Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства
Тюменской области
от 11 сентября 2014 г. N 494-п
Порядок
проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности
I. Общие положения
1.1. Настоящим Порядком определяются правила проведения оценки регулирующего воздействия проектов законов Тюменской области, вносимых Губернатором Тюменской области в порядке законодательной инициативы, проектов нормативных правовых актов Губернатора Тюменской области, Правительства Тюменской области и исполнительных органов государственной власти Тюменской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее - проекты нормативных правовых актов).
1.2. Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов (далее - оценка регулирующего воздействия) проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и (или) областного бюджета.
1.3. Под оценкой регулирующего воздействия понимается совокупность процедур анализа проблемы, выявленной в определенной сфере общественных отношений, целей правового регулирования, альтернативных вариантов достижения заявленных целей, возможных положительных и (или) отрицательных последствий (экономических, социальных, экологических) введения такого регулирования, а также обеспечение учета мнения лиц, интересы которых затрагиваются предлагаемым правовым регулированием (далее - заинтересованные лица), и выбора наилучшего варианта правового регулирования общественных отношений.
Выбор наилучшего варианта правового регулирования основывается на оценке и сопоставлении качественных и количественных параметров положительных и (или) отрицательных последствий введения каждого из возможных способов правового регулирования в сравнении с существующим к моменту проведения оценки регулирующего воздействия правовым регулированием соответствующей сферы общественных отношений.
1.4. Участниками оценки регулирующего воздействия являются:
1) разработчики проектов нормативных правовых актов - исполнительные органы государственной власти Тюменской области, ответственные за разработку проектов нормативных правовых актов (далее - органы-разработчики);
2) уполномоченный орган - исполнительный орган государственной власти Тюменской области, оценивающий качество проведения процедур оценки регулирующего воздействия органами-разработчиками и подготавливающий заключение об оценке регулирующего воздействия;
3) иные органы, организации и заинтересованные лица, принимающие участие в публичных консультациях в ходе проведения оценки регулирующего воздействия.
1.5. Оценка регулирующего воздействия состоит из следующих этапов:
а) размещение уведомления об обсуждении идеи (концепции) предлагаемого правового регулирования;
б) разработка проекта нормативного правового акта и формирование сводного отчета;
в) проведение публичных консультаций по проекту нормативного правового акта и сводному отчету;
г) подготовка уполномоченным органом заключения об оценке регулирующего воздействия.
1.6. Оценка регулирующего воздействия проводится с учетом степени регулирующего воздействия положений, содержащихся в подготавливаемом органом-разработчиком проекте нормативного правового акта:
а) высокая степень регулирующего воздействия - проект нормативного правового акта содержит положения, устанавливающие ранее не предусмотренные законодательством обязанности, запреты, ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности либо способствующие их установлению, и (или) положения, приводящие к возникновению ранее не предусмотренных законодательством расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и (или) расходов областного бюджета;
б) средняя степень регулирующего воздействия - проект нормативного правового акта содержит положения, изменяющие ранее предусмотренные законодательством обязанности, запреты, ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности либо способствующие их изменению, и (или) положения, приводящие к увеличению ранее предусмотренных законодательством расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и (или) расходов областного бюджета;
в) низкая степень регулирующего воздействия - проект нормативного правового акта не содержит положений, предусмотренных подпунктами "а" и "б" настоящего пункта, однако подлежит оценке регулирующего воздействия в соответствии с настоящим Порядком.
1.7. В отношении проектов нормативных правовых актов с высокой степенью регулирующего воздействия оценка регулирующего воздействия проводится, начиная с этапа размещения уведомления об обсуждении идеи (концепции) предлагаемого правового регулирования, в соответствии с разделами II - IV настоящего Порядка.
В отношении проектов нормативных правовых актов со средней и низкой степенью регулирующего воздействия оценка регулирующего воздействия проводится начиная с этапа разработки проекта акта и формирования сводного отчета в соответствии с разделами III - IV настоящего Порядка.
Орган-разработчик может провести оценку регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта со средней или низкой степенью регулирующего воздействия начиная с этапа размещения уведомления об обсуждении идеи (концепции) предлагаемого правового регулирования.
II. Размещение уведомления об обсуждении идеи (концепции) предлагаемого правового регулирования
2.1. В целях обоснованного выбора наилучшего варианта правового регулирования общественных отношений орган-разработчик проводит публичные консультации в отношении идеи (концепции) предлагаемого правового регулирования.
2.2. Для проведения публичных консультаций орган-разработчик размещает уведомление об обсуждении идеи (концепции) предлагаемого правового регулирования (далее - уведомление) на Официальном портале органов государственной власти Тюменской области (далее - Официальный портал) по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
2.3. Срок проведения публичных консультаций не может быть менее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем размещения уведомления на Официальном портале.
2.4. Одновременно с размещением уведомления на Официальном портале орган-разработчик направляет извещения о проведении публичных консультаций (с указанием полного электронного адреса размещения уведомления) субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности, интересы которых могут быть затронуты предлагаемым правовым регулированием, уполномоченному по защите прав предпринимателей в Тюменской области, в иные органы и организации, которые целесообразно привлечь к обсуждению. Примерная форма извещения приведена в приложении N 2 к настоящему Порядку.
2.5. Позиции заинтересованных лиц могут быть получены органом-разработчиком также посредством проведения совещаний, заседаний экспертных групп, проведения опросов представителей групп заинтересованных лиц, а также с использованием иных форм публичного обсуждения. Поступившие в ходе указанных мероприятий предложения включаются органом-разработчиком в общую сводку предложений, подготавливаемую в соответствии с пунктом 2.6 настоящего Порядка.
2.6. Орган-разработчик обязан рассмотреть все поступившие в установленный срок предложения участников публичных консультаций и составить сводку предложений, в которой указывается перечень лиц, которым были направлены извещения в соответствии с пунктом 2.4 настоящего Порядка, общее количество участников публичных консультаций и поступивших предложений, автор и содержание предложения, результат его рассмотрения (предполагается ли использовать данное предложение при разработке проекта нормативного правового акта; в случае отказа от использования предложения указываются причины такого решения).
2.7. Сводка предложений размещается органом-разработчиком на Официальном портале в срок не позднее 20 рабочих дней со дня окончания публичных консультаций.
2.8. По результатам рассмотрения предложений, поступивших в ходе обсуждения идеи (концепции) правового регулирования, орган-разработчик принимает решение о подготовке проекта нормативного правового акта либо об отказе от введения предлагаемого правового регулирования в целях решения выявленной проблемы.
При отказе от подготовки проекта нормативного правового акта соответствующая информация размещается органом-разработчиком на Официальном портале.
2.9. Если в течение установленного срока публичных консультаций предложения от участников публичных консультаций не поступили, сводка предложений не готовится, информация об отсутствии предложений отражается органом-разработчиком в пояснительной записке к проекту нормативного правового акта и размещается на Официальном портале в разделе, предназначенном для размещения сводки предложений, в течение пяти рабочих дней со дня окончания публичных консультаций.
III. Разработка проекта нормативного правового акта и формирование сводного отчета
3.1. В случае принятия решения о разработке проекта нормативного правового акта орган-разработчик выбирает наилучший из имеющихся вариантов предлагаемого правового регулирования, на его основе разрабатывает соответствующий проект нормативного правового акта и составляет сводный отчет по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку.
3.2. Выбор наилучшего варианта правового регулирования осуществляется с учетом следующих основных критериев:
а) эффективность, определяемая высокой степенью вероятности достижения заявленных целей регулирования;
б) уровень и степень обоснованности предполагаемых затрат потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и областного бюджета;
в) предполагаемая польза для соответствующей сферы общественных отношений, выражающаяся в создании благоприятных условий для ее развития.
3.3. Сводный отчет составляется органом-разработчиком с учетом результатов рассмотрения предложений, поступивших в ходе обсуждения идеи (концепции) предлагаемого правового регулирования в случае, если такое обсуждение проводилось.
К сводному отчету прилагаются иная информация и материалы, служащие обоснованием выбора предлагаемого варианта правового регулирования, расчеты показателей разделов сводного отчета, данные, на основании которых произведены расчеты, в случае если такие данные не опубликованы в открытых источниках.
Сводный отчет подписывается руководителем органа-разработчика.
IV. Проведение публичных консультаций по проекту нормативного правового акта и сводному отчету
4.1. Для проведения публичных консультаций по проекту нормативного правового акта и сводному отчету орган-разработчик размещает на Официальном портале проект нормативного правового акта, в отношении которого проводится оценка регулирующего воздействия, сводный отчет, актуализированную версию изменяемого нормативного правового акта (при наличии), а также информацию о проведении публичных консультаций, в том числе о сроках проведения публичных консультаций, способах и адресах направления участниками публичных консультаций замечаний и предложений, контактные данные ответственного лица.
4.2. Срок проведения публичных консультаций по проекту нормативного правового акта и сводному отчету не может быть менее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем размещения проекта нормативного правового акта и сводного отчета на Официальном портале.
4.3. Одновременно с размещением проекта нормативного правового акта и сводного отчета на Официальном портале орган-разработчик может дополнительно направить извещения о проведении публичных консультаций (с указанием полного электронного адреса размещения проекта нормативного правового акта и сводного отчета) субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности, интересы которых могут быть затронуты предлагаемым правовым регулированием, уполномоченному по защите прав предпринимателей в Тюменской области, в иные органы и организации, которые целесообразно привлечь к обсуждению. Примерная форма извещения приведена в приложении N 2 к настоящему Порядку.
4.4. Позиции заинтересованных лиц могут быть получены органом-разработчиком также посредством проведения совещаний, заседаний экспертных групп, проведения опросов представителей групп заинтересованных лиц, а также с использованием иных форм публичного обсуждения. Поступившие в ходе указанных мероприятий предложения включаются органом-разработчиком в общую сводку предложений, подготавливаемую в соответствии с пунктом 4.5 настоящего Порядка.
4.5. Орган-разработчик обязан рассмотреть все поступившие в установленный срок предложения участников публичных консультаций и составить сводку предложений, в которой указывается перечень лиц, которым были направлены извещения в соответствии с пунктом 4.3 настоящего Порядка, общее количество участников публичных консультаций и поступивших предложений, автор и содержание предложения, результат его рассмотрения (предполагается ли использовать данное предложение при разработке проекта нормативного правового акта; в случае отказа от использования предложения указываются причины такого решения).
4.6. Сводка предложений размещается органом-разработчиком на Официальном портале в срок не позднее 20 рабочих дней со дня окончания публичных консультаций.
4.7. В случае учета предложений участников публичных консультаций орган-разработчик осуществляет доработку проекта нормативного правового акта и сводного отчета. Проект нормативного правового акта, подвергшийся по результатам публичных консультаций существенным (концептуальным) изменениям, размещается органом-разработчиком на Официальном портале для повторного проведения публичных консультаций в соответствии с настоящим Порядком.
4.8. Если в течение срока публичных консультаций предложения по проекту нормативного правового акта и сводному отчету не поступили, сводка предложений не готовится, информация об отсутствии предложений отражается органом-разработчиком в пояснительной записке к проекту нормативного правового акта и размещается на Официальном портале в разделе, предназначенном для размещения сводки предложений, в течение пяти рабочих дней со дня окончания публичных консультаций.
V. Порядок подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия
5.1. Для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия орган-разработчик после выполнения процедур, указанных в разделе IV настоящего Порядка, направляет проект нормативного правового акта, пояснительную записку, сводный отчет, поступившие предложения от участников публичных консультаций, сводки предложений, иные материалы, служащие обоснованием предлагаемого правового регулирования (далее - пакет документов), в уполномоченный орган в порядке, установленном Регламентом Правительства Тюменской области.
5.2. При поступлении в уполномоченный орган пакета документов для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия уполномоченный орган осуществляет проверку соответствия сроков и порядка проведения органом-разработчиком процедур оценки регулирующего воздействия установленным требованиям настоящего Порядка.
5.3. В случае выявления несоблюдения органом-разработчиком сроков и порядка проведения процедур оценки регулирующего воздействия, в том числе в случае отсутствия в сводном отчете полной информации, необходимой для проведения анализа обоснованности предлагаемого правового регулирования, уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня поступления пакета документов извещает разработчика о нарушении проведения процедур оценки регулирующего воздействия.
Орган-разработчик обязан провести невыполненные и (или) ненадлежащим образом выполненные процедуры, при необходимости доработать проект нормативного правового акта и сводный отчет и повторно направить пакет документов в уполномоченный орган для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия.
5.4. В случае установления соответствия проведенных органом-разработчиком процедур оценки регулирующего воздействия требованиям настоящего Порядка уполномоченный орган осуществляет анализ обоснованности выводов органа-разработчика относительно необходимости введения предлагаемого способа правового регулирования, а также анализ проекта нормативного правового акта в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты, ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и областного бюджета.
5.5. Результаты проведенного анализа оформляются уполномоченным органом в виде заключения об оценке регулирующего воздействия.
В заключении об оценке регулирующего воздействия содержатся выводы о соблюдении органом-разработчиком требований, установленных настоящим Порядком, о достаточности или недостаточности оснований для принятия решения о введении предлагаемого правового регулирования, об обоснованности или необоснованности отклонения предложений участников публичных консультаций, о наличии либо отсутствии в проекте нормативного правового акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты, ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и областного бюджета.
5.6. Заключение об оценке регулирующего воздействия готовится в течение 10 рабочих дней со дня поступления пакета документов в уполномоченный орган, подписывается руководителем уполномоченного органа и размещается на Официальном портале в течение пяти рабочих дней со дня подписания.
5.7. В случае наличия замечаний и (или) предложений уполномоченного органа в отношении проекта нормативного правового акта орган-разработчик обязан учесть замечания и (или) предложения путем доработки проекта нормативного правового акта и подготовки отзыва об учете замечаний и (или) предложений и представить их в уполномоченный орган в порядке, установленном Регламентом Правительства Тюменской области.
В случае если учет замечаний и (или) предложений уполномоченного органа приводит к существенному (концептуальному) изменению содержания проекта нормативного правового акта, данный проект подлежит повторной оценке регулирующего воздействия в соответствии с настоящим Порядком.
5.8. Реквизиты и текст принятого нормативного правового акта размещаются органом-разработчиком на Официальном портале в течение пяти рабочих дней со дня принятия нормативного правового акта в месте размещения информации об оценке регулирующего воздействия его проекта.
5.9. Уполномоченный орган ежегодно, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, подготавливает доклад о развитии и результатах оценки регулирующего воздействия в Тюменской области (далее - доклад).
Доклад подписывается руководителем уполномоченного органа и направляется уполномоченным органом в Министерство экономического развития Российской Федерации, а также подлежит рассмотрению на заседании Совета по улучшению инвестиционного климата при Губернаторе Тюменской области и размещению на Официальном портале в течение пяти рабочих дней со дня его подписания.
VI. Оценка фактического воздействия нормативных правовых актов
6.1. Оценка фактического воздействия действующих нормативных правовых актов (далее - оценка фактического воздействия) является неотъемлемой частью оценки регулирующего воздействия.
Инструмент оценки фактического воздействия обладает мониторинговым характером и призван:
оценить фактическое регулирующее воздействие действующих нормативных правовых актов, в отношении проектов которых проводилась оценка регулирующего воздействия;
определить, достигаются ли в процессе действия нормативного правового акта заявленные цели правового регулирования;
дать представление о качестве проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов;
определить целесообразность отмены или изменения нормативного правового акта или его отдельных положений.
6.2. Оценка фактического воздействия осуществляется уполномоченным органом путем сопоставления данных подготовленного на стадии разработки проекта нормативного правового акта заключения об оценке регулирующего воздействия с фактическими результатами применения действующего нормативного правового акта для определения степени достижения цели регулирования.
6.3. Оценка фактического воздействия проводится в соответствии с полугодовым планом проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов (далее - план оценки).
План оценки утверждается приказом руководителя уполномоченного органа два раза в год: до 31 декабря года, предшествующего году проведения оценки фактического воздействия, и до 30 июня года, соответствующего году проведения оценки фактического воздействия.
В план оценки включаются все нормативные правовые акты, срок действия которых составляет не менее шести месяцев на момент утверждения плана оценки и в отношении проектов которых была проведена оценка регулирующего воздействия.
План оценки должен содержать реквизиты нормативных правовых актов, подлежащих оценке фактического воздействия, сроки проведения оценки, сроки приема замечаний и предложений, контактные данные ответственного лица.
Срок проведения оценки фактического воздействия конкретного нормативного правового акта составляет два месяца.
Размещенный план оценки является уведомлением о начале проведения публичных консультаций в соответствии с установленными в плане оценки сроками.
6.4. План оценки размещается уполномоченным органом на Официальном портале в течение пяти рабочих дней со дня его утверждения.
6.5. В соответствии с планом оценки органы государственной власти и органы местного самоуправления, экспертные организации, организации, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, организации, с которыми заключены соглашения о взаимодействии при проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы действующих нормативных правовых актов, а также иные заинтересованные лица могут направлять свои замечания и предложения согласно примерной форме опросного листа, приведенной в приложении N 4 к настоящему Порядку, в адрес ответственного лица, указанного в плане оценки.
Замечания и предложения принимаются в течение одного месяца со дня начала проведения оценки фактического воздействия, указанного в плане оценки для конкретного нормативного правового акта. В указанные сроки орган-разработчик по запросу уполномоченного органа предоставляет в уполномоченный орган материалы, необходимые для проведения оценки фактического воздействия.
Поступившие замечания, предложения и материалы учитываются уполномоченным органом при составлении заключения об оценке фактического воздействия.
6.6. Результаты оценки фактического воздействия нормативного правового акта оформляются уполномоченным органом в виде заключения об оценке фактического воздействия не позднее срока, установленного в плане оценки.
В заключении об оценке фактического воздействия содержатся выводы о достижении заявленных целей регулирования, оцениваются положительные и отрицательные последствия действия нормативного правового акта, предложения об отмене или изменении нормативного правового акта или его отдельных положений (изменение существующего регулирования).
6.7. Заключение об оценке фактического воздействия в течение пяти рабочих дней со дня подписания размещается уполномоченным органом на Официальном портале и направляется органу-разработчику.
6.8. В случае необходимости изменения существующего регулирования в соответствии с заключением об оценке фактического воздействия орган-разработчик обязан в течение трех месяцев со дня получения заключения об оценке фактического воздействия разработать и направить на согласование в порядке, установленном Регламентом Правительства Тюменской области, соответствующий проект нормативного правового акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.