Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 25 июля 2005 г. N Ф04-4652/2005(13222-А27-3)
(извлечение)
Межрайонная инспекция Министерства РФ по налогам и сборам N 11 по Кемеровской области (далее - Инспекция МНС РФ) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Новокузнецксибстрой" (далее - ООО "СК "Новокузнецксибстрой") о взыскании на основании пункта 1 статьи 122 и пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ налоговых санкций в сумме 1 239, 6 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 29.11.2005 заявленные налоговым органом требования удовлетворены частично. Суд взыскал с ООО "СК "Новокузнецксибстрой" 689,6 руб. штрафа, начисленного на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неполную уплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС). В удовлетворении остальной части заявленных требований.
В связи с реорганизацией налогового органа путем преобразования, суд апелляционной инстанции в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ произвел замену Инспекции МНС РФ ее правопреемником - межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области (далее - Инспекция ФНС РФ).
Постановлением апелляционной инстанции от 23.03.2005 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция ФНС РФ, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и материалам дела, просит вынесенные по делу судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить и принять в этой части новое решение о взыскании с ООО "СК "Новокузнецксибстрой" на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ штрафа в размере 550 руб. по основаниям, изложенным в жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу ООО "СК "Новокузнецксибстрой" не представлен.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом при вынесении судебных актов норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения камеральной проверки налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2004 года Инспекцией МНС РФ в адрес ООО "СК "Новокузнецксибстрой" было направлено требование от 07.05.2004 N 16-13-19/3952 о предоставлении документов в пятидневный срок со дня получения данного требования.
В связи с тем, что ООО "СК "Новокузнецксибстрой" не выполнило данное требование, налоговым органом вынесено решение N 2009 от 16.06.2004 о привлечении его к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 и пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ, в виде штрафов в размере 689, 6 руб. и 550 руб. соответственно.
На основании данного решения, Инспекцией МНС РФ в адрес налогоплательщика были выставлены требования N 458 и N 459 от 22.06.2004 об уплате налоговых санкций. Неисполнение ООО "СК "Новокузнецксибстрой" указанных требований в установленный в них срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения налогового органа в арбитражный суд с заявлением о взыскании налоговых санкций в судебном порядке.
Отказывая Инспекции МНС РФ в удовлетворении требований о взыскании с ООО "СК "Новокузнецксибстрой" 550 руб. налоговых санкций, начисленных по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ, судебные инстанции исходили из того, что истребованные у налогоплательщика документы не предусмотрены главой 21 Налогового кодекса РФ; перечень документов в требовании налогового органа не конкретизирован, в связи с чем невозможно определить размер налоговых санкций.
В абзаце 4 статьи 88 и пункте 1 статьи 93 Налогового кодекса РФ предусмотрено право должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента дополнительные сведения, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налога. При этом право налогового органа истребовать необходимые для проверки документы не ограничено рамками выездной проверки, а объемы запрашиваемых документов не установлены.
Данному праву налогового органа корреспондирует обязанность налогоплательщика, установленная подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 и абзацем 2 пункта 1 статьи 93 Налогового кодекса РФ, представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Согласно части 2 статьи 93 Налогового кодекса РФ отказ от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 Налогового кодекса РФ.
В силу пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
В требовании от 07.05.2004 N 16-13-19/3952 у ООО "СК "Новокузнецксибстрой" запрашивались документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых вычетов, право на которые предусмотрено статьей 171 Налогового кодекса РФ: договоры на выполнение строительно-монтажных, ремонтных работ (п.1); справки о стоимости выполненных работ и затрат (п.2); акты приемки выполненных строительно-монтажных работ (п.З); книгу продаж и книгу покупок за 1 квартал 2004 года, а также счета-фактуры к ним за этот же период (п.п.4, 5, 7, 8); первичные документы, подтверждающие факт оплаты покупателями и поставщикам (п.6 и п.9); выписки из главной книги по счету 1 9 и 68 за 1 квартал 2004 года (п. 1 0).
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, а также перепродажи.
Пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ установлено, что данные вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога после принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, перечисленные в требовании от 07.05.2004 N 16-13-19/3952 документы были необходимы для проведения проверки правильности исчисления НДС по налоговой декларации за 1 квартал 2004 года, как подтверждающие правомерность заявленных ООО "СК "Новокузнецксибстрой" налоговых вычетов, поскольку право налогоплательщика на применение налоговых вычетов вышеназванными нормами обусловлено необходимостью их документального подтверждения.
По каким именно счетам-фактурам учтен НДС при определении размера налогового вычета, какие именно документы приняты им в подтверждение оплаты сумм налога и учтены при составлении налоговой декларации известно только налогоплательщику. Соответственно, у Инспекции МНС РФ не имелось возможности четко указать количество и реквизиты запрашиваемых документов, так как налоговый орган не обладал и не мог обладать данной информацией. Кроме того, штраф наложен в минимальном размере.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что судебные инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств правильно установили все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об удовлетворении требований Инспекции МНС РФ в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса РФ исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражам судом кассационной инстанции, выдается соответствующим арбитражным судом рассматривавшим дело по первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, постановил:
решение от 29.11.2004 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление апелляционной инстанции от 23.03.2005 по делу N А27-22819/2004-2 в части отказа межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшем налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области в удовлетворении заявленных требовании отменить. Принять в этой части новое решение.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания Новокузнецсибстрой" в доход соответствующих бюджетов 550 (пятьсот пятьдесят) рублей штрафа.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания новокузнецксибстрой" в доход федерального бюджета 2 000 (две тысячи) рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в судах апелляционной и кассационной инстанций.
Исполнительные листы выдать Арбитражному суду Кемеровской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
Налоговая инспекция обратилась в суд с заявлением о взыскании с общества штрафа на основании п. 1 ст. 126 НК РФ в связи с непредставлением документов, подтверждающих правомерность вычетов по НДС.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении данного заявления ввиду того, что в требовании о предоставлении документов налоговым органом не было указано конкретных реквизитов запрашиваемых документов.
Рассматривая дело в связи с кассационной жалобой налоговой инспекции, федеральный арбитражный суд указал на то, что в силу п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы. Данной нормой объем документов, которые могут быть истребованы налоговым органом, не ограничен.
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Исходя из этого, какие конкретно счета-фактуры и иные документы явились основаниями для принятия НДС к вычету, известно лишь самому налогоплательщику. Налоговый орган данной информацией обладать не может.
Следовательно, отсутствие в требовании о предоставлении документов реквизитов истребуемых документов не свидетельствует о неправомерности требования.
Основываясь на изложенном, федеральный арбитражный суд отменил решение первой и постановление апелляционной инстанций и взыскал с общества штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 июля 2005 г. N Ф04-4652/2005(13222-А27-3)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании