Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжениюАдминистрации
г. Тюмени
от 14 ноября 2011 г. N 520-рк
Ведомственная целевая программа
"Развитие градостроительной деятельности в городе Тюмени
на 2012 - 2014 годы"
19 декабря 2011 г., 3 декабря 2012 г., 4 февраля, 25 марта, 29 апреля, 10 июня 2013 г.
1. Правовое обоснование разработки ведомственной
целевой программы
Ведомственная целевая программа "Развитие градостроительной деятельности в городе Тюмени на 2012 - 2014 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с:
Градостроительным кодексом Российской Федерации;
Земельным кодексом Российской Федерации;
Федеральным законом от 06.10.2006 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости";
постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 N 363 "Об информационном обеспечении градостроительной деятельности";
Законом Тюменской области от 03.06.2005 N 385 "О регулировании градостроительной деятельности в Тюменской области";
Уставом города Тюмени;
решением Тюменской городской Думы от 27.03.2008 N 9 "О Генеральном плане городского округа город Тюмень";
решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154 "О Правилах землепользования и застройки города Тюмени";
постановлением Администрации города Тюмени от 20.01.2011 N 3-пк "Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования города Тюмени";
постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011 N 39-пк "Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и выполнения муниципальных программ города Тюмени и о внесении изменений в постановление Администрации города Тюмени от 29.05.2008 N 64-пк";
распоряжением Главы Администрации города Тюмени от 25.04.2008 N 118-рг "Об утверждении Регламента работы Администрации города Тюмени по развитию застроенных территорий".
2. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Проблемой, препятствующей созданию условий для планомерного и комплексного развития территории города Тюмени является отсутствие системного подхода к регулированию градостроительного развития территорий города Тюмени:
Причины возникновения проблемы:
а) Отсутствие достаточной законодательной базы федерального уровня в области градостроительства.
Федеральным законодательством в области градостроительства наиболее детально регламентированы требования к планированию развития свободных от застройки территорий и строительства новых городов, в то время как при решении вопросов градостроительной деятельности на застроенных городских территориях нормативно-правовая база федерального уровня является недостаточной, не охватывает большинство проблемных вопросов, возникающих на практике. Необходимо отметить, что градостроительная деятельность в городе Тюмени осуществляется, в большей степени, в отношении застроенных городских территорий. В этих условиях, типичной ситуацией становится возникновение конфликта общественных интересов в части обеспечения городских территорий объектами социального назначения, инженерно-транспортной инфраструктуры и благоустройства, и интересов инвесторов-застройщиков, ориентированных на максимизацию прибыли.
Распоряжением Администрации г. Тюмени от 25 марта 2013 г. N 171-рк в пункт "б" раздела 2 настоящего приложения внесены изменения
б) Неполное наличие актуальной градостроительной документации, частичное не соответствие между документом территориального планирования и документом градостроительного зонирования, несистемность подходов к применению градостроительной документации.
С принятием в 2004 году Градостроительного кодекса Российской Федерации перед органами местного самоуправления поставлена задача по обеспечению муниципальных образований градостроительной документацией, в т.ч. документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, проектами планировки, и осуществлению перехода к комплексной застройке территорий. В то же время, федеральным законодательством не были предусмотрены подходы по обеспечению планомерной разработки указанных документов на основании предварительно разработанных и утвержденных документов стратегического планирования социально-экономического развития города Тюмени. В этих условиях, разработка документов территориального планирования носила несистемный характер, выполнялась в отсутствие единого понимания органами местного самоуправления, обществом и бизнесом основных направлений развития города. Этим вызвана необходимость внесения изменений в документ территориального планирования в течение года, как для устранения несоответствий между указанными документами, так и для приведения документов в соответствие с исторически сложившейся ситуацией, а также с реальной ситуацией землевладения и землепользования.
Частичное несоответствие между Генеральным планом городского округа и Правилами землепользования и застройки города Тюмени, а также отсутствие четких правовых механизмов реализации перспективных решений Генерального плана в условиях сложившейся застройки нередко приводит к судебным спорам, затрудняет принятие решений по застройке отдельных территорий, что значительно увеличивает сроки подготовительного этапа инвестиционных строительных проектов (разработки проектной документации, получения разрешительных документов).
Отсутствие утвержденных проектов планировки территорий, низкий уровень обеспеченности территорий города проектами межевания и, как следствие, отсутствие закрепленных в градостроительной документации мест размещения объектов социального назначения, территорий общего пользования (скверы, парки), инженерного обеспечения препятствуют осуществлению комплексной и планомерной застройки города, затрудняет принятие решений по использованию отдельных земельных участков и приводит к снижению инвестиционной привлекательности проектов строительства для инвесторов.
В соответствии с требованиями статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", постановления Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618 "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости", при принятии решений об изменении территориальных зон орган местного самоуправления в течение 10 рабочих дней представляет в орган кадастрового учета документы, содержащие сведения, необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости. В условиях высокой периодичности внесения изменений в документ градостроительного зонирования для подготовки документов для внесения в государственный кадастр недвижимости необходимо привлечение аттестованных кадастровых инженеров на договорной основе.
Нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривают право застройщика изменить вид разрешенного использования земельного участка после утверждения проекта планировки (в составе которого утверждаются красные линии). Применение данной процедуры, без учета комплексности подхода в развитии территорий города Тюмени, зачастую приводит к резкому дисбалансу в обеспеченности территорий города объектами социального назначения, инженерно-транспортной инфраструктуры и территориями общего пользования.
Кроме того, актуальной проблемой для города Тюмени является наличие самовольно строящихся объектов капитального строительства (без правоустанавливающих документов или иной разрешительной документации). Наличие таких объектов препятствует реализации управленческих решений по освоению или развитию территорий города, приводит к возникновению ограничений возможностей обеспечить территории города объектами социального назначения, инженерно-транспортной инфраструктуры и территориями общего пользования.
В приложении 2 отражен адресный перечень земельных участков, на которых планируется строительство и ввод жилья в 2012 - 2014 годах согласно градостроительной документации на основании выданных разрешений на строительство объектов капитального строительства.
Отсутствие активного участия общественности, жителей города в процессе принятия решений по градостроительному развитию территорий города (как вследствие недостаточной правовой информированности населения, так и вследствие отсутствия четко сформулированных и доведенных до населения планов социально-экономического развития города), не позволяют на системной основе выстраивать принятие соответствующих решений с учетом мнения жителей города.
в) Отсутствие единой удобной в применении электронной базы данных в сфере градостроительства города Тюмени.
Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа отнесено ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности. В рамках данной задачи проводится работа по внесению актуализированных документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений в автоматизированную информационную систему обеспечения градостроительной деятельности в ПО UrbaniCS и MapDrive. При этом, отраслевые органы Администрации города Тюмени, наделенные правом принятия решений по вопросам градостроительной деятельности, имеют собственные информационные базы (три информационные системы). В этих условиях электронное межведомственное взаимодействие не налажено, не отработан механизм взаимообмена сведениями информационных баз. Таким образом, принятие решений осуществляется без учета всех влияющих факторов, что повышает риск принятия неэффективных решений.
Информационная система обеспечения градостроительной деятельности не содержит в полной мере актуализированных и достоверных сведений и требует постоянного пополнения данных. Так, в 2010 году доля запросов о предоставлении сведений ИСОГД, по которым не было получено информации из-за ее отсутствия в базе данных, из общего числа запросов составила 15%.
Создание программных, организационных и технических условий для ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Тюмени находится в стадии завершения, однако требуется постоянное совершенствование и модернизация программного обеспечения, приведение его в соответствие в связи с изменениями федерального законодательства. Последующее занесение градостроительной документации в автоматизированную информационную систему обеспечения градостроительной деятельности и её дальнейшая актуализация позволит наработать необходимый опыт в предоставлении муниципальных услуг в сфере градостроительной деятельности и земельных отношений в электронном виде.
Отсутствие аналитического центра, осуществляющего мониторинг информационной базы градостроительной деятельности, затрудняет реализацию планов перспективного развития города. Актуальной задачей является создание центра мониторинга и сопровождения подготовки и реализации градостроительной документации, а также реализации принятых градостроительных решений с отражением в системе информационного обеспечения градостроительной деятельности всех мероприятий, связанных со строительством и реконструкцией объектов капитального строительства, в том числе инженерных коммуникаций.
г) Отсутствие практики активной деятельности в сфере развития застроенных территорий.
В течение последних лет наблюдается положительная динамика годовых объемов ввода жилья в городе Тюмени (2008 - 739,5 тыс. кв. м; 2009 - 669,5 тыс. кв. м; 2010 - 745,2 тыс. кв. м). Но, при этом, не сокращается численность граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не ликвидирован аварийный, подлежащий сносу муниципальный жилищный фонд. Следовательно, актуальной задачей является поддержание высокого уровня объема ежегодного ввода в эксплуатацию жилья (не менее 700 тыс. кв. м в год).
В 2011 году Администрацией города Тюмени внесены изменения в распоряжение Главы Администрации города Тюмени от 25.04.2008 N 118-рг "Об утверждении Регламента работы Администрации города Тюмени по развитию застроенных территорий", предполагающие переход к активному подходу в отношении реализации программ развития застроенных территорий, а также была создана рабочая группа по принятию решений в отношении развития застроенных территорий, с участием саморегулируемой организации строителей Тюменской области. При этом, необходимо нарабатывать практику взаимодействия с инвесторами-застройщиками для выстраивания партнерства бизнеса и органов местного самоуправления в целях увеличения объемов жилищного строительства и активной реализации программ ликвидации ветхого и аварийного жилья.
Актуальность данной задачи подтверждается снижающейся динамикой количества выданных разрешений на строительство объектов в год (таблица 1).
Таблица 1
Количество выданных разрешений на строительство объектов
Наименование |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Выдано разрешений на строительство объектов, ед. |
1454 |
597 |
469 |
Продлено разрешений на строительство объектов, ед. |
87 |
384 |
320 |
Решение перечисленных выше проблем комплексным программно-целевым методом позволит достичь планомерного развития города для создания благоприятной среды жизнедеятельности населения, прозрачности процедур землепользования и застройки, создания благоприятных условий для инвестиций в строительство и увеличения объемов строительства.
3. Цель и задачи Программы
Стратегическая цель, на реализацию которой направлены мероприятия Программы:
Обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования (согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации).
Цель программы:
Создание условий для планомерного и комплексного развития территории города Тюмени.
Распоряжением Администрации г. Тюмени от 10 июня 2013 г. N 355-рк в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Основные показатели результативности выполнения Программы
N п/п |
Наименование показателя (номер цели, задачи) |
Ед. изм |
Формула расчета |
Необходимое направление изменений (^, v, 0)* |
Базовые значения |
Плановые значения |
Темпы прироста** |
|||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Цель: Создание условий для планомерного и комплексного развития территории города Тюмени | ||||||||||
Общие показатели выполнения Программы | ||||||||||
1 |
Объем введенных в эксплуатацию объектов жилья (многоквартирного, ИЖС, сектора эконом-класса) |
тыс. кв. м |
При расчете показателя учитываются сведения, предоставленные территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области и оперативные данные департамента градостроительной политики Администрации города Тюмени |
^ |
745,2 |
758,8 |
847,0 |
913,4 |
861,4 |
+13,5 |
2 |
Объем введенных в эксплуатацию объектов соцкультбыта |
тыс. кв. м |
При расчете показателя учитываются сведения, предоставленные территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области и оперативные данные департамента градостроительной политики Администрации города Тюмени |
^ |
247,7 |
247,5 |
253,2 |
256,8 |
261,1 |
+5,5 |
3 |
Число жилых квартир в расчете на 1000 человек населения всего, |
Ед. |
где: - количество квартир в многоквартирных жилых домах в городском округе по данным формы (единиц); - количество индивидуальных жилых домов в городском округе (единиц); - численность постоянного населения городского округа по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным (человек). |
^ |
493,1 |
535,3 |
503,3 |
540,0 |
514,4 |
- 3,9 |
в том числе введенных в действие за год |
где: - количество жилых помещений (квартир) в жилых и нежилых зданиях, введенных в действие за год организациями - застройщиками (единиц); - количество жилых помещений (квартир), построенных населением (единиц); - среднегодовая численность постоянного населения городского округа (человек). |
18,9 |
18,9 |
14,4 |
21,3 |
15,1 |
- 20,1 |
|||
4 |
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя всего, |
кв. м |
, где: - площадь всего жилищного фонда на конец года по данным формы N 1-жилфонд (кв. метров); - численность постоянного населения городского округа на конец отчетного года (человек). |
^ |
30,6 |
30,6 |
28,0 |
32,4 |
31,1 |
+ 1,6 |
в том числе введенная в действие за год |
где: - общая площадь жилых помещений в жилых и нежилых зданиях, введенных в действие за год организациями - застройщиками (кв. м); - общая площадь жилых помещений в жилых домах, построенных населением за год (кв. м); - среднегодовая численность постоянного населения городского округа (человек). |
1,23 |
1,22 |
1,18 |
1,36 |
1,24 |
+ 1,6 |
|||
5 |
Доля продленных разрешений на строительство объектов капитального строительства из общего числа выданных разрешений на строительство |
% |
где П - количество продленных разрешений на строительство, ед.; О - общее количество выданных разрешений на строительство, ед. |
v |
5,6 |
3,5 |
2,0 |
1,0 |
0,5 |
+600 |
6 |
Площадь застроенных территорий, в отношении которых заключены договоры об их развитии (в год) |
га |
Мониторинг показателя осуществляет департамент градостроительной политики |
^ |
0 |
0 |
19,8 |
24,9 |
37,1 |
- |
7 |
Площадь земельных участков, на которых планируется строительство и ввод жилья согласно градостроительной документации |
га |
Мониторинг показателя осуществляет департамент градостроительной политики |
^ |
87,6 |
121,3 |
73,4 |
158,3 |
79,2 |
-34,7 |
* условные обозначения: ^ - увеличение значения показателя; v - уменьшение значения показателя; 0 - без изменений.
** для прямого показателя, а также для показателя, необходимое направление изменений значения которого - "0", значение графы 11 рассчитывается по формуле: ; для обратного показателя значение графы 11 рассчитывается по формуле:
Обоснование динамики плановых значений показателей результативности
1. "Объем введенных в эксплуатацию объектов жилья (многоквартирного, ИЖС, сектора эконом-класса)".
Возобновление в 2011 году начала строительства новых объектов, а также объектов, строительство которых было приостановлено, позволяет прогнозировать рост значения показателя на 13,5% (расчетные данные основаны на соглашении, заключенном Администрацией города Тюмени с Главным управлением строительства Тюменской области).
2. "Объем введенных в эксплуатацию объектов соцкультбыта".
Прогнозируемое увеличение планового значения показателя на 5,5% связано с увеличением предпринимательской активности на рынке недвижимости, а также предусмотренными в муниципальных и областных программах планами строительства объектов социальной сферы.
3. "Число жилых квартир в расчете на 1000 человек населения всего, в том числе введенных в действие за год".
Показатели ввода в эксплуатацию объектов жилищного строительства на перспективу до 2015 года закреплены соглашением между Администрацией города Тюмени и Главным управлением строительства Тюменской области, в связи с чем планируется рост значения показателя. Вместе с тем, исходя из прогноза численности населения города Тюмени до 2015 года, рост численности населения опережает динамику роста объема ввода объектов жилья в эксплуатацию. Таким образом, имеет место снижение показателя по вводу в эксплуатацию жилых квартир на 1000 человек населения (в разрезе по годам).
4. "Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя всего, в том числе введенная в действие за год".
Увеличение значения показателя обусловлено площадью объектов жилья, планируемых к вводу в период реализации Программы.
5. "Доля продленных разрешений на строительство объектов капитального строительства из общего числа выданных разрешений на строительство".
Планируемое снижение значения показателя обусловлено стабилизацией экономической ситуации, что позволяет застройщику осуществить строительство в установленные проектом сроки.
6. "Площадь земельных участков, предоставленных по договору о развитии застроенных территорий (в год)".
В 2010 - 2011 годах заключение договоров о развитии застроенных территорий не производилось. Плановая динамика значений показателя обусловлена началом деятельности рабочей группы по принятию решений о развитии застроенных территорий.
7. "Площадь земельных участков, на которых планируется строительство и ввод жилья согласно градостроительной документации".
Показатель формируется на основе фактических данных о выданных разрешениях на строительство объектов капитального строительства и разрешениях на их ввод в эксплуатацию.
5. Срок реализации Программы
5.1. Реализация Программы рассчитана на период 2012 - 2014 годы.
Распоряжением Администрации г. Тюмени от 29 апреля 2013 г. N 245-рк раздел 6 настоящего приложения изложен в новой редакции
6. Финансовое обеспечение программных мероприятий, источники финансирования
6.1. Всего на реализацию Программы из бюджета города Тюмени требуется 145379,3 тыс. руб., в том числе по годам:
2012 год - 15025,5 тыс. рублей;
2013 год - 81860,9 тыс. рублей;
2014 год - 48492,9 тыс. рублей.
7. Организация управления Программой
7.1. Реализация Программы осуществляется в соответствии с действующими правовыми актами города Тюмени, определяющими механизм реализации муниципальных программ, а также в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тюменской области.
7.2. Департамент градостроительной политики Администрации города Тюмени:
а) осуществляет выполнение мероприятий Программы,
б) готовит отчет о выполнении Программы, включая меры по повышению эффективности ее реализации;
в) несет ответственность за достижение цели и решение задач, за обеспечение достижения целевых значений показателей в ходе реализации Программы,
г) осуществляет контроль реализации мероприятий Программы.
7.3. Система управления реализацией Программы предусматривает участие:
а) департамента земельных ресурсов Администрации города Тюмени, в части:
- организации проведения аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории;
- предоставления земельных участков в границах застроенных территорий, в отношении которых принято решение о развитии лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории;
Распоряжением Администрации г. Тюмени от 3 декабря 2012 г. N 683-рк подпункт "б" пункта 7.3 настоящего приложения изложен в новой редакции
б) департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени, в части обеспечения финансирования работ по разработке градостроительной документации города Тюмени.
7.4. К исполнению программных мероприятий на конкурсной основе могут привлекаться сторонние организации, в порядке, установленном действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.