Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 22 декабря 2003 г. N Ф04/6497-1299/А70-2003
(извлечение)
ТО ФСФО России в Тюменской области обратился в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) ОАО "Тюментрансстрой".
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 15.10.2003 требования ТО ФСФО России в Тюменской области по состоянию на 11.09.2003 установлены в размере 5 082 091 рубль 19 копеек. Введена процедура наблюдения. Временным управляющим назначен Фарид Шиганович Бекшенев.
Постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 13.11.2003 указанное определение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Тюментрансстрой" просит определение и постановление апелляционной инстанции по данному делу отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя, заявление ТО ФСФО России в Тюменской области о признании несостоятельным (банкротом) ОАО "Тюментрансстрой" подлежит оставлению без рассмотрения, поскольку подано в нарушение статьи 11 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" 2002 года и пунктов 1, 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2003 N 218 "О порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах о банкротстве".
Заявитель указал, что ТО ФСФО России не созывал и не проводил межведомственное совещание с обязательным согласованием с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросу целесообразности (нецелесообразности) обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, о чем свидетельствуют материалы дела.
Заявитель также считает, что судом не произведено всестороннее и полное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела.
Просит обжалуемые судебные акты по данному делу отменить и заявление ТО ФСФО России в Тюменской области о признании несостоятельным (банкротом) ОАО "Тюментрансстрой" оставить без рассмотрения на основании статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в установленном порядке не направили.
В заседании суда кассационной инстанции представитель должника доводы кассационной жалобы поддержал, и просил судебные акты по данному делу отменить и оставить заявление без рассмотрения.
Представитель ТО ФСФО России в Тюменской области пояснил, что межведомственное совещание по вопросу целесообразности (нецелесообразности) обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом проводилось 04.09.2003. Кроме того, полагает, что заявление уполномоченного органа подано с соблюдением требований Закона о банкротстве, а обжалуемые судебные акты считает законными и обоснованными.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 286, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых по делу N А-70-5909/3-03 судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что они подлежат отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что ТО ФСФО России в Тюменской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании ОАО "Тюментрансстрой" несостоятельным (банкротом).
Заявление мотивировано наличием просроченной свыше трех месяцев задолженности должника по платежам в бюджет в общей сумме 5 082 091 рубль 46 копеек, в том числе по налогам в размере 2 549 990 рублей 16 копеек, по пени в размере 2 468 640 рублей 19 копеек и по штрафам в размере 63 461 рубль 11 копеек, подтвержденная первичными документами и признаваемая должником.
Суд первой инстанции признал требования ТО ФСФО России в Тюменской области обоснованными и ввел в отношении должника процедуру наблюдения, сославшись на соответствие поданного заявления требованиям Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
При повторном рассмотрении дела суд апелляционной инстанции сделал аналогичные выводы и не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с такими выводами суда, исходя из следующего.
Согласно статье 11 Закона о банкротстве правом на подачу заявления о признании должника банкротом обладают уполномоченные органы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и конкурсные кредиторы.
В соответствии со статьей 41 Закона о банкротстве заявление уполномоченного органа о признании должника несостоятельным (банкротом) должно отвечать требованиям, предусмотренным для заявления кредитора, то есть соответствовать статьям 39, 40 Закона.
Кроме документов, прилагаемых к заявлению кредитора, к заявлению уполномоченного органа по обязательным платежам должно быть приложено решение налогового или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2003 N 218 "О порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" определен порядок согласования и предъявления консолидированных требований уполномоченным органом.
В материалах дела отсутствует указанный порядок согласования и предъявления консолидированных требований уполномоченным органом.
Предоставленным в заседание суда документам о проведении согласования указанных требований суд кассационной инстанции оценки не дает в соответствии с требованиями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, должны быть непосредственно исследованы по правилам рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Поскольку право на подачу заявления о признании должника банкротом может быть реализовано только "в порядке, установленном Правительством Российской Федерации" (статья 11 Закона о банкротстве), арбитражный суд при решении вопроса о принятии заявления о признании должника банкротом должен проверять соблюдение уполномоченным органом требований, предусмотренных вышеназванным Постановлением.
Суд кассационной инстанции считает доводы заявителя кассационной жалобы обоснованными и направляет дело на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду первой инстанции необходимо проверить соблюдение уполномоченным органом требований, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2003 N 218 "О порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства".
На основании изложенного суд кассационной инстанции считает, что определение Арбитражного суда Тюменской области от 15.10.2003 и постановление апелляционной инстанции этого же суда от 13.11.2003 по делу N А-70-5909/3-03 следует отменить. Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанции постановила:
Определение Арбитражного суда Тюменской области от 15.10.2003 и постановление апелляционной инстанции этого же суда от 13.11.2003 по делу N А-70-5909/3-03 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 декабря 2003 г. N Ф04/6497-1299/А70-2003
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Текст постановления опубликован в "Вестнике Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа", 2004, N 2