Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 2. Основные требования к проведению антикоррупционной экспертизы нормативных актов и проектов нормативных актов
1. Коррупциогенными факторами признаются положения нормативных актов и проектов нормативных актов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при их применении, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики, либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать и провоцировать их.
2. Эффективность проведения антикоррупционной экспертизы определяется ее обоснованностью, объективностью и проверяемостью результатов.
3. Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного акта и проекта нормативного акта и излагать ее результаты в заключении с учетом состава и последовательности коррупциогенных факторов, в том числе с указанием структурных единиц нормативного акта и проекта нормативного акта (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы).
4. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы в заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в нормативных актах и проектах нормативных актов, выявленных коррупциогенных факторов. Факторы, не относящиеся к коррупциогенным в рамках данного Порядка, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, также указываются в заключении.
5. Проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных актов осуществляется нормативно-методическим отделом на стадии согласования документов.
6. При выявлении в рамках антикоррупционной экспертизы квалифицирующих признаков, относящихся к коррупциогенным факторам в действующих муниципальных правовых актах, в том числе связанных с необходимостью внесения в них соответствующих изменений и дополнений, обусловленных вступлением в силу федеральных и областных нормативных правовых актов, по решению нормативно - методического отдела проводится антикоррупционная экспертиза с последующим направлением заключения разработчикам проектов для устранения вывяленных нарушений.
Разработчики проектов в 10-дневный срок с момента получения соответствующего заключения нормативно - методического отдела, в котором отражены сведения о наличии коррупциогенных факторов, разрабатывают соответствующие проекты нормативных актов о внесении изменений и дополнений, либо о признании утратившими силу действующих нормативных актов.
7. В ходе проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов и проектов нормативных актов проводится системный анализ текста на предмет выявления квалифицирующих признаков коррупциогенных факторов, определенных в подпунктах 1 и 2 настоящего Порядка.
1) Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов местного самоуправления (их должностных лиц);
б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц);
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
д) принятие муниципального правового акта сверх компетенции - нарушение компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии муниципальных правовых актов;
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
2) Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
б) злоупотребление правом заявителя органом местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
8. К участию в проведении антикоррупционной экспертизы по решению уполномоченного органа могут привлекаться представители разработчиков проектов нормативных актов, а также лица (эксперты), имеющие специальные познания в определенной области правоотношений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.