Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Администрации
г. Тюмени
от 14 ноября 2011 г. N 521-рк
Ведомственная целевая программа
"Развитие образования в городе Тюмени на 2012 - 2014 годы"
13 февраля, 6 августа, 2 октября, 19 ноября, 24 декабря 2012 г., 21 января, 18 марта, 13 мая, 8 июля, 26 августа, 10, 30 сентября 2013 г.
Распоряжением Администрации г. Тюмени от 30 сентября 2013 г. N 594-рк в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Правовое обоснование разработки ведомственной целевой программы
Ведомственная целевая программа "Развитие образования в городе Тюмени на 2012 - 2014 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях";
постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы";
постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 1225 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации";
Законом Тюменской области от 06.11.2012 N 90 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов";
постановлением Правительства Тюменской области от 25.12.2006 N 318-п "О компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования";
Постановление Правительства Тюменской области от 28.12.2007 N 348-п "О порядке предоставления субсидий из регионального фонда софинансирования расходов и иных межбюджетных трансфертов";
Решение Тюменской городской Думы от 29.11.2012 N 952 "О бюджете города Тюмени на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов";
Уставом города Тюмени;
постановлением Администрации города Тюмени от 06.02.2012 N 9-пк "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению субсидий в сфере образования";
постановлением Администрации города Тюмени от 30.12.2009 N 105-пк "Об утверждении Порядка возмещения затрат, связанных с предоставлением компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования";
постановлением Администрации города Тюмени от 28.01.2010 N 2-пк "О компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан на оплату содержания детей";
постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011 N 39-пк "Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и выполнения муниципальных программ города Тюмени и о внесении изменений в постановление Администрации города Тюмени от 29.05.2008 N 64-пк".
2. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Проблемы, сдерживающие развитие системы образования в городе Тюмени:
1) Наличие неудовлетворенного спроса на получение услуг по содержанию, присмотру, воспитанию и образованию в дошкольных учреждениях.
Причины возникновения проблемы:
увеличение численности детей дошкольного возраста, проживающих в городе;
недостаток мест в учреждениях дошкольного образования в отдельных микрорайонах города.
Город Тюмень - современный и динамично развивающийся промышленный и культурный центр с населением более шестисот тысяч человек. В последние годы наметилась устойчивая тенденция к росту рождаемости: в 2010 году в городе родилось 9428 детей (104,0% к соответствующему периоду 2009 года), естественный прирост населения составил 3198 человек (в 2009 году за этот же период - 3127 человек). Численность населения города увеличилась за счет внутрирегиональной миграции на 5206 человек, миграции из других регионов России - на 1412 человек, и международной миграции - на 2379 человек.
Численность детей дошкольного возраста от 1 до 7 лет, проживающих в городе Тюмени, в 2010 году составила 46435 человек.
Услуги дошкольного образования в городе оказывают 142 учреждения (139 - муниципальных, из них 119 дошкольных образовательных учреждений и 20 общеобразовательных учреждений; 1 государственное, 1 негосударственное, 1 частное образовательное учреждение). Открываются дополнительные места для дошкольников: возвращаются и реконструируются здания бывших детских садов, используемые не по назначению; группы, занятые развивающей средой; функционируют отделения дошкольного образования в школах. Также услуги дошкольного образования оказывают организации негосударственного сектора экономики. Дошкольным образованием охвачено 90% детей от 3 до 7 лет.
Однако, несмотря на принимаемые меры, проблема доступности дошкольного образования остается актуальной. Численность детей, стоящих на учете для определения в детский сад, в 2011 году составляет 6400 человек. Аналогичный показатель в городе Екатеринбурге - 20000 чел., в городе Челябинске - 12779.
Наибольшую потребность в местах в детских садах испытывают жилые районы: "Тюменский" (дошкольные учреждения отсутствуют, дети посещают детские сады 3-го, 4-го, 5-го микрорайонов, превышение наполняемости 39%), "Заречный" (в 3-м Заречном микрорайоне детские сады отсутствуют, переполнение трех детских садов, расположенных в 1-м, 2-м Заречных микрорайонах, - 38%), "Восточный-2" (детские сады отсутствуют, переполнение трех детских садов, расположенных в Восточном микрорайоне, - 39%), "Московский тракт" (переполнение трех детских садов, расположенных в районе Московского тракта, - 47%), "Дом обороны" (переполнение семи детских садов, расположенных в районе Дома обороны, - 40%), микрорайон "Тура" (1 детский сад N 59, проектная мощность которого 280 мест, списочный состав детей в детском саду - 401 ребенок, на учете для получения места в детский сад состоит 300 детей). Также в ближайшие несколько лет вследствие активной жилищной застройки пос. Мыс возникнет необходимость строительства детского сада.
Данный анализ свидетельствует о недостатке мест в учреждениях дошкольного образования. Необходима разработка мероприятий по строительству новых детских садов, реконструкции и проведению капитальных ремонтов существующих зданий.
На сегодня, бюджетные инвестиции в первую очередь направляются на проведение капитальных ремонтов муниципальных объектов, в которых не завершены работы капитального характера (переходящие объекты) и объекты, обеспеченные проектно-сметной документацией. Основанием рассмотрения заявки на проведение капитальных ремонтов и реконструкций является заключение о техническом состоянии зданий, выполненное специализированной организацией.
2) Недостаточный уровень качества общего образования в части достижения комплексных результатов обучения в соответствии с требованиями современного общества
Причины возникновения проблемы:
отсутствие действенных механизмов продвижения инновационного опыта образовательных учреждений и, как следствие, не включенность значительной части образовательных учреждений в процессы инновационного развития;
недостаточный приток молодых специалистов в образовательные учреждения;
несоответствие используемых педагогами образовательных технологий и стратегий новым требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального и общего образования;
приток детей - мигрантов из ближнего зарубежья, испытывающих сложности общения и обучения на русском языке;
наличие детей, имеющих школьно-обусловленные заболевания.
Инновационное развитие образовательных учреждений осуществлялось точечным путем: создана сеть общеобразовательных школ, решающих задачи опережающего развития - 22 общеобразовательных учреждения города Тюмени - победители конкурса инновационных образовательных программ в рамках приоритетного национального проекта "Образование" (в городе Екатеринбурге - 55 учреждений, в городе Челябинске - 39). Однако, существует риск, что данный путь может привести к крайней дифференциации качества образования в различных школах, уровни и условия обучения обособившихся инновационных учреждений будут недостижимы для массовой школы, что приведет к социальному напряжению. Нейтрализовать данный риск можно с помощью сетевых школьных проектов (базовые площадки, ресурсные центры, инновационные центры), "перемешивающих" обучающихся и учителей разных видов общеобразовательных учреждений.
Учитывая положительную динамику демографического прогноза на период до 2020 года, по которому школьный контингент значительно возрастет, при одновременном (ежегодном) введении по соответствующим классам новых федеральных государственных образовательных стандартов, вопрос обновления и пополнения кадрового состава учителей становится особенно актуальным.
На сегодняшний день 40% педагогов имеют высшую квалификационную категорию, в основном, это учителя, которые имеют большой стаж работы. Количество педагогов пенсионного возраста составляет 16% от общего числа (в городе Екатеринбурге - 20%). При этом, год от года увеличивается количество педагогов пенсионного возраста по таким предметам, как русский язык (2008 - 2009 учебный год - 11%, 2009 - 2010 - 13%, 2010 - 2011 - 16%), математика (2008 - 2009 учебный год - 15%, 2009 - 2010 - 17%, 2010 - 2011 - 21%), химия (2008 - 2009 учебный год - 14%, 2009 - 2010 - 18%, 2010 - 2011 - 22%). Педагоги-стажисты, с одной стороны, имеют большой опыт работы, с другой - нередко происходит "профессиональное выгорание" и нежелание осваивать инновационные методы и технологии, что приводит к несоответствию используемых педагогами образовательных технологий новым требованиям к результатам освоения основных образовательных программ начального и общего образования. Приток молодых специалистов явно недостаточен (4% в общей численности педагогов).
Таблица 1
Приток молодых специалистов в общеобразовательные учреждения
Наименование показателя |
2008 - 2009 учебный год |
2009 - 2010 учебный год |
2010 - 2011 учебный год |
Количество прибывших молодых специалистов |
36 |
44 |
155 |
Количество уволившихся молодых специалистов |
14 (39%) |
14 (32%) |
34 (22%) |
Для решения проблемы обеспеченности кадрами разработан ряд мер, направленных на привлечение молодых специалистов: социальная поддержка; работа на базе школ стажерских площадок, где каждый молодой педагог получает методическую поддержку от лучших и опытнейших учителей; создание Совета молодых специалистов для решения проблем, возникающих у начинающих педагогов; взаимодействие с профильными вузами.
Действенным механизмом для привлечения молодых педагогов в городские школы остается решение жилищного вопроса, поэтому актуальным вопросом является предоставление социального жилья учителям на период трудовых отношений со школами города Тюмени.
Обеспечение равных прав на образование включает в себя и обучение детей-мигрантов, для которых обучение в школах на русском языке становится серьезной проблемой, препятствующей их активной интеграции в новую культурную среду, и затягивает период социальной адаптации (2009 - 2010 учебный год - 448 детей-мигрантов, 2010 - 2011 учебный год - 614).
Главным результатом работы системы образования является успеваемость обучающихся. Итоги успеваемости тюменских школьников по результатам единого государственного экзамена ежегодно улучшаются: растет среднегородской балл по обязательным предметам (русский язык 2010 год - 60, 2011 год - 64,2; математика 2010 год - 45,8, 2011 год - 50,8) увеличивается численность выпускников, набравших высокие баллы (от 80 до 100 баллов). Однако, несмотря на положительную динамику успеваемости, в 2011 году 8 выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений не получили аттестат о среднем (полном) общем образовании, что составляет от общей численности выпускников 0,3% (2010 год - 0,3%, 2011 год - 0,3%, по Тюменской области в 2010 году - 0,13%, России в 2010 году - 1,1%).
Для решения проблемы необходимо обеспечивать постоянное информационно-методическое сопровождение дошкольных и общеобразовательных учреждений по вопросам реализации федеральных государственных требований дошкольного образования, федеральных государственных образовательных стандартов начального образования; оказывать поддержку деятельности молодых специалистов и творческих учителей через муниципальные гранты; организовывать на базе школ стажерские площадки для сопровождения молодых педагогов; разрабатывать и реализовывать проекты, содействующие интеграции мигрантов.
Одним из факторов, влияющих на качество школьного образования, является сохранение и укрепление здоровья.
Целенаправленная работа по реализации программ "Здоровье" в общеобразовательных учреждениях города позволила достичь определенных положительных результатов, а именно: снижение заболеваемости, связанной с нерациональным питанием детей; уменьшение доли детей, имеющих нарушение осанки.
Таблица 2
Заболеваемость
обучающихся города Тюмени (% от общего количества обучающихся)
Период |
Нарушения зрения |
Нарушения осанки |
Заболевания, связанные с нерациональным питанием |
|||
заболевания органов пищеварения |
дефицит массы тела |
избыточная масса |
анемия |
|||
2008 - 2009 учебный год |
17,6 |
31,3 |
4 |
3,5 |
3,7 |
0,9 |
2009 - 2010 учебный год |
17,3 |
29,3 |
3,7 |
3,2 |
3,4 |
1 |
2010 - 2011 учебный год |
18,8 |
27,7 |
3,2 |
2,8 |
3,4 |
0,9 |
Однако, несмотря на положительную динамику (Таблица 2) , по итогам 2010 - 2011 учебного года доля обучающихся, имеющих нарушение осанки, составила 27,7%; доля детей, имеющих заболевания, связанные с нерациональным питанием - 10,3%. Актуальной остается проблема нарушения остроты зрения - 18,8% обучающихся, что на 1,5% выше показателя аналогичного периода предыдущего года. Близорукость занимает ведущее место в этой патологии и является одной из причин инвалидности и ограничений в выборе профессии. Доля детей с вышеуказанными патологиями увеличивается к концу обучения, поэтому, решая задачу сохранения и укрепления здоровья ребенка, общеобразовательное учреждение должно уделять особое внимание профилактике школьно-обусловленных заболеваний, сдерживанию их прогрессирования.
Для этого реализуется ряд межведомственных проектов. Так, на привитие обучающимся навыков рационального питания направлены мероприятия: акция "Продукт дня", конкурс "Веселые старты", конкурс рецептов для школьной столовой, мастер-классы шеф-поваров, семинары эндокринологов, диетологов, гастроэнтерологов, игровые занятия, декады рационального питания (тематические классные часы, родительские собрания). С целью профилактики нарушений остроты зрения проводятся мастер-классы "Гимнастика для глаз", офтальмологические семинары для педагогов и родителей обучающихся, планируется реализация проекта по дистанционному скрининговому обследованию зрения. Для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата реализуется план по увеличению двигательной активности. Проект "Здоровая школа" охватывает все направления профилактики школьно-обусловленных заболеваний.
3) Неполное соответствие ресурсного обеспечения образовательных учреждений современным требованиям, наличие потребности в общеобразовательных учреждениях в строящихся микрорайонах.
Причины возникновения проблемы:
темпы строительства новых образовательных учреждений, а также проведения капитальных ремонтов и реконструкции зданий, возведенных по старым проектам, не соответствуют современным запросам системы образования;
недостаточное и морально устаревающее материально-техническое оснащение образовательного процесса большинства образовательных учреждений не позволяет эффективно реализовать требования новых федеральных государственных образовательных стандартов;
в значительной части образовательных учреждений отсутствует без- барьерная среда и специальное оснащение учебно-воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Численность детей школьного возраста, проживающих в Тюмени, в 2010 году составила 60526 человек.
В городе функционирует 92 школы, из них 85 - муниципальных, 3 - государственных (структурные подразделения учреждений высшего профессионального образования), 3 - негосударственных, 1 - частная.
Благоприятное социально-экономическое развитие города приводит к положительной демографической ситуации и миграционному приросту среди детей школьного возраста (так, в 2009 - 2010 учебном году количество обучающихся увеличилось на 1570 человек, в 2010 - 2011 учебном году - на 2630 человек). Вследствие активного строительства новых микрорайонов с неразвитой социальной инфраструктурой (в том числе отсутствием учреждений общего образования) проблема набирает остроту. Наибольшую потребность в местах в школах испытывают жилые районы: "Тюменский" (превышение наполняемости школ NN 65, 92 в два раза), "Заречный" (в 3-м Заречном микрорайоне школа отсутствует, переполнение двух школ, расположенных в 1-м, 2-м Заречных микрорайонах, - в 2,5 раза), "Восточный-2" (переполнение школы N 63 в 2 раза).
Развитие инфраструктуры общеобразовательных учреждений осуществляется посредством строительства новых школ (за прошедшие четыре года построены три новые школы (МАОУ СОШ NN 91, 92, 15). С 2009 года в городе проводится регулярный мониторинг технического состояния зданий с целью оперативного реагирования на возникающие проблемы. Потребность в проведении ремонтных работ капитального характера в общеобразовательных учреждениях определяется по такой же схеме, что и в дошкольных учреждениях.
Современные требования к условиям предоставления образования предусматривают, с одной стороны, обеспечение всем учащимся гарантий безопасности и сохранения здоровья, с другой стороны - оснащение образовательного процесса современным учебным и учебно-наглядным оборудованием.
Информационно-коммуникационная составляющая школьной инфраструктуры (внутришкольные сети, доступ к цифровым образовательным ресурсам как внутри школы, так и в Интернет, соответствующее компьютерное, интерактивное оборудование в школах имеется). Тем не менее, с 2005 года обновление и пополнение компьютерного парка ведется низкими темпами, цифровые лаборатории по предметам естественнонаучного цикла имеются только в трех общеобразовательных учреждениях, на 1 компьютер приходится 16 человек, хотя требования к условиям обучения по новым федеральным государственным образовательным стандартам - 1 компьютер - 1 ученик, 1 компьютер - 1 учитель, причем компьютеры должны быть оснащены вебкамерой. Каждый кабинет должен иметь точку доступа к сети, обеспечивающую одновременное подключение по беспроводной сети всех компьютеров.
Проблема беспрепятственного доступа детей-инвалидов в здания образовательных учреждений обусловлена тем, что большинство зданий построено по старым типовым проектам и нуждается в реконструкции и ремонте, с целью создания безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (пандусы, лифты, специализированное учебное оборудование и др.).
4) Недостаточная социальная адаптация обучающихся и воспитанников в условиях постшкольного развития и жизнедеятельности.
Причины возникновения проблемы:
незаинтересованность несовершеннолетних в планировании своей профессиональной и общественной деятельности;
недостаточный уровень применения полученных в ходе образовательного процесса знаний, умений, навыков в профессиональном самоопределении;
несформированность активной жизненной позиции несовершеннолетних для принятия самостоятельных позитивных решений.
Планирование своей профессиональной и социальной деятельности определяется наличием активной жизненной позиции и лидерских качеств несовершеннолетних, на формирование которых направлена деятельность детских общественных объединений, функционирующих на базе 53 общеобразовательных учреждений (в 2009 - 2010 учебном году - 47), в которых задействовано 27% обучающихся. Стремление к реализации активной позиции в социальной практике испытывает 1/4 часть обучающихся. Всего 1100 старшеклассников (менее 10%) принимают активное участие в волонтерском движении. Инфантилизм, отсутствие ответственности за достижение результатов собственного развития, неумение учитывать процессы, характерные для современного общества подтверждают данные результатов изучения мотивационно-потребностной сферы подростков: лишь 1/3 обучающихся рассматривают взаимосвязь между личными установками и достижением успеха в жизни и профессиональной карьере.
Результаты исследований ценностных ориентаций подростков (обследовано 2583 обучающихся школ города Тюмени) и социологических опросов по выявлению отношения обучающихся к своему здоровью, употреблению алкоголя, пива, наркотиков, совершению антиобщественных действий, отношения к родителям, учебе, труду (опрошено 9547 обучающихся 4-х, 9-х, 11-х классов) показывают, что обучающиеся не в состоянии соотнести свои возможности с умением планировать свою деятельность. Предпочтение такой ценностной позиции, как "Счастливая семейная жизнь" отдают 86% несовершеннолетних, 73% обучающихся оценивают "Собственное здоровье", "Наличие хороших и верных друзей" как фундаментальные ценности для своего образа жизни, 62% обучающихся негативно относятся к употреблению алкоголя и наркотиков.
О том, что "Материально обеспеченная жизнь" влияет на успешность личной и профессиональной карьеры, говорят 64% обучающихся, 47% респондентов оценивают "Активную, деятельную жизнь" как непривлекательную для себя.
По данным центра социально-профессионального самоопределения молодежи Института содержания и методов обучения РАО, 67% выпускников российских школ не имеют представлений ни о содержании дальнейшего образования, ни о предстоящей профессиональной деятельности, многие из них уповают на случай "как получится"; 27% считают, что об их дальнейшей трудовой и жизненной карьере должны позаботиться родители, и только 4% можно отнести к условно готовым для принятия решения на основе информации, полученной на профконсультациях в школе. Анализ уровня сформированности профессиональных интересов у обучающихся 9-11 классов в тюменских школах показывает, что область профессиональной деятельности четко определена у 48%, выбор неоднозначен - 41%, совершенно не сформирован - 11%.
В настоящее время школа в недостаточной мере выполняет функцию профессиональной ориентации выпускников на рабочие профессии с учетом их собственных интересов и реальной потребности на рынке труда. Об этом свидетельствует распределение выпускников 11 классов по каналам обучения (Таблица 3).
Таблица 3
Распределение
выпускников 11 классов по каналам обучения в городе Тюмени
|
Учреждения высшего профессионального образования (%) |
Учреждения среднего профессионального образования (%) |
Учреждения начального профессионального образования (%) |
2008 год |
84 |
14 |
2 |
2009 год |
87 |
12 |
1 |
2010 год |
91 |
8 |
1 |
По результатам исследований ценностных ориентаций у школьников города Тюмени, 47% десятиклассников оценивают "Активную, деятельную жизнь" как непривлекательную для себя, о чем, например, свидетельствует участие всего около 1500 человек в социально значимых акциях ("Тепло родного дома", "Весенняя неделя добра" и др.).
Такая позиция выражает неготовность подростков к взрослой жизни, неумение принимать самостоятельно решение.
В городе Тюмени проживает около 5000 детей от 0 до 18 лет с ограниченными возможностями здоровья. Создана сеть специальных (коррекционных) учреждений шести видов (6 школ и 4 детских сада). В 2010 - 2011 учебном году в систему психолого-педагогического сопровождения включено 4343 человека, из них охвачено обучением 1644 дошкольника и 2670 школьников, не обучающиеся по медицинским показаниям (29 человек) закреплены за консультационными пунктами. Не охвачены услугами дошкольного образования дети до 3-х лет, общего образования - выпускники, окончившие девять, одиннадцать классов. С 2009 года на базе трех общеобразовательных школ (МАОУ СОШ N 36, 68, 88) организовано дистанционное получение дополнительного образования 45 детям-инвалидам. Параллельно развивается инклюзивное образование. До недавнего времени дети с ограниченными возможностями здоровья в основном обучались в специализированных школах либо на дому, педагоги общеобразовательных школ не имели опыта работы в условиях инклюзивного образования, не всегда этому соответствует и материально-техническое обеспечение. Поэтому для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо создать материально-технические и методические условия с целью организации разных форм обучения, в том числе инклюзивного и дистанционного (обеспечение учебно-методической литературой, техническими и технологическими средствами коррекции нового поколения, подготовка педагогических кадров для работы с данной категорией детей).
5) Неразвитость системных подходов к раннему выявлению, сопровождению и поддержке одаренных детей.
Причины возникновения проблемы:
отсутствие массовой практики использования технологий образования, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
недостаточное взаимодействие с учреждениями высшего профессионального образования в части использования педагогических и материальных ресурсов.
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", новые федеральные государственные стандарты общего образования ориентируют нас на создание системы поиска и поддержки талантливых детей.
В образовательном пространстве города традиционно сложился комплекс мероприятий по работе с одаренными детьми, включающий в себя разнообразные формы (олимпиады, научно-практические конференции, интеллектуальные марафоны и др.). Однако, разрозненность и разобщенность этих мероприятий не позволяли в последние годы получать высокие результаты, в том числе на всероссийском уровне и отслеживать траекторию развития одаренного ребенка.
Важным отборочным мероприятием федерального масштаба является всероссийская олимпиада школьников. Школьным уровнем олимпиады охвачено около 16% обучающихся (средний охват школьным уровнем по Российской Федерации - 32%). Муниципальным уровнем охват составил в городе Тюмени 6% (средний по России - 9,5%). Также в последние годы обозначилась тревожная тенденция снижения качества выполнения олимпиадных заданий. Среди призеров и победителей заключительного этапа всероссийской олимпиады, проводимого в 2010 - 2011 учебном году, было только 2 обучающихся тюменских школ (город Екатеринбург - 14 призеров и победителей, город Челябинск - 32). Безусловно, одним из факторов достижения высоких результатов в работе с одаренными детьми является профессиональная компетентность педагогов. Однако, повышение квалификации и обмен опытом работы с одаренными детьми происходит, в основном, на городском уровне.
Таким образом, актуальными задачами являются: организация системного взаимодействия с высшей школой, организация выездных образовательных маршрутов и участия одаренных детей во всероссийских тренингах, например, "Путь к Олимпу" (программа "Путь к Олимпу" проходит в три потока на базе лучших столичных вузов (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Российский химико-технологический университет им. Менделеева, Московский государственный областной университет, Институт космических исследований РАН и др.), повышение профессиональных компетенций педагогов.
3. Цели и задачи Программы
Стратегическая цель, на реализацию которой направлены мероприятия Программы (согласно концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", приоритетному национальному проекту "Образование"):
Повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества.
Цель Программы:
Создание условий для инновационного и социально-ориентированного развития системы образования города Тюмени.
N п/п |
Задачи |
Решаемые проблемы |
Ожидаемый социально-экономический эффект |
Сроки реализации мероприятий (год, квартал) |
Ответственный (участники)* |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Цель программы: Создание условий для инновационного и социально-ориентированного развития системы образования города Тюмени. | |||||
1. |
Обеспечить доступность качественного дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями |
Наличие неудовлетворенного спроса на получение услуг по содержанию, присмотру, воспитанию и образованию в дошкольных учреждениях |
Обеспечение детям равных возможностей получения доступного качественного дошкольного образования |
В течение 2012 - 2014 |
Департамент образования (МБОУ ИМЦ, ДОУ, ДИО) |
2. |
Обеспечить готовность всех школ к поэтапному переходу на новые федеральные государственные образовательные стандарты в соответствии с современными требованиями к материально-техническим, информационно-методическим и кадровым ресурсам |
Недостаточный уровень качества общего образования в части достижения комплексных результатов обучения в соответствии с требованиями современного общества |
Повышение качества общего образования, в том числе достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов освоения обучающимися федеральных образовательных стандартов |
В течение 2012 - 2014 |
Департамент образования (МБОУ ИМЦ, ОУ) |
3. |
Создать современную образовательную инфраструктуру |
Неполное соответствие ресурсного обеспечения образовательных учреждений современным требованиям, наличие потребности в общеобразовательных учреждениях в строящихся микрорайонах |
Повышение уровня доступа обучающихся к современным условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, независимо от их вида, типа, статуса |
В течение 2012 - 2014 |
Департамент образования (ОУ, департамент здравоохранения, ДИО) |
4. |
Создать условия для успешной социализации и развития обучающихся и воспитанников |
Недостаточная социальная адаптация обучающихся и воспитанников в условиях постшкольного развития и жизнедеятельности |
Формирование и развитие навыков успешной социализации у обучающихся и воспитанников |
В течение 2012 - 2014 |
Департамент образования (МБОУ ИМЦ, ДОУ, ОУ) |
5. |
Создать условия для массового проявления и развития интеллектуальной одаренности и талантов у детей |
Неразвитость системных подходов к раннему выявлению, сопровождению, поддержке одаренных детей |
Активное выявление и развитие способностей одаренных детей во всех общеобразовательных учреждениях |
В течение 2012 - 2014 |
Департамент образования (МБОУ ИМЦ, ОУ, ДЭиСР) |
* Сокращенное наименование ответственных (участников) программы:
МБОУ ИМЦ - муниципальное образовательное учреждение "Информационно-методический центр"
ДОУ - дошкольные образовательные учреждения
ОУ - общеобразовательные учреждения
ДИО - департамент имущественных отношений
ДЭиСР - департамент экономики и стратегического развития
Распоряжением Администрации г. Тюмени от 18 марта 2013 г. N 162-рк раздел 4 настоящего приложения изложен в новой редакции
4. Основные показатели результативности выполнения Программы
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Формула расчета |
Необходимое направление изменений (^, v, 0) * |
Базовые значения |
Плановые значения |
Темпы прироста** |
|||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Цель: Создание условий для инновационного и социально-ориентированного развития системы образования города Тюмени | ||||||||||
Общие показатели программы | ||||||||||
1. |
Доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, не получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании, в общей численности выпускников |
% |
, где: - количество выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений не получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании (чел.); - количество выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений (чел.). |
v |
0,3 |
0,3 |
0 |
0 |
0 |
Х |
2. |
Уровень физической подготовленности обучающихся: |
|
, где - количество учащихся, отнесенных к высокому уровню физической подготовленности, (чел.); Общ - число детей школьного возраста, (чел.); |
|
|
|
|
|
|
|
высокий уровень |
% |
^ |
17,7 |
20,3 |
21,5 |
21,5 |
21,5 |
5,9 |
||
средний уровень |
% |
, где - количество учащихся, отнесенных к среднему уровню физической подготовленности, (чел.); Общ - число детей школьного возраста, (чел.); |
v |
69,7 |
67,6 |
66,3 |
66,4 |
66,5 |
-1,6 |
|
низкий уровень |
% |
, где - количество учащихся, отнесенных к низкому уровню физической подготовленности, (чел.); Общ - число детей школьного возраста, (чел.). |
v |
12,6 |
12,1 |
12,2 |
12,1 |
12 |
-0,8 |
|
3. |
Уровень состояния здоровья детей школьного возраста: |
|
Мониторинг значений показателя осуществляет департамент здравоохранения Администрации города Тюмени |
|
|
|
|
|
|
|
1-я группа здоровья - здоровые дети; |
% |
, где - количество учащихся, отнесенных к первой группе здоровья, (чел.); Общ - число детей школьного возраста, (чел.); |
^ |
5,7 |
8,3 |
9 |
9 |
9 |
8,4 |
|
2-я группа здоровья - здоровые дети, имеющие риск формирования хронических заболеваний; |
% |
, где - количество учащихся, отнесенных ко второй группе здоровья, (чел.); Общ - число детей школьного возраста, (чел.); |
^ |
75,7 |
74,6 |
76,2 |
76,3 |
76,4 |
2,4 |
|
3-я группа здоровья - дети, имеющие хронические заболевания в состоянии компенсации; |
% |
, где - количество учащихся, отнесенных к третьей группе здоровья, (чел.); Общ - число детей школьного возраста, (чел.); |
v |
16,9 |
15,6 |
13,7 |
13,6 |
13,5 |
-13,5 |
|
4-я группа здоровья - дети, имеющие хронические заболевания в состоянии субкомпенсации; |
% |
, где - количество учащихся, отнесенных к четвертой группе здоровья, (чел.); Общ - число детей школьного возраста, (чел.); |
v |
1,3 |
0,9 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
-66,7 |
|
5-я группа здоровья - дети, имеющие тяжелые хронические заболевания в состоянии декомпенсации. |
% |
, где - количество учащихся, отнесенных к пятой группе здоровья, (чел.); Общ - число детей школьного возраста, (чел.). |
0 |
0,4 |
0,6 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
33,3 |
|
Показатели выполнения задач Программы | ||||||||||
Задача 1: Обеспечить доступность качественного дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями | ||||||||||
4. |
Доля детей дошкольного возраста (от 2 до 6 лет), посещающих учреждения дошкольного образования |
% |
, где: - численность детей дошкольного возраста (от 2 до 6 лет), посещающих учреждения дошкольного образования (чел.); - численность детей дошкольного возраста от 2 до 6 лет, проживающих в городе и нуждающихся в предоставлении места в дошкольном учреждении (чел.). |
^ |
93,2 |
94,5 |
92,3 |
94,0 |
90,7 |
-4 |
Задача 2: Обеспечить готовность всех школ к поэтапному переходу на новые федеральные государственные образовательные стандарты в соответствии с современными требованиями к материально-техническим, информационно-методическим и кадровым ресурсам | ||||||||||
5. |
Удельный вес численности школьников, обучающихся по новым федеральным государственным стандартам от общего числа учащихся начальной и основной школы |
% |
, где: - численность школьников, обучающихся по новым федеральным государственным стандартам (чел.); - количество учащихся начальной и основной школы (чел.). |
^ |
1 |
15 |
27 |
34 |
39 |
160 |
Задача 3: Создать современную образовательную инфраструктуру | ||||||||||
6. |
Доля обучающихся, которым обеспечен доступ к современным условиям обучения в общеобразовательных учреждениях |
% |
, где: - количество обучающихся в образовательном учреждении, (чел.); n - количество образовательных учреждений, (ед.); - количество обучающихся в образовательном учреждении, которое соответствует не менее чем 10 критериям, (чел.)*** |
^ |
70,6 |
71,3 |
74,1 |
78,5 |
81,7 |
14,6 |
Задача 4: Создать условия для успешной социализации и развития обучающихся и воспитанников | ||||||||||
7. |
Доля детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения общего образования, в общей численности детей с ОВЗ и детей-инвалидов школьного возраста |
% |
, где: - численность детей с ограниченными возможностями и детей инвалидов в городе Тюмени (чел.); - численность детей с ограниченными возможностями и детей инвалидов, которым созданы условия для получения общего образования (чел.). |
0 |
98 |
98 |
98 |
98 |
98 |
0 |
8. |
Доля обучающихся по программам предпрофильного и профильного образования в общей численности детей 9 - 11 классов |
% |
, где: - количество обучающихся 9 классов, охваченных предпрофильным обучением и количество обучающихся 10 - 11 классов, охваченных профильным обучением (чел.); - количество обучающихся 9 - 11 классов (чел.). |
^ |
59 |
61 |
64 |
68 |
85 |
39,3 |
Задача 5: Создать условия для массового проявления и развития интеллектуальной одаренности и талантов у детей | ||||||||||
9. |
Доля участников школьного этапа Всероссийской олимпиады в общей численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях |
% |
, где: - количество обучающихся 2 - 11 классов, участников школьного этапа Всероссийской олимпиады (чел.); - количество обучающихся 1 - 11 классов (чел.). |
^ |
16 |
33,4 |
40 |
50 |
70 |
109,6 |
10. |
Доля победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады из тюменских школ |
% |
, где: - количество победителей и призеров от тюменских школ в региональном этапе Всероссийской олимпиады (чел.); - общее количество победителей регионального этапа Всероссийской олимпиады (чел.). |
^ |
23 |
23,3 |
30 |
35 |
40 |
71,7 |
11. |
Доля участников конкурсов, конференций различных уровней в общей численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях города Тюмени |
% |
где: - количество обучающихся - участников конкурсов, конференций на 1-ой ступени (чел.); - количество обучающихся 1-ой ступени (чел.); - количество обучающихся - участников конкурсов, конференций на 2-ой ступени (чел.); - количество обучающихся 2-ой ступени (чел.); - количество обучающихся - участников конкурсов, конференций на 3-ей ступени (чел.); - количество обучающихся 3-ей ступени (чел.). |
^ |
54,2 |
54,3 |
60 |
65 |
75 |
38,1 |
* условные обозначения:
^ - увеличение значения показателя; v - уменьшение значения показателя; 0 - без изменений.
** для прямого показателя, а также для показателя, необходимое направление изменений значение которого - "0", значение графы 11 рассчитывается по формуле: (гр. 10/гр. 7*100) - 100, %; для обратного показателя значение графы 11 рассчитывается по формуле: (гр. 7/гр. 10*100) - 100, %.
*** Критерии к показателю 6:
- Наличие работающей системы холодного и горячего водоснабжения (включая локальные системы), обеспечивающей необходимый санитарный и питьевой режим в соответствии с СанПиН;
- Соответствие электропроводки здания современным требованиям безопасности;
- Наличие в учреждении собственных (или на условиях договора пользования) компьютерных классов, оборудованных металлической дверью, электропроводкой, кондиционером или проточно-вытяжной вентиляцией, немеловыми досками, и площадью, обеспечивающей установку компьютеров в количестве не менее m/2 + 2, включая компьютер учителя (где m - проектная наполняемость классов в соответствии с предельной численностью контингента школы) из расчета не менее 1 кабинета на 400 учащихся (но не менее 1 класса в учреждении);
- Наличие в учреждении кабинета физики с подводкой низковольтного электропитания к партам учащихся (включая независимые источники) и лаборантской (для школ, имеющих классы старше 7-го);
- Наличие в учреждении кабинета химии с вытяжкой и подводкой воды к партам учащихся и лаборантской (для школ, имеющих классы старше 7-го);
- Организация горячего питания;
- Наличие в здании, где расположено учреждение, собственного (или на условиях договора пользования) лицензированного медицинского кабинета;
- Наличие у учреждения компьютеров для осуществления образовательного процесса из расчета 1 компьютер на 16 обучающихся;
- Наличие у учреждения комплекта лицензионного или свободно распространяемого общесистемного и прикладного программного обеспечения (операционная система, офисные программы (редакторы текстов, таблиц), СУБД, навигаторы) для каждого установленного компьютера;
- Наличие у учреждения (или на условиях договора пользования) оборудованной территории для реализации раздела "Легкая атлетика" программы по физической культуре (размеченные дорожки для бега со специальным покрытием, оборудованный сектор для метания и прыжков в длину);
- Полная обеспеченность образовательного процесса учителями в соответствии со специальностью;
- Обеспеченность программ профильного обучения и предпрофильной подготовки учителями не ниже 2-ой квалификационной категории.
Обоснование динамики плановых значений показателей результативности
1. "Доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, не получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании, в общей численности выпускников"
Чем ниже значение показателя, тем эффективнее деятельность органов местного самоуправления городских округов в сфере образования.
2. "Уровень физической подготовленности обучающихся: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень"
Значение показателя рассчитывается по итогам учебного года на основании нормативов, установленных комплексной программой физического воспитания (А.А. Лях, В.И. Зданевич). Динамика значений показателя основана на статистических данных об уровне физической подготовленности обучающихся за последние 3 года с учетом эффективности физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательных учреждениях (внедрение 3-его часа физкультуры, проведение спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий).
3. "Уровень состояния здоровья детей школьного возраста: 1-я группа здоровья - здоровые дети, 2-я группа здоровья - здоровые дети, имеющие риск формирования хронических заболеваний, 3-я группа здоровья - дети, имеющие хронические заболевания в состоянии компенсации, 4-я группа здоровья - дети, имеющие хронические заболевания в состоянии субкомпенсации, 5-я группа здоровья - дети, имеющие тяжелые хронические заболевания в состоянии декомпенсации"
Значение показателя рассчитывается по итогам года на основании данных о заболеваемости обучающихся общеобразовательных учреждений. Динамика значений показателя основана на анализе статистических данных о состоянии здоровья обучающихся общеобразовательных учреждений, полученных при анализе амбулаторных карт детей за последние 3 года с учетом эффективности работы по сохранению и укреплению здоровья детей в образовательных учреждениях (реализация межведомственных проектов "Здоровая школа", "Зарядка для школьников", "Каникулы здоровья", "Первая помощь", дистанционное скрининговое обследование зрения, сотрудничество с детским центром здоровья, активная просветительская работа среди детей, родителей, педагогов о мерах профилактики заболеваний, в том числе инфекционных, формирование у детей навыков здорового образа жизни, улучшение качества горячего школьного питания, усиление контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима).
4. "Доля детей дошкольного возраста (от 2 до 6 лет), посещающих учреждения дошкольного образования"
В течение 2011 - 2014 годов планируется провести мероприятия:
2011 год - открытие дополнительных мест, из них: в 43 действующих детских садах 53 группы, открытие после реконструкции д/с N 164 (ул. Пермякова, 54б) и д/с N 183 (ул. Радищева);
2012 год - комплексный капитальный ремонт зданий по адресам: ул. Северная, 4, ул. 50 лет Октября, 32а, ул. 50 лет ВЛКСМ, 103, ул. Пермякова, 54б (блок А, блок Б), ул. Рижская, 57.
2013 - 2014 годы - проведение капитального ремонта здания по адресу ул. Рижская, 82, приобретение части здания по адресу ул. Федюнинского, 11б (МАДОУ Д/С N 130); строительство детских садов: в 3 - 5 Заречные микрорайоны; в районе Тюменский - 3; Восточный - 2, Восточный - 3; реконструкция нежилого здания по адресу ул. Мурманская, 19, реконструкция зданий по адресам: ул. Киевская, 65, ул. Куйбышева, 112, ул. Широтная, 114, корп. 1.
Таблица 4
Динамика количества
мест в дошкольных образовательных учреждениях города Тюмени
Наименование показателя |
на 01.01.2011 |
на 01.01.2012 |
на 01.01.2013 |
на 01.01.2014 |
на 01.01.2015 |
Количество детей от 2 до 6 лет, чел. |
37212 |
40053 |
43712 |
47203 |
51425 |
Количество детей, посещающих д/с (коэффициент уплотнения 1,27), чел. |
32245 |
35011 |
37147 |
40865 |
45041 |
Потребность в местах в детских садах (в среднем 92,1% от общего количества детей от 2 до 6 лет), ед. |
34607 |
37049 |
40258 |
43474 |
47362 |
Охват детей, % |
93,2% |
94,5% |
92,3% |
94,0% |
95,1% |
5. "Удельный вес численности школьников, обучающихся по новым федеральным государственным стандартам от общего числа учащихся начальной и основной школы".
При расчете значений показателя учитываются следующие документы:
письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 N 03-255 "О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования";
распоряжение Правительства Тюменской области от 05.10.2010 "О плане действий по модернизации общего образования в Тюменской области на 2011 - 2015 годы, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы "Наша новая школа";
приказ департамента образования и науки Тюменской области от 21.04.2010 N 408а/ОД "Об апробации федеральных государственных образовательных стандартов начального образования в 2010 году";
приказ департамента образования и науки Тюменской области от 16.06.2011 N 604/ОД "О пилотных площадках по апробации введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
В 2011 году по плану должны перейти на новый федеральный государственный образовательный стандарт все обучающиеся первых классов общеобразовательных школ города. Затем планируется переход остальных классов согласно вышеперечисленным документам.
6. "Доля обучающихся, которым обеспечен доступ к современным условиям обучения в общеобразовательных учреждениях".
Рост значения показателя до 81,7% в 2014 году обусловлен проведением капитальных ремонтных работ в общеобразовательных учреждениях и обновлением и пополнением учреждений современным учебным оборудованием.
7. "Доля детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения общего образования, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов школьного возраста".
Охват детей общим образованием не достигает 100%, так как учитывает только детей, которые подлежат обучению по медицинским показаниям.
8. "Доля обучающихся по программам предпрофильного и профильного образования в общей численности детей 9 - 11 классов".
Рост значения показателя обусловлен увеличением количества обучающихся в 9-ых классах, которые охвачены предпрофильным образованием в полном составе и увеличением количества обучающихся 10 - 11 классов в профильных классах, и по индивидуальным образовательным траекториям в общеобразовательных классах. Также на рост значения показателя влияет эффективная профориентационная работа.
9. 11 "Доля участников школьного этапа Всероссийской олимпиады в общей численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях", "Доля участников конкурсов, конференций различных уровней в общей численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях города Тюмени".
Проведение мероприятий, направленных на выявление детской одаренности и талантов, а также мотивация таких детей через организацию поездок в образовательные и культурные центры повлияют на динамику значений показателя к концу 2014 года: прирост составит 109,6% (показатель 8) и 38,1% (показатель 10) (в число участников школьного этапа входят обучающиеся 2 - 11 классов, в общее количество - обучающиеся 1 - 11 классов).
10. "Доля победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады из тюменских школ".
В региональном этапе Всероссийской олимпиады участвуют обучающиеся 28 территорий юга Тюменской области. Благодаря плановым мероприятиям ожидается увеличение показателя к концу 2014 года до 40%. При достижении 40% победителей и призеров обучающихся школ города Тюмени, будет достигнут показатель от общего количества победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады около 30%.
5. Сроки реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 2012 - 2014 годы.
Распоряжением Администрации г. Тюмени от 30 сентября 2013 г. N 594-рк раздел 6 настоящего приложения изложен в новой редакции
6. Финансовое обеспечение программных мероприятий, источники финансирования
Всего на реализацию мероприятий Программы требуется 21 130 145 тыс. рублей, в том числе по годам:
2012 - 5 984 813 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 1 410 894 тыс. рублей;
бюджет Тюменской области: 4 573 919 тыс. рублей;
2013 - 8 568 274 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 2 039 449 тыс. рублей;
бюджет Тюменской области: 6 528 825 тыс. рублей;
2014 - 6 577 058 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 767 881 тыс. рублей;
бюджет Тюменской области: 5 809 177 тыс. рублей.
7. Организация управления реализацией Программы
7.1. Реализация Программы осуществляется в соответствии с действующими правовыми актами города Тюмени, определяющими механизм реализации муниципальных программ, а также в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тюменской области.
7.2. Департамент образования Администрации города Тюмени:
а) осуществляет выполнение мероприятий Программы;
б) готовит отчет о выполнении Программы, включая меры по повышению эффективности ее реализации;
в) несет ответственность за достижение цели и решение задач, за обеспечение достижения целевых значений показателей в ходе реализации Программы;
г) осуществляет контроль за реализацией мероприятий Программы.
7.3. Система мероприятий Программы предусматривает участие:
а) департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени в части обеспечения организации и технического надзора за проведением строительных и ремонтных работ капитального характера, реконструкции зданий и разработкой ПСД; обеспечения жильем педагогических работников;
б) департамента экономики и стратегического развития в части организации и развития межмуниципального сотрудничества по вопросам развития одаренных детей;
в) департамента здравоохранения Администрации города Тюмени в части сохранения здоровья обучающихся и воспитанников;
г) муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждений, подведомственных департаменту образования Администрации города Тюмени;
д) муниципальных общеобразовательных учреждений;
муниципальных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
е) муниципальных образовательных учреждений центров психолого-педагогической реабилитации и коррекции;
ж) муниципального образовательного учреждения "Информационно-методический центр".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.