Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства
Тюменской области
от 11 февраля 2008 г. N 42-п
Порядок
проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых
актов Тюменской области и иных документов в целях выявления в них
положений, способствующих созданию условий
для проявления коррупции
6 апреля, 13 июля, 26 октября 2009 г., 5 апреля 2010 г., 30 января, 20 июня 2012 г., 30 июля 2013 г., 20 января, 3 февраля, 11 августа, 18 ноября 2014 г., 7 сентября 2015 г., 20 марта, 8 ноября 2017 г.
1. Общие положения
Постановлением Правительства Тюменской области от 30 января 2012 г. N 32-п в пункт 1.1 настоящего приложения внесены изменения
1.1. Настоящим Порядком устанавливаются правила проведения антикоррупционной экспертизы проектов постановлений Губернатора и Правительства Тюменской области, распоряжений органов исполнительной власти области (при утверждении административных регламентов), проектов законов Тюменской области, вносимых Губернатором в порядке законодательной инициативы, в том числе технических заданий на их разработку (далее также - нормативные правовые акты и иные документы), а также процедура оформления и направления соответствующих заключений по итогам антикоррупционной экспертизы.
1.2. Основной задачей проведения антикоррупционной экспертизы является обеспечение выявления при подготовке и принятии нормативных правовых актов и иных документов коррупционных факторов и коррупциогенных норм, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Постановлением Правительства Тюменской области от 3 февраля 2014 г. N 33-п в пункт 1.3 настоящего приложения внесены изменения
1.3. Уполномоченным органом по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов является главное правовое управление Правительства Тюменской области.
1.4. Руководители органов исполнительной власти области (разработчики проектов) обеспечивают подготовку проектов нормативных правовых актов и иных документов, не содержащих коррупционных факторов, перечисленных в разделе 2 настоящего порядка, в том числе несут персональную ответственность за полноту, достоверность и соответствие проектов нормативных правовых актов и иных документов антикоррупционным требованиям.
На стадии разработки проектов нормативных правовых актов и иных документов юридические службы (специалисты-юристы) органов исполнительной власти области осуществляют обязательное визирование проектов и обеспечивают отсутствие коррупционных факторов в разрабатываемых документах.
2. Основные требования к проведению антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов и иных документов
2.1. Коррупционными факторами признаются положения проектов нормативных правовых актов и иных документов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при их применении, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать и провоцировать их.
2.2. Эффективность проведения антикоррупционной экспертизы определяется ее обоснованностью, объективностью и проверяемостью результатов.
2.3. Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы проекта и излагать ее результаты в заключении с учетом состава и последовательности коррупционных факторов, в том числе с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы).
2.4. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы в экспертном заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупционных факторов. Факторы, не относящиеся к коррупциогенным в рамках данного порядка, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, также указываются в заключении.
Постановлением Правительства Тюменской области от 3 февраля 2014 г. N 33-п пункт 2.5 настоящего приложения изложен в новой редакции
2.5. Проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Тюменской области осуществляется Главным правовым управлением Правительства Тюменской области на стадии согласования документов, одновременно с проведением правовой экспертизы в сроки, установленные Регламентом Правительства Тюменской области и Правилами разработки и утверждения административных регламентов, утвержденными Правительством Тюменской области.
Первоначальная антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов, а также проектов распоряжений об утверждении административных регламентов до их направления в Главное правовое управление Правительства Тюменской области осуществляется исполнительными органами государственной власти Тюменской области с учетом требований настоящего Порядка. Специалисты данных органов, осуществляющие экспертизу, несут ответственность за соответствие данных проектов действующему законодательству.
2.6. Антикоррупционная экспертиза иных документов осуществляется на основании соответствующих поручений начальника главного правового управления Правительства области с указанием сроков ее проведения в зависимости от объема и сложности документов.
2.7. При выявлении в рамках правовой экспертизы и правового мониторинга квалифицирующих признаков, относящихся к коррупционным факторам в действующих нормативных правовых актах и иных документах, принятых в период до введения настоящего порядка, в том числе связанных с необходимостью внесения в них соответствующих изменений и дополнений, обусловленных вступлением в силу федеральных и областных нормативных правовых актов, по решению начальника главного правового управления Правительства области проводится антикоррупционная экспертиза с последующим направлением заключения в соответствующие органы исполнительной власти области.
Руководители органов исполнительной власти области при получении соответствующего заключения главного правового управления Правительства области, в котором отражены сведения о наличии коррупционных факторов, в 10-дневный срок разрабатывают соответствующие проекты о внесении изменений и дополнений либо признании утратившими силу действующих нормативных правовых актов.
2.8. В ходе проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов проводится системный анализ текста на предмет выявления квалифицирующих признаков коррупциогенных факторов, определенных в подпунктах 2.8.1. и 2.8.2. настоящего порядка.
Постановлением Правительства Тюменской области от 7 сентября 2015 г. N 420-п пункт 2.8.1 настоящего приложения изложен в новой редакции
2.8.1. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц);
б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага);
и) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
Постановлением Правительства Тюменской области от 7 сентября 2015 г. N 420-п пункт 2.8.2 настоящего приложения изложен в новой редакции
2.8.2. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
б) злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
2.9. В случае необходимости к участию в проведении антикоррупционной экспертизы по решению начальника главного правового управления Правительства области могут привлекаться представители разработчиков проектов нормативных правовых актов, а также лица (эксперты), имеющие специальные познания в определенной области правоотношений.
3. Оформление результатов антикоррупционной экспертизы проектов
нормативных правовых актов и иных документов, направление
заключений в органы исполнительной власти
и должностным лицам
3.1. В правовые заключения главного правового управления Правительства области на проекты нормативных правовых актов в качестве составной части включается отдельный раздел - антикоррупционная экспертиза.
При проведении антикоррупционной экспертизы иных документов в соответствии с данным порядком оформляется самостоятельное заключение.
3.2. При проведении антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов и при выявлении в них коррупционных факторов в заключении главного правового управления Правительства Тюменской области проводится их описание, указываются предложения и рекомендации, направленные на устранение или ограничение действий таких факторов, в том числе следующие сведения:
- основания для проведения антикоррупционной экспертизы;
- перечень выявленных коррупциогенных факторов с указанием их признаков, ссылками на структуру документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) в соответствии с настоящим порядком.
3.3. Заключение экспертизы по проектам нормативных правовых актов оформляется на бланке главного правового управления Правительства области и подписывается его начальником в соответствии с Регламентом Правительства Тюменской области.
Постановлением Правительства Тюменской области от 30 января 2012 г. N 32-п в пункт 3.4 настоящего приложения внесены изменения
3.4. Заключение, составленное по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов, направляется в соответствующие органы исполнительной власти области и должностным лицам.
Доработанные проекты нормативных правовых актов и иных документов направляются в главное правовое управление Правительства Тюменской области для повторной антикоррупционной экспертизы. При отсутствии в доработанных материалах коррупционных факторов проекты визируются начальником главного правового управления Правительства области без заключения и возвращаются руководителям органов исполнительной власти и должностным лицам, по инициативе которых были подготовлены соответствующие документы.
В случае несогласия с заключением экспертизы разработчик проекта готовит пояснительную записку с обоснованием и аргументацией своего несогласия (возражения). При внесении проекта на рассмотрение Губернатору области и на заседание Президиума Правительства или Правительства области к материалам проекта прилагаются все поступившие заключения и возражения.
Порядок согласования и принятие проектов распоряжений органов исполнительной власти области (при утверждении административных регламентов) осуществляется в соответствии с Правилами разработки и утверждения административных регламентов, утвержденными Правительством области.
Постановлением Правительства Тюменской области от 20 января 2014 г. N 18-п в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Независимая антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов
4.1. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации юридическими лицами и физическими лицами.
4.2. Исключен.
См. текст пункта 4.2
Пункт 4.3 изменен с 9 ноября 2017 г. - Постановление Правительства Тюменской области от 8 ноября 2017 г. N 539-п
4.3. Для проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекта постановления Губернатора Тюменской области или проекта постановления Правительства Тюменской области (за исключением проектов, предусматривающих утверждение или изменение государственных программ Тюменской области и проектов о награждении областными наградами) орган исполнительной власти Тюменской области (разработчик проекта) размещает проект постановления Губернатора Тюменской области или проект постановления Правительства Тюменской области в сети Интернет на Официальном портале органов государственной власти Тюменской области в разделе "Власть" - "Открытое правительство" - "Экспертиза проектов НПА и НПА" в подразделе "Независимая антикоррупционная экспертиза" в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на согласование в соответствии с Регламентом Правительства Тюменской области.
Постановлением Правительства Тюменской области от 7 сентября 2015 г. N 420-п в пункт 4.4 настоящего приложения внесены изменения
4.4. Для проведения независимой антикоррупционной экспертизы, экспертизы проекта закона Тюменской области законопроект одновременно с направлением на согласование руководителю аппарата Губернатора области размещается Главным правовым управлением не менее чем на семь календарных дней в сети Интернет на официальном Портале органов государственной власти Тюменской области в разделе "Власть" - "Открытое правительство" - "Экспертиза проектов НПА и НПА" в подразделе "Независимая антикоррупционная экспертиза".
Постановлением Правительства Тюменской области от 7 сентября 2015 г. N 420-п в пункт 4.5 настоящего приложения внесены изменения
4.5. При размещении проекта постановления Губернатора области, проекта постановления Правительства Тюменской области в сети Интернет на официальном Портале органов государственной власти Тюменской области в разделе "Власть" - "Открытое правительство" - "Экспертиза проектов НПА и НПА" в подразделе "Независимая антикоррупционная экспертиза" разработчиком указывается период (срок) для проведения независимой экспертизы и направления соответствующих экспертных заключений независимыми экспертами, который не может быть менее 7 календарных дней со дня размещения проекта нормативного правового акта на Портале.
По результатам независимой антикоррупционной экспертизы, экспертизы составляется экспертное заключение, которое независимыми экспертами направляется разработчику проекта по адресу, указанному в сети Интернет на официальном Портале органов государственной власти Тюменской области в разделе "Власть" - "Открытое правительство" - "Экспертиза проектов НПА и НПА" в подразделе "Независимая антикоррупционная экспертиза".
Абзац третий исключен.
См. текст абзаца третьего пункта 4.5
К проекту нормативного правового акта прилагаются все поступившие в орган исполнительной власти экспертные заключения независимых экспертов. В случае если указанные заключения не поступили в установленные сроки, то данная информация указывается в пояснительной записке к проекту.
Экспертное заключение, поступившее разработчику проекта в бумажном или электронном виде, регистрируется в соответствии с правилами делопроизводства, утвержденными приказом исполнительного органа государственной власти Тюменской области - разработчика соответствующего проекта.
Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению разработчиком проекта в срок 30 календарных дней со дня его регистрации. По результатам рассмотрения в рамках вышеуказанного срока независимому эксперту, проводившему независимую антикоррупционную экспертизу, направляется мотивированный отзыв (за исключением случаев, когда в заключении отсутствует информация о выявленных коррупциогенных факторах, или предложений о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов), в котором отражаются учет результатов независимой антикоррупционной экспертизы и (или) причины несогласия с выявленным в нормативном правовом акте или проекте нормативного правового акта коррупциогенным фактором. Мотивированный отзыв об учете замечаний (предложений) или об отклонении замечаний (предложений), изложенных в соответствующем экспертном заключении, направляется в бумажном и (или) электронном виде.
4.6. Независимая экспертиза не проводится в случае приведения нормативного правового акта в соответствие с действующим законодательством на основании акта прокурорского реагирования.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Тюменской области от 11 февраля 2008 г. N 42-п "Об утверждении порядка проведения антикоррупционной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.