Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. "Обоснование целесообразности и необходимости
разработки программы"
Муниципальная целевая программа "Основные направления развития малого и среднего предпринимательства в Сладковском районе" на 2009 - 2011 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным Законом от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", который вступил в силу с 01.01.2008 года.
Программа учитывает специфику социально-экономического развития района и приоритетные сферы развития малого и среднего предпринимательства Сладковского района.
Муниципальная целевая программа развития малого и среднего предпринимательства представляет собой стратегический документ, в котором определяется перечень мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего бизнеса и результативности деятельности органов местного самоуправления.
Осуществление программных мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства в Сладковском районе позволит повысить эффективность муниципального управления социально-экономическим развитием района, обеспечит повышение конкурентоспособности системы малого и среднего предпринимательства в районе.
Программа носит комплексный характер. Необходимо комплексное и согласованное использование кадровых, материальных, финансовых, информационных и иных ресурсов для достижения целей и задач развития малого и среднего предпринимательства в районе.
В Программе учтена необходимость совершенствования механизмов проведения государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Сегодня назрела ситуация, когда малое и среднее предпринимательство должно использовать свою гибкость, мобильность, рыночную объективность для поиска своего места в инновационной экономике. Государство, в свою очередь, должно создать благоприятные условия для реализации инициатив предпринимательской среды и нацелить свою помощь на те предприятия малого и среднего предпринимательства, которые имеют наибольший потенциал с точки зрения своей конкурентоспособности и повышения научно-технологического потенциала района.
Состояние малого и среднего предпринимательства
На территории Сладковского района зарегистрировано 47 субъектов малых предприятий и 222 индивидуальных предпринимателя.
Данные в территориальном органе федеральной службы государственной статистики по Сладковскому району отсутствуют.
По оперативным данным за 2008 год:
- количество малых предприятий - 47 единиц (104% к уровню 2007 года);
- среднесписочная численность работников - 520 (126%);
- оборот малых предприятий - 191 млн рублей (136%);
- среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника - 6400 рублей (117%).
Наибольшее количество малых предприятий заняты в розничной торговле, сельском хозяйстве, строительстве.
В 2008 году численность занятых в малом бизнесе с учётом индивидуальных предпринимателей составила 1118 человек. В целом по району в малом предпринимательстве занято 15 процентов экономически активного населения.
Объём оборота производства, реализации товаров, работ и услуг за 2008 год составил 496 млн рублей, что выше уровня 2007 года на 27,5 процента. В структуре оборота малого предпринимательства на долю торговли приходится 60 процентов, строительства - 15 процентов, сельского хозяйства - 10 процентов.
Субъекты малого предпринимательства функционируют практически во всех отраслях экономики, повсеместно осваивая небольшие рыночные сегменты.
Основные принципы муниципальной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Сладковском районе:
- ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
- участие представителей малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организации, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации муниципальной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных актов, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями её предоставления.
Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Сладковском районе:
Таким образом, необходимо отметить три группы проблем, в наибольшей мере сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства, создание новых малых и средних предприятий. Выявленные проблемы носят общефедеральный характер.
Финансовые:
- труднодоступность кредитных ресурсов (высокие процентные ставки, отсутствие залогового обеспечения);
- отсутствие стартового капитала для обеспечения деятельности субъектов малого предпринимательства.
Организационные:
- недостаток навыков ведения бизнеса и слабый маркетинг;
- сложность получения государственного и муниципального имущества для ведения бизнеса;
- изношенность и отсутствие оборудования;
- недостаток квалифицированных рабочих.
Внешняя среда и конъюнктура рынка:
- высокий уровень конкуренции на рынках по позициям товаров и услуг, производимых субъектами малого и среднего предпринимательства;
- низкий спрос на продукцию местных товаропроизводителей ввиду её низкого качества;
- низкая предпринимательская активность населения и низкий уровень имиджа и репутации предпринимательской деятельности.
Перспективы развития малого и среднего предпринимательства напрямую зависят от решения перечисленных проблем, так как они являются ключевыми факторами формирования условий, в которых сфера малого и среднего предпринимательства может успешно развиваться.
Для ускорения темпов экономического роста малого и среднего предпринимательства как фактора борьбы с бедностью и развития инноваций нужно стимулировать создание новых малых и средних предприятий, повышать их конкурентоспособность, увеличивать занятость населения в данном секторе экономики.
Меры, принимаемые органами исполнительной власти и местного самоуправления для изменения ситуации:
Финансовые:
- увеличение количества операций по возмещению части процентной ставки по привлечённым кредитам и лизинговым платежам;
- общее расширение финансового объёма операций по возмещению части процентной ставки и упрощение порядка получения государственной поддержки;
- предоставление целевых займов субъектам малого и среднего предпринимательства.
Организационные:
- организация комплексной информационной поддержки малого и среднего предпринимательства;
- организация постоянной системы консультационной поддержки;
- распространение государственных регламентов проведения ведомственных проверок (фискальные, противопожарные, санитарно-эпидемиологические и др.);
- проведение мониторинга влияния мер государственного регулирования на развитие малого и среднего предпринимательства;
- повышение информированности представителей малого и среднего бизнеса о деятельности контролирующих, надзорных и правоохранительных органов;
- обучение представителей малого и среднего предпринимательства;
- разработка реестра муниципального имущества, находящегося на территории района, потенциально пригодного для ведения бизнеса и последующего его предоставления в пользование.
Внешняя среда и конъюнктура рынка:
- размещение информации о размещении муниципальных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд;
- информирование о крупных инвестиционных проектах с целью развития последующих поставок субъектами малого и среднего предпринимательства;
- формирование и ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства;
- организация и проведение конференций, конкурсов, форумов, совещаний, круглых столов;
- обучение основам предпринимательской деятельности на базе средних и высших учебных заведений в муниципальных образованиях области через госзаказ;
- популяризация предпринимательской деятельности и повышение её имиджа и репутации информационно-рекламного характера.
Инфраструктура государственной поддержки малого предпринимательства
Уполномоченным органом исполнительной власти, ответственным за проведение единой политики, направленной на поддержку и развитие малого предпринимательства в Сладковском районе, является администрация Сладковского муниципального района.
В районе с 2002 года действует Территориальное представительство Фонда развития и поддержки предпринимательства Тюменской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.