Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Тюменской
областной Думы
от 25 июня 2009 г. N 1539
Рекомендации
"круглого стола" по теме: "Сельскохозяйственное страхование:
проблемы и перспективы"
Участники "круглого стола", обсудив вопросы сельскохозяйственного страхования, отмечают следующее.
В Тюменской области, как и в целом в Российской Федерации, система и порядок организации страхования сельскохозяйственных рисков не обеспечивают финансовую устойчивость сельхозпроизводителя. Из-за высокой убыточности операций по добровольному страхованию урожая сельхозкультур подавляющая часть страховых компаний не проводит работу по этому виду страхования. Статистические показатели по агрострахованию в Тюменской области несравнимо меньше среднероссийского уровня.
Общая площадь застрахованных посевов в России составляет менее 20%. Количество сельскохозяйственных организаций, заключивших договоры страхования, сократилось с 9894 (в 2005 году) до 7988 (в 2008 году). Это очень малая доля, так как сельскохозяйственным производством в стране занимается более 28 тыс. организаций, 270 тыс. фермерских хозяйств и 16,0 млн. граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Хотя, по мнению некоторых специалистов, снижение числа заключённых договоров страхования обусловлено отказом страховщиков от "серых" схем, что должно расцениваться как позитивный фактор.
В Тюменской области в настоящее время работают 8 страховых компаний, которые соответствуют требованиям, установленным для страховых организаций Правилами предоставления в 2009-2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1091).
По состоянию на 24 апреля 2009 года страховой организацией ЗАО "Страховая группа "УралСиб" проведено страхование племенного скота в количестве 10674 голов в сельскохозяйственных организациях Тюменской области.
По данным ФГУ "Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного комплекса", в Уральском федеральном округе (далее - УрФО) в 2008 году количество хозяйств, получивших субсидию, составило 48, а количество хозяйств, получивших страховое возмещение, - 7. При этом в соседнем Сибирском федеральном округе аналогичные показатели составили 4083 и 2459 соответственно.
За два года работы Тюменского филиала Россельхозбанка под урожай не выдано ни одного кредита. В то же время следует отметить, что Россельхозбанк успешно работает со страховыми компаниями в других областях России.
В Тюменской области сумма субсидий на агрострахование, предусмотренная областным бюджетом 2008 года, была в несколько раз меньше, чем в других областях УрФО (Тюменская область - 1 млн. руб., Курганская - 2,39 млн. руб., Свердловская - 6 млн. руб., Челябинская - 10 млн. руб.).
В бюджете Тюменской области на 2009 год, а также на плановый период 2010 и 2011 годов субсидии на агрострахование предусмотрены в размере по 1,5 млн. руб. в год.
Объёмы господдержки агрострахования в 2009 году снижены. После внесения изменений в федеральный бюджет в связи с экономическим кризисом на цели субсидирования агрострахования федеральный законодатель оставил 2 млрд. руб. вместо первоначально предусмотренных 5,5 млрд. руб.
Крайне низкой остается экономическая эффективность страхования урожая. Повсеместно, за редкими исключениями, за счёт страховых выплат возмещается незначительная часть ущерба - в размере 4 - 5% от стоимости урожая, в то время как ущерб в регионах в отдельные годы достигает 20 - 30% стоимости урожая. В результате интерес к услугам страховых компаний у производителей падает. Практически не страхуются риски в таких сложных отраслях, как животноводство, пчеловодство, рыбоводство, и другие.
В этом вопросе Россия значительно отстала от большинства стран мира, которые страхуют урожаи на сенокосах и пастбищах, применяют методы, позволяющие оценить ущерб на каждом конкретном поле.
Одной из причин отказа сельских организаций заключать договоры является то, что в настоящее время при подписании страхового договора страхователь должен полностью выплатить сумму страховых премий. Договоры подписываются до начала весенних работ, сельхозпроизводители не имеют в это время финансовых ресурсов и вынуждены прибегать к привлечению дорогостоящих кредитов, что делает крайне невыгодной такую систему страхования. При этом нужно иметь в виду, что в любом случае страховщику страховые выплаты потребуются не ранее конца августа, значит, более 5 месяцев полученные от страхователя средства (изъятые из сельского хозяйства) страховые организации используют на другие цели.
В этой ситуации совершенно очевидно, что назрела необходимость принятия специального закона, регулирующего вопросы организации сельскохозяйственного страхования.
В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится проект федерального закона "О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной финансовой поддержкой" N 157405-5.
Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного комплекса под председательством первого вице-премьера В.А. Зубкова 25 февраля 2009 года одобрила проект Концепции совершенствования сельскохозяйственного страхования с господдержкой на период до 2020 года, разработанный рабочей группой Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Законы о государственной поддержке агрострахования приняты в Кемеровской области, Приморском крае.
В 2008 году в Волгоградской, Амурской, Новгородской, Кировской, Липецкой и др. областях постановлениями исполнительных органов власти утверждены порядки предоставления субсидий сельхозтоваропроизводителям области за счет средств региональных бюджетов.
В Тюменской области нет закона или иного специального нормативного акта, регулирующего вопросы сельскохозяйственного страхования.
В целях стимулирования сельскохозяйственного страхования участники "круглого стола" рекомендуют:
Тюменской областной Думе:
1. Изучить мнение заинтересованных сторон (страховых компаний, сельхозпроизводителей, банков, органов исполнительной власти области) по вопросу целесообразности поддержки находящегося на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона N 157405-5 "О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной финансовой поддержкой".
2. По результатам изучения мнения заинтересованных сторон рассмотреть вопрос об обращении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с предложением ускорить принятие указанного проекта федерального закона.
3. Рассмотреть вопрос о целесообразности разработки проекта закона Тюменской области "О сельскохозяйственном страховании".
4. Ежегодно рассматривать вопросы агрострахования и проводить мероприятия ("круглые столы", дни депутата, семинары, совещания) по данной теме.
Правительству Тюменской области:
1. Продолжить оказание государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям в части предоставления средств бюджета для компенсации части затрат по страхованию сельскохозяйственного производства.
2. Рассмотреть вопрос о возможности оказания консультационных услуг сельхозтоваропроизводителям при заключении договоров сельскохозяйственного страхования, а также при наступлении страхового случая.
Страховым компаниям, работающим в Тюменской области:
1. Создать совет (ассоциацию) страховых компаний, работающих в сфере агрострахования, и выработать консолидированные предложения органам власти Тюменской области по принятию управленческих решений, направленных на улучшение дел в данной сфере.
2. Активнее применять схему перестрахования рисков в сельскохозяйственном производстве.
3. Рассмотреть возможность применения схемы, при которой сельхозтоваропроизводитель, заключая договор страхования, вносил бы аванс в размере 20% от страховой премии, а остальную сумму - к концу первого полугодия.
4. Рассмотреть возможность комплексного страхования растений, животных и техники с применением усреднённой величины страховой премии.
5. Активнее пропагандировать сельскохозяйственное страхование среди сельхозтоваропроизводителей.
Банкам, работающим в Тюменской области:
Активнее применять схему кредитования сельхозтоваропроизводителей для целей агрострахования под залог урожая текущего года.
Тюменскому гидрометеоцентру:
Рассмотреть вопрос об обеспечении возможности заинтересованным лицам получать достоверные данные о состоянии погоды в любой период времени в пределах любого из районов Тюменской области.
Федеральному государственному учреждению "Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства":
Интенсифицировать в пределах своей компетенции работу в регионах, в том числе в Тюменской области.
14 мая 2009 года Участники заседания
г. Тюмень "круглого стола"
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 25 июня 2009 г. N 1539 "О рекомендациях "круглого стола" по теме:... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.