Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 30 июня 2005 г. N Ф04-4172/2005(12482-А03-23)
(извлечение)
Прокурор Алтайского края (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к администрации г. Барнаула (далее - администрация) о признании постановления администрации от 02.12.2004 N 3802 "О проведении конкурсов на осуществление пассажирских перевозок по маршрутной сети г. Барнаула" недействующим.
Заявленные требования мотивированы отсутствием правовой нормы, предоставляющей администрации полномочия по организации и проведению конкурсов на осуществление пассажирских перевозок по городской маршрутной сети.
Решением от 12.04.2005 Арбитражного суда Алтайского края требования прокурора отклонены.
Суд пришел к выводу, что оспариваемое постановление вынесено в пределах компетенции администрации, установленной федеральным законодательством, не противоречит действующему антимонопольному, гражданскому законодательству и не ущемляет права и законные интересы владельцев транспортных средств.
В кассационной жалобе прокурор просит отменить судебный акт и принять новый - об удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на статью 72 Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации".
Прокурор утверждает, что органы местного самоуправления не наделены правом проводить конкурс на осуществление пассажирских перевозок транспортом общего пользования. Установление конкурса в качестве обязательного условия получения права на осуществление пассажирских перевозок по маршрутной сети г. Барнаула противоречит части 1 статьи 9, частям 1 и 2 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также части 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", согласно которым органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, ограничивающие самостоятельность хозяйствующих субъектов, создающих дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе запрещается необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Проверив обоснованность доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, администрацией принято постановление от 02.12.2004 N 3802 "О проведении конкурсов на осуществление пассажирских перевозок по маршрутной сети г. Барнаула". Указанным постановлением утверждено Положение "О проведении конкурсов на осуществление пассажирских перевозок по маршрутной сети г. Барнаула", которым определен порядок организации и условия проведения открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок транспортом общего пользования на маршрутной сети г. Барнаула.
Суд кассационной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции о том, что постановление принято администрацией в пределах предоставленных полномочий органу местного самоуправления и в соответствии с нормами действующего законодательства, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 20 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация транспортного обслуживания находится в ведении муниципальных образований и отнесена к вопросам местного значения.
Согласно пункту 6 статьи 72 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) городская администрация руководит транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности; осуществляет контроль за работой иных транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города; утверждает маршруты и графики движения местного транспорта; привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории города; обеспечивает учет автомобилей и других видов механических транспортных средств в городе; организует и контролирует обслуживание пассажиров на вокзалах, пристанях и в аэропортах.
Таким образом, организационные и контролирующие функции в сфере транспортного обслуживания населения возложены на органы местного самоуправления. Доводы прокурора о непредставлении администрацией доказательств необходимости данного конкурса и отсутствии полномочий на проведение данного конкурса несостоятельны.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
Согласно части 2 статьи 1057 Гражданского кодекса Российской Федерации публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей.
Кассационная инстанция поддерживает выводы суда первой инстанции, о том, что оспариваемое постановление не ограничивает самостоятельность хозяйствующих субъектов, не ущемляет их интересы, а наоборот, организация конкурса преследует достижение общественно полезных целей путем привлечения к осуществлению пассажирских перевозок транспортом общего пользования более квалифицированных лиц. В самом оспариваемом постановлении администрации указано, что целью проведения конкурса является обеспечение наиболее комфортного и безопасного обслуживания населения г. Барнаула транспортными услугами по перевозке пассажиров путем проведения открытого конкурса с привлечением к его участию юридических и физических лиц - индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица - владельцев автобусов.
Таким образом, доводы прокурора о нарушении администрацией, изданием постановления от 02.12.2004 N 3802 "О проведении конкурсов на осуществление пассажирских перевозок по маршрутной сети г. Барнаула", норм антимонопольного и гражданского законодательства не нашли своего подтверждения.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 12.04.2005 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03- 2262/05-10 оставить без изменения, кассационную жалобу прокурора Алтайского края - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 июня 2005 г. N Ф04-4172/2005(12482-А03-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании