Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 12 мая 2005 г. N Ф04-2710/2005(11062-А03-13)(11320-А03-13)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Барнаульский завод механических прессов" (далее - ОАО "БЗМП") обратилось с иском к администрации и комитету об обязании первого ответчика принять в муниципальную собственность жилые дома, расположенные по адресам: г. Барнаул, ул. Карагандинская, 5 и 6; ул.Калинина, 47 и 49; ул. Силикатная, 6,7 и 9; ул.С. Западная, 5 и 26; пр. Строителей, 3,7, и 19; ул.Ленина, 150; ул. Бресткая, 30; девять объектов канализирования, два туалета.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, попросив администрацию обязать принять в муниципальную собственность объекты, а комитет - включить указанные объекты в реестр муниципальной собственности.
В качестве третьих лиц в деле принимали участие администрация Алтайского края и комитет по управлению имуществом Алтайского края.
В обоснование исковых требований истец сослался на то, что спорные жилые дома не вошли в уставный капитал общества при приватизации. С учетом этого подлежат передаче в муниципальную собственность г. Барнаула. Неоднократные обращения истца о передаче жилого фонда ответчиками оставлены без удовлетворения.
Решением от 20.12.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.03.2005, исковые требования были удовлетворены.
Администрация не согласна с вынесенными судебными актами. Ссылается на отсутствие у истца оснований для обращения с таким иском.
Считает, что в соответствии с решением Малого совета Алтайского краевого Совета народных депутатов от 21.07.1993 N 218 "О принятии объектов в государственную собственность Алтайского края" и распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп "Об утверждении Положения об определении по объектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности" спорное имущество является краевой собственностью.
В силу пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 указанные объекты передаются в муниципальную собственность.
Порядок их передачи предусмотрен Законом Алтайского края от 15.10.2001 N 72-ЗС "О внесении изменений в Закон Алтайского края "О передаче жилищного фонда и инженерных сетей в муниципальную собственность".
Принять жилищный фонд возможно только после вынесения соответствующего решения главой администрации края, а также внесения изменений в план приватизации истца (статьи 5, 6 Закона от 15.10.2001 N 72-ЗС).
Комитет в своей кассационной жалобе также ссылается на то, что спорное имущество является краевой собственностью. Право краевой собственности ни кем не оспорено. Суд неправильно применил постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 235 и распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.10.2002 N 1453-р.
Разрешил спор без участия заинтересованного лица - Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Алтайскому краю.
Кроме того, в нарушение статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса разрешил вопрос, находящийся в сфере распределения полномочий между органами местного самоуправления.
На основании изложенного заявители жалоб просят судебные акты отменить и принять новое решение об отказе в иске.
Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, ОАО "БЗМП" создано в процессе приватизации путем преобразования государственного предприятия в акционерное общество. План приватизации предприятия утвержден решением комитета по управлению государственным имуществом Алтайского края N 157 от 27.10.1992. Общество зарегистрировано 16.12.1992.
Как установлено судом, спорный жилой фонд не вошел в уставный капитал ОАО "БЗМП" и находился у него на балансе.
В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (пункт 1 приложения N 3 данного постановления) объекты жилого фонда относятся к муниципальной собственности и передаются в муниципальную собственность городов и районов.
В перечни объектов, передаваемых в государственную собственность республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, включаются объекты, не отнесенные к федеральной и муниципальной собственности, в соответствии с приложениями 1, 2, 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 (п.З Положения об определении по объектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 N 114-рп.)
Суд правомерно пришел к выводу, что спорные объекты относятся к муниципальной собственности в силу прямого указания закона. Обоснованно со ссылкой на статью 12 Гражданского кодекса не применил решение Малого совета Алтайского краевого Совета народных депутатов от 21.07.1993 N 218.
Порядок передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 235.
Согласно данному постановлению для передачи указанных объектов предприятия, находящиеся в стадии приватизации, вносят перечни таких объектов в планы приватизации отдельным разделом. Утверждение соответствующего плана приватизации является решением о передаче таких объектов в муниципальную собственность.
Таким образом, при отказе администрации г.Барнаула принять от истца жилой фонд, последний имел право на обращение с настоящим иском в арбитражный суд.
Иным доводам, приведенным заявителями жалоб, судами дана надлежащая оценка. С учетом изложенного исковые требования ОАО "БЗМП" удовлетворены правомерно, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постанови:
решение от 20.12.2004 и постановление от 01.03.2005 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-15047/04-25 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 мая 2005 г. N Ф04-2710/2005(11062-А03-13)(11320-А03-13)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании