Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 31 марта 2003 г. N Ф04/1441-201/А75-2003
Рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества (ОАО) "Кызымтрубопроводстрой" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-1848-А/2002,
установил:
ОАО "Кызымтрубопроводстрой" обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Российской Федерации (ИМНС РФ) по г.Белоярскому, главному госналогинспектору Инспекции Киселевой И.В., Управлению МНС РФ по Ханты-Мансийскому автономному округу и главному госналогинспектору Управления Неттиной Э.А. о признании незаконными действий должностных лиц налоговых органов.
Исковые требования мотивированы неправомерностью проведения повторной выездной налоговой проверки одного и того же налогового периода и за пределами двухмесячного срока.
Решением суда от 19.12.2002 заявление оставлено без удовлетворения.
Суд первой инстанции посчитал действия должностных лиц налоговых органов не противоречащими законодательству и не нарушающими права и законные интересы заявителя.
В апелляционной инстанции законность судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе ОАО "Казымтрубопроводстрой" просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об удовлетворении заявления. Заявитель считает, что суд неправильно применил нормы Налогового кодекса Российской Федерации. Действия ответчиков по проведению выездной налоговой проверки в период с 17.012002 по 08.02.2002 незаконны, так как осуществлялись за пределами двухмесячного срока, установленного статьей 89 Налогового кодекса Российской Федерации. Действия главного госналогинспектора ИМНС РФ по г.Белоярскому Киселевой И.В., по проведению повторной выездной налоговой проверки, противоречат статье 87 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание представители сторон не явились.
Отзыв на кассационную жалобу ответчиками не представлен.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании решения руководителя Инспекции МНС РФ по г.Белоярскому N 139 от 13.06.2000 проведена выездная налоговая проверка ОАО "Казымтрубопроводстрой" по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 1997 по 1999 годы.
Постановлением Управления МНС РФ по Ханты-Мансийскому автономному округу Тюменской области N 17 от 16.11.2001 назначена повторная проверка ОАО "Казымтрубопроводстрой" по налогу на добавленную стоимость за период с 01.01.1999 по 31.12.1999.
Согласно справке о проведенной повторной выездной налоговой проверке от 08.02.2002 проверка начата 16.11.2001, окончена 08.02.2002. Решением заместителя руководителя Управления МНС РФ по Ханты-Мансийскому автономному округу от 17.12.2001 N 03/8061 проведение проверки было приостановлено, в связи с необходимостью проведения встречных проверок, с 17.12.2001 по 17.01.2002.
Суд кассационной инстанции считает, что повторная налоговая проверка была проведена неправомерно исходя из следующего.
В силу частей 3 и 4 статьи 87 Налогового кодекса Российской Федерации запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации - налогоплательщика (плательщика сбора - организации) или вышестоящим налоговым органов в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением требований настоящей статьи.
В нарушение выше указанной нормы, в постановлении Управления МНС РФ по Ханты-Мансийскому автономному округу N 17 от 16.11.2001 отсутствуют указания цели и причины повторной выездной проверки одного и того же периода. Таким образом, отсутствует мотивированное обоснование необходимости повторной выездной налоговой проверки одного и того же периода.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и подпунктом 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном данным кодексом, и обязаны при этом соблюдать законодательство о налогах и сборах, в том числе требования статьи 87 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
Из указанной нормы следует, что два месяца выездной налоговой проверки исчисляются в календарных днях и перерыв в проверке в расчет не берется, следовательно, налоговый орган должен уложиться именно в двухмесячный срок.
Частью 2 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено увеличение продолжительности выездной налоговой проверки до трех месяцев, для чего необходимо мотивированное решение вышестоящего налогового органа. Решением от 17.12.2001 N 03/8061 Управления МНС РФ по Ханты-Мансийскому автономному округу о приостановлении повторной выездной налоговой проверки ОАО "Казымтрубопроводстрой" проведение проверки приостановлено в связи с необходимостью встречных проверок в ООО "Тюментрансгаз", ЗАО "Росгазтранс". Следовательно, увеличение установленного срока проведения проверки налоговым органом не допущено.
В связи с допущением нарушений налоговым органом императивных требований статьи 87, и требований статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации при проведении повторных выездных налоговых проверок вышестоящим налоговым органом, выразившихся в отсутствии обоснованного мотивированного постановления вышестоящего налогового органа о причинах повторной выездной налоговой проверки, действия должностных лиц по проведению повторной проверки являются незаконными.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, пунктом 3 части 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
постановил:
Решение от 19.12.2002 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-1848-А/2002 отменить.
Принять новое решение. Признать незаконными действия главного государственного налогового инспектора отдела налогообложения юридических лиц Инспекции Министерства Российской Федерации по г. Белоярскому Киселевой И.В. и главного государственного налогового инспектора отдела налогообложения юридических лиц Управления Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу Неттиной Э.А. по проведению повторной выездной налоговой проверки ОАО "Казымтрубопроводстрой"" в период с 17.01.2002 по 08.02.2002.
Выдать ОАО "Казымтрубопроводстрой" справку на возврат 500 рублей государственной пошлины из федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31 марта 2003 г. N Ф04/1441-201/А75-2003
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника