Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Администрации
г. Тюмени
от 18 октября 2007 г. N 1480-рк
Основные требования (Стандарты)
к порядку организации и осуществления финансового контроля
25 июня 2009 г., 21 марта, 28 декабря 2011 г.
I. Общие положения
1. Настоящие стандарты финансового контроля (далее - Стандарты) разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации, Тюменской области и стандартами Международной организации высших контрольных органов (INTOSAI).
Распоряжением Администрации г. Тюмени от 28 декабря 2011 г. N 632-рк в пункт 2 настоящего приложения внесены изменения
2. Стандарты являются документом, устанавливающим основные принципы и единые требования к осуществлению финансового контроля финансовым органом муниципального образования городской округ город Тюмень, главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств (далее - контролирующие органы) в финансово-бюджетной сфере в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, Тюменской области и муниципальными правовыми актами города Тюмени.
3. Целью стандартов является определение основных унифицированных требований к правилам и процедурам осуществления контроля, согласно которым оценивается качество, эффективность и результативность контроля, а также обеспечение целостности, взаимосвязанности, последовательности и объективности контроля, осуществляемого контролирующими органами в соответствии с их полномочиями.
4. Структура стандартов состоит из общих стандартов и рабочих стандартов.
Общие стандарты устанавливают единые требования к контролирующим органам и работникам контролирующих органов в осуществлении финансового контроля.
Рабочие стандарты устанавливают единые требования к организации контрольной деятельности контролирующих органов и их работников, осуществляющих контрольную деятельность.
5. Практическая реализация настоящих стандартов контролирующими органами обеспечивается путем разработки, утверждения в установленном порядке и применения муниципальных правовых актов, регламентирующих организацию контрольной деятельности контролирующих органов и работников контролирующих органов.
II. Сфера действия и применения Стандартов
2.1. Стандарты обязательны для применения контролирующими органами при организации и осуществлении контрольной деятельности.
2.2. При осуществлении контрольной деятельности работники контролирующих органов руководствуются следующими принципами:
а) независимость;
б) профессиональная компетентность;
в) должная тщательность.
2.3. Независимость работников контролирующих органов состоит в том, что при проведении контрольного мероприятия они независимы от объекта финансового контроля, в том числе:
а) не имеют родства с должностными лицами объектами финансового контроля;
б) не являлись в проверяемый период должностными лицами объекта финансового контроля.
Работники контролирующих органов должны принимать меры по предотвращению конфликта интересов при проведении контрольных мероприятий.
2.4. Профессиональная компетентность работников контролирующих органов состоит в том, что при осуществлении контрольной деятельности они обладают необходимыми профессиональными знаниями и навыками и постоянно поддерживают их на должном уровне.
2.5. Должная тщательность работников контролирующих органов состоит в своевременном и точном исполнении обязанностей, предусмотренных настоящим Положением, установленным порядком осуществления субъектом финансового контроля контрольной деятельности, программой контрольного мероприятия.
2.6. При осуществлении контрольной деятельности работники контролирующих органов должны проявлять профессиональный скептицизм.
Проявление профессионального скептицизма означает, что весомость полученных доказательств критически оценивается, доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства объекта финансового контроля либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений, внимательно изучаются. Профессиональный скептицизм необходим, чтобы, в частности, не упустить из виду подозрительные обстоятельства, не сделать не оправданных обобщений при подготовке выводов, не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема процедур контроля, а также при оценке их результатов.
2.7. При осуществлении контрольной деятельности контролирующие органы должны придерживаться следующих основных правил:
а) деятельность контролирующих органов должна осуществляться в строгом соответствии с их полномочиями, установленными законодательством, и соответствовать настоящим стандартам;
б) контролирующие органы должны иметь собственное обоснованное мнение и самостоятельно оценивать различные ситуации, возникающие в ходе осуществления контроля;
в) контролирующие органы должны совершенствовать организацию финансового контроля и повышать квалификацию работников, осуществляющих контрольную деятельность.
2.8. В ходе реализации своих полномочий контролирующие органы должны обеспечивать контроль:
а) за соблюдением объектом контроля бюджетного законодательства;
б) за правомерностью финансовых и хозяйственных операций, осуществляемых объектом контроля;
в) за целевым использованием бюджетных средств и других средств, выделенных объекту контроля целевым назначением в пределах полномочий главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств;
г) за целесообразным и эффективным использованием бюджетных средств и материальных ценностей в пределах полномочий главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств.
III. Общие стандарты
3.1. Стандарт N 1. Законность в контрольной деятельности
3.1.1. Законность в контрольной деятельности означает, что контролирующие органы и работники контролирующих органов при осуществлении контроля обязаны осуществлять свои функции и полномочия в точном соответствии с нормами и правилами, установленными законодательством и муниципальными правовыми актами города Тюмени, а также проверять соблюдение объектами контроля законодательства, применяемого ими при исполнении бюджета (сметы доходов и расходов), условий муниципальных контрактов (договоров), городских целевых программ, использовании муниципальной собственности города Тюмени, а также в финансово-хозяйственной деятельности (далее - деятельность) хозяйствующих субъектов.
3.1.2. Целью стандарта "Законность в контрольной деятельности" является определение требований к контролирующим органам и работникам контролирующих органов, обеспечивающих правомерность и эффективность контрольной деятельности.
3.1.3. Контролирующие органы при организации и осуществлении контрольной деятельности должны неуклонно и точно соблюдать нормы и правила осуществления контроля, установленные законодательством и муниципальными правовыми актами города Тюмени.
3.1.4. Работники контролирующих органов, руководствуясь действующим законодательством и муниципальными правовыми актами города Тюмени, должны проявлять объективность, принципиальность и требовательность при осуществлении контрольной деятельности.
3.1.5. Программа и план проверки (далее - контрольное мероприятие) должны быть направлены на установление законности, целесообразности и эффективности принимаемых решений, распорядительных и исполнительных действий по управлению муниципальными финансовыми ресурсами и обнаружение нарушений бюджетного законодательства.
3.1.6. При проведении контрольного мероприятия работники контролирующих органов, в соответствии с его программой, должны давать оценку соответствия деятельности объекта контроля бюджетному законодательству.
3.1.7. Работники контролирующих органов при организации контрольного мероприятия должны профессионально подходить к определению перечня законов и других нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность объекта контроля.
3.2. Стандарт N 2. Системность в контрольной деятельности
3.2.1. Системность в контрольной деятельности означает единство правовых основ деятельности контролирующих органов, нормативно закрепленную организацию их взаимодействия, взаимодействия контролирующих органов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, обоснованную периодичность осуществления контрольных мероприятий, правила и порядок контроля.
3.2.2. Целью стандарта "Системность в контрольной деятельности" является определение требований к контролирующим органам и работникам контролирующих органов, обеспечивающих формирование и соблюдение единых правовых основ деятельности и взаимодействия контролирующих органов.
3.2.3. Руководители контролирующих органов должны обеспечивать системность, эффективность и непрерывность функционирования контролирующего органа, основываясь на применении законодательства, муниципальных правовых актов города Тюмени и настоящих стандартов.
3.2.4. Муниципальными правовыми актами города Тюмени, регламентирующим деятельность контролирующих органов, должны быть определены функции, полномочия и права контролирующих органов, а также порядок их взаимодействия и координации с другими органами по стратегическому и оперативному планированию и систематизации результатов контроля без ущерба для организационной и функциональной независимости контролирующего органа.
3.2.5. Контролирующие органы должны строить свою работу на основе годового плана проверок, утвержденного в установленном порядке. Годовой план проверок составляется исходя из необходимости охвата контролем группы объектов, подлежащих контролю в течение определенного периода времени, установленного муниципальными правовыми актами города Тюмени, в целях формирования обобщенного, объективного и целостного представления о законности, целесообразности и результативности распределения и использования муниципальных финансовых ресурсов, а также материальных ценностей.
3.2.6. Орган финансового контроля муниципального образования городской округ город Тюмень разрабатывает и вносит Главе Администрации города Тюмени предложения об установлении форм и порядка осуществления финансового контроля.
3.2.7. Контролирующие органы должны осуществлять системный анализ результатов контрольной деятельности, обобщать и исследовать причины и последствия выявленных нарушений.
3.3. Стандарт N 3. Независимость в контрольной деятельности
3.3.1. Независимость в контрольной деятельности означает, что контролирующие органы независимы в части осуществления контрольной деятельности и предполагает недопущение вмешательства, подрывающего независимость контролирующих органов. Контролирующие органы во всех вопросах контрольной деятельности должны быть независимыми от объекта контроля и неправомерного воздействия.
Воздействие на контролирующие органы с целью изменения результатов контрольной деятельности не допускается и преследуется в соответствии с действующим законодательством.
3.3.2. Целью стандарта "Независимость в контрольной деятельности" является определение требований к контролирующим органам и работникам контролирующих органов, обеспечивающих беспристрастность, объективность и достоверность результатов их деятельности.
3.3.3. Контролирующие органы должны иметь функциональную независимость, необходимую для выполнения возложенных на них функций и полномочий, и не допускать действия или бездействие, ограничивающие их независимость и объективность при осуществлении контроля.
3.3.4. Контролирующие органы должны иметь установленный в законодательстве, муниципальных правовых актах города Тюмени правовой статус, обеспечивающий им доступ в помещения и к документам, касающимся деятельности объекта контроля, в установленном порядке, а также гарантированное право на получение необходимой информации от объекта контроля и других организаций, обладающих информацией, касающейся деятельности объекта контроля.
3.3.5. Контролирующие органы должны иметь в установленном законодательством порядке право доступа к конфиденциальной информации, необходимой для выполнения своих функций и полномочий.
3.3.6. Деятельность контролирующих органов должна осуществляться в соответствии с приоритетами, определенными в установленном порядке, утвержденными на их основе планами, программами и самостоятельно определенными методами контроля.
3.3.7. Контролирующие органы не должны вносить изменения в порядок и объем контрольного мероприятия или отказываться от его проведения, а также изменять результаты контрольного мероприятия в тех случаях, когда на них оказывается неправомерное воздействие.
3.3.8. На работников контролирующих органов не должно оказываться воздействие со стороны руководства контролирующего органа или их вышестоящих органов с целью изменения объемов и направлений контрольных мероприятий, осуществляемых в соответствии с утвержденными программами, а также их правомерных результатов.
Все изменения и дополнения в программы контрольных мероприятий вносятся и утверждаются в установленном порядке.
3.3.9. Работники контролирующих органов должны сохранять финансовую, личную и функциональную независимость от объектов контроля для свободного и объективного выполнения своих функций.
Работники контролирующих органов должны соблюдать нормы этического поведения муниципальных служащих, не допускать взаимоотношений, которые могут повлиять на их независимость и объективность по политическим, психологическим, идеологическим причинам или на основе финансового и имущественного интереса.
3.3.10. Работник контролирующего органа должен письменно сообщить своему руководителю о невозможности участия в контрольном мероприятии в связи с родством или свойством с должностным лицом или учредителем объекта контроля, т.е. личной или косвенной заинтересованности в исходе проверки. Руководитель, которому стало известно о возникновении у работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения работника от участия в проведении проверки на объекте контроля.
3.3.11. Не допускается участие в контрольном мероприятии работников контролирующих органов, работавших на объектах контроля в течение периода, подвергаемого контролю.
3.3.12. Если независимость работников контролирующего органа ставится под сомнение их руководителями, то данные работники должны быть незамедлительно переведены на другие объекты контроля без сохранения обязанностей, которые они выполняли в отношении первоначальных объектов контроля. Работники контролирующих органов в этом случае должны подготовить промежуточные акты или справки о совершенных контрольных действиях, их результатах и за своей подписью в установленном порядке представить руководителям контролирующих органов.
3.3.13. В целях сохранения независимости и объективности работников контролирующих органов целесообразно периодически менять направления их контрольной деятельности по истечении срока, гарантирующего сохранение независимости и объективности работников контролирующего органа, определяемого руководителями контролирующего органа.
3.3.14. Независимость контролирующих органов и работников контролирующих органов не противоречит поддержанию доброжелательных отношений и взаимодействию с объектами контроля по вопросам контрольной деятельности.
Допускается сотрудничество контролирующих органов с научными, профессиональными и другими организациями, если данные отношения не ограничивают независимость контролирующих органов.
3.4. Стандарт N 4. Компетентность работников, осуществляющих
контрольную деятельность
3.4.1. Работники контролирующих органов обязаны исполнять возложенные на них обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне, осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством и муниципальными правовыми актами города Тюмени компетенции контролирующего органа.
3.4.2. Целью стандарта "Компетентность работников, осуществляющих контрольную деятельность" является определение требований к формированию должного профессионального уровня работников контролирующих органов для осуществления качественного контроля.
3.4.3. Контроль осуществляется работниками контролирующих органов в соответствии с обязанностями, закрепленными в должностной инструкции.
3.4.4. Работники контролирующих органов должны иметь и проявлять квалификацию, необходимую для осуществления всего процесса контроля - от предварительного изучения объекта контроля до подготовки заключения на возражения и замечания объекта контроля и реализации материалов по результатам контроля.
3.4.5. Работники контролирующих органов имеют право на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном законодательством.
3.4.6. Повышение квалификации работников контролирующих органов осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
3.4.7. Профессиональные знания, умения и навыки работников контролирующих органов должны совершенствоваться путем проведения профессионального непрерывного обучения и самообразования, обмена опытом контрольной деятельности.
3.4.8. Руководители контролирующих органов должны обеспечить работников контролирующих органов регламентами, методическими материалами, правилами, а также аналитическими обзорами практики контрольной деятельности.
3.5. Стандарт N 5. Ответственность в контрольной деятельности
3.5.1. Ответственность в контрольной деятельности контролирующих органов означает, что к нарушителям бюджетного законодательства применяются меры юридической ответственности.
3.5.2. Целью стандарта "Ответственность в контрольной деятельности" является определение требований к контролирующим органам и работникам контролирующих органов, обеспечивающих применение мер ответственности к нарушителям бюджетного законодательства.
3.5.3. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства наступает и применяется в соответствии с действующим законодательством.
3.5.4. Руководители контролирующих органов и работники контролирующих органов обязаны не допускать сокрытия выявленных нарушений.
3.5.5. Не допускается совершение противоправных действий руководителями контролирующих органов и работниками контролирующих органов в отношении объекта контроля. В случае совершения ими противоправных действий применяются меры ответственности в соответствии с действующим законодательством.
3.6. Стандарт N 6. Конфиденциальность в контрольной деятельности
3.6.1. Контролирующие органы и работники контролирующих органов должны обеспечивать конфиденциальность информации, полученной при осуществлении контроля, в соответствии с законодательством.
3.6.2. Целью стандарта "Конфиденциальность в контрольной деятельности" является определение требований к контролирующим органам и работникам контролирующих органов, обеспечивающих сохранность и неразглашение информации, полученной при осуществлении контроля.
3.6.3. Контролирующие органы и работники контролирующих органов должны обеспечить конфиденциальность, сохранность информации, полученной при осуществлении контроля, и ограниченность доступа к ней.
3.6.4. Обязательства конфиденциальности контролирующие органы и работники контролирующих органов должны выполнять также после окончания исполнения функций по контролю.
3.6.5. Информация, получаемая контролирующими органами при осуществлении контрольной деятельности, должна использоваться контролирующими органами и работниками контролирующих органов только для выполнения возложенных на них функций.
3.6.6. Руководители контролирующих органов и работники контролирующих органов не вправе получать прямую или косвенную выгоду от информации, полученной при осуществлении контроля.
3.6.7. Руководители контролирующих органов и работники контролирующих органов не вправе делать заявления в средства массовой информации относительно каких-либо аспектов контроля до завершения контрольного мероприятия. После оформления и принятия окончательного документа по результатам контроля руководители контролирующих органов и/или уполномоченные ими должностные лица могут предоставлять средствам массовой информации сведения, касающиеся итогов проведенного контроля.
3.6.8. Работники контролирующих органов обязаны воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности объектов контроля, их руководителей и иных должностных лиц, если это не входит в их должностные (служебные) обязанности.
3.7. Стандарт N 7. Гласность в контрольной деятельности
3.7.1. Контролирующие органы должны осуществлять свою деятельность гласно, предоставляя обществу достоверную и объективную информацию о результатах своей деятельности, при условии сохранения государственной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны.
3.7.2. Целью стандарта "Гласность в контрольной деятельности" является определение требований к контролирующим органам и работникам контролирующих органов, обеспечивающих реализацию демократических основ государства, повышение эффективности контрольной деятельности и предотвращение нарушений бюджетного законодательства.
3.7.3. Основной формой обеспечения гласности контролирующих органов является предоставление в установленном порядке информации о результатах контрольной деятельности органам государственной власти и местного самоуправления.
3.7.4. Работники контролирующих органов обязаны соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.
3.7.5. Гласность контролирующих органов реализуется при соблюдении принципов законности, объективности и в соответствии с требованиями законодательства об охране прав и свобод личности.
IV. Рабочие стандарты
4.1. Стандарт N 8. Планирование контрольной деятельности
4.1.1. Контроль, осуществляемый контролирующими органами, надлежащим образом планируется для достижения целей контроля с наименьшими затратами ресурсов.
4.1.2. Целью стандарта "Планирование контрольной деятельности" является определение требований к организации деятельности контролирующих органов, обеспечивающих проведение планомерного, эффективного и экономичного контроля.
4.1.3. Контрольная деятельность контролирующих органов в целом и каждое контрольное мероприятие должны планироваться надлежащим образом для обеспечения правомерного, своевременного, обоснованного, качественного, результативного, эффективного осуществления контроля и достижения целей контроля.
4.1.4. Планирование контрольной деятельности осуществляется путем составления и утверждения органом финансового контроля плана контрольной деятельности на календарный год в соответствии с установленным порядком.
4.1.5. При планировании контрольной деятельности на каждый календарный год определяются наименование объектов контроля, проверяемый период, форма контрольного мероприятия, срок исполнения контрольного мероприятия, ответственные исполнители - контролирующие органы.
В целях исключения параллелизма и дублирования контролирующие органы должны координировать свою деятельность по планированию и осуществлению контрольной деятельности.
4.1.6. Планы контрольной деятельности контролирующих органов, все изменения и дополнения к ним определяются в соответствии с установленным порядком.
4.1.7. Руководители контролирующих органов несут ответственность в установленном порядке за обоснованность и законность включения в план контрольных мероприятий и их выполнение, а также за внесение изменений и дополнений в план в ходе его выполнения.
4.1.8. При планировании каждого контрольного мероприятия определяются: цель, объем, проверяемый период, срок проведения контрольного мероприятия, а также необходимые для их осуществления ресурсы (трудовые, технические, материальные и финансовые).
4.1.9. Планирование каждого контрольного мероприятия осуществляется в соответствии с установленным порядком.
4.1.10. Планирование контрольного мероприятия осуществляется для обеспечения взаимосвязанности всех этапов контрольного мероприятия - от предварительного изучения объекта контроля, разработки программы контрольного мероприятия, составления акта (справки) по итогам контрольного мероприятия до реализации материалов контрольного мероприятия.
4.1.11. Программа контрольного мероприятия является детально разработанным порядком проведения контрольного мероприятия и должна содержать: форму контрольного мероприятия, тему контрольного мероприятия, наименование объекта финансового контроля, перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе контрольного мероприятия, период, длительность контрольных процедур.
Программа контрольного мероприятия утверждается до начала контрольного мероприятия руководителем контролирующего органа или уполномоченным должностным лицом.
4.1.12. Составлению программы контрольного мероприятия должно предшествовать предварительное изучение объекта контроля на основе доступной информации, включая ознакомление с законодательством и другими документами, относящимися к деятельности объекта контроля, определяющими процедуры его финансирования и производимые им расходы, а также с материалами предыдущих контрольных мероприятий и принятыми по их результатам мерами.
4.1.13. Руководители контролирующих органов должны проводить работу по совершенствованию организации и методики планирования контрольной деятельности.
4.1.14. Руководители контролирующих органов обеспечивают осуществление контроля за реализацией плана контрольных мероприятий.
4.1.15. При планировании контрольной деятельности учитываются:
законность, своевременность и периодичность проведения контрольных мероприятий;
реальность сроков проведения контрольных мероприятий;
равномерность нагрузки на работников финансового контроля;
экономическая целесообразность проведения контрольных мероприятий, определяемая соотношением затрат на проведение каждого контрольного мероприятия и суммы средств местного бюджета, в отношении которых планируется проведение данного мероприятия;
наличие резерва времени для выполнения внеплановых контрольных мероприятий и другие факторы.
4.2. Стандарт N 9. Доказательства в контрольной деятельности
4.2.1. Доказательства, на основе которых формулируются выводы по результатам контроля, должны быть объективными, достоверными, соответствующими, компетентными, допустимыми и достаточными.
4.2.2. Целью стандарта "Доказательства в контрольной деятельности" является определение требований к организации деятельности контролирующих органов, обеспечивающей сбор объективных и достоверных данных (информации), на основе которых могут быть сформулированы обоснованные выводы и обобщения по результатам контроля.
4.2.3. Доказательством в контрольной деятельности (далее - доказательства) является информация, полученная и задокументированная работниками контролирующих органов при проведении контрольных мероприятии. К доказательствам относятся, в частности, первичные документы и бухгалтерские записи, отчетные и статистические данные, таблицы, справки, информации, подписанные должностными лицами объектов контроля, результаты встречных проверок и процедур фактического контроля, произведенных в ходе осуществления контрольного мероприятия (в том числе составленные в установленном порядке промежуточные акты), заключения специалистов, письменные разъяснения должностных лиц объектов контроля, а также материалы и документы, полученные из других достоверных источников.
4.2.4. Доказательства более убедительны, если они получены из различных источников, обладают различным содержанием и при этом не противоречат друг другу. В подобных случаях работники контролирующих органов могут обеспечить более высокую степень уверенности в результатах контрольного мероприятия, по сравнению с той, которая была бы получена в результате рассмотрения доказательств по отдельности.
Если доказательства, полученные из одного источника, не соответствуют доказательствам, полученным из другого источника, работники контролирующего органа должны определить, какие дополнительные процедуры необходимо провести для выяснения причин такого несоответствия.
4.2.5. Руководители контролирующих органов должны сопоставлять расходы, связанные с получением доказательств, и необходимость получаемой при этом информации. Сложность работы и существенные расходы не являются достаточным основанием для отказа от выполнения действий, необходимых для получения доказательств.
4.2.6. При наличии серьезных сомнений относительно правомерности хозяйственных операций работники контролирующих органов должны получить достаточные надлежащие доказательства для устранения такого сомнения, в том числе письменные объяснения должностных лиц объекта контроля. В случае невозможности получения достаточных надлежащих доказательств работники контролирующих органов должны выразить свое мнение с соответствующей оговоркой или отказаться от выражения мнения.
4.2.7. Для полного и объективного сбора доказательств работники контролирующих органов должны обладать умениями и навыками осуществления таких способов и приемов контрольного мероприятия, как например: проверка, сличение записей, подтверждение, пересчет, запрос, встречная проверка, аналитические процедуры.
4.2.8. Доказательства должны соответствовать таким качественным характеристикам, как уместность в отношении цели контроля, объективность, полнота, компетентность и достоверность.
4.2.9. Основой доказательств могут служить фактические сведения о нарушениях, материалы и информация, собранные непосредственно на объекте контроля, а также полученные из других достоверных источников.
4.2.10. Сбор и обработка информации должны производиться тщательным образом в соответствии с утвержденной программой контрольного мероприятия.
4.2.11. Выводы по результатам контрольного мероприятия должны основываться на документальных и аналитических доказательствах, быть обоснованы, обеспечены надежными сведениями, фактическими материалами и подтверждениями.
4.2.12. Все ошибки, отклонения и неясные моменты должны быть выяснены, задокументированы и решены либо вынесены на суждение вышестоящего или более компетентного в данном вопросе органа.
4.2.13. Поскольку работники контролирующих органов не всегда имеют возможность рассмотреть весь объем информации о деятельности объекта контроля, решающим является тщательный сбор и отбор информации.
4.2.14. В процессе контрольных мероприятий, в случае необходимости, для осуществления своих функций и полномочий контролирующие органы могут привлекать по согласованию специалистов государственных органов и иных организаций для получения консультаций или заключений по вопросам, не входящим напрямую в компетенцию контролирующих органов.
Работникам контролирующего органа должны быть открыты возможности получения специальных знаний из внешних источников (если от этого зависит успешное выполнение контрольного мероприятия) с тем, чтобы выводы по результатам контроля были обоснованы.
4.2.15. Методы сбора и обработки информации должны быть адекватны целям и задачам контроля. При сборе информации работники контролирующих органов должны использовать все доступные приемы и способы, совершать необходимые контрольные действия и процедуры, не противоречащие требованиям законодательства.
4.2.16. При осуществлении контрольных мероприятий у работников контролирующих органов могут возникнуть сомнения в отношении объективности и достоверности информации, получаемой от объектов контроля, или трудности доступа к необходимой информации. В этом случае работники контролирующих органов должны осуществить пересмотр методов и порядка получения необходимых данных.
4.2.17. В тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты или по ним необходимо принять срочные меры к их устранению или привлечению должностных и (или) материально ответственных лиц к административной или уголовной ответственности, в ходе контрольных мероприятий составляются отдельные (промежуточные) акты и от этих лиц запрашиваются необходимые письменные объяснения в установленном порядке.
4.2.18. По окончании контрольных мероприятий должны быть составлены и оформлены в установленном порядке акты (справки). В актах (справках) отражаются все необходимые действия (способы и приемы), осуществляемые работниками контролирующих органов в целях реализации программ контрольных мероприятий, а также указаны все выявленные нарушения.
Акты (справки) подлежат согласованию с должностными лицами объектов контроля. При наличии возражений и замечаний должностных лиц объектов контроля по актам (справкам) работники контролирующих органов готовят аргументированные заключения по возражениям и замечаниям, которые реализуются в установленном порядке.
4.2.19. Исключен.
См. текст пункта 4.2.19
4.3. Стандарт N 10. Документирование в контрольной деятельности
4.3.1. Контролирующие органы и работники контролирующих органов должны в установленной форме документировать доказательства и все аспекты проведенного контрольного мероприятия.
4.3.2. Целью стандарта "Документирование в контрольной деятельности" является определение требований к организации деятельности контролирующих органов, обеспечивающей квалифицированную и своевременную подготовку, получение и оптимальную систематизацию документов по всем этапам контрольной деятельности.
4.3.3. Документирование осуществляется при планировании и проведении контрольных мероприятий, при реализации материалов контрольных мероприятий, при подготовке отчетности по результатам проведенного контроля.
4.3.4. Работники контролирующих органов должны составлять документы в достаточно полной и подробной форме, необходимой для обеспечения понимания проведенного контрольного мероприятия и выводов по его результатам.
4.3.5. Выявленные нарушения документируются в виде справок, таблиц, информаций и т.д. для последующего использования при подготовке итоговых документов (актов, справок), реализации материалов контрольных мероприятий и хранения.
В случае отсутствия нарушений в деятельности объекта контроля результаты контрольного мероприятия оформляются справкой.
4.3.6. Работники контролирующих органов, осуществляющие контроль, самостоятельно определяют перечень и объем материалов и информации, необходимых для фиксирования выявленных нарушений, и несут ответственность за их достоверность и полноту в установленном порядке.
4.3.7. Объем и содержание документации должны определяться в зависимости от масштаба, характера контроля и сложности деятельности объекта контроля.
4.3.8. Отражение в составе документации каждого рассмотренного работниками контролирующих органов документа или вопроса не является необходимым. Вместе с тем, объем документации должен быть таков, чтобы в случае, если возникнет необходимость передать работу другим работникам контролирующих органов, не имеющим опыта работы по этим заданиям, новые работники контролирующего органа смогли бы на основе данной документации понять проделанную работу, обоснованность решений и выводов, не прибегая к дополнительным устным вопросам или переписке с прежними работниками контролирующих органов.
4.3.9. Документы должны быть составлены и систематизированы таким образом, чтобы отвечать обстоятельствам каждого контрольного мероприятия и потребностям работников контролирующих органов в ходе его проведения.
Контролирующие органы в целях эффективности подготовки и проверки документов должны разработать типовые формы документации (например: стандартную структуру дела, рабочих документов, бланки, вопросники, типовые письма и обращения и т.п.). Такая стандартизация документирования облегчает поручение и выполнение задания и одновременно позволяет надежно контролировать результаты выполняемой работы.
4.3.10. Для повышения эффективности контроля допускается использовать в ходе контрольных мероприятий графики, аналитическую и иную документацию, подготовленную объектами контроля. В этих случаях работники контролирующих органов обязаны убедиться в том, что такие материалы подготовлены надлежащим образом.
4.3.11. Материалы по контрольным мероприятиям должны содержать следующие основные документы:
а) документы, отражающие процесс планирования, включая программы контрольных мероприятий, изменения и дополнения к ним;
б) акты проверки, промежуточные акты, акты встречных проверок, материалы произведенных контрольных действий при проверке сохранности и использования нефинансовых и финансовых активов, а также имущества, учитываемого на забалансовых счетах;
в) документы о выполнении отдельных контрольных действий и процедур с указанием исполнителей;
г) письменные объяснения, полученные от должностных лиц объектов контроля в установленном порядке;
д) обращения, направленные другим контролирующим органам, экспертам, третьим лицам, и полученные от них сведения;
е) документы по реализации материалов контрольных мероприятий;
ж) письма по результатам проведенных контрольных мероприятий, направляемые объектам контроля, Главе Администрации города Тюмени заместителям;
з) копии договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, иных необходимых документов.
4.3.12. Описание выявленных нарушений должно содержать следующую обязательную информацию: какие нормы законов, других нормативных правовых актов и кем нарушены, в чем эти нарушения выразились, когда и за какой период допущены нарушения, ссылку на документы, подтверждающие нарушения, соответствующую квалификацию и сумму нарушения.
4.3.13. Документация по каждому контрольному мероприятию должна комплектоваться и храниться в установленном порядке.
4.3.14. Руководители контролирующих органов должны обеспечить сохранность всех документов по организации и осуществлению контрольной деятельности в соответствии с требованиями законодательства и муниципальными правовыми актами города Тюмени.
4.4. Стандарт N 11. Санкции в контрольной деятельности
4.4.1. Контролирующие органы и их работники должны в установленном порядке принимать меры принудительного воздействия к должностным лицам и юридическим лицам по пресечению нарушений бюджетного законодательства.
4.4.2. Целью стандарта "Санкции в контрольной деятельности" является определение требований к организации деятельности контролирующего органа, обеспечивающей устранение выявленных нарушений бюджетного законодательства и привлечение к ответственности лиц, допустивших указанные нарушения.
4.4.3. По результатам контрольных мероприятий в отношении нарушителей бюджетного законодательства должны применяться меры принуждения, установленные законодательством.
4.4.4. Меры принуждения, направленные на устранение выявленных нарушений, применяются руководителем финансового органа муниципального образования городской округ город Тюмень и его заместителями в соответствии с их полномочиями по согласованию с Главой Администрации города Тюмени.
4.4.5. Для устранения выявленных нарушений бюджетного законодательства объектам контроля и/или их вышестоящим органам направляются предложения и указания (письма).
4.4.6. В письмах, оформленных контролирующими органами, должны быть предложения по устранению выявленных нарушений и привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения, а также сроки принятия мер по устранению выявленных нарушений и направлении информации об устранении нарушений в контролирующий орган.
4.4.7. Контролирующие органы должны осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения объектами контроля и/или их вышестоящими органами нарушений бюджетного законодательства, в том числе путем добровольного возмещения средств.
4.4.8. При выявлении нарушений, содержащих признаки уголовно наказуемого деяния, контролирующие органы обязаны передавать информацию о таких нарушениях в правоохранительные органы в установленном порядке.
4.4.9. Контролирующие органы должны осуществлять реализацию материалов контрольных мероприятий по выявленным нарушениям в соответствии с установленным порядком по всем возможным направлениям и проводить тщательный контроль за полнотой устранения нарушений, проявляя настойчивость в целях достижения результатов.
4.5. Стандарт N 12. Отчетность в контрольной деятельности
4.5.1. Контролирующие органы по результатам контрольной деятельности должны подготовить письменные отчеты, изложенные кратко, логично, объективно, точно и конструктивно.
4.5.2. Целью стандарта "Отчетность в контрольной деятельности" является определение требований к организации деятельности контролирующих органов, обеспечивающей прозрачность результатов контроля и взаимодействие между контролирующими органами путем обмена унифицированной отчетностью, а также установление требований к форме и содержанию отчетов контролирующих органов, подготавливаемых по итогам контрольной деятельности за отчетный период.
4.5.3. Отчет по результатам контрольной деятельности должен быть подготовлен по установленной форме в целях отражения результатов контрольной деятельности и их реализации.
4.5.4. Содержание отчета о результатах контрольной деятельности должно отвечать следующим требованиям:
а) отчет должен содержать всю информацию, достаточную для определения результатов контрольной деятельности контролирующего органа;
б) отчет должен обеспечивать высокую анализируемость материалов контрольной деятельности и содержать информацию об объеме проверенных средств, видах и объеме выявленных нарушений, принятых мерах по устранению выявленных нарушений, а также объем устраненных нарушений и др;
в) отчет должен составляться на основе документально подтвержденных результатов каждого контрольного мероприятия, оформленных в установленном порядке, в виде актов, справок, заключений, официальной информации об устранении нарушений и т.д.
Распоряжением Администрации г. Тюмени от 28 декабря 2011 г. N 632-рк в пункт 4.5.5 настоящего приложения внесены изменения
4.5.5. Отчеты о результатах контрольной деятельности контролирующие органы составляют ежеквартально нарастающим итогом и предоставляют в финансовый орган муниципального образования городской округ город Тюмень в установленном порядке.
4.5.6. Показатели отчета должны быть расшифрованы в пояснительной (аналитической) справке, содержащей описание наиболее крупных и показательных нарушений, выявленных за отчетный период, и принятых мер по их устранению. При необходимости, в пояснительной (аналитической) справке к отчету, указывается дополнительная информация, а именно объем проведенных мероприятий: количество лиц, привлеченных к участию в проверках, количество дополнительно проведенных контрольных мероприятий (встречные проверки, инвентаризации и т.д.) в рамках одной проверки, численность работников контролирующих органов на отчетную дату.
Распоряжением Администрации г. Тюмени от 28 декабря 2011 г. N 632-рк в пункт 4.5.7 настоящего приложения внесены изменения
4.5.7. Форму отчетности о результатах контрольной деятельности контролирующих органов разрабатывает финансовый орган муниципального образования городской округ город Тюмень.
4.6. Стандарт N 13. Управление контрольной деятельностью
4.6.1. Руководители контролирующих органов должны осуществлять надлежащее управление деятельностью контролирующих органов для обеспечения высокого качества, экономичности, результативности и эффективности контроля.
4.6.2. Целью стандарта "Управление контрольной деятельностью" является определение требований к организации деятельности контролирующих органов, обеспечивающей формирование хорошо организованного и работоспособного коллектива и обеспечение его мобилизации для достижения целей контроля.
4.6.3. Управление контролирующими органами должно осуществляться в соответствии с Положениями о контролирующих органах и инструкциями, утвержденными в установленном порядке.
4.6.4. Деятельность контролирующих органов должна осуществляться на основе утвержденных планов контрольных мероприятий контролирующих органов.
4.6.5. Обязанности между должностными лицами контролирующих органов должны быть четко распределены.
4.6.6. Руководители контролирующих органов должны в обязательном порядке управлять контролем качества на всех этапах контрольной деятельности, в том числе при осуществлении каждого контрольного мероприятия.
4.6.7. Процесс управления деятельностью контролирующих органов должен постоянно совершенствоваться.
4.7. Стандарт N 14. Контроль качества контрольной деятельности
4.7.1. Деятельность контролирующих органов и работников контролирующих органов на каждом этапе контрольной деятельности должна осуществляться под систематическим контролем вышестоящих органов, должностных лиц контролирующих органов и других более опытных работников контролирующих органов, которые определяют формы, методы, периодичность и сроки такого контроля (порядок контроля качества).
Порядок контроля качества контрольной деятельности должен обеспечивать оперативность и результативность такого контроля.
При определении порядка контроля качества контрольной деятельности учитываются следующие факторы:
объем и сложность контрольной деятельности в целом и каждого контрольного мероприятия;
профессиональная компетентность работников финансового контроля.
4.7.2. Целью стандарта "Контроль качества контрольной деятельности" (далее - контроль качества) является определение требований к контролю за организацией и осуществлением контрольной деятельности контролирующими органами и работниками контролирующих органов в соответствии с законодательством, муниципальными правовыми актами города Тюмени и настоящими стандартами.
4.7.3. Контроль качества обеспечивается руководителями контролирующих органов, руководителями управлений (отделов) контролирующих органов при подписании (визировании) писем, программ и т.д. при планировании, проведении и реализации материалов контрольной деятельности; руководителями контрольных групп в ходе проведения контрольного мероприятия и (или) при приеме документов (актов, справок и т.д.) у членов контрольных групп.
4.7.4. Контроль качества должен осуществляться во всех контролирующих органах, на всех стадиях контрольной деятельности независимо от уровня квалификации и профессионализма работников контролирующего органа.
4.7.5. В ходе контроля качества контрольной деятельности в обязательном порядке проверяются организация такой деятельности, ее планирование и результативность, а также отчетность о ней.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Администрации г. Тюмени от 18 октября 2007 г. N 1480-рк "Об утверждении Основных требований (Стандартов)... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.