Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 20 августа 2003 г. N Ф04/4288-666/А75-2003
Рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ханты-Мансийске на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 10.04.2003 по делу N А75-969-А/03 по иску государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ханты-Мансийске к Администрации Сибирской территории муниципального образования "Ханты-Мансийский район, п.Сибирский,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ханты-Мансийске (далее Управление) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с иском о взыскании с Администрации Сибирской территории муниципального образования "Ханты-Мансийский район" штрафа в размере 268 616 руб. Исковые требования мотивированы нарушением ответчиком статьей 11, 15 Федерального закона Российской Федерации от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" и ст.14 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2002 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеуказанного Федерального закона N 167-ФЗ следует читать "15.12.2001 года".
Решением от 10.04.2003 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд мотивировал свое решение тем, что полномочия органов Пенсионного фонда, связанные с ведением учета, не включают в себя исполнение обязанностей по налоговому контролю; отношения истца и ответчика возникают из административных правоотношений; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает ответственность за административные правонарушения в сфере законодательства, регулирующего организацию и ведение учета в системе государственного пенсионного страхования, отсутствует процессуальная процедура наложения штрафа и порядок привлечения к ответственности; при принятии решения N 1 от 16.01.2003 ответчик не был уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, что является основанием для признания решения недействительным.
В апелляционной инстанции суда законность и обоснованность решения не проверялась.
В кассационной жалобе Управление просит решение суда от 10.04.2003 отменить. Заявитель жалобы полагает, что порядок привлечения к ответственности установлен Налоговым кодексом Российской Федерации; привлечение к ответственности не может рассматриваться как нарушение законных прав и интересов; срок исковой давности не применяется к ответственности, предусмотренной ст.17 Федерального закона Российской Федерации N 27-ФЗ; суд не принял во внимание, что истец защищает законное право граждан на социальное обеспечение.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен. В судебном заседании представитель просил решение суда оставить в силе, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная инстанция в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, 15.12.2002 начальником отдела уполномоченных Управления была проведена проверка своевременности представления страхователями индивидуальных сведений на застрахованных лиц за 2001 год, в результате которой установлено, что ответчик представил индивидуальные сведения на застрахованных лиц 25.04.2002, т.е. по истечении установленного срока. По факту нарушения законодательства об обязательном пенсионном страховании был составлен Акт N 33 от 15.12.2002.
Начальником Управления были рассмотрены материалы проведенных проверок и согласно ст.101 Налогового кодекса Российской Федерации было вынесено Решение N 1 от 16.01.2003 о привлечении Администрации к ответственности, предусмотренной ч.3 ст.17 Федерального закона Российской Федерации от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд.
На основании вынесенного решения страхователю направлено требование N 1 от 16.01.2003 об уплате финансовой санкции в десятидневный срок, однако в добровольном порядке требование не исполнено.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона Российской Федерации от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к самостоятельно уплачивающим взносы работодателям и гражданам применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст.34.1 Налогового кодекса Российской Федерации внебюджетные фонды по вопросам, отнесенным Налоговым кодексом к их компетенции, пользуются правами и несут обязанности в соответствии с указанным Кодексом.
Судом сделан неправильный вывод о несостоятельности ссылки истца на ст.34.1 Налогового кодекса Российской Федерации как на основание применения норм Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующих полномочия органов государственных внебюджетных фондов.
Вместе с тем, проверяя порядок привлечения страхователя к ответственности, суд руководствуется ст.101 Налогового кодекса Российской Федерации, что свидетельствует о наличии противоречий в решении суда.
Вывод суда о том, что отношения истца и ответчика, регулируемые Федеральным законом Российской Федерации от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" возникают из административных правоотношений, ошибочен.
При таких обстоятельствах дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст.287, ч.1 ст.288, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
суд постановил:
решение от 10.04.2003 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-969-А/03 отменить. Направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 августа 2003 г. N Ф04/4288-666/А75-2003
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника