Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решением Думы Тюменского муниципального района от 28 мая 2010 г. N 927 настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного решения
Приложение
к решению
Думы
Тюменского
муниципального района
от 3 ноября 2009 г. N 816
Порядок
проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных правовых
актов Тюменского муниципального района и иных документов в целях
выявления в них положений, способствующих созданию условий
для проявления коррупции
28 мая 2010 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящим Порядком устанавливаются правила проведения антикоррупционной экспертизы проектов постановлений администрации Тюменского муниципального района (далее - Администрация), проектов решений Думы Тюменского муниципального района (далее - Дума) по вопросам местного значения, в том числе вносимых поправок в тексты проектов решений Думы и иные документы (далее по тексту настоящего порядка - муниципальные правовые акты и иные документы), а также процедура оформления и направления соответствующих заключений по итогам антикоррупционной экспертизы.
1.2. Основной задачей проведения антикоррупционной экспертизы является обеспечение выявления при подготовке и принятии муниципальных правовых актов и иных документов коррупционных факторов и коррупциогенных норм, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
1.3. Проведение антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных правовых актов и иных документов осуществляет нормативно-методический отдел управления по вопросам правовой и кадровой работы Администрации (далее - уполномоченный орган).
1.4. Руководители структурных подразделений Администрации (далее - разработчики проектов) обеспечивают подготовку проектов муниципальных правовых актов и иных документов, не содержащих коррупционных факторов, перечисленных в разделе 2 настоящего порядка, в том числе несут персональную ответственность за полноту, достоверность и соответствие проектов муниципальных правовых актов и иных документов антикоррупционным требованиям.
На стадии разработки проектов муниципальных правовых актов и иных документов разработчик проекта осуществляет обязательное визирование проектов и обеспечивает отсутствие коррупционных факторов в разрабатываемых документах.
2. Основные требования к проведению антикоррупционной экспертизы
проектов муниципальных правовых актов и иных документов
2.1. Коррупционными факторами признаются положения проектов муниципальных правовых актов и иных документов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при их применении, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать и провоцировать их.
2.2. Эффективность проведения экспертизы на коррупциогенность определяется ее обоснованностью, объективностью и проверяемостью результатов.
2.3. Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы муниципальных правовых актов и иных документов и излагать ее результаты в заключении с учетом состава и последовательности коррупционных факторов, в том числе с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы).
2.4. По результатам проведения экспертизы в заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в муниципальных правовых актах и иных документах выявленных коррупционных факторов. Факторы, не относящиеся к коррупциогенным в рамках данного порядка, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, также указываются в заключении.
2.5. Проведение антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и иных документов осуществляется уполномоченным органом на стадии согласования документов, одновременно с проведением правовой экспертизы.
2.6. При выявлении в рамках правовой экспертизы квалифицирующих признаков, относящихся к коррупционным факторам в действующих муниципальных правовых актах и иных документах, принятых до введения настоящего порядка, в том числе связанных с необходимостью внесения в них соответствующих изменений и дополнений, обусловленных вступлением в силу федеральных и областных нормативных правовых актов, по решению уполномоченного органа проводится антикоррупционная экспертиза с последующим направлением заключения разработчикам проектов.
Разработчики проектов при получении соответствующего заключения уполномоченного органа, в котором отражены сведения о наличии коррупционных факторов, в 10-дневный срок разрабатывают соответствующие проекты муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений либо о признании утратившими силу действующих муниципальных правовых актов.
2.7. В ходе проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных правовых актов и иных документов проводится системный анализ текста на предмет выявления квалифицирующих признаков коррупционных факторов, определенных в подпунктах 2.8.1. и 2.8.2. настоящего порядка.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду подпункты 2.7.1. и 2.7.2. настоящего порядка
2.7.1. Коррупционными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов местного самоуправления (их должностных лиц);
б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установление возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц);
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный муниципальный правовой акт;
д) принятие муниципального правового акта сверх компетенции - нарушение компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии муниципальных правовых актов;
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
2.7.2. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
б) злоупотребление правом заявителя органом местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
2.8. К участию в проведении антикоррупционной экспертизы по решению уполномоченного органа могут привлекаться представители разработчиков проектов муниципальных правовых актов, а также лица (эксперты), имеющие специальные познания в определенной области правоотношений.
3. Оформление результатов антикоррупционной экспертизы проектов
муниципальных правовых актов и иных документов, направление
заключений разработчикам проектов
3.1. В правовых заключениях уполномоченного органа по муниципальным правовым актам в качестве составной части включается отдельный раздел - антикоррупционная экспертиза.
При проведении антикоррупционной экспертизы по иным документам в соответствии с данным порядком оформляется самостоятельное заключение.
3.2. При проведении антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных правовых актов и иных документов и при выявлении в них коррупционных факторов в заключении уполномоченного органа проводится их описание, указываются предложения и рекомендации, направленные на устранение или ограничение действий таких факторов, в том числе следующие сведения:
- основания для проведения антикоррупционной экспертизы;
- перечень выявленных коррупциогенных факторов с указанием их признаков, ссылками на структуру документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) в соответствии с настоящим порядком.
3.3. Заключение, составленное по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных правовых актов и иных документов, направляется разработчикам проектов.
Доработанные с учетом заключений проекты муниципальных правовых актов и иных документов направляются в уполномоченный орган для повторной антикоррупционной экспертизы. При отсутствии в доработанных материалах коррупционных факторов проекты визируются уполномоченным органом без заключения и возвращаются разработчикам проектов, по инициативе которых были подготовлены соответствующие документы.
В случае несогласия с заключением экспертизы разработчик проекта готовит пояснительную записку с обоснованием и аргументацией своего несогласия (возражения). При внесении проекта на рассмотрение в уполномоченный орган для принятия, к материалам проекта прилагаются все поступившие заключения и возражения.
4. Общественная экспертиза проектов муниципальных правовых актов
4.1. Общественная экспертиза проводится юридическими и физическими лицами (независимыми экспертами), определенными Антикоррупционной комиссией, которые в инициативном порядке обращаются с письменным заявлением о включении их в перечень независимых экспертов в администрацию.
Антикоррупционная комиссия в течение 30 дней рассматривает данные обращения. При соответствии требованиям и условиям включает обратившихся лиц в перечень независимых экспертов, который размещается в сети Интернет на официальном сайте местной Администрации (www.atmr.ru).
Основные требования и условия включения в перечень независимых экспертов для проведения экспертизы на коррупциогенность являются:
а) для юридических лиц - наличие в штате не менее 2 сотрудников, удовлетворяющих требованиям к физическому лицу, предусмотренным подпунктом "б" настоящего пункта;
б) для физических лиц - наличие высшего профессионального образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет.
4.2. Для проведения общественной экспертизы разработчик проекта размещает проект муниципального правового акта в сети Интернет на официальном сайте местной Администрации в течение рабочего дня, соответствующего дню направления их на согласование в соответствующие структурные подразделения.
4.3. При размещении проекта муниципального правового акта в сети Интернет на официальном сайте муниципального образования разработчиком указывается период (срок) для проведения общественной экспертизы и направления соответствующих экспертных заключений независимыми экспертами.
По результатам общественной экспертизы составляется экспертное заключение, которое независимыми экспертами направляется разработчику проекта по адресу, указанному в сети Интернет на официальном сайте муниципального образования.
К проекту муниципального правового акта прилагаются все поступившие разработчику проекта экспертные заключения независимых экспертов. В случае если указанные заключения не поступили в установленные сроки, то данная информация указывается в пояснительной записке к проекту.
По внесенным экспертным заключениям разработчик проекта, в случае несогласия экспертного заключения, готовит пояснительную записку с обоснованием и аргументацией своего несогласия (возражения). При внесении проекта на рассмотрение в уполномоченный орган для принятия, к материалам проекта прилагаются все поступившие экспертные заключения и возражения.
4.4. Не позднее недели с момента принятия проекта муниципального правового акта разработчик обязан удалить его с официального сайта муниципального образования.
4.5. Общественная экспертиза не проводится в случае приведения муниципального правового акта в соответствие с действующим законодательством на основании акта прокурорского реагирования.
<< Назад |
||
Содержание Решение Думы Тюменского муниципального района от 3 ноября 2009 г. N 816 "Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.