Постановлением Тюменской областной Думы от 26 декабря 2000 г. N 1465 настоящее постановление снято с контроля
Рассмотрев информацию администрации области, Государственной налоговой инспекции по Тюменской области, управления Федеральной службы налоговой полиции РФ по Тюменской области о принятых и планируемых мерах по улучшению сбора платежей за право пользования недрами, а также по сокращению дефицита областного бюджета, в соответствии с пунктом 4 статьи 28, статьями 31, 33 Устава Тюменской области областная Дума постановила:
1. Информацию администрации области, Государственной налоговой инспекции по Тюменской области, управления Федеральной службы налоговой полиции РФ по Тюменской области о принятых и планируемых мерах по улучшению сбора платежей за право пользования недрами, а также по сокращению дефицита областного бюджета принять к сведению (прилагается).
2. Рекомендовать администрациям Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, а также Государственной налоговой инспекции по Тюменской области, управлению Федеральной службы налоговой полиции РФ по Тюменской области:
- принять дополнительные меры по улучшению сбора платежей за право пользования недрами, расширив сотрудничество с налоговыми органами и органами налоговой полиции автономных округов, повысив ответственность налогоплательщиков перед областным бюджетом;
- подготовить необходимые материалы по внесению изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам налогообложения для рассмотрения их областной Думой и последующего внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы.
3. Рекомендовать налоговым инспекциям Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа пересмотреть действующие соглашения о взаимодействии с целью повышения собираемости налогов за недра.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянную комиссию областной Думы по бюджету, налогам и финансам (Асеев В.М.).
Председатель Тюменской областной Думы |
С.Е. Корепанов |
Приложение N 1
к постановлению Тюменской
областной Думы
от 25 ноября 1999 г. N 830
Информация
о принятых и планируемых мерах по улучшению сбора платежей за право пользования недрами, а также по сокращению дефицита областного бюджета
(представлена в областную Думу администрацией области 05.10.99, Государственной налоговой инспекцией по Тюменской области 02.11.99, управлением Федеральной службы налоговой полиции РФ по Тюменской области 01.11.99)
I. За I полугодие 1999 года поступило платежей за недра на сумму 572604,9 тыс. руб., или 37% к плану их поступлений, утвержденному Законом Тюменской области "Об областном бюджете на 1999 год", в том числе денежными средствами 287429,7 тыс. руб., или 50,2% к общей сумме поступления по данному доходному источнику.
Во II полугодии к поступлению ожидается сумма в размере 1008894,6 тыс. руб., притом что за июль-август поступило 412538,4 тыс. руб., в том числе денежными средствами 178378,8 тыс. руб. (см. таблицу).
В целях увеличения доли поступления денежными средствами, а также обеспечения полноты сборов при заключении договоров-поручений между администрацией области и исполнителями предусмотрено, что в ходе исполнения этих договоров поступления денежными средствами от нижеперечисленных предприятий должны составлять не менее 80%, другими товарно-материальными ценностями и нефтепродуктами - не более 20%:
1. Тюменская транспортная компания (ОАО "Варьеганнефть").
2. ЗАО "Газспецмонтаж" (ОАО "Ноябрьскгаздобыча").
3. ЗАО "Сибинтел" (предприятия ОАО "Газпром", ОАО "Таркосаленефтегаз").
4. ОАО "Тюменьнефтепродукт" (ОАО "Нижневартовскнефтегаз", ОАО "Тюменьнефтегаз").
5. ОАО "Газсибконтракт" (ОАО "Роснефть-Пурнефтегаз").
Данное ограничение в какой-то степени сократило общее поступление в областной бюджет платежей за право пользования недрами, но позволило увеличить долю денежных зачислений.
Кроме того, подготовлен проект постановления Губернатора области с предложением заключить Государственной налоговой инспекции по Тюменской области с нефтегазодобывающими предприятиями (далее - НГДП), имеющими недоимки в областной бюджет, договоры (соглашения), в том числе в форме поручительства, применительно к статье 74 Налогового кодекса РФ, гарантирующие поэтапное увеличение уплаты текущих платежей денежными средствами в общем объеме налоговых начислений и погашение недоимки до 31.12.99. Однако налоговая инспекция не поддержала данное предложение, посчитав его неприемлемым для них, поскольку НГДП находятся на территории округов, не подведомственных Государственной налоговой инспекции по Тюменской области.
Наряду с этим в 1998-1999 годах были заключены соглашения о погашении задолженности и уплате текущих платежей в бюджет Тюменской области с исполнителями и непосредственно с НГДП.
1. В 1998 году соглашением с ОАО "Сибнефть" и ОАО "Ноябрьскнефтегаз" предусмотрено погашение задолженности по плате за право пользования недрами в областной бюджет денежными средствами всего на сумму 32800 тыс. руб. с ежемесячным поступлением согласно графику в сумме 5400 тыс. руб. Фактически денежных средств поступило 17500 тыс. руб., на оставшуюся сумму переданы нефтепродукты по распоряжениям администрации области.
Кроме того, выдан вексельный кредит ОАО "Сибнефть" в счет погашения платежей за право пользования недрами ОАО СП "Ваньеганнефть" в сумме 3500 тыс. руб. Фактически поступило 1659 тыс. руб., оставшаяся сумма отрабатывается.
2. В 1999 году подготовлен проект соглашения "Об урегулировании задолженности и текущих платежей ООО "Межрегионгаз" и ДП ОАО "Газпром", в котором предусмотрено поступление платежей денежными средствами не менее 80% и взаимозачетами - не более 20%.
3. Администрацией области подписано Соглашение N 57 от 23.03.99 с ОАО "Норильскгазпром", предусматривающее погашение задолженности платежей по графику денежными средствами на общую сумму 35567,1 тыс. руб.
По состоянию на 01.10.99 поступило 8940 тыс. руб. при плане 9 месяцев 6668,8 тыс. руб.
4. К Соглашению N 94 от 05.09.97 между администрацией области, ОАО "ЮНГ" и ОАО НК "ЮКОС" подписано дополнение N 1 от 23.10.98 о реструктуризации задолженности на общую сумму 138518 тыс. руб., из них:
- 28288 тыс. руб. - в счет погашения задолженности по пеням и штрафам со сроком погашения по предъявлению, но не ранее 10 лет;
- 29502 тыс. руб. - в погашение недоимки со сроком погашения по предъявлению, но не ранее 4 лет;
- 80728 тыс. руб. - в погашение недоимки со сроком платежа по предъявлению, но не ранее 180 дней.
Условия соглашения выполняются согласно графику.
5. По Соглашению N 130 от 22.06.99 между администрацией области, ОАО "ЮНГ" и НК "ЮКОС" о порядке уплаты текущих налоговых платежей в 1999 году предусмотрено гашение платы за право пользования недрами не менее 50% денежными средствами, 50% - нефтепродуктами. Условия Соглашения выполняются.
Таким образом, проводимая администрацией области работа позволила сократить недоимку по нефтедобывающим предприятиям с 237 млн. руб. по состоянию на 01.09.98 до 194 млн. руб. на 01.09.99. Однако общая сумма недоимки увеличилась с 689,8 млн. руб. по состоянию на 01.01.99 до 1051,3 млн. руб. по состоянию на 01.09.99 в основном за счет роста недоимки по предприятиям ОАО "Газпром", от которых с начала 1999 года практически не поступали платежи денежными средствами и сумма задолженности составила 857,1 млн. руб.
В целях урегулирования вопроса неплатежей и избежания социальной напряженности в регионе в адрес председателя правления ОАО "Газпром" Губернатором области направлялись обращения с предложением в срочном порядке погасить задолженность и производить расчеты по плате за право пользования недрами в размере не менее 50% от суммы, причитающейся к уплате денежными средствами.
На основании вышеизложенного администрация области принимает все возможные меры к увеличению поступления платежей за право пользования недрами, в том числе к увеличению объема поступлений денежными средствами.
II. За 9 месяцев 1999 года по югу Тюменской области в бюджеты всех уровней собрано налогов и других платежей на сумму 5959,9 млн. руб., из которых 1943,1 млн. руб., или 33%, в соответствии с утвержденными нормативами отчислено в федеральный бюджет, 4016,8 млн. руб., или 67% - в территориальный бюджет. Поступление налогов за 9 месяцев текущего года по сравнению с соответствующим периодом 1998 года в целом увеличилось на 44% (1824,9 млн. руб.).
За 9 месяцев текущего года в территориальный бюджет собрано "живыми деньгами" 1904,4 млн. руб., или 47% к общему поступлению, и безденежными зачетами (налоговыми освобождениями, векселями, зачетами) - 2112,4 млн. руб., или 53% к общему поступлению.
Удельный вес безденежных зачетов в общем объеме поступлений в территориальный бюджет сократился с 55% до 53%.
В отчетном периоде поступление налогов из квартала в квартал возрастало, если за 1-й квартал поступило 1211,9 млн. руб., за 2-й - 2096,1 млн. руб., то за 3-й квартал - 2651,8 млн. руб.
Около 80% поступлений в бюджет обеспечены поступлениями по налогу на добавленную стоимость (24%), налогу на прибыль (21%), платежам за право пользования природными ресурсами (21%), подоходному налогу с физических лиц (11%).
За отчетный период выполнены бюджетные назначения по сбору налогов и других платежей в территориальный бюджет на 122%, в том числе за 3-й квартал - на 148%.
По сравнению с соответствующим периодом прошлого года отмечается рост поступлений налогов и сборов в территориальный бюджет на 37%, при этом поступление платежей "живыми деньгами" увеличилось на 45%.
За 9 месяцев 1999 года поступило во все уровни бюджетов подоходного налога на сумму 677467 тыс. руб., из них в территориальный - 552290 тыс. руб. Контрольное задание в территориальный бюджет выполнено на 85% (650642 тыс. руб.).
На невыполнение контрольного задания за 9 месяцев 1999 года по подоходному налогу во все уровни бюджетов повлияли следующие факторы:
1. Прогнозное задание в территориальный бюджет по сравнению с поступлениями прошлого года увеличено в 1,3 раза, в то время как фонд оплаты труда за 7 месяцев 1999 года по сравнению с тем же периодом прошлого года увеличился всего в 1,18 раза. Кроме того, с 01.01.99 Законом РФ от 31.03.99 N 65-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О подоходном налоге с физических лиц" предусмотрено отчисление подоходного налога в федеральный бюджет в размере 3% от облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году. Прогнозное задание по подоходному налогу в территориальный бюджет в размере 1099103 тыс. руб. установлено без учета отчислений в федеральный бюджет.
2. В 1999 году предусмотрена более льготная шкала ставок по подоходному налогу, а также увеличение максимального предела облагаемого дохода для вычетов на детей, иждивенцев и самих плательщиков. С учетом расширения льгот процент изъятия подоходного налога уменьшился на 0,75%.
По этим причинам недопоступило в бюджет подоходного налога на сумму 44 млн. руб.
За 9 месяцев 1999 года из 12397 предприятий, учреждений и организаций, являющихся плательщиками подоходного налога, проверено 4768, или 38,5%, из них в 1958, или 41% от числа проверенных, установлены нарушения налогового законодательства. В результате доначислено в бюджет 107,9 млн. руб. налогов и платежей, из них взыскано в бюджет 36,1 млн. руб., или 33,4%. На одну документальную проверку доначислено 22,6 тыс. руб.
На 01.10.99 на учете состоит 34942 предпринимателя, выездные документальные проверки проведены у 23601 из них. Нарушения выявлены у 1533 предпринимателей, которым доначислено подоходного налога со штрафными санкциями на сумму 1800 тыс. руб., взыскано в бюджет 697 тыс. руб., или 38,7%.
По оперативным данным, на 01.10.99 по доходам за 1998 год в госналогинспекции области поступило 42500 деклараций, в том числе от предпринимателей - 29000, или 91% от числа зарегистрированных. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года общее количество поступивших деклараций увеличилось на 696, а количество деклараций, поступивших от предпринимателей, - на 913.
От лиц, имеющих несколько источников дохода, представлено 12886 деклараций, что на 523 меньше, чем за тот же период прошлого года.
Налоговыми инспекциями проводилась работа по привлечению к декларированию граждан, обязанных представлять декларации, но не сделавших этого в 1998 году и прошлые годы. На 01.10.99 в налоговые инспекции представлено 1166 деклараций за прошлые годы, из них 606 - от предпринимателей.
На 01.10.98 эти показатели составляли соответственно 1264 и 914.
По состоянию на 01.10.99 проверено 41383 деклараций, по результатам проверки дополнительно начислено 1900 тыс. руб. подоходного налога и финансовых санкций. За аналогичный период прошлого года эти показатели составляли соответственно 37696 и 1676.
В г.Тюмени налажено взаимодействие с ЖЭУ по вопросу представления списков на физических лиц, сдающих квартиры в наем. Из 23 ЖЭУ получены списки на 199 человек. Всем направлены повестки, в результате собеседований 52 приглашенным начислены авансовые платежи на сумму 23 тыс. руб.
Кроме перечисленных мероприятий налоговыми и правоохранительными органами проводятся совместные рейды по выявлению физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без регистрации и уплаты налогов, используется информация, поступающая из внешних источников.
Всего за отчетный период совместно с правоохранительными органами на вещевых и продовольственных рынках, в местах массовой торговли проведено 1373 рейда. Выявлено 3748 физических лиц, занимающихся торговозакупочной деятельностью без регистрации и уплаты налогов. К налогообложению привлечено 1814 физических лиц, в том числе 1794 - иностранные лица из ближнего зарубежья. Дополнительно начислено в региональный бюджет подоходного налога на сумму 624,3 тыс. руб., взыскано 621,6 тыс. руб. К административной ответственности привлечено 3681 физическое лицо, наложено административных штрафов на сумму 880,5 тыс. руб., взыскано в бюджет 790 тыс. руб.
По вопросам применения контрольно-кассовых машин (ККМ) за 9 месяцев текущего года проведено 6937 проверок, что составляет 74% от числа зарегистрированных предприятий и граждан-предпринимателей, применяющих ККМ.
Результативность проверок составляет 25%, т. е. нарушения устанавливаются в каждой четвертой проверенной торговой точке. Анализ показывает, что индивидуальные предприниматели наименее законопослушны. Так, количество проверок, которыми установлены нарушения у индивидуальных предпринимателей, составляет 44% от числа проверенных, в то время как у юридических лиц - 13%.
По результатам проверок предъявлено штрафных санкций на сумму 4142 тыс. руб., взыскано 2448 тыс. руб. (60%). По сравнению с предыдущим кварталом текущего года произошло увеличение взысканных сумм на 5%.
В городах области при рейдовых проверках на рынках, автозаправочных станциях, автостоянках, станциях технического обслуживания автомобилей проверено 710 объектов. Нарушения установлены у 155, предъявлено штрафов 132 предприятиям и предпринимателям на сумму 327,3 тыс. руб., взыскано 119,3 тыс. руб.
В контрольной работе налоговых органов по обеспечению полноты поступления подоходного и других налогов с физических лиц в бюджеты всех уровней имеются следующие проблемы.
1. При взыскании заработной платы через суд с расчетного счета предприятия заработная плата взимается за минусом подоходного налога, а так как на расчетном счете отсутствуют денежные средства, то подоходный налог, как правило, не перечисляется и за предприятием числится задолженность по подоходному налогу.
Предложения: при взыскании заработной платы через суд действующим законодательством не возложена обязанность по перечислению платежей по подоходному налогу на судебных исполнителей. Поэтому необходимо, чтобы в справках, представляемых предприятиями физическим лицам для предъявления в суд, указывалась заработная плата без удержанных сумм подоходного налога. В этих случаях предприятие должно представить в госналогинспекцию на физических лиц, получивших зарплату через суд, сведения о доходах (Приложение N 3 к Инструкции ГНС РФ N 35), а физическое лицо в соответствии с пунктом 76 Инструкции N 35 должно уплатить подоходный налог на основании платежного извещения, вручаемого налоговым органом физическому лицу.
2. Для улучшения механизма уплаты подоходного налога необходимо законодательно предусмотреть сдачу выручки от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг на расчетный счет предприятия, т.е. создать условия для получения денежных средств на оплату труда только через банк.
3. В законодательном порядке отменить льготу, предусмотренную подпунктом "в" пункта 6 статьи 3 Закона РФ от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" на строительство и покупку жилого дома, квартиры, дачи, садового домика, в целях установления социальной справедливости, так как анализ показывает, что эта льгота предоставляется, в основном, физическим лицам, имеющим высокие доходы, а малообеспеченные категории практически не пользуются этой льготой.
4. Рекомендовать Управлению внутренних дел Тюменской области издать распоряжение, исключающее прописку граждан во вновь возведенных строениях, не зарегистрированных в коммунальных органах, для обеспечения полноты учета плательщиков и объектов недвижимости.
Поступление налога на добавленную стоимость за 9 месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 52%.
Большое влияние на поступление налога оказывает рост недоимки и возвраты на расчетные счета предприятий; величина недоимки на 01.10.99 составила 1160 млн. руб., в том числе в федеральный бюджет - 990 млн. руб., или 85,3%; в территориальный - 170 млн. руб.
Наиболее крупные суммы недоимки по НДС на 01.10.99 допустили следующие предприятия:
- АООТ "Сибнефтепровод" - 14,6 млн. руб.;
- ООО "Макро-Трейд" - 16,5 млн. руб.;
- ОАО "Запсибгазпром" - 22,8 млн. руб.;
- ОАО "Спиртоводочный завод "Заводоуковский" - 32 млн. руб.
Фактически возмещено из бюджетной системы на расчетные счета налогоплательщиков 16,3 млн. руб.
В целях увеличения поступления налога на добавленную стоимость, снижения недоимки за 9 месяцев 1999 года по НДС проведено 3308 документальных проверок предприятий-плательщиков, доначислено 64,6 млн. руб., взыскано 31,1 млн. руб., или 48%.
Поступление налога с продаж за 9 месяцев 1999 года составило 197,5 млн. руб., или 58% от задания.
За 9 месяцев текущего года рост поступления налога с продаж в сравнении с суммами отмененных налогов в связи с введением в области налога с продаж составил 314%. Рост поступления налога с продаж обеспечен за счет комплекса мер, предусмотренных налоговым законодательством.
Руководствуясь статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, госналогинспекциями предъявлялись требования и выставлялись инкассовые поручения к счетам налогоплательщиков, не уплативших налог с продаж. В результате было оплачено требований на сумму 11,5 млн. руб.; из 1436 инкассовых поручений было оплачено 346, или 24%, на сумму 1,7 млн. руб., или 18,6%.
Госналогинспекциями совместно с УФСНП изъято из касс 3137 предприятий в уплату налога с продаж 9,2 млн. руб., в том числе по г. Ишиму - 1,1 млн. руб., г.Тобольску - 1 млн. руб. На комиссии по контролю за своевременной и полной уплатой налога с продаж заслушано 605 налогоплательщиков, имеющих недоимку.
Проводится работа по своевременности и полноте уплаты налога с продаж совместно с муниципальными образованиями. Для полного охвата базы налогообложения составляются списки плательщиков налога с продаж и сверяются с данными муниципальных образований. Например, в Ярковском районе для учета полноты уплаты налога с продаж представители органов местного самоуправления в течение дня фиксируют товарооборот торговой точки, а работники госналогинспекции проверяют документально фактически оприходованную выручку в кассу. Проверка торговой точки в Иевлевском сельсовете выявила, что фактический товарооборот за день составил 670 руб., по расчетам, представленным в налоговую инспекцию, однодневный товарооборот составил 190 руб., таким образом, сумма заниженного налога с продаж за 8 месяцев текущего года составила 2545 руб. На предпринимателя наложен штраф в размере 5 тыс. руб.
Анализ причин невыполнения задания по налогу с продаж показал, что при составлении прогноза по данным статистики товарооборот от предпринимательской деятельности завышен на 3081415 тыс. руб., от платных услуг - на 92316 тыс. руб. Законами Тюменской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Тюменской области "О налоге с продаж" от 10.12.99 N 70, 29.03.99 N 99, 03.08.99 N 129 внесены дополнительные льготы по отдельным товарам и услугам, не облагаемым налогом с продаж, уменьшение объема реализации товаров (работ, услуг) по югу области за счет этого составляет 1344720 тыс. руб.
Исходя из вышеизложенного, завышение объемов от реализации товаров (работ, услуг) на 1999 год для расчета налога с продаж составляет 4518451 тыс. руб. (3081415+92316+1344720), задание по налогу с продаж на 1999 год завышено на 225923 тыс. руб.
Поступление акцизов в территориальный бюджет по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 45%, или 34 млн. руб. Но 65% от суммы поступивших акцизов погашено безденежными взаимозачетами, что отрицательно влияет на наполнение бюджета "живыми деньгами".
Предприятия-производители алкогольной продукции в 1999 году по сравнению с прошлым годом несколько увеличили производство алкогольной продукции. Так, за 9 месяцев текущего года произведено 372 тыс. дал спирта, 1085 тыс. дал ликероводочных изделий, 476 дал винных напитков, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выше по спирту на 102%, ликероводочным изделиям - на 139%, винным напиткам - на 102%.
Определенное влияние на поступление акцизов оказала остановка ОАО СВЗ "Заводоуковский" на профилактический ремонт.
Постановлением Губернатора области N 203 от 10 сентября 1999 года с 1 октября текущего года на территории области введена региональная идентификационная марка, которая должна дополнительно защитить рынок алкогольной продукции от фальсифицированной водки. Аналитических данных нет.
Введение региональной идентификационной марки, затраты на которую относятся на прибыль предприятий, остающейся в их распоряжении, привело к дополнительным затратам заводов-производителей, связанным с приобретением и наклейкой марок. В октябре текущего года резко снизился объем реализации готовой продукции и ее конкурентоспособность. На одном только заводе ОАО "Тюменский водочный завод" скопилось готовой продукции свыше 10 тысяч дал.
При стоимости региональной идентификационной марки в сумме 3 руб. 50 коп. на каждую бутылку, дополнительные затраты заводовпроизводителей на выпускаемый объем составили в среднем в месяц 5,5 млн. руб.
По предприятиям, осуществляющим производство этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, общая сумма задержанных платежей в бюджет банками г. Москвы составляет 132338 тыс. руб.
Наиболее крупная сумма платежей задержана в КБ "Миссион-банк" у ОАО "Спиртоводочный завод "Заводоуковский" - 112000 тыс. руб. У этого же налогоплательщика в КБ "Грифон" "зависло" 12000 тыс. руб., в "Московском трастовом банке" задержаны платежи на сумму 2500 тыс. руб., у "Ишимского винно-водочного завода" задержано 3457 тыс. руб. в КБ "Финвестбанк". В КБ "Резон-банк" задержано 1381 тыс. руб. ОАО "Тюменский завод по розливу вин". В КБ "Интерконтиненталь" задержан платеж на сумму 1000 тыс. руб. ПТФ "Витал".
По фактам "зависших" платежей направлены запросы в банки и госналогинспекции по месту регистрации банков с просьбой представить письменное подтверждение фактов списания денежных средств с заверенных выписок с лицевого (корреспондентского) счета, а также поставлены в известность органы прокуратуры, УФСНП, УВД.
По сравнению с соответствующим периодом прошлого года поступления налога на прибыль возросли более чем в 2 раза (457,5 млн. руб.). На увеличение поступлений налога в бюджеты территорий положительно повлияла деятельность ОАО "Сибнефтепровод" и его структурных подразделений, ОАО "Тюменская нефтяная компания", ОАО "Тюменский аккумуляторный завод", ЗАО "Компания Тура-Петролеум", от которых поступило в бюджет около 400 млн. руб.
В текущем году значительно снижено количество и объем льгот по налогу на прибыль, предоставляемых по Закону Тюменской области "О предоставлении налоговых льгот" на очередной год и решениям органов местного самоуправления. Если за 9 месяцев 1998 года сумма выпадающего из бюджета налога составила 14,5 млн. руб., то в текущем году - всего 0,4 млн. руб.
Прогнозные назначения по налогу на имущество предприятий выполнены за 9 месяцев на 108%, к соответствующему периоду прошлого года - на 112%, выполнены на 100% и квартальные показатели.
Выполнение годовых бюджетных назначений по единому налогу на совокупный доход по субъектам малого предпринимательства обеспечено на 131%, рост поступлений к прошлому году - в 2 раза.
За 9 месяцев текущего года налоговыми органами проведено 3134 проверки юридических лиц по налогу на прибыль. Нарушения налогового законодательства выявлены на каждом четвертом проверенном предприятии.
В практической работе по контролю за соблюдением налогового законодательства госналогинспекциями используются сведения о перевозимых грузах, поступающих от таможенных органов, Тюменского отделения Свердловской железной дороги, постов ГИБДД и других внешних источников.
Так, из поступивших в текущем году 525 сведений использовано при проверках 357 (68%), факты неоприходования выручки, товара установлены в 69 случаях, доначислено платежей в бюджет на сумму 514 тыс. руб.
При проверке правильности исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль устанавливаются многочисленные факты списания на затраты расходов, не подтвержденных документально, широкое распространение получила практика списания на себестоимость затрат капитального характера, взносов в государственные внебюджетные фонды, начисляемых на суммы материальной помощи, премии, отпускные, финансируемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, включения во внереализационные расходы затрат подведомственных предприятий, неотражения на внереализационных доходах кредиторской задолженности с просроченными сроками исковой давности. По указанным выше причинам ОАО "Запсибгазпром" доначислено в бюджет налога на прибыль с учетом штрафных санкций 1272 тыс. руб., ОАО "СТ-Вероника" - 1199 тыс. руб., ЗАО "Икар-консорциум" - 1012,8 тыс. руб.
Для увеличения доходной части бюджета предлагаем принять Закон Тюменской области, дающий право налоговым органам по сведениям комитетов по управлению имуществом в бесспорном порядке взыскивать в бюджет с неплательщиков-арендаторов объектов областной и муниципальной собственности арендную плату.
За 9 месяцев 1999 года поступления платежей за право пользования лесным фондом составили 4773 тыс. руб., в том числе в территориальный бюджет - 3450 тыс. руб., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления увеличились на 2408 тыс. руб., или в 2 раза больше (в 1998 году поступило 2365 тыс. руб.).
Однако необходимо отметить, что имеется проблема проверки лесопользователей. Она заключается в том, что налоговые органы контролируют плательщиков, зарегистрированных на территории своего района. В таких районах, как Исетский, Заводоуковский, Упоровский, Ялуторовский, большое количество древесины выписывают предприятия из г. Тюмени. К примеру, только в Исетском районе 9 иногородних плательщиков. Большинство из них остаются бесконтрольными. Эта проблема требует решения.
Вторая проблема - рост недоимки. Так, за истекший период 1999 года недоимка по платежам за право пользования лесным фондом увеличилась на 1030 тыс. руб. Часть ее невозможно погасить в связи с тем, что предприятиянедоимщики давно не функционируют. Ярким примером в этом плане служит самый крупный лесозаготовительный район - Уватский. Из имеющейся недоимки (1938 тыс. руб.) 834 тыс. руб., или 43%, приходится на плательщиков, арендаторов лесного фонда из Омской области, Аксеновский леспромхоз, АООТ "Скородумлес", АО "Белоярлес", которые давно не занимаются заготовкой древесины и вообще прекратили всякую деятельность, а недоимка за ними числится. Госналогинспекция по Уватскому району приняла все меры, однако они результатов не дали. Мы обращаемся к депутатам с просьбой помочь в решении этого вопроса в законодательном порядке.
Большой рост недоимки по платежам за право пользования лесным фондом дает несоблюдение лесохозяйственными органами Лесного кодекса Российской Федерации, в частности статьи 28, которой предусмотрено принудительное прекращение права пользования лесным фондом в случае систематического, более 3 раз в году, невнесения платежей за пользование лесным фондом. Наглядным примером служит ЛП "Туртас" (Уватский район), которое создано только в 1997 году, а уже имеет недоимку на сумму 705 тыс. руб. в результате невнесения арендной платы за земли лесного фонда. Лесохозяйственные органы не приняли мер к приостановлению заготовки древесины этим предприятием, недоимка у ЛП "Туртас" возрастает с каждым новым сроком уплаты. Поступления по местным налогам и сборам за 9 месяцев текущего года составили 359590 тыс. руб., или 168% от прогнозного задания.
Поступление в сумме 168058 тыс. руб. свыше прогнозного задания произошло по следующим причинам.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 2 раза увеличился валовый доход предприятий и как следствие - поступления по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, который в общей сумме поступлений по местным налогам и сборам составляет 95%. В результате поступления по данному налогу возросли на 179872 тыс. руб.
Кроме того, поступила недоимка прошлых лет по отмененным местным налогам и сборам в сумме 10375 тыс. руб. в связи с введением с 1 ноября 1998 года налога с продаж.
В целях увеличения поступлений по местным налогам и сборам следует проводить совместную работу с главами муниципальных образований по постановке на налоговый учет всех филиалов, структурных подразделений, головные предприятия которых расположены вне территории данного муниципального образования, а также по работе с предприятияминеплательщиками для снижения недоимки в местный бюджет, которая по состоянию на 01.10.99 равна 210 млн. руб.
За 9 месяцев 1999 года поступило по плате за право пользования недрами 1185,3 млн. руб., из них в федеральный бюджет - 5,2 млн. руб., в территориальный - 1180,1 млн. руб. Годовые контрольные показатели в части территориального бюджета выполнены на76% (бюджетное назначение составляет 1554674 тыс. руб.).
Недоимка по плате за право пользования недрами в федеральный бюджет на 01.10.99 составляет 1697 тыс. руб., в областной бюджет по предприятиям автономных округов составила на 01.10.99 835,9 млн. руб., в том числе по предприятиям Ямало-Ненецкого автономного округа - 693,3 млн. руб., Ханты-Мансийского автономного округа - 142,5 млн. руб.
Основными предприятиями-недоимщиками являются:
а) по Ханты-Мансийскому автономному округу:
- ОАО "ЛУКойл-Западная Сибирь" - 41,9 млн. руб.;
- ОАО "Кондпетролеум" - 21,2 млн. руб.;
- ОАО "Сургутнефтегаз" - 18,8 млн. руб.;
- ОАО "Нижневартовскнефтегаз" - 9,8 млн. руб.
Недоимка по этим предприятиям составляет 64% всей недоимки по Ханты-Мансийскому автономному округу на 01.10.99:
б) по Ямало-Ненецкому автономному округу:
- ГП "Ямбурггаздобыча" - 314,1 млн. руб.;
- ПО "Уренгойгазпром" - 156,3 млн. руб.;
- ПО "Надымгазпром" - 110,8 млн. руб.;
- ОАО "Ноябрьскгаздобыча" - 50,5 млн. руб.
Недоимка по этим предприятиям составляет 91% всей недоимки по Ямало-Ненецкому автономному округу на 01.10.99.
В целях увеличения поступлений платежей в областной бюджет и снижения недоимки Государственной налоговой инспекцией по Тюменской области принимаются определенные меры. Однако при работе с недоимкой имеется ряд проблем, которые не в полной мере позволяют воздействовать на увеличение поступлений.
1. Все плательщики за право пользования недрами в областной бюджет зарегистрированы в госналогинспекциях автономных округов. По месту пользования недрами они уплачивают платежи во все уровни бюджетов, в том числе 20% - отчисления в областной бюджет. Меры принудительного взыскания недоимки применяются госналогинспекциями автономных округов, но не Государственной налоговой инспекцией по Тюменской области.
2. Крупные нефте- и газодобывающие предприятия входят в структуру разных компаний, находящихся в г. Москве и других регионах России, которые не отвечают по долгам своих структурных подразделений. Это затрудняет своевременность доведения информации о состоянии платежной дисциплины и других вопросов при платежах за право пользования недрами.
3. Отдельные головные нефтяные компании при определении стоимости добытых полезных ископаемых применяют корпоративные (заниженные) цены на нефть. Такая ситуация возможна, так как по налоговому законодательству налогооблагаемая база по плате за право пользования недрами определяется как доля от стоимости добытых полезных ископаемых.
4. ГНИ по Тюменской области испытывает затруднения при получении информации о платежах и плательщиках от госналогинспекций автономных округов. Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа являются самостоятельными субъектами РФ в составе Тюменской области, соответственно, госналогинспекции по округам не подчиняются ГНИ по Тюменской области. Так, на запросы ГНИ по Тюменской области от 05.08.99 N 10-03/238, от 05.10.99 N 10-03/311 в ГНИ по ЯНАО о суммах начисленных платежей по предприятиям округа получен отказ со ссылкой на статью 102 Налогового кодекса РФ.
В целях увеличения и стабильности поступления платежей в областной бюджет ГНИ по Тюменской области предлагает:
- выйти в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с законодательной инициативой о внесении изменений в Закон РФ "О недрах" (ставку платежей установить от объема добытых полезных ископаемых за тонну, что устранит возможность головных предприятий устанавливать заниженные цены на нефть);
- содействовать в получении информации о платежах и плательщиках в необходимых объемах от госналогинспекций автономных округов.
III. Деятельность управления Федеральной службы налоговой полиции РФ по Тюменской области (далее - УФСНП РФ по Тюменской области) направлена на выявление, пресечение и предупреждение налоговых и иных преступлений и правонарушений среди налогоплательщиков, осуществляющих финансовохозяйственную деятельность на юге Тюменской области.
На территории, находящейся в оперативном подчинении УФСНП РФ по Тюменской области, единственным налогоплательщиком, имеющим лицензию на добычу нефти и газа на Кальчинском месторождении Уватского района Тюменской области и лицензию на геологическое изучение и добычу нефти и газа в Северо-Кальчинском поисковом блоке, является ОАО "Тюменнефтегаз" (г.Тюмень) - дочернее предприятие ОАО "Тюменская нефтяная компания". На основании решений арбитражных судов Тюменской области и г. Москвы и совместного решения администрации Тюменской области и Министерства природных ресурсов Российской Федерации 7 октября 1998 года отозвана лицензия на добычу нефти и газа у совместного российско-канадского предприятия ЗАО "Компания Тура-Петролеум" (г.Тюмень).
За 1998-1999 годы УФСНП РФ по Тюменской области с ГНИ Центрального АТО г. Тюмени проведены четыре проверки финансово-хозяйственной деятельности данных предприятий: ОАО "Тюменнефтегаз" (10.04.98), ЗАО "Компания Тура-Петролеум" (24.04.98, 03.07.98, 15.02.99). По результатам проверки ЗАО "Компания Тура-Петролеум" (рук. Черник Д.) от 03.07.98 выявлены нарушения налогового законодательства, повлекшие занижение уплаты налога на прибыль предприятия. Совместным решением ГНИ Центрального АТО г.Тюмени и УФСНП РФ по Тюменской области от 17.07.98 ЗАО "Компания Тура Петролеум" привлечено к налоговой ответственности на сумму 14935,1 тыс. руб. В результате профилактических мероприятий, проведенных УФСНП РФ по Тюменской области с руководителем предприятия, ЗАО "Компания Тура-Петролеум" возместило причиненный государству ущерб в размере 13563,2 тыс. руб.
ЗАО "Компания Тура-Петролеум" отказано в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления по пункту 2 статьи 5 УПК РФ.
Таблица
Структура
поступления доходов в областной бюджет
за 1999 год по статье "Платежи за право
пользования недрами"
тыс. руб.
Поступление доходов | За 1998 год | На 01.07.99 | На 01.09.99 |
Деньгами | 281863 | 287429,7 | 465808,5 |
Векселями | 261,4 | 51744,4 | 135345,6 |
Налоговыми освобождениями | 39,6 | 6766,8 | 6766,8 |
Зачетами | 1251374,4 | 226664 | 377222,5 |
Всего | 1834298,7 | 572604,9 | 985143,4 |
Проценты зачисления деньгами в общей сумме доходов по указанной статье |
15,4 |
50,2 |
47,3 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Тюменской областной Думы от 25 ноября 1999 N 830
"Об информации Администрации области, Государственной налоговой инспекции по Тюменской области, управления Федеральной службы налоговой полиции РФ по Тюменской области о принятых и планируемых мерах по улучшению сбора платежей за право пользования недрами, а также по сокращению дефицита областного бюджета"
Текст постановления официально опубликован не был
Настоящий документ снят с контроля