Закон Тюменской области "О внесении изменений в Закон Тюменской области "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" N 1 (далее - Закон) принят Тюменской областной Думой 12 февраля 2009 года. Закон опубликован в официальных печатных изданиях - газетах "Тюменская область сегодня" (N 33, 27.02.2009), "Тюменские известия" (N 35, 28.02.2009).
Закон вступил в силу со дня его официального опубликования - с 27 февраля 2009 года. Действие его распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года, за исключением пункта 1 части 13 статьи 1, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2009 года (зачисление в областной бюджет 100% поступлений от налога на прибыль организаций, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации).
В статье 1 Закона перечисляются внесенные в Закон Тюменской области "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (далее - базовый Закон) изменения.
Корректировка показателей доходной части областного бюджета на 2009 год вызвана изменением динамики развития экономики Тюменской области вследствие мирового финансово-экономического кризиса.
Доходная часть бюджета Тюменской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов первоначально была сформирована на основе сценарных условий Правительства Российской Федерации, учитывающих средний уровень мировых цен на нефть марки "Юралс" в размере 95 долларов за баррель и средний официальный курс рубля по отношению к доллару США в размере 24,7 рубля. С учетом произошедшего резкого снижения цен на нефть во втором полугодии 2008 года и январе 2009 года претерпели изменения показатели бюджета, при расчетах в Законе среднегодовая цена на нефть в 2009 году заложена на уровне 40 долларов за баррель, что в 2,4 раза ниже ранее запланированной, при одновременном росте курса рубля по отношению к доллару в 1,3 раза (с 24,7 до 32 рублей за доллар).
В результате по основным доходным источникам областного бюджета ожидается значительное снижение плановых показателей, в том числе:
- налог на добычу полезных ископаемых - на 28218311 тыс. рублей, или на 59,5%;
- налог на прибыль организаций - на 19668573 тыс. рублей, или на 48,3%;
- налог на доходы физических лиц - на 5313351 тыс. рублей, или на 47,3%.
Вследствие негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса на экономику области в целом снижаются плановые объемы поступлений по всем налоговым и неналоговым доходным источникам, кроме налога на игорный бизнес и доходов от размещения средств бюджета.
В целом доходы областного бюджета уменьшены на 55182668 тыс. рублей, или на 50,1% и составят в 2009 году 55069808 тыс. рублей.
Дефицит областного бюджета утвержден в размере 32915813 тыс. рублей, что составляет 64,3% к объему налоговых и неналоговых доходов областного бюджета (51189246 тыс. рублей), то есть к объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации дефицит бюджета субъекта Российской Федерации не должен превышать 15% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Пунктом 2 статьи 92.1 Бюджетного кодекса также установлено, что в случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации, дефицит бюджета субъекта Российской Федерации может превысить установленные ограничения в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с приложением 1 к Закону, которым утверждены источники финансирования дефицита областного бюджета, поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Тюменской области, составляют 14222 тыс. рублей, снижение остатков средств на счетах по учету средств бюджета - 32553304 тыс. рублей.
Сумма указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета составляет 32567526 тыс. рублей. Эта та сумма, в пределах которой размер дефицита областного бюджета может превысить установленные 15%.
Разница между размером дефицита областного бюджета и суммой, на которую размер дефицита может превысить установленные ограничения, составляет 348287 тыс. рублей, или 0,7% к объему налоговых и неналоговых доходов областного бюджета. То есть размер дефицита областного бюджета соответствует требованиям статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Общий объем расходов областного бюджета утвержден в сумме 87985621 тыс. рублей, что ниже по сравнению с утвержденным ранее показателем на 47007357 тыс. рублей, или на 34,8%.
В соответствии с планом действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, утвержденным распоряжением Правительства Тюменской области от 26.12.2008 N 1799-рп, сокращение расходов областного бюджета произведено при соблюдении следующих приоритетов финансирования:
- обеспечение выполнения всех социальных обязательств перед населением области;
- сохранение и расширение форм поддержки реального сектора экономики, малого и среднего предпринимательства;
- сохранение расходов на финансирование завершения строительства объектов капитального строительства, планируемых к сдаче в 2009 году;
- финансирование мероприятий национальных проектов.
Поскольку в сложившихся экономических условиях приоритетным направлением является поддержка реального сектора экономики, малого и среднего бизнеса, при сокращении общего объема расходов областного бюджета сохранен прежний размер финансирования областной целевой программы "Основные направления развития промышленности". Объем финансирования областной целевой программы "Основные направления развития малого и среднего предпринимательства в Тюменской области" увеличен на 214202 тыс. рублей, или на 37,3%.
Сокращение объема финансирования областной целевой программы "Основные направления развития агропромышленного комплекса Тюменской области" на 396205 тыс. рублей, или на 5,7%, связано в основном с дополнительным выделением в 2008 году средств на централизованную закупку минеральных удобрений под урожай 2009 года. Утвержденный объем финансирования данной программы позволит сохранить существующие формы государственной поддержки сельскохозяйственного производства. Кроме того, согласно плану антикризисных мероприятий Правительства области перечень форм государственной поддержки сельскохозяйственного производства будет расширен.
В целях смягчения последствий возможного массового высвобождения работников в условиях экономического кризиса расходы на реализацию областной целевой программы "Основные направления развития в области содействия занятости населения Тюменской области" увеличены на 268306 тыс. рублей, или на 94,3%.
Так как первоочередной задачей экономики региона является обеспечение стабильной работы действующих производств, в 2009 году приостановлено действие следующих долгосрочных целевых программ:
- "Основные направления развития научно-инновационной сферы Тюменской области";
- "Развитие инвестиционной и внешнеэкономической деятельности";
- "Основные направления развития минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов";
- "Основные направления развития туризма в Тюменской области".
Сокращение расходов на реализацию большинства областных целевых программ обусловлено:
- сокращением программных мероприятий, не оказывающих непосредственного влияния на достижение конечных результатов (проведение мероприятий организационного характера, оплата информационно-консультационных услуг и др.);
- сокращением расходов на проведение капитального ремонта и приобретение оборудования, техники, транспорта;
- уменьшением бюджетных инвестиций в объекты, на которых закончен технологический этап (цикл) строительства;
- исключением бюджетных инвестиций на строительство (реконструкцию) новых объектов.
Утвержденные объемы финансирования областных программ обеспечат выполнение всех социальных обязательств перед населением области.
В частности, несмотря на сокращение объема финансирования областной целевой программы "Основные направления развития отрасли "Социальная политика" в Тюменской области", расходы на реализацию программных мероприятий позволят полностью обеспечить предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан. При этом следует отметить, что кроме расходов, обеспечивающих выполнение действующих социальных обязательств, предусматриваются расходы на реализацию дополнительных мероприятий по содействию занятости населения в части материальной поддержки самозанятости граждан, организации собственного дела граждан, высвобожденных с предприятий и из организаций, создания и сохранения рабочих мест.
При сокращении объема финансирования областной целевой программы "Основные направления градостроительной политики и жилищного строительства в Тюменской области" увеличены на 1428456 тыс. рублей расходы на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Сокращение объема финансирования Комплексной программы по профилактике правонарушений и усилению борьбы с преступностью в Тюменской области объясняется, кроме указанных причин, также выделением из ее состава отдельной долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Тюменской области", на реализацию которой предусмотрено 782609 тыс. рублей.
В соответствии с Законом Тюменской области "О формировании и финансировании областных программ" областные целевые программы Тюменской области подразделяются на следующие:
- долгосрочные целевые программы;
- ведомственные целевые программы;
- иные программы.
В результате уточнения программных мероприятий в 2009 году планируется реализация 25 долгосрочных целевых программ, трех ведомственных целевых программ и двух иных программ.
Областные программы "Программа по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Тюменской области на 2007 - 2012 годы" и "Сотрудничество" исключены из перечня долгосрочных целевых программ.
В целом расходы на финансирование областных целевых программ уменьшены на 37872662 тыс. рублей, или на 34,2%, в том числе областной программы "Сотрудничество" - на 16921470 тыс. рублей, или на 50,5%.
Расходы на реализацию непрограммных мероприятий предлагается сократить на 9134695 тыс. рублей, или на 37,7%.
В связи с сокращением общего объема расходов областного бюджета сокращаются соответственно расходы на формирование резервного фонда Правительства области. Расходы по подразделу "Резервные фонды" сокращены на 381462 тыс. рублей, или на 31,0%.
Общий объем межбюджетных трансфертов, передаваемых органам местного самоуправления в рамках реализации программных и непрограммных мероприятий, сокращен на 11565767 тыс. рублей, или на 32,0%.
Размер регионального фонда софинансирования расходов сокращен на 11204373 тыс. рублей, или на 52,1%, регионального фонда компенсаций - на 999469 тыс. рублей, или на 9,3%.
Объем дотаций, передаваемых местным бюджетам из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) в 2009 году, увеличен на 638075 тыс. рублей, или на 26,1%.
Увеличение объема дотаций связано с централизаций с 1 марта 2009 года поступлений по налогу на прибыль организаций в областном бюджете в соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 1 Закона.
При этом следует отметить, что Закон Тюменской области "Об установлении единых нормативов отчислений от отдельных налогов и сборов в бюджеты муниципальных образований Тюменской области", согласно которому муниципальным районам и городским округам был передан налог на прибыль организаций в размере 66,7%, Правительство области предложило признать утратившим силу с 1 марта 2009 года в связи с экономической нестабильностью. В целях сбалансированности местных бюджетов в условиях экономического кризиса налоговые поступления в местные бюджеты от налога на прибыль заменены межбюджетными трансфертами.
В связи с этим внесены соответствующие изменения в приложение 3 к базовому Закону, которым установлены нормативы отчислений от федеральных налогов.
Внесены также изменения в приложения 6 и 7 базового Закона в части отмены дополнительного норматива отчислений от налога на доходы физических лиц, установленного для бюджета города Тюмени на 2009 - 2011 годы в размере 8%.
В связи с сокращением расходов на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам (в форме участия Тюменской области в уставных капиталах юридических лиц) внесены изменения в статью 10 базового Закона, устанавливающую перечень юридических лиц, в уставной капитал которых Правительство области вправе направлять в 2009 году бюджетные ассигнования. Из данного перечня исключено открытое акционерное общество "Управляющая компания коммунальными системами Тюменской области"; бюджетные инвестиции в уставной капитал открытого акционерного общества "Тюменский издательский дом" сокращены со 150000 тыс. рублей до 75000 тыс. рублей.
Частью 4 статьи 1 Закона внесены изменения в статью 8 базового Закона, в том числе исключена норма, устанавливающая, что в составе расходов областного бюджета предусмотрены средства на возмещение нефтяным и газовым компаниям 8% стоимости заказанного и оплаченного оборудования и других материальных ресурсов, произведенных на предприятиях, расположенных на территории Тюменской области. При этом следует отметить, что расходы на данные цели не сокращены. Данная мера поддержки реального сектора экономики осуществляется в рамках соответствующей областной целевой программы. В целях обеспечения реализации указанной государственной поддержки в статье 8 базового Закона перечень видов деятельности хозяйствующих субъектов, которым Правительство вправе предоставлять бюджетные средства, дополнен таким видом деятельности, как добыча нефти и газового конденсата.
В статью 8 базового Закона внесены также изменения в части исключения нормы, устанавливающей, что в составе расходов областного бюджета предусмотрены средства на увеличение планового фонда оплаты труда работников организаций бюджетной сферы в 2009 году на 23%, в 2010 году - на 7%, в 2011 году - на 7,1%. При этом следует отметить, что объем расходов в областном бюджете на данные цели не сокращен.
В базовый Закон внесены также изменения в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 310-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации", которым увеличен срок кредитования других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с одного года до трех лет, а также установлено, что до 1 января 2011 года бюджетные кредиты за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации могут предоставляться юридическим лицам только для целей закупки и доставки топлива в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов. В связи с этим Тюменской областной Думой 12 марта 2009 года поддержана законодательная инициатива депутата Государственной Думы Н.Н. Гончара о предоставлении права субъектам Российской Федерации, не получающим дотации из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов, предоставлять бюджетные кредиты юридическим лицам.
Кроме того, согласно рекомендациям Министерства финансов Российской Федерации внесены изменения в приложение 10 к базовому Закону. В указанном приложении утвержден перечень главных администраторов доходов областного бюджета, включающий органы государственной власти Тюменской области, органы местного самоуправления и федеральные органы государственной власти. Законом перечень органов государственной власти Российской Федерации, являющихся главными администраторами доходов областного бюджета, из приложения 10 исключен и вынесен в отдельное приложение 33 к базовому Закону.
В статье 2 Закона говорится о порядке и сроках вступления его в силу.
Председатель комитета Тюменской областной | В. Крамской |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий к Закону Тюменской области от 25 февраля 2009 г. N 1 "О внесении изменений в Закон Тюменской области "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"
Текст комментария опубликован в газете "Тюменские известия" от 20 мая 2009 г., N 87(4829)