Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 28 января 2004 г. N Ф04/392-7/А27-2004
Рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г.Кемерово (заинтересованное лицо) на решение от 30.05.2003 и постановление апелляционной инстанции от 09.09.2003 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-4350/03-6 по заявлению ЗАО Торговый дом "Северный Кузбасс" к инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г.Кемерово,
установил:
Закрытое акционерное общество Торговый дом "Северный Кузбасс" (далее - ЗАО ТД "Северный Кузбасс") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г.Кемерово (далее - Инспекция МНС) о признании незаконными действия Инспекции МНС, выразившиеся в зачете суммы излишне уплаченного налога в сумме 5247 руб. 35 коп. в пеню.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 30.05.2003, оставленным в силе постановлением апелляционной инстанции от 09.09.2003, заявленные требования удовлетворены.
Судебные инстанции исходили из того, что в силу статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган может без заявления налогоплательщика произвести зачет только для погашения недоимки, но не пеней.
В кассационной жалобе Инспекция МНС, ссылаясь на нарушение судом первой и апелляционной инстанций норм права, просит отменить состоявшиеся акты. Инспекция МНС указывает, что в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П на пеню распространяются такие же правила, что и на налог, соответственно применение пункта 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации должно производиться с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
Отзыв от ЗАО ТД "Северный Кузбасс" на кассационную жалобу не поступил.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм права, не находит основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, Инспекция МНС уведомлением N 19717 от 17.12.2002 сообщила ЗАО ТД "Северный Кузбасс", что на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации обществу произведен зачет переплаты по налогу на прибыль в пеню в размере 5247 руб. 35 коп.
В соответствии с пунктом 4 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
Согласно пункту 5 рассматриваемой нормы по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
Налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете (пункт 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из совокупности приведенных норм следует, что сумма излишне уплаченного налога может быть зачтена в счет предстоящих налоговых платежей и направлена на уплату пеней только при наличии соответствующего заявления налогоплательщика. Самостоятельно налоговые органы вправе производить зачет при наличии недоимки.
Налоговым органом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что налогоплательщик сделал заявление о направлении излишне уплаченного налога на прибыль на погашение задолженности по пеням, в связи, с чем у Инспекции МНС не было права самостоятельно осуществлять такой зачет.
При таких обстоятельствах, суд первой и апелляционной инстанции обоснованно признал действия Инспекции МНС выразившиеся в зачете суммы излишне уплаченного налога в сумме 5247 руб. 35 коп. в пени недействительными.
Довод кассационной жалобы о том, что в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П на пеню распространяются такие же правила, что и на налог, соответственно применение пункта 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации должно производиться с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, не принимается, т.к. был предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции. В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для переоценки выводов суда первой инстанции.
Таким образом, кассационная жалоба удовлетворения не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
суд постановил:
Решение от 30.05.2003 и постановление апелляционной инстанции от 09.09.2003 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-4350/2003-6 оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г.Кемерово - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п.5 ст.78 НК РФ по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
По мнению ИМНС, в соответствии с Постановлением КС РФ от 17.12.1996 N 20-П на пеню распространяются такие же правила, что и на налог, соответственно применение п.5 ст.78 НК РФ должно производиться с учетом позиции КС РФ.
В соответствии с п.4 ст.78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
Налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете (п.6 ст.78 НК РФ).
Из совокупности приведенных норм, судебные инстанции пришли к выводу, что сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на уплату пеней только при наличии соответствующего заявления налогоплательщика. Самостоятельно налоговые органы вправе производить зачет только при наличии недоимки.
Налоговым органом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что налогоплательщик сделал заявление о направлении излишне уплаченного налога на прибыль на погашение задолженности по пеням.
Таким образом, у ИМНС РФ отсутствовало право на самостоятельное проведение зачета в отношении пеней.
Решение и постановление апелляционной инстанции оставлено Федеральным судом без изменений, в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа - отказано.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 января 2004 г. N Ф04/392-7/А27-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника