Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Тюменской
областной Думы
от 29 января 1999 г. N 442
Отчет
о работе Тюменской областной Думы за 1998 год
Общая характеристика работы областной Думы в 1998 году
Тюменская областная Дума второго созыва избрана 14 декабря 1997 года на основе Закона Тюменской области "О выборах депутатов Тюменской областной Думы". Ее первое организационное заседание состоялось 16 января 1998 года. На заседании были избраны председатель Думы, три его заместителя, сформированы четыре постоянных комиссии: по общему законодательству; по бюджету, налогам и финансам; по региональной социально-экономической политике; по социальным вопросам и местному самоуправлению.
Особенностью формирования постоянных комиссий по сравнению с прежним порядком явилось то, что заместители председателя Думы были избраны одновременно и председателями постоянных комиссий, а в трех комиссиях были избраны заместители председателей комиссий. С учетом опыта законодательной деятельности Думы первого созыва и изменившихся социально-политических и правовых условий было принято решение о создании постоянной комиссии Думы по региональной социально-экономической политике (ранее эти вопросы находились в ведении постоянной комиссии по региональной политике и местному самоуправлению).
Основные задачи, стоящие перед областной Думой, были сформулированы в Стратегии деятельности областной Думы второго созыва (постановление Думы от 27 апреля 1998 г. N 109), организационно развернуты в плане законопроектной работы Думы на 1998 год (постановления от 27 марта 1998 г. N 62, от 25 мая 1998 г. N 157), а также в годовом плане работы Думы (постановление от 27 марта 1998 г. N 63).
В 1998 году состоялось 12 заседаний областной Думы, в том числе одно выездное в г.Тобольске и одно внеочередное закрытое заседание. Заседания Думы проходили в соответствии с планами работы Думы и в сроки, определенные ее Регламентом. Принято 418 постановлений, из них:
- по вопросам законодательной деятельности - 153;
- по вопросам организационной деятельности - 91;
- по иным полномочиям областной Думы - 164.
За 1998 год рассмотрен и принят 81 Закон Тюменской области (в том числе 9 повторно). Из них 25 законов базовых (разработаны и приняты в трех чтениях), 54 закона - о внесении изменений в уже действующие законы или о приостановлении действия закона, 2 закона о признании ранее принятых законов утратившими силу.
Решениями судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда признаны недействительными Закон "О региональном правовом регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции в Тюменской области" (принят в новой редакции постановлениями от 29 сентября 1998 г.N 266, от 26 ноября 1998 г.N 354), а также статья 20 Закона "О статусе депутата Тюменской областной Думы" (принят постановлением от 12 мая 1995 г. N 18), устанавливающая неприкосновенность депутата областной Думы.
Все принимаемые законы, другие нормативные документы областной Думы проходили правовую и экономическую экспертизу в государственно-правовом комитете, а также в комитете по экономике и финансам Думы, всего подготовивших 506 заключений. Кроме этого поступило на принятые законы 13 протестов прокуратуры области и 14 заключений органов юстиции; на проекты законов - 39 информаций прокуратуры области, 20 заключений ученых-экспертов. Развернутая информация, характеризующая работу областной Думы и ее постоянных комиссий в 1998 году, прилагается:
- статистическая информация об участии депутатов в заседаниях областной Думы в 1998 году - приложение N 1;
- статистическая информация о количестве законопроектов, внесенных постоянными комиссиями и депутатами Думы на рассмотрение областной Думы и принятых Думой в 1998 году, - приложение N 2;
- информация о соблюдении сроков подписания и опубликования законов Тюменской области в 1998 году - приложение N 3;
- информация о рассмотрении возвращенных Губернатором области законов Тюменской области - приложение N 4;
- перечень постановлений Тюменской областной Думы, принятых в 1998 году - приложение N 5;
- перечень законов Тюменской области, принятых областной Думой в 1998 году - приложение N 6;
- краткая характеристика базовых законов Тюменской области, принятых областной Думой в 1998 году - приложение N 7;
- информация о работе постоянной комиссии по общему законодательству в 1998 году за период до 15 декабря - приложение N 8;
- информация о работе постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам в 1998 году за период до 15 декабря - приложение N 9;
- информация о работе постоянной комиссии по региональной социально-экономической политике в 1998 году за период до 15 декабря - приложение N 10;
- информация о работе постоянной комиссии по социальным вопросам и местному самоуправлению в 1998 году за период до 25 декабря - приложение N 11.
Социально-экономическая ситуация в Тюменской области
и реализация стратегии деятельности областной Думы в 1998 году
Областная Дума второго созыва определила в качестве стратегических целей своей деятельности (постановление от 27 апреля 1998 г. N 109) обеспечение на основе тесного взаимодействия с федеральными органами государственной власти, субъектами права законодательной инициативы в областной Думе создания законодательной основы для достижения к 2001 году устойчивого экономического роста, увеличения доходной части бюджета, реальных доходов населения, обеспечения трудовых и социальных прав жителей области.
Социально-экономическая ситуация первой половины 1998 года в Тюменской области оставалась непростой. Спад выпуска товаров и услуг составил 2,4%, объем продукции сельского хозяйства снизился на 3%, объем инвестиций на развитие экономики и социальной сферы снизился на 6%. Обострилась ситуация с выплатой детских пособий (Дума специально рассматривала этот вопрос, постановление от 27 марта 1998 г. N 84, предложила администрации области принять меры по ликвидации задолженности за 1997 год, проинформировать население через областные СМИ о мерах по своевременной выплате пособий в 1998 году). С мая начались задержки с выплатой пенсий жителям юга области. Доля населения, проживающего за чертой бедности, на юге области оценивалась в 25%, в Ханты-Мансийском автономном округе - 12%, Ямало-Ненецком автономном округе - 13%. В среднем по области этот показатель за второй квартал составил 20,5%.
Сохранялось напряженное положение с формированием доходов бюджетной системы. В частности, произошло падение цен на нефть, одновременно снизились объемы ее добычи основными добывающими предприятиями в области и, как следствие, уменьшились суммы платежей за добычу полезных ископаемых в областной бюджет. По предварительным расчетам, поступление этих платежей в 1998 году составит 1247,8 млн. рублей (71,3% к показателю, утвержденному бюджетом). Поступление налогов от предприятий и населения ожидается в размере 1001,8 млн. рублей (66,3% от планового показателя).
Финансовый кризис 17 августа 1998 года еще более обострил ситуацию. Финансовое положение большинства предприятий и организаций усугубилось, половина предприятий работали с убытком. Резкое снижение рублевого курса сделало для предприятий промышленности крайне затруднительным приобретение новой техники, сырья и материалов, прежде всего по импортным поставкам. Продолжался рост взаимных неплатежей. Уровень инфляции в сентябре 1998 года составил 24,9% к августу, цены на непродовольственные товары возросли на 37,6%, на продовольствие - на 21,0%. В октябре рост потребительских цен составил 107,0% к уровню сентября 1998 года и 141,2% к уровню декабря 1997 года. Доля населения, проживающего за чертой бедности, за третий квартал в среднем по области возросла до 23,3%.
Резкое изменение социально-экономической ситуации потребовало повышенной ответственности региональных и местных органов власти и управления перед населением прежде всего в части адресной защиты нуждающихся, продовольственного обеспечения населения, управления областной собственностью, обеспечения занятости населения, бесперебойного функционирования отраслей экономики, обеспечивающих жизнедеятельность населения.
В связи со сложившейся экономической ситуацией депутаты областной Думы уделили серьезное внимание разработке Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Тюменской области "Об областном бюджете на 1998 год" (он был принят Думой первого созыва 27 ноября 1997 года). После многочисленных заседаний согласительной комиссии закон был 25 мая 1998 принят. По инициативе депутатов Думы в нем были предусмотрены средства на выплату дотаций и компенсацию затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям в размере 261,5 млн. рублей, в целях усиления социальной направленности бюджета увеличены расходы на финансирование мероприятий социальной сферы (в области образования - на 12,4%, культуры - на 36,2%, здравоохранения - на 5%, социальной политики - на 4,1%). Согласно статье 62 закона с 1 июля 1998 года увеличена заработная плата работников бюджетных учреждений (кроме аппарата управления) из расчета увеличения тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда в 1,3 раза. Законом предусмотрены расходы на предоставление бюджетных ссуд предприятиям и организациям в целях финансовой поддержки местных товаропроизводителей.
В целях пополнения доходной части областного бюджета, обеспечения запланированных объемов финансирования социальной сферы 27 октября принят Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Тюменской области "Об областном бюджете на 1998 год", предусматривающий введение с 1 ноября 1998 года на территории области налога с продаж.
Рассмотрев материалы по исполнению администрацией области областного бюджета и консолидированного бюджета Тюменской области за первое полугодие 1998 года, областная Дума отметила неудовлетворительное финансирование расходов по выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, заработной платы, других социальных выплат и непропорциональное финансирование статей расходной части областного бюджета в первом полугодии 1998 года и предложила администрации области обеспечить во втором полугодии приоритетное финансирование защищенных статей расходной части областного бюджета, расходов по социальной защите населения, а также ликвидировать задолженность по выплате детских пособий до конца 1998 года (постановление от 29 сентября 1998 г. N 259). Рассмотрев информацию об исполнении областного бюджета и консолидированного бюджета Тюменской области за 9 месяцев 1998 года (постановление от 26 ноября 1998 г.N 342), депутаты Думы отметили, что продолжается невыполнение плановых объемов финансирования защищенных статей областного бюджета, предусматривающих расходы по выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей; предложили администрации области до конца 1998 года обеспечить в полном объеме финансирование расходов по разделам социальной сферы и по выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей; обратили внимание Губернатора области на отсутствие возврата средств областного бюджета, выданных на формирование продовольственного фонда.
Заслушав информацию администрации области об исполнении областного Закона "О политике цен" в кризисный период", Дума рекомендовала Губернатору области в целях более эффективной реализации данного Закона разработать конкретные механизмы контроля и предупреждения необоснованного роста цен на товары и услуги и сокрытия предприятиями и торговыми организациями прибыли, полученной путем завышения цен, с учетом полномочий структурных подразделений администрации области, контрольных и правоохранительных органов (постановление от 29 сентября 1998 г. N 285).
Вернувшись в ноябре к проблеме исполнения Закона "О политике цен" (постановление от 26 ноября 1998 г.N 375), депутаты признали целесообразным ускорить принятие областного закона "О ценовом соглашении", который будет осуществлять правовое регулирование отношений между предприятиями и организациями и органами государственной власти Тюменской области в целях стабилизации цен (тарифов), защиты экономических интересов граждан и развития конкуренции (закон принят во втором чтении 25 декабря 1998, постановление N 390).
На 9-м заседании областной Думы 27 октября 1998 года депутат В.П.Салмин внес ряд предложений по повышению эффективности работы Думы в улучшении жизни избирателей. Постоянная комиссия по социальным вопросам и местному самоуправлению, рассмотрев их (решение от 9 декабря 1998 г.N 153), направила депутатам Думы на рассмотрение конкретные предложения: провести корректировку стратегии областной Думы, усилить курс на принятие конкретных оперативных мер, нормативных документов, направленных на улучшение жизни человека, с этой целью запросить предложения у депутатов, администрации, муниципальных образований; принять нормативные акты по повышению детских пособий и пенсий и своевременности их выплаты; рассмотреть на заседании областной Думы вопрос "О мерах по повышению, своевременному исполнению живыми деньгами доходной части бюджета" (или провести конференцию с участием ученых и специалистов), предварительно запросить предложения у депутатов органов местного самоуправления, ученых, специалистов, налоговой инспекции, администрации области; исключить из расходной части бюджета финансирование федеральных структур; пересмотреть порядок финансирования детских пособий, предусмотреть их в бюджетах муниципальных образований; пересмотреть схему реализации взаимозачетов по областному бюджету, исключить дисконты, посредников, возложить эту работу на администрацию области; ежемесячно на заседании областной Думы, кроме плановых вопросов, рассматривать в течение одного дня чрезвычайные вопросы, требующие оперативного решения; заслушать информацию Белоусова Н.Д. "О работе по обеспечению занятости населения", "Об использовании областного государственного имущества"; заслушать информации начальника УВД и прокуратуры области "О мерах по борьбе с преступностью". В соответствии с протокольным поручением Думы от 25 декабря 1998 данные предложения обсуждаются в постоянных комиссиях Думы.
Постоянная комиссия Думы по бюджету, налогам и финансам 25 декабря 1998 года рассмотрела подготовленный депутатом А.К.Черепановым проект областного закона "О временном применении санкций за необоснованное увеличение цен торговыми предприятиями области", предусматривающий введение санкций за превышение 25%-ной торговой надбавки на продукцию, реализуемую торговыми предприятиями всех форм собственности на территории области (решение N 212). комиссия обратилась к Губернатору области с предложением установить предельные размеры торговых надбавок к ценам на товары, реализуемые населению, усилить контроль за исполнением Закона Тюменской области "О политике цен", внести в Думу проект областного закона "О временном применении санкций за необоснованное увеличение цен торговыми предприятиями области", предусматривающий взыскание с них излишне полученной выручки.
Рассмотрев резолюции участников митингов протеста 7 октября 1998 года в городах Тюмени, Ишиме и Ишимском районе Тюменской области, областная Дума обратилась в Государственную Думу РФ с предложением ускорить разработку и принятие федеральных законопроектов: "Об упорядочении оплаты труда работников бюджетной сферы", "О выплате компенсаций работникам в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы", "О государственной поддержке отечественного товаропроизводителя", "Об основах пенсионного обеспечения в Российской Федерации", "О потребительской корзине в Российской Федерации", а также рассмотреть вопросы о повышении минимальной заработной платы и пенсии до прожиточного минимума и об индексации вкладов населения в банковских структурах; предложила администрации области обеспечить до конца 1998 года выполнение и финансирование Закона Тюменской области "Об адресной социальной помощи", выполнение Закона Тюменской области "О протекционистской политике в отношении производителей товаров и услуг, находящихся на территории области" в части определения приоритетных направлений развития экономики области и территорий, разработки предложений о поддержке отдельных отраслей и хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в этих направлениях, разработать механизм поддержки населения по оплате жилья и коммунальных услуг через систему дотаций малообеспеченным семьям и государственное регулирование цен на коммунальные услуги, разработать областную программу "Детское питание", дала ряд поручений Счетной палате области по контролю за расходованием бюджетных средств, рекомендовала органам местного самоуправления обеспечить стабильное, устойчивое финансирование социальной сферы и принятых социальных программ в соответствии с утвержденными показателями местных бюджетов (постановление от 26 ноября 1998 г. N 371).
Областной Думой была осуществлена работа по сбору и систематизации наказов избирателей, данных депутатам Думы. В настоящее время в соответствии со статьей 3 областного Закона "О наказах избирателей, данных депутатам Тюменской областной Думы" они находятся в постоянных комиссиях для принятия решения и рассмотрения на заседании Думы. Приняты поправки к вышеназванному закону, в числе которых - Положение о целевом фонде реализации наказов избирателей (постановление Думы от 27 октября 1998 г.N 310). Информация о работе депутатов областной Думы по выполнению наказов избирателей и в связи с обращениями граждан по личным вопросам в 1998 году прилагается (приложение N 12).
В целом анализ социально-экономической ситуации, сложившейся в области, привел депутатов областной Думы к решению о необходимости разработки концепции экономической безопасности Тюменской области (постановление от 29 сентября 1998 г. N 293).
Дума осуществляла постоянный контроль за исполнением принятых ею постановлений и поручений. В этой связи следует отметить общую заинтересованность и конструктивное взаимодействие законодательной и исполнительной ветвей власти области. Минувший год отмечен дальнейшим развитием взаимодействия областной Думы, Губернатора и администрации области. Л.Ю.Рокецкий участвовал в работе 5 заседаний Думы из 12, неоднократно выступал в ходе заседаний. Распоряжением Губернатора от 01 июня 1998 г.N 67 его заместители закреплены за постоянными комиссиями Думы для участия в выработке на заседаниях постоянных комиссий согласованных решений.
Губернатором области Л.Ю.Рокецким и администрацией области был осуществлен ряд конкретных мер, направленных на улучшение сложившейся социально-экономической ситуации. В частности, постановление Губернатора "О дополнительных мерах по обеспечению социальной защиты населения" от 09 сентября 1998 г. N 159 реализовало первоочередные меры по устойчивому обеспечению населения продуктами питания и социальной защите населения области от резких колебаний цен на основные продукты питания. Распоряжением Губернатора от 1 октября 1998 был введен временный порядок реализации мелких партий продукции животноводства и растениеводства в торговую сеть и на предприятия общественного питания с целью обеспечения населения продуктами питания по доступным ценам и поддержки непосредственно сельхозтоваропроизводителей. Постановлением Губернатора от 13 октября 1998 г. N 170 "О первоочередных мерах по обеспечению выплаты ежемесячного пособия на ребенка" введено погашение задолженности по детским пособиям продуктами питания и товарами первой необходимости, благодаря чему удалось сократить задолженность на 13 млн. рублей (несмотря на принимаемые меры, задолженность за IV квартал возросла с 265,5 до 309,5 млн. рублей). Распоряжением администрации области от 30 октября 1998 г.N 839-р "О мерах по защите потребителей от необоснованного роста цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения" сохранена до конца года торговая надбавка (в абсолютной величине) на отечественные лекарственные средства и изделия медицинского назначения, оплаченные до 1 сентября 1998, на уровне, сложившемся по состоянию на 1 сентября 1998.
Принятые меры по стабилизации и развитию отраслей материального производства, а также законодательные и нормативные акты, направленные на поддержание уровня жизни населения, обеспечение социальных гарантий, социальную защиту наиболее уязвимых групп населения, способствовали сохранению социальной стабильности в области. В настоящее время область продолжает оставаться регионом с относительно высокими доходами населения. Среднемесячные номинальные денежные доходы на душу населения в среднем за январь-сентябрь обеспечивали 3,4 прожиточных минимума, среднемесячная заработная плата - 5 прожиточных минимумов. Уже в ноябре 1998 года по югу области произошло снижение количества предприятий и организаций, имеющих задолженность по заработной плате. К концу года ликвидирована задолженность по выплате пенсий. Вместе с тем, несмотря на рост начисленной заработной платы, реальные располагаемые денежные доходы населения (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) понизились на 12,9%.
В своей деятельности депутаты областной Думы исходили и исходят из необходимости наряду с решением текущих проблем быть последовательными в решении стратегических задач во всех основных сферах социально-экономического развития Тюменской области.
Одной из таких задач является совершенствование государственного строительства и местного самоуправления путем законодательного обеспечения укрепления политических, экономических и финансовых позиций Тюменской области как субъекта Российской Федерации через выравнивание субъектов Российской Федерации в экономических и политических правах по отношению к республикам на основе федерального законодательства, договоров с органами государственной власти Российской Федерации.
В этих целях была осуществлена экспертиза федеральных законопроектов, имеющих непосредственное отношение к названной проблеме (Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", "О статусе субъекта Российской Федерации" и других), по ним была сформирована позиция областной Думы, замечания и предложения направлены в Государственную Думу РФ.
Кроме того, осуществляя активное взаимодействие с Государственной Думой РФ по другим рассматриваемым ею законопроектам, областная Дума вносила предложения по изменению действующего федерального законодательства, поддерживала ряд предложений других субъектов РФ, имея в виду необходимость учета в федеральных законах особенностей Тюменской области как субъекта РФ (информация о рассмотрении на заседаниях Думы в 1998 году проектов федеральных законов прилагается, приложение N 13). Всего в Государственную Думу РФ было направлено 388 заключений по федеральным законопроектам.
Также была продолжена работа над федеральными законопроектами, внесенными областной Думой в Государственную Думу РФ в порядке законодательной инициативы:
- "Об основах отношений края, области с входящими в их состав автономными округами" (постановление от 11 мая 1995 г. N 175);
- "Об особой экономической зоне в Тюменской области" (постановление от 10 июля 1996 N 468);
- "О перечне первоочередных месторождений - участков недр, расположенных в Тюменской области и входящих в Уватский проект, право пользования которыми предоставляется на условиях соглашения о разделе продукции" (постановление от 19 декабря 1996 N 543).
Как известно, принятый Федеральным Собранием РФ Закон "Об основах отношений края, области с входящими в их состав автономными округами" был отклонен Президентом РФ, в том числе на основании необходимости его приведения в соответствие с постановлением Конституционного Суда РФ по делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции РФ положения о вхождении автономного округа в состав края, области от 14 июля 1997 года N 12-П, и направлен для доработки. На этой стадии работы с законом в соответствии с действующими регламентными нормами основную роль в доработке закона играют согласительные процедуры, осуществляемые палатами Федерального Собрания РФ.
В соответствии с этим областная Дума предложила депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации РФ от Тюменской области при доработке вышеназванного федерального закона руководствоваться принципами единства Тюменской области и интересами всего населения области (постановление от 12 февраля 1998 г. N 51). Тем самым уже в самом начале своей депутатской деятельности вновь избранные и в автономных округах, и на юге области депутаты областной Думы, вопреки существовавшим в этот период различного рода сомнениям, продемонстрировали общую заинтересованность в сохранении единства области и обеспечении в своей деятельности приоритета интересов ее жителей.
К сожалению, до настоящего времени этот столь необходимый федеральный закон по прежнему находится на стадии согласования в комитетах и комиссиях Федерального Собрания. Полагаем, что депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации РФ от Тюменской области в 1999 году необходимо приложить максимум усилий к тому, чтобы этот согласительный процесс все-таки завершился принятием закона и окончательно снял оставшиеся противоречия во взаимоотношениях края, областей и автономных округов, входящих в их состав. Рассмотрение в Госдуме РФ проекта Федерального закона "Об особой экономической зоне в Тюменской области" в настоящее время откладывается в связи с отсутствием федерального законодательства об особых экономических зонах в РФ.
Проект закона "О перечне первоочередных месторождений - участков недр, расположенных в Тюменской области и входящих в Уватский проект, право пользования которыми предоставляется на условиях соглашения о разделе продукции" после принятия Госдумой РФ постановления от 16 июля 1998 г. N 2840-11 ГД "Об ответственном комитете Государственной Думы по законопроектам, связанным с вопросами о соглашениях о разделе продукции" был передан из комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию в комитет Госдумы по промышленности, строительству, транспорту и энергетике. Имеются определенные основания добиваться его прохождения в Госдуме РФ в первом полугодии 1999 года, что также требует активной работы избранных населением Тюменской области депутатов Госдумы В.С.Медведева, А.Н.Лоторева (членов комиссии Госдумы по рассмотрению правовых вопросов недропользования на условиях раздела продукции), Г.И.Райкова, Губернатора Тюменской области Л.Ю.Рокецкого.
Одним из приоритетных направлений стратегии деятельности областной Думы в 1998 году в сфере взаимодействия с органами государственной власти Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов являлась проблема реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1997 года N 12-П.
Следует отметить, что сам факт существования данного постановления Конституционного Суда и проблема его реализации учитывались большинством избранных в Думу депутатов еще на этапе предвыборной борьбы.
Одной из конкретных организационных форм, избранных депутатами для решения этой проблемы, стало образование самой большой по составу постоянной комиссии Думы по региональной социально-экономической политике. Вошедшие в нее депутаты, избранные и в южных, и в северных районах области, изначально поставили перед собой задачи, непосредственно вытекающие из постановления КС РФ (постановление Думы от 12 февраля 1998 г. N 35) - подготовка и рассмотрение вопросов правового регулирования в сфере: развития законодательства, действующего на территории области с входящими в ее состав автономными округами, направленного на углубление единого экономического пространства; взаимодействия областной Думы, Думы Ханты-Мансийского автономного округа и Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа в законотворческой деятельности; реализации на территории области инвестиционных проектов регионального значения; разграничения полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти области; законодательного обеспечения реализации федеральных, общеобластных и региональных программ; создания условий для развития экономических коопераций и приоритетной реализации на территории области продукции, произведенной предприятиями области; и др.
В компетенцию постоянной комиссии по общему законодательству (постановление от 12 февраля 1998 г. N 31) входит рассмотрение вопросов нормативного регулирования в сфере: развития законодательства, действующего на территории области с входящими в ее состав автономными округами, направленного на углубление единого правового пространства; взаимодействия областной Думы, Думы Ханты-Мансийского автономного округа и Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа в законотворческой деятельности; реализации на территории Тюменской области законов областного значения; и др. В Положениях о других постоянных комиссиях Думы также предусмотрено взаимодействие с органами государственной власти автономных округов. Представителями законодательных органов государственной власти области и автономных округов на совещании в г.Тюмени 11 февраля 1998г. были определены три направления этой работы: - приведение Уставов Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа в соответствие с вышеназванным постановлением Конституционного Суда Российской Федерации; - разработка отраслевых соглашений, определенных Соглашением органов государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа "О реализации Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа" от 10 апреля 1997;
- подготовка проектов Договоров, определенных Соглашением органов государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа "О Договорах между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа" от 10 апреля 1997.
В целях реализации настоящих договоренностей органами государственной власти области и автономных округов была сформирована трехсторонняя рабочая группа. В ее состав от областной Думы по вопросам приведения Уставов области и автономных округов в соответствие с постановлением Конституционного Суда вошли заместитель председателя Думы, председатель постоянной комиссии по общему законодательству И.П.Маров и председатель постоянной комиссии по социальным вопросам и местному самоуправлению Н.П.Барышников; по вопросам разработки отраслевых соглашений между областью и автономными округами - заместитель председателя Думы, председатель постоянной комиссии по региональной социально-экономической политике С.В.Классин и депутат Думы, член постоянной комиссии по региональной социально-экономической политике О.Л.Чемезов; по вопросам подготовки проекта(ов) Договора(ов) с Российской Федерацией - заместитель председателя постоянной комиссии по региональной социально-экономической политике Ю.М.Конев и депутат Думы, член постоянной комиссии по региональной социально-экономической политике Э.Ю.Худайнатов.
Состоялось три заседания рабочей группы, в ходе которых в той или иной форме Стороны пришли к согласию о включении в Уставы автономных округов ряда основополагающих положений постановления Конституционного Суда РФ, в том числе и об участии Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа в проведении выборов в органы государственной власти области. К сожалению, норма о вхождении Ямало-Ненецкого автономного округа в состав Тюменской области в новой редакции Устава автономного округа, принятой 27 декабря 1998 года, была исключена. Представители в рабочей группе от органов государственной власти автономных округов по тем или иным основаниям не согласны фиксировать в Уставах округов нормы вышеназванного постановления Конституционного Суда РФ, определяющие, что территория и население соответствующих автономных округов являются составными частями территории и населения области.
Депутаты областной Думы считали и считают, что данные нормы являются основополагающими для дальнейшей судьбы Тюменской области в силу того обстоятельства, что закрепление этих норм в Уставах области и автономных округов позволяет иметь устойчивое и гарантированное поступление в областной бюджет налогов от использования ее недр, составляющих почти половину всех налоговых поступлений, означает не только право населения области на участие в выборах органов государственной власти области, но и общую ответственность как органов государственной власти области, так и органов государственной власти автономных округов, каждого в своем отношении, за социальное благополучие всех жителей области независимо от их южной или северной прописки. Следует также отметить, что признание этих норм позволит на твердых законных основаниях всем трем равноправным субъектам Российской Федерации объединенными усилиями более успешно отстаивать общие интересы на уровне Федерации.
Именно такое понимание позволило депутатам областной Думы принять постановления по проектам федеральных законов "Об арктической зоне Российской Федерации" и "О районировании Севера России", признать их не соответствующими интересам и нарушающими права Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов (постановления от 26 ноября 1998 г. NN 366 и 373). Точно также при обсуждении вопроса "Об отношении Тюменской областной Думы к проекту Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в статью 42 Закона Российской Федерации "О недрах" (постановление от 27 октября 1998 г.N 297) депутаты Думы сумели выйти на такие формулировки, принятие которых Госдумой РФ не ухудшит экономическое положение на юге области, и в то же время улучшит положение в автономных округах.
Понимание общих интересов позволило в рамках совместной трехсторонней рабочей группы прийти к согласию о необходимости разработки 19 проектов отраслевых соглашений в различных сферах социально-экономического развития области и автономных округов (разработка соглашений требует активного участия представителей администраций области и автономных округов, что должно быть реализовано в 1999 году), принять и подписать 15 сентября 1998 года Соглашение органов законодательной (представительной) власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа "О порядке разработки согласованных проектов законодательных актов автономных округов и области, регулирующих их общие интересы", в соответствии с которым начато формирование перечня соответствующих законопроектов для разработки в 1999 году.
В 1998 году в процессе согласования позиций органов государственной власти области и автономных округов заметную позитивную роль сыграли изменения и дополнения в Устав области и в Закон "О статусе депутата Тюменской областной Думы" (законодательная инициатива депутата А.В.Артюхова) о снятии ограничений по "двойному депутатству" в областном законодательном органе, внесенные Думой в течение февраля-мая, а также изменения и дополнения, внесенные в Положение о Совете Дум. Произошло заметное расширение контактов между председателями Дум С.Е.Корепановым, А.В.Артюховым и С.С.Собяниным. Председатель Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа А.В.Артюхов - депутат областной Думы. Председатель областной Думы С.Е.Корепанов, напротив - депутат Госдумы Ямало-Ненецкого автономного округа, регулярно принимает участие в ее заседаниях. Дважды принимал участие в заседаниях областной Думы С.С.Собянин. Заместители председателя областной Думы В.М.Асеев, С.В.Классин и И.П.Маров принимали участие в заседаниях Дум автономных округов. Заместитель председателя Думы Ханты-Мансийского автономного округа Л.А.Чистова постоянно участвует в заседаниях областной Думы. Информация Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Ю.В.Неелова "О положении дел в Ямало-Ненецком автономном округе" была доведена до депутатов 27 марта 1998 года на третьем заседании областной Думы. Значительно усилились контакты между депутатами трех Дум в первую очередь по вопросам, связанным с анализом кризисной социально-экономической ситуации в нефтяном комплексе Тюменской области и поиском мер противодействия ее развитию. В конце 1998 года заместителями Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа стали депутаты областной Думы В.С.Сондыков и О.Л.Чемезов.
Депутаты областной Думы считают, что процесс разработки органами государственной власти области и автономных округов согласованных документов по вопросу о реализации постановления Конституционного Суда РФ и в целом по согласованию позиций по основным направлением деятельности трех Дум, несмотря на существующие сложности и противоречия, в 1999 году следует продолжить. Все необходимые предпосылки для этого имеются.
Одним из принципиально значимых направлений деятельности областной Думы в 1998 году была работа по дальнейшему формированию правовой основы организации и деятельности органов местного самоуправления, формированию финансово-экономической основы местного самоуправления, созданию системы государственных социальных стандартов и разработке механизма их обеспечения, созданию системы подготовки кадров муниципальных образований.
В 1998 году областная Дума из запланированных к разработке по данному разделу 7 областных законопроектов приняла в окончательном чтении 2, во втором чтении - 3, в первом чтении - 1. Дополнительно к плану были приняты Законы области "Об объединенном муниципальном образовании Уватский район" и "Об изменении границ Новопетровского и Первомайского муниципальных образований и границ Аромашевского и Вагайского районов".
В целях создания финансово-экономической основы местного самоуправления структура областного бюджета и бюджета области в 1998 году построена с учетом формирования бюджетов каждого муниципального образования. Законом "Об областном бюджете на 1998 год" предусмотрены средства на дотации местным бюджетам в разрезе каждого муниципального образования. Сформирован фонд финансовой поддержки местного самоуправления и установлена доля муниципальных образований в этом фонде.
Законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Тюменской области "Об областном бюджете на 1998 год" объем дотаций, передаваемых бюджетам муниципальных образований, увеличен на 19,1% и составил 503,4 млн. рублей. Ожидаемое исполнение финансирования дотаций по итогам года составляет 100%.
Доля фонда финансовой поддержки местного самоуправления в структуре областного бюджета составляет 1,8%, или 88 млн. рублей. Ожидаемое исполнение финансирования мероприятий за счет средств фонда составляет 63,8%.
Впервые в 1998 году законом об областном бюджете установлены дифференцированные нормативы отчислений от регулирующих налогов и доходов в бюджеты муниципальных образований и определены перечень и объемы финансирования государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления в 1998 году.
Важнейшим мероприятием, позволившим обобщить опыт местного самоуправления в области и скорректировать дальнейшую деятельность областной Думы в его законодательном обеспечении, стала областная научно-практическая конференция "Реформа местного самоуправления в Тюменской области: практика, проблемы, пути совершенствования", состоявшаяся 23 октября 1998 года. В конференции приняли участие около 500 человек - депутаты областной Думы, главы и депутаты представительных органов местного самоуправления, ученые, руководители и сотрудники исполнительных органов власти области, представители Государственной Думы РФ, Министерства региональной политики РФ, законодательных органов власти ряда субъектов РФ. Было осуществлено издание материалов конференции - тезисов выступлений ее участников, материалов об опыте работы ряда муниципальных образований.
Участники конференции обсудили проблемы правового обеспечения местного самоуправления, социально-экономического развития муниципальных образований, финансово-бюджетных отношений органов государственной власти области и органов местного самоуправления, взаимодействия органов государственной власти (исполнительной и законодательной) и органов местного самоуправления. Было констатировано, что с момента вступления в силу федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" пройден первоначальный этап становления организационных, территориальных и финансово-экономических основ местного самоуправления в области: установлены границы муниципальных образований, проведены выборы во всех муниципальных образованиях, произошло структурное оформление органов местного самоуправления, продолжается формирование муниципальной собственности, осуществлен переход на новую систему межбюджетных отношений.
Приняты рекомендации конференции, содержащие конкретные предложения в адрес органов государственной власти области и органов местного самоуправления, Государственной Думы и Правительства РФ. В частности, областной Думе предложено осуществить разработку 16 областных законов. По итогам конференции Дума приняла постановление от 26 ноября 1998 г.N 365, утвердила план мероприятий по реализации рекомендаций конференции в 1999 году.
В целях информационного обеспечения взаимодействия Думы и органов местного самоуправления области начата работа по созданию социальных паспортов муниципальных образований юга области. В практику вошли консультации депутатов органов местного самоуправления, методическая и практическая помощь органам местного самоуправления.
Складывается система подготовки глав местного самоуправления и депутатов сельских Дум. За отчетный год проведено 3 семинара-совещания в Юргинском, Ишимском и Армизонском районах с депутатами и главами муниципальных образований. Проведение семинаров на конкретных территориях увеличивает количество прошедших обучение из числа депутатов, способствует оказанию практической помощи на местах. Программа обучения готовится с учетом конкретных предложений участников семинаров. Активное участие в организации и работе таких семинаров принимает председатель постоянной комиссии Думы по социальным вопросам и местному самоуправлению Н.П.Барышников.
В сфере финансов и инвестиций областной Думой в 1998 году была продолжена работа по разработке системы налогообложения, стимулирующей инвестиции, накопление финансовых и материальных средств, а также по формированию новых источников налоговых платежей.
На заседании областной Думы заслушана информация Государственной налоговой инспекции по Тюменской области о работе налоговых органов по мобилизации налоговых платежей в бюджетную систему области (постановление от 27 марта 1998 г. N 59).
Губернатор внес в областную Думу проект закона "О налоге с продаж", который Дума приняла: налог введен с 1 ноября, в соответствии с которым 40% налоговых платежей зачисляются в областной, 60% - в местный бюджеты и направляются на удовлетворение социальных нужд малообеспеченных групп населения. До конца года ожидаемые поступления налога в областной бюджет составят 9450 тыс. рублей. При этом закон определил перечень социально значимых товаров (работ, услуг), операции по реализации (выполнению, оказанию) которых не признаются объектом налогообложения.
В целях повышения собираемости налогов, учитывая проводимую в стране экономическую реформу и деноминацию рубля, принят областной Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Тюменской области "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства (постановление от 25 мая 1998 г. N 145), в котором годовая стоимость патента для индивидуальных предпринимателей установлена в зависимости от размера минимальной месячной оплаты труда.
Для оказания экономической поддержки отдельным категориям налогоплательщиков принят областной Закон "О предоставлении налоговых льгот на 1998 год отдельным категориям налогоплательщиков" (постановления от 27 марта 1998 г.N 54, от 25 мая 1998 г.N 135), в котором определен перечень предприятий, учреждений и организаций на территории Тюменской области, освобождающихся от уплаты налогов в областной бюджет и дорожный фонд области.
В целях повышения контроля за использованием средств, высвобождаемых в результате предоставления налоговых льгот или полученных предприятиями и организациями в счет налоговых льгот, областной Думой принят Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Тюменской области "О льготном налогообложении в Тюменской области" (постановление от 25 мая 1998 г. N 146).
В связи с вступлением в силу новых федеральных налоговых законов Думой принят Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Тюменской области "О налоговой системе Тюменской области" (постановление от 27 октября 1998 г. N 305), которым учтены все изменения, произошедшие в налоговой системе РФ.
В целях привлечения инвестиций для решения социально-экономических задач региона областной Думой принят Закон Тюменской области "О порядке привлечения и использования заемных средств администрацией области" (постановление от 27 марта 1998 г. N 55). Закон устанавливает порядок получения заемных средств кредитных учреждений, федерального бюджета и бюджетов муниципальных образований администрацией области. Так, долгосрочные заемные средства администрация вправе привлекать после соответствующего решения областной Думы, причем это решение должно отражаться отдельной статьей в законе об областном бюджете с указанием суммы лимита. Заемные средства имеют целевое назначение, а процентная ставка за пользование кредитом не должна превышать ставки рефинансирования Центрального банка РФ с коэффициентом 1,15. Контроль за целевым использованием средств осуществляют областная Дума и Счетная палата области.
В соответствии с данным Законом депутаты Думы дали разрешение Губернатору области на оформление поручительства по обязательствам ОАО "Завод упаковочных материалов" (постановление от 25 мая 1998 г. N 158), а также по возврату кредита на строительство второй очереди Тюменского завода готовых лекарственных средств (постановление от 27 апреля 1998 г. N 111).
Принят также областной Закон "О государственном внутреннем долге Тюменской области" (постановление от 9 июля 1998 г. N 221). Закон определяет понятие "внутренний долг Тюменской области" (долговые обязательства области, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами), его состав, принципы управления им и контроля за его состоянием, устанавливает порядок его обслуживания. В соответствии с законом политику в отношении внутреннего долга определяет областная Дума на основе предложений администрации области. Управление внутренним долгом при исполнении областного бюджета, в том числе определение порядка размещения долговых обязательств Тюменской области, осуществляет администрация области. Средства, привлеченные путем выпуска и размещения долговых обязательств Тюменской области, включаются в доходную часть областного бюджета на предстоящий финансовый год, а средства, направляемые на погашение и обслуживание долговых обязательств, включаются в расходную часть областного бюджета на предстоящий финансовый год.
В целях создания на территории Тюменской области благоприятных условий для привлечения инвестиционных ресурсов в экономику области, обеспечения гарантий для российских и зарубежных инвесторов областной Думой ведется работа по образованию областного залогового фонда, определению порядка его формирования, управления и пользования на основе Закона Тюменской области "Об областном залоговом фонде" (принят во втором чтении постановлением от 25 мая 1998 г. N 141).
В рамках реализации стратегической задачи в сфере инвестиций областной Думой также предусмотрена разработка закона "Об инвестиционной и кредитной деятельности в области".
Законодательное обеспечение решения сложнейших проблем преодоления кризиса в промышленности и сельском хозяйстве Тюменской области, представляющих собой целостный народно хозяйственный комплекс - часть народно-хозяйственного комплекса страны, зависит не только от мер, принимаемых на уровне Федерации, но и в немалой степени от согласованности действий законодательных органов власти области и автономных округов. Важнейшим стратегическим направлением деятельности областной Думы поэтому являлось законодательное обеспечение совместно с администрацией области, органами государственной власти Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, органами местного самоуправления области согласованной политики социально-экономического развития области в сферах промышленности, сельского хозяйства и агропромышленного комплекса.
Работа в этом направлении велась и координировалась постоянной комиссией по региональной социально-экономической политике, столкнувшейся на начальном этапе с объективными трудностями, связанными с отсутствием механизма совместной с Думами автономных округов нормотворческой деятельности и реальной возможности согласованно с автономными округами регулировать правоотношения на всей территории области. Как уже было сказано выше, Думы области и автономных округов, заключив Соглашение от 15 сентября 1998 "О порядке разработки согласованных проектов законодательных актов автономных округов и области, регулирующих их общие интересы", вышли на возможность осуществления совместной законотворческой деятельности. Результатом действия Соглашения в 1999 году должны стать разработка и принятие жизненно необходимых всему населению области законов, способствующих сохранению и развитию единого экономического и правового пространства области, их эффективная реализация.
Одним из важных таких законов, устанавливающих систему гарантированного обеспечения учреждений, организаций и предприятий государственного и муниципального секторов экономики области и автономных округов сельскохозяйственным сырьем и продуктами питания и поддержки местных товаропроизводителей путем закупки у них части продукции по гарантированным ценам, является Закон "О государственном региональном продовольственном фонде Тюменской области" (постановление Думы от 25 декабря 1998 г. N 387, второе чтение). Законопроект предусматривает механизм конкурсного размещения соответствующих средств, выделяемых областью и автономными округами, среди производителей с/х продукции южных районов области. Законопроект предложен к включению в перечень законопроектов, разрабатываемых областной Думой, Думой Ханты-Мансийского и Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономных округов в соответствии с их Соглашением от 15 сентября 1998. Приняв законопроект во втором чтении, депутаты областной Думы обратили внимание заместителя Губернатора области А.А.Горохова на необходимость завершения процедуры согласования законопроекта с органами государственной власти автономных округов.
В целях решения стратегической задачи по осуществлению протекционистской политики в отношении местных товаропроизводителей, развитию предприятий топливно-энергетического комплекса в изменившихся условиях областной Думой были рассмотрены вопрос о реализации программы по выводу предприятий Тобольского нефтехимического комплекса из кризиса, их дальнейшего развития (постановление от 27 апреля 1998 г.N 98), а также информация о выполнении постановления Правительства РФ "О развитии Тобольского нефтехимического комплекса" от 6 марта 1996 N 255 (постановление Думы от 27 октября 1998 г. N 316).
15 октября 1998 года состоялись депутатские слушания "Об итогах первого этапа реформирования сельскохозяйственного производства в Тюменской области и мерах по переходу ко второму этапу реформы" (постановление от 27 октября 1998 г. N 330). Участники слушаний констатировали, что реальной целью реформ было сохранение сельскохозяйственного производства в условиях общенационального кризиса. Учитывались местные особенности, специфика Тюменской области, осуществлялась последовательная государственная поддержка товаропроизводителя. Удалось снизить темпы сокращения объемов производства сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. По ряду видов сельскохозяйственной продукции в 1998 году наметился прирост.
И это не случайно. Впервые в 1998 году в целях оказания адресной поддержки сельских товаропроизводителей Думой были установлены дотации сельскохозяйственным предприятиям в части выделения в областном бюджете отдельной строкой в разделе "сельское хозяйство и рыболовство" средств на выплату дотаций и компенсацию затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям, утверждено Положение о порядке выплаты дотаций и компенсации затрат из областного бюджета на произведенную и реализованную продукцию в 1998 году (постановление от 25 мая 1998 г. N 134).
Принят областной Закон "О внесении изменения в Закон Тюменской области "О регулировании земельных отношений в Тюменской области" (постановление от 26 ноября 1998 г. N 355), который решает проблему изменения налогов за земли, предоставленные для садоводства и огородничества, путем изменения их целевого назначения (перевод из городских земель в сельскохозяйственные).
Вместе с тем, следует признать, что преодоление негативных процессов в АПК области требует дополнительных усилий всех ветвей власти, органов местного самоуправления. В предстоящем году следует ускорить работу по принятию областных законов, направленных на дальнейшее развитие аграрной реформы: "О государственном регулировании агропромышленного производства в Тюменской области", "О государственном региональном продовольственном фонде Тюменской области"; разработать и принять в 1999 году областные законы "О сельскохозяйственных потребительских кооперативах", "О кредитных потребительских кооперативах в Тюменской области", "О социально-экономическом развитии сельских территорий"; "О товарном рыболовстве". Для улучшения экономических условий технического перевооружения сельскохозяйственных предприятий на основе создания лизинговых компаний, расширения финансовой базы лизинга за счет привлечения средств банков, предстоит разработать проект областного закона "О региональном лизинговом фонде".
В целях оказания действенной и системной поддержки хозяйствующим субъектам малого бизнеса, дальнейшего развития предпринимательства в Тюменской области в 1998 году и реализации отдельных положений "Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998-1999 годы", утвержденной постановлением Правительства РФ от 3 июля 1998 г. N 697, областная Дума утвердила Программу государственной поддержки малого предпринимательства в Тюменской области на 1998 год (постановление от 29 сентября 1998 г. N 281), предусматривающую создание условий поддержки малых частных предприятий на областном уровне путем разработки и создания устойчивой инфраструктуры поддержки, гибкого финансово-кредитного механизма, системы информационного и кадрового обеспечения.
Рассмотрены также предложения Союза предпринимателей области по внесению изменений в областной Закон "Об областном бюджете на 1998 год", в результате чего в разделе "прочие расходы" статьи 6 Закона Тюменской области "Об областном бюджете на 1998 год" (в редакции областного Закона, принятого Думой 25 мая 1998) было предусмотрено выделение 35000 тыс. рублей бюджетных ссуд предприятиям на реализацию областной программы государственной поддержки малого предпринимательства Тюменской области по представлению фонда поддержки малого предпринимательства.
При этом областная Дума заинтересована в повышении эффективности принятых нормативных актов, регулирующих деятельность малого предпринимательства, в выявлении первоочередных направлений дальнейшей разработки нормативно-правовой базы развития предпринимательства и ее совершенствования. В этих целях 22 октября 1998 в Думе были проведены депутатские слушания "Проблемы эффективности исполнения законодательства Тюменской области по вопросам государственной поддержки малого предпринимательства". Принятые участниками слушаний рекомендации одобрены Думой в постановлении от 26 ноября 1998 г. N 362 и содержат предложения по изменениям и дополнениям в областные законы "О государственной поддержке малого предпринимательства в Тюменской области", "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", "О социальном заказе в Тюменской области", "О протекционистской политике в отношении производителей товаров и услуг, находящихся на территории области", которые предстоит реализовать в 1999 году.
Одним из важных аспектов реализации Стратегии областной Думы в сфере социальной политики является реформирование жилищно-коммунального хозяйства. В настоящее время для решения вопросов, связанных с переводом жилищно-коммунального хозяйства области на рыночные, социально ориентированные принципы функционирования, разрабатывается областная программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области. Проект программы неоднократно рассматривался в постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам, в адрес администрации области, разработчиков документа высказаны конкретные предложения по отработке в программе четкого механизма социальной защиты населения в ходе реформирования ЖКХ.
Составной частью решения настоящих проблем является выработка соответствующей правовой базы регулирования и развития жилищно-коммунального хозяйства области. В частности, одним из таких законов должен стать закон области "О кредитовании и субсидировании жилищного строительства и приобретения жилья в Тюменской области", по проекту которого в июне 1998 года Думой проведены депутатские слушания. Учитывая, что доработка данного законопроекта должна проходить гласно с участием общественных организаций и жителей Тюменской области, в соответствии с рекомендациями парламентских слушаний текст законопроекта, рекомендации депутатских слушаний и комментарии к ним опубликованы в газете "Тюменские известия".
Заслушана информация администрации области о реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Закона Тюменской области "О социальной защите инвалидов в Тюменской области". Дума рекомендовала администрации области предусмотреть в проекте Закона "Об областном бюджете на 1999 год" финансирование реализации вышеназванных законов в полном объеме.
По инициативе депутата областной Думы В.Н.Никифорова разработан и принят для внесения в Государственную Думу РФ в порядке реализации права законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 17 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (постановление от 25 декабря 1998 г. N 417). Суть предлагаемой поправки в федеральный закон состоит в повышении минимального размера пенсии до уровня прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации. Предполагается, что принятие поправки повлечет увеличение расходов на выплату пенсий, финансируемых за счет средств Пенсионного фонда РФ, в том числе на возвратной основе за счет средств федерального бюджета, в сумме ориентировочно около 3 млрд. рублей. В качестве источника финансирования дополнительных расходов предлагается использовать средства, полученные от залоговых аукционов.
Заслушав информацию администрации области о выполнении областной комплексной целевой программы "Защита детства" (постановление от 27 октября 1998 N 321), депутаты отметили, что из семи подпрограмм ("Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Одаренные дети", "Профилактика безнадзорности детей", "Организация летнего отдыха", "Планирование семьи", "Перинатальный центр") профинансированы только три - "Дети-инвалиды" на 156,8%, "Профилактика безнадзорности детей" на 98,8%, "Организация летнего отдыха" на 54%, а из федерального бюджета профинансированы и частично обеспечены оборудованием четыре - "Планирование семьи", "Организация летнего отдыха", "Дети-инвалиды", "Профилактика безнадзорности детей"; рекомендовали администрации области обеспечить финансирование всех подпрограмм программы "Защита детства" в полном объеме согласно Закону Тюменской области "Об областном бюджете на 1998 год"; при формировании областного бюджета на 1999 год предусмотреть увеличение финансирования программы "Защита детства".
Для реализации единой региональной политики занятости на территории Тюменской области, определения правовых положений и основных принципов создания и деятельности объединений работодателей Думой были рассмотрены и приняты в 1-м чтении законопроекты "О занятости населения в Тюменской области" (постановление от 29 сентября 1998 г. N 264); "Об объединениях работодателей в Тюменской области" (постановление от 26 ноября 1998 г. N 350). 16 декабря 1998 года состоялись депутатские слушания "Проблемы и перспективы переселения граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Предметом обсуждения стал проект концепции общеобластной программы переселения. Участники слушаний проанализировали причины и последствия для бюджетов северных территорий происходящего в последние годы увеличения перенаселенности и роста безработицы на этих территориях (по северным регионам области с 1994 по 1998 год безработица выросла более чем в 3 раза).
В переселении избыточного населения из северных территорий непосредственно заинтересованы муниципальные образования, бюджеты которых несут дополнительную нагрузку в связи с наличием избыточного населения. Но падение доходности нефтегазовых предприятий, неплатежи привели к падению как налоговой базы бюджетов, так и уровня собираемости налогов. В этой ситуации муниципальные образования северных территорий не в состоянии эффективно решать проблемы переселения. Южные районы области в настоящее время также не могут самостоятельно обеспечить расселение переселенцев и предоставление им работы в необходимом объеме в силу не менее сложного социально-экономического положения. Таким образом, без государственной поддержки переселение в необходимых масштабах не может быть осуществлено.
Участники депутатских слушаний одобрили предложенный проект концепции общеобластной программы переселения граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, рекомендовали Совету Губернаторов рассмотреть предложение о разработке этой общеобластной программы с учетом опыта составления программ и переселения граждан другими северными территориями. В проекте программы предложено предусмотреть меры по стимулированию развития малого предпринимательства для северных переселенцев, в частности, предоставление дополнительных льгот для создаваемых малых предприятий при условии, что на создаваемых производствах не менее 50% работающих будут составлять северные переселенцы; а также освобождение этих малых предприятий от налога на прибыль в первые 3 года деятельности при условии ориентации их производственной направленности на приоритетные отрасли народного хозяйства. По итогам слушаний принято постановление Думы от 25 декабря 1998 г.N 415, материалы слушаний направлены Губернаторам области и автономных округов.
В сфере правопорядка и обеспечения безопасности населения областная Дума заслушала и утвердила отчет внебюджетного фонда пенитенциарных учреждений управления исполнения наказаний (УИН) УВД администрации области за 1997 год (постановление от 27 марта 1998 г.N 56). Этим же постановлением определено, что средства фонда могут направляться на выполнение социальных заказов администрации области.
Был принят областной Закон "О внесении изменений в Закон Тюменской области "Об административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности в Тюменской области" (постановление от 27 марта 1998 г.N 66), который установил перечень должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела о нарушении правил противопожарной безопасности и наложении штрафа от имени органов государственного пожарного надзора.
Трижды Дума заслушивала информацию о ходе выполнения областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1997-2000 годы". Постановлением от 27 марта 1998 г. N 83 депутаты признали выполнение программы неудовлетворительным в связи с отсутствием финансирования. Было предложено сделать эту программу общеобластной, т.к. здесь напрямую затрагиваются интересы автономных округов, жителей которых в первую очередь держат на прицеле наркодельцы. Постановление от 18 июня 1998 г. N 182 направлено на введение в действие механизма активной защиты от транзита через Тюменскую область наркотиков с юга. Для этого решено привлечь отдел пограничной стражи по Тюменской области и предложено построить современный автомобильный контрольно-пропускной пункт в Казанском районе. Постановлением от 26 ноября 1998 г.N 360 Дума вновь предложила Губернатору области обеспечить полное финансирование программы в соответствии с Законом "Об областном бюджете на 1998 год".
Дума закончила работу над Законом Тюменской области "О пожарной безопасности (постановление от 27 октября 1998 г.N 300). Закон регулирует правоотношения в сфере обеспечения пожарной безопасности в Тюменской области, определяет виды пожарной охраны и, соответственно, полномочия и компетенцию ее служб, устанавливает социальные гарантии для личного состава противопожарных служб. Предусматриваются требования к пожарной безопасности объектов, создание фонда пожарной безопасности для реализации соответствующих мер, устанавливаются ответственность лиц за нарушение пожарной безопасности, порядок производства пожарно-технической продукции, сертификации такой продукции и лицензирования работ и услуг в области пожарной безопасности, а также порядок финансового и материально-технического обеспечения государственной противопожарной службы.
Определенный общественный резонанс имели Заявление областной Думы в связи с трагической гибелью мэра г.Нефтеюганска В.А.Петухова (постановление от 9 июля 1998 г. N 224), где депутаты заявили о недопустимости уголовного террора в России, а также Обращение Думы к Генеральному прокурору РФ Ю.И.Скуратову (постановление от 10 декабря 1998 г. N 379) о взятии под его личный контроль дела о задержании депутата областной Думы В.В. Юдина.
В соответствии со своей компетенцией областная Дума дала согласие на назначение Э.А.Валеева на должность прокурора области, а также - по представлениям управления юстиции, областного суда, Арбитражного суда Тюменской области - 20 кандидатов на должности судей соответствующих федеральных судов области. Принят также Закон области "О порядке согласования кандидатуры на должность и освобождения от должности начальника управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по Тюменской области" (постановление от 27 октября 1998 г. N 301).
За значительный вклад в развитие законодательства Тюменской области, формирование и проведение в жизнь социально-экономической и национальной политики укрепления единства области, обеспечение прав и свобод граждан Почетной грамотой Тюменской областной Думы награждены 92 человека, а также Тюменская государственная филармония в связи с 40-летием образования.
В сфере связи и информации областной Думой принята областная целевая Программа информатизации Тюменской области (постановление от 27 апреля 1998 г. N 113), на реализацию которой в 1998-2000г.г. предусмотрено выделение из областного бюджета 29500 тысяч рублей, в том числе в 1998 году - 4500 тысяч рублей.
Программа предполагает внедрение новых информационных технологий, позволяющих использовать эффективные процедуры сбора, обработки, хранения и предоставления информации ее потребителям - прежде всего органам государственной власти области. Реализация Программы позволит продвинуться в формировании информационных ресурсов области, развитии ее телекоммуникационной инфраструктуры, построении распределенных сетей доступа к информационным ресурсам. Одним из важных направлений Программы является формирование регионального законодательства в сфере информатизации.
За 9 месяцев 1998 года на реализацию мероприятий Программы израсходовано из бюджета области 380 тысяч рублей.
Важным мероприятием Программы стало принятие Думой областного Закона "Об информационных ресурсах Тюменской области" (постановление от 27 октября 1998 N 302). Целью закона является создание условий для эффективного развития информационных ресурсов и формирования информационной системы на территории области, обеспечивающих информационные потребности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений; формирование единого информационного пространства на территории Тюменской области; обеспечение эффективного участия области в межрегиональном информационном обмене; защита интересов граждан, муниципальных образований, организаций и общественных объединений при их информационном взаимодействии.
В рамках Программы областной Думой подписан договор о совместной деятельности с департаментом информации и региональных отношений администрации области, который является генеральным заказчиком Программы. Первым шагом этой работы станет внедрение в Думе системы электронного документооборота и делопроизводства, планирования и контроля.
Осуществлен ряд других мероприятий по информатизации деятельности Думы. За отчетный год в областной Думе 74 процента автоматизированных рабочих мест были объединены в локальную компьютерную сеть, осуществляется дальнейший переход на более современную операционную систему Windows-95.
Информационно-правовая база нормативных документов Думы регулярно пополняется вновь принятыми актами. Посредством электронной почты осуществляется информационное взаимодействие с органами государственной власти РФ - Советом Федерации и Государственной Думой, законодательными органами власти субъектов РФ. Для составления сводок основных событий, обзоров СМИ используется выделенный канал связи АТЛАС, а также получаемые по подписке 64 издания центральных и региональных газет.
Имеющаяся в Думе электронная база регионального законодательства включает 71 субъект РФ, дает возможность постоянным комиссиям использовать законотворческий опыт других регионов, анализировать принятые ими законы и планы законопроектных работ. Подключение в текущем году к мировой информационной сети интернет позволило расширить рамки информационного поля, оперативно получать информацию об экономическом и социально-политическом положении в стране, о принятых законах и законопроектах, действиях органов власти. В свою очередь Дума создала свою официальную WWW-страницу в сети интернет и начала размещать собственную оперативную информацию.
Обеспечивается сотрудничество в сфере информационного обмена с системами правовой информации "Консультант плюс", "Кодекс", "Гарант", ЮСИС, со сторонними учреждениями и организациями, в т.ч. комитетами администрации области, органами местного самоуправления. Посредством использования систем электронной почты "1С" формируется банк данных статистической информации, а по системе "ГАС Выборы" регулярно направляются принятые нормативно-правовые акты и обзоры прошедших заседаний Думы в органы местного самоуправления области.
Дважды за 1998 год Дума рассматривала вопросы взаимодействия со средствами массовой информации: принято постановление от 27 марта 1998 г. N 71 "Об учредительных договорах Тюменской областной Думы с редакциями газет "Тюменские известия" и киножурнала "Тюменская область"; а также постановление от 26 ноября 1998 г.N 359 "О реорганизации областной газеты "Тюменские известия", в соответствии с которым администрацией области осуществляются меры по созданию государственного унитарного предприятия "Парламентская газета "Тюменские известия", что предполагает изменение организационно-правовой формы и содержательной направленности газеты.
Осуществлялось информирование общественности о деятельности Думы. При Думе аккредитовано 17 СМИ, которые обеспечивались необходимой информацией о заседаниях Думы и постоянных комиссий, депутатских слушаниях и других мероприятиях, проектами обсуждаемых документов.
Осуществлялось информирование населения о текущей работе депутатов: подготовлен и предоставлен средствам массовой информации материал о деятельности Думы за период с 16 января по 27 апреля 1998 года (100 дней), организованы 4 пресс-конференции руководителей Думы, в областных газетах опубликован 21 материал пресс-центра, для городских и районных газет подготовлено 8 обзоров деятельности Думы. На телевидении (ГТРК "Регион-Тюмень") вышло в эфир 19 передач рубрики "Пресс-Дума", проведены "прямые линии" с С.Е.Корепановым, С.В.Классиным. Депутаты Думы, избранные в г.Тюмени, руководители Думы постоянно выступали в передачах телестудии "Ладья". Еженедельно выходила в радиоэфир десятиминутка "Пресс-Дума".
Подготовлены и изданы 10 выпусков "Вестника Тюменской областной Думы", материалы областной конференции "Реформа местного самоуправления в Тюменской области: практика, проблемы, пути совершенствования", информационные справочники "Тюменская областная Дума первого созыва", "Тюменская областная Дума второго созыва", начата подготовка второго издания "Сборника законов Тюменской области".
Важнейшей функцией областной Думы является осуществление контроля за исполнением Законов Тюменской области, других нормативных актов Думы. Постоянные комиссии Думы уделяли серьезное внимание вопросам контроля за исполнением областных законов, утвержденных Думой социально-экономических программ. Всего на заседаниях комиссий рассмотрен 61 контрольный вопрос (ПК по общему законодательству - 3, ПК по бюджету, налогам и финансам - 35, ПК по региональной социально-экономической политике - 10, ПК по социальным вопросам и местному самоуправлению - 13).
Осуществляя контроль исполнения Закона "Об областном бюджете на 1998 год", постоянная комиссия по бюджету, налогам и финансам рассмотрела результаты 12 проверок расходования средств областного бюджета, проведенных Счетной палатой области. Рассмотрены и внесены на заседания Думы вопросы об исполнении бюджетов 8 областных внебюджетных фондов, территориального фонда обязательного медицинского страхования, о ликвидации 2 областных внебюджетных фондов, о деятельности региональных отделений федеральных фондов - Пенсионного и социального страхования.
На заседании Думы рассматривались вопросы исполнения областного бюджета за 1997 год, за I квартал, полугодие, за 9 месяцев 1998 года, отчет о работе Счетной палаты за 1997 год (постановление от 27 апреля 1998 г.N 117, в котором поручено Счетной палате провести во втором и третьем кварталах 1998 года проверку использования средств областного бюджета в части выплаты детских пособий и заработной платы в социальной сфере; предложено ввести практику заслушивания на заседаниях областной Думы информаций ответственных лиц по устранению недостатков, выявленных Счетной палатой в ходе проверок), утверждены планы работы Счетной палаты на 1998, на 1999 годы. В целях совершенствования правовой основы контрольно-ревизионной деятельности Счетной палаты внесены изменения и дополнения в Закон "О Счетной палате Тюменской области" (постановление от 12 февраля 1998 г. N 28).
Постоянная комиссия по социальным вопросам и местному самоуправлению рассмотрела в порядке контроля исполнение 5 законов Тюменской области. В ходе анализа реализации законов "О контроле за распространением и демонстрацией эротической продукции в Тюменской области" и "О порядке регистрации уставов муниципальных образований в Тюменской области" была выявлена необходимость внесения в них изменений и дополнений, работа над которыми привела в конечном итоге по существу к новой редакции данных законов.
На заседаниях областной Думы были заслушаны 7 вопросов об исполнении областных социально-экономических программ, в т.ч. трижды - об исполнении программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1997- 2000г.г."; дважды - программы "Обеспечение населения юга Тюменской области питьевой водой"; а также об исполнении программ "Защита детства" и "Создание единой территориальной системы экологического мониторинга Тюменской области".
Заслушана информация начальника налоговой инспекции по Тюменской области и по итогам ее рассмотрения принято постановление от 27 марта 1998 г. N 59 "Об информации Государственной налоговой инспекции по Тюменской области о работе налоговых органов по мобилизации платежей в бюджетную систему".
За 1998 год были поставлены на контроль 148 постановлений Думы и 29 протокольных поручений, из них в течение года сняты с контроля как исполненные, соответственно, 73 постановления и 16 протокольных поручений (статистическая информация об исполнении постановлений и протокольных поручений областной Думы в 1998 году прилагается, приложение N 14).
Всего за 1998 год в областную Думу поступило 1613 документов (без учета обращений в Думу граждан, а также законопроектов, поступающих из Государственной Думы РФ). На 1366, или на 84,7% из полученных документов, был дан ответ, в том числе по постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам на 76,8%, по постоянной комиссии по региональной социально-экономической политике - 77,9%, по постоянной комиссии по общему законодательству - 85,8%, по постоянной комиссии по социальным вопросам и местному самоуправлению - 84,2%, по другим подразделениям аппарата Думы - 95,2%. Находится в настоящее время в работе 247 документов, или 15,3%.
В 1998 году областная Дума второго созыва настойчиво занималась реализацией задач, определенных ею на период созыва в качестве стратегических. В то же время ухудшение социально-экономической ситуации, последовавшее за финансовым кризисом 17 августа, потребовало значительной активности депутатов в решении вопросов, связанных с социальной защитой населения.
В этих условиях в интересах населения Тюменской области областная Дума взаимодействовала с Губернатором и администрацией области, с органами государственной власти Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, достигла определенных результатов.
Работа постоянных комиссий областной Думы, пройдя организационный период, стала стабильной. Принятие нового Регламента областной Думы позволило более детально определить порядок функционирования законодательного органа государственной власти области.
Основной задачей областной Думы в 1999 году должно стать законодательное обеспечение преодоления последствий финансового кризиса августа 1998 года, стабилизации производства, усиления социальной направленности политики исполнительных органов государственной власти области. Важнейшим условием эффективности деятельности областной Думы остается обеспечение взаимодействия органов государственной власти области и автономных округов в согласовании и реализации их социально-экономической политики, ее законодательном обеспечении.
Депутатам областной Думы предстоит законодательно и во взаимодействии с Губернатором области, администрацией сформировать реальный областной бюджет 1999 года, рационализировать бюджетные расходы (в том числе на общеобластные программы) в соответствии с финансовыми возможностями области и автономных округов, принять меры по улучшению собираемости налогов, ужесточить контроль за расходованием бюджетных средств, за исполнением законов Тюменской области в целом.
На решение этих и других жизненно важных проблем населения Тюменской области будет направлена деятельность Тюменской областной Думы в 1999 году.
Председатель Тюменской областной Думы |
С.Е.Корепанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.