Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 3 сентября 2001 г. N Ф04/2566-772/А27-2001
Рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г.Белово на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 22.05.2001 по делу N А27-2741/2001-5 по иску Инспекции Министерства Российской Федерации к дочернему предприятию холдинговой компании открытое акционерное общество "Разрез Бачатский",
установил:
Дочернее предприятия холдинговой компании "Кузбассразрезуголь" открытое акционерное общество "Разрез Бачатский" (далее по тексту ОАО "Разрез Бачатский") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением о признании недействительным решения от 30.11.2000 N 1818 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Белово Кемеровской области (далее по тексту Инспекция) в части взыскания недоимки в размере 3 971 410 руб., из которой по налогу на прибыль 1 842 748 руб., налогу на пользователей автомобильных дорог 30 023 руб., налогу на добавленную стоимость 2 032 437 руб. и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы 66 166 руб., в части взыскания штрафа в размере 68 901 руб. и пени 946 688 руб.
Исковые требования ОАО "Разрез Бачатский" основаны:
на положениях пункта 1 статьи 39 и статье 40 Налогового кодекса Российской Федерации;
на Федеральном законе "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности";
на статье 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27.12.1991 N 2126-1;
Возможно, в номере вышеуказанного Закона, допущена опечатка.
См. Закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций " от 27 декабря 1991 года N 2116-1.
на статье 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах Российской Федерации" от18.10.1991 N 1759-1.
Решением от 22.05.2001 арбитражного суда исковые требования удовлетворены в части признания недействительным решения Инспекции о доначислении налогов на прибыль и пользователей автомобильных дорог от стоимости безвозмездно переданного работникам угля и соответствующих сумм пеней и налоговых санкций. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Принимая решение об удовлетворении части исковых требований, суд основывался на Закон Российской Федерации "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности" N 81-ФЗ, на пункт 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации, статью 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", и статью 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах Российской Федерации".
Отказ в удовлетворении части исковых требований обоснован на выводе арбитражного суда о том, что Инспекция правомерно использовала в качестве источника информации о рыночных ценах на уголь ежемесячные сведения Управления цен администрации Кемеровской области о фактических оптовых ценах на уголь и продукты обогащения.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ОАО "Разрез Бачатский", не соглашаясь с решением суда в части отказа в удовлетворении исковых требований, просит решение в этой части отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит решение суда оставить без изменения, а жалобу ОАО "Разрез Бачатский" без удовлетворения.
Инспекцией решение суда в удовлетворении части исковых требований не обжаловалось.
В судебном заседании представитель ОАО "Разрез Бачатский" просила отменить решение арбитражного суда в части по основаниям, изложенным в жалобе.
Кассационная инстанция в соответствии с требованиями статей 162 и 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения норм материального и процессуального права первой инстанции арбитражного суда, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Инспекцией проведена выездная налоговая проверка в ОАО "Разрез Бачатский" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.04.1999 по 01.07.2000, по результатам проверки составлен акт от 01.11.2000.
По мнению Инспекции, налогоплательщиком занижена налоговая база, в результате занижения выручки от реализации продукции - от безвозмездной реализации угля своим рабочим на сумму 1000823 руб., а также в результате реализации угля по цене более чем на 20% ниже рыночной цены, что повлекло неполную уплату налогов.
Инспекция провела корректировку цен, используя, в качестве источника информации, сведения управления цен администрации Кемеровской области.
По результатам рассмотрения материалов проверки, Инспекцией принято решение от 30.11.2000 N 1818 о привлечении ОАО "Разрез Бачатский" к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации штрафу в размере 20% от неуплаченной суммы налога и по пункту 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации штрафу в размере 15 000 рублей.
Одновременно ОАО "Разрез Бачатский" предложено уплатить недоимки по налогам в размере 4001207 руб. и пени 949977 руб.
Кассационная инстанция считает, что арбитражный суд, принимая решение об удовлетворении части исковых требований, правильно применил нормы материального права.
Закон Российской Федерации "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", которым установлена льгота в виде безвозмездного представления угля на бытовые нужды и согласно, которому предприятия отпускающие уголь на безвозмездной основе, освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость.
Статью 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и статью 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах Российской Федерации" в соответствии, с которыми безвозмездная передача товаров (работ, услуг) не отнесена к объекту налогообложения.
Арбитражный суд всесторонне, полно и объективно рассмотрев вопрос связанный с реализацией угля по ценам ниже рыночных цен более чем на 20%, сделал неправомерный вывод о том, что сведения Управления цен администрации области являются официальным источником о рыночных ценах.
Поскольку изменения, внесенные в пункт 11 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", ограничили круг источников информации, используемых при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги, исключив из этих источников информационную базу органов государственной власти и местного самоуправления, а также информацию, предоставляемую налоговым органам налогоплательщиками.
Согласно договорам о поставках угольной продукции имеющихся в материалах дела цена угля за 1 метрическую тонну по маркам определяется на основании Минимальных оптовых цен на уголь, продуктов обогащения для акционерных обществ акции, которых консолидированы в Уставном капитале ОАО ХК "Кузбассразрезуголь", утвержденными ОАО ХК "Кузбассразрезуголь".
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
Доводы Инспекции о том, что ОАО "Разрез Бачатский" реализовывало уголь по ценам ниже рыночных цен, не подтверждены данными официальных источников информации о рыночных ценах, как того требует пункт 11 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Инспекция не доказала, что цены угля по договору поставки отклоняются в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров.
В связи с этим, с налогоплательщика не подлежат взысканию недоимки и пени, начисленные с учетом корректировки цен с использованием сведений Управления по ценам администрации Кемеровской области и штрафные санкции.
Учитывая, что арбитражный суд всесторонне, полно и объективно исследовал имеющиеся в деле доказательства о реализации угля по ценам ниже рыночных цен, кассационная инстанция считает возможным принять по делу новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение первой инстанции.
В соответствии с пунктом 3.11 Регламента Арбитражных судов, утвержденного постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.1996 N 78 исполнительный лист на принудительное исполнение нового решения выдается арбитражным судом, рассматривавшим дело по первой инстанции.
Возможно, в номере вышеуказанного Постановления, допущена опечатка.
См. Постановление Пленума ВАС РФ от 5 июня 1996 г. N 7.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 175, пунктом 1 статьи 176 и статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
суд постановил:
Решение от 22.05.2001 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-2741/2001-5 в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании недействительным решения от 30.11.2000 N 1818 Инспекции в части взыскания недоимки по налогам на прибыль, на добавленную стоимость и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы на общую сумму 3 736 695 рублей и соответствующих суммы пени и налоговых санкций отменить и принять новое решение, признать недействительным решение от 30.11.2000 N 1818 в части взыскания с ОАО "Разрез Бачатский" недоимки по налогу на прибыль 1 638 056 руб., по налогу на добавленную стоимость 2 032 437 руб. и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы 66 166 руб. и соответствующих размеров пени и налоговых санкций.
В остальной части решение оставить без изменения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Разрез Бачатский" из средств федерального бюджета государственную пошлину 1000 (одна тысяча) рублей (500 руб. за рассмотрение дела первой инстанцией арбитражного суда и 500 рублей за рассмотрение кассационной жалобы).
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 сентября 2001 г. N Ф04/2566-772/А27-2001
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника