Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Тюменской
областной Думы
от 17 февраля 2005 г. N 1984
Рекомендации
"круглого стола" по теме: "Внешнеэкономическая деятельность.
Действительность. Проблемы. Перспективы"
Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2004 года отметил, что необходимо использовать инструменты внешней политики для более ощутимой практической отдачи в экономике, в реализации важнейших общенациональных задач.
Участники заседания "круглого стола" констатируют, что для успешного интегрирования Тюменской области в мировые хозяйственные связи, налаживания торгово-экономического сотрудничества в регионе имеются благоприятные условия: выгодное географическое положение, богатые природные ресурсы, развитый научно-технический потенциал и квалифицированные рабочие кадры, емкий рынок сбыта - прежде всего Республика Казахстан и страны Азии.
Внешнеэкономическая деятельность стала неотъемлемым фактором развития экономических процессов в Тюменской области.
Совокупный внешнеторговый товарооборот по зоне деятельности Тюменской таможни (без учета автономных округов) в 2003 году составил 1702,5 млн. дол. США. На страны дальнего зарубежья пришлось 65,2% от общего объема товарооборота (1110,3 млн. долл. США), а на страны СНГ - 34,8% (592,2 млн. дол. США). Импорт составил 3,7% от внешнеторгового оборота (62,8 млн. долл. США), в том числе из стран СНГ 22,8 млн. долл. США.
В 2004 году общий внешний товарооборот области продолжает возрастать по сравнению с данными 2003 года в основном за счет увеличения экспорта нефти и благоприятной конъюнктуры мировых цен на углеводородное сырье.
Несмотря на то, что огромное положительное сальдо внешнеторгового оборота Тюменской области формируется за счет экспорта энергоресурсов (более 93% экспорта - это сырая нефть и нефтепродукты), постепенно возрастает объем экспорта товаров высокой степени обработки, производимых на промышленных предприятиях юга области. Тюменские предприятия поставляют за рубеж органические химические соединения, продукцию машиностроения (деревообрабатывающие станки, двигатели, аккумуляторы, сварочные электроды, и др.), древесину, фанеру и изделия из нее, медицинское и измерительное оборудование, двигатели, аккумуляторы, запасные части, сварочные электроды, шерстяные ткани и изделия из них, молочные консервы и другие виды продукции.
В последние годы отмечается снижение количества участников внешнеэкономической деятельности. Так, в 2001 году их число составляло 365 организаций и предприятий, в 2002 году - 330, в 2003 году - 251.
География внешнеэкономических связей предприятий юга области включает в себя около 70 стран. Среди них ведущее место во внешней торговле Тюменской области занимают: Украина, Кипр, США, Польша, Венгрия, Казахстан, Республика Беларусь.
По разнообразию номенклатуры экспорта первое место занимают компании-партнеры из Казахстана, куда из Тюменской области поставляются товары более 100 номенклатурных позиций.
Инфраструктура внешнеэкономических и международных связей региона в последние годы активно развивается.
В 2003 году открыто Тюменское отделение представительства Министерства иностранных дел России в г. Екатеринбурге, создана ассоциация предприятий с иностранными инвестициями "Содружество".
В марте 2004 года состоялось открытие Регионального института международного сотрудничества при Тюменском государственном университете, созданного на средства гранта проекта Европейской комиссии ТЕМПУС/ТАСИС "Международная интеграция Тюменского региона". Деятельность нового института будет направлена на содействие экономическому и социальному развитию Тюменской области и ее интеграции в мировую экономику.
В развитии международных связей Тюменской области основной упор делается на привлечение финансовых инвестиций, производственных и интеллектуальных ресурсов для развития экономики региона.
По данным Тюменского областного комитета государственной статистики, по состоянию на начало 2004 года предприятиями юга области было накоплено 253,3 млн. долл. США иностранных инвестиций. За 2003 год иностранными инвесторами в экономику юга области вложено более 15,2 млн. долл. США. При этом преобладающая часть (95,5%) приходилась на долю прямых инвестиций и представляла собой кредиты зарубежных совладельцев предприятий топливной и медицинской промышленности, а также геодезии и геологоразведки.
За последнее время администрацией Тюменской области подписан целый ряд совместных документов о развитии сотрудничества с иностранными партнерами, с руководством зарубежных регионов (Нижней Саксонии - Германии, Северо-Казахстанской области - Республики Казахстан, провинции Южные Пиренеи - Франции), а также с компанией "Мицуи" (Япония) и международной корпорацией "Шлюмберже".
С 2001 года область посетили с официальными и рабочими визитами 54 иностранные делегации, состоялось 18 визитов официальных делегаций области за рубеж. Основной акцент во время визитов как делегаций области за рубеж, так и делегаций иностранных партнеров в регион делается на организацию переговоров с потенциальными инвесторами, которые могли бы принять участие в реализации приоритетных инвестиционных проектов региона и продвижении предприятий на мировой рынок.
Тем не менее в целом на сегодняшний день внешнеэкономические связи предприятий юга Тюменской области развиваются недостаточно динамично, что обусловлено целым рядом проблем: низкий удельный вес высокотехнологичной наукоемкой продукции; сравнительно высокие удельные затраты на производство продукции; недостаток внутренних финансовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов; отставание от мировых стандартов в области организации производства, менеджмента, финансовой деятельности и др.
Зарубежные партнеры, посещающие тюменские предприятия, отмечают отсутствие четких, подготовленных в соответствии с мировыми стандартами бизнес-планов и технико-экономических обоснований.
Крайне редко предприятия располагают грамотными, экономически обоснованными инвестиционными проектами, позволяющими привлекать денежные средства инвесторов; недостаточно активно участвуют в обучающих программах, в том числе по вопросам организации и ведения бизнеса в рамках Всемирной торговой организации. При этом значительная часть указанных программ не требует от предприятий финансовых затрат. Правительством Российской Федерации продекларировано намерение вступить во Всемирную торговую организацию в 2005 году. Вместе с тем объем имеющей международную сертификацию продукции тюменских товаропроизводителей очень мал.
Также проблемами, препятствующими развитию внешнеэкономической деятельности предприятий Тюменской области, являются: несовершенство налогового и таможенного законодательства, нормативных актов, действующих в сфере осуществления валютных операций, высокие таможенные и железнодорожные тарифы, отсутствие единой системы требований к сертификации продукции.
Для Тюменской области как приграничного субъекта Российской Федерации сотрудничество с Республикой Казахстан является одним из приоритетов в развитии внешнеэкономической и международной деятельности.
Во внешнеэкономических связях Тюменской области Республика Казахстан занимает одно из ведущих мест. За 2003 год товарооборот Тюменской области с Республикой Казахстан составил 307,7 млн. долл. США (с учетом автономных округов).
Тюменская область имеет единственный автомобильный пункт пропуска через государственную границу России и Казахстана - АПП "Ельцово" таможенного поста "Казанское", расположенный на автомобильной дороге федерального значения Ишим - Петропавловск (Казахстан). В настоящее время переход имеет статус двустороннего.
До апреля 2001 года данный пограничный переход был отнесен к разряду многосторонних. Изменение его статуса привело к значительному снижению товарооборота с рядом государств. На сегодняшний день поставки товаров в Тюменскую область вынужденно осуществляются через таможенные пункты Челябинской, Курганской и Омской областей. В связи с этим увеличивается время нахождения грузов в пути, сокращается ассортимент ввозимой из Средней Азии продукции (в основном продовольственной группы), увеличиваются цены на данные товары для жителей региона.
Таким образом, на развитии международного сотрудничества отрицательно сказывается отсутствие в Тюменской области многостороннего таможенного перехода.
Кроме того, необходима стратегия развития приграничного сотрудничества на федеральном уровне, обеспечивающая возможности обмена информацией между российскими и зарубежными предприятиями, внедрение механизмов реализации на региональном уровне положений межгосударственных договоров и соглашений.
В настоящее время Россия стоит на пороге присоединения к Всемирной торговой организации. Для многих тюменских предприятий это будет серьезным испытанием на конкурентоспособность с зарубежными компаниями.
В целях адаптации к жестким условиям мирового рынка товаропроизводителям предстоит максимально полно использовать потенциал сотрудничества с иностранными партнерами для модернизации существующих предприятий и создания в области современных импортозамещающих производств.
Участники "круглого стола" считают, что для успешного развития внешнеэкономической деятельности в Тюменской области необходимо проведение последовательной политики органов государственной власти в этой сфере, направленной на создание благоприятных условий для работы субъектов внешнеэкономической деятельности, повышение уровня их профессионализма и информированности в вопросах ведения международного бизнеса.
С этой целью участники заседания "круглого стола" рекомендуют:
Тюменской областной Думе:
1. Обратиться к Правительству Российской Федерации с предложением рассмотреть следующие вопросы:
- о создании единой информационной системы в пределах приграничных регионов стран СНГ, предоставляющей возможность российским и зарубежным предприятиям получать полную информацию о действующем законодательстве, о разрабатываемых и реализуемых проектах, о заказах и проведении конкурсов на закупку продукции для государственных нужд;
- о создании действенных механизмов для доведения необходимой информации до субъектов внешнеэкономической деятельности и реализации на региональном уровне положений межгосударственных соглашений и договоров;
- о совершенствовании таможенного законодательства в части упрощения процесса оформления таможенных деклараций на экспортируемые товары, а также процедуры помещения экспортируемой продукции на склады временного хранения;
- о снижении железнодорожных и таможенных тарифов;
- о разработке нормативных правовых актов, регулирующих деятельность центров международного приграничного сотрудничества;
- о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части:
а) сокращения сроков возмещения налога на добавленную стоимость налоговыми органами при экспортных операциях;
б) предоставления отсрочки по уплате текущих платежей при наличии у плательщика оснований для возмещения из бюджета сумм налога на добавленную стоимость по экспортным операциям;
в) предоставления отсрочки по уплате налога на добавленную стоимость на ввозимое по импорту современное технологическое оборудование для производства текстильной и легкой промышленности через 6 месяцев после пуска его в эксплуатацию;
- о разработке единой системы требований к сертификации продукции в отношении стран-участниц ЕврАзЭС;
- об изменении статуса двустороннего таможенного перехода АПП "Казанское" в д. Ельцово на статус многостороннего;
- о создании единого таможенного терминала в г. Ишиме;
- о строительстве автомагистрали Тюмень - Петропавловск (Республика Казахстан);
- о разработке и принятии комплекса мер по защите внутреннего рынка медицинских изделий однократного применения, а также товаров текстильной и легкой промышленности;
- об освобождении от ввозных таможенных пошлин сырья и технологического оборудования для текстильной и легкой промышленности, не производимого в Российской Федерации;
- о разработке комплекса мероприятий, стимулирующих иностранные компании к переводу производств (части производств или производственных линий) на территорию Российской Федерации.
2. Обратиться к Банку России в целях совершенствования порядка предоставления документов и информации при осуществлении валютных операций с предложениями о внесении изменений в следующие нормативные акты:
- инструкцию Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок";
- положение Банка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций".
Администрации Тюменской области:
1. Активизировать работу в сфере развития внешнеэкономической деятельности региона, в том числе по следующим направлениям:
- организация систематического прогнозирования приоритетов международного сотрудничества для средних и малых предприятий Тюменской области и создание предпосылок для активизации их деятельности в сфере внешнеэкономической деятельности;
- выявление и развитие экспортных возможностей предприятий Тюменской области;
- содействие развитию реальной кооперации предприятий Тюменской области с зарубежными партнерами, в том числе путем содействия созданию совместных предприятий по выпуску экспортной и импортозамещающей продукции, сборочных производств по выпуску продукции зарубежных компаний, не имеющей отечественных аналогов, организации размещения внутриобластных облигационных займов и других форм привлечения инвестиционных ресурсов;
- содействие повышению уровня подготовки руководителей и специалистов предприятий Тюменской области по экономическим, правовым и организационным вопросам в сфере внешнеэкономической деятельности.
2. Рассмотреть вопрос о придании Региональному институту международного сотрудничества Тюменского государственного университета статуса регионального центра, обеспечивающего информационную и практическую поддержку проектам международной интеграции Тюменской области, а также переподготовку и повышение квалификации кадров.
3. Рассмотреть вопрос о разработке мероприятий по информированию хозяйствующих субъектов по экономическим, правовым и организационным вопросам в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию.
4. Принять меры для расширения информационного обмена в рамках проекта "АРИС" между Тюменской областью и государствами СНГ (Казахстан, Белоруссия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и др.) по вопросам в сфере сельского хозяйства и аграрного рынка.
5. Обратиться к Торгово-промышленной палате Тюменской области с предложением о создании единой информационно-аналитической базы данных на основе информационного фонда Торгово-промышленной палаты Тюменской области и областных торгово-промышленных палат Республики Казахстан.
6. Рассмотреть вопрос о создании Международного центра приграничного сотрудничества на базе ОАО "Никольская ярмарка".
7. Содействовать хозяйствующим субъектам во взаимодействии с официальными организаторами международных выставок, в том числе в решении вопросов аренды выставочных площадей.
Хозяйствующим субъектам Тюменской области:
1. Производить таможенное оформление товаров и транспортных средств в Тюменской таможне.
2. При производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств применять упрощенные процедуры, предусмотренные статьями Таможенного кодекса Российской Федерации:
- при ввозе товаров использовать в соответствии со статьей 130 возможности по предварительному декларированию товаров до их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или до завершения внутреннего таможенного транзита;
- при вывозе товаров использовать в соответствии со статьей 138 возможности по периодическому временному декларированию товаров путем подачи временной таможенной декларации;
- при ввозе и вывозе товаров применять режим "Таможенный склад" (статьи 215 - 233);
- реализовывать положения статьи 25 в части обращения в Тюменскую таможню для предварительного консультирования на этапе заключения контрактов, а также до начала таможенного оформления.
3. Принять меры для применения пластиковых таможенных карт.
4. Своевременно предоставлять необходимую информацию для формирования соответствующих баз данных в электронных СМИ.
5. Использовать при работе с иностранными контрагентами высокотехнологичные документарные схемы расчетов, а также следующие возможности кредитных организаций, работающих на территории Тюменской области:
- по организации финансирования импорта в Тюменскую область в счет кредитных линий иностранных банков;
- по предоставлению иностранным партнерам отсрочки платежа по экспортным контрактам в счет лимитов риска, открытых на иностранные банки.
6. Взаимодействовать с Тюменским отделением представительства Министерства иностранных дел России в Уральском федеральном округе при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
19 ноября 2004 года Участники заседания
г. Тюмень "круглого стола"
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 17 февраля 2005 г. N 1984 "О рекомендациях "круглого стола" по теме:... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.