Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 29 декабря 2004 г. N Ф04-9198/2004(7462-А45-25)
(извлечение)
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 сентября 2005 г. N 4152/05 настоящее постановление оставлено без изменения
Открытое акционерное общество (ОАО) "Трансметалл", г.Новосибирск, обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действия должностного лица инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (инспекция МНС РФ) по Кировскому району г.Новосибирска, выразившееся в отказе в применении налоговой ставки 0% по НДС за сентябрь 2003 года в сумме 535 761 руб. и возмещении ОАО "Трансметалл" из бюджета НДС в сумме 67 955 руб.
Решением суда от 12.05.2004 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.09.2004 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит вынесенные по делу судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя; считает, что выводы, изложенные в решении и постановлении не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем, судебные акты являются незаконными и необоснованными.
ОАО "Трансметалл" просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, отзыва, считает, что обжалуемые налоговым органом судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, для обоснованности применения налоговой ставки 0% в соответствии с пунктом 6 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации ОАО "Трансметалл" 20.10.2003 представило в инспекцию МНС РФ по Кировскому району г.Новосибирска налоговые декларации по НДС по N N 6812 (сводная), 6814, 6815 за сентябрь 2003 года, а также документы, предусмотренные статьей 165 Кодекса, согласно которым налогоплательщиком применена налоговая ставка 0% на общую сумму 535 761 руб., в том числе: в отношении операций по реализации на экспорт товаров на сумму 346 570 руб., в отношении операций по реализации услуг по транспортировке импортированных в Российскую Федерацию товаров на сумму 189 191 руб.; по декларациям N N 6812 и 6815 налогоплательщиком отнесены к вычету суммы НДС в размере 67 955 руб. в отношении операций по реализации на экспорт товаров. По результатам проведенной камеральной проверки представленных деклараций и документов налоговым органом принято решение N ЛМ-05-28/12 от 19.01.2004 об отказе в возмещении сумм НДС и мотивированное заключение N ЛМ-05-13/1228 от 28.01.2004.
Основанием для принятия данного решения послужило ненадлежащее оформление документов, представление которых предусмотрено пунктом 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации: представленные с декларацией N 6814 копии ГТД N 10124010/11072003/5002726 и CMR N 0475734 от 02.07.2003 не содержат никаких отметок пограничного таможенного органа, подтверждающих ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации (на оборотной стороне отсутствуют отметки таможенного органа "Товар ввезен", заверенные личной номерной печатью должностного лица таможенного органа, производившего проверку товара); представленная с декларацией N 6815 копия железнодорожной накладной N С857106 от 04.09.2003 не содержит никаких отметок таможенного органа о вывозе товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации (на оборотной стороне отсутствуют отметки таможенного органа "Товар вывезен полностью", заверенные личной номерной печатью должностного лица таможенного органа, производившего проверку товара).
В результате указанных нарушений налоговый орган пришел к выводу, что обоснованность применения налоговой ставки 0% за сентябрь 2003 год в отношении операций по реализации услуг по транспортировке импортированных товаров в Российской Федерации на сумму 189 191 руб. и в отношении операций по реализации на экспорт товаров на сумму 346 570 руб. налогоплательщиком не подтверждена, в связи с чем, в нарушение пункта 3 статьи 172 и пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерно отнесена к налоговым вычетам и предъявлена к возмещению за сентябрь 2003 года сумма НДС в размере 67 955 руб.
Полагая, что отказ налогового органа в возмещении 67 955 руб. НДС неправомерен, не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы как налогоплательщика, ОАО "Трансметалл" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд обеих инстанций пришел к выводу, что представленных налогоплательщиком документов достаточно для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и возмещения отнесенной к вычету суммы НДС.
Согласно п.п.2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации: товаров, работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, импортируемых в Российской Федерации при условии представления документов, указанных в пункте 4 статьи 165 Кодекса.
В силу требований подпункта 3 и подпункта 4 пункта 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% в отношении услуг, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, налогоплательщиком должны быть представлены таможенная декларация и транспортные товаросопроводительные и (или) иные документы с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающими ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Как следует из пункта 4 статьи 165 Кодекса, аналогичные требования предъявляются к документам для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов по услугам, предусмотренным подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 Кодекса.
Таким образом, в силу обязательных требований Кодекса налогоплательщик должен представить в налоговую инспекцию грузовую таможенную декларацию и транспортные товаросопроводительные документы и (или) иные документы с необходимыми отметками таможенных органов, подтверждающих ввоз и вывоз товара, на каждом из таких документов.
Исходя из содержания пункта 1 статьи 165 Кодекса, грузовая таможенная декларация не может рассматриваться в качестве иного документа, предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 названной статьи, и какая-либо правовая неясность в данном вопросе отсутствует. Под иными документами имеются в виду те, которые равнозначны транспортным и товаросопроводительным документам по своему содержанию и включают сведения о способе доставки и маршруте следования товара с учетом вида перевозки или особенностей груза.
Юридических препятствий для получения заинтересованными лицами- налогоплательщиками необходимой отметки таможенного органа, как на грузовой таможенной декларации, так и на транспортном или товаросопроводительном документе нет.
В период совершения обществом экспортных операций и подачи в налоговую инспекцию спорных деклараций действовал Приказ ГТК Российской Федерации от 26.06.2001 N 598 "О подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров", установивший соответствующий Порядок. В силу названного Порядка, при представлении перечисленных в нем документов с приложением к ним экземпляра транспортного и (или) товаросопроводительного документа сотрудник таможенного органа на оборотной стороне этого документа обязан был сделать отметку о вывозе (ввозе) товара.
В настоящее время действует Инструкция о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации), утвержденная Приказом ГТК Российской Федерации от 21.07.2003 N 806. Подтверждение вывоза (ввоза) также осуществляется должностным лицом таможенного органа посредством проставления отметок о вывозе (ввозе) товара.
Из содержания Инструкции однозначно следует, что таможенные органы не рассматривают ГТД в качестве транспортного, товаросопроводительного или иного равнозначного им документа.
Таким образом, с установленной Кодексом обязанностью налогоплательщика по представлению ГТД, транспортных и (или) товаросопроводительных документов с необходимыми отметками таможенных органов корреспондирует право налогоплательщика на их получение. Согласно пункту 5 Порядка и пункту 12 Инструкции на проставление соответствующих отметок при представлении всех необходимых документов таможне дается менее одного месяца, а декларацию, подтверждающую право на ставку 0% при экспортных (импортных) операциях, налогоплательщик имеет право сдать в течение 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами ГТД на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта или транзита (пункт 9 статьи 165 Кодекса).
Как усматривается из материалов дела, представленные налогоплательщиком с декларацией N 6814 копии ГТД N 10124010/11072003/5002726 и международная товаротранспортная накладная (CMR) N 0475734 от 02.07.2003 не содержат никаких отметок пограничного таможенного органа, подтверждающих ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Представленная с декларацией N 6815 копия железнодорожной накладной N С857106 от 04.09.2003 не содержит никаких отметок таможенного органа о вывозе товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Поскольку обществом заявлялось требование о признании незаконными действия должностного лица налогового органа, выразившееся в отказе ОАО "Трансметалл" в применении налоговой ставки 0 процентов по НДС за сентябрь 2003 года в сумме 535 761 руб. путем принятия решения N ЛМ-05-28/12 от 19.01.2004, то оценка законности этих действий должна осуществляться судом, исходя из тех обязательных к представлению в силу закона документов, которые на момент вынесения указанного решения были представлены в налоговую инспекцию налогоплательщиком в целях подтверждения права на налоговую ставку 0% и налоговые вычеты по экспортным операциям.
Учитывая, что на момент вынесения решения налогового органа от 19.01.2004 года заявителем не были представлены указанные выше документы с необходимыми отметками таможенных органов, подтверждающих вывоз (ввоз) товаров за пределы территории Российской Федерации, правовых оснований для признания незаконными действий налогового органа у арбитражного суда не имелось.
В соответствии с частью 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых ответчиком судебных актов в данном случае является неправильное применение арбитражным судом норм налогового законодательства.
Поскольку фактические обстоятельства дела установлены арбитражным судом, но имеет место неправильное применение норм материального права, кассационная инстанция считает возможным принять новый судебный акт.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в связи с рассмотрением заявления, апелляционной и кассационной жалоб подлежат взысканию с ОАО "Трансметалл". В соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на основании данного судебного акта следует выдать суду первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 12.05.2004 и постановление апелляционной инстанции от 28.09.2004 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-5312/04-СА20/287 отменить. Принять новое решение.
В удовлетворении заявленных требований ОАО "Трансметалл" отказать.
Взыскать с ОАО "Трансметалл" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 декабря 2004 г. N Ф04-9198/2004(7462-А45-25)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 сентября 2005 г. N 4152/05 настоящее постановление оставлено без изменения