Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 5 мая 2005 г. N Ф04-2534/2005(10827-А46-25)
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 октября 2006 г. N Ф04-6614/2006(27142-А46-31)
Открытое акционерное общество акционерная компания энергетики и электрификации (ОАО АК ЭиЭ) "Омскэнерго", г. Омск, обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (МРИ МНС РФ) по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области от 23.03.2004 N 06-16/1452 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, указывая на отсутствие у налогового органа оснований для доначисления обществу НДС по результатам камеральной проверки уточненных налоговых деклараций по данному налогу за январь, февраль, май-сентябрь, декабрь 2001 года.
Решением суда от 05.11.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от 16.02.2005 решение изменено. Признано недействительным решение налогового органа в части взыскания с ОАО АК ЭиЭ "Омскэнерго" НДС в сумме 6 622 494 руб. НДС за 2001 год и предложения уплатить сумму налога. В удовлетворении требований о признании недействительным решения МРИ МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области от 23.03.2004 N 06-16/1452 в части доначисления налога отказано.
В кассационной жалобе, ОАО АК ЭиЭ "Омскэнерго" просит отменить вынесенные по делу судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указывая на ошибочность выводов суда относительно необоснованности заявленных требований о возврате сумм НДС и доначислении сумм налога.
МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области (правопреемник ответчика по делу) против доводов кассационной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве, просит обжалуемые судебные акты оставить в силе, а кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыв не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, 23.12.2003 ОАО АК ЭиЭ "Омскэнерго" представило в МРИ МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области уточненные налоговые декларации по НДС за январь, февраль, май-сентябрь, декабрь 2001 года, а также заявление от 23.12.2003 N 119-08/2024 о возврате излишне уплаченной суммы налога в размере 6 622 494 руб., которая возникла, по мнению заявителя, в связи с исчислением и уплатой НДС с сумм дотаций, уплачиваемых органами государственной власти, за потребленную электрическую и тепловую энергию по отдельным категориям граждан, имеющим право на оплату этой энергии по льготным тарифам, пояснив свою позицию ссылкой на пункт 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой в данном случае в налоговую базу за реализованную энергию должна включаться только ее оплата льготируемым населением, поскольку товар продан за меньшую стоимость (по сниженным тарифам).
Налоговый орган, не согласившись с позицией налогоплательщика, 23.03.2004 вынес по результатам проверки уточненных деклараций решение N 06-16/1452 о взыскании с общества доначисленного НДС в размере 6 622 494 руб., уменьшенного по лицевому счету заявителя при подаче названных налоговых деклараций. К налоговой ответственности предприятие не привлечено в связи с числящейся по лицевому счету налогоплательщика переплатой.
Основанием для принятия указанного решения послужили выводы налогового органа о том, что поскольку возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот гражданам по оплате тепло- и электроэнергии осуществлялось на основании расчетов о произведенных затратах, предоставляемых заявителем в органы бюджетного финансирования, которые производились исходя из тарифов, включающих в себя НДС, то заявитель получал доходы с НДС от реализации льготникам тепло- и электроэнергии как от самих потребителей, так и из бюджета; отношения сторон в данном случае связаны непосредственно с расчетами по оплате тепло- и электроэнергии, и уплаченные суммы образуют выручку от ее реализации.
Посчитав указанное решение не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, ОАО АК ЭиЭ "Омскэнерго" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая налогоплательщику в возмещении сумм НДС, арбитражный суд обеих инстанций исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 13 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная, исходя из фактических цен их реализации.
Из содержания данной нормы следует, что часть тарифа, погашаемая за счет дотаций, не может включаться в стоимость реализованной энергии, соответственно, и в налоговую базу по НДС, ввиду того, что данный товар указанным потребителям передан по установленной законодательством заниженной цене.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что отпуск ОАО АК ЭиЭ "Омскэнерго" теплоэнергии и электроэнергии населению производился по установленным решениями Региональной энергетической комиссией от 18.11.1999 N 1, от 04.04.2000 N 24/7, от 18.12.2000 N 126/27, от 20.09.2001 N 89/36, решениями Омского городского Совета от 05.07.2000 N 286, от 18.07.2001 N 290 тарифам, включающим в себя действующую ставку НДС. Данный факт заявителем не оспаривается.
При этом, суммы дотаций, направляемые для погашения разницы, образовавшейся между установленным РЭК Омским Горсоветом тарифом и льготным тарифом, также включали данный налог.
Таким образом, как отмечено арбитражным судом заявитель необоснованно перечислял в бюджет суммы налога с дотаций, когда фактическим носителем налогового бремени выступали органы государственной власти.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того обстоятельства, что ОАО "АК "Омскэнерго", ссылаясь на пункт 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, возвратило указанным органам за счет собственных средств НДС, включенный в состав дотаций, и что в результате перечисления в бюджет суммы НДС с дотаций заявитель понес фактические затраты на уплату этого налога, арбитражный суд, правомерно указал на необоснованность заявленных обществом требований о возврате в данном случае сумм НДС, исчисленных с дотаций.
В силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность обжалуемых судебных актов исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Нарушений судом норм материального и процессуального права кассационной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 16.02.2005 Арбитражного суда Омской области по делу N А-1525/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 мая 2005 г. N Ф04-2534/2005(10827-А46-25)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании