Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Тюменской
областной Думы
от 12 февраля 2009 г. N 1301
Рекомендации
"круглого стола" на тему: "Управление лесами Тюменской области:
проблемы и перспективы"
Общий запас древесины на юге Тюменской области составляет 837,5 млн. м3, из них хвойной древесины - 339 млн. м3, в том числе запасы спелой и перестойной древесины - 477,2 млн. м3, из них хвойной древесины - 176,8 млн. м3. Лесные ресурсы юга Тюменской области по расчетной лесосеке составляют 9,28 млн. м3, в том числе по хвойному хозяйству - 1,44 млн. м3. С утверждением проектов лесохозяйственных регламентов лесничеств Тюменской области ожидается увеличение ежегодной расчетной лесосеки до 14,35 млн. м3, в том числе по хвойному хозяйству - до 2,82 млн. м3.
Площадь лесных участков на землях лесного фонда составила, по данным государственного учета, на 1 января 2008 года 11,373 млн. га (70,6% территории юга Тюменской области).
Лесные ресурсы в разрезе административных районов распределены неравномерно. Основные эксплуатационные запасы хвойной и лиственной древесины сосредоточены в зоне южно- и среднетаежных лесов в Вагайском, Тобольском и Уватском районах. Расчетная лесосека в этих районах - 4,89 млн. м3, в том числе 1,08 млн. м3 по хвойному хозяйству.
Структура породного состава: сосна - 25%, ель - 6,8%, пихта - 1,4%, кедр - 9,4%, береза - 47,6%, осина - 9%, другое - 0,8%. Сортиментный состав древесины в лесах на юге Тюменской области на всю расчетную лесосеку включает: пиловочник хвойный - 14%, пиловочник лиственный - 15%, фанерное сырье - 8%, технологическое сырье (ЦБК, ДСП, ЦСП) - 51%, дрова, используемые для отопления, - 12%.
Лесопромышленный комплекс в южных районах области создавался начиная с 30-х годов прошлого столетия. До 90-х годов лесная промышленность и деревообрабатывающая промышленность области являлись составной частью единого лесопромышленного комплекса страны и по своей структуре были подчинены интересам внутриотраслевой специализации.
Последствия проводимой экономической политики проявились при переходе к рыночной экономике. Лесопромышленный комплекс оказался разбалансированным на региональном уровне.
В 90-е годы некогда процветавшая лесная отрасль оказалась в кризисном состоянии, в целом она стала убыточной и не способной к собственному воспроизводству.
Возрождение деревообрабатывающего производства началось с 1998 года. Объем производства продукции увеличился в 2007 году по сравнению с аналогичным показателем 2000 года в 3,5 раза. Объем промышленной продукции, производимой предприятиями лесного комплекса, оценивается в сумме 3,2 млрд. руб. (1683,7 млн. руб. - обработка древесины и производство изделий из дерева, 1548,6 млн. руб. - производство мебели и прочей продукции, не включенной в другие группировки). Сегодня производством лесопромышленной продукции в области занимается более 360 предприятий.
Общая площадь лесных участков, переданных в аренду по всем видам лесопользования, составляет 2 428,3 тыс. га, или 21,3% от общей площади лесных участков (11 381 тыс. га). К 1 октября 2008 года в Тюменской области лесные участки для заготовки древесины переданы 38 арендаторам.
В 2007 году без проведения аукционов заключено 217 договоров аренды лесных участков для использования лесов в целях, не связанных с созданием объектов лесной инфраструктуры, а в 2008 году - 146; 10 лесных участков предоставлено в безвозмездное срочное пользование и 3 - в постоянное бессрочное пользование. Прогнозируется к 2015 году передать в аренду все экономически выгодные к эксплуатации леса.
Фактический объем вырубленной древесины по всем видам пользования возрос за период 2001 - 2007 гг. с 1594,3 до 2003,0 тыс. м3. Расчетная лесосека спелых и перестойных насаждений по Тюменской области составляет 9275,7 тыс. м3. Наблюдается положительная динамика освоения расчетной лесосеки: за первое полугодие 2008 года объем изъятия древесины составил 4,7% (за аналогичный период прошлого года - 2,3%), за восемь месяцев текущего года - 5,5%.
В 2008 году произведена закладка лесных культур на площади 2800 га, выполнены мероприятия по содействию естественному возобновлению леса на площади 5000 га, произведен посев в питомниках на площади 17,73 га.
В целях своевременного выявления незаконных рубок в лесах осуществляется авиационное патрулирование территорий в 11 лесных районах силами трех авиаотрядов по разработанным графикам и маршрутам патрульных облетов.
В настоящее время необходимо выделить следующие проблемы развития лесного сектора экономики: неравномерное распределение ресурсов по породному составу, возрасту и бонитету в пространстве, удаленность эксплуатационных запасов леса от транспортных путей и мест переработки; значительная доля перестойных лесов, высокая доля в лесах лиственных пород; недостаток лесовозных дорог в местах сосредоточения лесных ресурсов; значительная доля заболоченных и подтопляемых территорий; недостаточное развитие арендных отношений; недостаток мощностей по глубокой химико-механической переработке древесины; высокая степень изношенности основных фондов; низкая доля современных технологий в производстве; медленное освоение новых видов продукции; низкий уровень обеспеченности территории объектами лесной инфраструктуры; удаленность от европейских рынков; слабое владение стратегиями конкурентной борьбы на внешних рынках; значительная конкуренция аналогичной продукции со стороны соседних субъектов России; отсутствие ряда нормативных документов, регламентирующих правоприменение отдельных статей Лесного кодекса Российской Федерации, отсутствие опыта применения нового кодекса; недостаток высококвалифицированных специалистов в административных органах на местах; недостаточно активная инвестиционная деятельность; недостаток высококвалифицированных рабочих и управленческих кадров в первичном хозяйственном звене; усложненность процедуры перевода лесных участков из состава земель лесного фонда в земли населенных пунктов (для целей развития деревянного домостроения).
В целях решения указанного комплекса проблем участники "круглого стола" рекомендуют:
Тюменской областной Думе:
Продолжить работу по контролю за реализацией Закона Тюменской области "О регулировании лесных отношений в Тюменской области".
Правительству Тюменской области:
1. При разработке Стратегии развития Тюменской области на период до 2020 года учесть необходимость развития кластера лесной промышленности и деревообработки в целях выстраивания взаимовыгодных взаимосвязей предприятий и производств в последовательной технологической цепочке, ориентированной на производство конкурентоспособной продукции.
2. Продолжить работу по подготовке лесного плана Тюменской области и лесохозяйственных регламентов лесничеств Тюменской области.
3. Продолжить реализацию областных целевых программ, направленных на развитие лесных отношений, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете.
Органам местного самоуправления:
1. Рассмотреть вопрос о возможности использования муниципальными котельными древесных отходов (кора, щепа, опилки, пиллеты) в качестве топлива.
2. Продолжить реализацию мероприятий по содействию оформлению в упрощенном порядке прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного, подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, а также на созданные на таких земельных участках объекты.
3. Рекомендовать при проектировании объектов социального, жилищного и промышленного назначения применять деревянные конструктивные элементы, которые производятся предприятиями на территории Тюменской области.
28 ноября 2008 года Участники заседания
г. Тюмень "круглого стола"
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 12 февраля 2009 г. N 1301 "О рекомендациях "круглого стола" на тему:... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.