Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 2 апреля 2003 г. N Ф04/1426-196/А75-2003
Рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Казымтрубопроводстрой" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 27.12.2002 по делу N А75-1854-А/02-58-А/03 по заявлению открытого акционерного общества "Казымтрубопроводстрой" о признании недействительным решения Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ханты-Мансийскому автономному округу о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля N 03/780/1 от 26.04.2002,
установил:
Открытое акционерное общество "Казымтрубопроводстрой" (далее по тексту ОАО "Казымтрубопроводстрой") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением о признании недействительным решения Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ханты-Мансийскому автономному округу (далее - УМНС РФ по ХМАО) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля N 03/780/1 от 26.04.2002.
В основание исковых требований ОАО "Казымтрубопроводстрой" указало, что решение УМНС РФ по ХМАО N 03/1 от 26.04.2002 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля принято с нарушением требований статей 82, 87 и 93 Налогового кодекса РФ, что повлекло нарушение порядка осуществления налогового контроля и порядка привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением арбитражного суда от 27.12.2002 исковые требования ОАО "Казымтрубопроводстрой" оставлены без удовлетворения.
Арбитражный суд пришел к выводу, что оспариваемое ОАО "Казымтрубопроводстрой" решение от 26.04.2002 N 03/780/1 соответствует действующему законодательству.
В арбитражном суде апелляционном инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ОАО "Казымтрубопроводстрой" просит отменить принятое решение, поскольку оно принято с нарушением норм материального права.
УМНС РФ по ХМАО отзыв на кассационную жалобу не представило.
Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, считает, что принятое решение подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, УМНС по ХМАО в порядке контроля за деятельностью инспекции Министерства Российской Федерации по г. Белоярскому, постановлением N 17 от 16.11.2001 назначена повторная выездная налоговая проверка ОАО "Казымтрубопроводстрой" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах - по налогу на добавленную стоимость за период с 01.01.1999 по 31.12.1999.
Проведение назначенной повторной проверки решением УМНС по ХМАО N 03/8061 от 17.12.2001 приостановлено на срок с 17.12.2001 по 17.01.2002.
Основанием для принятия данного решения явилось проведение встречных налоговых проверок в ООО "Тюментрансгаз" и ЗАО "Росгазтранс".
Результаты встречной налоговой проверки ООО "Тюментрансгаз" отражены в акте N 000001 от 10.01.2002.
Согласно справке повторная выездная налоговая проверка УМНС Российской Федерации по ХМАО завершена 08.02.2002 и по результатам составлен акт N 03/780 от 01.04.2002.
По результатам рассмотрения акта проверки и представленных на него возражений, УМНС по ХМАО пришло к выводу, что для принятия обоснованного решения по акту повторной выездной налоговой проверки необходимо провести дополнительные мероприятия налогового контроля, о чем принято решение N 03/780/1 от 26.04.2002.
Согласно данному решению дополнительные мероприятия налогового контроля заключаются в проведении встречной проверки в ООО "Тюментрансгаз" по вопросу взаимоотношений с ОАО "Казымтрубопроводстрой" по договорам подряда и истребовать документы, подтверждающие наличие и погашение задолженности по выполненным работам ООО "Тюментрансгаз",
Арбитражный суд кассационной инстанции считает, что решение арбитражного суда о правомерности вынесения УМНС по ХМАО решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля N 03/780/1 от 26.04.2002, выраженных в проведении встречной налоговой проверки ООО "Тюментрансгаз", принято без учета требований, закрепленных в п.3 ст.87 НК Российской Федерации.
В соответствии с п.4 ст.87 Налогового кодекса Российской Федерации повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением требований настоящей статьи.
Согласно п.3 вышеуказанной статьи запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговые период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации - налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
Как уже было изложено в настоящем постановлении, производство повторной проверки в ОАО "Казымтрубопроводстрой" приостанавливалось по основанию проведения встречной проверки в ООО "Тюментрансгаз" по вопросам отражения в бухгалтерском учете предприятия взаимоотношений с ОАО "Казымтрубопроводстрой". Встречная проверка завершена, о чем свидетельствует акт N 000001 от 10.01.2002.
Поскольку, встречная налоговая проверка ООО "Тюментрансгаз" по вопросу взаимоотношений с ОАО "Казымтрубопроводстрой" проведена, при чем проведена в рамках повторной налоговой проверки, то назначение такой проверки не является дополнительным мероприятием налогового контроля, а является повторной налоговой проверкой по одним и тем же налогам, при отсутствии исключительных случаев, предусмотренных п.3 ст.87 НК Российской Федерации, проведение такой проверки данной правовой нормой запрещено.
Учитывая, что арбитражный суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, но не применил нормы материального права, кассационная инстанция считает, возможным, не направляя дело на новое рассмотрение принять новое.
Взысканная с ОАО "Казымтрубопроводстрой" государственная пошлина подлежит возврату.
Руководствуясь ст.104, п.2 ч.1 ст.287, п.1 ч.2 ст.288, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
суд постановил:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 27.12.2002 по делу N А75-1854-А/02 отменить.
Принять по делу новое решение.
Решение Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ханты-Мансийскому автономному округу от 26.04.2002 N 03/1 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля признать недействительным.
Возвратить открытому акционерному обществу "Казымтрубопроводстрой" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 (одна тысяча) руб., взысканную на основании решения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 27.12.2002 по делу N А75-1854-А/02-58-А/03 по исполнительному листу N 0031825-58А/03 от 04.02.2003.
Для возврата государственной пошлины выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 апреля 2003 г. N Ф04/1426-196/А75-2003
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника