Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Тюменской
областной Думы
от 14 февраля 2008 г. N 592
Рекомендации
"круглого стола" по теме: "Формирование рынков сбыта сельскохозяйственной
продукции для тюменских товаропроизводителей"
"Круглый стол" по теме: "Формирование рынков сбыта сельскохозяйственной продукции для тюменских товаропроизводителей" проведен в соответствии с постановлением областной Думы от 20.09.2007 N 260 и распоряжением председателя областной Думы от 14.11.2007 N 107-рп.
В работе "круглого стола" приняли участие: депутаты областной Думы, руководители территориальных управлений федеральных служб, представительных и исполнительных органов власти Тюменской области, муниципальных образований юга Тюменской области, сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, представители науки, а также общественных организаций и средств массовой информации.
Участники "круглого стола" отмечают:
За последние годы в Российской Федерации создана основа законодательной базы в сфере регулирования агропромышленного комплекса.
Приняты следующие федеральные законы:
"О сельскохозяйственной кооперации" от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ;
"О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ;
"О личном подсобном хозяйстве" от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ;
"О развитии сельского хозяйства" от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ.
На областном уровне приняты следующие законы:
"О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области" от 28 декабря 2004 года N 305;
"О государственном региональном продовольственном фонде Тюменской области" от 22 марта 1999 года N 89.
С 2005 года в Российской Федерации реализуется национальный проект "Развитие агропромышленного комплекса".
На территории Тюменской области распоряжением Правительства области от 19 декабря 2005 года N 1132-рп (в ред. от 14.05.2007) была утверждена отраслевая программа "Программа по реализации национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" в Тюменской области".
Правительством Российской Федерации 14 июля 2007 года утверждена "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы" (далее - Государственная программа).
Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия осуществляется с целью повышения конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для поддержания доходности отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Основными задачами Государственной программы являются: увеличение доли российской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на внутреннем рынке, сглаживание сезонных колебаний цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, а также создание условий для увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции и развития товаропроводящей инфраструктуры на внутреннем рынке.
За период реализации Государственной программы долю отечественных продовольственных товаров в товарных ресурсах розничной торговли продовольственными товарами предполагается довести к 2012 году до 70%.
За 11 месяцев 2007 года численность поголовья крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий области возросла по сравнению с соответствующим периодом 2006 года на 1,3%, в том числе коров - на 1,2%, свиней - на 8,1%, овец - на 5,2%.
Производство молока увеличено на 5,0%, скота и птицы на убой - на 5,6%. Молочная продуктивность дойного стада повысилась на 163 кг, или на 4,2%.
Тюменская область является лидером по производству молока, мяса и яиц на душу населения среди субъектов, входящих в Уральский федеральный округ.
За прошедшие три года в агропромышленном комплексе области проведена реконструкция и техническое перевооружение большинства предприятий по производству и переработке мяса и молока. Ведется строительство и реконструкция более 100 животноводческих объектов. Из 15 современных молочных комплексов, строительство которых было начато в 2006 году, введены в эксплуатацию с учетом первых очередей - 13. В целом по году на молочных комплексах будет создано 8,9 тыс. скотомест.
Производство основных видов продовольственной продукции на душу населения юга области приблизилось к физиологическим нормам потребления:
- молоко - 405 кг/чел. в год (при норме 392);
- мясо - 69 кг/чел. в год (при норме 81);
- яйцо - 926 шт./чел. в год (при норме 306).
Сельскохозяйственное производство, включая производство в личных подсобных хозяйствах, обеспечивает в полной мере потребности населения по картофелю и другим овощам, выращиваемым в нашей климатической зоне.
С учетом внедрения современных технологий хозяйства по производству зерна обеспечивают необходимым количеством сырья предприятия хлебопекарной промышленности.
Отмечается устойчивая динамика роста производства основных видов продовольственной продукции в пищевой и перерабатывающей промышленности.
В настоящее время кооперативный сектор представлен 136 сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.
В кооперативную деятельность вовлечено около 10 тыс. граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в том числе 3,5 тыс. (35%) стали пайщиками в текущем году. Закупкой продукции в личных подсобных хозяйствах занимаются 113 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе с начала года количество кооперативов увеличилось на 23 единицы.
За 11 месяцев 2007 года объем товарооборота и услуг кооперативов увеличился на 43% к соответствующему периоду предыдущего года и составил 297,6 млн. рублей.
Результатом организации работы сельскохозяйственных снабженческо-сбытовых и обслуживающих потребительских кооперативов явилось осуществление закупок продукции у сельскохозяйственных товаропроизводителей в 50% сельских населенных пунктов области. Заготовительными кооперативами закупается более 60% молока, реализуемого населением.
За последние три года вдвое увеличился приток инвестиционного капитала на обновление ресурсного потенциала в отрасли (с 6 млрд. рублей в 2005 году - до 12,4 млрд. рублей в 2007 году). На 1 рубль инвестиционных вложений областного бюджета товаропроизводителями АПК привлечено дополнительно 4 рубля из внебюджетных источников.
Рост объемов производства и качества продукции животноводства способствует повышению конкурентоспособности товаров местного производства, созданию условий для формирования рынков сбыта сельскохозяйственной продукции.
Сравнительно устойчивая работа отрасли обеспечивается крупной финансовой поддержкой из областного бюджета, объемы которой увеличиваются с каждым годом.
Наряду с положительными динамикой и тенденциями, имеющимися в отрасли, в агрокомплексе остается ряд объективных проблем, в том числе главная проблема отрасли, связанная с государственным регулированием цен на продукцию естественных монополий и защитой отечественного рынка от возрастающих поставок импортного сырья и продовольствия по демпинговым ценам.
По отношению к субсидируемому импорту продовольствия продукция российских товаропроизводителей оказывается неконкурентоспособной и вытесняется с внутреннего рынка. Общий объем импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) по сравнению с показателями 2000 года увеличился в 2,9 раза. Особенно высока доля импортной продукции на рынках мяса и молока.
Качество импортной продукции оставляет желать лучшего. По данным территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Тюменской области, за 9 месяцев 2007 года забраковано и снижено в сортности мяса импортного всех видов в 14 раз больше по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года.
В рамках реализации Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" прошли перерегистрацию 56 рынков. Из них зарегистрирован всего один сельскохозяйственный рынок на территории г. Тюмени. В других муниципальных образованиях юга Тюменской области в распоряжении сельхозтоваропроизводителей нет ни одного сельскохозяйственного рынка.
В структуре товарооборота г. Тюмени доля торговых объектов "крупного формата" оценивается в 20 - 22%, прогнозируется дальнейший их рост. Приход новых ритейлеров ознаменовал начало формирования нового уровня организации торговли, предоставления комплексных услуг покупателю.
При отсутствии альтернативных форм торговли сельскохозяйственной продукцией торговые сети предлагают невыгодные условия для сельских поставщиков.
Недостаточная организация торговых мест для малых форм хозяйствования, отсутствие системного подхода к формированию рынка сбыта сельскохозяйственной продукции способствуют повышению цен на продовольственные товары.
В период до 2003 года сельхозтоваропроизводители юга Тюменской области утратили свои позиции на продовольственном рынке автономных округов. По оценкам специалистов, в это время их сельскохозяйственной продукции на Севере было не более 3,5 - 5,0% от общего потребления.
И хотя объем поставок сельскохозяйственной продукции с юга Тюменской области в северные округа увеличился по сравнению с уровнем 2004 года в 3 раза, ее тем не менее по-прежнему недостает. Объемы потребления основных видов продукции жителями северных округов растут, об этом свидетельствуют статистические данные о завозе продовольственных товаров. За 10 месяцев 2007 года по сравнению с показателями аналогичного периода предыдущего года в Ямало-Ненецкий автономный округ завезено больше продукции: мяса - на 17,3%; колбасных изделий - на 10,6%; сыров - на 21,6%; масла растительного - на 13,4%; муки - на 10,8%. С одной стороны, эти данные свидетельствуют о повышении благосостояния населения, с другой - о возможном увеличении доли отечественных продуктов на рынке северных округов.
В целях создания благоприятных условий для увеличения возможностей Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа в развитии производительных сил, транспортных и коммуникационных систем, элементов социальной инфраструктуры в рамках Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа утверждена областная целевая программа по реализации Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.08.2004 N 150 "Сотрудничество".
Совместное финансирование указанной программы позволяет надеяться на позитивные перемены.
Большое значение в решении продовольственных вопросов имеет мелиоративный лов, который проводится на Ямале с целью сохранения основного стада ценных сиговых пород рыбы. Рыболовным предприятиям Тюменской области оказывается государственная поддержка на проведение мелиоративного лова хищных видов рыб на территории Обь-Иртышского речного бассейна. Средства, предусмотренные программой "Сотрудничество", стали серьезной поддержкой для достижения этих целей. Потребность в увеличении объемов вылова хищных видов рыб с каждым годом возрастает, что влечет дополнительные затраты.
Учитывая актуальность проблемы продовольственного обеспечения населения региона, депутаты Тюменской областной Думы и Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа выступили с инициативой проведения совместного заседания комитетов по теме: "Реализация национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" и формирования рынков сбыта сельскохозяйственной продукции.
В г. Салехарде на совместном заседании комитетов 1 ноября 2007 года было принято решение о создании рабочей группы в целях выработки предложений по формированию рынков сбыта. Первое заседание рабочей группы состоялось 7 декабря 2007 года. Рабочая группа состоит из депутатов, руководителей сельхозпредприятий, представителей законодательной и исполнительной власти Тюменской области и Ямало-Ненецкого автономного округа. Основная часть предложений в проект настоящих рекомендаций внесена членами этой группы.
Совместные усилия представителей законодательной, исполнительной власти и руководителей предприятий будут способствовать созданию условий для формирования цивилизованного рынка сбыта сельскохозяйственной продукции.
Отмечая необходимость принятия мер комплексного законодательного обеспечения, в целях создания благоприятных экономических условий для повышения продовольственной безопасности в Тюменской области участники "круглого стола" рекомендуют:
I. Совету трех Дум:
1. Рассмотреть вопрос о продовольственном обеспечении населения в регионе.
2. Рассмотреть возможность увеличения в рамках программы "Сотрудничество" государственной поддержки мелиоративного лова хищных видов рыб, наносящих ущерб стаду ценных сиговых видов рыб в Обь-Иртышском бассейне.
3. Рассмотреть возможность возмещения в рамках программы "Сотрудничество" транспортных затрат сельхозпроизводителям и перерабатывающим предприятиям Тюменской области на доставку сельскохозяйственной продукции в Ямало-Ненецкий автономный округ.
II. Территориальному управлению Федеральной антимонопольной
службы по Тюменской области:
Продолжить работу по проверке деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство продовольственных товаров, и правильности установления цен.
III. Территориальным управлениям Федеральной службы
Россельхознадзора, Роспотребнадзора:
1. Продолжить работу по надзору и контролю за качеством сельскохозяйственной и пищевой продукции в сфере потребительского рынка.
2. Активнее привлекать средства массовой информации к освещению деятельности территориальных управлений федеральных служб.
IV. Правительству Тюменской области и Тюменской областной Думе:
1. Разработать и принять Закон Тюменской области "О продовольственной безопасности в Тюменской области".
2. Разработать и принять Закон Тюменской области "О внесении изменений в Закон Тюменской области "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области" (в части поддержки кадрового потенциала в агропромышленном комплексе Тюменской области).
V. Тюменской областной Думе:
Рассмотреть информацию Правительства области и органов местного самоуправления о сотрудничестве торговых сетей с тюменскими сельхозпроизводителями, сельскохозяйственными кооперативами, предприятиями перерабатывающей промышленности.
VI. Правительству Тюменской области:
1. В рамках действующего законодательства рассмотреть возможность дальнейшего развития рынков сбыта сельскохозяйственной продукции. Предусмотреть возможность введения должности специалиста в департаменте агропромышленного комплекса Тюменской области, занимающегося вопросами развития рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
2. Рассмотреть вопрос о повышении эффективности сотрудничества торговых сетей с тюменскими сельхозпроизводителями, сельскохозяйственными кооперативами, предприятиями перерабатывающей промышленности.
VII. Органам местного самоуправления:
Продолжить в рамках действующего законодательства выполнение своих полномочий в сфере развития сельскохозяйственного производства.
21 декабря 2007 года Участники заседания
г. Тюмень "круглого стола"
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 14 февраля 2008 г. N 592 "О рекомендациях "круглого стола" по теме:... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.