Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Администрации
города Тюмени
от 27 октября 2014 г. N 791-рк
Муниципальная программа
"Комплексные меры профилактики наркомании и токсикомании среди населения города Тюмени на 2015 - 2017 годы"
10 марта, 1 июня 2015 г.
1. Правовое обоснование формирования муниципальной программы
Муниципальная программа "Комплексные меры профилактики наркомании и токсикомании среди населения города Тюмени на 2015 - 2017 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах";
Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Указом Президента Российской Федерации от 09.06.2010 N 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года";
Концепцией государственной антинаркотической политики Российской Федерации (утверждена ФСКН России 16.10.2009);
Законом Тюменской области от 13.01.2001 N 244 "О профилактике наркомании и токсикомании в Тюменской области";
распоряжением Правительства Тюменской области от 10.04.2006 N 300-рп "О мерах по раннему выявлению лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств";
Уставом города Тюмени;
постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011 N 39-пк "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке муниципальных программ города Тюмени, их формирования и реализации, проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ города Тюмени и о внесении изменений в постановление Администрации города Тюмени от 29.05.2008 N 64-пк".
2. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
1. Наличие терпимого отношения в обществе к немедицинскому потреблению наркотических средств и психоактивных веществ
Причины возникновения проблемы:
- пропаганда и незаконная реклама наркотических средств и психоактивных веществ;
- внедрение идеологии толерантного отношения к потреблению наркотических средств через религиозные конфессии и общественные организации.
В последние годы наблюдаются негативные процессы в духовно-нравственной сфере российского общества, одним из мощных факторов которых являются пропаганда и незаконная реклама наркотических средств и психоактивных веществ.
В связи с продвижением через средства массовой информации терпимого отношения к немедицинскому потреблению наркотических средств, у населения, особенно у молодых людей, с их еще не сформировавшимся мировоззрением и психикой, формируются установки, направленные на получение эйфорических ощущений после приема наркотических средств, несмотря на пагубные последствия, которые, к сожалению, не воспринимаются подростками как значимые. Результатом такой пропаганды стало формирование молодежной культуры с высоким уровнем толерантности к факту потребления наркотических средств и психоактивных препаратов.
Кроме того, существенное влияние оказывают религиозные конфессии и общественные организации, пытающиеся внедрить ценность толерантности к потреблению наркотиков в широкие массы населения. Например, активно такая толерантность пропагандировалась стратегическим альянсом организаций "Новая Наркополитика", объединенных единой миссией - "поддерживать рациональные изменения российской политики в отношении наркотиков, основанные на соблюдении прав человека и защите общественного здоровья". В поддержку данного альянса выступал и неформальный "Союз русскоговорящих потребителей наркотиков", который в качестве своей основной цели провозгласил стремление "помочь потребителям наркотиков жить и выживать в Войне против Наркотиков".
Внедрение ценности толерантности по отношению к потребителю наркотиков и к другим участникам незаконного оборота наркотиков выгодно, в первую очередь, наркорынку, поскольку способствует созданию устойчивого спроса на наркотики, ведет к расширению рынка их незаконного сбыта.
Таким образом, толерантность разрушает имеющиеся в обществе препятствия к немедицинскому потреблению наркотических средств и психоактивных веществ.
2. Рост количества лиц, употребляющих наркотические средства и психоактивные вещества
Причиной возникновения проблемы является доступность наркотических и психоактивных средств (в т.ч. в результате постоянной модификации химических составов наркотических средств).
Проведенный мониторинг наркоситуации на территории города Тюмени показал, что обстановка по противодействию незаконному обороту наркотиков остается стабильно-напряженной. Ежегодно отмечается рост числа постановок на учет в наркологический диспансер подростков и молодежи, что обусловлено наличием синтетических наркотических веществ, их относительной доступностью.
В 2013 году в городе Тюмени увеличилось число лиц, умерших от отравления наркотическими средствами - 31 чел., что на 10,7% выше показателя 2012 года - 28 чел. Также в 2013 году отмечается значительный рост показателя первичной заболеваемости наркоманией - на 34% (или на 10,4 чел. на 100 тыс. чел. населения), что выше значения по Тюменской области на 52,7%. Показатель первичной обращаемости лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями, в 2013 году увеличился на 41% и составил 35,7 чел. на 100 тыс. чел. населения (2012 год - 25,3 чел. на 100 тыс. чел. населения).
Динамика уровня заболеваемости наркоманией в городе Тюмени отражена в Таблице 1.
Таблица 1
Динамика
уровня заболеваемости наркоманией в городе Тюмени (чел. на 100 тыс. чел. населения)
Показатель |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Темп прироста (2013 г./2012 г.) |
Первичная заболеваемость наркоманией |
10,1 |
14,7 |
19,7 |
+34% |
Общая заболеваемость наркоманией |
368,1 |
359,3 |
369,3 |
+2,8% |
Первичная обращаемость лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями |
7,0 |
25,3 |
35,7 |
+41% |
Общая обращаемость лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями |
134,9 |
160,4 |
197,0 |
+22% |
Отравления наркотиками со смертельным исходом |
5,8 |
4,3 |
4,8 |
+12% |
Сравнение остроты проблемы наркомании в городе Тюмени с общероссийскими показателями и показателями по Уральскому федеральному округу за 2012 год представлено в Таблице 2.
Таблица 2
Уровень
заболеваемости наркоманией в 2012 году (чел. на 100 тыс. чел. населения)
Показатель |
Российская Федерация |
Уральский федеральный округ |
г. Тюмень |
Первичная заболеваемость наркоманией |
13,87 |
24,42 |
14,7 |
Общая заболеваемость наркоманией |
232,54 |
277,36 |
359,3 |
Таким образом, уровень общей заболеваемости наркоманией в городе Тюмени выше как общероссийского (на 54,5%), так и показателя УФО (на 29,5%).
Основным фактором, влияющим на рост уровня заболеваемости наркоманией, является изменение структуры наркорынка. В настоящее время большую распространенность получают синтетические наркотики: соли и курительные смеси. Так, в 2013 году у лиц, доставляемых на медицинское освидетельствование в городе Тюмени, зафиксировано 1 634 факта употребления курительных смесей и солей (в 2012 году - 289 случаев).
В 1 полугодии 2014 года Управлением ФСКН России по Тюменской области по фактам незаконного оборота синтетических наркотиков ("курительные смеси", "спайс", "соли для ванн", "легальные порошки" и т.д.), а также их производных и аналогов, возбуждено 343 уголовных дела (1 полугодие 2013 года - 331). За незаконный оборот синтетических наркотических средств и психоактивных веществ привлечено к уголовной ответственности 145 лиц (1 полугодие 2013 года - 70), в суд направлено 121 уголовное дело о преступлениях, связанных с незаконным оборотом новых видов синтетических наркотиков (1 полугодие 2013 года - 75), осуждено 109 лиц (1 полугодие 2013 года - 50). Всего по итогам первого полугодия 2014 года из незаконного оборота изъято более 51,4 кг синтетических наркотиков и их аналогов (1 полугодие 2013 года - 9,4 кг).
Распространенность потребления синтетических наркотиков отразилась на картине смертельных отравлений (2013 год - 31 случай, из них 18 случаев - отравление опиатами, 13 случаев - синтетическими наркотиками; 2012 год - 28 случаев, их них 26 опиатами и 2 синтетическими наркотиками). Отмечается увеличение в 7 раз количества отравлений психоактивными веществами со смертельным исходом (2013 год - 7 случаев, 2012 год - 1).
Существует множество вариантов синтетических наркотиков, при этом их химические составы постоянно модифицируются, в результате чего надзорные органы не всегда успевают включить вновь появившееся на наркорынке вещество в список запрещенных. Органы наркоконтроля ежемесячно выявляют несколько новых наркотических и психоактивных веществ, так называемых "дизайнерских наркотиков". Так, в рамках мониторинга появления в незаконном обороте новых психоактивных веществ в 1 полугодии 2014 года Управлением ФСКН России по Тюменской области выявлено 7 новых веществ, которые не включены в список запрещенных и используются наркозависимыми лицами.
Повышению доступности наркотических веществ способствует использование "бесконтактного" способа передачи наркотических веществ, при котором риск быть задержанным существенно снижается. Действует система так называемых "закладок", когда покупателю посредством SMS-сообщения, интернет-сообщения или почтового отправления указывают на место, в котором находится наркотическое вещество. Кроме того, бесконтактным способом осуществляется и оплата со стороны покупателя с помощью виртуальных кошельков (Яндекс-деньги), терминалов самообслуживания (Qiwi) или онлайн переводов через банковские счета. В 1 полугодии 2014 года Управлением ФСКН России по Тюменской области выявлено 58 интернет-сайтов с признаками информации о способах и методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психоактивных веществ и их прекурсоров.
Использование представителями наркобизнеса PR-технологий и современных средств связи для сбыта наркотических веществ способствует привлечению большего количества потенциальных потребителей.
Несмотря на принимаемые меры по снижению уровня доступности наркотических средств и психоактивных веществ, наркоситуация в Тюменской области за последние 5 лет ухудшилась и прогнозируется дальнейший рост числа наркозависимых.
3. Рост количества учащихся общеобразовательных организаций, употребляющих наркотические средства и психоактивные вещества
Причины возникновения проблемы:
- социальная дезадаптация учащихся общеобразовательных организаций;
- отсутствие достаточного внимания родителей к детям. Доступность наркотических веществ, в первую очередь, синтетических наркотиков, способствует росту числа несовершеннолетних, поступающих в медицинские организации города Тюмени с диагнозом "наркотическое отравление": в 2013 году - 29 человек, в том числе 10 детей в возрасте до 14 лет. Уровень латентного распространения наркомании среди несовершеннолетних лиц увеличился в 2013 году по отношению к 2012 году на 26,1%.
Таблица 3
Уровень
заболеваемости наркоманией несовершеннолетних лиц в городе Тюмени (чел.)
Наименование показателя |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Темп прироста, % (2013 г./2012 г.) |
Число несовершеннолетних с диагнозом "наркотическое отравление" |
8 |
23 |
29 |
+ 26,1 |
из них в возрасте до 14 лет |
1 |
0 |
10 |
+ 100 |
Анализ наркоситуации на территории города Тюмени за 1 квартал 2014 года показал, что социальную группу больных наркоманией составляют лица в возрасте от 20 до 39 лет (90,7%) и незанятые трудовой деятельностью (75,4%). Из лиц, допускающих немедицинское употребление наркотических веществ, социальную группу составляют лица в возрасте от 20 до 39 лет (87,2%) и незанятые трудовой деятельностью (44,5%).
Основные факторы, способствующие распространению незаконного потребления наркотиков несовершеннолетними, формируются в социальной среде. Как правило, первый раз молодежь пробует наркотические и психоактивные вещества под влиянием компании, знакомых, друзей. Потребление наркотиков в молодежной среде приобретает статус особой субкультуры, моды. Кроме того, поляризация доходов различных социальных групп вызывает у определенной части подростков и молодежи чувство протеста, агрессивных устремлений употреблять и распространять запрещенные наркотические вещества.
Рост числа неблагополучных семей также способствует обострению ситуации с наркозависимостью. В результате отсутствия должного воспитания, формирования базовых ценностей, отсутствия информационных и просветительских бесед со стороны родителей, отсутствия родительского контроля, у ребенка не формируется чувство ответственности за свою жизнь, жизнь близких, отсутствует чувство долга. Более того, вседозволенность и свобода детей в неблагополучных семьях стимулирует их к копированию поведения и привычек родителей, которые ведут асоциальный образ жизни.
Негативные факторы, способствующие риску употребления курительных наркотических средств и психоактивных веществ, наблюдаются и в семьях, где родители постоянно заняты. Отсутствие должного внимания со стороны родителей стимулирует детей проводить больше времени в Интернете, социальных сетях, где риск попадания под влияние пропаганды и незаконной рекламы наркотиков существенно возрастает.
Таким образом, в сложившихся условиях существует необходимость в наращивании усилий по формированию потенциала противодействия злоупотреблению наркотических средств и их незаконному обороту.
3. Цели и задачи Программы
Стратегическая цель, на реализацию которой направлены мероприятия Программы (согласно Стратегии государственной антинаркотической политики до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.06.2010 N 690):
Существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества.
Цель Программы:
Создавать условия для формирования в обществе потенциала противодействия наркотизации.
Сокращения:
АД - административный департамент Администрации города Тюмени;
ДЗ - департамент здравоохранения Администрации города Тюмени;
ДК - департамент культуры Администрации города Тюмени;
ДО - департамент образования Администрации города Тюмени;
ДСиМП - департамент по спорту и молодежной политике Администрации города Тюмени;
ДДиТ - департамент дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени;
ДБЖ - департамент безопасности жизнедеятельности Администрации города Тюмени;
КИНФ - МКУ "Комитет по информатизации города Тюмени";
КДН - комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Тюмени;
Управы АО - управы административных округов Администрации города Тюмени.
Распоряжением Администрации г. Тюмени от 1 июня 2015 г. N 372-рк в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Основные показатели результативности реализации муниципальной программы
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Формула расчета |
Необходимое направление изменений (^, v, 0) * |
Базовые значения |
Плановые значения |
Темпы прироста ** |
||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8.1 |
8.2 |
9.1 |
9.2 |
10.1 |
10.2 |
11 |
Цель: Создавать условия для формирования в обществе потенциала противодействия наркотизации | |||||||||||||
Задача 1: Формировать среди жителей города Тюмени приоритеты здорового образа жизни и негативное отношение к немедицинскому потреблению наркотических средств и психоактивных веществ | |||||||||||||
1. |
Доля граждан, негативно относящихся к потреблению психоактивных веществ |
% |
где: N - количество граждан, негативно относящихся к потреблению психоактивных веществ, чел. (данные ДСиМП, полученные в результате анкетирования граждан на предмет отношения к проблемам профилактики наркомании); О - общее количество граждан, принявших участие в анкетировании на предмет отношения к проблемам профилактики наркомании, чел. (данные ДСиМП). Ежеквартальный мониторинг показателя осуществляет ДБЖ с учетом данных ДСиМП |
|
Мониторинг показателя осуществляется с 2014 года |
90,7 |
92 |
92 |
93 |
93 |
94 |
94 |
+3,6 |
2. |
Количество информационных материалов по вопросам профилактики наркомании, размещенных в СМИ, сети Интернет |
ед. |
Ежеквартальный мониторинг показателя осуществляет ДБЖ с учетом данных ДЗ, ДО, ДСиМП |
0 |
44 |
318 |
318 |
318 |
318 |
318 |
318 |
318 |
0 |
Задача 2: Развивать систему мер по предотвращению наркотизации в рамках полномочий органов местного самоуправления | |||||||||||||
3. |
Доля учащихся общеобразовательных организаций, охваченных иммунохроматографическим тестированием, в общем числе учащихся, подлежащих обследованию |
% |
m - количество учащихся общеобразовательных организаций, прошедших иммунохроматографическое тестирование, чел. данные ДО); N - общее количество учащихся общеобразовательных организаций. подлежащих иммунохроматографическому тестированию, чел. (данные ДО) Ежеквартальный мониторинг показателя осуществляет ДО |
0 |
99,7 |
99,7 |
99,7 |
99,7 |
99,7 |
99,7 |
99,7 |
99,7 |
0 |
Задача 3. Формировать нетолерантное отношение к потреблению наркотиков у детей школьного возраста | |||||||||||||
4. |
Общая распространенность курения среди учащихся общеобразовательных организаций |
% |
где: N - количество несовершеннолетних лиц с повышенным уровнем карбоксигемоглобина, выявленных по итогам обследования учащихся общеобразовательных организаций, чел. (данные ДЗ); O - количество обследованных учащихся общеобразовательных организаций, чел. (данные ДЗ). Ежеквартальный мониторинг показателя осуществляет ДЗ |
0 |
14 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
0 |
* ^ - увеличение значения показателя (прямой показатель); v - уменьшение значения показателя (обратный показатель); 0 - без изменений;
** для прямого показателя, а также для показателя, необходимое направление изменений значения которого - "0", значение графы 11 рассчитывается по формуле: , %; для обратного показателя значение графы 11 рассчитывается по формуле:
, %.
Сокращения:
ДБЖ - департамент безопасности жизнедеятельности Администрации города Тюмени;
ДО - департамент образования Администрации города Тюмени;
ДСиМП - департамент по спорту и молодежной политике Администрации города Тюмени;
ДЗ - департамент здравоохранения Администрации города Тюмени.
Обоснование динамики плановых значений показателей результативности муниципальной программы
1. "Доля граждан, негативно относящихся к потреблению психоактивных веществ".
К 2017 году значение показателя планируется увеличить до 94% за счет выполнения мероприятий, направленных на пропаганду противодействия наркотизации в обществе.
2. "Количество информационных материалов по вопросам профилактики наркомании, размещенных в СМИ, сети Интернет".
Значение показателя к концу 2017 года планируется сохранить на уровне 318 ед. за счет публикации информационных материалов, направленных на пропаганду противодействия наркотизации в обществе.
3. "Доля учащихся общеобразовательных организаций, охваченных иммунохроматографическим тестированием, в общем числе учащихся, подлежащих обследованию".
К 2017 году значение показателя планируется сохранить на уровне 99,7%.
4. "Общая распространенность курения среди учащихся общеобразовательных организаций".
Значение показателя к концу 2017 года планируется сохранить на уровне 11% за счет проведения медицинских осмотров учащихся общеобразовательных организаций, а также мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни.
5. Сроки реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на период 2015 - 2017 годы.
6. Финансовое обеспечение мероприятий Программы, источники финансирования
Всего на выполнение мероприятий Программы требуется 900 тыс. рублей, в том числе по годам:
2015 - 300 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 300 тыс. рублей;
2016 - 300 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 300 тыс. рублей;
2017 - 300 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 300 тыс. рублей.
7. Организация управления реализацией Программы
7.1. Реализация Программы осуществляется в соответствии с действующими правовыми актами города Тюмени, а также в соответствии с нормативными правовыми актами Тюменской области.
7.2. Департамент безопасности жизнедеятельности Администрации города Тюмени:
а) осуществляет выполнение мероприятий Программы;
б) готовит отчет о реализации Программы, включая меры по повышению эффективности ее реализации;
в) несет ответственность за достижение цели и решение задач, за обеспечение достижения плановых значений показателей в ходе реализации Программы;
г) осуществляет контроль и мониторинг выполнения мероприятий Программы.
7.3. Система мероприятий Программы предусматривает участие:
а) департамента здравоохранения Администрации города Тюмени в части организации мероприятий по информационному обеспечению населения, распространению наглядных информационных материалов, проведению конференций, семинаров по вопросам профилактики употребления психоактивных веществ, проведению диспансерных осмотров и иммунохроматографического тестирования учащихся общеобразовательных организаций;
б) департамента образования Администрации города Тюмени в части распространения наглядных информационных материалов, проведения мониторинга работы кабинетов профилактики употребления психоактивных веществ, участия в конференциях, семинарах, совещаниях по проблемам распространения наркомании;
в) департамента по спорту и молодежной политике Администрации города Тюмени в части распространения наглядных информационных материалов, организации выпуска информационных материалов антинаркотической направленности, участия в конференциях, семинарах, совещаниях по проблемам распространения наркомании, развития волонтерского движения, проведения анонимного анкетирования молодежи на предмет выявления мест продажи наркотических средств, организации обучения (обмена опытом работы) специалистов системы профилактики технологиям выявления, лечения и социальной реабилитации несовершеннолетних, замеченных в употреблении наркотических средств и психоактивных веществ, проведения исследований проблем наркотизации в подростково-молодежной среде, организации учета трудоустройства несовершеннолетних "группы особого внимания", в том числе временного, организации профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, состоящими на учете в банке данных "группы особого внимания";
г) департамента культуры Администрации города Тюмени в части участия в конференциях, семинарах, совещаниях по проблемам распространения наркомании, организации размещения информации в открытых группах в социальных сетях и корпоративных сайтах библиотек, осуществления комплектования библиотечных фондов литературой, направленной на формирование здорового образа жизни, проведения мониторинга работы информационно-правовых центров на базе муниципальных публичных библиотек;
д) департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени в части проведения комиссионных проверок прохождения предрейсового медицинского осмотра водителей предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки по муниципальным маршрутам города Тюмени;
е) сектора по обеспечению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Тюмени в части организации профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, состоящими на учете в банке данных "группы особого внимания", организации направления несовершеннолетних "группы особого внимания" в ГАУ ТО "Областной центр профилактики и реабилитации", обмена информацией о несовершеннолетних с ГБУЗ ТО "Областной наркологический диспансер";
ж) управ административных округов Администрации города Тюмени в части организации мероприятий по выявлению и удалению на зданиях и сооружениях города Тюмени надписей с рекламой наркотических средств;
з) МКУ "Комитет по информатизации города Тюмени" в части организации автоматического дозвона на номера телефонов, указанные в размещенной рекламе наркотических средств, с целью предупреждения об административной ответственности за незаконную рекламу и пропаганду наркотических средств и психотропных веществ, об уголовной ответственности в сфере незаконного оборота наркотиков.
7.4. К исполнению мероприятий Программы на конкурсной основе могут привлекаться сторонние организации в порядке, установленном действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.