Постановление Губернатора Тюменской области от 18 января 1999 г. N 9
"О правилах благоустройства и обеспечения чистоты и порядка
на территории области"
Постановлением Губернатора Тюменской области от 9 июня 2003 г. N 198 настоящее постановление отменено
В целях улучшения благоустройства, сохранности зеленых насаждений в городах, поселках и сельских населенных пунктах области, а также обеспечения высоких эстетических качеств и комфортности среды проживания:
1. Утвердить прилагаемые правила благоустройства и обеспечения чистоты и порядка на территории области.
2. Установить, что данные правила обязательны для выполнения всеми организациями и предприятиями, независимо от правового статуса и форм собственности, должностными лицами, ответственными за выполнение, эксплуатацию, ремонт и обслуживание благоустройства территорий, зданий и сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций, а также гражданами, в собственности или пользовании которых находятся земельные участки, здания и сооружения.
3. Создать областную комиссию по контролю за обеспечением благоприятной окружающей среды в населенных пунктах области из представителей:
от комитетов: охраны окружающей среды, по земельным ресурсам и землеустройству;
от управлений: архитектуры и градостроительной политики, жилищно-коммунального хозяйства;
от центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
от средств массовой информации и печати.
4. Управлению архитектуры и градостроительной политики (Отраднов А.Н.) в месячный срок разработать и утвердить положение о комиссии и ее персональный состав.
5. Рекомендовать администрациям муниципальных образований разработать и утвердить правила благоустройства, учитывающие условия формирования и эксплуатации внешнего благоустройства на подведомственных территориях.
6. Контроль за исполнением постановления возложить на Чикева В.М., заместителя Губернатора области.
Губернатор Тюменской области |
Л.Ю. Рокецкий |
Правила
благоустройства и обеспечения чистоты и порядка
на территории Тюменской области
1. Общие положения
1.1. Настоящие правила формируют базу правового регулирования вопросов архитектуры и градостроительства, охраны природы, надлежащего содержания населенных мест, элементов внешнего благоустройства и жилого фонда в целях улучшения эстетического облика городов, поселков и сельских населенных пунктов области, санитарного состояния их территорий, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
1.2. Органы местного самоуправления муниципальных образований имеют право разрабатывать и утверждать "Правила благоустройства и обеспечения чистоты и порядка" (далее Правила) на подведомственной территории с учетом местных особенностей, не снижая требований настоящих Правил.
1.3. Областные Правила вступают в силу со дня их утверждения Губернатором Тюменской области, местные - со дня их утверждения главой соответствующего муниципального образования.
1.4. Объектами благоустройства, санитарной очистки и уборки являются территории в черте населенных пунктов и в других местах постоянных или кратковременных пребываний людей: территории домовладений, уличные и микрорайонные проезды, парки, скверы, площади, места отдыха и общественного пользования, территории предприятий, учреждений, организаций, объектов культурно-бытового назначения и мест уличной торговли.
1.5. Содержание территорий городов и других населенных пунктов в должном порядке осуществляют своими силами и за счет своих средств организации, предприятия, независимо от организационной формы, формы собственности и ведомственной принадлежности, частные домовладельцы, а также все предприятия и граждане, осуществляющие мелкорозничную торговлю (в том числе с рук, лотков, автомашин), на основании Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", земельного, градостроительного, водного и лесного законодательства, санитарных правил и норм, соответствующих документов, удостоверяющих право пользования землей, а также настоящих Правил.
1.6. Закрепление территорий за предприятиями, организациями и частными домовладельцами производится решением органов местного самоуправления по фактическому использованию территорий.
Границы санитарной уборки и очистки земельных участков наносятся на планкарту органами архитектуры и градостроительства, комитетами по землеустройству и землепользованию совместно с органами коммунального хозяйства.
В указанные границы включаются и прилегающие к их земельным участкам территории.
Контроль за надлежащим содержанием территорий общего пользования, зон отдыха, бесхозяйственно содержащихся территорий возлагается на государственную жилищную и земельную инспекции области, за соблюдением дорог - на дорожные службы. Коммунальная служба имеет право потребовать возмещения расходов по уборке бесхозяйственно содержащихся территорий от лиц, являющихся собственниками, владельцами либо фактическими пользователями этих территорий.
Ответственными за санитарное состояние городов и населенных пунктов являются коммунальные и дорожные службы.
2. Благоустройство
2.1. Предприятия, организации, граждане, частные домовладельцы и арендаторы на закрепленной территории обязаны:
2.1.1. Производить своевременный ремонт и окраску фасадов зданий, сооружений, индивидуальных жилых домов, ограждений, палисадников, хозяйственных дворов, входных дверей, балконов и лоджий, водосточных труб, вывесок, объектов внешней рекламы и информации, объектов монументально-декоративного искусства, малых архитектурных форм и других элементов благоустройства в соответствии со схемами размещения и паспортами отделки, рассмотренными и утвержденными в установленном порядке органами архитектуры местного образования, а также правилами организации и проведения технического обслуживания, ремонта и реконструкции жилых и общественных зданий и сооружений населенного пункта.
Фасады зданий и сооружений в эксплуатационный период не должны иметь видимых повреждений (разрушения отделочного слоя, водосточных труб, воронок или выпусков, изменения цветового тона и т.п.), занимающих более десяти процентов фасадной поверхности.
2.1.2. Производить своевременную замену и ремонт пришедших в негодность поврежденных элементов конструкций зданий, сооружений, строений, малых архитектурных форм, элементов благоустройства территории, объектов коммунально-декоративного искусства, уличных и дворовых светильников, объектов внешней рекламы и информации, номерных знаков домов, разбитых урн, сломанных скамеек, оборудования детских площадок и мест отдыха, содержание и своевременный ремонт дорог, водопроводов и канализационных колодцев, дорожных покрытий, тротуаров, бордюров, ограждений, пандусов, въездных знаков, других дорожных сооружений и средств регулирования дорожного движения.
2.1.3. Проводить регулярную уборку закрепленной за ними уличной, дворовой, внутриквартальной и прилегающей территории, мест общего пользования жилых и общественных зданий и сооружений, очистку территорий от бытового и естественного мусора, снега, льда, регулярную очистку и планировку кюветов и сточных канав.
2.1.4. Осуществлять постоянный уход за зелеными насаждениями (сезонную стрижку кустарников, обрезку и посадку деревьев, вырезку поросли, удаление засохших больных деревьев), регулярное кошение трав, прополку газонов и цветников, посев трав, уничтожение сорной растительности.
2.1.5. Для хранения личного автотранспорта иных средств передвижения предусматривать на дворовых и внутриквартальных территориях специально отведенные места стоянок с обязательной своевременной уборкой этих мест. Содержание служебного и грузового частного транспорта предусматривать в гаражах и на специально оборудованных автостоянках, не допуская их хранения на дворовых и внутриквартальных территориях.
2.1.6. При производстве работ, связанных с временным нарушением или изменением состояния благоустройства, своевременно оформлять разрешение на производство этих работ, с получением архитектурно-планировочных заданий и схем размещения, строго соблюдать сроки завершения работ и восстановления благоустройства в соответствии с правилами производства работ, связанных с нарушением благоустройства, правилами организации мелкорозничной торговли, правилами установки и размещения объектов внешней рекламы и информации; оформлять сдачу выполненных работ по акту приемосдаточной комиссии в установленные сроки.
2.2. Собственники, владельцы участков индивидуальной застройки, а также садоводческих участков обязаны:
2.2.1. Содержать в надлежащем порядке (очищать, окашивать) проходящие через участок водостоки, а также водосточные канавы в границах участков, на прилегающих улицах и проездах, не допускать подтопления соседних участков, тротуаров, улиц и проездов.
2.2.2. Окрашивать лицевые (уличные) заборы в цвет, устанавливаемый органами архитектуры и градостроительства.
2.2.3. Озеленять лицевые части участков, не допускать на них свалок мусора, долгосрочного складирования строительных или иных материалов.
2.2.4. Устанавливать и содержать в порядке номерной знак дома (участка), а также знаки городской информации, устанавливаемые органами местного самоуправления.
2.2.5. Не допускать образование несанкционированных свалок бытовых отходов, в случае необходимости, заключать договоры с соответствующими организациями на вывоз мусора на полигоны и организованные свалки для твердых бытовых отходов, оборудованные в соответствии с экологическими и санитарными правилами.
2.3. Строительные и другие организации, кооперативы и частные лица, осуществляющие строительные и ремонтные работы при вскрытии асфальтированных дорог, тротуаров и нарушившие благоустройство обязаны своими силами и за свой счет восстановить нарушенные участки и зеленые насаждения; обеспечить при производстве этих работ сохранность пунктов государственной геодезической сети (схемы размещения которых находятся в местных органах архитектуры). Строительные площадки, подъезды к ним должны быть благоустроены для исключения загрязнения улиц выезжающим транспортом.
2.4. Разборка подлежащих сносу строений, силами застройщика или заказчика, осуществляется в сроки, определяемые органами местного самоуправления, но не позднее 1 месяца после переселения проживающих граждан, если снос осуществляется под строительство; или коммунальными службами, если снос производится в иных целях. Места сноса строений должны быть огорожены забором.
2.5. Вырубку и пересадку деревьев и кустарников на территориях, подлежащих под застройку, а также проведение аварийно-ремонтных работ, прокладку инженерных сетей, связанных с разрытием, а также производство земляных работ производить только с разрешения органов местного самоуправления.
2.6. Уборка населенных мест и объектов с обособленной территорией.
2.6.1. Уборка улиц, площадей, мостов, путепроводов, тротуаров, дворовых территорий, прилегающих к садам, паркам, скверам, бульварам, рыночных площадей, участков, отведенных под киоски, павильоны, ларьки и свободных земельных участков, производится предприятиями, учреждениями, организациями, домоуправлениями, арендаторами, застройщиками и домовладельцами, в пользовании (владении, собственности) которых находятся данные территории, в порядке, установленном настоящими правилами.
2.6.2. Землепользователи и арендаторы обязаны убирать прилегающие к их земельным участкам территории, в соответствии с утвержденными органами местного самоуправления границами, в длину - на протяжении всей территории домовладения или участка; в ширину - до середины улицы.
При односторонней застройке - на всю ширину проезжей части; территории, выходящие на набережные, - на всю ширину набережной и прилегающие к ним тротуары, а также спуски к реке.
2.6.3. Территории садов, парков, скверов, бульваров, прилегающие к ним тротуары и проезды убираются организациями, в ведении которых они находятся.
2.6.4. Сооружение, уборка и очистка мостиков, водосточных канав, дренажей, предназначенных для отвода поверхностных и грунтовых вод с улиц и дворов, производятся предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, ведомствами, учреждениями, арендаторами, застройщиками и домовладельцами в соответствии с закреплением территорий.
2.6.5. Железнодорожные пути, проходящие в черте города, поселка, в пределах полосы отчуждения (откосы, насыпи, переезды; переходы через пути) убираются силами и средствами предприятий, организаций, эксплуатирующих данные сооружения.
2.6.6. Дорожно-эксплуатационные управления согласно заключенным договорам со службой заказчика, обязаны:
содержать в исправном состоянии и производить своевременный ремонт дорог, тротуаров, ливневой канализации, мостов, набережных и других гидротехнических сооружений;
выполнять твердое покрытие для прохода жителей по местам интенсивного движения в садово-парковых зонах, проходов к тротуарам, во дворы;
поливать в жаркое время года улицы с повышенной интенсивностью движения, нуждающиеся в улучшении микроклимата.
2.6.7. Для поддержания чистоты, а также для обеспечения нормального функционирования транспорта, предприятия, учреждения и другие организации обязаны заключать договоры с дорожно-эксплуатационными управлениями и спецавтохозяйствами на проведение механизированной уборки закрепленных участков улиц, тротуаров, а также на вывоз снега:
очистку тротуаров под скребок от снега и льда производить в период с 05.00 до 08.00 час., а при снегопадах - по мере необходимости с таким расчетом, чтобы пешеходное движение на них не нарушалось;
вывоз снега с магистралей, улиц и дворовых территорий - не позднее десяти суток, сброшенного с крыш снега и льда - в течении 6 часов;
обработка дорожных покрытий тротуаров и дворов противогололедными материалами - по мере необходимости до окончания снегопада.
2.6.8. На всех площадях и улицах, в садах, парках, на вокзалах, пристанях, рынках, остановках транспорта и других общественных местах должны быть выставлены в достаточном количестве урны. Дополнительно урны устанавливаются у входов в помещения магазинов, предприятий общественного питания, бытового обслуживания, культурно-зрелищных предприятий, учебных заведений, лечебно-профилактических учреждений.
Очистка урн производится систематически по мере их наполнения. За содержание урн в чистоте несут ответственность организации, предприятия и учреждения, осуществляющие уборку закрепленных за ними территорий.
2.6.9. Уборка:
территорий автобусных остановок производится предприятиями, учреждениями, арендаторами, застройщиками, в пользовании которых они находятся;
территорий, прилегающих к торговым киоскам, павильонам в радиусе 5 метров, осуществляют в течении дня торговые предприятия;
территорий вокруг водозаборных колонок в радиусе 10 м и их содержание производится управлением "Водоканал" и организациями, которым они принадлежат;
мостов, путепроводов, пешеходных переходов, прилегающих к ним территорий, а также содержание коллекторов, водосточных труб, водоотводных канав, труб ливневой канализации, дренажей, предназначенных для отвода поверхностных и грунтовых вод с улиц и дворов, дождеприемных колодцев, берегов рек, подъездных путей производится предприятиями, организациями, арендаторами, застройщиками и домовладельцами, в пользовании которых они находятся или закреплены для эксплуатации соответствующими решениями администрации и договорами;
уборка, озеленение и благоустройство санитарно-защитных зон вокруг промышленных и сельскохозяйственных предприятий, а также вокруг территории первого пояса зон санохраны источников питьевого водоснабжения проводится владельцами вышеуказанных объектов.
2.7. Уборка рынков.
2.7.1. Территория рынка очищается их владельцами до начала торговли и по окончании ее с обязательной в теплое время года предварительной поливкой всей территории.
2.7.2. Текущая уборка рынка производится непрерывно в течении всего торгового дня.
2.7.3. Один раз в неделю проводится санитарный день с тщательной уборкой и дезинфекцией павильонов, оборудования всей территории рынка.
2.7.4. Для сбора мусора на территории рынка устанавливаются мусоросборники и урны, которые по окончании торговли ежедневно очищаются и хлорируются, мусор с территории вывозится ежедневно.
2.7.5. Рынок обеспечивается в достаточном количестве уборочным инвентарем, щетками, ветошью, моющими, дезинфицирующими, дератизационными средствами, которые хранятся в специально выделенном помещении.
2.8. Уборка пляжей.
2.8.1. Технический персонал пляжа после закрытия пляжа должен производить основную уборку берега, раздевалок, туалетов, зеленой зоны, мойку и дезинфекцию туалетов. Днем следует осуществлять патрульную уборку. Собранные отходы разрешается вывозить до 08.00 чов утра.
2.8.2. На территории пляжа должны быть установлены урны, расстояние между ними не более 50 метров.
2.8.3. Общественные туалеты устанавливаются из расчета одно очко на 75 посетителей. Расстояние от общественных туалетов до мест купания должно быть не менее 50 метров и не более 200 метров.
2.9. Содержание транспорта, инженерных сооружений и коммуникаций, малых форм и временных сооружений для торговли.
2.9.1. Руководители автохозяйств, троллейбусного управления, владельцы частных пассажирских транспортных средств обязаны:
выпускать на линии автобусы, троллейбусы, такси и другие транспортные средства только чистыми как внутри, так и снаружи;
оборудовать весь городской транспорт исправными световыми сигналами;
каждое пассажирское транспортное средство должно иметь номер и указатель маршрута;
производить окраску павильонов ожидания транспорта, указателей остановок ежегодно, а ремонт и помывку - по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
В случае, когда остановочный комплекс принадлежит иному лицу, то ответственность за санитарное содержание остановочного комплекса и прилегающей территории несет данное лицо, если иное не оговорено договором с местной администрацией.
2.9.2. Организации, имеющие подземные инженерные коммуникации, обязаны своевременно заменять дефектные крыши колодцев, производить их ремонт и регулировку на поверхности дорожных покрытий по согласованию с дорожно-эксплуатационным управлением;
очищать колодцы от попадающего туда мусора, ливневых вод;
благоустройство территории вокруг водозаборных колонок и колодцев, устройство подходов и водостоков производятся предприятиями и организациями, которым они принадлежат;
утечку воды из сети, принадлежащей предприятиям жилищно- коммунального хозяйства или иным ведомствам, владельцы обязаны ликвидировать в течение суток после обнаружения. Образовавшееся в результате аварии обледенение или затопление должно быть ликвидировано в течение трех последующих суток эксплуатирующей водопровод организацией за счет виновников аварии.
2.9.3. Установка уличных киосков, павильонов, ларьков осуществляется в установленном порядке.
Благоустройство и озеленение территорий, прилегающих к киоскам, павильонам, выполняется согласно эскизам благоустройства, утвержденным местными органами архитектуры.
Перед каждым киоском, павильоном должна быть установлена урна.
Владельцы и арендаторы уличных киосков, павильонов, ларьков обязаны очищать прилегающую к ним территорию в радиусе 10 метров в течение дня по мере необходимости и по окончании торговли.
Установленные самоуправно с нарушением благоустройства киоски, лотки, гаражи, объекты внешней рекламы, информации и другие строения, складированные материалы, средства транспорта и иные механизмы и устройства, оставленные с нарушением настоящих Правил, по заданию контролирующих служб могут быть демонтированы и отпаркованы в специальные места складирования и стоянки с возмещением понесенных затрат за счет нарушителя.
Транспортное обслуживание объектов и комплексов мелкорозничной торговли должно обеспечивать безопасность движения транспорта и пешеходов на прилегающих магистралях и пешеходных путях.
Архитектурные и цветовые решения сооружений мелкорозничной торговли согласовываются с местными органами архитектуры и градостроительства. Ремонт, окраска объектов мелкорозничной торговли должны проводиться за счет их владельцев до начала весенне-летнего сезона.
Ремонт, окраска объектов мелкорозничной торговли должны проводиться с учетом сохранения внешнего вида и цветового решения, предписанного органами архитектуры и градостроительства.
Владельцы торговых точек обязаны следить за сохранностью благоустройства прилегающих территорий, зеленых насаждений, газонов.
2.9.4. Малые архитектурные формы.
Малые архитектурные формы для территорий общественной застройки, площадей, улиц, скверов и парков, набережных и бульваров изготавливаются, как правило, по индивидуальным проектам.
Проектирование, изготовление и установка малых архитектурных форм при новом строительстве в границах застраиваемого участка осуществляется органами жилищно-коммунального хозяйства местных администраций или собственниками (владельцами) земельных участков.
Проектирование, изготовление и установка малых архитектурных форм осуществляется владельцами участков или их арендаторами; архитектурное и цветовое решение согласовывается с местными органами архитектуры и градостроительства.
Ответственность за содержание и ремонт малых архитектурных форм несут их владельцы. Ремонт и покраска малых архитектурных форм осуществляется до наступления летнего сезона.
Конструктивные решения малых архитектурных форм должны обеспечивать их устойчивость, безопасность пользования. При их изготовлении целесообразно использовать традиционные местные материалы - дерево, естественный камень, кирпич, металл.
Организации и предприятия, юридические и физические лица - владельцы малых архитектурных форм обязаны по мотивированному требованию органов архитектуры и градостроительства за свой счет осуществлять их замену, ремонт и покраску.
2.10. Сбор, складирование, перемещение, размещение, утилизация, захоронение, уничтожение бытовых, промышленных и иных отходов (кроме радиоактивных).
Территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях городских и других поселений осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок сбора отходов на территориях городских и других поселений, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, цветные и черные металлы, текстиль, бумага и другое), определяются органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
2.10.1. На территориях домовладений, объектов культурно-бытового и другого назначения выделить специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта.
Размещение мест сбора, хранения отходов, контейнеров, площадок для контейнеров определяется домоуправлениями и согласовывается с органами архитектуры и градостроительства, госсанэпиднадзора.
Расстояние от площадок до жилых домов, детских, спортивных площадок, мест отдыха должно быть не менее 20-метров. Площадки для контейнеров должны быть асфальтированы, освещены, удобны для подъезда машин и подхода жителей.
Количество устанавливаемых контейнеров определяется расчетами накопления отходов.
Металлические сборники отходов в летнее время необходимо промывать при "несменяемой" системе не реже одного раза в 10 дней, " сменяемой" - после опорожнения.
2.10.2. При хранении отходов в контейнерах, дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения.
Срок хранения в холодное время года (при температуре минус 5 Со и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время года (при температуре свыше +5 Со) не более суток (ежедневный вывоз).
2.10.3. Для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях устанавливаются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и съемной решеткой для отдельных твердых фракций. Наземная часть помойниц и дворовых уборных должна быть непроницаемой для грызунов и насекомых. Не допускается наполнение выгреба нечистотами выше 0.35 метра от поверхности земли.
2.10.4. Пищевые отходы разрешается собирать только в специально предназначенные для этого сборники (маркировка "пищевые отходы") и при наличии устойчивого сбыта их специализированным откормочным хозяйствам, закрепленного договорами. Вывоз ежедневно. Выдача отходов частным лицам категорически запрещается. Временное хранение пищевых отходов в помещениях торговли и общественного питания, независимо от их ведомственной принадлежности, должно осуществляться только в охлаждаемых помещениях.
2.10.5. Учреждения по эксплуатации зданий, жилищные отделы предприятий и организаций, юридические лица, осуществляющие эксплуатацию и содержание жилого фонда и временных зданий и сооружений, владельцы, коменданты и управляющие домами, владельцы объектов торговли, общественного питания независимо от форм собственности должны:
своевременно заключать договоры на удаление бытовых отходов;
оборудовать площадки с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники;
обеспечивать сборниками и инвентарем, применяемыми для сбора пищевых отходов, уличного и дворового смета;
принимать меры по обеспечению регулярной очистки, мойки и дератизации и дезинфекции мусоропроводов, мусороприемных камер, площадок и ниш под сборники, а также сборников отходов (необходимый запас дезинфицирующих, моющих средств должен храниться у закрепленных лиц).
2.10.6. Предприятия, организации, учреждения, ответственные за уборку территорий, обязаны:
своевременно осуществлять (в соответствии с договорами) вывоз твердых и жидких бытовых отходов с территорий жилых домов, организаций, учреждений и предприятий;
составлять на каждую спецмашину маршрутные графики со схемой движения;
обеспечивать обязательное выполнение утвержденных маршрутных графиков;
в районах застройки домов, принадлежащих гражданам на правах личной собственности, осуществлять планово-регулярную систему очистки от твердых отходов не реже двух раз в неделю;
вывозить твердые бытовые отходы только на указанные городские свалки, полигоны или места, специально отведенные местной администрацией по согласованию с центром госсанэпиднадзора, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации при наличии разрешения на захоронение и утилизацию Тюменского областного комитета по охране окружающей среды. Работа на полигонах для бытовых отходов (свалках) и их содержание должны соответствовать требованиям "Санитарных правил устройства и содержания полигонов для твердых бытовых отходов", для комфортного проживания населения бытовые отходы удалять из домовладений не ранее 7 часов и не позднее 23 часов.
2.10.7. Ответственность за организацию сбора пищевых отходов несут непосредственно руководители предприятий и организаций, обслуживающих жилищный фонд и объекты общественного питания.
2.10.8. Ответственность за благоустройство площадок и подъездов к ним, исправность мусоросборников, выгребных ям, их внешний вид, за освещение во дворах несут владельцы и эксплуатирующие предприятия и организации солидарно.
2.11. В целях надлежащего содержания населенных пунктов и обеспечения чистоты и порядка на их территории запрещается:
2.11.1. Самовольное использование территории без специально оформленных разрешений на земляные работы, установку лотков, киосков, павильонов или иных строений и сооружений, оборудование объектов внешней рекламы и информации и других целей.
2.11.2. Самовольное расклеивание объявлений, рекламы, печатной продукции в неустановленных местах, самовольная установка строительных лесов, изменения колера фасадов зданий, входных дверей, элементов благоустройства, архитектуры и объектов монументально-декоративного искусства.
2.11.3. Самовольное устройство огородов, гаражей, овощехранилищ, хозпостроек, или нарушение порядка выдачи разрешений на их устройство на территории населенных пунктов.
2.11.4. Самовольная (без специальных разрешений и схем размещения) установка антенных устройств, прокладка воздушных, наземных, подземных линий и сетей электроснабжения, связи и иных инженерных коммуникаций с использованием зданий, конструкций зданий и сооружений, иных естественных и искусственных опор.
2.11.5. Стоянка автотранспорта, прицепов, автотракторной техники, автобусного транспорта и других средств передвижения вне гаражей и автостоянок, на газонах, в скверах и зеленых массивах.
2.11.6. Выпас и выгул животных на улицах, обочинах дорог, площадях, скверах, кладбищах.
2.11.7. Загрязнение собаками, кошками и другими животными лестничных клеток, лифтов, подвалов и других мест общего пользования в жилых домах, а также дворов, тротуаров, улиц, скверов (загрязнение указанных мест должны немедленно устраняться владельцами животных); допускать собак, кошек и других животных на детские площадки и в места общего пользования (магазины, поликлиники и т.д.); содержать собак, кошек и других животных в местах общего пользования жилых домов (лестничных клетках, чердаках, подвалах, коридорах и т.д.), а также на балконах и лоджиях.
2.11.8. Хранение тары у торговых предприятий, предприятий общественного питания, других объектов и мест торговли - более суток в неотведенных местах.
2.11.9. Превышение установленных сроков производства работ, связанных с временным нарушением состояния благоустройства территории и мест общего пользования жилых и общественных зданий и с ограничением движения транспорта и пешеходов.
2.11.10. Производить сток паводковых и поверхностных вод с территорий предприятий на застроенные территории и дороги.
2.11.11. Складирование дров, сена, стройматериалов на придомовых территориях на срок более 15-ти дней с момента их привоза.
2.11.12. Производить захоронение скота, домашних животных на неотведенных в установленном порядке территориях.
2.12. В целях сохранения пунктов государственной геодезической сети и их опознавательных знаков запрещается:
замощение дорог, улиц, тротуаров, рытье канав, проведение озеленительных работ без согласования органов архитектуры, ответственных за их сохранность;
в охранных зонах геодезических пунктов складировать корма, удобрения и материалы, скирдовать сено и солому, содержать скот, устраивать свалки, разводить огонь, ставить гаражи или другие временные сооружения.
2.13. В целях сохранения надлежащего состояния окружающей среды запрещается:
перевозка мусора, летучих и распыляющих веществ, строительных материалов и конструкций способом, приводящим к загрязнению окружающей среды;
сжигание мусора в контейнерах и урнах, сжигание опавших листьев, травостоя, автопокрышек;
переполнение контейнеров, мусоросборников бытовыми отходами и загрязнение территории;
вывоз твердых и жидких бытовых отходов непосредственно на поля и огороды и в водоохранные зоны рек, озер, прудов;
выборка вторичного сырья из мусоропроводов и мусоросборников;
мытье тары для пищевых отходов в неустановленных местах.
2.14. В целях сохранения благоустройства и надлежащего санитарного состояния водоемов запрещается:
при уборке улиц, площадей, проездов, тротуаров сбрасывать мусор и прочие нечистоты в реки, озера, и другие водоемы, на откосы берегов и спуски к ним, на газоны, кустарники в садах, парках, скверах;
стирать белье и купать животных на пляжах и в местах, предназначенных для купания;
выливать на улицах, дворовых территориях всякого рода нечистоты, выбрасывать, сжигать или закапывать мусор, мыть посуду и автотранспорт (велосипеды, мотоциклы) на улицах, у водозаборных колонок, колодцев, на открытых водоемах, реках, озерах в радиусе 15 метров;
хранить весельные и моторные лодки, катера, шлюпки на неотведенных для этих целей местах.
2.15. При производстве зимних уборочных работ запрещается:
разбрасывание и вывоз со дворов снега и льда на проезжую часть улиц;
укладка снега и сколка льда на трассах тепловых сетей;
завоз снега к стенам зданий;
складирование сколотого льда и грязного снега на территориях зеленых насаждений;
складирование снега на ледовом покрове рек и озер, на их берегах в пределах водоохранных и санитарных зон, сбрасывание снега и льда в открытые водоемы.
3. Озеленение территорий
3.1. В соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" от 21 февраля 1992 года зеленые насаждения подлежат охране.
3.2. Создание новых объектов озеленения, подсадка деревьев и кустарников, реконструкция существующих городских (поселковых) зеленых насаждений, работы по трансформации сохраняемых лесных участков в городские парки, скверы, бульвары, озеленение территорий промышленных площадок и их санитарно-защитных зон в городах и поселках осуществляются только на основе дендрологических проектов.
3.3. Реконструкция существующих городских и поселковых зеленых насаждений должна предусматривать сохранение или восстановление первоначального проектного замысла по взаимодействию элементов озеленения с архитектурой зданий и сооружений, соотношению высот зданий и зеленых насаждений, восстановление утраченных в процессе роста деревьев и кустарников проектных видовых точек, инсоляцию территорий и зданий, видимость технических средств регулирования дорожного движения, безопасность движения транспорта и пешеходов.
3.4. Проекты комплексного благоустройства существующих лесных массивов, включенных в городскую (поселковую) черту, должны предусматривать максимальное сохранение ценных пород деревьев и содержать план вырубки древесно-кустарниковой растительности с координатами границ вырубки.
Места складирования материалов, временные сооружения, подъездные пути размещаются с условием минимальных вырубок.
Проекты благоустройства лесных массивов, расположенных на землях государственного лесного фонда, подлежат согласованию с комитетом по лесу Тюменской области.
3.5. Проекты организации строительства зданий и сооружений, инженерных сетей, расположенных в непосредственной близости от зеленых насаждений, должны содержать сведения о существующем гидрологическом режиме подземных вод и предусматривать мероприятия по недопущению его изменения и последующей гибели деревьев и кустарников.
3.6. При строительстве и производстве земельно-планировочных работ строительные организации обязаны:
установить временное ограждение зеленых массивов и приствольные ограждения сохраняемых деревьев в виде сплошных щитов высотой два метра;
для сохранения корневой системы деревьев, расположенных ближе трех метров от объектов строительства, устраивать вокруг ограждающего треугольника настил из досок радиусом не менее 1.6 метра;
при прокладке подземных коммуникаций обеспечить расстояние между краем траншеи и корневой системой дерева не менее трех метров, а корневой системы кустарника - не менее 1.5 метра;
при производстве работ "проколом" в зоне корней деревьев и кустарников, работы производить ниже расположения скелетных корней, но не менее 1.5 метра от поверхности почвы;
при асфальтировании и замощении дорог и тротуаров вокруг деревьев и кустарников соблюдать размеры приствольных кругов 2 х 2 метра.
3.7. Снос зеленых насаждений или перенос их в другое место допускается в следующих случаях :
при строительстве и реконструкции дорог, улиц, инженерных сетей, зданий и сооружений, предусмотренных генеральным планом и проектами строительства, согласованных и утвержденных в установленном порядке;
при проведении реконструкции неорганизованных посадок или посадок, выполненных с нарушением действующих строительных норм и правил, по заключению районных, городских органов архитектуры и градостроительства, органов охраны природы и государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
при невозможности обеспечения нормальной видимости технических средств регулирования дорожного движения, безопасности движения транспорта и пешеходов;
при ликвидации аварий на инженерных сетях на участках вне их защитных зон с разрешения местной администрации по согласованию с органами охраны природы;
при проведении реконструкции неорганизованных посадок по заключению органов охраны природы, архитектуры и градостроительства.
Быстрорастущие зеленые насаждения в возрасте до 15 лет, а медленно растущие в возрасте до 8 лет подлежат обязательной посадке в другое место.
Производство работ по сносу или переносу зеленых насаждений производится по согласованию с местной организацией, осуществляющей эксплуатацию зеленых насаждений.
3.8. Застройщики, производящие работы, в результате которых наносится ущерб озеленению и благоустройству территории, обязаны возмещать затраты по восстановлению озеленения и благоустройства.
3.9. Ответственность за сохранность городских и поселковых зеленых насаждений и надлежащий уход за ними возлагаются:
в парках и скверах, бульварах, лесопарках - на владельцев территорий и коммунальные службы;
на улицах перед строениями до проезжей части, на внутриквартальных участках и в садах микрорайонов - на руководителей предприятий, организаций, жилищно-эксплуатационных участков, жилищно-строительных кооперативов, арендаторов строений и владельцев земельных участков;
на территориях организаций и предприятий, а также в пределах их санитарно-защитных зон, - на руководителей организаций и предприятий;
на территориях зеленых насаждений, отведенных под застройку, - на руководителей организаций, которым отведены земельные участки, а со дня начала работ - и на руководителей подрядных организаций.
3.10. Методическое руководство по охране и содержанию зеленых насаждений осуществляют специализированные организации по зеленому хозяйству, а в части обеспечения видимости технических средств регулирования дорожного движения и безопасности движения транспорта и пешеходов - соответствующие службы государственной автомобильной инспекции.
4. Освещение городских (поселковых, сельских) территорий
4.1. Улицы, дороги, площади, набережные, мосты, бульвары и пешеходные аллеи, общественные и рекреационные территории, территории жилых кварталов, микрорайонов, жилых дворов секционной и сблокированной застройки, территории промышленных и коммунальных предприятий, а также арки входов, номерные знаки жилых и общественных зданий, дорожные знаки и указатели, элементы городской информации и витрины должны освещаться в темное время суток по расписанию, утвержденному главой местной администрации.
4.2. Освещенность территорий улиц и дорог в городах и других поселениях должна соответствовать Инструкции по проектированию наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов ГОСТ 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения", другим действующим Федеральным нормативным документам и нормативным документам Тюменской области.
У пожарных гидрантов и водоисточников, а также на подъездах к ним должны быть установлены световые указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
Размещение уличных фонарей, торшеров, других источников наружного освещения в сочетании с застройкой и озеленением должно способствовать созданию криминально-безопасной среды, не создавать помех участникам дорожного движения.
Особое внимание необходимо уделять освещенности основных пешеходных направлений, прокладываемых через озелененные территории парков, жилых кварталов, путей движения школьников, инвалидов и пожилых людей.
4.3. Освещение территорий городов и других поселений осуществляется предприятиями районных, городских, поселковых электросетей по договорам с собственниками (владельцами) территорий.
Содержание и эксплуатация элементов наружного освещения зданий осуществляется их собственниками (владельцами).
4.4. Проекты опор фонарей уличного освещения, светильников (наземных и настенных), а также колера их окраски согласовываются с органами архитектуры и градостроительства.
4.5. Декоративная вечерняя подсветка фасадов зданий и сооружений, имеющих ответственное градостроительное значение, осуществляется администрацией города, поселка по согласованию с органами архитектуры и градостроительства, а также с собственниками (владельцами) этих зданий и сооружений.
4.6. Праздничная иллюминация главных улиц, площадей, набережных выполняется соответствующими службами местных администраций, а отдельных зданий и сооружений - их собственниками (владельцами) в соответствии с проектом праздничного оформления города, поселения.
5. Контроль за исполнением "правил благоустройства" и
ответственность за их нарушение
5.1. Контроль за исполнение настоящих "Правил" осуществляют органы местного самоуправления и должностные лица контролирующих органов в соответствии с их компетенцией.
5.2. Ответственность за соблюдение настоящих Правил возлагается на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций (независимо от их правового статуса и формы хозяйственной деятельности), в собственности, полном хозяйственном ведении (оперативном управлении) которых находятся земельные участки, здания, сооружения, элементы внешнего благоустройства и транспортных средств; на граждан - собственников (владельцев) земельных участков, зданий, сооружений, элементов внешнего благоустройства и транспортных средств, а также на должностных лиц ремонтно- эксплуатационных служб, жилищно-коммунальных хозяйств и других предприятий, деятельность которых связана со строительством, ремонтом, обслуживанием и использованием территорий, зданий, сооружений, инженерных сетей и коммуникаций, рекламы и знаков городской информации, других элементов внешнего благоустройства.
5.3. Привлечение граждан - собственников (владельцев), лиц, ответственных за исполнение работ, и должностных лиц к ответственности за нарушение настоящих Правил осуществляется в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (с изменениями и дополнениями), другими законодательно-правовыми актами РФ, Тюменской области, постановлениями, распоряжениями местных органов самоуправления.
5.4. Протоколы о допущенных нарушениях настоящих Правил должностными лицами и гражданами составляются:
должностными лицами органов государственной жилищной инспекции, государственного санитарно-эпидемиологического надзора, архитектуры и градостроительства, органов облкомзема, внутренних дел, охраны природы, охраны памятников культуры, контроля на транспорте, контроля за состоянием средств связи, контроля за торговлей и других органов, официально уполномоченных органами местного самоуправления, органами территориального общественного самоуправления, которые ведут контроль за соблюдением правил, в соответствии с их компетенцией.
5.5. Решения о привлечении к административной ответственности нарушителей (должностных лиц, лиц, ответственных за исполнение работ, граждан) в соответствии с протоколами о нарушениях принимают административные комиссии, образованные в муниципальных образованиях, районах, микрорайонах и других территориальных образованиях решениями (распоряжениями) глав местного самоуправления. Персональный состав административной комиссии предлагается администрациями органов местного самоуправления.
Члены административных комиссий могут инспектировать подведомственную территорию в целях проверки состояния благоустройства и привлекать, при необходимости, представителей органов, уполномоченных осуществлять контроль за исполнением настоящих Правил, указанных в п.5.7, для составления протоколов о выявленных нарушениях.
5.6. Лица соответствующих контролирующих органов, уполномоченные составлять протоколы о допущенных нарушениях, могут выдавать письменные предписания с указанием сроков устранения нарушений.
При составлении протокола они вправе принимать или предлагать меры по возмещению нарушителями нанесенного ими материального ущерба благоустройству.
5.7. Представительные органы власти могут принимать участие в работе любых органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, принимать меры по выявлению и предупреждению правонарушений, составлять протокол либо привлекать для его составления уполномоченных лиц.
5.8. Граждане и должностные лица, виновные в нарушении настоящих Правил, привлекаются к ответственности в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях.
5.9. Наложение штрафов и других взысканий не освобождает виновных лиц от устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного ущерба.
5.10. Размеры штрафов, налагаемых за нарушения, предусмотрены ст.144 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
6. Организация работ по благоустройству территорий
В целях совершенствования внешнего благоустройства городов и других поселений органы местного самоуправления организуют районные, городские, поселковые конкурсы внешнего благоустройства. Конкурсы проводятся в соответствии с положениями о конкурсах, разрабатываемыми местными органами архитектуры и градостроительства и утверждаемыми распоряжением главы местного самоуправления.
Указанные "Правила" подлежат обязательному изданию и свободному распространению.
Официально изданные в установленном порядке "Правила", а также изменения и дополнения к ним должны иметься в наличии на каждом предприятии, и в организации и учреждении, независимо от их организационно-правовой формы.
Граждане обязаны соблюдать настоящие "Правила", проводить или принимать участие в проведении работ по благоустройству, озеленению и обеспечению чистоты на территории населенных пунктов области.
Настоящие Правила разработаны управлением архитектуры и градостроительной политики главного управления строительства администрации области совместно с областным управлением жилищно-коммунального хозяйства и центром санитарно-эпидемиологического надзора при участии департамента по социально-экономическому развитию села, госкомитета по охране окружающей среды области, администрацией Казанского, Сорокинского и Ишимского районов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Тюменской области от 18 января 1999 г. N 9 "О правилах благоустройства и обеспечения чистоты и порядка на территории области"
Текст постановления опубликован в газете "Тюменские известия" от 29 апреля 1999 г., N 70(2188)
Постановлением Губернатора Тюменской области от 9 июня 2003 г. N 198 настоящее постановление отменено