Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 4 июня 2003 г. N Ф04/2436-674/А27-2003
Рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального предприятия "Тепловые сети" г.Юрга на решение от 27.11.02. и постановление апелляционной инстанции от 05.02.03. Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-11267/2002-6,
установил:
Муниципальное предприятие "Тепловые сети" г.Юрга обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по N 7 по Кемеровской области N 250 от 11.09.02. не соответствующим закону.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылался на правомерность заявленной льготы по налогу на добавленную стоимость с 01.07.01. в порядке статьи 27 Федерального закона от 05.08.2000. N 118-ФЗ, полагая, что услуги по санитарному содержанию и техническому обслуживанию жилых помещений относятся к жилищным услугам и включены в состав услуг по предоставлению жилых помещений, независимо от форм собственности, учитывая положения статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации. Ссылается также на то, что в оплату услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности включаются определенные расходы, отраженные в методике планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной Постановлением Госстроя России от 23.02.99. N 9, а именно: расходы по ремонту и обслуживанию внутридомового инженерного оборудования (ст.0400). (пункт 1 заявления).
В обоснование неправомерности начисления налоговой инспекцией пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог заявитель ссылается на отсутствие закона, устанавливающего срок уплаты данного налога, а также на то, что действие Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92. N 2235-1, которому соответствовала инструкция МНС Российской Федерации от 04.04.2000. N 59, Федеральным законом от 27.12.2000. N 150-ФЗ на 2001 года приостановлено.
Решением от 27.11.02. в удовлетворении заявленных МП "Тепловые сети" требований отказано. Выводы суда мотивированы тем, что от НДС освобождены именно средства, поступающие уполномоченной собственником организации (наймодателю по договору найма жилого помещения) от населения в виде оплаты услуг по предоставлению в пользование жилых помещений, а не стоимость эксплуатационных услуг. Также суд счел обоснованным начисление пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автодорог.
Постановлением апелляционной инстанции от 05.02.03. решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе МП "Тепловые сети" просит отменить указанные выше решение и постановление арбитражного суда как принятые с нарушением норм материального и процессуального права и направить дело на новое рассмотрение в ином судебном составе.
Проверив материалы дела в порядке статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция считает, что обжалуемые заявителем судебные акты подлежат отмене частично по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в ходе выездной налоговой проверки МП "Тепловые сети"по вопросам правильности исчисления и перечисления налогов, в том числе НДС, налога на пользователей автодорог, за период с 01.01.01. по 31.03.02., налоговым органом были выявлены следующие нарушения налогового законодательства: - неправомерное применение льготы по НДС в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 05.08.2000. N 118-ФЗ по содержанию и эксплуатации сантехоборудования домов муниципального жилого фонда за 2001 год и 1 квартал 2002 года; - несвоевременная уплата налога на пользователей автодорог (исчисление налога налогоплательщиком осуществлялось поквартально, следовало, как считает налоговая инспекция, в соответствии с пунктами 37, 38 Инструкции N 59 от 04.04.2000 - ежемесячно до 15 числа следующего месяца).
По материалам налоговой проверки ИМНС принято решение N 250 от 22.09.02. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за неполную уплату НДС по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 20% от суммы не полностью уплаченного налога в сумме 315 013 руб. Указанным решением также предложено налогоплательщику уплатить недоимку по НДС в размере 1 575 065 руб. и пени за несвоевременную уплату налогов в сумме 317 566 руб., в том числе: по НДС - 293 703 руб. и по налогу на пользователей автодорог -23 863 руб.
Отказывая в удовлетворении требований МП "Тепловые сети" о признании недействительным оспариваемого решения налогового органа в части привлечения предприятия к налоговой ответственности за неполную уплату НДС, арбитражный суд исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от налогообложения услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.
В силу статьи 27 Федерального закона от 05.08.2000. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" в период с 01.01.02. по 01.01.04. от налогообложения освобождается реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, услуг по обеспечению технического и санитарного состояния в домах жилищно-строительных кооперативов, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду).
В соответствии с пунктом 15 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС Российской Федерации от 20 декабря 2000 года N БГ-3-03/447, предоставление в пользование жилых помещений в домах, относящихся к государственному жилищному фонду, муниципальному жилищному фонду и общественному жилищному фонду, осуществляется на основании договора найма жилого помещения, заключенного между собственником жилого помещения либо уполномоченным собственником организацией и нанимателем-гражданином. Таким образом, от налога освобождается только плата (оплата жилья), взимаемая в рамках договора найма в размере, обеспечивающем возмещение издержек на содержание и ремонт жилья.
При этом от налогообложения освобождается оплата услуг по предоставлению в пользование жилых помещений, а не эксплуатационные услуги, оплачиваемых за счет указанной платы жилищными организациями (в т.ч. муниципальными унитарными предприятиями, осуществляющими функции управления жилищным фондом), то есть от налога освобождены именно средства, поступающие этим организациям от населения в виде оплаты услуг по предоставлению в пользование жилых помещений, а не дальнейшее их перераспределение.
С учетом изложенного, кассационная инстанция считает правильными выводы суда первой и второй инстанций о правомерном отказе МП "Тепловые сети" в применении льготы по налогу на добавленную стоимость в отношении предоставления услуг по содержанию и эксплуатации санитарно-технического оборудования домов муниципального жилого фонда.
Доводы заявителя жалобы были предметом рассмотрения в арбитражном суде первой и второй инстанций, им дана правильная правовая оценка, и обоснованно отклонены арбитражным судом, так как основаны на ошибочном толковании указанных выше норм налогового законодательства.
Нарушений судом норм материального и процессуального права в указанной части кассационной инстанцией не установлено.
Отказывая в удовлетворении требований МП "Тепловые сети" о признании решения ИМНС не соответствующего закону в части пеней, начисленных за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог, арбитражный суд исходил из того, что срок для уплаты названного налога (без разделения на федеральный и территориальный фонды) определен в пункте 10 Порядка образования и использования средств федерального дорожного фонда Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 2235-1 от 23.01.92.
Вместе с тем судом не учтено следующее.
В Законе Российской Федерации от 18.10.91. N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" срок уплаты налога на пользователей автодорог не предусмотрен, но в статьях 2, 5 Закона установлено, что налог перечисляется раздельно на счета Федерального дорожного фонда Российской Федерации и территориального дорожного фонда, порядок образования и использования которых определяется соответственно федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации.
Порядок образования и использования средств федерального дорожного фонда, утвержденный Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92. N 2235-1, регулирует вопросы формирования средств федерального дорожного фонда и предусматривает сроки для перечисления налогов на счет данного фонда (пункт 10).
В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 3, статьей 17 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, в том числе сроки уплаты налогов, и все неустранимые сомнения и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Поскольку, Федеральными законами от 27.12.2000. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" от 30.12.01. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" действие Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92. N 2235-1 на 2001-2002 годы было приостановлено, то есть, нормативный акт, устанавливающий срок уплаты налога не действовал, у налогового органа отсутствовали основания для начисления налогоплательщику сумм пеней.
Неправильное применение арбитражным судом норм материального права в силу части 2 статьи 286 является основанием для отмены судебных актов и принятия нового решения в указанной части.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, пропорционально в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
суд постановил:
Решение от 27.11.02. и постановление апелляционной инстанции от 05.02.03. Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-11267/2002-6 об отказе в удовлетворении заявленных МП "Тепловые сети" требований о признании решения ИМНС Российской Федерации N 7 по Кемеровской области от 11.09.2000. N 250 не соответствующего закону в части взыскания пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 23 863 руб. отменить, принять в этой части новое решение.
Признать решение ИМНС Российской Федерации N 78 N 250 от 11.09.02. в части взыскания с МП "Тепловые сети" пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автодорог в сумме 23 863 руб. не соответствующее закону.
В остальной части решение и постановление суда оставить без изменения.
Возвратить МП "Тепловые сети" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб., выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 июня 2003 г. N Ф04/2436-674/А27-2003
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника