Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Тюменской
областной Думы
от 24 октября 2008 г. N 1039
Рекомендации
"круглого стола" по теме: "Роль и задачи перерабатывающей
промышленности в развитии агропромышленного
комплекса Тюменской области"
Перерабатывающая промышленность - одна из стратегических отраслей экономики. Уровень развития данной отрасли определяет жизнеобеспеченность населения, является важной частью продовольственной безопасности любого государства и имеет огромное социальное значение в решении такой проблемы, как занятость населения.
Перерабатывающая промышленность в агропромышленном комплексе - важнейший сектор экономики, который является ключевым звеном в технологической цепочке "сельскохозяйственное сырье - готовый продукт" для реализации населению". Необходимо не только вырастить, но как можно полнее сохранить сельскохозяйственную продукцию, превратить ее в продукты питания высокого качества с минимальными издержками производства.
Участники "круглого стола" отмечают, что органами власти Тюменской области уделяется большое внимание развитию агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности.
В результате предпринимаемых мер в последние годы в развитии пищевой, перерабатывающей промышленности в Тюменской области произошли положительные сдвиги, отмечается устойчивая динамика роста производства основных видов продовольственной продукции. В 2007 году при поддержке областного бюджета в агропромышленном комплексе реализовано 138 инвестиционных проектов на сумму более 12 млрд. рублей, из них 15 - в сфере переработки сельскохозяйственной продукции на сумму 2,395 млрд. рублей.
Приоритетным направлением в перерабатывающей промышленности Тюменской области является системная работа по модернизации и техническому перевооружению производства, по увеличению ассортимента мясной, молочной и хлебной продукции, повышению её качества, применению современных видов упаковки, позволяющих обеспечить конкурентоспособность продукции.
В I полугодии 2008 года предприятия пищевой, перерабатывающей промышленности работали стабильно, продолжался процесс наращивания объемов производства важнейших продовольственных товаров. По сравнению с данными за аналогичный период прошлого года увеличилось производство:
- цельномолочной продукции - на 17,9%;
- сыров - на 17,8%;
- молочных консервов - на 16,9%;
- мяса и субпродуктов I категории - на 1,2%;
- колбасных изделий - на 1,5%;
- мясных полуфабрикатов - на 5,4%;
- мясных консервов - на 30,0%;
- хлеба, хлебобулочных изделий - на 3,6%;
- кондитерских изделий - на 8,9%;
- муки - на 7,5%.
Предприятия хлебопекарной отрасли расширяют ассортимент продукции, осваивают новые виды хлебных изделий, улучшают качество выпускаемой продукции, увеличивают объемы продаж в результате открытия новых точек розничной торговли.
В I полугодии текущего года в целях стабилизации цены на отдельные виды хлеба для социально незащищенных категорий граждан и недопущения необоснованного удорожания хлебопекарные предприятия юга области при производстве хлеба использовали муку пшеничную 1 сорта, выработанную из зерна регионального продовольственного фонда, в соответствии с распоряжениями Правительства Тюменской области: от 22.10.2007 N 1032-рп "Об использовании зерна регионального продовольственного фонда", от 21.01.2008 N 29-рп "Об использовании зерна регионального продовольственного фонда".
С этой целью за отчетный период предприятиям хлебопечения отпущено 12897,17 тонны зерна, в т.ч. ОАО "Тюменский комбинат хлебопродуктов" - 4708,27 тонны и ОАО "Тюменьхлебопродукт" - 8188,9 тонны.
В мукомольной отрасли отмечается рост производства муки на 7,5%.
Темпы роста производства мясоперерабатывающей отрасли в нынешнем году были выше темпов за соответствующий период прошлого года. Динамичному наращиванию объемов производства мясоперерабатывающей отрасли способствуют внедряемые инновационные технологии, обеспечивающие повышение качества и расширение ассортимента продукции.
Так, в I полугодии 2008 года темп роста производства мяса и субпродуктов 1 категории составил 1,2% к показателям за соответствующий период прошлого года. Увеличились объемы выработки колбасных изделий (рост 1,5%) и мясных полуфабрикатов (рост 5,4%).
Продолжается реализация инвестиционных проектов на предприятиях мясоперерабатывающей отрасли.
На цели повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции мясоперерабатывающими предприятиями области будет направлено около 200 млн. руб. собственных средств.
В I полугодии 2008 года предприятиями молокоперерабатывающей промышленности обеспечен рост объемов производства основных видов молочной продукции в сравнении с показателями за аналогичный период прошлого года.
Рост объемов производства цельномолочной продукции составил 17,9%, сыров жирных - 17,8%, консервов молочных - 16,9%.
Расширяется ассортимент молочных продуктов с профилактическими и лечебными свойствами: биокефир, биопростокваша, ацидофильные продукты. Наряду с ведущими заводами области выпуск этой продукции освоили и малые предприятия.
В 2007 году в соответствии с поручением Губернатора области в рамках областной целевой программы "Сотрудничество" молокоперерабатывающие предприятия области провели реконструкцию и техническое перевооружение действующих линий и цехов, тем самым увеличив объемы выпуска продукции, обеспечили ее конкурентоспособность.
В I полугодии 2008 года молокоперерабатывающие предприятия области продолжили работу по реконструкции и техническому перевооружению действующих линий и цехов.
В кондитерской отрасли в I полугодии 2008 года сохраняется тенденция роста объемов производства за счет увеличения выпуска конкурентоспособной по цене и качеству продукции. За данный период выработано 7675,9 тонны кондитерских изделий. Темп роста по сравнению с показателями в I полугодии 2007 года - 108,9%.
Осваиваются новые виды продукции, организуется выездная торговля.
Благодаря реализации раздела "Поддержка сельскохозяйственного производства в части развития внутриобластной кооперации и повышения конкурентоспособности региональных производителей сельскохозяйственной продукции" областной целевой программы по реализации Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.08.2004 N 150 "Сотрудничество" создаются условия для продолжения системной работы по развитию агропромышленного комплекса области и перерабатывающей промышленности.
Вместе с тем в указанных отраслях остается ряд объективных проблем, связанных с развитием кооперации и интеграции производства, эффективностью использования производственного потенциала, конкурентоспособностью сельхозпродукции, государственным регулированием цен на продукцию естественных монополий и защитой отечественного рынка от возрастающих поставок импортного сырья и продовольствия.
Предприятия перерабатывающей промышленности не избежали проблем в инвестиционной сфере, характерных для всего народного хозяйства. Большинство предприятий испытывает значительные трудности с привлечением средств внешних инвесторов. Их инвестиционная политика ориентирована на достижение в первую очередь краткосрочных целей, направленных на выживание в нынешних социально-экономических условиях. Однако опыт успешно развивающихся предприятий России и зарубежных стран показывает, что главным условием эффективной инвестиционной деятельности является ориентация на решение долгосрочных задач.
Кроме того, имеется недостаточная действенность механизмов макрорегулирования и функции государственных органов управления отраслями пищевой, перерабатывающей промышленности сводятся в значительной мере к мониторингу происходящих в них процессов.
Характеризуя проблемы развития различных отраслей перерабатывающей промышленности Тюменской области, стоит отметить, что:
- в хлебопекарной отрасли остро стоит проблема технического обновления производства. Технологическое оборудование хлебозаводов значительно изношено и не обеспечивает необходимых технологических режимов производства. Оснащение производства новым оборудованием и замена изношенного крайне незначительны. Для обновления производства предприятиям необходимы дополнительные ресурсы;
- в мукомольной отрасли снижается производство овсяной муки ввиду отсутствия продовольственного зерна для производства крупы;
- на региональном рынке молочной продукции сложилась весьма сложная ситуация. Чаще всего крупные предприятия переработки конкурировали не за потребителя, а за сырье, искусственно снижая закупочные цены на молоко;
- производство плодоовощных консервов в области прекращено по причине продажи материально-технической базы предприятия ЗАО "Вишенка" и полного демонтажа технологического оборудования;
- не устранены экономические причины теневого оборота алкогольной продукции, имеет место продажа дешевой фальсифицированной водки;
- в торговых предприятиях области продовольственная продукция местных товаропроизводителей (мясные, рыбные, овощные продукты и полуфабрикаты, дикоросы) занимает небольшую долю в общем количестве товаров;
- предприятия перерабатывающей промышленности испытывают большие затруднения с оформлением долгосрочных кредитов, слабо используют возможности для привлечения инвестиций;
- предприятия агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности ощущают нехватку квалифицированных кадров.
Сложившаяся ситуация в продовольственной сфере требует решения таких проблем, как обеспечение роста объемов производства сельскохозяйственной продукции, высокого качества и повышения конкурентоспособности продукции пищевой, перерабатывающей промышленности, системной работы по организации рынков сбыта сельскохозяйственной продукции.
Для дальнейшего развития перерабатывающей промышленности и обеспечения населения области качественными продуктами питания в необходимом объеме следует уделить внимание разработке организационно-экономического механизма содействия развитию отраслей перерабатывающей промышленности регионального АПК.
Отмечая необходимость принятия комплексных мер в целях создания благоприятных экономических условий для развития агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности в Тюменской области, депутаты областной Думы, руководители территориальных управлений федеральных служб, исполнительных органов власти Тюменской области, муниципальных образований юга Тюменской области, сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, представители науки, а также общественных организаций - участники "круглого стола" рекомендуют:
I. Совету Дум:
Рассмотреть возможность включения в областную целевую программу по реализации Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.08.2004 N 150 "Сотрудничество" проектов по строительству и реконструкции перерабатывающих предприятий и логистических центров.
II. Тюменской областной Думе:
1. Обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации по вопросу принятия мер для снижения цен на горюче-смазочные материалы, газ, уголь, электроэнергию, удобрения.
2. Подготовить и внести в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроект о внесении изменений в Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в части установления дополнительных оснований для аннулирования лицензии на производство и оборот алкогольной продукции).
3. Обратиться в Правительство Российской Федерации с предложениями, направленными на совершенствование государственного контроля рынка производства и оборота алкогольной продукции.
4. Рассмотреть вопрос о кадровом обеспечении предприятий пищевой, перерабатывающей промышленности и агропромышленного комплекса области и переподготовке специалистов для данных отраслей.
III. Правительству Тюменской области:
1. Продолжить реализацию мероприятий областной целевой программы "Основные направления развития агропромышленного комплекса Тюменской области на 2008 - 2012 годы" с целью дальнейшего развития производства, повышения его эффективности и конкурентоспособности продукции.
2. Продолжить работу по созданию благоприятного инвестиционного климата и повышению объема инвестиций в сфере агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности.
3. Рассмотреть вопрос о создании в исполнительных органах государственной власти области структурного подразделения, занимающегося вопросами торговли и потребительского рынка.
4. Рассмотреть необходимость оказания государственной поддержки предприятиям хлебопекарной и мукомольной промышленности, направленной на создание и развитие материально-технической базы, техническое и технологическое оснащение и перевооружение.
5. Рассмотреть возможность увеличения субсидий на возмещение затрат по производству молока, содержанию сельскохозяйственных животных и реализации мяса.
6. В рамках действующего законодательства рассмотреть возможность дальнейшего развития рынков сбыта сельскохозяйственной продукции.
IV. Территориальному управлению Роспотребнадзора
по Тюменской области:
Усилить контроль за качеством производимой и ввозимой на территорию области алкогольной продукции.
V. Органам местного самоуправления:
1. Продолжить в рамках действующего законодательства выполнение своих полномочий в сфере развития сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности.
2. Продолжить работу по привлечению инвестиций, направленных на развитие агропромышленного комплекса области.
3. Продолжить работу по созданию условий для развития сельскохозяйственных заготовительных и сбытовых кооперативов.
4. Рассмотреть возможность создания муниципальных сельскохозяйственных рынков.
VI. Западно-Сибирскому банку Сбербанка Российской Федерации
и Тюменскому региональному филиалу
ОАО "Россельхозбанк":
1. Разработать дополнительные мероприятия по информированию предприятий пищевой, перерабатывающей промышленности и агропромышленного комплекса о перспективах долгосрочного инвестиционного кредитования.
2. Рассмотреть возможность упрощения процедуры получения кредитов для заемщиков с положительными кредитными историями.
VII. Предприятиям пищевой, перерабатывающей промышленности:
1. Продолжить работу по привлечению инвестиций и реализации инвестиционных проектов, направленных на расширение и реконструкцию производства и развитие агропромышленного комплекса области.
2. Рассмотреть вопрос о возможности создания Союза перерабатывающих предприятий области.
3. Продолжить работу по снижению себестоимости и повышению конкурентоспособности продукции; повышению производительности труда и заработной платы работников.
VIII. Образовательным учреждениям высшего, среднего, начального
и дополнительного профессионального образования:
1. Рассмотреть возможность расширения перечня специальностей для предприятий агропромышленного комплекса, пищевой, перерабатывающей промышленности.
2. Принять дополнительные меры, направленные на повышение качества подготовки выпускников.
26 сентября 2008 года Участники заседания
г. Тюмень "круглого стола"
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 24 октября 2008 г. N 1039 "О рекомендациях "круглого стола" по теме:... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.