Распоряжение Губернатора Тюменской области от 26 марта 1999 г. N 228-р
"Об инновационной политике области"
Постановлением Правительства Тюменской области от 19 сентября 2005 г. N 167-п настоящее распоряжение признано утратившим силу
1. Одобрить концепцию инновационной политики области. (Прилагается).
2. Департаменту образования и науки, департаменту экономики, комитету по промышленности и недрам, комитету по управлению государственным имуществом области разработать мероприятия по реализации концепции.
3. Департаментам, комитетам, управлениям администрации области при разработке прогнозов и программ социально-экономического развития, подготовке нормативных актов и иных мероприятий, связанных с решением данной проблемы, учитывать положения настоящей концепции.
Губернатор Тюменской области |
Л.Ю.Рокецкий |
Концепция
Инновационной политики Тюменской области
Введение
Настоящая Концепция определяет основные принципы, направления, формы и методы реализации инновационной политики, проводимой органами государственной власти Тюменской области.
Концепция рассматривает инновационную деятельность как ведущую составляющую процессов обновления, структурной перестройки и развития производства и социальной сферы, важный фактор повышения инвестиционной привлекательности экономики области.
Основные положения государственной инновационной политики, ее направления и механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов изложены в Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы, одобренной постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 832.
Являясь частью и продолжением государственной инновационной политики, согласуясь с основными ее положениями, инновационная политика Тюменской области определяет региональные аспекты государственной поддержки инновационной деятельности с учетом местных условий и специфики развития Тюменской области.
При определении основных направлений инновационной политики Концепция исходит из необходимости решения проблем обновления и модернизации производственного потенциала в целях формирования эффективной региональной экономики, обеспечивающей на основе паритета общегосударственных и региональных интересов устойчивое и сбалансированное социально-экономическое развитие Тюменской области.
1. Региональные особенности, определяющие
формирование и реализацию основных направлений
инновационной политики Тюменской области.
Важной особенностью экономики Тюменской области является ее специализация на производстве энергоресурсов. Область является основным поставщиком нефти и природного газа, обеспечивая тем самым значительную часть энергетических потребностей страны, а также валютных поступлений от продажи за рубеж углеводородного сырья.
Вместе с тем, в рыночных условиях традиционная ориентация преимущественно на эксплуатацию топливных ресурсов не является достаточной для обеспечения устойчивого социально-экономического развития. Снижение внешнего спроса на энергетическое сырье и рост издержек из-за ухудшающегося качества эксплуатируемых запасов ведут к утрате конкурентных преимуществ в виде наличия крупных месторождений нефти и газа, которыми располагала Тюменская область.
Достижение стабильного функционирования экономики региона в долгосрочной перспективе требует создания "воспроизводимой" структуры хозяйства, основанной на возобновляемых ресурсах и наукоемких технологиях, обеспечивающих создание новых конкурентных преимуществ. Исходя из этого, формирование основных направлений инновационной политики будет складываться как из потребностей в технологическом обновлении и перевооружении действующих предприятий, так и в отборе и разработке прогрессивных технологий для вновь создаваемых предприятий и производств, обеспечивающих выпуск новых видов высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции.
Основой формирования и развития инновационной деятельности в области является ее научно-технический потенциал и его инновационная составляющая.
Область располагает крупным современным научно-техническим и образовательным потенциалом, сосредоточенным в отраслевой, вузовской и академической науке.
В настоящее время в области имеется:
- отраслевых и академических институтов - 34, в них работает свыше 5000 сотрудников;
- высших учебных заведений - 15, число преподавателей в них - более 3200, число студентов - около 60000;
- средних специальных учебных заведений - 41, число преподавателей в них - более 2000, число студентов - более 30000;
- в вузах, отраслевых и академических институтах работают 314 докторов наук и более 1600 кандидатов.
Создана Губернская академия, предметом деятельности которой является координация, организация и непосредственное ведение научной, научно-просветительской и духовной деятельности.
На территории области функционируют 15 общественных центров и отделений различных академий наук. Более 150 ученых области, работающих в сфере науки, являются действительными членами и членами корреспондентами различных академий наук.
Потери научно-технического потенциала области за время перестройки и кризиса значительны, особенно в отраслевом секторе, однако эти потери не являются необратимыми и при соответствующей поддержке на региональном уровне, потенциал области может быть восстановлен, преобразован и развит в соответствии с новыми условиями и требованиями.
Научно-технический потенциал имеет все необходимые составляющие для осуществления инновационного процесса, включая выполнение инновационных научных разработок и доведение результатов исследований до стадии инновационного проекта - товарной научно-технической продукции, готовой к использованию на производстве и способной заинтересовать инвестора и производителя.
Научно-технический потенциал области может решать задачи модернизации ключевых отраслей области в основном своими силами, а также обеспечить квалифицированное привлечение сторонней науки по всему спектру проблем социально-экономического развития области. Необходимо организовать процесс консолидации, преобразования и развития регионального научно-технического потенциала и формирования научно-образовательно-технологического комплекса (НОТ-комплекса) во всем диапазоне мер от определения направлений региональной научно-технической политики до формирования механизмов и структур для управления.
В соответствии с положением и удельным весом секторов региональной науки (наука отраслевая, вузовская, академическая), сложившимися к началу реформ, и их состоянием в процессе реформирования и кризиса, основой формирования НОТ-комплекса области и его развития яяются вузы области. Это соответствует общемировой тенденции соединения науки с образованием и процессу консолидации отраслевой науки вокруг ведущих учебных заведений.
Выделение и усиление инновационной составляющей региональной науки повысит инвестиционную привлекательность области, укрепит связи региональной науки с федеральной наукой, с общероссийскими фондами поддержки инноваций и предпринимательства, будет способствовать развитию межрегиональных и межгосударственных связей области.
2. Основные принципы инновационной политики, проводимой
Тюменской областью.
Инновационная политика Тюменской области осуществляется исходя из принципов:
- переориентации промышленного потенциала области на увеличение выпуска высоко-технологичной и наукоемкой продукции, продуктов глубокой переработки сырья, отвечающих потребностям рынка с учетом перспектив его развития;
- поддержки предприятий, организаций и иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих технологическое обновление и модернизацию производства с целью повышения его эффективности;
- ориентации на создание в области долгосрочных условий повышения производительности труда;
- доступности и свободного распространения научно-технических знаний и информации при обеспечении гарантий защиты интеллектуальной собственности и авторских прав;
- поддержки и стимулирования развития обучения, образования и науки, привлечения квалифицированных научных и инженерно-технических кадров, формирования технопарковой инфраструктуры - как важнейших составных частей развития инновационного потенциала области;
- учета и взаимовыгодного дополнения интересов области и автономных округов в модернизации и технологическом обновлении базовых отраслей экономики.
3. Цель инновационной политики Тюменской области и
основные ее направления.
Целью инновационной политики Тюменской области является укрепление и развитие социально-экономической сферы области, подъем благосостояния ее населения через модернизацию производства и его структурную перестройку.
Исходя из современного состояния экономики региона и перспектив ее развития, инновационная политика Тюменской области призвана обеспечить создание необходимых финансовых, правовых и организационных условий, способствующих достижению поставленной цели. В соответствии с этим требованием определяются основные направления инновационной политики. К их числу относятся следующие:
Разработка региональной системы нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности. В законодательном плане необходимо предусмотреть разработку правовых актов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности и бизнеса, в том числе - законодательное определение и закрепление условий и мер поддержки органами государственной власти области инновационной деятельности, внесение соответствующих изменений и дополнений в региональное налоговое законодательство.
Создание региональной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности. Определение в составе органов государственной власти области структур, обеспечивающих реализацию региональной инновационной политики, и наделение их соответствующими функциями и полномочиями. Организация взаимодействия и включение в процесс осуществления инновационной деятельности научно-исследовательских и проектно- конструкторских организаций, коммерческих структур, финансово- кредитных учреждений и общественных организаций в виде отраслевых и региональных центров передачи технологий.
Экономические и финансовые основы активизации инновационной деятельности в регионе. Разработка механизмов стимулирования и поддержки инновационной деятельности в регионе путем снижения налоговых платежей и применения других форм. Определение условий и порядка привлечения финансовых средств из негосударственных источников, средств областного бюджета и бюджетов автономных округов в осуществление инновационных проектов и программ. Создание целевых инновационных фондов.
Развитие инновационного предпринимательства. Определение условий, на которых осуществляется поддержка областью инновационного предпринимательства. Создание благоприятной среды для максимального проявления преимуществ различных форм осуществления инновационного предпринимательства (малый и средний инновационный бизнес, его взаимодействие с крупными производственными комплексами).
Разработка и реализация областных (общеобластных) инновационных программ и проектов. Определение потребностей в инновациях различных отраслей и сфер хозяйственной деятельности, а также условий и форм участия органов государственной власти области в реализации инновационных проектов. Формирование областного инновационного заказа. Создание экспертной системы, способной обеспечить сопоставление и оценку инновационных программ и проектов в соответствии с уровнем отечественных и мировых разработок и с точки зрения общехозяйственной необходимости. Создание конкурсной системы отбора инновационных проектов.
4. Формы и методы реализации инновационной политики области.
Инновационная политика Тюменской области осуществляется взаимосвязанной и скоординированной системой мер и действий, проводимой на основе методов правового, экономического и финансово-кредитного стимулирования и регулирования инновационной деятельности.
В правовой сфере инновационная политика области реализуется в форме разработки и принятия пакета региональных законодательных и нормативно-правовых актов, закрепляющих нормы и принципы регулирования, поддержки и стимулирования органами государственной власти области развития инновационной деятельности в регионе.
В сфере экономического управления, планирования и регулирования осуществляется в форме:
- ориентации производственного потенциала области на выпуск высоко-технологичных и наукоемких видов продукции с учетом текущих и перспективных потребностей рынка;
- учета потребностей в технологическом обновлении и модернизации отраслей промышленности, производств и видов хозяйственной деятельности при разработке планов и прогнозов социально-экономического развития области;
- реализации комплекса протекционистских мер, способствующих процессу создания и распространения инноваций при одновременном решении производственных, социальных и экологических проблем области;
- осуществления межрегионального и международного сотрудничества в целях объединения усилий по развитию инновационной деятельности, реализации крупных инновационных проектов;
- экспертизы инновационных проектов, программ и отдельных разработок; реализации областных (общеобластных) инновационных программ и проектов, направленных на развитие региона;
- участия в учреждении предприятий и организаций, осуществляющих инновационную деятельность, а также в управлении ими.
В финансовой и кредитной сферах через:
- предоставление налоговых инвестиционных кредитов предприятиям и организациям, осуществляющим создание, распространение и внедрение инноваций;
- привлечение финансовых средств из внебюджетных источников для развития инновационной деятельности, создания инновационных фондов;
- предоставление гарантий по кредитам, получаемым предприятиями для модернизации и технологического обновления производств;
- целевое финансирование приоритетных инновационных проектов и программ, направленных на решение проблем социально-экономического развития области.
5. Приоритетные сферы инновационной деятельности в области.
Исходя из задач и перспектив социально-экономического развития к числу приоритетных сфер инновационной деятельности в Тюменской области относятся:
- повышение извлекаемости запасов и эффективности добычи нефти и газа, функционирование трубопроводного транспорта;
- развитие глубокой переработки углеводородного сырья, нефтегазохимических производств, внедрение технологий утилизации попутного нефтяного газа;
- повышение эффективности использования топливных ресурсов в энергетике и энергосбережение;
- прирост запасов, рациональное использование природных ресурсов, вовлечение в промышленное освоение нетрадиционных или малоиспользуемых ресурсов;
- модернизация лесопромышленного комплекса, совершенствование технологий лесозаготовок и лесовосстановления, развитие деревообработки, глубокой переработки древесины;
- освоение новых видов продукции и повышение конкурентоспособности товаров, выпускаемых предприятиями машиностроения, легкой и пищевой промышленности;
- снижение ресурсоемкости производств, утилизация и переработка отходов, вторичное использование сырья, внедрение малоотходных технологий;
- развитие транспортной сети, связи, информатики;
- внедрение технологий, повышающих качество услуг и снижающих затраты в жилищно-коммунальном хозяйстве;
- сохранение плодородия земель и повышение эффективности сельскохозяйственного производства;
- обеспечение экологической безопасности.
6. Начальный этап реализации концепции инновационной
политики Тюменской области.
Большое значение в осуществлении инновационной политики области имеет выработка четкой стратегии ее реализации, определяющей этапы реализации инновационной политики, перечень приоритетных задач и способы их решения.
Основной задачей этого периода является организация, координация и планирование инновационной деятельности, для чего помимо определения функций структур органов государственной власти области, осуществляющих реализацию инновационной политики, целесообразно образовать координационно-экспертный совет по инновациям, служащий каналом диалога между властями с одной стороны, предпринимателями и общественными организациями с другой.
При реализации инновационных проектов на начальном этапе предпочтение следует отдавать внедренческим проектам, способным в кратчайшие сроки дать полную окупаемость и максимальную экономическую эффективность.
Кроме того, в начальный период должны быть разработаны правовые основы стимулирования инновационной деятельности, что обеспечит законодательную базу реализации положений Концепции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Губернатора Тюменской области от 26 марта 1999 г. N 228-р "Об инновационной политике области"
Текст распоряжения опубликован в газете "Тюменские известия" от 20 апреля 1999 г., N 63(2181)
Постановлением Правительства Тюменской области от 19 сентября 2005 г. N 167-п настоящее распоряжение признано утратившим силу