Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. "Оценка ситуации и содержание проблемы"
Обеспечение жителей города Тюмени доступным жильем является одной из актуальных задач, стоящих перед Администрацией города Тюмени. Реализация последовательной политики, направленной на обеспечение потребностей жителей города Тюмени в доступном и современном жилье, позволит увеличить темпы жилищного строительства, модернизировать коммунальную инфраструктуру.
Направление 1. Нормативно-правовое обеспечение формирования
рынка доступного жилья
Реализация мероприятий приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на территории города Тюмени главным образом базируется на формировании нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок и способ их реализации.
С целью нормативно-правового обеспечения формирования рынка доступного жилья, а так же приведения муниципальных нормативных правовых актов в соответствие с требованиями федерального законодательства и законодательства Тюменской области, Администрацией города Тюмени обеспечено утверждение Генерального плана городского округа города Тюмени, проведение публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки города Тюмени.
Принимая во внимание возможность и необходимость постоянного изменения вида разрешенного использования земельных участков на иной вид такого использования, возникает необходимость постоянной корректировки территориального и функционального зонирования территории города, Генерального плана городского округа города Тюмени, Правил землепользования и застройки города Тюмени.
Кроме того, в рамках обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности граждан на территории города Тюмени, Администрацией города Тюмени заключен контракт на разработку местных нормативов градостроительного проектирования, содержащих минимальные расчетные показатели обеспечения территории объектами благоустройства территории, инженерной инфраструктуры, социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (в том числе инвалидов).
Стоит отметить, что с целью обеспечения возможности реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на территории города Тюмени, Администрацией города Тюмени разработаны и утверждены ряд нормативных актов, регламентирующих порядок предоставления субсидий молодым семьям на строительство и приобретение жилья, порядок развития застроенных территорий города, порядок организации работы администрации города Тюмени по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.
Кроме того, на настоящий момент разрабатывается программа развития социального ипотечного кредитования, начало реализации которой планируется в 2009 году.
Направление 2. Повышение доступности жилья
Принимая во внимание положения статьи 14 закона Тюменской области от 05.01.2001 N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области", распоряжение земельными участками, государственная собственности# на которые не разграничена (включая обеспечение выбора земельного участка, подготовку (изготовление) и утверждение проектов границ), в муниципальном образовании городской округ город Тюмень, являющемся административным центром Тюменской области, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области на основании решения совместной комиссии, образованной при данном органе, Администрация города Тюмени не осуществляет мероприятия по предоставлению гражданам и молодым семьям земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Закона Тюменской области N 411 следует читать: "05.10.2001"
Однако, стоит отметить, что на основании статьи 32 закона Тюменской области от 04.12.2007 N 46 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов", органы местного самоуправления города Тюмени наделены государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в части предоставления для строительства (включая подготовку (изготовление) и утверждение проектов границ) в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии. В рамках реализации указанного полномочия Администрацией города Тюмени разработан ряд нормативных правовых актов, обеспечивающих возможность принятия решения о развитии застроенных территорий города Тюмени, предоставления для строительства, земельные участки, в отношении которых принято решение о развитии, заключения договоров о развитии застроенной территории. На настоящий момент определены 72 земельных участка, в отношении которых может быть принято решение о развитии после анализа сведений об аварийном жилье, подлежащем сносу, реконструкции, сведений о предоставленных земельных участках, и земельных участков, на которых предварительно согласовано размещение объектов капитального строительства.
Направление 3. Обеспечение жильем молодых семей
Среди прочих проблем особое внимание занимает проблема улучшения жилищных условий молодых семей, которые не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов и займов будет являться хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.
В связи с этим, одним из важнейших направлений жилищной политики Администрации города Тюмени является поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий.
С августа 2006 года в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 N 285 "Об утверждении правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", от 16.06.2006 N 142-п "Об утверждении положения о порядке предоставления субсидий молодым семьям на строительство или приобретение жилья" организован выпуск и выдача молодым семьям свидетельств на приобретение жилья. Молодым семьям, получившим свидетельства о праве на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, предоставляются займы за счет средств областного бюджета.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду постановление Правительства Тюменской области от 16.06.2006 N 142-п
Направление 4. Увеличение объемов жилищного строительства
и модернизация коммунальной инфраструктуры
С целью обеспечения создания благоприятной среды жизнедеятельности жителей города, благоприятных условий для инвестиций в строительство, увеличения объемов жилищного строительства посредством градостроительного регулирования, решением Тюменской городской Думы от 27.03.2008 N 9 утвержден Генеральный план городского округа город Тюмень, решением Тюменской городской Думы от 26.06.2008 N 88 назначены публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки города Тюмени, утверждение которых запланировано на 4 квартал 2008 года. С целью реализации положений вышеуказанных актов разработано 15 проектов планировки, из них 8 на основании решения Главы Администрации города Тюмени о разработке проектов планировки по инициативе юридических лиц. Однако при всем при этом, 81% территории города Тюмени остался не охвачен документами по планировке территории.
С целью обеспечение# органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства на территории города Тюмени, Администрацией города создана информационная система обеспечения градостроительной деятельности, установлено программное обеспечение, определен порядок взаимодействия всех участников ее ведения, что сократило число запросов на предоставление информации между отраслевыми (функциональными) органами Администрации города Тюмени, органами государственной власти, что позволило сократить сроки подготовки исходно-разрешительной документации и исключить возможность принятия ошибочных решений.
Результатом эффективности указанных мероприятий является рост ввода в эксплуатацию объектов жилищного строительства.
Общий объем жилищного строительства в 2006 году в городе Тюмени составил 513,1 тыс. кв. м. В 2007 году сохранялась тенденция роста объемов строительства жилья на территории города Тюмени, в сравнении с 2006 годом ввод жилья составил 606 тыс. кв. м. Объем ввода жилья на территории города Тюмени в 2004-2007 годах приведен в таблице.
наименование показателя | ед. изм. | годы | |||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | ||
ввод в действие жилых домов, |
тыс. кв. м | 361 | 391 | 513,1 | 606 |
в т.ч. объекты ИЖС | тыс. кв. м | 73 | 67 | 120,4 | 41,0 |
Состояние рынка жилья и жилищного строительства на территории города Тюмени характеризуется следующими показателями.
По состоянию на 1 января 2008 года жилищный фонд города Тюмени составил 13 600,9* тыс. кв. м.
На балансе МУ "Тюменское городское имущественное казначейство" находится 2104 муниципальных жилых дома общей площадью 2 633,8 тыс. кв. м. Из общего количества муниципального жилья 263 жилых дома общей площадью 79,5 тыс. кв. м согласно распоряжениям Администрации города Тюмени от 31.03.2003 N 297, от 09.04.2003 N 1300 признаны ветхими, 532 жилых дома общей площадью 126,4 тыс. кв. м включены в распоряжение Администрации города Тюмени от 26.09.2002 N 3314 "Об утверждении перечня жилых домов непригодных для проживания, предложенных для включения в областную программу "Губернаторская программа развития жилищного строительства в 2002 - 2005 годах". По данным управляющих компаний 284 муниципальных жилых дома общей площадью 67273,# кв. м. на основании сезонных осмотров имеют высокий процент износа конструктивных элементов, ввиду чего их техническое состояние не соответствует установленным нормам проживания.
Таким образом, практически каждый второй житель города Тюмени (из числа проживающих в муниципальном жилищном фонде) проживает в ветхом жилье и нуждается в предоставлении социального жилья, решении вопроса по сносу ветхого и аварийного жилья либо его модернизации.
Проблема аварийного и ветхого жилья на территории города Тюмени может быть решена при помощи бюджетного финансирования в рамках реализации федеральных и областных программ по переселению граждан, посредством модернизации (реконструкции) жилья, привлечения частных инвестиций, в том числе путем развития застроенных территорий.
Если сравнить объемы и темпы сноса ветхого и аварийного жилья, следует отметить, что снос аварийного и ветхого жилья в городе Тюмени имеет тенденцию роста, это, как правило, связано с предоставлением земельных участков для строительства при условии сноса существующих на территории участка ветхих домов. Тем не менее, общие темпы сноса свидетельствуют о том, что для приведения качества ветхого жилья в городе Тюмени к нормативным показателям либо его ликвидации в городе Тюмени требуется не менее 15 лет.
Процессы создания жилищного фонда на территории города Тюмени в результате жилищного строительства, его распределения и перераспределения на рынке жилья неразрывно связаны с состоянием объектов коммунальной инфраструктуры, качеством предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
В настоящее время на неудовлетворительном уровне находится теплоснабжение населения города Тюмени. Так, высокая изношенность тепловых сетей (износ оборудования в муниципальных котельных составляет 28% при нормативном в 7%) и недостаточный уровень замены ветхих сетей приводит к значительному числу внеплановых отключений на тепловых сетях (в 2007 году данный показатель составил 1521 отключение).
В городе Тюмени имеется 177 центральных тепловых пункта, из них 158 не соответствует требованиям правил технической эксплуатации.
Серьезной проблемой для теплоснабжения города является недостаточная протяженность магистральных сетей, обеспечивающих перераспределение тепловой энергии, вследствие чего в отдельных районах Тюмени наблюдается значительный дефицит тепла (микрорайон Заречный, центральная часть города).
Техническое состояние системы электроснабжения в городе Тюмени также характеризуется высокой степенью износа основных фондов, высокий процент износа также имеют здания трансформаторных подстанций и трансформаторов. Неудовлетворительное техническое состояние электрических сетей приводит к значительному числу внеплановых отключений (в 2007 году данный показатель составил 437 отключений).
Следует отметить, что неудовлетворительным техническим состоянием характеризуется также и система водопроводно-канализационного хозяйства, износ водопроводных сетей города составляет 48%. Таким образом, в сложившихся условиях в целях формирования качественного жилищного фонда требует решения проблема модернизации коммунальной инфраструктуры, привлечения частных инвестиционных ресурсов в строительство новых объектов.
Направление 5. Выполнение обязательств перед отдельными
категориями граждан
В настоящее время в списках в качестве нуждающихся в предоставлении жилья по городу Тюмени состоит 13211 семьи. Увеличивается число граждан, имеющих жилищные льготы, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Это связано с тем, что ранее органы местного самоуправления предоставляли жилые помещения практически всем льготным категориям (судьи, прокуратура, МВД, ветераны ВОВ и т.п.), в настоящее время к расходным обязательствам муниципального образования городской округ город Тюмень относится только обеспечение жильем малоимущих граждан (343 чел.). Часть льготных категорий обеспечивается за счет государственного жилищного фонда Тюменской области (1000 чел.), остальные обеспечиваются из государственного жилищного фонда Российской Федерации. Также существенным фактором стабильно высоких показателей числа граждан, имеющих жилищные льготы, нуждающихся в предоставлении жилья, является снижение объемов муниципального жилищного фонда, связанное с приватизацией муниципального жилья.
В городе Тюмени принято решение об изменении назначения зданий общежитий (жилые помещения считаются малогабаритными) в жилые дома по договорам социального найма, подлежащих приватизации. Так, еще в 2001 году в городе имелось 162 общежития муниципального жилищного фонда, в настоящее время их осталось - 43. Этот фактор имеет существенное значение для развития рынка жилья в городе Тюмени, поскольку происходит объективное перераспределение жилья среди граждан. Часть граждан, имеющих малогабаритные жилые помещения на праве собственности (после приватизации), при поддержке государства (социальные выплаты молодым семьям и т.п.) либо при помощи ипотечных кредитов приобретают благоустроенные жилые помещения, а малогабаритное жилье приобретается гражданами с недостаточным уровнем платежеспособности.
Жилые помещения по договорам социального найма в городе Тюмени предоставляются в соответствии с жилищным законодательством и, как правило, в порядке очередности. Следует отметить, что период ожидания социального жилья в Тюмени составляет почти 40 лет (жилые помещения по договорам социального найма в городе Тюмени в настоящее время предоставляются гражданам, состоящим на учете с 70 годов). Приоритетным направлением остается предоставление жилья гражданам в связи со сносом жилых домов.
Не менее важной проблемой в сфере жилищного строительства для города Тюмени является значительная диспропорция между потребностями населения в жилье и платежеспособным спросом на жилье, недостаточное развитие системы долгосрочного жилищного кредитования. Основными экономическими причинами ограниченного платежеспособного спроса населения являются:
- невысокий уровень доходов населения при высокой доле текущего потребления;
- недостаточное развитие института долгосрочного ипотечного кредитования и высокие процентные ставки, снижающие доступность жилищных кредитов;
- недостаточный уровень накоплений граждан для оплаты первого взноса для получения ипотечных жилищных кредитов.
В сложившихся условиях формирование рынка доступного жилья требует комплексного решения проблем повышения платежеспособного спроса населения на жилье через развитие различных форм жилищного кредитования и увеличения объемов предложения жилья посредством роста жилищного строительства. При этом важным фактором в развитии системы ипотечного кредитования в городе являются меры# направленные на снижение ставок по ипотечным кредитам. Одним из направлений по разрешению указанной задачи является направление социальных выплат молодым семьям в качестве первоначального взноса. Ставка ипотечного кредита в этом случае снижается до 10 - 11%.
Комплексное решение выявленных проблем окажет положительное влияние на социальное благополучие населения города Тюмени, позволит увеличить объемы жилищного строительства, снизить уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры, и, как следствие, позволит обеспечить потребности города Тюмени в благоустроенном жилье.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.