Постановлением Тюменской областной Думы от 21 ноября 2000 г. N 1342 настоящее постановление снято с контроля
Рассмотрев рекомендации депутатских слушаний по реализации областной программы "Обеспечение населения юга Тюменской области питьевой водой", в соответствии с пунктом 31 статьи 28, статьями 31 и 33 Устава Тюменской области областная Дума постановила:
1. Утвердить рекомендации депутатских слушаний по реализации областной программы "Обеспечение населения юга Тюменской области питьевой водой" (прилагаются).
2. Рекомендовать администрации области определить генерального заказчика областной программы "Обеспечение населения юга Тюменской области питьевой водой", как исполнителя программы и прямого получателя бюджетных средств.
3. Направить настоящее постановление и вышеназванные рекомендации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации.
4. Снять с контроля постановление областной Думы "О выполнении постановлений областной Думы "Об утверждении областной программы "Обеспечение населения юга Тюменской области питьевой водой" от 03.04.97 N 616 и от 25.05.98 N 133",от 26.11.98 N 361.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на председателя постоянной комиссии областной Думы по социальным вопросам и местному самоуправлению (Барышников Н.П.).
Председатель областной Думы |
С.Е. Корепанов |
Приложение
к постановлению областной Думы
от 19.10.99 N 816
Рекомендации
депутатских слушаний по реализации областной программы
"Обеспечение населения юга Тюменской области питьевой водой"
(30 сентября 1999 года)
Обсудив результаты выполнения областной программы "Обеспечение населения юга Тюменской области питьевой водой", участники депутатских слушаний отмечают, что общая стоимость программы "Обеспечение населения юга Тюменской области питьевой водой", разработанной в 1996 году по заданию администрации области до 2010 года, утвержденной распоряжением губернатора области N 780-р от 18.11.96 и постановлением областной Думы N 616 от 03.04.97 составляет 8942 млн.руб. (деноминированных - ДН).
За период реализации программы выполнено работ на сумму 36120,341 тыс. руб.; построено 49 км водопроводных сетей; введены сооружения подготовки воды в д.Червишево Тюменского района. Из областного бюджета профинансировано 24014,786 тыс. руб.
Кредиторская задолженность на 01.09.99 по объектам водопроводного хозяйства составила 7053,837 тыс. руб. (с учетом задолженности прошлых лет). Кроме того, по ликвидационному акту УЖКХ кредиторская задолженность по объектам водоснабжения на 01.09.99 составила 939,745 тыс.руб.
Программой были предусмотрены создание и реконструкция централизованных систем водоснабжения в 983 сельских населенных пунктах с численностью населения более 50 человек, во всех городах и поселках. К настоящему времени разработаны первоочередные и организационно-технические мероприятия по реализации программы.
Финансирование программных мероприятий осуществляется крайне неудовлетворительно. В 1997 году из предусмотренных планом капитального строительства 28,500 млн. рублей выделено только 4,217 млн. рублей (14,8 %), в 1998 году - из 35,660 млн. рублей выделено фактически 4985,962 тыс. рублей (14 %), в 1999 году из 35500 тыс. рублей на 01.09.99 фактически выделено 4104,356 тыс. рублей.
Из-за недостаточности финансирования не выполнен план первоочередных мероприятий по объектам водоснабжения, включенным в план капитального строительства в 1997, 1998, 1999 годах. На юге области в последние годы резко снизилась санитарная надежность источников водоснабжения и водопроводного хозяйства. Показатели неудовлетворительного качества питьевой водой, подаваемой населению, достигают до 70 %. Уровень охвата городского населения централизованным водоснабжением крайне низок и составляет в г. Заводоуковске - 31 %, г. Ишиме - 49,9 %, г. Ялуторовске - 57,3 %, г.Тобольске - 86,4 %, г.Тюмени - 85,6 %.
Плохо обстоит дело и с водоподготовкой. Ни в одном из известных в области источников водоснабжения (как поверхностных, так и подземных) качество воды не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. В городах водопроводные очистные сооружения имеются на 60 % систем водоснабжения, в районных центрах и рабочих поселках - на 41%, а в сельских населенных пунктах очистные сооружения имеются только в 1,5 % сел и деревень. До 100 тысяч человек сельского населения пользуется грязной водой из открытых водоисточников без какой-либо очистки и обезвреживания. В очень плохом состоянии находятся магистральные и разводящие сети водопроводов. Не выделяется достаточно средств для текущего и капитального ремонта систем водообспечения.
Заболеваемость населения юга области за период 1983-1998 годы по классу водозависимых болезней мочеполовой системы возросла в 2,5 раза, а по классу болезней органов пищеварения с 1991 года - в 2,6 раза.
В связи с хроническим невыполнением областного бюджета по финансированию программных мероприятий, состояние систем водообеспечения населения можно назвать критическим. Ветхость водопроводных магистральных и разводящих сетей приводит к большим утечкам воды, к ее вторичному загрязнению в трубопроводах и ежегодному увеличению количества аварий (в 1994 году - 1641 случай, в 1996 году - 2554 случая, 1998 году - 4378 случаев).
Любая система водоснабжения, как всякое постоянно работающее устройство, требует регулярного ремонта и замены оборудования. Средний срок службы водопроводных сетей составляет 8-20 лет, центробежных насосов - 5 лет, механического оборудования (задвижки, шиберы) - 5 лет и т.д. Если не увеличивать объем средств, выделяемых на строительство и ремонт элементов системы, в скором времени они придут в полную негодность, и тогда решение проблемы водообеспечения подорожает в несколько раз.
При изменении структуры администрации области управление жилищно-коммунального хозяйства в 1997 году вошло в состав главного управления строительства (без образования юридического лица). Сложилась такая ситуация, что функции генерального заказчика осуществляет управление ЖКХ, а финансирование, начиная с 1998 года, осуществляется через предприятие капитального строительства администрации области.
Согласно пункту 7 статьи 6 Закона Тюменской области "О формировании и финансировании областных программ" генеральные заказчики программ должны включаться в число прямых получателей бюджетных средств.
В целях централизации средств на финансирование программы "Обеспечение населения юга Тюменской области питьевой водой" ее разработчиком было предложено создание специального фонда "Питьевая вода", в котором должны аккумулироваться все средства, направляемые на выполнение программы, и специального наблюдательного совета, контролирующего формирование и распределение средств фонда. Однако за 2,5 года реализации программы это не было сделано. Генеральный заказчик ориентировался в основном на областной бюджет, возможности которого крайне ограничены. Средства из других источников практически не привлекались. В результате программа за весь период реализации (с 1997 года и по первое полугодие 1999 года) профинансирована в незначительных объемах (0,57 % от намеченных программой на 1997-1999 гг, в сопоставимых ценах). Финансирование программы намечено в основном за счет местных бюджетов (73,5 %) и только в объеме 7 % из областного и федерального бюджетов.
В августе 1999 года выполнен перерасчет стоимости капитальных вложений и затрат по годам. По этим расчетам в 2000 году на программные мероприятия необходима сумма в 211,92 млн руб. (ДН).
С учетом возможностей областного бюджета, УЖКХ ГУС администрации области подготовлены первоочередные мероприятия на 2000-2005 гг. На 2000 год предусмотрена для выделения сумма в 60 млн.руб. и разработан перечень первоочередных мероприятий.
Вопрос о ходе реализации программы трижды рассматривался на заседаниях постоянной комиссии по социальным вопросам и местному самоуправлению и областной Думы. Постановлениями областной Думы от 25.05.98 N 133 и от 26.11.98 N 361 выполнение областной программы в 1997-1998 годах признано неудовлетворительным в части финансирования.
В настоящее время на основе концепции, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации "О концепции федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой" и осуществлении первоочередных мероприятий по улучшению водоснабжения населения" от 06.03.98 N 292 разработана и корректируется федеральная целевая программа "Обеспечение населения России питьевой водой" с учетом мероприятий, предусмотренных в региональных программах обеспечения населения питьевой водой.
Областная программа "Обеспечение населения юга Тюменской области питьевой водой" была разработана до утверждения Правительством Российской Федерации концепции федеральной целевой программы и до сих пор не включена в нее по причине несоответствия методическим рекомендациям по разработке региональных программ обеспечения населения питьевой водой.
Участники депутатских слушаний рекомендуют:
1. Тюменской областной Думе:
- разработать и принять областной закон "О питьевой воде в Тюменской области";
- утвердить в областном законе "Об областном бюджете на 2000 год" финансирование областной программы "Обеспечение населения Тюменской области питьевой водой" в размере 100 млн. рублей;
- обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой ускорить принятие федерального закона "О питьевой воде" (принят в первом чтении 15.01.97 N 1008-II ГД);
- обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой ускорить принятие федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой".
2. Администрации области:
- провести корректировку программы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "О концепции федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой" и осуществлении первоочередных мероприятий по улучшению водоснабжения населения" от 06.03.98 N 292 с учетом возможного финансирования на 2000 год и последующие годы из различных источников;
- при формировании проекта областного бюджета на 2000 год предусмотреть средства на реализацию программы в размере 100 млн. руб.;
- обеспечить финансирование и выполнение программы в 1999 году в объемах, установленных Законом Тюменской области "Об областном бюджете на 1999 год";
- рассмотреть вопрос о направлении генеральному заказчику части средств, поступающих в областной бюджет от платы за пользование водными объектами, на реализацию мероприятий программы.
3. Органам местного самоуправления:
- предусматривать в собственных бюджетах финансирование программных мероприятий на территории своих муниципальных образований на 2000 год и последующие годы;
- использовать для финансирования программных мероприятий средства от платы, направляемой на восстановление и охрану водных объектов в соответствии со статьей 125 Водного кодекса Российской Федерации;
- проводить просветительско-разъяснительную работу среди населения по повышению культуры водопользования, а также о бережном и экономном отношении к природным водным ресурсам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Тюменской областной Думы от 19 октября 1999 N 816 "О рекомендациях депутатских слушаний по реализации областной программы "Обеспечение населения юга Тюменской области питьевой водой"
Текст постановления официально опубликован не был
Настоящий документ снят с контроля