи санитарным автотранспортом, в том числе реанимобилями;
б) профилактические мероприятия:
- проведение иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок;
- выявление и лечение ВИЧ-инфицированных, больных гепатитами В и С, профилактика распространения ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов;
- обследование новорожденных детей на наследственные заболевания;
- проведение диспансеризации работающего населения;
в) оказание высокотехнологичной медицинской помощи.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 25 мая 2006 г. N 2759 "Об информации Правительства Тюменской области о ходе... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.