Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжением Администрации г. Тюмени от 7 октября 2013 г. N 616-рк в наименование настоящего приложения внесены изменения
Приложение
к распоряжениюАдминистрации
г. Тюмени
от 14 ноября 2011 г. N 520-рк
Муниципальная программа
"Развитие градостроительной деятельности в городе Тюмени на 2012 - 2014 годы"
19 декабря 2011 г., 3 декабря 2012 г., 4 февраля, 25 марта, 29 апреля, 10 июня, 26 августа, 7 октября, 19, 30 декабря 2013 г., 17 февраля 2014 г.
Распоряжением Администрации г. Тюмени от 7 октября 2013 г. N 616-рк в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Правовое обоснование разработки муниципальной программы
Муниципальная программа "Развитие градостроительной деятельности в городе Тюмени на 2012 - 2014 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с:
Градостроительным кодексом Российской Федерации;
Земельным кодексом Российской Федерации;
Федеральным законом от 06.10.2006 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости";
постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 N 363 "Об информационном обеспечении градостроительной деятельности";
Законом Тюменской области от 03.06.2005 N 385 "О регулировании градостроительной деятельности в Тюменской области";
Уставом города Тюмени;
решением Тюменской городской Думы от 27.03.2008 N 9 "О Генеральном плане городского округа город Тюмень";
решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154 "О Правилах землепользования и застройки города Тюмени";
постановлением Администрации города Тюмени от 20.01.2011 N 3-пк "Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования города Тюмени";
постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011 N 39-пк "Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и выполнения муниципальных программ города Тюмени и о внесении изменений в постановление Администрации города Тюмени от 29.05.2008 N 64-пк";
распоряжением Главы Администрации города Тюмени от 25.04.2008 N 118-рг "Об утверждении Регламента работы Администрации города Тюмени по развитию застроенных территорий".
2. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Проблемой, препятствующей созданию условий для планомерного и комплексного развития территории города Тюмени является отсутствие системного подхода к регулированию градостроительного развития территорий города Тюмени:
Причины возникновения проблемы:
а) Отсутствие достаточной законодательной базы федерального уровня в области градостроительства.
Федеральным законодательством в области градостроительства наиболее детально регламентированы требования к планированию развития свободных от застройки территорий и строительства новых городов, в то время как при решении вопросов градостроительной деятельности на застроенных городских территориях нормативно-правовая база федерального уровня является недостаточной, не охватывает большинство проблемных вопросов, возникающих на практике. Необходимо отметить, что градостроительная деятельность в городе Тюмени осуществляется, в большей степени, в отношении застроенных городских территорий. В этих условиях, типичной ситуацией становится возникновение конфликта общественных интересов в части обеспечения городских территорий объектами социального назначения, инженерно-транспортной инфраструктуры и благоустройства, и интересов инвесторов-застройщиков, ориентированных на максимизацию прибыли.
Распоряжением Администрации г. Тюмени от 25 марта 2013 г. N 171-рк в пункт "б" раздела 2 настоящего приложения внесены изменения
б) Неполное наличие актуальной градостроительной документации, частичное не соответствие между документом территориального планирования и документом градостроительного зонирования, несистемность подходов к применению градостроительной документации.
С принятием в 2004 году Градостроительного кодекса Российской Федерации перед органами местного самоуправления поставлена задача по обеспечению муниципальных образований градостроительной документацией, в т.ч. документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, проектами планировки, и осуществлению перехода к комплексной застройке территорий. В то же время, федеральным законодательством не были предусмотрены подходы по обеспечению планомерной разработки указанных документов на основании предварительно разработанных и утвержденных документов стратегического планирования социально-экономического развития города Тюмени. В этих условиях, разработка документов территориального планирования носила несистемный характер, выполнялась в отсутствие единого понимания органами местного самоуправления, обществом и бизнесом основных направлений развития города. Этим вызвана необходимость внесения изменений в документ территориального планирования в течение года, как для устранения несоответствий между указанными документами, так и для приведения документов в соответствие с исторически сложившейся ситуацией, а также с реальной ситуацией землевладения и землепользования.
Частичное несоответствие между Генеральным планом городского округа и Правилами землепользования и застройки города Тюмени, а также отсутствие четких правовых механизмов реализации перспективных решений Генерального плана в условиях сложившейся застройки нередко приводит к судебным спорам, затрудняет принятие решений по застройке отдельных территорий, что значительно увеличивает сроки подготовительного этапа инвестиционных строительных проектов (разработки проектной документации, получения разрешительных документов).
Отсутствие утвержденных проектов планировки территорий, низкий уровень обеспеченности территорий города проектами межевания и, как следствие, отсутствие закрепленных в градостроительной документации мест размещения объектов социального назначения, территорий общего пользования (скверы, парки), инженерного обеспечения препятствуют осуществлению комплексной и планомерной застройки города, затрудняет принятие решений по использованию отдельных земельных участков и приводит к снижению инвестиционной привлекательности проектов строительства для инвесторов.
В соответствии с требованиями статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", постановления Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618 "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости", при принятии решений об изменении территориальных зон орган местного самоуправления в течение 10 рабочих дней представляет в орган кадастрового учета документы, содержащие сведения, необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости. В условиях высокой периодичности внесения изменений в документ градостроительного зонирования для подготовки документов для внесения в государственный кадастр недвижимости необходимо привлечение аттестованных кадастровых инженеров на договорной основе.
Нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривают право застройщика изменить вид разрешенного использования земельного участка после утверждения проекта планировки (в составе которого утверждаются красные линии). Применение данной процедуры, без учета комплексности подхода в развитии территорий города Тюмени, зачастую приводит к резкому дисбалансу в обеспеченности территорий города объектами социального назначения, инженерно-транспортной инфраструктуры и территориями общего пользования.
Кроме того, актуальной проблемой для города Тюмени является наличие самовольно строящихся объектов капитального строительства (без правоустанавливающих документов или иной разрешительной документации). Наличие таких объектов препятствует реализации управленческих решений по освоению или развитию территорий города, приводит к возникновению ограничений возможностей обеспечить территории города объектами социального назначения, инженерно-транспортной инфраструктуры и территориями общего пользования.
В приложении 2 отражен адресный перечень земельных участков, на которых планируется строительство и ввод жилья в 2012 - 2014 годах согласно градостроительной документации на основании выданных разрешений на строительство объектов капитального строительства.
Отсутствие активного участия общественности, жителей города в процессе принятия решений по градостроительному развитию территорий города (как вследствие недостаточной правовой информированности населения, так и вследствие отсутствия четко сформулированных и доведенных до населения планов социально-экономического развития города), не позволяют на системной основе выстраивать принятие соответствующих решений с учетом мнения жителей города.
в) Отсутствие единой удобной в применении электронной базы данных в сфере градостроительства города Тюмени.
Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа отнесено ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности. В рамках данной задачи проводится работа по внесению актуализированных документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений в автоматизированную информационную систему обеспечения градостроительной деятельности в ПО UrbaniCS и MapDrive. При этом, отраслевые органы Администрации города Тюмени, наделенные правом принятия решений по вопросам градостроительной деятельности, имеют собственные информационные базы (три информационные системы). В этих условиях электронное межведомственное взаимодействие не налажено, не отработан механизм взаимообмена сведениями информационных баз. Таким образом, принятие решений осуществляется без учета всех влияющих факторов, что повышает риск принятия неэффективных решений.
Информационная система обеспечения градостроительной деятельности не содержит в полной мере актуализированных и достоверных сведений и требует постоянного пополнения данных. Так, в 2010 году доля запросов о предоставлении сведений ИСОГД, по которым не было получено информации из-за ее отсутствия в базе данных, из общего числа запросов составила 15%.
Создание программных, организационных и технических условий для ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Тюмени находится в стадии завершения, однако требуется постоянное совершенствование и модернизация программного обеспечения, приведение его в соответствие в связи с изменениями федерального законодательства. Последующее занесение градостроительной документации в автоматизированную информационную систему обеспечения градостроительной деятельности и её дальнейшая актуализация позволит наработать необходимый опыт в предоставлении муниципальных услуг в сфере градостроительной деятельности и земельных отношений в электронном виде.
Отсутствие аналитического центра, осуществляющего мониторинг информационной базы градостроительной деятельности, затрудняет реализацию планов перспективного развития города. Актуальной задачей является создание центра мониторинга и сопровождения подготовки и реализации градостроительной документации, а также реализации принятых градостроительных решений с отражением в системе информационного обеспечения градостроительной деятельности всех мероприятий, связанных со строительством и реконструкцией объектов капитального строительства, в том числе инженерных коммуникаций.
г) Отсутствие практики активной деятельности в сфере развития застроенных территорий.
В течение последних лет наблюдается положительная динамика годовых объемов ввода жилья в городе Тюмени (2008 - 739,5 тыс. кв. м; 2009 - 669,5 тыс. кв. м; 2010 - 745,2 тыс. кв. м). Но, при этом, не сокращается численность граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не ликвидирован аварийный, подлежащий сносу муниципальный жилищный фонд. Следовательно, актуальной задачей является поддержание высокого уровня объема ежегодного ввода в эксплуатацию жилья (не менее 700 тыс. кв. м в год).
В 2011 году Администрацией города Тюмени внесены изменения в распоряжение Главы Администрации города Тюмени от 25.04.2008 N 118-рг "Об утверждении Регламента работы Администрации города Тюмени по развитию застроенных территорий", предполагающие переход к активному подходу в отношении реализации программ развития застроенных территорий, а также была создана рабочая группа по принятию решений в отношении развития застроенных территорий, с участием саморегулируемой организации строителей Тюменской области. При этом, необходимо нарабатывать практику взаимодействия с инвесторами-застройщиками для выстраивания партнерства бизнеса и органов местного самоуправления в целях увеличения объемов жилищного строительства и активной реализации программ ликвидации ветхого и аварийного жилья.
Актуальность данной задачи подтверждается снижающейся динамикой количества выданных разрешений на строительство объектов в год (таблица 1).
Таблица 1
Количество выданных разрешений на строительство объектов
Наименование |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Выдано разрешений на строительство объектов, ед. |
1454 |
597 |
469 |
Продлено разрешений на строительство объектов, ед. |
87 |
384 |
320 |
Решение перечисленных выше проблем комплексным программно-целевым методом позволит достичь планомерного развития города для создания благоприятной среды жизнедеятельности населения, прозрачности процедур землепользования и застройки, создания благоприятных условий для инвестиций в строительство и увеличения объемов строительства.
Распоряжением Администрации г. Тюмени от 17 февраля 2014 г. N 79-рк в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Цель и задачи Программы
Стратегическая цель, на реализацию которой направлены мероприятия Программы:
Обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования (согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации).
Цель программы:
Создание условий для планомерного и комплексного развития территории города Тюмени.
N п/п |
Задачи |
Решаемые проблемы |
Ожидаемый социально-экономический эффект |
Сроки реализации мероприятий |
Ответственный (участники) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Цель: Создание условий для планомерного и комплексного развития территории города Тюмени | |||||
1 |
Обеспечить город Тюмень актуальной градостроительной документацией |
Отсутствие системного подхода к регулированию градостроительного развития территорий города Тюмени: - отсутствие достаточной законодательной базы федерального уровня в области градостроительства; - неполное наличие актуальной градостроительной документации, отсутствие полного соответствия между документами территориального планирования различного уровня, несистемность подходов к применению градостроительной документации; - отсутствие единой удобной в применении электронной базы данных в сфере градостроительства города Тюмени; - отсутствие практики активной деятельности в сфере развития застроенных территорий |
Обеспечение комплексности застройки территории города. Создание действенных и устойчивых механизмов государственно-частного партнерства при строительстве. Обеспечение активной реализации планов градостроительного развития территорий города. |
2012 - 2014 гг. |
Департамент градостроительной политики |
2 |
Осуществлять эффективное регулирование застройки территории города Тюмени с учетом приоритетов градостроительного развития города |
||||
3 |
Обеспечить активную реализацию проектов по развитию застроенных территорий города Тюмени |
2012 - 2014 гг. |
Департамент градостроительной политики (Департамент земельных ресурсов)1 |
*(1) - с 01.01.2014 - департамент земельных отношений и градостроительства"
Распоряжением Администрации г. Тюмени от 17 февраля 2014 г. N 79-рк в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Основные показатели результативности выполнения Программы
N п/п |
Наименование показателя |
ед. изм. |
Формула расчета (1) |
Необходимое направление изменений (^, v , 0)* |
Базовые значения |
Плановые значения |
Темпы прироста** |
|||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Цель: Создание условий для планомерного и комплексного развития территории города Тюмени | ||||||||||
Общие показатели выполнения Программы | ||||||||||
1 |
Объем введенных в эксплуатацию объектов жилья (многоквартирного, ИЖС, сектора эконом-класса) |
тыс. кв. м |
При расчете показателя учитываются сведения, предоставленные Тюменьстатом, а также оперативные данные ДГП АГТ. Ежеквартальный мониторинг показателя осуществляет ДГП АГТ. |
^ |
745,2 |
758,8 |
847,0 |
913,4 |
913,4 |
20,4 |
2 |
Объем введенных в эксплуатацию объектов соцкультбыта |
тыс. кв. м |
При расчете показателя учитываются сведения, предоставленные Тюменьстатом, а также оперативные данные ДГП АГТ. Ежеквартальный мониторинг показателя осуществляет ДГП АГТ. |
^ |
247,7 |
247,5 |
253,2 |
256,8 |
261,1 |
5,5 |
3 |
Число жилых квартир в расчете на 1000 человек населения, всего |
ед. |
где:
Ежеквартальный мониторинг показателя осуществляет ДГП АГТ. |
^ |
493,1 |
535,3 |
503,3 |
540,0 |
540,3 |
0,9 |
в том числе введенных в действие за год |
где:
Ежеквартальный мониторинг показателя осуществляет ДГП АГТ |
^ |
18,9 |
18,9 |
14,4 |
21,3 |
26,1 |
38,1 |
||
4 |
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, всего (2) |
кв. м |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.