Правила эксплуатации автомобильных шин
(утв. Министерством химической и нефтехимической промышленности Минпрома РФ и Минтрансом РФ 26 декабря 1996 г., 16 июня 1997 г.)
Дата введения 1 июля 1997 г.
Взамен утвержденных 21 октября 1983 г. Миннефтехимпромом СССР
и выпущенных издательством "Химия" в 1983 г.
Взамен настоящих Правил распоряжением Минтранса РФ от 21 января 2004 г. N АК-9-р с 1 февраля 2004 г. введены в действие Правила эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04
2. Краткие сведения о пневматических шинах
1. Пневматические шины являются одним из основных элементов ходовой части автомобиля.
В процессе эксплуатации шины обеспечивают смягчение возникающих при движении автомобиля толчков, ударов, вибрации, передачу тяговых и тормозных сил, сцепление колес автомобиля с дорогой, устойчивость, управляемость и безопасность движения, динамичность и плавность хода, проходимость в различных условиях дорог, а также влияют на расход топлива автомобилем и шумообразование.
Автомобильные шины подразделяются по назначению, способу герметизации, конструкции и форме профиля.
2. В зависимости от назначения различают пневматические шины для легковых и грузовых автомобилей:
- шины легковых автомобилей, выпускаемых по ГОСТ 4754 "Шины пневматические легковых автомобилей, прицепов к ним, легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости";
- шины грузовых автомобилей, выпускаемых по ГОСТ 5513 "Шины пневматические для грузовых автомобилей, автоприцепов, автобусов и троллейбусов";
- шины грузовых автомобилей с регулируемым давлением воздуха, выпускаемых по ГОСТ 13298 "Шины с регулируемым давлением".
3. По способу герметизации различают камерные и бескамерные пневматические шины:
- камерная шина - пневматическая шина, в которой воздушная полость образуется камерой (рис. 1 Приложения 1);
- бескамерная шина - пневматическая шина, в которой воздушная полость образуется покрышкой и ободом колеса; герметезация достигается за счет герметизирующего слоя резины (рис. 2 Приложения 1).
4. По конструкции различают диагональные и радиальные шины:
- в диагональных шинах (рис. 3а Приложения 1) нити корда каркаса и брокера перекрещиваются в смежных слоях и имеют в средней части беговой дорожки углы наклона нитей корда каркаса и брокера 45°-60°: такое расположение нитей корда в каркасе и брекере называется диагональным;
- в радиальных шинах (рис. 3б Приложения 1) нити корда во всех слоях каркаса в средней часта беговой дорожки имеют угол наклона, близкий к нулю, т. е. нити корда в смежных слоях параллельны друг другу или пересекаются под небольшим углом; такое расположение нитей корда называется меридиональным или радиальным; в брокере этих шин нити корда в смежных слоях пересекаются друг с другом и с нитями корда соприкасающегося слоя каркаса, т.е. расположены диагонально.
Радиальные шины выпускаются трех видов:
- с металлокордом в каркасе и брокере (ЦМК);
- с кордом из синтетических волокон в каркасе и с металлокордом в брокере (комбинированные);
- с кордом из синтетических волокон в каркасе и брокере (текстильные).
5. По форме профиля поперечного сечения (в зависимости от соотношения высоты профиля Н к его ширине В) различают шины:
- обычного профиля - Н/В > 0,89;
- широкопрофильные - Н/В = 0,5-0,9;
- низкопрофильные - Н/В = 0,7-0,88;
- сверхнизкопрофильные - Н/В < 0,7;
- арочные - Н/В = 0,39-0,5.
6. В комплект пневматических шин входят:
а) для камерных шин легковых автомобилей - покрышка, камера с вентилем, снабженным колпачком или колпачком-ключиком;
б) для камерных шин грузовых автомобилей - покрышка, камера с вентилем и ободная лента;
в) для бескамерных шин легковых и грузовых автомобилей - покрышка.
7. Характеристика деталей шин:
а) покрышка - горообразная оболочка пневматической шины, непосредственно воспринимающая усилия, действующие при эксплуатации;
б) камера - герметичная горообразная эластичная оболочка, заполняемая воздухом или газом;
в) вентиль камеры или бескамерной шины - обратный воздушный клапан, предназначенный для наполнения, удержания, выпуска воздуха и обеспечения контроля внутреннего давления в шине;
г) ободная лента - профилированное эластичное резиновое кольцо, располагаемое между бортами покрышки, камерой и ободом колеса. Ободная лента применяется в камерных шинах грузовых автомобилей в целях предохранения камер от повреждений.
8. В зависимости от назначения автомобильные шины имеют следующие типы рисунка протектора (Приложение 2):
а) дорожный рисунок протектора, состоящий из ребер, расчлененных щелевидными прорезями. Шины с дорожным рисунком протектора (рис. 4) предназначены для эксплуатации преимущественно на дорогах с усовершенствованным капитальным покрытием (I, II, III категорий)*;
б) универсальный рисунок протектора (рис. 5), состоящий из шашек или ребер в центральной зоне беговой дорожки и грунтозацепов по ее краям. Шины с универсальным рисунком протектора предназначены для эксплуатации на дорогах преимущественно с усовершенствованным облегченным покрытием (III и IV категорий) и переходных дорогах (IV и V категорий);
в) рисунок протектора повышенной проходимости (рис. 6), состоящий из высоких грунтозацепов, расчлененных широкими выемками. Шины с рисунком протектора повышенной проходимости предназначены для эксплуатации в условиях бездорожья и на мягких грунтах **;
д) зимний рисунок протектора (рис. 8) - имеет выступы с острыми кромками. Шины с зимним рисунком протектора предназначены для эксплуатации на заснеженных и обледенелых дорогах (преимущественно используются с шипами противоскольжения).
3. Маркировка шин, камер, ободных лент
9. На каждой покрышке и бескамерной шине, изготовленных по ГОСТ 4754 и ГОСТ 5513, наносится следующая маркировка:
а) обозначение шины - условное обозначение ее основных размеров и конструкции каркаса. Шины, выпускаемые по ГОСТ 4754, могут иметь миллиметровое, дюймовое или смешанное обозначение, а шины, выпускаемые по ГОСТ 5513 должны иметь дюймовое обозначение. Для шин радиальной конструкции ставится буквенный индекс - R. Для шин диагональной конструкции буквенный индекс не ставится.
б) индексы несущей способности нагрузок для одинарных и сдвоенных колес - условное обозначение прочности каркаса, определяющее максимально допустимую нагрузку на шину (Приложение 3); ранее обозначалась норма елейности "НС" или "PR" для шин грузовых автомобилей, а для легковых - индекс грузоподъемности;
в) индекс категории скорости - условное обозначение максимально допустимой скорости (Приложение 4);
г) индекс давления "PSI" - указание испытательного давления только для шин, предназначенных для легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости с индексом "С" в обозначении, а также для шин грузовых автомобилей (Приложение 5);
д) знак официального утверждения "Е" с номером страны, выдавшей сертификат соответствия Правилам N 30 и N 54 ЕЭК ООН;
е) страна-изготовитель на английском языке;
ж) товарный знак и (или) наименование фирмы-изготовителя шины (Приложение 6);
з) торговая марка (модель шины) - условное обозначение разработчика шины и порядковый номер разработки, вариант разработки;
и) обозначение стандарта (без года утверждения);
к) порядковый номер шины;
л) дата изготовления, состоящая из трех цифр, из которых две первые указывают неделю, последняя - последнюю цифру года изготовления:
м) штамп технического контроля;
н) надпись "Radial" для радиальных шин;
о) знак направления вращения (стрелка) на покрышках с направленным рисунком протектора:
п) надпись "Tubeless" - для бескамерных шин;
р) надпись "Steel" - для шин с металлокордом в брокере:
с) надпись "All steel" - для цельнометаллокордных шин;
т) надпись "Regroovable" - для шин, на которых имеется возможность углубления рисунка протектора нарезкой;
у) надпись "Reinforced" - для усиленных шин, выпускаемых по ГОСТ 4754;
ф) надпись "Север" - для морозостойких шин;
х) буква "Т" на шинах радиальной конструкции с текстильным брокером и каркасом;
ц) знак "M+S" или "М S" - для шин с зимним рисунком протектора;
ш) надпись "All seasons" - для всесезонных шин, выпускаемых по ГОСТ 4754;
щ) балансировочная метка, только для шин, выпускаемых по ГОСТ 4754 (кроме шин 650-16С и 215/90-15С) - обозначающая самое легкое место покрышки или бескамерной шины в виде круга диаметром 5-10 мм над закраиной обода, с которой должен совмещаться вентиль:
э) буквы "TWI", "V" или другой символ, указывающий - место расположения индикаторов износа в плечевой зоне протектора;
ю) национальный знак соответствия при сертификации шины;
я) буква "С" - после обозначения основных размеров и конструкции каркаса только для шин легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости.
10. На каждой камере и ободной ленте при изготовлении наносятся:
- обозначение изделия;
- товарный знак или наименование фирмы-изготовителя;
- обозначение стандарта (без года утверждения);
- дата изготовления, состоящая из трех цифр, из которых две первые указывают неделю, а последняя - последнюю цифру года изготовления;
- штамп технического контроля;
- буквы "БК" для камер из бутилкаучука.
11. На каждой восстановленной шине должны быть четко обозначены на боковине или плечевой зоне протектора:
- товарный знак или фабричная марка шиновосстановительного предприятия, порядковый номер восстановленной покрышки;
- обозначение покрышки;
- класс восстановления;
- индекс несущей способности;
- индекс категории скорости;
- тип восстановления, если покрышка восстановлена по типу "В";
- дата восстановления (месяц, год);
- обозначение мест расположения индикаторов износа "TWT или "V" (только в плечевой зоне), факультативно до 01.01.1998 г.;
- штамп отдела технического контроля;
- балансировочная метка (факультативно до 01.01.1998 г.). На покрышках, восстановленных по типу "В", помимо всех указанных выше обозначений, должна стоять буква "в" (малая), указывающая на то, что покрышка восстановлена.
12. На каждой покрышке, прошедшей ремонт местных повреждений, должны быть четко обозначены:
- обозначение предприятия, производившего ремонт;
- вид ремонта (первый или второй);
- дата ремонта (месяц, год);
Утраченные в процессе ремонта местных повреждений обозначения покрышки восстанавливаются.
13. Примеры маркировки:
а) для шин легковых автомобилей: 165/80R13 МИ-166 Steel Radial S 82 Tubeless ГОСТ 4754 106 051072 Made in Russia, где:
165/80R13 - обозначение (размер) шины, где 165 - обозначение номинальной ширины профиля шины в миллиметрах, 80 - серия (номинальное отношение высоты профиля к его ширине в процентах), R - буквенный индекс радиальной шины, 13 - обозначение посадочного диаметра шины, соответствующее номинальному диаметру обода в дюймах; МИ-166 - торговая марка (модель шины), МИ - условное обозначение разработчика шины, 166 - порядковый номер разработки; Steel - металлокорд в брокере; Radial - радиальная шина; S - индекс категории скорости (Приложение 4); 82 - индекс несущей способности нагрузки (Приложение 3): Tubeless - бескамерная шина;
ГОСТ 4754 - обозначение стандарта, по которому производится шина;
106 - дата изготовления (10 - порядковый номер недели с начала года, 6 - последняя цифра года изготовления - 1996 г.):
051072" порядковый номер шины;
Made in Russia - страна, где изготовлена шина (Россия).
Кроме того, на боковине шины имеется товарный знак предприятия-изготовителя (Приложение 6), в данном случае АО "Московский шинный завод".
Ранее выпускаемые шины с порядковым номером 051072 могли иметь следующие условные обозначения заводского номера шины:
- МХ89051072, где М " индекс фирмы-изготовителя шины, Х - месяц изготовления шины, 89 - год изготовления шины;
- 106М051072, где 10 - порядковый номер недели с начала года, 6 - последняя цифра года изготовления - 1986 г., М - индекс фирмы-изготовителя шины;
б) для шин грузовых автомобилей постоянного давления:
10,00R20 ОИ-73Б 146/143J 115PSI ГОСТ 5513 106 80576 Made in Russia, где:
10,00R20 - условное обозначение шины, где 10,00 - обозначение номинальной ширины профиля шины в дюймах, R - буквенный индекс радиальной шины, 20 - обозначение номинального диаметра обода в дюймах; ранее выпускаемые шины имели двойное обозначение 10,00R20 (280R508), где параметры шины 280 и 508 даны в миллиметрах;
ОИ-73Б - торговая марка (модель шины), где О и И - условное обозначение разработчика шины, 73 - порядковый номер разработки, Б - вариант разработки;
146/143 - индексы несущей способности нагрузок для одинарных и сдвоенных колес (Приложение 3);
J - индекс категории скорости (Приложение 4);
115PSI - индекс давления (Приложение 5);
ГОСТ 5513 - обозначение стандарта, по которому выпускается шина;
106 - дата изготовления (10 - порядковый номер недели с начала года, 6 - последняя цифра года изготовления - 1996 г.):
80576 - порядковый номер шины;
Made in Russia - страна, где изготовлена шина (Россия).
Шины с регулируемым давлением имеют маркировку в соответствии с ГОСТ 13298.
Пример маркировки для широкопрофильных шин с регулируемым давлением:
1300х530-533 ВИ-3 НС-12 ГОСТ 13298 1196В051457 Made in Russia, где:
1300 - условный наружный диаметр шин в миллиметрах;
530 - условная ширина профиля шины в миллиметрах;
533 - условный диаметр обода в миллиметрах:
ВИ-3 - модель шины, где ВИ - условное обозначение разработчиков шины, 3 - порядковый номер разработки;
НС-12 - норма слойности:
ГОСТ 13298 - обозначение стандарта, по которому выпускается шина;
1196В051457 - маркер, где 1196 - дата изготовления - неделя, год (две последние цифры): 11 - неделя года, 96 - две последние цифры года изготовления - 1996 г., В - буквенный индекс предприятия, 051457 - порядковый номер шины;
Made in Russia - страна-изготовитель.
4. Краткие сведения об автомобильных колесах и ободьях
14. Определения:
а) колесо - вращающийся элемент автомобиля, передающий крутящий момент и воспринимающий нагрузку от массы автомобиля. Колесо расположено между шиной и ступицей. Обычно колесо состоит из двух основных частей - обода и диска:
б) обод - часть колеса, на которую монтируется и опирается шина;
в) диск колеса - часть колеса, являющаяся соединительным элементом между ступицей и ободом;
г) одинарное колесо - колесо, установленное на ступице и несущее одинарную шину;
д) сдвоенное колесо - колесо, состоящее из двух одинарных колес, установленных на одной ступице.
15. Колеса для автомобилей классифицируются по их принадлежности к тому или иному типу автомобиля, по конструкции и типу устанавливаемых на них шин:
а) колеса для легковых автомобилей, автобусов особо малой вместимости, прицепов и грузовых автомобилей с полезной нагрузкой до 1,5 т, имеющие неразборные глубокие ободья с коническими полками и предназначенные для камерных и бескамерных шин постоянного давления (ОСТ 37.001.429-86);
б) колеса дисковые и бездисковые (ГОСТ 10409) для грузовых автомобилей, автобусов, прицепов, полуприцепов и троллейбусов, имеющие разборные ободья с коническими полками, предназначенные для камерных автомобильных шин и колеса, имеющие неразборные ободья (ОСТ 37.001.479-88 (ИСО 4209/2-87)), предназначенные для бескамерных автомобильных шин;
в) колеса дисковые и бездисковые (ГОСТ 28744) для грузовых автомобилей, работающих в условиях бездорожья и на мягких грунтах, имеющие разборные ободья с распорными кольцами, предназначенные для шин с регулируемым давлением воздуха.
16. Колеса обозначают основными размерами ободьев - шириной профиля и номинальным диаметром обода (в миллиметрах или дюймах). Примеры обозначения колес:
а) выпускаемых по ОСТ 37.001.429-86 для легковых автомобилей -
127Jx330 или 5Jx13
1141Кх355 или 41/2 Кх14
152L-х380 или 6Lх15
114Вх305 или 4,5Вх12
б) выпускаемых по ГОСТ 10409 для грузовых автомобилей - 140-508 или 5,5-20 152-508 или 6,0-20 178-508 или 7,0-20 206-508 или 8,0-20
в) выпускаемых по ОСТ 37.001.478-88 для бескамерных автомобильных шин - 8,25 х 22,5 и 9,00 х 22,5, где:
первые цифры - 127; 114; 152; 140; 152; 178; 206 - обозначают номинальную ширину профиля обода в миллиметрах, а 5; 41/2; 6; 4,5; 5,5; 6,0: 7,0; 8,0; 8,25 и 9,00 - в дюймах;
вторые цифры - 330; 355; 380; 305; 508 - обозначают номинальный посадочный диаметр обода в миллиметрах, а 12; 13; 14; 15, 20 и 22,5 в дюймах;
буквы J, К, L, В - обозначают тип бортовых закраин для колес легковых автомобилей;
5. Приемка, упаковка, транспортирование и хранение шин
17. Предприятия шинной промышленности поставляют потребителю шины, камеры и ободные ленты партиями.
Партией считают шины одного обозначения, сопровождаемые одним документом о качестве, содержащим:
- товарный знак или наименование фирмы-изготовителя;
- обозначение, модель шины и количество;
- номер партии;
- дату отгрузки;
- результаты проведенных испытаний или подтверждение о соответствии партии шин требованиям стандарта.
- обозначение документа, по которому изготовлены шины;
- подтверждение о соответствии качества шин требованиям указанного документа (сертификат качества);
- дата отгрузки.
18. Упаковка, транспортирование и хранение шин должно осуществляться в соответствии с ГОСТ 24779 "Шины пневматические. Упаковка, транспортирование, хранение". Упаковке перед транспортированием подлежат шины, для которых имеется специальное требование в договорах на поставку. При отсутствии такого требования шины транспортируются без упаковки.
19. Транспортирование шин производится любым видом транспорта. При транспортировании шин на открытых машинах и платформах сроком свыше пяти суток они должны быть защищены от воздействия солнца и атмосферных осадков. При транспортировании пакетов шины должны находиться в вертикальном положении.
20. Шины могут транспортироваться в комплекте с камерами или без них.
При транспортировании шин в комплекте с камерами последние пропудриваются тальком или покрываются смазкой, изготовленной на основе полиметилсилоксановых жидкостей по ГОСТ 13032, заменяющих тальк. Камеры вкладываются внутрь шины и накачиваются воздухом до ее внутренних размеров.
21. Бескамерные шины транспортируются с распорками (деревянными, картонными, пластмассовыми и др.) между бортами, исключающими деформацию бортов и боковых стенок.
22. Камеры, отправляемые не в комплекте с шинами, транспортируются в свернутом виде (вентилем внутрь).
Допускается транспортирование камер сложенных стопками, без свертывания. При этом необходимо соблюдать меры предосторожности, исключающие повреждения камер вентилем и другими предметами. Аналогичные меры необходимо соблюдать при транспортировании покрышек и ободных лент.
23. Ободные ленты транспортируются в пачках по 5-20 штук (в зависимости от размеров), перевязанных в двух-трех местах.
24. Шины, камеры, ободные ленты, транспортируемые при температуре ниже -45° С, необходимо оберегать от ударов.
25. Золотники и колпачки к камерам и вентили к бескамерным шинам, отправляемые не в комплекте с шинами, упаковываются в отдельную тару и отправляются потребителям,
26. Категорически запрещается транспортирование шин, камер и ободных лент вместе с нефтепродуктами, кислотами, щелочами и другими веществами, разрушающими резину.
27. Для предупреждения преждевременного старения, пригодные к эксплуатации и ремонту шины, камеры и ободные ленты хранятся в закрытом, отдельном сухом помещении, защищенном от солнечных лучей, озона, органических растворителей, минеральных масел, смазочных материалов, нефтепродуктов, кислот, щелочей, отопительных устройств, которые должны располагаться на расстоянии более 1 метра от шин, камер и ободных лент, а также не должны соприкасаться с медью и другими коррозирующими веществами.
28. При хранении шин допускается колебание температуры воздуха от -30° до +35°С и относительной влажности от 50% до 80%. Температура и относительная влажность на складах должна регулироваться проветриванием помещения (в жаркую погоду - ночью); при относительной влажности ниже 50% следует применять искусственное увлажнение, посыпая пол влажными опилками или сбрызгивая его водой; в дождливую погоду склады должны быть закрыты.
Не допускается в складах затхлости воздуха и появления на стенах плесени.
Запрещается проветривать склады во время грозы и в течение 2-3 час. после нее из-за резкого увеличения содержания озона в воздухе.
29. При длительном хранении шины следует поворачивать, меняя зону опоры через каждые 3 месяца.
30. Новые, восстановленные, бывшие в эксплуатации, но пригодные к дальнейшему использованию, а также подготовленные к сдаче на восстановление шины и углубление рисунка протектора нарезкой хранятся в вертикальном положении на стеллажах или на ровном полу.
При хранении шин в сборе с камерами последние накачиваются воздухом до внутреннего размера покрышек во избежании образования складок на них.
Бескамерные шины следует хранить с распорками между бортами.
31. Камеры хранятся в слегка накаченном воздухом состоянии на кронштейнах с полукруглыми поверхностями или в покрышках.
Через каждые 3 месяца хранения на кронштейнах камеры следует поворачивать, меняя зону опоры.
Допускается сроком не более 3 месяцев хранение камер на поддонах сложенными стопками или свернутыми, при этом необходимо принять меры к исключению возможности повреждения их вентилями или другими предметами.
32. Ободные ленты хранятся на кронштейнах с полукруглыми поверхностями. Допускается хранение ободных лент пачками в количестве от 5 до 20 штук (в зависимости от размера).
33. Допускается:
а) хранение шин сроком не более 1 месяца в штабелях высотой не более 2 м;
б) хранение шин на открытом воздухе сроком до 1 месяца в вертикальном положении под навесом или укрытых материалом, защищающим их от внешних воздействий (солнца, атмосферных осадков и загрязнения).
6. Комплектация автомобилей шинами
34. Выбор и комплектация автомобиля пневматическими шинами по размерам, моделям, несущей способности, скорости, типу рисунка протектора для каждой конкретной марки и модели автомобиля, автобуса, троллейбуса, прицепа и полуприцепа, как для вновь разрабатываемых, так и для серийных автомобилей должны проводиться в соответствии с Руководством (Инструкцией) по эксплуатации автомобиля, "Руководством по комплектации шинами автотранспортных средств в АТП" - РД 3112199-0188-95, Актом приемки шины или Протоколом разрешения применения покупных изделий (ГОСТ 2.124).
Фирмы-изготовители шин не принимают претензий по шинам, эксплуатация которых производилась с нарушением настоящих Правил, а также документов, указанных в п. 34.
Применение импортных шин на автомобилях отечественного производства и отечественных шин на импортных автомобилях возможно после проведения комплекса лабораторно-дорожных исследований (испытаний) и оформленных Протоколом разрешения применения покупного изделия.
35. Не допускается установка на одну ось автомобилей шин различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, ошипованных и неошипованных, морозостойких и неморозостойких, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора.
36. При частичной замене шин, вышедших из строя, рекомендуется производить доукомплектование автомобиля шинами того же размера и модели, что и установленные на данном автомобиле, так как шины одного и того же размера, но разных моделей могут быть разных конструкций, иметь неодинаковые: типы рисунка протектора, радиусы качения, сцепные качества и другие эксплуатационные характеристики.
Для обеспечения нормальной работы шин на сдвоенных колесах автомобиля рекомендуется подбирать шины так, чтобы разница по величине износа протектора и величине диаметра шины была наименьшей.
37. На автотранспортных средствах не допускается установка (ГОСТ 25478 и ОСТ 38-47-170-95):
- шин, восстановленных по I классу, на передней оси междугородных автобусов;
- шин, восстановленных по II классу, на междугородных автобусах, на передней оси легковых автомобилей, и на передней и средней осях немеждугородных автобусов и троллейбусов;
- шин, восстановленных по классу "Д", на междугородных автобусах, на передней оси легковых автомобилей, передней и средней осях автобусов, троллейбусов, грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов;
- шин, восстановленных по I, II классу и классу "Д", с момента изготовления которых прошло от 7 до 10 лет, на передней оси легковых автомобилей:
- шин с отремонтированными местными повреждениями на передней оси легковых, грузовых автомобилей, на передней и средней оси автобусов и троллейбусов
- шин с углубленным рисунком протектора методом нарезки на передней оси легковых, грузовых автомобилей, передней и средней оси автобусов и троллейбусов;
Определение класса восстановления производится в соответствии с ОСТ 38-47-171-95 (Приложение 7).
Восстановленные бескамерные шины при утере герметичности эксплуатируют с камерами.
38. При комплектации автомобилей шинами с рисунком протектора повышенной проходимости и направленным рисунком протектора необходимо обеспечить вращение колеса в соответствии с указанием стрелки находящейся на боковине шины.
39. Рекомендации по ошиповке шин и эксплуатации автомобилей с применением ошипованных шин изложены в "Инструкции по применению шипов противоскольжения", утвержденной Министерством автомобильного транспорта РСФСР, изданной в 1974 г.
40. Шины с шипами противоскольжения устанавливаются на все колеса автомобиля, автобуса, троллейбуса и автопоезда.
7. Правила монтажа и демонтажа шин
41. Монтажные и демонтажные работы по шинам должны выполняться в шиномонтажном отделении с применением специального оборудования, приспособлений и инструмента (Приложение 8) в соответствии с "Типовыми технологическими картами шиномонтажных работ и технического обслуживания автомобильных шин" (издательство "Транспорт" 1988 г.).
42. Монтажу подлежат только исправные, чистые, сухие, соответствующие по размерам и типам шины, камеры и ободные ленты, ободья и их элементы.
43. Шины, камеры и ободные ленты, хранившиеся при температуре ниже нуля, перед монтажом должны быть выдержаны в нормальных условиях при комнатной температуре в течение 3-4 часов.
44. Шины перед монтажом подвергаются осмотру снаружи и внутри с помощью борторасширителя или других приспособлений. При обнаружении производственных или эксплуатационных дефектов в шинах их не разрешается применять для монтажа (Приложение 9). Посторонние предметы должны быть изъяты из шины (камни, гвозди и др.).
Перед монтажом шины на обод необходимо смазать борт шины и посадочное место обода смазкой (ГОСТ 13032), а камеру снаружи пропудрить тальком.
45. Перед монтажом камеры проверяются на герметичность в ваннах или других резервуарах с водой.
46. Поверхность ободьев должна быть очищена от ржавчины и покрашена лаком или краской для металла.
Ободья и их элементы не допускаются к монтажу при обнаружении на них: деформаций, трещин, острых кромок и заусенцев, ржавчины, разработки крепежных отверстий более размеров, указанных в стандартах на автомобильные колеса (ОСТ 37.001.429-86, ГОСТ 10409, ОСТ 37.001.479-88 (ИСО 4209/2-87) и ГОСТ 28744).
47. При монтаже шины на обод необходимо обеспечить совмещение балансировочной метки на боковине шины с вентилем.
48. При получении новых ободьев отдельно или на автомобилях, а также в период эксплуатации рекомендуется проверять их осевое (торцевое) и радиальное биение. Для автомобильных колес с неразборным ободом, его биение не должно превышать значений, указанных в таблице 1, а с разборным ободом - в таблице 2.
Таблица 1
Тип автотранспортного средства |
Условное обозначение номинального диаметра обода |
Наименование стандарта |
Биение, мм |
|
радиальное |
осевое |
|||
легковые автомобили |
12,13 14, 15, 16 |
ОСТ 37.001-429-86 |
1,0 1,2 |
0,71 1,2 |
грузовые, грузопассажирские автомобили, автобусы и прицепы |
12, 13, 14, 15, 16 |
|
1,2 |
1,2 |
Таблица 2
Условное обозначение типоразмера обода колеса |
Наименование стандарта |
Биение, мм |
|
|
|
радиальное |
осевое |
от 5,0-15 до 6,5-20 |
включительно по ГОСТ 10409 |
2,5 |
2,0 |
от 7,0-15 до 7,0-20 |
|
2,5 |
2,5 |
от 7,5-15 до 8,5-20 |
|
3,0 |
2,5 |
от 9,0-20 до 10,0-24 |
|
5,0 |
5,0 |
465-228 |
|
|
|
515-254 |
по ГОСТ 28744 |
4,0 |
4,0 |
49. В автотранспортных предприятиях необходимо производить балансировку колес в сборе после каждого монтажа шины и при каждом втором техническом обслуживании (ТО-2). Балансировка производится со снятием колес с автомобиля или непосредственно на автомобиле с использованием при этом стационарных или передвижных станков. Перед балансировкой шины должны быть вымыты и очищены от грязи и посторонних предметов.
50. При проведении монтажно-демонтажных работ необходимо соблюдать следующие правила по технике безопасности:
а) шиномонтажники должны пройти инструктаж по монтажно-демонтажным работам;
б) производить сборку обода с шиной только установленного размера для данной марки автомобиля;
в) перед демонтажем шины с обода необходимо полностью выпустить из шины воздух;
г) перед накачиванием шин на разборных ободьях с болтовыми соединениями необходимо убедиться, что все гайки затянуты одинаково, в соответствии с Руководством (Инструкцией) по эксплуатации автомобиля; не допускаются к эксплуатации ободья, у которых нет хотя бы одной гайки;
д) накачивание шины в сборе с ободом в шиномонтажном отделении производится в специальном металлическом ограждении, способном защитить обслуживающий персонал при самопроизвольном демонтаже;
е) при накачивании шины необходимо пользоваться специальными наконечниками, соединяющими вентиль камеры (шины) со шлангом от воздухораздаточной точки и обеспечивающими прохождение воздуха через золотник;
ж) в случае неплотной посадки бортов шины на полки обода после накачивания воздуха необходимо выпустить воздух из шины, демонтировать ее и устранить причину, вызвавшую неплотную посадку бортов шины, после чего произвести заново монтаж шины на обод, накачку шины и проверку плотности посадки бортов;
з) в целях уменьшения осевого и радиального биения колеса затяжку болтовых соединений обода и колеса необходимо производить в следующей последовательности: сначала завернуть верхнюю гайку, затем диаметрально противоположную ей, остальные гайки завертывать также попарно (крест на крест), постепенно в той же последовательности завернуть все гайки в соответствии с Руководством (Инструкцией) по эксплуатации автомобиля;
и) перед вывешиванием снимаемого колеса на домкрате необходимо затормозить автомобиль ручным тормозом, включить первую скорость в коробке передач и положить под остальные колеса упоры для предотвращения скатывания автомобиля при подъеме на домкрат, ослабить затяжку гаек крепления колеса, после этого вывесить колесо домкратом, отвернуть гайки и снять колесо.
51.Запрещается:
а) демонтаж с обода шин, находящихся под давлением;
б) исправление положения бортовых и замочных колец, когда шина находится под давлением;
в) демонтаж с автомобиля одного из сдвоенных колес без применения домкрата, путем наезда второго сдвоенного колеса на выступающий предмет;
г) не допускается применение кувалд и подобных предметов при монтажно-демонтажных работах, способных деформировать детали колес.
52. Для предохранения золотников от загрязнения и повреждения все вентили должны быть снабжены металлическими, пластмассовыми или резиновыми колпачками.
Запрещается: заменять золотники различного рода заглушками.
53. Монтажно-демонтажные работы в пути водителем выполняются инструментом, имеющемся в наборе.
54. При установке сдвоенных колес на ось автомобиля необходимо совместить окна дисков обоих колес для обеспечения возможности доступа к вентилю шины внутреннего колеса при замере или подкачке внутреннего давления в шине без снятия наружного колеса.
8. Уход за шинами владельцев автотранспортных средств
55. Для обеспечения наиболее полного использования ресурса шин в автотранспортных предприятиях необходимо выполнять следующие требования:
а) хранение, комплектация, монтажно-демонтажные работы должны производиться в соответствии с указаниями разделов 5, 6, 7 настоящих Правил;
б) места стоянки автомобилей должны быть очищены от грязи, нефтепродуктов, масел, химикатов и других веществ, разрушающих резину. Должна быть исключена возможность примерзания шин к дорожному покрытию из-за скопления воды около автомобиля;
в) при использовании крытых стоянок автомобили не должны находиться ближе одного метра от отопительной системы;
г) не допускать стоянки автомобиля на одном месте с полной нагрузкой более двух суток, ненагруженных - более 10 суток. При необходимости более продолжительной стоянки автомобилей следует разгружать шины с помощью подставок или передвигать автомобиль;
д) автомобили, подлежащие консервации, следует устанавливать на подставки с полной разгрузкой шин; шины необходимо покрывать водяной эмульсией мела или извести с целью предохранения (на открытой стоянке) от непосредственного воздействия солнечных лучей;
е) давление воздуха в шинах должно соответствовать значениям, установленным Руководством (Инструкцией) по эксплуатации автотранспортного средства или другим нормативным документам, утвержденным в установленном порядке;
ж) вывесить таблицу норм внутреннего давления в шинах всех автомобилей, эксплуатируемых в автопредприятии, на шиномонтажном участке, на участках TO-1, TO-2 и контрольно-пропускном пункте;
з) запрещается стоянка автомобилей на шинах, у которых внутреннее давление ниже установленной нормы;
и) стоянка автомобилей на шинах с регулируемым давлением в нагруженном состоянии при нормальном внутреннем давлении в шинах без вывешивания колес на подставки допускается в течение 3 месяцев, внутреннее давление в шинах при этом проверяется через 4-5 дней.
к) эксплуатацию шин производить на технически исправном подвижном составе;
л) правильно производить комплектацию автомобилей шинами в соответствии с разделом 6 Правил.
56. Техническое обслуживание шин должно производиться при каждом первом и втором техническом обслуживании (ТО-1 и TO-2) автомобиля.
57. При проведении ТО-1 автомобиля одновременно выполняются следующие работы по шинам и ободьям:
а) осмотр шин с целью определения их пригодности к дальнейшей эксплуатации: удаляются застрявшие посторонние предметы в протекторе, боковине, между сдвоенными колесами; выявляются шины, имеющие механические повреждения; проверяется исправность вентилей, золотников, наличие колпачков; определяется пригодность шин по износу протектора и подбору шин по осям автомобиля;
б) осмотр ободьев для определения дальнейшей пригодности к эксплуатации;
в) проверка крепления колес и их элементов;
г) замер внутреннего давления во всех шинах автомобиля, в том числе и в запасной; при необходимости давление в шинах следует довести до нормы.
Замер внутреннего давления производится в полностью остывших шинах манометром, показания которого должны быть сверены с показаниями контрольного монометра.
При обнаружении каких-либо недостатков по шинам и ободьям необходимо принять меры к их устранению.
58. При проведении ТО-2 на автомобиле одновременно проводятся работы по шинам и ободьям в объеме п. 57 и, кроме того, производится проверка схождения и развала колес и их балансировка.
59. Перестановку колес на одной оси и по осям автомобиля рекомендуется производить при выявлении технической необходимости в соответствии с Руководством (Инструкцией) по эксплуатации автомобиля. Возможные схемы перестановок даны в Приложении (рис. 9 и 10).
Основанием для перестановки могут служить:
а) необходимость подбора шин по осям и сдвоенным колесам;
б) необходимость установки на переднюю ось более надежных шин (без механических повреждений и др.);
в) выявленный неравномерный или интенсивный износ рисунка протектора.
60. При выявлении интенсивного или неравномерного износа рисунка протектора следует установить причины его появления и принять меры к ликвидации этих причин, независимо от сроков проведения технического обслуживания автомобиля. Одновременно определяется возможность дальнейшей эксплуатации этих шин.
61. Для предупреждения преждевременного выхода шин из строя и обеспечения безопасности движения в период между проведением ТО-1 и ТО-2 наблюдение за состоянием шин и колес ведет водитель, а также механик или выделенный работник, находящийся на контрольно-пропускном пункте.
62. Запрещается выпуск на линию автомобилей, если обнаружены:
а) установка шин по размеру, допустимой нагрузке и индексу категории скорости, не соответствующих модели транспортного средства;
б) установка на одну ось сдвоенные колес шинами диагональной и радиальной конструкции, с различными типами рисунков протектора;
в) давление воздуха, не соответствующее установленным нормам;
г) замена золотников заглушками, пробками и другими приспособлениями;
д) отсутствие колпачков на вентилях шин;
е) высота рисунка протектора меньше предельно допустимого;
ж) не отремонтированные местные повреждения шин (пробои, порезы сквозные и
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правила эксплуатации автомобильных шин (утв. Министерством химической и нефтехимической промышленности Минпрома РФ и Минтрансом РФ 26 декабря 1996 г., 16 июня 1997 г.)
Текст документа официально опубликован не был
Дата введения 1 июля 1997 г.
Взамен утвержденных 21 октября 1983 г. Миннефтехимпромом СССР и выпущенных издательством "Химия" в 1983 г.
Взамен настоящих Правил распоряжением Минтранса РФ от 21 января 2004 г. N АК-9-р с 1 февраля 2004 г. введены в действие Правила эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04