Постановлением Тюменской областной Думы от 19 сентября 2000 г. N 1192 настоящее постановление снято с контроля
Рассмотрев проект Закона Тюменской области "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав в Тюменской области", решение постоянной комиссии областной Думы по общему законодательству, в соответствии с пунктом 1 статьи 28 и статьями 31, 32, 33 Устава Тюменской области областная Дума постановила:
1. Принять проект Закона Тюменской области "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав в Тюменской области" во втором чтении.
2. Направить указанный законопроект в администрацию Тюменской области, органы государственной власти Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, прокуратуру области, управление юстиции администрации области, органы местного самоуправления для внесения замечаний и предложений.
3. Постоянной комиссии областной Думы по общему законодательству (Маров И.П.) доработать указанный законопроект с учетом поступивших замечаний и предложений и внести его на заседание областной Думы для рассмотрения в третьем чтении.
4. Снять с контроля постановление областной Думы "О проекте Закона Тюменской области "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав в Тюменской области" от 23.05.2000 N 1075.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянную комиссию областной Думы по общему законодательству (Маров И.П.).
Председатель Тюменской областной Думы |
С.Е.Корепанов |
Проект
принят Тюменской областной Думой
во втором чтении 16.06.2000
Закон Тюменской области
"О системе профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних и защиты их прав в Тюменской области"
Настоящий закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних" N 120-ФЗ от 24.07.1999 г., Законом
Тюменской области "О защите прав ребенка" и общепризнанными нормами
международного права определяет основные задачи и принципы деятельности
органов областной системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних.
Статья 1. Основные понятия
В настоящем законе применяются следующие основные понятия:
а) профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних -
система мер, направленных на выявление и устранение причин и условий,
способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и
антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в
совокупности с индивидуальной профилактической работой с
несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном
положении;
б) безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением
которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего
исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию
со стороны родителей или законных представителей;
в) беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или)
места пребывания;
г) несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении,
-лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности
или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для
его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию
или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные
действия;
д) семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья,
имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также
семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не
исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или)
содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко
обращаются с ними,
е) социальная реабилитация - мероприятия по восстановлению
утраченных несовершеннолетним социальных связей и функций, условий для
полноценного развития и заботы о нем.
Статья 2. Основные задачи и принципы деятельности по
профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних
1. Основными задачами профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних являются:
а) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и
антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение
причин и условий, им способствующих;
б) обеспечение гарантированной защиты прав и законных интересов
несовершеннолетних:
в) социальная реабилитация, адаптация и полноценное
социально-бытовое устройство несовершеннолетних, находящихся в
социально опасном положении;
г) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в
совершение преступлений и антиобщественных действий, фактов жестокого
обращения с несовершеннолетними
2. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних является неотъемлемой частью социально-правовой
политики в области и осуществляется на основе принципов:
а) законности;
б) гуманного обращения с несовершеннолетними;
в) соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних во всех
сферах жизнедеятельности на основе гласности;
г) обеспечения ответственности органов государственной власти,
местного самоуправления, должностных лиц и граждан за нарушение прав и
законных интересов несовершеннолетних;
д) поддержки семьи и взаимодействия с ней в области профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
е) индивидуализации мер по профилактическому воздействию и
исправлению несовершеннолетних;
ж) государственной поддержки деятельности органов местного
самоуправления, общественных объединений по профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних;
з) сохранения конфиденциальности информации о несовершеннолетнем и
его родителях (законных представителях).
Статья 3. Структура областной системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав
Областную систему профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних составляют комиссии по делам несовершеннолетних и
защите их прав. органы управления и учреждения социальной защиты
населения, органы управления образования, органы опеки и
попечительства, органы службы занятости, органы управления
здравоохранением, органы внутренних дел, органы по делам молодежи, а
также иные органы и учреждения, осуществляющие в пределах своей
компетенции меры по профилактике правонарушений несовершеннолетних и
защите их прав.
Координация деятельности органов и организаций областной системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на
областном уровне возлагается на комиссию по делам несовершеннолетних и
защите их прав при Губернаторе Тюменской области, действующую на
постоянной основе.
Статья 4. Полномочия органов и учреждений областной системы
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних и защите их прав
Органы и учреждения областной системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних и защите их прав действуют в пределах
полномочий, установленных законодательством Российской Федерации с
особенностями, предусмотренными настоящим Законом и иными нормативными
правовыми актами Тюменской области.
Статья 5. Система комиссий по делам несовершеннолетних и защите
их прав
Систему комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в
Тюменской области составляют:
а) комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при
Губернаторе Тюменской области,
б) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при
территориальных органах государственной власти;
в) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые
органами местного самоуправления.
Статья 6. Основные задачи и функции комиссий
по делам несовершеннолетних и защите их прав
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах
своей компетенции обеспечивают:
а) осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской
Федерации и законодательством области, по координации деятельности
органов и учреждений областной системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних;
б) содействие несовершеннолетним в реализации и защите прав и
законных интересов;
в) оказание содействия в устройстве несовершеннолетних, нуждающихся
в помощи государства;
г) осуществление контроля за условиями содержания, воспитания и
обучения несовершеннолетних, а также за обращением с ними в учреждениях
системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
д) принятие мер обеспечения защиты несовершеннолетних от
физического, психического и иных форм насилия, от всех форм
дискриминации, сексуальной и иной эксплуатации, а также от вовлечения в
группы различных видов антиобщественного поведения;
е) выявление и анализ причин и условий, способствующих
безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, и определение мер
по их устранению;
ж) организацию работы по выявлению и социальной реабилитации
несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, по
выявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних, не
выполняющих обязанностей по содержанию, воспитанию, образованию, охране
жизни и здоровья своих детей, отрицательно влияющих на их поведение или
жестоко обращающихся с ними; ведение учета этих категорий лиц, и
применение к ним мер воздействия, предусмотренных действующим
законодательством;
з) рассмотрение в пределах своей компетенции материалов в отношении
несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния до
достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за
эти деяния, а также в отношении несовершеннолетних, совершивших
правонарушения до достижения возраста, с которого наступает
административная ответственность;
и) осуществление функций административной юрисдикции в отношении
несовершеннолетних, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних в случаях, предусмотренных действующим
законодательством;
к) взаимодействие с общественными объединениями, религиозными
организациями и гражданами по вопросам, связанным с профилактикой
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защитой их прав и
законных интересов.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах
своих полномочий принимают постановления, касающиеся вопросов
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
которые обязательны для исполнения государственными органами,
предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм
собственности, должностными лицами и гражданами.
Статья 7. Образование и состав комиссий по
делам несовершеннолетних и защите их прав.
1. Порядок образования и деятельности комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Тюменской области и
комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при
территориальных органах государственной власти определяется
Губернатором области в соответствии с действующим федеральным и
областным законодательством. Численный и персональный состав комиссии
по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Тюменской
области определяется Губернатором области.
Численный и персональный состав комиссий по делам несовершеннолетних
и защите их прав при территориальных органах государственной власти
определяется главой администрации.
Формирование, численный и персональный состав комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав, образуемых органами местного
самоуправления, определяется в порядке, установленном нормативными
правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений
пункта 2 настоящей статьи.
2. Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав возглавляет
председатель - заместитель главы администрации, заместитель главы
местного самоуправления.
На постоянной штатной основе в состав комиссии входят:
заместитель председателя комиссии, ответственный секретарь,
специалист (инспектор), имеющие высшее юридическое или педагогическое
образование и стаж работы по специальности 'или опыт работы с
несовершеннолетними не менее трех лет.
Численный состав штатных и внештатных работников комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав определяется с учетом состояния
подростковой преступности, количества несовершеннолетних, из расчета
один специалист (инспектор по работе с детьми) на 5 - 10 тысяч
несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, но не менее 3-х человек.
Статья 8. Направления деятельности комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе
Тюменской области по вопросам профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при
Губернаторе Тюменской области в пределах своей компетенции:
а) разрабатывает областные программы защиты прав и законных
интересов, улучшения условий жизни, труда и отдыха несовершеннолетних,
профилактики их безнадзорности, беспризорности и правонарушений,
контролирует реализацию этих программ,
б) принимает участие в разработке нормативных правовых актов по
вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
в) регулярно информирует в установленной форме Губернатора области о
состоянии работы по профилактике безнадзорности, беспризорности и
правонарушений несовершеннолетних, о выявленных нарушениях прав и
законных интересов несовершеннолетних на территории Тюменской области,
г) разрабатывает и вносят в соответствующие органы предложения по
защите прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактике их
безнадзорности, беспризорности и правонарушений;
д) обобщает и распространяет опыт работы органов и учреждений
системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних.
е) осуществляет иную деятельность в соответствии с действующим
законодательством.
Статья 9. Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите
их прав, образуемых территориальными органами
государственной власти и органами местного самоуправления
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые
территориальными органами государственной власти и органами местного
самоуправления, по вопросам профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции
осуществляют на подведомственной им территории полномочия,
предусмотренные федеральным и областным законодательством, нормативными
правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 10. Органы управления социальной защитой
населения и учреждения социального обслуживания
Департамент социальной защиты населения администрации Тюменской
области и управления социальной защиты населения территориальных
органов государственной власти в пределах своих полномочий:
а) осуществляют меры по профилактике безнадзорности
несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу
в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их
родителей или законных представителей, не исполняющих своих
обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или)
отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними,
б) контролируют деятельность специализированных учреждений для
несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, иных
учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги
несовершеннолетним и их семьям, а также осуществляют меры по развитию
сети указанных учреждений;
в) внедряют в деятельность учреждений и служб, предоставляющих
социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, современные методики
и технологии социальной реабилитации;
г) иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.
2. На территории Тюменской области создаются следующие учреждения
социального обслуживания населения:
территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры
психолого-педагогической помощи населению;
центры экстренной психологической помощи;
иные учреждения социального обслуживания,
Учреждения социального обслуживания осуществляют свою деятельность
по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних и защите их прав в соответствии с уставами указанных
учреждений или положениями о них, в том числе:
а) предоставляют бесплатно социальные услуги несовершеннолетним,
находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной
ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или
законных представителей либо по иннициативе должностных лиц органов и
учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
б) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном
положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в
социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц.
оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными
программами социальной реабилитации;
в) принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной
профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том
числе путем организации их досуга, развития творческих способностей
несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в
учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содействие в
организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в
помощи государства;
г) иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.
Порядок образования, деятельности, полномочия, порядок обслуживания
несовершеннолетних в специализированных учреждениях для
несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, определяется
законодательством РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными
актами РФ и Тюменской области.
Статья 11. Органы управления образованием и
образовательные учреждения
Департамент образования и науки администрации Тюменской области,
органы управления образованием муниципальных образований в пределах
своей компетенции осуществляют деятельность по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав, в
том числе:
а) контролируют соблюдение законодательства Российской Федерации и
законодательства субъектов Российской Федерации в области образования
несовершеннолетних:
б) осуществляют меры по развитию сети специальных
учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа,
образовательных учреждений, детских домов и школ - интернатов для детей
- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также других
учреждений, оказывающих педагогическую и иную помощь
несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении:
в) участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятости
несовершеннолетних:
г) ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически
пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных
учреждениях:
д) разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных
учреждений программы и методики, направленные на формирование
законопослушного поведения несовершеннолетних;
е) создают психолого-медико-педагогические комиссии, которые
выявляют несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии или
поведении, проводят их комплексное обследование и готовят рекомендации
по оказанию им психолого-медико- педагогической помощи и определению
форм дальнейшего обучения и воспитания несовершеннолетних;
ж) иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством
2. Образовательные учреждения (начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования), образовательные учреждения
начального профессионального, среднего профессионального образования и
другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс, осуществляют
деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, защите их прав на основании уставов указанных
учреждений или положений о них в соответствии, с действующим
законодательством:
а) оказывают социально - психологическую и педагогическую помощь
несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо
проблемы в обучении:
б) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном
положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по
неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях.
принимают меры по их воспитанию и получению ими основного общего
образования:
в) выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и
оказывают им помощь в обучении и воспитании детей:
г) обеспечивают организацию в образовательных учреждениях
общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и
привлечение к участию в них несовершеннолетних:
д) осуществляют меры по реализации программ и методик. направленных
на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
3. Детские дома и школы - интернаты для детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, в соответствии с уставами указанных
учреждений или положениями о них:
а) принимают для содержания, воспитания, обучения, последующего
устройства и подготовки к самостоятельной жизни несовершеннолетних в
случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их
в родительских правах, признания родителей недееспособными, длительной
болезни родителей, уклонения родителей от воспитания детей, а также в
других случаях отсутствия родительского попечения;
б) принимают на срок, как правило, не более одного года для
содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних, имеющих родителей
или законных представителей, если указанные несовершеннолетние
проживают в семьях, пострадавших от стихийных бедствий, либо являются
детьми одиноких матерей (отцов), безработных, беженцев или вынужденных
переселенцев;
в) осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних,
обучающихся или содержащихся в указанных учреждениях, а также участвуют
в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с
ними.
Статья 12. Специальные учебно-воспитательные
учреждения открытого и закрытого типа
органов управления образованием
1. На территории Тюменской области департаментом образования и науки
администрации области, органами управления образованием муниципальных
образований создаются специальные учебно-воспитательные учреждения
открытого и закрытого типов.
К специальным учебно-воспитательным учреждениям открытого типа
относятся:
а) специальные общеобразовательные школы открытого типа;
б) специальные профессиональные училища открытого типа;
в) другие виды образовательных учреждений открытого типа для
несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания.
К специальным учебно-воспитательным учреждениям закрытого типа
относятся:
а) специальные общеобразовательные школы закрытого типа;
б) специальные профессиональные училища закрытого типа;
в) специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого
типа.
2. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и
закрытого типов осуществляют деятельность по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав на
основании уставов указанных учреждений или положений о них, в
соответствии с действующим законодательством.
Примерные положения о специальных учебно-воспитательных учреждениях
открытого и закрытого типа утверждаются Правительством Российской
Федерации.
Статья 13. Органы опеки и попечительства
Органы опеки и попечительства в пределах своих полномочий
осуществляют деятельность по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, защите их прав, в том числе:
а) дают в установленном порядке согласие на перевод детей - сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного
учреждения в другое либо на изменение формы обучения до получения ими
основного общего образования, а также на исключение таких лиц из любого
образовательного учреждения;
б) участвуют в пределах своей компетенции в проведении
индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, если они
являются сиротами либо остались без попечения родителей или законных
представителей;
в) принимают меры по защите личных и имущественных прав
несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
Должностные лица органов опеки и попечительства в целях
предупреждения безнадзорности, беспризорности и правонарушений
несовершеннолетних используют полномочия, предоставленные
законодательством Российской Федерации и законодательством Тюменской
области.
Статья 14. Органы по делам молодежи и учреждения органов по
делам молодежи
Департамент по делам культуры, молодежи и спорта администрации
Тюменской области в пределах своей компетенции:
а) участвует в разработке и реализации областных целевых программ по
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
б) осуществляет организационно-методическое обеспечение и
координацию деятельности по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних находящихся в их ведении социальных
учреждений, клубов и иных учреждений:
в) оказывает содействие детским и молодежным общественным
объединениям, социальным учреждениям, фондам и иным учреждениям и
организациям, деятельность которых связана с осуществлением мер по
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
г) участвует в порядке, установленном Губернатором области, в
финансовой поддержке на конкурсной основе общественных объединений,
осуществляющих меры по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
д) участвует в организации отдыха, досуга и занятости
несовершеннолетних.
Департамент по делам культуры, молодежи и спорта администрации
Тюменской области и органы по делам молодежи муниципальных образований
создают социально- реабилитационные центры для подростков и молодежи,
центры социально-психологической помощи молодежи, центры
профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, молодежные
клубы и иные учреждения органов по делам молодежи.
Полномочия учреждений органов по делам молодежи определяются
уставами данных учреждений или положениями о них, в соответствии с
действующим законодательством.
Статья 15. Органы управления здравоохранением и
учреждения здравоохранения
Департамент здравоохранения администрации Тюменской области и органы
управления здравоохранением муниципальных образований в пределах своей
компетенции организуют:
а) распространение санитарно - гигиенических знаний среди
несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, а также
пропаганду здорового образа жизни,
б) развитие сети детских и подростковых учреждений, оказывающих
психиатрическую помощь:
в) круглосуточный прием и содержание заблудившихся, подкинутых и
других детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения
родителей или законных представителей;
г) медицинское обследование несовершеннолетних, оставшихся без
попечения родителей или законных представителей, и подготовку
рекомендаций по их устройству с учетом состояния здоровья;
д) выхаживание и воспитание детей в возрасте до четырех лет,
оставшихся без попечения родителей или законных представителей либо
имеющих родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также
содействие органам опеки и попечительства в устройстве таких
несовершеннолетних;
е) оказание консультативной помощи работникам органов и учреждений
системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, а также родителям или законным представителям
несовершеннолетних;
ж) круглосуточный прием несовершеннолетних, находящихся в состоянии
алкогольного или наркотического опьянения, для оказания им медицинской
помощи при наличии показаний медицинского характера;
з) оказание специализированной диагностической и лечебно
восстановительной помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в
поведении;
и) подготовку в установленном порядке заключений о состоянии
здоровья несовершеннолетних, совершивших преступление или общественно
опасное деяние, в целях установления у них наличия (отсутствия)
противопоказаний медицинского характера для направления в специальные
учебно - воспитательные учреждения закрытого типа;
к) выявление, учет, обследование при наличии показаний медицинского
характера и лечение несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки,
наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, а
также осуществление других входящих в их компетенцию мер по
профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании несовершеннолетних
и связанных с этим нарушений в их поведении;
л) выявление источников заболеваний, передаваемых половым путем,
обследование и лечение несовершеннолетних, страдающих этими
заболеваниями.
Органы управления здравоохранением информируют соответствующие
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав об учреждениях
здравоохранения, осуществляющих функции, указанные в пункте 1 настоящей
статьи.
Статья 16. Органы службы занятости
Комитет по труду, занятости и миграции населения администрации
области, органы службы занятости муниципальных образований участвуют в
профессиональной ориентации несовершеннолетних, содействуют трудовому
устройству несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, в
порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством.
Статья 17. Органы внутренних дел
На территории Тюменской области органами внутренних дел создаются:
подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел,
центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей
органов внутренних дел;
приемники-распределители для беспризорных несовершеннолетних органов
внутренних дел.
Органы внутренних дел принимают участие в предупреждении
беспризорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах
полномочий, установленных федеральным законодательством.
Статья 18. Меры по координации деятельности органов
и учреждений системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних
Координация деятельности в сфере профилактики безнадзорности,
беспризорности, правонарушений несовершеннолетних и защите их прав
осуществляется комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав
при Губернаторе Тюменской области.
Комиссия для выполнения возложенных на нее задач по координации
деятельности органов и учреждений областной системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
а) изучает и анализирует состояние проблем, связанных с соблюдением
прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорностью и
правонарушениями, выявлением и устройством детей, оставшихся без
попечения родителей;
б) вырабатывает согласованные подходы по приоритетным направлениям в
области профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов, организует на
областном уровне разработку соответствующих мероприятий;
в) разрабатывает проект и способствует реализации целевой областной
программы по вопросам профилактики безнадзорности, беспризорности,
правонарушений несовершеннолетних и защите их прав;
г) оказывает информационно-методическое и иное содействие органам и
учреждениям областной системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних по вопросам профилактики
безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних и
защите их прав;
Статья 19. Основания применения мер воздействия в
отношении несовершеннолетних, их родителей или
законных представителей
Уполномоченные органы и учреждения областной системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних вправе рассматривать
материалы о применении мер воздействия в отношении несовершеннолетних.
их родителей (законных представителей):
а) по заявлению несовершеннолетнего, его родителей (законных
представителей), иных уполномоченных лиц,
б) по собственной инициативе;
в) по представлению органов опеки и попечительства, органов и
учреждений социальной защиты населения, образования, здравоохранения,
внутренних дел, работодателей, общественных объединений;
г) по постановлениям органов внутренних дел, прокуратуры в отношении
несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до
достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за
это деяние;
д) переданные в порядке административного производства.
Статья 20. Меры воздействия, применяемые к несовершеннолетним
По результатам проведенных проверок и рассмотрения материалов (дел)
уполномоченные органы с учетом особенностей возраста, социального
положения, поведения, мотивов, характера и тяжести совершенного
проступка могут применять к несовершеннолетним следующие меры
воздействия:
- объявить замечание, предупреждение;
- обязать принести извинение потерпевшему за причинение морального или
материального ущерба;
- предложить несовершеннолетнему, достигшему четырнадцатилетнего
возраста и имеющему самостоятельный заработок (доход), возместить
потерпевшему имущественный ущерб или своим трудом устранить ущерб при
наличии у несовершеннолетнего соответствующих трудовых навыков;
- передать несовершеннолетнего под надзор родителей (законных
представителей);
- обратиться в суд с ходатайством об ограничении или лишении
несовершеннолетнего самостоятельно распоряжаться своим заработком,
стипендией или иным доходом;
- с согласия органа управления социальной защитой населения
ходатайствовать о помещении несовершеннолетнего в специализированное
учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной
реабилитации;
- с согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего
и с согласия несовершеннолетнего, достигшего возраста четырнадцати лет,
направить его в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого
типа или в иное реабилитационное учреждение при отсутствии медицинских
противопоказаний для содержания в них;
- ходатайствовать перед судом о направлении несовершеннолетнего,
совершившего общественно-опасное деяние до достижения возраста, с
которого наступает уголовная ответственность за это деяние, и
нуждающегося в особых условиях воспитания и специальном педагогическом
подходе, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого тапа.
Статья 21. Меры воздействия, применяемые к родителям
(законным представителям) несовершеннолетних
К родителям (законным представителям) несовершеннолетних, злостно не
выполняющим обязанности по воспитанию, содержанию и обучению
несовершеннолетних либо отрицательно влияющих на их поведение,
уполномоченные органы могут применять следующие меры воздействия:
- объявить замечание, предупреждение;
- предложить возместить причиненный несовершеннолетним ущерб;
- при непосредственной угрозе жизни или здоровью несовершеннолетнего
обратиться с ходатайством в органы опеки и попечительства о немедленном
отобрании ребенка у родителей (законных представителей) или иных лиц,
на попечении которых он находится;
- обратиться в суд с заявлением об ограничении или лишении
родительских прав;
- обратиться в суд с иском о выселении родителей (одного из них) без
предоставления другого жилого помещения, если их совместное проживание
с несовершеннолетним, в отношении которого они лишены родительских
прав, признано невозможным.
Статья 22. Финансовое обеспечение органов и учреждений системы
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних
Финансовое обеспечение органов и учреждений системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется за
счет средств федерального и областного бюджетов с учетом установленного
порядка финансирования деятельности указанных органов и учреждений.
Дополнительными источниками финансирования могут быть
благотворительные взносы, добровольные безвозмездные пожертвования и
иные источники, не запрещенные законодательством РФ.
Финансирование комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
при Губернаторе Тюменской области и комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав, образуемых территориальными
органами государственной власти, осуществляется за счет средств
областного бюджета, предусмотренных на финансирование исполнительных
органов государственной власти Тюменской области.
Финансирование комиссий по делам несовершеннолетних и защите их
прав, образованных органами местного самоуправление осуществляется за
счет средств областного и местных бюджетов. Средства областного бюджета
передаются органам местного самоуправления в виде субвенций для
осуществления деятельности по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних.
Средства областного бюджета, переданные органам местного
самоуправления для осуществления государственных полномочий по
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
учитываются в доходной и расходной частях бюджетом муниципальных
образований.
Статья 23. Участие организаций в мероприятиях по
профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних
1. Организации, не входящие в областную систему профилактики
безнадзорности и правонарушений, могут:
а) организовать в пределах своей компетенции нравственное,
эстетическое, физическое, патриотическое, трудовое воспитание и
обучение несовершеннолетних;
б) оказывать помощь многодетным семьям, детям, оставшимся без
попечения родителей, несовершеннолетним, нуждающимся в помощи
государства;
в) содействовать социальной реабилитации несовершеннолетних.
вернувшихся из мест лишения свободы, специализированных
учебно-воспитательных учреждений.
г) в иной форме взаимодействовать с органами областной системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
вносить предложения по ее совершенствованию.
2. Организациям, осуществляющим мероприятия по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предоставляются
льготы и компенсации, предусмотренные законодательством Российской
Федерации и Тюменской области.
3. Департамент по делам культуры, молодежи и спорта администрации
Тюменской области на конкурсной основе оказывает финансовую поддержку
общественным объединениям, осуществляющим меры по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Порядок проведения
конкурса и порядок финансирования утверждается Губернатором области.
Статья 24. Обеспечение кадрами органов и учреждений
областной системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних
На работу в органы областной системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних принимаются граждане, имеющие
соответствующее образование, а также способные по своим деловым,
личным, нравственным качествам и состоянию здоровья исполнять
обязанности, связанные с профилактикой безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних.
Не могут быть приняты на работу лица с медицинскими
противопоказаниями, лишенные права заниматься данной деятельностью по
приговору суда, а также лица, которые были осуждены за совершение
преступления.
Граждане, умышленно скрывшие при приеме на работу сведения,
указанные в части 2 настоящей статьи, подлежат увольнению.
Подготовка педагогических, медицинских и других специалистов для
органов областной системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних осуществляется в образовательных учреждениях
среднего профессионального и высшего образования, на специальных
факультетах и курсах в образовательных учреждениях среднего
профессионального и высшего образования.
Статья 25. Ответственность за неисполнение либо
ненадлежащее исполнение настоящего Закона
Должностные лица органов государственной власти, местного
самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и граждане несут
ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего
Закона в соответствии с законодательством Российской Федерации и
Тюменской области.
Статья 26. Контроль за деятельностью органов областной
системы профилактики
Государственный контроль за деятельностью органов и учреждений
областной системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних осуществляется органами исполнительной власти
Тюменской области в пределах своих полномочий и в порядке,
установленном законодательством Тюменской области.
Ведомственный контроль за деятельностью органов и учреждений
областной системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних осуществляется вышестоящими органами и их
должностными лицами.
Статья 27. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Губернатор Тюменской области Л.Ю. Рокецкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Тюменской областной Думы от 16 июня 2000 г. N 1114 "О проекте Закона Тюменской области "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав в Тюменской области"
Текст постановления опубликован в "Вестнике Тюменской областной Думы" 2000 г., N 7
Настоящий документ снят с контроля