Председатель областной Думы |
С.Е.Корепанов |
Приложение
к постановлению
Тюменской
областной Думы
от 27 апреля 1998 г. N 110
Областная программа
"Создание Единой территориальной системы
экологического мониторинга (1 этап)" 1998-2000 гг.
(утв. постановлением Тюменской областной Думы 27 апреля 1998 г. N 110)
Разработчик программы: Территориальный информационно-аналитический экологический центр Госкомэкологии Тюменской области. Город Тюмень, ул. Малыгина 48. Председатель комитета Мельник М.С. Телефон 24-23-43, 24-53-16.
Внесена государственным комитетом по охране окружающей среды Тюменской области. Город Тюмень, ул. Малыгина 48. Председатель комитета Мельник М.С. Телефон 24-23-43, 24-53-16.
1. Анализ исходного состояния
Экологический мониторинг Тюменской области, как система, находится в стадии формирования. В настоящее время в этом направлении работает ряд организаций: центры госсанэпиднадзора. региональные геологические центры, станции агрохимической службы, станции защиты растений и др. (табл.1), но максимальная нагрузка в силу специфики развития службы контроля состояния окружающей природной среды ложится на подразделения Госкомгидромета. Многолетний опыт функционирования службы наблюдений показал невозможность построения на основании полученных данных целостной картины. необходимой для принятия корректных управленческих решений. Такая ситуация сложилась, прежде всего, из-за отсутствия следующих необходимых компонент:
- ориентации деятельности служб на решение конкретных природоохранных задач;
- единства и согласованности целей наблюдений и измерений;
- единства научно-методической основы измерений;
- единства подходов к сбору, хранению и обработке получаемых данных;
- координации и синхронизации работы отдельных служб;
- автоматизации системы сбора и обработки информации;
- средств оперативного получения и обработки данных дистанционного зондирования;
- надлежащей лабораторной базы;
- наблюдательной сети мониторинга биоценозов, донных отложений. гидробионтов и др.;
- отлаженного информационного обмена данными контроля, оценки и прогноза:
- системного подхода к ведению экологического мониторинга.
1.1. Федеральная служба России по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды
Система Федеральной службы на территории южной зоны Тюменской области представлена Тюменским областным центром Омского территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Наблюдения проводятся на авиаметеорологических, метеорологических, агрометеорологических и гидрологических станциях, гидрологических и агрометеорологических постах, пунктах наблюдения за загрязнением окружающей среды.
На гидрометеостанциях и постах по состоянию на 1 сентября 1997 осуществлялись следующие наблюдения за загрязнением окружающей среды: уровень гамма-фона, радиоактивные выпадения из атмосферы, загрязнение вод суши, загрязнение снежного покрова, загрязнение атмосферного воздуха, загрязнение осадков. Гидробиологические наблюдения, а также наблюдения за загрязнением донных отложений и земель не проводились (табл.2).
Перечень организаций, осуществляющих мониторинг окружающей среды
Министер- ство |
Организация | Подразде- ление |
Виды работ |
Госком- гидромет |
Омское УГМС | Тюменский ЦГМ |
Метеорология, гидрология поверхност- ных вод суши, загрязнение поверхност- ных вод, атмосферы городов, радиационный фон, химический состав атмосферных осадков, болотные массивы Наблюдения на болотных постах и станциях прекращены в 1991 г. |
Госком- экологии |
Госкомэколо- гии Тюмен- ской области |
Тюменская СИГЭКиА |
Источники загрязнения |
Минздрав | Тюменский областной ЦГСЭН |
Санитарно-эпидемологическая обстанов- ка, качество продуктов и товаров, качество питьевой водой, ЭМИ, шум, вибрация |
|
Роскомзем | Облкомзем | Использование земель, качество почв | |
Гипрозем | |||
Минсель- хозпрод |
Тюменская проектно- изыскатель- ская станция химизации сельского хозяйства |
Качество почв сельскохозяйственных угодий, в т.ч. содержание радионук- лиидов, тяжелых металов, качество сельскохозяйственной продукции (западная часть южной зоны) |
|
Ишимская станция |
То же (восточная часть южной зоны) | ||
Станция защиты растений |
Загрязнение продукции растеневодства агрохимикатами, применение химических веществ |
||
Облветлабо- ратория |
Эпидемиологическая обстановка, загрязнение сельскохозяйственной продукции, в т.ч. радионуклиидами |
||
СибрыбНИИ проект |
Рыбные ресурсы ЯНАО (По заказу Госкомэкологии ЯНАО) |
||
Управление охотничьего хозяйства |
Состояние охотничьих видов животных |
||
СХИ | Влияние животноводческих комплексов, химбаз на почву, растительность, воду (по заказу Госкомэкологии области). Работы прекращены. |
||
НижнеОбьрыб- вод |
Рыбные ресурсы | ||
Минпри- роды |
ЗапСибРГЦ | ГП"Тю- мень- недра" |
Подземные воды, инженерно-геологи- ческие процессы |
Рослесхоз | Комитет по лесу Тюменской области |
Станция защиты леса, лесхозы |
Лесные ресурсы области |
ВНИИЛМ | ЛОС, г.Тюмень |
Комплексный локальный мониторинг (По заказам) |
|
Миннауки и техно- логий |
РА СХН СО | НИИ СХ Северного Зауралья |
Мониторинг земель.(По заказу Облком- зема, на основе ОПХ и ОС) Работы прекращены. |
ЗапСиб- НИИМиП |
Состояние мелиоративных систем. (По договорам) |
||
РАН СО | ИКЗ | Криогенные процессы, ландшафтный мониторинг. (По договорам) |
Пункты наблюдений за загрязнением окружающей среды
N | Наименование | Наблюдаемая характеристика | |||||
Уровень гамма- фона |
Заг- ряз- нение осад- ков |
Заг- ряз- нение снеж- ного пок- рова |
Радио- актив- ные выпа- дения из атмос- феры |
Заг- ряз- нение вод суши |
Загрязнение атмосферного воздуха |
||
1 | Абатский | + | + | + | |||
2 | Вагайское | + | + | ||||
3 | Викулово | + | |||||
4 | Голышманово | + | |||||
5 | Ишим | + | + | + | + | ||
6 | Сладково | + | |||||
7 | Тобольск | + | + | + | + | 3 ведом- ственных пункта |
|
8 | Тюмень | + | + | + | + | + | 4(ОУГСМ) |
9 | Уват | + | + | ||||
10 | Ялуторовск | + | + | + | |||
11 | Ярково | + | + | ||||
12 | Ильинка | + | |||||
13 | Коркино | + | |||||
14 | Иевлево | + | |||||
15 | Заводоуковск | + | |||||
16 | Исетское | + | |||||
17 | Покровское | + | |||||
18 | Богандинское | + | |||||
19 | Велижаны | + | |||||
20 | Нижняя Тавда | + | |||||
21 | Чукманка | + | |||||
22 | Демьянское | + | |||||
23 | Урай | + | |||||
24 | Болчары | + | |||||
25 | Созоново | + |
Подсистема гидрометеорологических наблюдений представлена 12 метеостанциями, 8 из которых являются корреспондентами Всемирной метеорологической организации и финансируются за счет средств федерального бюджета, 4 метеостанции (Ялуторовск - открыта в 1990 г., Абатский - 1963 г., Вагайское - 1936 г., Сладково - 1941 г.) отнесены к местной наблюдательной сети. Кроме того имеется 29 гидрологических постов (22 отнесены к постам регионального значения, 7 - местного).
Анализы проб воды, отбираемой из поверхностных водных объектов, и атмосферного воздуха выполняются в комплексной лаборатории при Тюменском центре по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (определяются 32 ингредиента).
Степень загрязнения снежного покрова и уровень радиоактивных выпадений из атмосферы анализируются в Омском управлении, как и ряд загрязняющих веществ, содержащихся в атмосферном воздухе (бенз(а)пирен, тяжелые металлы и др.), что снижает оперативность получения данных и увеличивает вероятность проявления чрезвычайных ситуаций.
Пробы, характеризующие загрязнение атмосферных осадков и концентрацию радиоактивных аэрозолей в приземном слое атмосферы, направляются на обработку в города Саянск и Новосибирск соответственно.
Радиационный фон в пунктах наблюдения измеряется ежедневно дозиметром ДРГ-1Т, сведения поступают непосредственно в Омское управление. Областные. местные органы власти, а также территориальные органы МЧС России и Госкомэкологии РФ оперативную и режимную информацию не получают. В экстремальных случаях информация передается на места по системе гражданской обороны.
Плотность постов наблюдений за загрязнением речных вод на 1 января 1997 в Тюменской области составляла 0.44 на млн.га территории или 0.11 на тыс.км суммарной длины рек. В Омской области, находящейся, как и Тюменская, в ведении Омского территориального управления - 1.21 и 1.10 соответственно. Пункты наблюдений располагаются, в основном, на средних и больших реках. Из общего числа створов на долю малых рек приходится лишь 10%, хотя антропогенная нагрузка на них значительна и выражается, в первую очередь, в площадном смыве удобрений и пестицидов с полей, отходов животноводства и бытовых отходов. Все это при небольших расходах воды приводит к более быстрой деградации экосистем. Кроме речных имеются озерные посты (озера Сингуль, Янтыково, Андреевское).
На больших и средних реках в районах крупных населенных пунктов пробы отбираются, как правило, в двух створах - выше и ниже города или поселка с целью изучения влияния городских бытовых и промышленных стоков на водную среду. 51% постов четвертой категории, 45% - третьей, вторую категорию имеют лишь три поста: г.Тюмень (р.Тура), г.Тобольск (р.Иртыш). г.Ишим (р.Ишим). Категорийность постов не пересматривалась значительное время, в связи с этим на многих объектах она не соответствует эколого-экономическим условиям и программы работ необходимо уточнять. Так, категория поста в с.Ильинка на р.Ишим - 3. в то время как он расположен на границе с соседним государством и категория должна быть 2.
Кроме этого в функционировании сети наблюдений за загрязнением поверхностных вод суши имеются и иные существенные недостатки. Так, пробы воды доставляются в аналитические лаборатории почтой. В связи с этим информация о состоянии водного объекта в конкретный момент времени запаздывает на 0.5 - 1.0 месяца. При возникновении, экстремальной ситуации обнаружить источник высокого и экстремально высокого загрязнения практически невозможно. Это создает предпосылки к увеличению периода неблагоприятного воздействия на водные экосистемы и проявлению в них необратимых процессов.
Несмотря на это, положение продолжает ухудшаться. Так, в соответствии с решением технического совета Омского УГМС от 27 ноября 1996 с 1 января 1997 прекращен отбор проб на химанализ на следующих постах: с.Велижаны (р.Иска) с.Сазоново (р.Инжура) д.Чукманка (р.Аремзянка) с.Абатское (р.Ишим) с.Сингуль (оз.Сингуль).
Преобразования сети мониторинга поверхностных вод суши приведут к тому, что на такой малой реке как Инжура и средних - Иска, Аремзянка наблюдения будут прекращены полностью.
Информация о качестве поверхностных вод поступает в Госкомэкологии Тюменской области в виде ежегодников, включающих в себя среднегодовые и максимальные показатели. Кроме того ежемесячно предоставляются сведения о случаях высокого и экстремально высокого загрязнения и пониженном содержании растворенного кислорода. При обнаружении экстремально высокого уровня загрязнения воды передается штормовая информация по телефону, но в связи с недостатками системы доставки проб выявить источник этого, как правило, не представляется возможным.
До 1992 г. проводились наблюдения на болотной станции и постах. Болотная станция располагалась на Тарманском болотном массиве. Комплекс проводимых наблюдений включал измерение метеопараметров, уровней болотных и озерных вод (оз.Среднее Тарманское), характеристик испарения, температурного режима почв (в том числе глубины сезонного промерзания и оттаивания), выполнение химанализа озерных, болотных и грунтовых вод, изучение колебаний поверхности болота. Кроме того на этом болотном массиве были организованы стоковые посты: д.Ахманы (р.Ахманка), д.Бухтал (р.Бухталка), изучающие приходную часть поверхностного стока, и д.Салаирка (р.Ахманка), дд.Молчанова, Решетниково. Казарово (магистральные осушительные каналы), изучающие его расходную часть.
Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха осуществляется в следующих городах: Тюмень, Тобольск, причем наблюдения в областном центре осуществляет подразделение Омскгидромета, а в Тобольске - ведомственная лаборатория НХК, предоставляющие первичные материалы в Омское УГМС. На 01 января 1997 отбор проб производился на 4 постах в Тюмени, 3 - в Тобольске.
Количество постов не соответствует нормативным документам Госкомгидромета (РД 52.04-186-89). Город Тюмень имеет население 495 тыс.чел.. в связи с этим количество постов должно быть 5. Кроме того в Заводоуковске население более 30 тыс.чел, и здесь должны проводиться наблюдения на 1 посту, а в Ишиме (63 тыс.чел) - на 2.
Информационное взаимодействие Омского УГМС с органами власти и Госкомэкологии Тюменской области осуществляется путем предоставления ежегодного Обзора состояния атмосферного воздуха. При обнаружении экстремально высокой концентрации загрязняющих веществ передаются сообщения по телефону.
Прогнозы по загрязнению поверхностных вод суши и атмосферного воздуха оперативными подразделениями Омскгидромета не составляются.
1.2. Мониторинг подземных вод
Мониторингом подземных вод занимается Западно-Сибирский региональный геологический центр, а также ведомства, эксплуатирующие их месторождения.
Западно-Сибирский региональный геологический центр, а именно Тюменская комплексная геологоразведочная экспедиция ОАО "Тюменьнедра", осуществляет мониторинг уровенного, температурного и химического режима подземных вод южной зоны Тюменской области. Наблюдения проводятся на 27 постах по 467 скважинам. В соответствии с приказом Роскомнедра от 10 ноября 1995 N 16-1 существующая наблюдательная сеть разделена на посты федерального, территориального и локального уровня (табл.3).
Скважины, как правило, расположены кустами и оборудованы на различные водоносные горизонты. Всего имеется 187 скважин, изучающих состояние грунтовых вод и 271 - напорных.
Пробы воды с целью изучения химического состава до 1996 г. отбирались трижды в год: в период весеннего подъема уровня, летней и зимней межени. С 1997 г. число опробований сокращено до двух. Гидрохимический режим ранее исследовался на следующих постах: д.Чукманка (4 грунтовых и 5 напорных скважин), с.Семеново (2 и 2), с.Капралиха (2 и 3), с.Булашово (1 и 2), п.Вагай (3 и 1), Голышманово - метеопост (1 и 2), с.Бердюжье (3 и 3), д.Яманово (3 и 3). г.Тюмень (8 и 2), п.Голышманово (2 и 4), д.Елань (1 и 2), д.Кавдык (2 и 2), д.Новые Юрты (2 и 1), д.Красная Горка (4 и 3). В 1997 г. проводится опробование только на постах федерального уровня (25 скважин на грунтовые воды, 18 - на напорные). На постах локального уровня опробования проводятся лишь на водозаборах.
В комплекс определяемых химических параметров входят концентрация макро- и микрокомпонентов, фенолов, физические и радиологические свойства:
- гидрокарбонат ионы, сульфаты, нитриты и нитраты, аммонийный азот, ионы кальция, магния, натрия, калия, кремнекислота, минерализация, сухой остаток, общая жесткость, окисляемость;
- фтор, йод, бром, бор, железо (общее, окисное и закисное), марганец, цинк. медь, свинец, кадмий. мышьяк, селен, бериллии;
- запах, вкус, цветность, мутность, рН;
- уран, радий (выборочно - в 1997 г. планируется определение в 16 скважинах).
Информационное взаимодействие с органами власти, а также подразделениями Госкомэкологии осуществляется на основании приказа Минприроды России от 23 января 1996 N 29 "Об обеспечении оперативной передачи информации об аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении окружающей природной среды" и указаний Роскомнедра от 24 ноября 1995 N 8 -141218.
Перечень наблюдательных гидрогеологических постов
/-----------------------------------------------------------------------\
| N | Местоположение | Количество наблюдательных скважин |
|поста| |---------------------------------------|
| | | Грунтовых | Напорных |
|-----------------------------------------------------------------------|
| Федеральный уровень |
|-----------------------------------------------------------------------|
| 21 |д.Чуманка (створы 1-2 и | | |
| |2-2) | 20 | 24 |
|-----+-------------------------+-------------------+-------------------|
| 22 |д.Семеново | 9 | 10 |
|-----+-------------------------+-------------------+-------------------|
| 33 |р.п.Вагай | 3 | 3 |
|-----+-------------------------+-------------------+-------------------|
| 44 |р.п.Голышманово (участок | | |
| |водно-балансовой площадки| | |
| |"Катышка") | 42 | 25 |
|-----+-------------------------+-------------------+-------------------|
| 37 |с.Бердюжье | 6 | 5 |
|-----+-------------------------+-------------------+-------------------|
| 51 |д.Новые Юрты | 4 | 5 |
|-----+-------------------------+-------------------+-------------------|
| 52 |д.Красная гора | 4 | 3 |
|-----+-------------------------+-------------------+-------------------|
| 40 |д.Яманово (участок | | |
| |"Решетниково") | 6 | 5 |
|-----+-------------------------+-------------------+-------------------|
| 41 |г.Тюмень | 18 | 4 |
|-----+-------------------------+-------------------+-------------------|
| 47 |д.Елань | 7 | 4 |
|-----------------------------------------------------------------------/
| Территориальный уровень
|-----------------------------------------------------------------------\
| 21 |д.Чуманка (створ О-О) | 3 | 1 |
|-----+-------------------------+-------------------+-------------------|
| 40 |д.Яманово (участок | | |
| |"Яманово") 9 | | |
|-----+-------------------------+-------------------+-------------------|
| 48 |д.Кавдык | 14 | 6 |
|-----+-------------------------+-------------------+-------------------|
| 50 |с.Усалка | 10 | 11 |
|-----+-------------------------+-------------------+-------------------|
| 30 |с.Ярково | 3 | - |
|-----+-------------------------+-------------------+-------------------|
| 31 |г.Ялуторовск | 1 | 1 |
|-----+-------------------------+-------------------+-------------------|
| 24 |г.Ишим | 1 | 1 |
|-----+-------------------------+-------------------+-------------------|
| 25 |с.Аремзянское | 5 | 3 |
|-----+-------------------------+-------------------+-------------------|
| 34 |р.п.Голышманово | 2 | 2 |
|-----+-------------------------+-------------------+-------------------|
| 35 |п.Абатский | 2 | 1 |
|-----+-------------------------+-------------------+-------------------|
| 36 |с.Викулово | 2 | 1 |
|-----+-------------------------+-------------------+-------------------|
| 38 |с.Ильинское | 4 | 1 |
|-----+-------------------------+-------------------+-------------------|
| 23 |д.Капралиха | 3 | 6 |
|-----+-------------------------+-------------------+-------------------|
| 29 |д.Булашово | 8 | 6 |
|-----+-------------------------+-------------------+-------------------|
| 42 |д.Луговое | 2 | 32 |
|-----------------------------------------------------------------------|
| Локальный уровень |
|-----------------------------------------------------------------------|
|20 |г.Тобольск | - | 18 |
|-----+-------------------------+-------------------+-------------------|
|18 |п.Боровский | 8 | 23 |
|-----+-------------------------+-------------------+-------------------|
|45 |с.Велижаны | - | 48 |
|-----+-------------------------+-------------------+-------------------|
|43 |г.Ишим | - | 10 |
|-----+-------------------------+-------------------+-------------------|
|44 |р.п.Голышманово | - | 12 |
\-----------------------------------------------------------------------/
1.3. Мониторинг земель
Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 5 февраля 1993 N 100 утверждена Государственная программа мониторинга земель Российской Федерации на 1993-1995 гг. Она разработана на основании Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 15 июня 1992 491 "О мониторинге земель" и предусматривает поэтапное введение на территории России мониторинга земель, представляющего собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, упреждения и устранения последствий негативных процессов.
Председателем комитета по земельным ресурсам и землеустройству Тюменской области в январе 1993 г. согласовано техническое задание НПО "Северное Зауралье" на проведение НИР "Мониторинг земель Тюменской области на 1992-97 гг."; в июле 1994 г. утверждена Программа мониторинга земель Тюменской области на 1994-95 гг. (без учета автономных округов).
19 декабря 1996 областной Думой принят Закон Тюменской области "О регулировании земельных отношений в Тюменской области", в котором выделена отдельная статья - "мониторинг земель". Согласно закону, задачами последнего являются своевременное выявление изменений состояния земель, их оценка, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов, а также информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра. Объектом мониторинга являются все земли Тюменской области независимо от форм собственности, целевого назначения и характера использования земель. Финансирование работ обеспечивается за счет ассигнований из областного бюджета и средств взимания платы за землю.
В выполнении Программы принимают участие Тюменское землеустроительное предприятие ЗапСибгипрозема, Государственные станции агрохимической службы "Тюменская" и "Ишимская", Тюменская сельскохозяйственная академия и др. Основным недостатком Программы является отсутствие блока наблюдений за состоянием земель, подверженных техногенному воздействию (земли населенных пунктов, зон влияния промышленных предприятий, линейных сооружений, свалок и др.).
В связи с финансовыми трудностями Программа реализуется не полностью. Наибольший объем работ выполняют на данный момент времени Государственные станции агрохимической службы. Наблюдения проводятся на 45 контрольных участках:
- Тюменский район: ТОО "Борковское", ТОО "Успенское", ПХ "Червишевское", совхоз "Тюменский", ТОО "Переваловское", Учхоз ТСХА;
- Абатский район: села Абатское, Тушнолобово;
- Армизонский район: ТОО "Раздольское";
- Аромашевский район: д.Слободчаки, с.Аромашево;
- Бердюжский район: д.Пеганово, с.Бердюжье;
- Вагайский район: СПК "Ушаковский";
- Викуловский район: деревни Чуртан, Сорокино;
- Голышмановский район: деревни Гладилово, Ламенки;
- Заводоуковский район: Заводоуковское ОПХ;
- Исетский район: ПХ им.Мичурина, агрофирма "Урожайная", пойма р.Исеть;
- Ишимский район: села Опеновка, Пахомово, Гагарино;
- Казанский район: села Ильинка, Казанское, Огнево;
- Нижнетавдинский район: СХПК "Красное знамя", СПК "Черепановскии", СХПК "Большевик";
- Омутинский район: СХК "Ситниковский", АОЗТ "Окуневское";
- Сладковский район: села Сладково, Маслянка;
- Сорокинский район: д.Буньково, с.Сорокино;
- Тобольский район: колхоз им.Семакова;
- Упоровский район: АОЗТ "Буденовец", АОЗТ "Нива", колхоз "Маяк";
- Юргинский район: колхоз "Страна Советов";
- Ялуторовский район: ТОО "Сибирь";
- Ярковский район: колхоз "Свободный труд".
На этих участках осуществляется оценка радиационного загрязнения почв и продукции растениеводства: с контрольных площадок размером 1 га ежегодно отбираются почвенные образцы с глубины 0 - 20 и 20 - 40 см; здесь же производится отбор растительных образцов. Пробы анализируются на содержание стронция 90 и цезия-137 с целью определения коэффициента накопления радионуклидов в продукции и плотности загрязнения почв.
Кроме этого проводятся работы на 10 участках длительного локального мониторинга в зоне деятельности станции "Тюменская": Армизонский, Вагайский. Заводоуковский, Исетский, Нижнетавдинский, Омутинский, Тюменский (участка), Ярковский районы. Планируется дополнительно закладка 3 участков (Тюменский, Тобольский районы). В зоне действия станции "Ишимская" также планируется эта работа.
С 1996 г. отбор образцов производится по сокращенной программе: почвенные образцы с глубины 0 - 100 см весной и поздней осенью; три смешанных образца с глубины 0 - 20 и 20 - 40 см - весной, летом (в одну из фаз развития растений) и осенью.
Определяются агрохимические показатели: NО3, Р205, К20, рН, Са, Мg, Nа, гумус; микроэлементы, соли тяжелых металлов: Mо, Сu, Zn, Мn, Fе, РЬ, Сd, Hg, As ; радиологические показатели: гамма-фон, удельная активность, долгоживущие радионуклиды: стронций-90, цезий-197. калий-40; качественные показатели урожая: крахмал, клетчатка, зола, жир, сахара и т.д.; химические характеристики снеговой и дождевой воды: кислотность, нитратный азот, соли тяжелых металлов и др.
Наряду с этим, определением степени загрязнения почв и продукции сельского хозяйства радионуклидами занимается Тюменская областная ветлаборатория на следующих участках:
- Белоярский район: с.Казым;
- Березовский район: с.Саранпауль;
- Ишимский район: г.Ишим, с.Пахомово;
- Сладковский район: с.Александровка;
- Тобольский район: с.Абалак;
- Тюменский район: с.Перевалово, п.Боровое, д.Костылево;
- г.Ханты-Мансийск.
Кроме того обследование земель, на которых применялись ядохимикаты. проводит Областная станция защиты растений, а также на основе договоров выполняются работы иными организациями. Так, например ряд лет проводились работы Тюменской СХА по оценке степени загрязнения земель в зонах влияния крупных химбаз (на предмет наличия в почвах и грунтовых водах остаточных количеств агрохимикатов), животноводческих комплексов, в том числе на полях орошения сточными водами (наряду с азотным загрязнением оценивалось наличие в почве болезнетворных организмов).
Информационное взаимодействие осуществляется в соответствии с приказом Минприроды от 23 января 1996 29 "Об обеспечении оперативной передачи информации об аварийных выбросах" и сбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении окружающей природной среды" и указаниями Минсельхозпрода от 20 мая 1996 N 5-20\451.
1.4. Мониторинг биоресурсов
Мониторингом биоресурсов в той или иной степени в области занимаются подразделения Федеральной службы лесного хозяйства России, Госкомэкологии России. Минсельхозпрода России, Управления по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов администрации области.
В целом этот вид мониторинга только проходит стадию становления и в настоящее время основная работа сводится к осуществлению контроля за использованием ресурсов.
В области существует 2 ихтиологических контрольно-наблюдательных пункта: Тобольский, Тюменский.
Наблюдения, проводимые на станциях и постах, заключаются в контроле за промыслом рыбы и нерестом весенне-нерестующих рыб.
По заказу комитетов по охране окружающей среды автономных округов ряд лет СибрыбНИИпроект (в том числе его Обь-Тазовское отделение) выполняет работы по экологическому мониторингу водных объектов, который, в определенной степени, можно назвать комплексным (в южной зоне области эти работы не проводятся из-за отсутствия средств).
Управлением по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов ежегодно в марте - апреле проводится учет численности наиболее ценных видов диких животных, отнесенных к объектам охоты, по Методике зимнего маршрутного учета, выполняются летне-осенние учеты охотничьих птиц по выводкам в конце репродуктивного цикла и в течение всего года визуальные наблюдения за животными, в том числе фенологические.
Мониторинг лесных ресурсов осуществляется территориальными органами Федеральной службы лесного хозяйства России. Субъектами мониторинга являются лесничества (в южной зоне области 86 лесничеств в 23 лесхозах) и станция защиты леса. В процессе работы определяются общие характеристики лесного фонда (Гослесфонд), контролируется использование лесных ресурсов, проведение и эффективность мероприятий по лесовосстановлению и защите лесов от пожаров, оцениваются изменения лесопокрытой площади и негативные изменения в состоянии лесов вследствие природных и антропогенных факторов. Специализированной лаборатории в области нет.
Следует отдельно остановиться на наблюдениях, проводимых Областной станцией защиты растений, заключающихся в контроле фитосанитарной обстановки в агроценозах. В таких районах, как Бердюжский, Ишимский. Тюменский, Ялуторовский эти работы осуществляют пункты защиты растений, в остальных районах южной зоны Тюменской области - станции, в автономных округах такая работа практически не проводится.
Объектами мониторинга являются вредители: блошка крестоцветная, блошка хлебная полосатая, долгоносик клубеньковый, жук колорадский, злаковые мухи, злаковые тли, крыса водяная, минер ячменный, мотылек луговой, нестадные саранчевые, пилильщик рапсовый, пьявица обыкновенная, совка зерновая, стеблевые блошки, тля гороховая, цветоед рапсовый; и болезни: альтернариоз и резоктониоз картофеля, бурая ржавчина зерновых, вирусные заболевания картофеля, гельминтоспориоз зерновых, головневые заболевания зерновых культур, картофельная нематода, корневые гнили зерновых и гороха, корончатая ржавчина овса. мучнистая роса зерновых, ржавчина гороха, септориоз яровой пшеницы, спорынья озимой ржи, стеблевая ржавчина зерновых, черная ножка картофеля и болезни овощных культур при хранении.
Основным недостатком организации мониторинга биологической компоненты природной среды является практически полное отсутствие наблюдений за растениями и животными, не рассматриваемыми как ресурс, в том числе за редкими и исчезающими.
1.5. Мониторинг санитарно-гигиенического состояния
В связи с особым значением этого вида мониторинга для существования человека, как вида, в программе освещается деятельность Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Можно выделить три основных направления в этой области мониторинга: радиология, сангигиена, бактериология.
Наблюдения за содержанием искусственных радионуклидов в питьевой воде и продуктах питания проводит лишь Областной центр госсанэпиднадзора. Пробы отбираются в контрольных точках (города Ишим, Тюмень, Тобольск; Заводоуковский, Исетский, Ишимский. Нижнетавдинский, Тобольский, Тюменский, Уватский, Ялуторовский районы).
Кроме того в ряде пунктов осуществляются ежедневные замеры уровня гамма-фона:
- города Ишим, Тобольск, Тюмень.
В настоящий момент в южной зоне области работает 21 санитарно гигиеническая лаборатория (за исключением Уватского и Исетского районов).
Контроль состояния водных объектов и атмосферного воздуха, питьевой воды и продуктов питания осуществляется во всех 5 городах. Кроме того лаборатории в Ишиме, Тобольске, Тюмени проводят исследования почв. Остальные лаборатории контролируют только питьевую воду, продукты питания и продовольственное сырье.
В населенных пунктах проводят исследования таких факторов как шум, вибрация, электромагнитное поле, освещенность (в первую очередь с целью оценки производственных условий).
Такие центры госсанэпиднадзора как областной, Ишимский и Тобольский объединенные, определяют остаточные количества пестицидов в почве, воде, продуктах питания и сырье.
Имеется токсикологическое отделение в Областном ЦГСЭН.
При всех ЦГСЭН, кроме Юргинского и Омутинского, бактериологические лаборатории проводят микробиологические, вирусологические и паразитологические исследования пищевых продуктов, воды питьевой, сточных вод, почвы, воздуха (атмосферного и закрытых помещений), смывов с объектов внешней среды.
1.6. Мониторинг источников воздействия
Мониторингом источников воздействия на окружающую природную среду занимаются предприятия-природопользователи и Тюменская специализированная инспекция государственного экологического контроля и анализа (СИГЭКиА). Наиболее оснащена и подготовлена к ведению этого вида мониторинга СИГЭКиА, входящая в систему Госкомэкологии Тюменской области, но работы, проводимые ею, в настоящее время, связаны с осуществлением контрольных функций и в большей степени, выполняются либо разово без программы, либо по отдельным договорам с предприятиями-загрязнителями, не имеющими своей аналитической службы (ДСК-500, г.Тюмень, МП ЖКХ п.Боровский и др.).
Специализированная инспекция аккредитована на выполнение качественного химического анализа сточных и природных вод, почвы, иловой смеси, донных отложений, промвыбросов, атмосферного воздуха и питьевой воды. В отличии от аналитических служб Госкомэкологии ведомственные лаборатории зачастую не только не аккредитованы, но и не аттестованы, хотя в настоящее время многие из них оснащены достаточно хорошо и приступают к оформлению документов с целью получения Аттестата аккредитации. На 1 января 1997 из лабораторий южной зоны Тюменской области аккредитована только лаборатория МП "Горводоканал" г.Ялуторовск.
Учитывая, что мониторинг источников воздействия - одно из основных звеньев экологического мониторинга, постановлением Правительства о создании ЕГСЭМ оговаривается необходимость его ведения на всех объектах промышленности и сельского хозяйства силами предприятий природопользователей, но в связи с отсутствием нормативной базы, типовых решений внедрение этой подсистемы осуществляется крайне медленно. Так, Минтопэнерго в 1995 г. было принято решение о разработке пилотного проекта мониторинга источников воздействия на нефтегазовых месторождениях, тем не менее эта работа заморожена. Единственным рычагом, дающим возможность регулировать процесс внедрения мониторинга, является государственная экологическая экспертиза, требующая разрабатывать для вновь строящихся объектов проекты мониторинга. Но в целом эта работа пока поставлена слабо, в первую очередь это касается уже действующих объектов.
1.7. Комплексный мониторинг экосистем
Основной негативной стороной ведения всех видов мониторинга является разобщенность наблюдений в пространстве и во времени, а также и по используемым методам. В связи с этим практически невозможно дать комплексную оценку состояния окружающей среды и своевременно предупредить негативные изменения биогеоценозов.
Наиболее перспективны в этом плане работы, выполняемые ранее Лесной опытной станцией.
Главными объектами комплексного экологического мониторинга выступали целостные биосферные субъединицы. Наряду с биогеоценозами в качестве наибольшей целостной, автономной и представительной субструктуры выделялся комплекс "речной бассейн - сукцессионная система". При оценке состояния природной среды рассматривались 2 подхода:
- оценка направления сукцессии в экосистеме в случае прекращения антропогенного воздействия;
- оценка интенсивности антропогенного воздействия.
При этом первый подход реализовывался лишь на отдельных постоянных пробных площадях, где одновременно проводились специальные биогеоценологические исследования по изучению ответных реакций различных биогеоценозов на конкретные нарушающие факторы антропогенного характера. Методика закладки пробных площадей отражала особенности расположения основных ландшафтов и специфику основных нарушающих воздействий. С целью реализации принципа "разумной достаточности" и простоты исследований применялся метод биологической индикации, позволяющий зафиксировать кумулятивный эффект воздействия на биоту загрязнителей даже в малых количествах.
В процессе работ проводились почвенные исследования, фито- и зооценотические, количественная и качественная оценка природных ресурсов территории, картографирование нарушенных территорий, осуществлялся контроль качества поверхностных вод и атмосферного воздуха.
В связи с отсутствием финансирования работы, несмотря на их пионерный характер не только в области, но и в России в целом, были прекращены.
Основные трудности в выполнении мониторинга подобного вида - отсутствие системы комплексных оценок, поскольку на сегодня существует отдельно определение допустимых уровней загрязнения почв, воды, воздуха. а при оценке состояния геоэкосистемы необходимо учитывать комплексное воздействие этих факторов, а также многих других. С целью методологического и методического решений этой проблемы запланировано проведение научно-исследовательской работы "Разработка методики ведения экологического мониторинга основных биогеоценозов и организация сети постоянных опытных площадей в южной зоне Тюменской области". Данная работа включена в комплекс первоочередных мероприятий по оздоровлению экологической обстановки и населения в Уральском регионе на 1997-2000 годы (Постановление Правительства РФ от 16 ноября 1996 N 1369).
1.8. Обеспечение служб мониторинга приборами и оборудованием
На настоящий момент оснащение государственных служб, осуществляющих мониторинг объектов окружающей среды, крайне слабо. По предварительным оценкам для выполнения ими своих функций в полном объеме требуется дооснащение аналитическими приборами (табл.4).
Кроме этого имеется необходимость в приобретении компрессоров и буровых станков для выполнения гидрогеологических работ.
Практически не применяются автоматические средства контроля состояния окружающей среды и способы дистанционного зондирования.
Очень низкая оснащенность служб средствами автоматизированной обработки материалов. Наиболее благополучны в этом плане Центры госсанэпиднадзора, подразделения Минприроды РФ, Госкомэкологии РФ, Роскомзема, хотя и здесь требуется замена устаревших моделей ПЭВМ. В ряде организаций компьютеры и периферия отсутствуют вообще.
Общим недостатком является низкое использование имеющейся базы из за отсутствия специализированных программных средств или их несовершенства. Практически только начинается внедрение ГИС.
Взаимодействие между организациями осложняется несовместимостью отдельных программных продуктов и отсутствием средств телекоммуникации (модемная связь, электронная почта).
Большинство организаций испытывают потребность в картографическом материале. На данный момент времени имеется следующее: Комитеты по земельным ресурсам и землеустройству:
- фотопланы масштабов 1:10 000 или 1: 25 000 по большинству районов
- планы населенных пунктов М 1: 2 000 по отдельным районам (20%);
- топографические карты М 1:100 000; зоны (1975-80 гг.);
Потребность в оборудовании
/-----------------------------------------------------------------------\
| Вид оборудования |Количество, | Потребители |
| | шт. | |
|---------------------------+------------+------------------------------|
|Хромактоспектрометр | 1 | ЦГСЭН |
|Жидкостный хроматограф | 10 | ЦГСЭН |
| | | |
|Атомно-абсорционный | | ЦГСЭН, ЦГМ, Станции |
|спектрофотометр | 17 | агрохимической службы |
| | | |
|Хроматограф 3700 | 11 | ЦГСЭН |
|Хроматограф "Цвет 500" | 3 | ЦГСЭН, ЦГМ |
| | | |
|ПЭВМ (для укомплектации | | |
|приборов) | 12 | ЦГСЭН, ЦГМ |
| | | |
|Газоанализатор переносной | 12 | ЦГСЭН |
| | | |
|Оборудование для пробопод- | | |
|готовки (соли тяжелых | | |
|металлов) | 10 | ЦГСЭЕ |
| | | |
|Анализатор ртути | 5 | ЦГСЭН |
|Ротационный испаритель | 10 | ЦГСЭН |
|Аналитические весы | 17 | ЦГСЭН, ЦГМ |
|Электронные весы | 11 | ЦГСЭН |
|Весы квадратные | 15 | ЦГСЭН, ЦГМ |
|Муфельная печь | 15 | ЦГСЭН |
|Вытяжной шкаф | 4 | ЦГСЭН |
| | | |
|Передвижная лаборатория | | ЦСГЭН, ЦГМ, Станция защиты |
|(химическая,агрохимическая)| 7 | растений, СИГЭКиА |
| | | |
|Дозиметр ДРГ-01 Т | 48 | ЦГСЭН, ЦГМ, станции агрохи- |
| | | мической службы |
| | | |
|Радиометр | 6 | Станции агрохимической службы|
|Гамма-спектрометр | 7 | ЦГСЭН, станции агрохимической|
| | | службы |
| | | |
|ИЭСП-5 М | 3 | ЦГСЭН |
|"Поле-3" | 3 | ЦГСЭН |
|Измеритель оптического | | |
|излучения ТКА-01\3 | 3 | ЦГСЭН |
|"Биотокс" (токсичность | | |
|воды | 1 | ЦГСЭН |
| | | |
|Автоматический титратор | 1 | ЦГСЭН |
|Анализатор цианидов | 1 | ЦГСЭН |
|Стерилизатор ВК-75, ВК-100 | 29 | ЦГСЭН |
|Центрифуга стационарная | 8 | ЦГСЭН |
|Микроспор МР-15 | 23 | ЦГСЭН |
|Бактерицидные лампы | 48 | ЦГСЭН |
|Микроанализатор | 5 | ЦГСЭН |
|РН метр | 3 | ЦГМ |
|Калориметр | 6 | ЦГМ |
|БПК-тестер | 12 | ЦГМ |
|Термооксиметр | 2 | ЦГМ |
|Анализатор нефтепродуктов | 3 | ЦГМ |
|Электрический аспиратор | 5 | ЦГМ |
|Газонализатор "Паладий" | 5 | ЦГМ |
|Газоанализатор дымовых | 3 | СИГЭКиА |
|газов | |
|Система получения димини- | | |
|рализованной воды | 4 | ЦГМ, СИГЭКиА |
|Установка ФВУ | 3 | ЦГМ |
|Счетчик биологических | | |
|объектов | 4 | Станция защиты растений |
|Прибор для определения | | |
|степени поражения листьев | 4 | Станция защиты растений |
|Определитель засоренности | | |
|растений | 4 | Станция защиты растений |
|Микроскоп | 10 | Станция защиты растений, |
| | | СИГЭКиА |
|Бинокулятор | 10 | Станция защиты растений, |
| | | ихтиологические КНП |
|Дночерпатель | 6 | ихтиологические КНП |
|Оксиметр | 14 | ихтиологические КНП |
|Планктонная сеть | 15 | ихтиологические КНП |
|Батометр | 15 | ихтиологические КНП |
|Грунтоотборники | 15 | ихтиологические КНП |
|Гидрогеологическая рулетка | 100 | РГЦ |
|Электроуровнеметр | 60 | РГЦ |
|Заленивленный термометр | 200 | РГЦ |
|Пробоотборники скваженные | 30 | РГЦ |
| | | |
|Пробоотборники донных | | |
|отложений | 5 | СИГЭКиА |
|Пробоотборники водные | 7 | СИГЭКиА, ЦГМ |
\----------------------------------------+------------------------------/
- обзорные карты (литооттиски) М 1:25 000 по большинству районов (1980-95 гг.);
- карты почв, в том числе солонцов и солонцеватых, картограммы оценочных групп почв и их агрохимических характеристик М 1:25 000 по районам южной зоны (1980-90гг.);
- планы земель и размещения сельхозкультур М 1:25 000 по районам сельхоззоны;
- системы земледелия и землеустройства - картограммы М 1: 25 000 по большинству районов (основная часть материалов требует обновления).
НОБВУ:
- топографические карты М 1:100 000 (1964 г.); (требуются карты М 1:25 000). Региональные геологические центры:
- топографические карты М 1:2 500 000 - 1:10 000 (1965, 1978-80 гг.); (требуются обновленные материалы).
ЦГМ:
- картографический материал практически отсутствует (требуются топографические карты М 1:100 000, в том числе по территориям смежных областей и государств, карты речных систем, карты-схемы городов, карты расположения экологически опасных объектов). НижнеОбьрыбвод:
- картографический материал практически отсутствует (требуются топографические карты М 1:100 000).
Комитеты по лесу:
- карты-схемы, планы лесонасаждений, противопожарные карты-схемы лесхозов и планшеты по лесничествам М 1:25 000 - 1:500 000 (1982-95 гг.).
ЦГСЭН:
- картографический материал практически отсутствует (требуются карты М 1:500 000 - 1:25 000). Государственные станции агрохимической службы:
- картограммы (на литооттисках М 1:25 000) содержания тяжелых металлов, подвижного фосфора, обменного гумуса и радионуклидов (для участков длительного локального мониторинга требуются карты М 1:10 000).
1.9. Нормативно-правовая база создания единой системы
мониторинга
Основополагающим документом в этой области является Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 24 ноября 1993 N 1229 "О создании Единой государственной системы экологического мониторинга", которое распределяет основные функции в области ведения экологического мониторинга между министерствами и ведомствами, устанавливает их обязанности по подготовке нормативных документов и внедрению на подведомственных предприятиях систем наблюдения и контроля за выбросами и сбросами загрязняющих веществ, а также иными источниками антропогенного воздействия.
Еще ранее (27 декабря 1992) Министерством экологии и природных ресурсов РФ был издан приказ 13 "О создании и развитии Единой государственной системы экологического мониторинга России", дающий поручения институтам и управлениям Министерства подготовить Концепцию и системный проект ЕГСЭМ, а также проект программы по ее созданию. Проект Концепции был подготовлен, но не утвержден. В 1997 г. планируется рассмотрение Экспертной комиссией при Правительстве РФ проекта программы "Создание ЕГСЭМ России".
Далее 8 июля 1993 Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов (Минприроды) издает приказ N 131 "О создании региональных систем экологического мониторинга на территории Калужской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов". Эти три территории определены в качестве экспериментальных по внедрению системы экологического мониторинга. После принятия постановления Правительства РФ Минприроды РФ дополнительно издает два приказа: от 17 декабря 1993 N 265 "О выполнении постановления Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1993 г. N 1229" и от 28 февраля 1996 N 81 "О повышении эффективности работ по созданию Единой государственной системы экологического мониторинга".
Согласно первому из приказов в 1994 г. необходимо было разработать и утвердить нормативные документы по обеспечению функционирования ЕГСЭМ; федеральную целевую программу "Создание ЕГСЭМ"; комплекс первоочередных мероприятий по совершенствованию служб наблюдения и контроля; а также мероприятия по применению средств и систем военной техники для наблюдения за состоянием окружающей среды. Этим же документом приказывалось территориальным природоохранным органом обеспечить общее руководство деятельностью ЕГСЭМ на региональном уровне, а Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому комитету обеспечить практическую отработку нормативно-технической базы. Практически единственным итогом выполнения этого приказа явилась разработка Временного положения о ЕГСЭМ Ханты-Мансийского автономного округа и Положения о региональном информационно-аналитическом центре экологического мониторинга.
Приказом N 81 утвержден план работ по развитию и обеспечению функционирования ЕГСЭМ на 1996 г. по следующим разделам:
- организационно-координационные мероприятия;
- нормативно-методическая деятельность;
- информационно-производственная деятельность;
- социальные проекты экологического мониторинга в составе ЕГСЭМ.
Приказом Госкомэкологии Российской Федерации N 368 от 3 сентября 1997 утвержден план работ 2 этапа по созданию ЕГСЭМ России, основными направлениями которого являются разработка требований к территориальной подсистеме, к качеству и форматам предоставляемой информации, положения о функциональной подсистеме мониторинга источников воздействия, классификации экологических данных "территориальный - федеральный уровень", регламента передачи данных территориальный - федеральный уровень" и др.
Учитывая медленные темпы выполнения работ по созданию Единой системы экологического мониторинга на федеральном уровне и их узкую направленность, на территориальном уровне принято распоряжение администрации области от 19 июня 1996 N 452-р "О создании Единой территориальной системы экологического мониторинга", в развитие которого подготовлен Системный проект создания ЕРСЭМ, получивший положительное заключение Государственной экологической экспертизы, и настоящая программа. Кроме того создан Территориальный информационно-аналогический экологический центр, Положение о котором утверждено Губернатором области 29 мая 1997.
Госкомэкологии Тюменской области заключен договор на разработку методики ведении экологического мониторинга биогеоценозов (финансирование произведено в поздние срок и лишь на 50%, вследствие этого в 1997 г. методика будет подготовлена без апробирования. Адаптация к натурным условиям и опытное внедрение планируется в рамках реализации программы). Проблемная постановка вопроса получила высокую оценку среди участников Межрегиональной экономической ассоциации "Большой Урал", и работа включена в перечень первоочередных мероприятий по оздоровлению экологической обстановки в Уральском регионе и Тюменской области. В феврале 1996 г. Межрегиональным координационным Советом по экологическим проблемам при Межрегиональной ассоциации "Большой Урал" утверждена концепция Единой региональной системы экологического мониторинга Уральского региона.
Устранение обстоятельств, препятствующих построению целостной информационной картины, которая позволит прогнозировать развитие экологической ситуации и предупреждать ее неблагоприятные изменения: а также обеспечение функционировании Единой территориальной системы экологического мониторинга возможны только на основе применения программных методов.
Переориентация существующих служб наблюдения на качественно новый системный подход, предусматривающий выбор экосистемы в качестве основного объекта мониторинга и объединение под общим началом субъектов ЕТСЭМ на основе непрерывности процесса: наблюдение - анализ - оценка - прогноз - принятие решения - наблюдение, невозможна без объединения органами власти области усилий всех организаций, осуществляющих мониторинг окружающей среды.
Разовая финансовая поддержка, оказываемая субъектам ЕТСЭМ до настоящего времени, не дает необходимого конечного эффекта и не способствует реализации системного подхода.
Предлагаемая работа в целом, как и многие ее мероприятия, является пионерной. На настоящее время в России нет регионов, для которых были бы утверждены программы создания территориальных (региональных) систем экологического мониторинга, но многие из них такие программы разрабатывают (например: Свердловская). Принятие Программы для Тюменской области позволит ей претендовать на первоочередное включение программных мероприятий в разрабатываемую федеральную программу "Создание Единой государственной системы экологического мониторинга". В первую очередь это касается методических разработок.
Системный проект создания региональной (общеобластной) системы, получивший положительное заключение Государственной экологической экспертизы, предусматривает разработку самостоятельных программ для трех субъектов федерации и дальнейшее информационное объединение территориальных систем в региональную на основе единства принципов и подходов, изложенных в проекте.
Решение о разработке программы для Ямало-Ненецкого округа до настоящего времени не принято, финансирование экологического мониторинга осуществляется из экологического фонда на основании ежегодно составляемых смет. Большая часть работ выполняется окружным комитетом без использования опыта, оборудования и информации родственных структур. В Ханты-Мансийском округе ставится вопрос о финансировании разработки территориальной программы в 1998 г, с привлечением сил сторонних организаций.
В связи с изложенным, следует рассматривать создаваемую систему как территориальную, а программе присвоить статус "областная". При этом в дальнейшем планируется распространение на взаимовыгодной основе опыта, методических разработок, являющихся результатом работ 1 этапа.
В реализации программы заинтересованы все территории южной зоны Тюменской области. Учитывая программные цели прежде всего к заинтересованным организациям следует отнести органы власти, а также организации экологоресурсного блока. Но опосредованно в реализации программы заинтересованы практически все предприятия, занимающиеся производственной и сельскохозяйственной деятельностью, так как они получат необходимую информацию, а также все население за счет снижения риска возникновения непредсказуемых экологических ситуаций.
2. Цели и задачи программы
Основная долгосрочная цель создания и функционирования ЕТСЭМ обеспечение процедуры государственного управления в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов необходимой, своевременной и достоверной информацией, позволяющей:
- оценить показатели функциональной целостности экосистем и экологических условий обитания человека;
- выявить динамику, направление, масштабы и причины изменения этих показателей;
- оценить угрозу таких изменений здоровью человека, социоэкосистеме и живой природе;
- определить корректирующие меры и средства по снижению и ликвидации экологической угрозы, предотвращению бедствий, чрезвычайных экологических ситуации;
- создать предпосылки для определения мер по исправлению негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб окружающей среде или здоровью человека.
Среднесрочная цель первого этапа - создание методической, правовой и технологической основы функционирования ЕТСЭМ.
Для достижения поставленной цели на период до 2000 г. необходимо решить следующие задачи:
- разработка нормативно-методической базы функционирования ЕТСЭМ:
- расширение и оптимизации существующей сети мониторинга;
- расширение программ наблюдений;
- организация мониторинга экосистем. в том числе создание лабораторной базы:
- оснащение наблюдательной сети средствами ведения мониторинга в том числе автоматизированными;
- внедрение средств дистанционного зондирования;
- создание картографической основы ведения мониторинга, в том числе цифровой;
- оснащение субъектов мониторинга средствами телекоммуникаций и автоматизированными средствами обработки данных.
3. Перечень мероприятий и работ
Отправной точкой при выборе приоритетных мероприятий, обеспечивающих создание эффективной системы экологического мониторинга явилась информация о состоянии окружающей природной среды, здоровья населения, уровне техногенной нагрузки и ее воздействия на экосистемы, об уровне развития сети мониторинга, а также заявки служб, осуществляющих мониторинг на территории области, результаты научных исследований и проектных разработок.
Основными принципами при определении направлений работ являлись следующие:
- максимально возможное использование существующей сети наблюдений и информационной базы;
- поэтапная переориентация служб наблюдения на построение структуры мониторинга не отдельных элементов, а экосистем различного уровня (для интенсивно осваиваемых территорий - экотехносистемы, для урбанизированных территорий - социоэкосистемы):
- построение системы по принципу - задача - выбор объекта - выбор методики, выбор программы;
- адресный характер получаемой информации;
- вовлечение в сферу мониторинга новых территорий и видов воздействия.
Создание ЕТСЭМ планируется в 2 этапа, что обусловлено невозможностью без реализации большинства мероприятий первого этапа, в силу пионерности работы, однозначно определить полный перечень и объемы мероприятий, необходимых для достижения конечной цели, и их стоимость.
В первую очередь это касается внедрения системы комплексных оценок состояния биогеоценозов на основе планируемого на 2 этапе развертывания сети постоянных пробных площадей, комплексного прогнозирования состояния экосистем, системы оперативного предупреждения и реагирования при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, расчетов ущербов трансграничного воздействия, широкомасштабного внедрения автоматизированных средств наблюдения и дистанционного зондирования, расширения программ наблюдений.
Природоохранные мероприятия первого этапа сформированы на основе программно-целевых методов, учитывающих научную обоснованность, достоверность информации, целенаправленность, правомочность и конкретность во времени по 6 направлениям:
- расширение, оптимизация и автоматизация существующей сети наблюдений;
- укрепление лабораторной базы, в том числе создание передвижных лабораторий;
- разработка методик ведения мониторинга;
- внедрение автоматизированных средств обработки материалов и дистанционного зондирования;
- развитие телекоммуникационной сети;
- нормативно-правовое обеспечение.
Мероприятия по оптимизации сети включают в себя организацию постов и проведение маршрутных исследований для выбора места и обоснования программ наблюдений. В первую очередь это касается автоматизированных наблюдений за уровнем загрязнения поверхностных вод (в том числе радиационный контроль) в трансграничных створах, с целью своевременного обнаружения высоких уровней загрязнения и предотвращения негативных последствий (это особо актуально в связи с широким использованием транзитных рек в качестве объектов питьевого водоснабжения), внедрения платежей за трансграничное загрязнение поверхностных вод; создание постов контроля качества атмосферного воздуха в городах, где на сегодня мониторинг не осуществляется, с целью снижения угрозы здоровью населения и для разработки плана действий органов управления при наступлении неблагоприятных метеорологических условий или в аварийных ситуациях; создание полигонов комплексного мониторинга в целях определения допустимою уровня антропогенной нагрузки на биоценозы, в том числе допустимых норм изъятия природных ресурсов для сохранения природо-ресурсного потенциала и биоразнообразия;
Мероприятия по укреплению лабораторной базы включают в себя приобретение приборов и оборудования, в том числе переносных, для повышения уровня достоверности получаемых результатов и расширения перечня определяемых загрязнителей; организацию передвижной лаборатории, используемой в интересах всех субъектов ЕТСЭМ, что позволит при минимальном количестве затрат на создание отраслевых лабораторий подобного типа и без значительного расширения стационарной наблюдательной сети получать в оперативном режиме информацию о значительной территории и принимать необходимые обоснованные управленческие решения при возникновении чрезвычайных ситуации; организацию фитопатологической лаборатории для ведения мониторинга биоценозов;
Мероприятия по разработке методик ведения мониторинга касаются прежде всего методик комплексного экологического мониторинга и мониторинга биоресурсов, адаптированных к условиям Тюменской области. Без их разработки невозможна организация системного мониторинга, т.е мониторинга на уровне экосистем. и как следствие невозможна комплексная оценка и прогнозирование состояния окружающей среды;
Мероприятия по внедрению автоматизированных средств обработки материалов и дистанционного зондирования заключаются в оснащении служб, осуществляющих мониторинг программно-аппаратными средствами совместимыми в рамках ЕТСЭМ, что позволит без увеличения числа сотрудников производить обработку значительных массивов информации; в долевом участии в финансировании Курганского РИАЦ с целью получения в оперативном режиме цифровых космоснимков, обработка снимков будет производиться на базе ТИАЭЦ, что позволит на первом этапе внедрения дистанционного зондирования исключить затраты на приобретение оборудования по приему снимков, обработанная цифровая информация может быть использована не только субъектами ЕТСЭМ, но также органами исполнительной власти разного уровня.
Мероприятия по развитию систем телекоммуникаций заключаются в оснащении субъектов ЕТСЭМ средствами связи, позволяющими производить обмен информацией в оперативном режиме и включить ЕТСЭМ в общую информационную систему области;
Мероприятия по нормативно-правовому обеспечению ЕТСЭМ включают разработку областного Закона "Об обращении экологической информации", призванного отрегулировать доступ субъектов ЕТСЭМ, органов власти, населения, иных заинтересованных лиц к информации о состоянии окружающей среды различного вида пользования и обеспечить конфиденциальность информации, являющейся секретной.
Ориентировочная продолжительность 2 этапа создания ЕТСЭМ составляет 7-8 лет, но реальные сроки можно будет определить только после выполнения работ первого этапа. Кроме того они непосредственно будут зависеть от условий финансирования.
Основные направления работ 2 этапа следующие:
- создание сети постоянных пробных площадей мониторинга экосистем;
- разработка допустимых экологически безопасных комплексных нагрузок на экосистемы с учетом трансграничного воздействия (на основе материалов наблюдений на опытных площадях и полигонах);
- внедрение опыта (на основе поста на р.Тура) ведения мониторинга водных объектов в автоматическом режиме на всех трансграничных створах водотоков, предусматривающего одновременную передачу данных граничащим областям (при их долевом участии в финансировании);
- развертывание областной системы приема спутниковой информации (после сравнительной экономической оценки вариантов получения цифровых снимков от иных региональных центров и при самостоятельном приеме);
- внедрение опыта (на основе наблюдений в г.Ишиме) подготовки планов действий органов власти урбанизированных территорий при наступлении критических зоологических ситуаций на основе проведения маршрутных наблюдений и моделирования уровня загрязнения атмосферного воздуха;
- расширение сети специализированных полигонов (в том числе опытно методических) экологического мониторинга;
- разработка системы прогнозирования экологической ситуации (на основе посредового и комплексного подходов); - создание подсистемы мониторинга источников воздействия и зон их влияния.
4. Механизм осуществления программы
Программа реализуется на основе Государственного заказа. Государственным заказчиком Программы является Государственный комитет по охране окружающей среды Тюменской области, несущий ответственность за ее реализацию.
Текущее управление Программой осуществляется дирекцией, формируемой Государственным заказчиком. Координация и контроль выполнения Программы осуществляются Коллегией Госкомэкологии Тюменской области, в которую входят представители Субъектов ЕТСЭМ.
На основании анализа хода выполнения программных мероприятий государственный заказчик ежегодно готовит бюджетные заявки на ассигнования из областного бюджета и областного экологического фонда для финансирования названной Программы и направляет их в администрацию области и Советы соответствующих экологических фондов.
Государственный заказчик Программы заключает договора с исполнителями Программных мероприятий, координирует и контролирует их выполнение путем организации экспертных проверок. При этом главное внимание уделяется срокам и объемам выполнения мероприятий и заданий, целевому использованию средств и эффективности их вложения.
По результатам экспертных проверок готовятся заключения и предложения о продолжении работ и финансировании Программы, о продлении сроков и по другим вопросам реализации Программы.
Государственный заказчик ежегодно направляет в администрацию Тюменской области отчеты о ходе реализации мероприятий и эффективности использования финансовых средств.
В качестве исполнителей программных мероприятий выступают субъекты ЕТСЭМ, при этом допускается привлечение ими иных организаций на основе субподряда по согласованию с гензаказчиком (в том числе на конкурсной основе). Договора на выполнение работ заключаются на различные сроки, зависящие от объема и сложности работ, а также финансовых возможностей, не превышающие при этом сроки реализации программы. Генеральный заказчик при необходимости оказывает консультативную помощь исполнителям в налаживании материально-технического обеспечения в рамках работ по выполнению Программы, в предоставлении информации.
При необходимости Генеральный заказчик вносит предложение (с соответствующим обоснованием) в администрацию области об уточнении сроков реализации программы, ее продлении или разработке новой.
5. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, областного и местных экологических фондов путем предоставления безвозвратных ссуд.
Выбор источников финансирования обусловлен направленностью программных мероприятий на решение областных проблем.
При этом в случае повышенной значимости мероприятий для какой-либо территории области в качестве внебюджетного источника выступает экологический фонд этой территории.
Необходимо отметить, что финансирование субъектов ЕТСЭМ в плане выполнения ими своих функциональных обязанностей программой не предусмотрено. В перечень программных мероприятий включены лишь те работы, которые ранее не выполнялись и не планируются к выполнению за счет средств федерального бюджета. При этом предусмотрено полное информационное сопряжение ведомственных систем наблюдения и ЕТСЭМ. Финансирования ряда постов наблюдений Госкомгидромета и Минприроды (мониторинг подземных вод) из областного бюджета обусловлено разномасштабностью и уровнем детальности задач, решаемых с использованием информации постов федерального и областного уровня. При разработке Программы 2 этапа возможно отнесение ряда из них к местному (локальному) уровню мониторинга.
По ряду мероприятий, в первую очередь это касается методических проработок и внедрения новых средств наблюдений, предусмотрена подготовка заявок в разрабатываемые программы "Создание ЕГСЭМ России". "Защита населения от загрязнения окружающей среды свинцом".
В целом для реализации Программы в 1998-2000 годах требуется финансирование в объеме 10781 млн.руб. (в ценах 1997 г.), в том числе за счет средств областного бюджета - 10031 млн.руб., областного экологического фонда - 650 млн.руб., местных экологических фондов - 100 млн.руб. Капитальные вложения составляют 4803 млн.руб., в том числе приобретение оборудования, не требующего монтажа - 1180 млн.руб. объем финансирования научно-исследовательских работ - 1135 млн.руб.. прочие текущие расходы - 4843 млн.руб.
Расходуемые средства на осуществление Программы могут уточняться исходя из финансовых возможностей областного бюджета и экологических фондов.
Финансирование Программы осуществляется по следующей схеме. Средства областного бюджета поступают на бюджетный счет Госкомэкологии Тюменской области, отражаются отдельными строками и расходуются на выполнение программных мероприятий.
Финансовые средства, поступающие за загрязнение окружающей среды, аккумулируются на счетах областного и местных экологических фондов и расходуются на финансирование программных мероприятий. Отчет о финансировании мероприятий направляется в дирекцию программы. Дирекция разрабатывает меры по привлечению к финансированию иных источников (спонсорских взносов, средств от оказания платных услуг в рамках использования информации ЕТСЭМ), при этом суммы финансирования из областного бюджета и экологических фондов могут быть уменьшены.
Дирекция на основе анализа хода реализации Программы, выделяемых и привлеченных финансовых сумм производит вариантные расчеты оценки возможности выполнения отдельных мероприятий в очередном финансовом году, выбор первоочередных объектов и сроков выполнения работ.
Дирекция вносит коррективы по статьям расходов на отдельные объекты и проекты в пределах утвержденных ассигнований.
6. Эффект, ожидаемый от реализации программы
Создание Единой территориальной системы экологического мониторинга позволит
- поставить на научную основу управление экологической безопасностью;
- обеспечить достоверную оценку состояния окружающей среды и техносистем, своевременное выявление и локализацию источников, вызывающих негативные последствия;
- перейти к комплексному нормированию предельно допустимой нагрузки на экосистему в целом и внедрению лицензирования комплексного природопользования;
- снизить вероятность принятия некомпетентного решения при проведении экологической экспертизы:
- достоверно определять запасы и состояние биоресурсов и планировать допустимые объемы и формы их изъятия;
- создать систему безвозмездного электронного обмена информацией между специально-уполномоченными органами в области охраны окружающей среды и органами власти, позволяющей более целесообразно использовать бюджетные средства.
Приложение N 1
к постановлению Тюменской
областной Думы
от 27 апреля 1998 г. N 110
Потребность в финансовых ресурсах для реализации областной программы "Создание единой территориальной системы экологического мониторинга Тюменской области (1 этап)" на 1998-2000 гг. |
|||||||||||||
Источ- ники финан- сиро- вания |
Фор- ма фи- нан- си- ро- ва- ния |
Всего за период реализации программы |
Финансовые затраты | Испол- нители прог- раммных меро- приятий |
|||||||||
в том числе по годам | В пос- ледую- щие годы |
||||||||||||
1998г. | 1999г. | 2000г. | |||||||||||
МР | МД | МР | МД | МР | МД | МР | МД | МР | МД | ||||
1. По прог- рамме в це- лом |
Всего Обл- бюджет Вне- бюд- жетные источ- ники Обл- эко- фонд Эко- фонд г.Тю- мени Эко- фонд г.Тю- мени |
суб- вен- ция |
10781 10031 750 650 50 50 |
1480 1200 280 230 - 50 |
4382 4152 230 230 - - |
4919 4679 240 190 50 - |
|||||||
В том числе 1.1. НИОКР |
Всего Обл- бюджет Вне- бюд- жетные источ- ники: Обл- эко- фонд Эко- фонд г.Иши- ма |
Суб- вен- ция |
1135 935 200 150 50 |
460 310 150 100 50 |
445 425 20 20 - |
230 200 30 30 - |
|||||||
1.2. Кап- вло- же- ния |
Всего Обл- бюджет Вне- бюд- жетные источ- ники: Обл- эко- фонд Эко- фонд г.Тю- мени |
суб- вен- ция |
4803/0.753* 4653/0.729 150/0.024 100/0.016 50/0.008 |
380 330 50 50 - |
1823 1773 50 50 - |
2600 2550 50 - 50 |
|||||||
В том числе 1.2.1 Стро- итель ство (про- ект- но- изыс- ка- тель- ских |
Всего Обл- бюджет Вне- бюд- жетные источ- ники: Обл- эко- фонд |
Суб- вен- ция |
3623/0.568 3573/0.560 50/0.008 50/0.008 |
380 330 50 50 |
1243 1243 - - |
2000 2000 - - |
|||||||
1.2.2 Прио- бре- тение об-я, не тре- бую- щего мон- тажа |
Всего Обл- бюджет Вне- бюд- жетные источ- ники: Обл- эко- фонд Эко- фонд |
суб- вен- ция |
1180/0.185 1080/0.169 100/0.016 50/0.008 50/0.008 |
- |
580 530 50 50 - |
600 550 50 - 50 |
|||||||
1.3. Теку- щие зат- раты |
Всего Обл- бюджет Вне- бюд- жетные источ- ники: Обл- эко- фонд |
Суб- вен- ция |
4843 4443 400 400 |
640 560 80 80 |
2114 1954 160 160 |
2089 1929 160 160 |
|||||||
2. Прог- рам- мные меро- при- ятия |
Суб- вен ция |
||||||||||||
2.1. НИОКР |
Всего Обл- бюджет Вне- бюд- жетные источ- ники: Обл- эко- фонд Эко- фонд г.Ишим |
1135 935 200 150 50 |
460 310 150 100 50 |
445 425 20 20 - |
230 200 30 30 - |
||||||||
В том числе 2.1.1 Мар- шрут- ные ис- сле- дова- ния уров- ня Заг- ряз- нения атмо- сфер- ного воз- духа г. Ишима с целью выбо- ра место поло- жения поста мони- то- ринга |
Всего Обл- бюджет Вне- бюд- жетные источ- ники: Обл- эко- фонд Обл- эко- фонд г.Иши- ма |
Суб- вен- ция |
260 160 100 50 50 |
260 160 100 50 50 |
- |
- |
- |
Центр сан- эпид- надзора г.Ишима |
|||||
2.1.2 Разра ботка и вне дре- ние мето- дики веде- ния эко- логи- чес- кого мони- торин га био- гео- ценщ- зов (2 этап) |
Всего Обл- бюджет Вне- бюд- жетные источ- ники: Облэ- кофонд |
Суб- вен- ция |
730 630 100 100 |
150 100 50 50 |
350 330 20 20 |
250 200 30 30 |
ТГУ, ТОО "Ре- ликт" |
||||||
2.1.3 Раз- ра- ботка облас тного зако- на "Об обра- щении эко- логи- чес- кой |
Всего Обл- бюджет |
Суб- вен- ция |
50 50 |
50 50 |
- |
- |
ТГУ, Госком- эко- логии |
||||||
2.1.4 Ин- вен- тари- зация источ ников диок- сино- по- доб- ных супер ток- сика- нтов с целью орга- низа- ции мони- тори- нга |
Всего Обл- бюджет |
Суб- вен- ция |
95 95 |
95 95 |
Башкир- ский НИИ Эколо- гии |
||||||||
2.2 Стро- ител- ство |
Всего Обл- бюджет Вне- бюд- жетные источ- ники: Обл- эко- фонд |
Суб- вен- ция |
3623/0.568 3573/0.560 50/0.008 50/0.008 |
380 330 50 50 |
1243 1243 - - |
2000 2000 - - |
|||||||
В том числе 2.2.1 Стро- ит-во авто- мати- зиро- ван- ного поста кон- троля качес тва р.Ту- ра на гра- нице со Свер- длов- ской обл. |
Всего Обл- бюджет |
Суб- вен- ция |
3050/0.478 3050/0.478 |
- - |
1050 1050 |
2000 2000 |
- |
Тюмен- ский ЦГМ, НОБВУ |
|||||
2.2 Обо- рудо- вание фито- пато- логи- чес- кой лабо- рато- рии |
Всего Обл- бюджет Вне- бюд- жетные источ- ники Обл- эко- фонд |
Суб- вен- ция |
573/0.090 523/0.082 50/0.008 50/0.008 |
380 330 50 50 |
193 193 - |
- |
Облком- плекс |
||||||
2.3 При- обре- тение обо- рудо- вания не требу ющего мон- тажа |
Всего Обл- бюджет Вне- бюд- жетные источ- ники: Обл- эко- фонд Эко- фонд г.Тю- мени |
Суб- вен- ция |
1180/0.185 10800/0.169 100/0.016 50/0.008 50/0.008 |
- |
580 530 50 50 - |
600 550 50 - 50 |
|||||||
В том числе 2.3.1 Прио- бре- тение и ос- наще- ние пере- движ- ной лабо- рато- рии |
Всего Обл- бюджет Внебюд жетные источ- ники: Обл- эко- фонд Эко- фонд г.Тю- мени |
Суб- вен- ция |
1180/0.185 1080/0.169 100/0.016 50/0.008 50/0.008 |
580 530 50 50 |
600 550 50 - |
Госком- эколо- гии, ГУ по ГОиЧС, ЦГМ, ЦСЭН |
|||||||
2.4. Теку- щие (про- чие затра ты) |
Всего Обл- бюджет Вне- бюд- жетные источ- ники Обл- эко- фонд |
Суб- вен- ция |
4843 4443 400 400 |
640 560 80 80 |
2114 1954 160 160 |
2089 1929 160 160 |
|||||||
В том числе 2.4.1 Про- веде- ние гидро мете- оро- логи- чес- ких наб- люде- ний на сети об- ласт- ного уров- ня |
Всего Обл- бюджет |
Суб- вен- ция |
1750 1750 |
250 250 |
750 750 |
750 750 |
Тюмен- ский ЦГМ |
||||||
2.4.2 Орга- низа- ция поста по мони- то- рингу заг- ряз- нения атмо- сфер- ного воз- духа в г. Ишиме |
Всего Обл- бюджет Вне- бюд- жетные источ- ники Обл- эко- фонд |
Суб- вен- ция |
300 240 60 60 |
150 120 30 30 |
150 120 30 30 |
ЦСЭН г.Ишим |
|||||||
2.4.3 Полу- чение и об- ра- ботка ре- зуль- татов дис- тан- цион- ного зон- диро- вания |
Всего Обл- бюджет Вне- бюд- жетные источ- ники: Обл- эко- фонд |
Суб- вен- ция |
550 550 60 60 |
110 90 20 20 |
220 200 20 20 |
220 200 20 20 |
Госком- эколо- гии, РИАЦ г.Кур- ган |
||||||
2.4.4 Вне- дре- ние авто- мате- зиро- ван- ных сред- ств обра- ботки мате- риа- лов |
Всего Обл- бюд- жет |
Суб- вен- ция |
180 180 |
20 20 |
80 80 |
80 80 |
Субъек- ты ЕТСЭМ |
||||||
2.4.5 Раз- витие теле- ком- муни- каци- онной сети |
Всего Обл- бюджет |
Суб- вен- ция |
170 170 |
25 25 |
80 80 |
65 65 |
Субъек- ты ЕТСЭМ |
||||||
2.4.6 Доос- наще- ние служб осу- щест- вляю- щих мони- то- ринг, при- бора- ми и обо- рудо- вани- ем |
Всего Обл- бюджет Вне- бюд- жетные источ- ники: Обл- эко- фонд |
Суб- вен- ция |
440 350 90 90 |
70 40 30 30 |
190 160 30 30 |
180 150 30 30 |
Субъек- ты ЕТСЭМ |
||||||
2.4.7 Гид- рохи- ми- чес- кое опро- бова- ние режим ных гид- роге- оло- ги- чес- ких сква- жин |
Всего Обл- бюджет Вне- бюд- жетные источ- ники: Обл- эко- фонд |
Суб- вен- ция |
250 190 60 60 |
50 30 20 20 |
100 80 20 20 |
100 80 20 20 |
ГП "Тюмень недра" |
||||||
2.4.8 Соз- дание поли- гона ком- плек- сного мони- то- ринга био- гео- цено- зов |
Всего Обл- бюджет |
Суб- вен- ция |
130 130 |
70 70 |
30 30 |
30 30 |
Облком- лес |
||||||
2.4.9 Мони- то- ринг зе- мель в зо- не влия- ния пром. объек тов и ли- ней- ных соо- руже- ний |
Всего Обл- бюджет Вне- бюд- жетные источ- ники Обл- эко- фонд |
Суб- вен- ция |
700 600 100 100 |
350 300 50 50 |
350 300 50 50 |
СИГЭКиА | |||||||
2.4.10 Мони-|Всего то- | ринг |Обл- про- |бюджет мыс- | ловых|Вне- жи- |бюд- вот- |жетные ных |источ- |ники: | |Обл- |эко- |фонд |
Суб- вен- ция |
170 140 30 30 |
30 20 10 10 |
70 60 10 10 |
70 60 10 10 |
Охото- управ- ление админи- страции области |
|||||||
2.4.11 Орга-|Всего низа-| ция |Обл- мони-|бюджет то- | ринга| свин-| цово-| го | заг- | ряз- | нения| ат- | мос- | фер- | ного | воз- | духа | г.Тю-| мени | |
Суб- вен- ция |
88 88 |
44 44 |
44 44 |
Тюмен- ский ЦГМ |
||||||||
2.4.12 Ради-|Всего аци- | онный| мони-| то- | ринг | р. | Исеть| |
Суб- вен- ция |
115 |
15 |
50 |
50 |
Област- ной ЦСЭН |
|||||||
* - в числителе-цены ноября 1997 г., в знаменателе - цены 1991 г. |
Председатель Госкомэкологии
Тюменской области М.С.Мельник
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Тюменской областной Думы от 27 апреля 1998 г. N 110 "Об утверждении областной программы "Создание единой территориальной системы экологического мониторинга"
Текст постановления опубликован в "Вестнике Тюменской областной Думы" N 4 за апрель 1998 г.