Решение Управления Федеральной антимонопольной службы
по Тюменской области от 17 января 2008 г. N 59
(извлечение)
См. предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 17 января 2008 г. N 59
Представитель заявителя, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается уведомлением о вручении письма, на заседание комиссии не явился. Комиссия на основании ч. 2 ст. 45 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) приняла решение о рассмотрении дела в отсутствии заявителя.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) обратились старшие домов, обслуживаемых ООО "Сервис", с жалобой на действия Администрации города Ишима и муниципального унитарного предприятия "Дирекция единого заказчика" (далее - МУП "ДЕЗ").
По результатам рассмотрения данного заявления Тюменское УФАС России возбудило дело в отношении Администрации г. Ишима по признакам нарушения частей 1 и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Как следует из заявления, распоряжением Администрации города Ишима от 21.07.2006 N 969-р утверждено Положение о порядке предоставления субсидий на капитальный ремонт многоквартирных домов города Ишима (далее - Положение о порядке предоставления субсидий). В соответствии с данным Положением заявители (управляющие компании, ТСЖ и иные организации) предоставляют заявки на проведение капитального ремонта жилых домов. ООО "Сервис" была подана заявка по 27 домам на сумму 16 983 671 рублей. При рассмотрении данной заявки количество домов было уменьшено до 7, а сумма до 3 829 997 рублей. У ООО "Сервис" на обслуживании находятся дома первой и второй очереди. При этом ООО "Гарант" выделено 15 185 986 рублей, в том числе на капитальный ремонт домов третьей очереди. Таким образом, заявители считают, что субсидии выделены не по очередности, установленной Положением о порядке предоставления субсидий.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду распоряжение Главы г. Ишима от 21.07.2006 N 969-р
Также заявители указывают на то, что непосредственную роль при составлении заявок в департамент жилищно-коммунальной политики Тюменской области и распределении бюджетных средств играет МУП "ДЕЗ", поскольку в соответствии с Положением о порядке предоставлении# субсидий распорядителем бюджетных средств является МУП "ДЕЗ".
На заседании Комиссии представитель ответчика Е.Ю.В. пояснила, что Администрация города Ишима направила заявку в Департамент жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области о выделении денежных средств на ремонт многоквартирных домов г. Ишима. Распоряжением Правительства Тюменской области от 16.06.2006 N 569-рп "О выделении средств" муниципальному образованию город Ишим было выделено 18 млн. рублей на ремонт многоквартирных домов по годам застройки. На основании этого распоряжения Администрацией г. Ишима было издано распоряжение от 21.07.2006 N 969-р "О распределении средств на проведение капитального ремонта многоквартирных домов", которым установлен перечень домов, подлежащих ремонту. По факту несоответствия Положения о порядке предоставления субсидий требованиям антимонопольного законодательства Е.Ю.В. пояснить не смогла. На вопрос члена Комиссии "кем и в каком порядке определяется очередность субсидирования организаций, обслуживающих жилищный фонд?" представитель ответчика пояснила, что очередность субсидирования определяется МУП "ДЕЗ" в соответствии с установленными Положением о порядке предоставления субсидий критериями.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду распоряжение Главы г. Ишима от 21.07.2006 N 969-р "Об утверждении "Положения о порядке предоставления субсидий на капитальный ремонт многоквартирных домов города Ишима"
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Частью 1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления обеспечивают равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм, могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов, а также содействуют повышению уровня квалификации лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, и организации обучения лиц, имеющих намерение осуществлять такую деятельность.
Согласно ч. 1 ст. 159 Бюджетного кодекса Российской Федерации распорядителем бюджетных средств может быть только орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.
В соответствии с п. 1.2. Положения о порядке предоставления субсидий, лицом, уполномоченным распределять бюджетные средства, выделенные в форме субсидий на капитальный ремонт объектов субсидирования, а также занимающееся изготовлением проектно-сметной документации и выполняющее функции технического надзора в соответствии с договором на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту, определено МУП "ДЕЗ", которое в Положении именуется как Распорядитель.
Из материалов дела следует, что для получения субсидии Заявитель подает заявку в МУП "ДЕЗ", которое рассматривает ее на соответствие требованиям Положения о порядке предоставления субсидий. По результатам рассмотрения заявки МУП "ДЕЗ" либо отказывает в ее принятии, либо принимает и направляет ее в Департамент ЖКХ администрации г. Ишима. Затем МУП "ДЕЗ" оценивает техническое состояние многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, и определяет очередность предоставления субсидий в соответствии с критериями для определения очередности субсидирования, которые закреплены в приложении N 1.4 Положения о порядке предоставления субсидий. В случае принятия решения о предоставлении субсидии, на основании распоряжения Правительства Тюменской области, Департамент ЖКХ администрации г. Ишима направляет Заявителю уведомление, которое содержит информацию о размере выделенной субсидии, а также информацию о возможности заключения соглашения о предоставлении субсидии между МУП "ДЕЗ" и Заявителем. На основании данного соглашения, согласно п. 2.8. Положения, осуществляется предоставление субсидии в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет Заказчика через лицевой счет Распорядителя (МУП "ДЕЗ"), открытый в комитете финансов администрации г. Ишима. На основании заключенного соглашения заключается трехсторонний договор на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту между Распорядителем (МУП "ДЕЗ"), Заказчиком и Подрядчиком. Распорядитель в соответствии с данным договором обязуется предоставить Заказчику бюджетные средства на капитальный ремонт дома, а также осуществлять технический надзор за выполнением Подрядчиком комплекса работ по капитальному ремонту дома.
Таким образом, из вышеназванного следует, что МУП "ДЕЗ" осуществляет часть функций органа местного самоуправления по предоставлению субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов г. Ишима.
В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, муниципальное унитарное предприятие - это одна из форм коммерческих организаций, преследующих извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Уставом МУП "ДЕЗ", утвержденным распоряжением администрации г. Ишима от 27.06.2003 N 509-р, предусмотрена возможность Предприятия на осуществление коммерческой деятельности, обеспечивающей получение прибыли.
В п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции закреплено определение понятия хозяйствующий субъект, под которым понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход. МУП "ДЕЗ" как коммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, является хозяйствующим субъектом.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что Администрация г. Ишима наделила МУП "ДЕЗ" функциями и правами органа местного самоуправления, предоставив ему право принимать и рассматривать заявки на получение субсидий, оценивать техническое состояние домов и определять очередность субсидирования, распределять бюджетные средства по субъектам субсидирования, а также осуществлять технический надзор за выполнением работ по капитальному ремонту дома.
Частью 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет органам местного самоуправления по наделению хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.
2. Пунктом 1.2. и приложением 1.2 Положения о порядке предоставления субсидий предусмотрено, что "проектно-сметная документация на капитальный ремонт многоквартирного дома, необходимая для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии, изготавливается (разрабатывается) МУП "ДЕЗ" за счет доли собственных средств собственников дома". При этом доля собственных средств устанавливается в приложении N 1.3 Положения, в размере до 1,1%. В соответствии с распоряжением Правительства Тюменской области от 16.06.2006 N 569-рп, финансовая помощь органам местного самоуправления на проведение капитального ремонта многоквартирных домов включает в себя денежные средства на капитальный ремонт и денежные средства на оформление технической документации. Следовательно, проектно-сметная документация на капитальный ремонт многоквартирных домов изготавливается за счет средств областного бюджета, предусмотренных на поддержку жилищно-коммунального хозяйства, и направляется управляющим организациям, ТСЖ и другим субъектам субсидирования. Из Положения также следует, что при изготовлении какой-либо другой организацией проектно-сметной документации, необходимой для рассмотрения вопроса о предоставления субсидии, заявление о предоставлении субсидии не будет рассмотрено, либо будет принято решение об отказе в предоставлении субсидии.
Таким образом, Администрация города Ишима устанавливает для заявителей (заказчиков) ограничения прав на покупку товаров хозяйствующих субъектов, которые оказывают услуги по изготовлению (разработке) проектно-сметной документации, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на данном товарном рынке и запрещено п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
3. В Приложении N 1.4. Положения о порядке предоставления субсидий установлены критерии для определения очередности субсидирования многоквартирных домов ТСЖ, ЖСК и ЖК, ранее не входивших в реестр муниципальной собственности. Однако порядок определения очередности субсидирования организаций, обслуживающих жилищный фонд, не предусмотрен. По мнению Комиссии, отсутствие порядка определения очередности предоставления субсидий приводит или может привести к произвольному определению организаций, необоснованному предоставлению преимуществ отдельным управляющим компаниям и тем самым создает неравные условия управляющим компаниям для управления многоквартирными домами. Такая ситуация может повлечь за собой отказ жителей других домов от своей управляющей компании, которая обслуживает их дом.
Согласно п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции, к признакам ограничения конкуренции, в том числе, относятся: сокращение числа хозяйствующих субъектов на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке в соответствии с обязательными для исполнения хозяйствующими субъектами указаниями иного лица, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке#
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что действия органа местного самоуправления города Ишима по реализации Положения о порядке предоставления субсидий могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
На основании вышеизложенного, Комиссия считает, что положения распоряжения Администрации города Ишима от 21.07.2006 N 969-р "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий на капитальный ремонт многоквартирных домов города Ишима", касающиеся передачи функций органа местного самоуправления хозяйствующему субъекту, установления ограничений выбора хозяйствующих субъектов, не соответствуют частям 1 и 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду распоряжение Главы г. Ишима от 21.07.2006 N 969-р
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать положения, закрепленные в Положении о порядке предоставления субсидий на капитальный ремонт многоквартирных домов города Ишима, утвержденном распоряжением Администрации города Ишима от 21.07.2006 N 969-р, касающиеся передачи функций органа местного самоуправления хозяйствующему субъекту и установления ограничений выбора хозяйствующих субъектов, нарушающими пункт 3 части 1 и часть 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду распоряжение Главы г. Ишима от 21.07.2006 N 969-р
2. Выдать Администрации города Ишима обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 17 января 2008 г. N 59
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника